Мы пишем ваши имена

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мы пишем ваши имена

Трапезников Д.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 Копейского городского округа
Шпакова Е.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 Копейского городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Есть на земле места, которые являются символами страдания и низости, героизма и жестокости. Это - концлагеря, лагеря смерти. Построенные гитлеровскими инженерами, управляемые нацистскими «профессионалами» лагеря служили единственной цели - полному истреблению людей. У заключенных практически не было шансов выжить в нечеловеческих условиях, однако они не теряли надежды. Своей моральной стойкостью они одержали победу, отстаивая достоинство человеческого рода. Их нельзя забыть, особенно сегодня, когда многие части мира снова охвачены фанатизмом, расизмом, нетерпимостью. И чем дальше время отодвигает события Великой Победы, тем труднее становится говорить о нем с подрастающим поколением так, чтобы избежать формализма, достучаться до сердца и сознания. Проблема изучения и сохранения исторического прошлого очень актуальна. Моя работа – это дань уважения тем бойцам, кто не вернулся с поля боя, оставшись неопознанными, неоплаканными и неотмоленными матерями.

Почему именно этот концлагерь? Потому что именно в этом концлагере закончил свой жизненный путь мой прадед - Трапезников Павел Ефимович. Потому что, по сравнению с другими концлагерями, такими как Освенцим, Дахау, Майданек и другими, Берген-Бельзен имел очень высокую смертность среди заключённых, но при этом был одним из немногих лагерей, в которых не было газовых камер (которые в других лагерях стали первопричиной высокой смертности). Потому что именно здесь погибла девочка по имени Анне Франк, дневники которой, читает весь мир. Потому что, именно здесь был взят под арест комендант концлагеря Берген-Бельзен гауптштурмфюрер СС Йозеф Крамер (Josef Kramer, 1906—1945) со своими приспешниками, который служил в охране концентрационных лагерей Дахау, Заксенхаузен, Освенцим и отличался крайне жестоким отношением к заключенным.

Цель исследования: Восстановление исторической правды о пропавшем в годы II Мировой войны прадеде, через поисковую деятельность

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1.собрать и изучить различные источники информации по данной теме, изучить сохранившиеся и найденные документы.

2.исследовать историю исчезнувшего концлагеря, где провел последние дни мой прадед, выяснить причины его создания и уничтожения

3.провести анкетирование учащихся и родителей по теме исследования;

4.наладить контакты с Ассоциацией "Рабочей группой Берген-Бельзен"(AG Beren-Belsen e.V) в Германии.

5. систематизировать и оформить полученный материал, сохранить через возможные ресурсы историческую память о прадедушке.

Гипотеза исследования:Изучая историю своей семьи, историю концлагеря, где погиб мой прадед, я изучаю историю мира и судьбы людей.

Объект исследования: письменные источники о лагере Берген-Бельзен, позволяющие восстановить последние дни прадеда

Предмет: переписка с волонтерами Германии, документы частных архивов, работа с сайтами «Память народа», проекта «Лица Победы», архив Министерства обороны РФ, книги, очерки, воспоминания современников, повествующие об истории концентрационного лагеря Берген-Бельзен, архивные документы, сайты, фотографии.

Методы исследования:

Теоретический (изучение и анализ архивных документов и фотографий, сайтов, литературы и данных периодической печати – это позволило мне создать основную базу для организации исследовательской деятельности);

интервью (встреча с интересными людьми – это помогло расширить круг моего общения, для сбора и уточнения информации об интересующей нас теме), социологический опрос-анкетирование, поисковый.

индукция, для построения выводов на базе обобщения имеющихся фактов;

историческая ретроспектива

метод анализа и синтеза для изучения и сопоставления данных в воспоминаниях узников с целью создания наиболее полной картины об основании лагеря и пребывания в нем заключенных;

Новизна работы заключается в том, что впервые обобщены материалы о концлагере Берген Бельзен на примере нашего земляка - моего прадеда и многие материалы предоставлены немецкой волонтерской организацией Ассоциацией "Рабочей группой Берген-Бельзен"(AG Beren-Belsen e.V), с которой мы начали сотрудничать.

Теоретическая и практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что материалы и результаты исследования используются в школе и городском музее для проведения уроков истории, классных часов, бесед, экскурсий, уроках мужества, посвященных памятным датам. Материалы работы являются дополнительным информационным источником для других исследований, связанных с розыском пропавших без вести солдат.

Перспективы дальнейшей работы мы видим в продолжение работы с немецкой волонтерской организацией Ассоциацией "Рабочей группой Берген-Бельзен"(AG Beren-Belsen e.V) по продвижению и поддержке работы мемориала для советских военнопленных. В создании информационного видеоролика «Мы пишем ваши имена» к памятным датам Второй мировой войны. А также заимствование опыта германских школьников и создание стены Памяти из глиняных табличек, сделанных своими руками, в которую войдут родственники учащихся, погибшие в годы II Мировой войны.

2. Основная часть

2.1. По следам одной фотографии

 

« Память – основа нравственности, беречь память – это наш долг перед предками, перед самим собой, перед потомками. Память - это наше богатство».

Д. С. Лихачев.

Каждая фотография – это кусочек жизни, который может рассказать очень многое. Нам словно брошена «ниточка» из прошлого. Мой сверстник, выбери минутку, зажги настольную лампу, сними с полки покрытый пылью альбом и перелистай его страницы. И ты увидишь, что война не так уж далеко была от твоего дома. Со страниц на тебя глянет твой дед - молодой, улыбнется бабушка. Старая фотография или ветхий документ - это маленький, но важный осколок прошлого, собирая и сохраняя их, мы делаем великое дело для восстановления истории! Я, как прямой потомок, провел по старой и единственной фотографии, исследование по восстановлению судьбы и исторической правды о пропавшем без вести в годы II Мировой войны моего прадеда, Трапезникова Павла Ефимовича. Из воспоминаний родственников я узнал, что он в свои 38 лет - ушёл на фронт из города Копейска, по призыву Родины. На фронте он был связистом. Его ранили в одном из боёв под Сталинградом, и больше близкие не получили ни одной весточки от него. Только намного позже пришло сообщение, что он пропал без вести. Сколько запросов и писем было отправлено, чтобы узнать о его судьбе, имея только один маленький снимок и анкетные данные - но все было безрезультатно. Ответ был один: «По официальным данным – пропал без вести в боях под Сталинградом…Дальнейшая судьба неизвестна». (Приложение 2)

И только в 2014 году, через интернет к нам пришло известие из Германии. Это сообщение прислала Алла Русанова - Ваннигер, наша землячка, из Екатеринбурга, проживающая теперь в Нижней Саксонии. Она искала документы на военнопленных с Урала, которые погибли в 3-х лагерях на территории земли Нижняя Саксония. Найденные документы она разместила в группах по городам на разных сайтах. Именно она сообщила, что наш прадедушка, Трапезников Павел Ефимович, попал в плен и погиб в концлагере Берген-Бельзен в Германии: «Данные о Трапезникове Павле я нашла на сайте ОБД Мемориал». (Приложение 1) Изучая архивные документы, картотеку, сайт «Память народа» я нашел дополнительную информацию о прадеде. Проживал он в городе Копейск на улице Октябрьской дом 77, в данный момент этого адреса не существует. Пропал без вести в военном звании «старший сержант», были найдены документы военкомата, год призыва- 1941, дата последнего известия-письма о себе -9 января 1942г, и даты, когда пропал без вести - март 1942. Также была найдена запись о прадедушке в «Книге Памяти» (Приложение 2)

И я решил узнать больше об этом месте, где провел последние дни мой родственник.

2.2. Эхо войны – концлагерь. История исчезнувшего концлагеря или территория зла. Хроника основных событий.

Бе́рген - Бельзен (нем. Bergen-Belsen) — нацистский концентрационный лагерь, располагавшийся в провинции Ганновер (сегодня — на территории земли Нижняя Саксония) в миле от деревни Бельзен и в нескольких километрах к юго-западу от города Берген. Географически места с названием Берген-Бельзен не существует. [2]

Главное командование вермахта уже в марте 1941 г. начало планировать создание крупных лагерей для советских военнопленных (шталагов) на всей территории Рейха (гитлеровской Германии), рассчитанные примерно на 1 миллион человек. Эти шталаги вскоре стали именоваться «лагерями русских». Они должны были стать центрами приема и распределения советских военнопленных, а также координировать их трудовое использование. Военнопленные должны были компенсировать недостаток рабочей силы в военной экономике Германии. Летом 1941 г. на территории Рейха было создано 12 «лагерей русских». Три из них находились на военных полигонах Берген и Мунстер на территории Люнебургской пустоши, среди них был и шталаг XI C (311) Берген-Бельзен. Он представлял собой свободное пространство, обнесенное колючей проволокой, которая перемежалась сторожевыми вышками. Вплоть до зимы 1941/42 гг. единственным средством защиты от погодных условий были норы и землянки. Не было возможности помыться, часто вспыхивали эпидемии: в конце лета 1941 г. эпидемия дизентерии, а впоследствии – эпидемии брюшного и сыпного тифа. Основной причиной наступившей вскоре массовой смертности были все же не болезни, а физическая слабость и истощение пленных. Из почти 500 000 вывезенных до конца 1941 г. на территорию Рейха советских военнопленных к весне 1942 г. погиб каждый второй.

Лагерь Берген-Бельзен состоял из 8 отдельных лагерей, каждый из которых был ограждён колючей проволокой, полностью изолирующей заключённых разных лагерей друг от друга: лагерь для заключённых (Häftlingslager), Нейтральный лагерь (Neutralenlager), Специальный лагерь (Sonderlager), Венгерский лагерь (Ungarnlager), Звёздный лагерь (Sternlager), Палаточный лагерь (Zeltlager), Малый женский лагерь (Kleines Frauenlager), Большой женский лагерь (Großes Frauenlager), Тренировочный армейский центр. (Приложение 3 )

К началу ноября 1941 г. в шталаге XI C (311) было зарегистрировано почти 21 500 советских солдат. Значительное число военнопленных было вынуждено ютиться в выкопанных ими самими норах, землянках, а также в шалашах или палатках. Из-за недостаточного питания у военнопленных начинали быстро проявляться признаки дистрофии, а катастрофические санитарные условия вели к распространению эпидемий инфекционных болезней. Смертность неудержимо росла. Единственное спасение от голодной смерти большинство военнопленных видело в том, чтобы попасть в рабочие команды. Но и там смертность оставалась зачастую очень высокой, что было обусловлено недостаточным питанием и тяжелым физическим трудом. Пленных, умерших в рабочих командах, в большинстве случаев хоронили на общинных кладбищах или на специально созданных новых кладбищах вблизи тех мест, где они работали, или просто скидывали в кучу за бараками.

Из-за постоянно прибывающих в Берген-Бельзен новых партий пленных лагерь превратился зимой 1941/42 гг. в лагерь смерти. К концу марта 1942 г. в лагере умерло 14 000 советских военнопленных, причем временами умирало более 200 человек в день. Документы вермахта подтверждают, что всего 2 % всех смертных случаев среди советских военнопленных было вызвано сыпным тифом. Подавляющее большинство пленных умерло от голода, холода и болезней, отличных от сыпного тифа. Самыми частыми причинами смерти сохранившиеся документы лагерной администрации называют «общую слабость» и «дезинтерию». Многие пленные задохнулись в обрушившихся норах и землянках.

В апреле 1943 года происходит передача части лагеря к СС, где предполагалось разместить ок. 10 000 иудеев, вначале планировалось лагерь обозначить как лагерь для гражданских интернированных лиц - "Zivilinternierungslager", но затем лагерь назвали для обхода Женевской конвенции как "лагерь проживания Берген-Бельзен"-"Aufenthaltslager Bergen-Belsen". Он был разделен на под-лагери, для содержания иудеев из Польши, Венгрии, и других государств, а также советских заключенных.

В итоге за 1941—1945 годы здесь умерли около 50 тысяч заключённых, из которых 35 тысяч стали именно жертвами тифа. На фоне всего этого, Берген-Бельзен имел очень высокую смертность, но при этом был одним из немногих лагерей, в которых не было газовых камер (которые в других лагерях стали первопричиной высокой смертности). [6]. (Приложение 4) Среди умерших был чешский художник и писатель Йозеф Чапек, Анна Франк и её сестра Марго. [7]. Эта девочка вместе со своей сестрой погибла здесь, в Берген-Бельзене. И сейчас у многих в мире этот лагерь ассоциируется именно с именем Анны Франк и всемирно известным произведением "Убежище", написанным ею. Пройдя долгим путем через Вестерборок, Аушвиц и половину Польши девочки попали в Берген-Бельзен, где умерли от тифа за несколько дней до освобождения лагеря. (Приложение 5)

 

Генрих Гиммлер: "Что будет с русскими, что будет с чехами и евреями, мне абсолютно все равно. Хорошо ли живется другим народам или они сдохнут от голода, интересует меня лишь постольку, поскольку они нужны нам как рабы для нашей культуры, а так меня это вообще-то не интересует".

Причинами массовой смертности, таким образом, являлись не естественные, непреодолимые обстоятельства, а невозможные условия существования, ответственность за которые несли нацистское руководство и вермахт.

2.3. Уничтоженный концлагерь

15 апреля 1945 лагерь Берген-Бельзен был добровольно сдан немцами союзникам 11-й дивизией Британских вооружённых сил, в лице офицера британских вооружённых сил Деррику Сингтону (Derrick Sington), который впоследствии написал об этом событии небольшую книгу («Belsen Uncovered», published by Duckworth, London, 1946). Несмотря на все усилия британских военных медиков, в течение двух недель после освобождения, умерло 9000 человек, а к концу мая — ещё 4000. Как результат передачи управления британским вооружённым силам, Берген-Бельзен стал первым нацистским лагерем смерти, получившим печальную известность у американских граждан. Гражданское население из близлежащих населённых пунктов было насильно привлечено к погребению 13000 тел узников лагеря. Дома немецких граждан использовались для временного расселения оставшихся в живых узников Берген-Бельзена. В отличие от немецких солдат, британские солдаты, участвовавшие в очистке лагеря от трупов, использовали бульдозеры при массовом захоронении разлагающихся тел. (Приложение 6) В мае 1945 года, все 8 частей концлагеря СС в Берген-Бельзене были сожжены по приказу английской военной администрации из-за опасности вспышки сыпного тифа, чтобы остановить распространение эпидемии. [7]. (Приложение 7)

2.4. Мемориалы

На территории лагеря расположены несколько крупных мемориалов, посвященных нашим русским солдатам, а также памятники погибшим здесь евреям. Конечно же, памятники находятся в чисто символических местах, т.к. погребены здесь все в братских могилах. После войны на этом месте был создан музей, где хранятся данные о многих узниках лагеря. Немцы записывали все им необходимое на специальных анкетах, где была указана фамилия, дата рождения, место рождения, гражданство и дальнейшая судьба. (Приложение 8).

В 1947 году в Берген-Бельзене был сооружен мемориал. На трех языках: русском, немецком и английском на нем написано: "Здесь погребены 50 000 советских военнопленных, замученных до смерти в немецко-фашистском плену. Покойтесь с миром, память о вас будет жить вечно в сердцах народов Советского Союза". [9] (Приложение 9).

В течение многих десятилетий имена советских военнопленных, похороненных на кладбище Хёрстен, были нам неизвестны. После распада Советского Союза в одном из архивов были найдены учетные карточки из картотеки советских военнопленных, с помощью которых установление имен похороненных в братских могилах на кладбище для военнопленных – Хёрстен, стало сегодня возможным. (Приложение 10)

В 2007 г. Народный Немецкий Союз по уходу за военными могилами и Рабочая Группа Берген-Бельзен начали проект для школ "Мы пишем ваши имена". Ученики изготавливают глиняные доски с именами и личными данными военнопленных. При этом представители Союза знакомят школьников с информацией по данной теме. B дальнейшем глиняные доски с именами в торжественной обстановке устанавливаются на валу, окружающем кладбище. [9] (Приложение 11)

2.5. Социологическое исследование осведомленности учащихся класса о Второй Мировой войне и предков участвующих в ней.

Каждый житель нашей страны от мала до велика, знает и помнит, что 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Но не все знают, о своих предках, участвовавших в этой войне, имеются ли в семьях военные реликвии (фотографии, военный билет, боевые награды, письма с фронта).

С целью выяснения знаний учащихся о войне и о своих родственниках, участвовавших в этой войне, я провел опрос среди одноклассников. Участие в опросе приняли 24 человека.

п/п

вопрос

Ответ

да

Ответ

нет

Ответ

не знаю

 

Когда началась и закончилась ВОВ?

24

0

0

 

Были ли в вашей семье родственники, которые участвовали в Великой Отечественной Войне или были тружениками тыла?

14

9

1

 

Имеются ли в ваших семьях военные реликвии (фотографии, военный билет, боевые награды, письма с фронта) тех лет?

12

9

3

По результатам опроса выяснилось, что все одноклассники знают, когда началась и закончилась Великая отечественная война. 14 ребят указали, что в их семье были родственники, которые участвовали в ВОВ или были тружениками тыла. У 9 ребят не было и один не знает. 12 опрошенных подтвердили, что в их семьях имеются военные реликвии. Также хочется сказать, что мало кто из них осведомлен о военных реликвиях в их семьях. По результатам анкетирования мы еще раз убедились в актуальности нашего исследования.

Также был проведен опрос учащихся 5-9 классов в количестве 121 человека «Что я знаю о концлагерях Второй Мировой войны?»

Вопрос

да

нет

1. Знаком ли вам термин концлагерь?

118 чел

3 чел.

2. Вам известно, какими методами издевались над узниками концлагерей?

104чел.

17чел.

3. Ваше отношение к медицинским экспериментам, проводившимся над узниками.

Отрицательное – 121 человек

4. Как, по вашему мнению, относятся к бывшим узникам?

Положительно –120 человек. Считают предателями -1 чел.

Отсюда можно сделать вывод, что знания о немецких концлагерях и бывших узниках очень краткие и поверхностные, в основном, из-за недостатка информации. Подростки слишком далеки от проблемы, даже изучив события 1941-1945гг. на уроках истории. Результаты опроса показали, что выбранная мною тема актуальна.

На примере своего прадедушки я показал, что необходимо знать историю своей семьи, так как наши предки были прямыми участниками истории. Нам нужно чтить память о погибших, хранить и передавать её своим детям и внукам. Это и есть наша благодарность их мужеству, верности Родине. Разными они были, защитники Отечества, но объединяло их чувство любви к родной земле, долга перед следующими поколениями. Это чувство они завещали нам. Незнание истории своей Родины – это неуважение к своим корням.

Заключение

В ходе поисковой деятельности и написания работы мне удалось систематизировать и оформить полученный материал в единое целое, сохранить через возможные ресурсы историческую память о прадедушке. По одной старой фотографии я смог собрать информацию о судьбе моего прадеда в годы II мировой войны, в каких условиях он находился, когда и где он захоронен.(приложение 11) Эта старая фотография для нашей семьи, не только напоминание о тех страшных событиях, это память о безмерном мужестве и воле! Это те корни, которые придают человеческому существованию прочность, несгибаемую силу, нравственный стержень. Всё меняется, но память остается вечной. Мне важно, чтобы история моей семьи не исчезла бесследно, а передавалась следующим поколениям.

Цель поставленная в работе полностью достигнута, были изучены и систематизированы все данные о концлагере «Берген Бельзен», исследована его история, где провел последние дни мой прадед. Также для большей достоверности информации были налажены контакты с Германской Ассоциацией "AG Beren-Belsen e.V». Благодаря немецким волонтерам, предоставившим материалы и документы частных архивов, последовательно изложены все известные факты о концлагере, причины его создания и уничтожения, описано пребывание узников, их имена, освобождение и захоронения. Изучение архивных документов, публикаций в прессе и интернете позволит сохранить историческую правду и иметь реалистичное представление о событиях II Мировой войны.

Чем больше мы говорим и пишем об истории этой войны, унёсшей миллионы жизней, тем вероятнее, что мы и наши потомки будут знать, как дорог мир, который был завоёван для нас. Если уроки нацистской политики усвоят сегодня, то в будущем это поможет избежать искушения использовать методы человекоубийства для решения различных сложных проблем.

Я считаю, что в моей работе все задачи реализованы полностью, гипотеза подтверждена, но поиск новых документов и их исследование продолжается.

Список используемой литературы и интернет – ресурсов:

Архив земли Нижняя Саксония, г. Ганновер, Nds. 120 Acc. 46/79 № 19.

Википедия. . https://ru.wikipedia.org

http://www.sgvavia.ru/forum/30-68-1 www.ag-bergen-belsen.de

СайтПАМЯТЬНАРОДА https://pamyat naroda.ru/heroes/memorial-chelovek451286913/ chelovek_dopolnitelnoe_donesenie8198145/?

www.obd-memorial.ru

http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/ … elsen.html

www.bergenbelsen.de/en/chronik

www.ag-bergen-belsen.de

http://www.sgvavia.ru/forum/30-68-1

www.scrapbookpages.com/BergenBelsen/ConcentrationCamp.html

FB.ru: http://fb.ru/article/239436/natsistskiy-kontsentratsionnyiy-lager-bergen-belzen-istoriya-foto- Сергей Спинул

ОБД Мемориал https://obd-memorial.ru/html/

Центральный архив министерства обороны РФ (ЦАМО) https://ministerstvo-oborony.ru/arhiv-ministerstva-oborony-poisk-po-familii-archive-mil-ru/

Приложение I. Переписка с Аллой Русановой - Ваннигер

     

Приложение II. Найденные документы, информация, записи и источники по пропавшему без вести прадеду в годы Второй Мировой войны

 

Трапезников Павел Ефимович, ссылка https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_dopolnitelnoe_donesenie8198145/

Документ, уточняющий потери: Дата рождения: __.__.1907

Место рождения: Челябинская обл., Бродокалмакский р-н, с. Русская-Течи

Дата призыва: 24.09.1941 Копейский ГВК, Челябинская обл.

Воинское звание: ст. сержант

Дата выбытия: __.03.1942 Причина выбытия: пропал без вести

   

ТРАПЕЗНИКОВ ПАВЕЛ ЕФИМОВИЧ

 

678. Tretjakow Ilija 28.05.1918- 09.10.1941

679. Trapesnikow Pawel 06.11.1903-06.11.1942

680. Troschin Sergej 15.12.1916- 30.10.1941

 

Место захоронения:

Нижняя Саксония

Кладбище военнопленных-«Хёрстен» -Братская могила

Лагерный номер-предположительно-623331

Информация об архиве - Источник информации: ЦАМО

Фонд ист. информации: 58 Опись ист. информации: 18004

Дело ист. информации: 1275

Дополнительные источники: Печатная Книга Памяти, Записи из военкоматов

1/СайтПАМЯТЬНАРОДА https://pamyat naroda.ru/heroes/memorial-chelovek451286913/ chelovek_dopolnitelnoe_donesenie8198145/

2/ОБД Мемориал https://obd-memorial.ru/html -www.obd-memorial.ru

3/www.ag-bergen-belsen.de

4/http://www.sgvavia.ru/forum/30-68-1

5/Центральный архив министерства обороны РФ (ЦАМО) https://ministerstvo-

oborony.ru/arhiv-ministerstva-oborony-poisk-po-familii-archive-mil-ru/

6/ Центр документации ДРЕЗДЕН. База данных. Военнопленные

https://ru.stsg.de/cms/node/11118?page=479&suchwort=%D0%A2

Книга Памяти. стр.480

 Фамилия: Трапезников

 Имя: Павел

 Отчество:  

 Дата рождения: 06.11.1907

 Дата смерти: 06.11.1942

 Место рождения: Копейск

 Национальность: неизвестно

 Идентификатор: 623331

Приложение III. Концентрационные лагеря и эскиз лагеря Берген-Бельзен

 

карта концентрационных лагерей нацистов на территории Европы

По типу организации концентрационные лагеря делились на:

трудовые лагеря

лагеря усиленного труда

транзитные лагеря

лагеря для военнопленных

лагеря уничтожения (лагеря смерти).

Но по своей сути, как мы выяснили в процессе изучения материалов, все они были лагерями уничтожения.

Mannschaftsstammlager (Stalag) XI C/311. Эскизлагеря:

усл. обозначения: 1 - лагерь вермахта, 2 - лагерь военнопленных, 3 - лазарет для военнопленных, 4 -кладбище, _._ - ограда из колючей проволоки и вышки для охраны. ФРГ, школьный проект "Мы пишем Ваши имена" - дань памяти узникам концлагеря Берген-Бельсен/Stalag XI

Приложение IV. Тела узников концлагеря Берген-Бельзен

Тела узников Берген-Бельзена в лесу на окраине лагеря.

Тела умерших узников Берген-Бельзена на фоне лагерного барака.

Тела узников концлагеря Берген-Бельзен на плацу перед погребением.

Ров с телами узников Берген-Бельзена

 

Немецкий мальчик идет по грунтовой дороге, на обочине которой лежат трупы сотен заключенных, которые умерли в концлагере Берген-Бельзен.

 

Приложение V. Анна Франк и её сестра Марго, захороненные в концлагере Берге-Бельзен

   

Приложение VI. Погребение советских военнопленных

Приложение VII. Уничтожение концентрационного лагеря Берген-Бельзен

21-го мая 1945 года комендант лагеря британский полковник Берд отдал приказ сжечь последний барак. Был произведен салют в пямять о погибших узниках.

   

Территория концентрационного лагеря Берген-Бельзен (Bergen-Belsen) сожженная британскими подразделениями в ходе дезинфекции местности. В операции принимали участие британские огнеметные танки «Черчилль-крокодил» (Churchill-Crocodile) из 7-го королевского танкового полка (7th Royal Tank Regiment). В целях дезинфекции было использовано 25 000 галлонов горючей смеси

Приложение VIII. Музей на территории лагеря.

Территория лагеря. Не ищите здесь бараков или еще каких-нибудь построек, подобных Аушвицу. Все 8 частей лагеря в апреле 1945 года сожгли в предохранительных целях от распространения тифа английские войска, которые освободили лагерь.

     
   

Здесь хранится очень много информации. Безо всякого труда можно получить данные о многих узниках лагеря. Немцы записывали все им необходимое на специальных анкетах, где была указана фамилия, дата рождения, место рождения, гражданство и дальнейшая судьба. Сейчас это хранится вот в таких именных книжках

Приложение IX. Памятник советским военнопленным, погибшим в Берген-Бельзене с рельефом „Скорбящая“.

Мраморная скульптура создана

Миколой Мухиным, известным художником из Киева. Фото: Петер Ваннингер, 2009

С конца второй мировой войны кладбище неоднократно перестраивалось.

Вход перенесли и имеющиеся отдельные захоронения переместили в общие,

в могильных холмах, a памятник расположили в глубине кладбища. Там мраморный рельеф был повреждён вандалами. Позднее на памятнике была установлена копия рельефа "Скорбящая", разбитый оригинал - отремонтирован и передан на выставку в документационный центр, а

памятник вновь перенесли туда, где он и стоит по сегодняшний день

Немецкая мемориальная плита, установлена в 1968 г. Фото: Петер Ваннингер, 2009

Приложение X. Планировка кладбища военнопленных-Хёрстен

План кладбища 1946 г.

 

План кладбища после

перепланировки 1982 г.

 
   
   
     

Приложение XI: «Мы пишем ваши имена»

Глиняные доски с именами Фото: Эльке фон Мединг, 2007

 

Уже увековеченные немецкими школьниками в табличках имена советских военнопленных - в рамках проекта «Мы пишем ваши имена»:

Картотека военнопленных. Projekt „Namensziegel“ Bergen-Belsen/Hörsten

bisher an Schulen vergebene Namen (alphabetisch sortiert nach Nachnamen)

В апреле 2007 года стартовал проект по инициативе Немецкого народного общество заботы о военных захоронениях Volksbund Deutsche Kriegsgräberfürsorge e. V в фeдеральной земле Нижняя Саксония "Мы пишем Ваши имена" как дань памяти советским военнопленным. Школьники изготавливали мемориальные плитки и каркасы к ним и наносили на плитки имена советских заключенных, в 2010м году - в изготовлении мемориальных плиток приняли участие школьники из школы имени Альберта Либмана. Проект продолжается и сейчас.

Информация по вашему родственнику перенесена в раздел Военнопленные. Шталаг 311 http://www.polk.ru/f...ic=5553&p=20457 Olga Pankova • 16.04.2014 12:33:54 • ПИШИТЕ ЗАПРОСЫ - http://www.sgvavia.ru/forum/30-68-1 Начало формулировки Вашего запроса –« Прошу подтвердить нахождение и гибель в плену во время Великой Отечественной

     

войны…» или «Прошу проверить по персональным картотекам и картотекам потерь, в том числе и по Картотеке военнослужащих, находившихся и погибших в плену…»

5

Просмотров работы: 63