Введение
Актуальность: XХ век стал для всего мира, в частности для России, веком масштабных изменений, крупных открытий и великих достижений.
Также он стал веком великих трагедий, самой страшной из которых явилась Вторая Мировая война, для России ставшая Великой Отечественной. Никогда еще театр военных действий и театр игровой не соприкасались так плотно, как в середине ХХ века, во время войны 1941-1945 годов.
Нелепо даже напоминать о том, насколько актуальна и незабываема тема этой войны для русского народа. Не перестают снимать фильмы и выпускать документальные программы, в театрах то и дело появляются премьеры, затрагивающие тему ВОВ. Однако не так уж часто задумываются о том, что и во время войны люди оставались, прежде всего, такими же людьми, какими были и до трагического дня 22 июня 1941 года жаждущими веселья, развлечений и хотя бы маленьких культурных радостей. Именно эту функцию – доносить до воинов, борющихся за человеческую Жизнь, частичку этой самой жизни, гражданской, отдельной от политических распрей и убийств, взяли на себя театральные деятели сороковых годов, организовав фронтовые театры, бригады. Они выезжали, проглатывая страх, в самые горячие точки и несмотря ни на что развлекали солдат.
Однако до сих пор не так много трудов, посвященных фронтовым театральным коллективам. В основном о происходившем можно судить из статей учебников, либо по воспоминаниям участников, опубликованных в различных театральных журналах.
В связи с этим, целью данного исследования явилось изучение истории Оренбургского драматического театра в годы Великой отечественной войны.
Объект исследования – Драматический театр г Оренбургу.
Предмет исследования – Драматический театр в годы ВоВ.
Задачи исследования:
Теоретический анализ по теме исследовательской работы
Театры, работавшие на территории Оренбургской области в 1941-1945 гг..
Анкетирование школьников на тему: «Оренбургский драматический театр в годы Вов».
Оренбургский Драматический театр нашим взглядом
1.1 Теоретический материал по Оренбургскому драматическому театру в годы Вов
В роковой для нашей страны июнь 1941 года Чкаловский драматический театр был на гастролях в казахском Уральске. Труппа театра была срочно отозвана с гастролей, а в области сразу же началась мобилизация. Были мобилизованы и многие артисты театров.
Из стен Оренбургского драматического театра ушел на защиту Родины Иван Яковлевич Бражников, служивший стрелком-радистом. Блокируя переправу через реку Днестр, он вместе с экипажем сбил три вражеских самолета и за проявление мужества был удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1941 году ушел в ряды Красной Армии художник Дмитрий Фомичев, где продолжал работать художником. С 1941 по 1943 год воевал артист теартра Алексей Михайловия Орлов, за операцию под Великими Дуками на Калининском фронте он награжден медалью «За боевые заслуги».
Около месяца провел в военкомате художник Серафим Николаевич Александров, ожидания отправления на фронт, но пришел приказ: театры должны работать во всю мощь! Фронтом для артистов, режиссеров и художников стала сцена. Ведущими артистами труппы были в те годы былые В. Агеев, А. Садовская, Б. Щукин, М. Куликовский, А. Озеров, М. Каплун, Озорнова, Тальмо, Новиков, А. Побегалов, Неверов и др.
Главным режиссером театра был П.Б. Харлип. Уже 15 августа 1941 года в областном драматическом театре был открыт первый военный сезон.
Премьерами его стали спектакли «Парень из нашего города» (К. Симоновой), «Машенька» (А. Афиногенов), «Шел солдат с фронта» (В. Катаев), «Фельдмаршал Кутузов» (В. Соловьев) и др.
Еще не были написаны пьесы антифашистской тематики, поэтому коллектив театра обратился к пьесам о Гражданской войне, войне 1812 года, русской классике, где звучали идеи объединения и патриотизма, любви и торжества справедливости. Только в первый год было поставлено 12 спектаклей!
Сцены из спектакля по пьесе К. Симонова «Парень из нашего города», 1941 г.
Одним из ярких спектаклей театра был «Олеко Дундич» по пьесе А. Ржешевского и М. Каца. Спектакль был поставлен в ноябре 1942 года, в дни тяжелых боев под Сталинградом. Талантливо и темпераментно вел роль Олеко артист Константин Олегов. Им был создан образ отважного и бескорыстного офицера.
Артист К. Олегов
Роль идейного и личного врага Олеко – Павла Ходжича исполнял Михаил Куликовский, обладавший огромным сценическим обаянием. Но артисту удалось переиграть себя и воплотить на сцене образ опустошенного человека, лишенного идеала и веры, продавшего интересы своей Родины. Спектаклю был поставлен в ноябре 1942 года, в дни тяжелых боев под Сталинградом.
Герой СССР Н. Городничев писал в «Чкаловской коммуне»: «Уходя их театра, чувствуешь, что еще сильнее становится ненависть к врагу и еще горячей любовь к Родине и своему великому русскому народу».
В личном архиве артиста Виктора Агеева хранилось, как драгоценная реликвия, пмсьмо фронтовика: «… Не могу не выразить вам своих глубоких чувств и признательности за хороший виденный мною спектакль, в котором вы так мастерски создали образ Ленина. Велико наше искусство! Оно воспитало в нас чувство беззаветного служения Родине и увлекает на благородные подвиги во имя Отчизны… Павел Гарбарь».
Артист В.И. Агеев
Долгожданным для театральной сцены оказалось произведение К. Симонова «Русские люди».
В 1942 году директором театров было направлено письмо Главного управления театров об очередных задачах советских театров. В нем говорилось: «Надо соревноваться за высокое художественное качество спектаклей, за усиление шефской работы по обслуживанию армии и госпиталей, за большее количество спектаклей и концентров в фонд обороны, за перевыполнение намеченных планов. Аполитичность репертуара, засорение его устарелыми, далекими от нашей жизни произведениями, равнение на отсталые вкусы – все эти явления надо окончательно изгнать из советского театра. Выбор той или иной пьесы должен определяться прежде всего условиями военного времени.
Какую сумму идей и чувств дает зрителям репертуар театра, насколько он отвечает задачам Отечественной войны – вот основное мерило для оценки репертуара.
В подготовке спектакля необходимо проявить максимум изобретательности, вкуса, культуры, необходимо повышать требовательность к актеру, режиссеру, художнику.
Чем меньше имеется возможностей и постановочных средств, тем большую изобретательность и творческую выдумку должен проявлять художник, тем выше должна быть его квалификация.
Наша задача – не допускать сокращения театральной сети, если на то нет особо важных театральной сети, если на то нет особо важных причин, полностью отвечать все более и более растущим потребностям зрителей и в количественном, и в качественном отношении и добиваться, при уменьшении общих государственных затрат, расширения театрального обслуживания в стране».
Главный художник театра Серафим Николаевич (по воспоминаниям его дочери Майи Серафимовны) сутками пропадал в театре, готовя эскизы, макеты, декорации к следующей премьере. А премьеры шли одна за другой. И часто, едва открывался занавес, зрители аплодировали сцене, восхищаясь ее убранством.
Серафим Николаевич говорил, что самый большой для него труд – придумать, из чего сделать декорации, чтобы было удобно менять и красиво выглядело. Ведь средства на новые постановки выделялись весьма скудные. И художник творил, изобретал, создавал!
1.2 Питомцы Оренбургского театра. Из истории театральных студий Оренбурга
История театрального студенчества в Оренбурге началась в военном Чкалове.
10 февраля 1943 года состоялись первые учебные занятия в Драматической студии при Чкаловском театре им. М. Горького. Ее основанию предшествовало обширно по делам искусств при СНК РСФСР Н. Беспалова от 22 декабря 1942 года. Тогда в театрах назрела острая необходимость в актерах с амплуа героев, героин, любовников, комиков. При организации производственного процесса рекомендовалось «уделять особое внимание воспитанию актеров по указанному выше профилю».
В годы войны театр работал с удвоенной энергией, ведь «искусство, по словам маршала Г. Жукова, нужно было как хлеб, как окопная махорка». Студийцы активно были заняты в постановках театра. Примечательно, что в марте 1945 года пришел приказ из Москвы следующего содержания: «… запретить перегружать студийцев участие в спектаклях за счет невыполнения учебных программ и снижения качества преподавания».
В 1944 году в театре были организованы курсы по подготовке кадров художественно-технических цехов. Среди восьми набранных молодых людей – Гени Иосифович Жердер, Анатолий Васильевич Попов.
Первый выпуск молодых актеров состоялся в феврале 1945 года. Многие вошли в состав чкаловского театра под руководством Михаила Куликовского. Выпускник именного этого набора Анатолий Федоринов продолжил свое обучение в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского, а затем, в 1955 году, был принят артистом в труппу Московского театра им. Ермоловой.
Был второй набор – в 1946 году. Этим курсом руководил В.А. Менчинский, актер и режиссер театра драмы.
Актриса В. Осипова |
Артист И. Куприянов |
1.3 Выстоять и победить!
Это были годы напряженной и фанатичной работы и артистов, и театральных цехов, объединенных общей идеей – выстоять и победить. Артисты театра принимали участие в концентрах для раненых в госпиталях города, выезжали на передовую в составе фронтовых бригад. За четыре года в театре драмы было поставлено 46 пьес классического репертуара, советской и зарубежной драматургии. Среди них – «Так и будет» К. Симонова, «Лес» А. Островского, «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Горе от ума» А. Грибоедова и др.
Режиссером спектакля «Горе от ума» был Алексеев, постановщик Ленинградского оперного театра. Но в силу полного отсутствия материалов по оформлению спектакля его премьера состоялась много позже запланированной даты. Режиссеру Алексееву так и не удалось увидеть свое детище в свете рамп, так как в 1944 году ленинградский театра был реэвакуирован. В областном архиве сохранился документ, свидетельствующий о том, что для выпуска спектакля «Гор от ума» требовалось: шелка – 250 метров, подкладочного материала – 200 метров, а также кожи для изготовления обуви. А для оформления сцены облдрамтреатра в связи с полной изношенностью падуг, боков, задника необходимого бархата – 600 кв. м. Не успели выпустить спектаклю и в декабре 1944 года к 150-летию А.С. Грибоедова. И только 4 февраля 1945 года состоялась долгожданная премьера. В роли Чацкого был ведущий артист Михаил Куликовский.
А. Грибоедов «Горе от ума», 1945 г
Сохранилась рецензия Н. Прянишникова, в которой автор сделал замечания практически каждому исполнителю: «Куликовский хорошо передает пылкость и страстность Чайкого, его темперамент и лиризм. Но ему не всегда удается ирония, а это сильнейшее оружие Чацкого. Элькес в роли Молчалина статичен и недостаточно выразителен. Он «вкрадчив, тих» - и только. Нет в нем такого «домашнего кота», «мягкого, ласкового, но блудливого». Агеев играет Фамусова в полную меру своего дарования и большого актерского опыта, но в его палитре, видимо не хватает красок, какие нужны для настоящего Фамусова – крепостника, деспота и опасного реакционера. Агеев не смог притушить в себе присущего ему «человеческого обаяния»
Хлестова в исполнении А. Садовской – во всем спектакле это наиболее убедительный образ. Полетаева и Савина правильно взяли курс на вскрытие внутренней серьезности Софьи. В этом их общее достоинство, но есть и общий недостаток: недостаток молодости, наивности, непосредственности.
Обилие и продолжительность пауз и напряженная подача текста, с педантическим подчеркиванием чуть не каждого слова – отяжеляют спектакль и замедляют его темп».
Г.И. Незнамов отмечал, что «война не только не задержала творческого роста актерских кадров, но многие работники искусства за это время достигли большой творческой зрелости – Элькес, Федоров, Олегов и др. В 1945 году четырем актерам театра драмы было присвоено звание заслуженных артистов РСФСР. Это Виктор Агеев, Александра Садовская, Борис Щукин, Михаил Куликовский. В 1946 году М.А. Куликовский возглавил художественное руководство театра.
Война закончилась. Многие артисты потеряли своих родных и близких. Погиб сын актрисы А.Я. Садовской. Не вернулись с фронта мужья, сыновья, отцы. Большая часть актеров военных лет разъехались по городам страны. А труппу театра пополнили молодые артисты, закончившие театральную студию. В послевоенные годы пришли в театр награжденные орденами и медалями актеры Михаил Гершевич Дахцигель (по воспоминания актеров, побывавший в штрафбате), Николай Иванович Фомичев, Иван Никитич Скляревский, Соломон Зальманович Зингман-Лядов, электромонтер Василий Васильевич Шеляпин и другие. Из немецких лагерей бежала польский еврей Борис Ефимович Шифман, на долгие годы ставший незаменимым театральным обувщиком. По возвращении с фронта художника Дмитрий Николаевич Фомичев в постановочную деятельность театра внес так называемую «западную» струю: он побывал на фронте, прошел Европу, повидал «другой» мир и являл совершенно иной стиль работы. В его эскизах костюмов и декораций каждая мелочь была просчитана с точностью до миллиметра. Об этом вспоминал замечательный бутафор нашего театра Анатолий Васильевич Попов, который 16-летним мальчишкой в 1943 году пришел на работу в театр и посвятил ему всю свою жизнь. Вернулись с фронта с медалями и орденами и стали работниками театра директор Григорий Павлович Шевцов, замдиректора Леонид Азарьевич Паперный, главный бухгалтер Евгений Адамович Россинский, завэлектроцехом Константин Владимирович Далматов, инженер по технадзору Григорий Терентьевич Осинкин и другие.
В 50-е годы прошлого спектакля в оренбургский театр приезжают артисты, переживгие воййну работая в театрах страны: Зиновия Петровна Улановская, Иван Сокарович Конкс, Ирина Федоровна Щеглова, Елена Эрастовна Высоцкая и главный режиссер театра почти на 20 лет Юрий Самойлович Иоффе. Заслуженный артист РСФСР Леонид Семенович Куклин в военные годы работал в драматическом театре в г. Грозного, еще в 1937 году получив звание заслуженного артиста Чечено-Ингушской АССР. В годы войны Леонид Куклин постоянно выезжал на передовые позиции гвардейской дивизии, где в течении нескольких месяцев вместе со своими товарищами давал концерты для солдат и офицеров. Л.С. Куклин активно участвовал в сборе средств в фонд обороны страны. А по окончании войны был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Служили оренбургской сцене фронтовик народный артист РСФСР Святослав Григорьевич Ежков и участница фронтовых концертных бригад заслуженная артистка РСФСР Ирина Федоровна Щеглова. Холодное дыхание войны коснулось всего населения нашей страны, оставило в душе выжженную дорожку горя и страдания. Помогало выжить искусство – и зрителям, и артистам, - заряжало силой и стойкостью!
После войны заново отстраивались города, собирались заводы, создавались организации. В Оренбурге уже в 1949 году открылся театральный сезон в новом отстроенном здании драматического театра.
Приоритетное строительство храма театрального искусства – безоговорочное признание его высочайшей миссии и в тяжёлое послевоенное время. Театр открыл новую страницу своей творческой биографии, сохраняя вечную память о войне и героях того времени.
Имя, объединяющие эпохи
Александра Яковлевна Садовская была примадонной оренбургской сцены. Как и все провинциальные артисты, она ежегодно гастролировала по разным театрам, страны, бывала и в Оренбурге (в 1929 году). А с 1934 года актриса окончательно поселилась в нашем городе. Н сцене оренбургского театра е. сыграны лучшие роли русской классической и современной драматургии: Любовь Яровая в одноименной пьесе К. Тренева, Городничиха в «Ревизоре» Н. Гоголя, в пьесах Н. Островского – Кручинина в «Без вины виноватые» и мн. др. Остались воспоминания о ней артистов театра. В них говорится о ее харизматичной личности, а завораживающем искусстве владения речью, умении носить костюм и др.
Борьба за репертуар
За годы войны сменилось несколько директоров и художественных руководителей театра, также была постоянная миграция артистов по театрам страны.
В областном арзиве сохранились телеграммы от начальника управления по делам искусств при СНК РСФСР товарища Беспалова Н.П., по которым происходили новые назначения и увольнения переводом в другие города. Областной отдел искусств возглавлял Г.И. Незнамов. В довоенные годы Григорий Иванович был директором областного драматического театра и хорошо знал театральную жизнь изнутри. Постоянные доклады Незнамова о состоянии культурной жизни области позволяют представить полную картину насыщенной деятельности каждого театра – местного и эвакуированного – на территории области. Москва пристально за репертуаром театров, порой требуя исключить по каким-то соображениям некоторые спектакли.
Так, осенью 1944 года от заместителя начальника управления по делам искусств при СНК РСФСР товарища Глины пришла телеграмма о срочном исключении из репертуара Чкаловского областного драматического театра спектаклей «Поединок» Тура и Шейнина, «Давным-давно» Гладкова и «Пигмалион» Б. Шоу. Незнамову очень корректно и осторожно, принося извинения, пришлось объяснить в докладной записке причину, почему эти спектакли следует оставить в репертуаре.
Если антипренеры в 19 веке лавировали между вкусами публики, угождая или предвосхищая их, то в советских театрах приходилось лавировать, угождая партийной линии. В репертуаре театра обязательно должны быть пьесы советских драматургов из поедоставленного театрам списка.
Кроме того, система постоянных отчетов и объяснения требовала определенного склада характера. Творческим людям было жизненно необходимо освоить этот стиль существования в искусстве.
2 Театры, работавшие на территории Оренбургской области в 1941—1944 гг.
1. Чкаловский областной драматический театр им. М. Горького
2. Областной театр оперетты (театр работал в Орске и на площадках области)
3. Орский передвижной драматический театр
4. Бугурусланский драматический театр
5. Татарский колхозный театр
6. Областной театр кукол
7. Пономаревский драматический театр.
8. А также артисты и музыканты филармонии и клубной самодеятельности.
В годы войны Чкалов (так назывался в то время Оренбург) стал центром «культурной» эвакуации. На территории нашей области также работали эвакуированные из разных городов Советского Союза театры:
1. Ленинградский академический Малый театр оперы и балета (Малегот), (г. Чкалов)
2. Сумский театр им. Щепкина (г. Бузулук, г. Медногорск)
3. Рязанский драматический театр (г. Бузулук)
4. Харьковский театр им. Кропивницкого (Шарлык, Абдулино)
5. Ростовский областной театр миниатюр
6. Ростовский театр Красной Армии
7. Черновицкий украинский театр (Сорочинцы)
8. Московский театр им. Ермоловой.
3 Исследовательская часть
3.1 Анкетирование школьников на тему: «Оренбургский драматический театр в годы Великой Отечественной войны»
В исследовании приняло участие 30 школьников средней общеобразовательной школы № 79, в возрасте 10-18 лет, преимущественно ученики 5-10 классов.
Анкета для школьников на тему: «Оренбургский драматический театр в годы Великой Отечественной войны»:
Рисунок 1 – Возраст анкетирующих
При оценке возраста анкетирующих, отметим, что из 30 школьников максимальное количество в социологическом опросе приняло участие в возрасте 17-18 лет, в процентном отношении составило 30 %, минимальное количество в возрасте 13-14 лет – 20 %. В возрасте 10-12 лет – 23 % и в возрасте 14-16 лет – 27 %.
Предположим, что для старшеклассников данный вопрос более актуален и близок, в силу того, что уже есть больше информации о данном вопросе и общее представление, чем и младших классов.
Рисунок 2 - Годы Великой Отечественной войны?
На вопрос, в каком году была Великая отечественная война, 94 % ответили, что 1941-1945 гг., два человека только не знали точный ответ, но в любом случае это хороший ответ для такого возраста.
Рисунок 3 – Что для тебя значит Великая Отечественная война?
На вопрос, что для тебя значит Великая Отечественная война, 40 % школьников указали на ответ, что для них это великий подвиг, 40 % - уважение к ветеранам и лишь 20 % отметили ответ – далекое прошлое, возможно к этой категории относятся дети более младшего возраста.
Рисунок 4 – Какие спектакли о войне ты смотрел в Оренбургском драматическом театре?
В Оренбургском драматическом театре были представлены такие спектакли, как: письма о войне, А, зори здесь тихие! и Старые песни главном. По результатам опроса 70 % опрошенных смотрели спектакль «Письма о войне», замечательный спектакль и очень хорошо, что в школах организуют специальные походы с классами для его просмотра, возможно из-за этого показатель ответов такой высокий. А, зори здесь тихие! смотрели только 20 %, возможно это из-за возрастной категории, так как на этот спектакль могут ходить подростки в возрасте 14+ и только 10 % посмотрели спектакль «Старые песни о главном».
Рисунок 5 – Форма информации о Великой Отечественной войне?
Какая форма информации о Великой Отечественной войне вас бы устроила, спросили мы у школьников, так 60 % опрошенных, все равно указали на фильмы, они объяснили это так, что интересно, захватывает и спокойно можно посмотреть через интернет. Форма информации через театр и книги, ответили одинаково, по 20% учеников.
Рисунок 6 – Как театр помогал в годы Великой Отечественной войны?
В годы Великой Отечественной войны, ученики считают, что в 30% случаях, театр помогал в том, чтобы поддерживать солдат, 30% непосредственно для связи с Родиной и 40% опрошенных считают, что тем самым они показывали реальную правду о войне.
На вопрос о согласии принять участие в спектакле о Великой Отечественной войне все 30 опрошенных школьников указали на то, что с удовольствием бы приняли участие, как дань памяти ветеранам войны, которые погибли, защищая нашу Родину.
При выборе спектакля, а именно предпочтение того, какой лучше посмотреть спектакль о Великой Отечественной войне, также 100 % опрошенных школьников, единодушно указали на ответ, что они пошли бы смотреть только отечественный спектакль и никакой больше.
В любом случае, все 30 учеников нашей школы активно приняли участие в нашем социологическом опросе, и мы благодаря им смогли подытожить результаты нашей работы.
Но здесь мы хотели бы добавить и наш взгляд уже на современный Оренбургский Драматический театр.
3.2 Оренбургский Драматический театр нашим взглядом
Во все периоды развития и работы, история Оренбургского драматического театра была непростой, но интересной и волнующей. Драматический театр пережил всякие времена – антеприз, революционное преображение, военное лихолетье, советский подъем, перестроечный бунт.
Сцена драматического театра видела тысячи артистов и деятелей, творивших его историю.
Зрительный зал собирал шикарно одетых дам, купцов, чиновников, бедных студентов, учащихся школ, солдат в потертых гимнастерках и новеньких шинелях – жители Оренбурга, на глазах которых развивался театр.
Мы, зрители, также растем и взрослеем с театром. И как артисты не желают жить без сцены, так и зрители желают театральных волнений, потрясений, впечатлений…
В нашем современном мире Оренбургский театр несет большой вклад в наше духовное развитие. Ничто не сравнится с живой игрой актеров сос цены, а также обсуждение просмотренного спектакля с передачей своих чувств и эмоций.
Вся история театра проникнута идеями гуманизма, любви к своему зрителю. На всем протяжении своей истории, театр помогал людям обрести веру в светлое счастливое будущее и силы противостоять врагу. Давал минуты радости и восторга. В него влюблялись с первых минут спектакля. Репертуар театра обновляется. Есть здесь трагедии и комедии, лирика и классика, каждый зритель может найти здесь что - то свое, сделать какие – то важные для себя открытия. Но есть спектакли, которые хочется посмотреть не единожды, каждый раз открывая в них что - то новое для себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рождение, формирование и многолетняя деятельность театров города Оренбурга тесно связаны с историей и жизнью Оренбуржья. Одних из старейших на Урале, они прошли большой и славный путь.
Сегодня театр – постоянный участник Всероссийских и Международных театральных фестивалей. География последних лет – это Марсель, Симферополь, Тамбов, Ярославль, Орел, Ростов на Дону, Кострома. Также пушкинская карта тоже внесла свой вклад. При помощи пушкинской карты можно посещать спектакли на тему Великой Отечественной Войны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобылев, П.Н. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылев, С.В. Липицкий, М.Е. Монин, и др.. - М.: Политиздат, 2011. - 430 c.
2. Бурляй, А.А. Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история / ред. М.М. Минасян, А.А. Бурляй, Н.В. Крестникова, и др.. - М.: Воениздат; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. - 632 c.
3. Быков, Василь Владимирович Великая Отечественная война в русской литературе / Быков Василь Владимирович. - М.: АСТ, 2012. - 395 c.
4. Важнейшие операции великой отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П.А. Жилин. - М.: Воениздат, 2016. - 624 c.
5. Великая Отечественная Война Советского Союза. - М.: Воениздат, 2002. - 617 c.
6. Великая Отечественная Война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 3. Освобождение. - М.: Наука, 2009. - 560 c.
7. Великая Отечественная Война. 1941-1945. Словарь-справочник. - М.: Издательство политической литературы, 2013. - 528 c.
8. Великая Отечественная Война. 41-45. Словарь-справочник. - М.: Государственное издательство политической литературы, 2001. - 560 c.
9. Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 2002. - 832 c.
10. Великая Отечественная война 1941 - 1945.. - М.: Издательство политической литературы, 2006. - 464 c.
11. Великая Отечественная война 1941-1945. Действующая армия. - М.: Animi Fortitudo, Кучково поле, 2005. - 664 c.
12. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 -1945. - М.: Воениздат, 2014. - 560 c.
13. Великая Отечественная война Советского Союза. - М.: Воениздат, 2015. - 624 c.
14. Великая Отечественная война. - Москва: Наука, 2017. - 240 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Ваш возраст
10-12
13-14
14-16
17-18
2 Годы Великой Отечественной войны?
1812-1815
1956-1965
1941-1945
3 Что для тебя значит Великая Отечественная война?
Великий подвиг
Далекое прошлое
Уважение к ветеранам
4 Какие спектакли о войне ты смотрел в Оренбургских театрах?
Сибирская дивизия
А зори здесь тихие
За жизнь
5 Форма информации о Великой Отечественной войне?
Смотреть фильмы
Смотреть телепередачи
Театр
Книги
6 Как театр помогал в годы Великой Отечественной войны?
Поддерживали солдат
Связь с Родиной
Показывали реальную правду о войне
7 Согласился бы ты принять участие в спектакле о Великой Отечественной войне?
Да
Нет
Не знаю
8 Предпочтения в выборе спектаклей о Великой Отечественной войне?
Отечественные
Зарубежные