ВВЕДЕНИЕ
Патриотическое воспитание подрастающего поколения, на мой взгляд, одна из наиболее актуальных задач государства сегодня. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, осмысление современного мира невозможно без изучения прошлого. К сожалению, в нашем обществе потеряно понимание патриотизма. В последние годы наблюдается отчуждение школьников от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Необходимость патриотического воспитания детей связана также с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к своему народу и стране.
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма, ввиду известной внушаемости детей, их доверчивости и огромному авторитету, которым пользуется учитель.
Значительным педагогическим потенциалом в патриотическом воспитании детей обладают знания об истории своей страны. Жизнь сверстников, которым пришлось пережить трудные годы Великой Отечественной войны, может стать примером для ребят нашего поколения. В те страшные военные годы дети не оставались в стороне, они принимали активное участие в достижении победы: работали на заводах, фабриках, колхозных полях, в госпиталях, воевали в партизанских отрядах, участвовали в боевых действиях….
Формирование у младших школьников эмоционального переживания очень важно для воспитательного процесса. Изучение истории, а именно подвигов сверстников, идеально подходит для патриотического воспитания. Детям свойственна склонность к подражанию, а яркие и волнующие образы ровесников вызовут эмоции, формируя чувства и личностное отношение к героям – носителям патриотических ценностей.
В то же время, современная образовательная программа не включает уроки истории у ребят начальных классов. Таким образом, возникает противоречие между востребованностью педагогического потенциала в исторических знаниях и отсутствием соответствующих уроков.
На основании выявленных противоречий и актуальности проблемы сформулирована тема исследовательского проекта «Патриотическое воспитание младших школьников на примере пионеров-героев Великой Отечественной войны».
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать внеклассные занятия по истории, направленные на патриотическое воспитание младших школьников, формирование чувства гордости за свою Родину и её героев.
Объект: процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет: внеклассные занятия по истории, направленные на патриотическое воспитание младших школьников.
Задачи:
1. На основе анализа педагогической литературы раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Провести анкетирование и выявить исходный уровень знаний детей младшего школьного возраста о пионерском движении, пионерах-героях Великой Отечественной войны.
3. Разработать внеклассные занятия по истории, направленные на патриотическое воспитание младших школьников, и апробировать их.
Для решения поставленных задач, использовались следующие методы: анализ источников информации; систематизация; обобщение; анкетирование.
Практическая значимость проекта. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без знания собственной истории нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества необходимо воспитывать с раннего детства.
Материалы проекта могут быть использованы учителями на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках военно-патриотического воспитания младших школьников.
Экспериментальной базой послужил МАОУ «Лицей№4» (учащиеся 3 «Б» класса, возраст 9-10 лет, 35 человек).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Характеристика понятия «патриотическое воспитание»
В толковом словаре русского языка, составленном С.И. Ожеговым, патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Патриотизм — это основа существования и развития любых наций и государственности.
Чувство патриотизма не появляется само по себе. Оно является результатом долгого целенаправленного воспитательного воздействия на человека.
Воспитание патриотизма – это работа по созданию у человека чувства гордости за свою Родину и её народ. Так, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский считали, что воспитание гражданина, любящего свою Родину, — это главная цель воспитания подрастающего поколения. К.Д. Ушинский полагал, что патриотизм представляет собой не только важную задачу воспитания, но и мощное педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Пора младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам считается самой благоприятной для воспитания патриотизма, поскольку со стороны младшего школьника существует доверие к взрослому, ему свойственна подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример. На конкретных фактах из жизни проще привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д. На примере пионерского движения, историй жизни отдельных пионеров, совершавших героические поступки, младшие школьники смогут ощутить себя частью одной большой страны, в которой все за всё в ответе.
Патриотизм включает заботу об интересах страны, готовность ради неё к самопожертвованию, способность уважать историческое прошлое Родины.
Для эффективного патриотического воспитания школьников необходимо выбирать наиболее интересный материал патриотической направленности, связанный с образными примерами из жизни, обращённый к чувствам детей.
1.2 Проектирование работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по истории
На проектировочном этапе были разработаны два внеклассных занятия, нацеленных на патриотическое воспитание младших школьников:
- знакомство с пионерами;
- рассказ о пионерах-героях Великой Отечественной войны.
Задачи внеклассных занятий:
1. Обучающая. Познакомить учащихся с особенностями пионерского движения, их символами и заветами. Рассказать ребятам истории подвигов наиболее известных пионеров-героев Великой Отечественной войны.
2. Развивающая. Развить интерес к прошлому страны, к её истории.
3. Воспитательная. Содействовать воспитанию гражданско-патриотических чувств, нравственных качеств личности.
На уроках использовались презентации, атрибуты пионерской организации (галстуки, значки, барабан), аудио и видео дорожки.
Изучение нового материала построено с использованием интерактива: ученики самостоятельно завязывали пионерские галстуки, салютовали, отбивали ритм на барабане; была проведена викторина.
В результате проведенных занятий классный руководитель увидел положительную динамику патриотической воспитанности у детей. Ребята получили новую полезную информацию, у них возникло большое количество вопросов, они активно обсуждали проведённый интерактив на переменах, рассказывали родителям о внеклассных уроках.
Вывод: внеклассные занятия по истории являются действенным и эффективным средством патриотического воспитания школьников, поэтому необходимо продолжать работу в данном направлении.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анкетирование и его результаты
Прежде чем рассказывать ребятам о пионерах-героях Великой Отечественной войны, необходимо было понять, что дети знают о Пионерской организации СССР в целом? Использовали метод анкетирования.
На вопрос «знаешь ли ты, кто такие пионеры?» - 26 человек из 35 ответили «нет». Девять человек, считающих, что знают, кто такие пионеры, тем не менее, не смогли дать правильные ответы на общие вопросы, такие как «что отвечали пионеры на призыв «Будь готов!»?», «в каком возрасте детей принимали в пионеры?», «какой предмет одежды отличал пионера от НЕ пионера?», не смогли назвать ни одного пионера-героя Великой Отечественной войны.
В связи с этим, было запланировано два внеклассных занятия: первое направлено на изучение жизни пионеров, знакомство с их главными символами и атрибутами, второе – рассказ о самых известных пионерах-героях Великой Отечественной войны.
2.2 Занятие 1. Знакомство с пионерами
Чтобы погрузить ребят в атмосферу пионерского прошлого, я, под руководством учителя технологии, сшила для них пионерские галстуки
(прил. 1).
Внеклассное занятие проводила, опираясь на созданную мною презентацию (прил. 2), с использованием оригинальных атрибутов пионерской организации.
Слайд 1. Здравствуйте! Меня зовут Алиса и сегодня я проведу у вас урок. Урок будет необычным – мы отправимся на машине времени в прошлое! Итак – закройте глаза! (дети закрывают глаза и слушают космическую музыку) Мы приземляемся, поэтому я разрешаю вам открыть глаза. Скажите, какие изменения произошли во мне? (у меня на шее появился пионерский галстук, на голове пилотка)
Слайд 2. Читаю стихотворение со слайда.
Слайд 3. Слово «пионер» означает «первый», и настоящие пионеры действительно старались быть первыми во всём. Раньше говорили: «Пионер – всем ребятам пример!». В пионеры принимали детей в возрасте от 9 до 14 лет (в первую очередь отличников и активистов, затем остальных ребят). Хулиганов и двоечников в пионеры не брали. На торжественной линейке дети произносили обещание пионера (клятву), им повязывали пионерский галстук и прикалывали значок.
Слайд 4. Галстук демонстрировал принадлежность к пионерской организации (показываю галстук). Выглядел он как красная шейная косынка, своего рода частица боевого красного знамени. Галстук завязывали спереди специальным узлом. Три его конца символизировали нерушимую связь поколений. Каждый школьник должен был уметь завязывать галстук. Позором считалось прийти в школу без него или с помятым галстуком. Пионер должен быть опрятным, аккуратным и с гордостью носить пионерскую символику. Ребята, давайте попробуем завязать пионерские галстуки (раздаю всем детям галстуки, учу завязывать).
Слайд 5. Как я уже говорила, кроме галстуков пионеры носили ещё значки на левой стороне груди (показываю значки на слайде и «в живую»). Давайте посмотрим некоторые из них: «Всегда готов» - этот значок носили все пионеры наряду с галстуком. «Старший пионер» - вручался с 13-летнего возраста. «За успехи в соревновании. Миллион Родине» - вручался активистам за сбор и сдачу макулатуры. «Общество книголюбов» - некоторые пионеры состояли в подобных обществах, где могли обмениваться редкими книгами, посещать встречи с писателями.
Слайд 6. У ребят пионеров был свой гимн и своё приветствие (салют). Пионерский салют – это знак верности пионеров законам и традициям своей организации. Салютуя, пионер поднимает над головой правую руку с плотно сжатыми пальцами, что символизирует единство, дружбу и товарищество детей в организации. Пионеры отдавали салют при исполнении гимна, при ответе на пионерский девиз, при команде «равнение на знамя», у памятников павшим героям и т.д. Ребята, давайте попробуем отдать салют. Попрошу вас встать. Я произнесу девиз пионеров: «Будь готов!». А вы мне в ответ своё приветствие: «Всегда готов!» (пробуем).
Слайды 7-12.Как я уже сказала, пионерский салют – это знак верности законам и традициям пионерской организации. Для ребят было неприемлемо нарушать эти правила, все старались их соблюдать. (смотрим слайды)
Слайд 13.Традиционные пионерские ритуалы – вынос знамени, пионерские линейки… совершались под звуки горнов и барабанов.
Слайд 14.Пионерские марши записывались речёвками, чтобы можно было легко и быстро запомнить их. Для игры на барабане было условное обозначение чередования правой и левой рук. Посмотрите на слайд. (Одеваю барабан и демонстрирую ребятам речёвку «Сбор». Потом предлагаю отбить этот же ритм на барабане желающим – 2-3 чел.)
Слайд 15.А теперь давайте немного поиграем. Посмотрим, запомнили ли вы основные термины, связанные с пионерским движением. Перед вами (на слайде) слова, в которых перепутаны буквы. Попробуйте понять, что здесь написано. Кто знает ответ – поднимайте руку. Не выкрикивайте с места! (горн, флаг, знамя, салют, барабан, галстук, значок) Молодцы!
Слайд 16.Пионерия просуществовала 69 лет. За это время в её рядах побывало более 210 млн. человек! Примерно 32 года назад пионерское движение распалось, но идеи правильного образа жизни и стремления ребят быть лучшими остаются до сих пор. Создано много кружков, которые объединяют детей по общим интересам. Остались различные пионерские лагеря, в которые ребята ездят с неменьшим восторгом.Конечно, нельзя полностью жить по тем законам, что и 100 лет назад, но можно и нужно взять из прошлого опыта всё самое лучшее и ценное, двигаться вперёд, быть «первым, идущим впереди». Именно это значение - идущий впереди - и определяет смысл слова «пионер». Пионерские галстуки – это мой подарок вам, ребята. Я сделала их сама, специально для вас, чтобы вы старались быть первыми везде и во всём!Я очень надеюсь, что урок вам был интересен и полезен. Спасибо за внимание и до новых встреч!
2.3 Занятие 2. Пионеры-герои Великой Отечественной войны
На этом уроке я также использовала созданную мною презентацию (прил. 3). Второе занятие мне посчастливилось приобщить к памятной дате – Дню Героев Отечества.
Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова провести урок в вашем классе. На прошлом занятии мы познакомились с пионерами (кто они такие, чем занимались), а сегодня поговорим о пионерах-героях Великой Отечественной войны. А почему именно сегодня мы будем говорить о юных героях войны? Потому что сегодня - 9 декабря - День Героев Отечества - день тех, кто удостоен самых почётных государственных наград!
Слайд 2. Людей, проявивших особое мужество и героизм, не мало! Но я хочу рассказать вам именно о пионерах-героях войны. Почему? Потому что они были такими же девчонками и мальчишками, как вы. Так же учились в школе, играли, гуляли…. Но наступил роковой час (слушаем голосовое сообщение о начале войны)
Слайд 3. На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война (смотрим видеоряд под песню «Священная война»).
Слайд 4. Не только взрослые встали на защиту Родины, но и дети. В те страшные годы дети быстро взрослели. Многие пионеры – мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Кто-то вёл активную деятельность в тылу - осваивал станки на заводах, технику в полях, дежурил на крышах во время бомбёжек, собирал вещи в армию для наших солдат. На глазах у ребят убивали их родных и товарищей. Могли ли они остаться в стороне? Конечно же нет! Помните мы говорили с вами о законах пионеров: пионер растёт смелым и не боится трудностей, пионер любит свою Родину!
Слайд 5. За боевые заслуги десятки тысяч пионеров были награждены различными орденами и медалями. А два пионера удостоены звания Героя Советского Союза! Оговорюсь сразу, что во многих источниках названы шесть пионеров, удостоенных звания Героя Советского Союза, но на самом деле в пионерском возрасте (9-14 лет) были только двое из шести. Тем не менее, это не умаляет заслуг остальных ребят-подростков, которые находились в возрасте 15-16 лет.
Слайд 6. Рассказываю о Валентине Котике.
За мужество и отвагу пионер Валя Котик был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно!
Слайд 7. Рассказываю о Марате Казее.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно!
Слайд 8. Как я уже сказала ранее, ещё четверо ребят, удостоенных звания Героя Советского Союза, хоть и значатся пионерами-героями, но были немного старше. Это Зина Портнова, Лёня Голиков, Боря Цариков и Александр Чекалин. Я расскажу вам о Зине Портновой.
Слайд 9. Рассказываю о Зине Портновой.
За мужество и отвагу Зина Портнова была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно!
Слайд 10. Я надеюсь, ребята, что вы вырастите патриотами своей Родины и никогда не забудете подвиг наших предков. В честь погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется Минута молчания (минута молчания).Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «самопожертвование», «честь», «Родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы…. Вы можете узнать гораздо больше имён пионеров-героев и познакомиться с их историями, если я хоть немного смогла заинтересовать вас. Закончить наш урок я хочу словами Роберта Рождественского: «Памяти павших будьте достойны!».
Слайд 11. Спасибо за внимание!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа педагогической литературы раскрыто содержание понятия «патриотическое воспитание».
Раскрыты возможности внеклассных занятий по истории в патриотическом воспитании младших школьников. Патриотическое воспитание включает в себя воспитание у младших школьников чувства благодарности и уважения к защитникам Отечества. Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед подвигами героев, отдавших за неё жизнь, не возникают в сердцах детей сами собой, их необходимо пробуждать.
Разработаны внеклассные занятия по истории пионерской организации и подвигах пионеров-героев Великой Отечественной войны.
Внеклассные занятия (прил. 4) положительно повлияли на развитие патриотической воспитанности ребят. Обучающиеся расширили свои знания об исторических событиях. Проведённый с детьми интерактив вызвал яркие эмоциональные реакции. У детей появилось понимание того, что такое патриотизм и какими качествами должен обладать патриот.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования достигнуты.
В заключении хочу добавить: нельзя забывать, что патриотическое воспитание — это не разовые мероприятия, а систематическая, целенаправленная деятельность, которая включает в себя организацию массовой работы при активном участии семьи, школы, ветеранских и молодежных общественных организаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / сост.: Ю.Е. Антонов [и др.]. – М.: «АРКТИ», 2003. – С. 60.
2. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: «АРКТИ», 2010. – С. 64.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: «АСТ», 2018. – С. 736.
Периодические издания:
4. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. - 2005. - № 4. - С. 23.
5. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С.А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17-20.
6. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2016. - № 8. - С. 17.
7. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 52-56.
Интернет-ресурсы:
8. Материал из Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%92._%D0%98._%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0
9. Информационно-образовательный ресурс
https://pionery-geroi.ucoz.ru/
Приложение 1
Слайд 1 |
Слайд 2 |
Слайд 3 |
Слайд 4 |
Слайд 5 |
Слайд 6 |
Слайд 7 |
Слайд 8 |
Слайд 9 |
Слайд 10 |
Слайд 11 |
Слайд 12 |
Слайд 13 |
Слайд 14 |
Слайд 15 |
Слайд 16 |
Слайд 1 |
Слайд 2 |
Слайд 3 |
Слайд 4 |
Слайд 5 |
Слайд 6 |
Слайд 7 |
Слайд 8 |
Слайд 9 |
Слайд 10 |
Слайд 11 |