Блокадно-фронтовой дневник Киселёва Кронида Васильевича 1941 – 1944 гг.

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Блокадно-фронтовой дневник Киселёва Кронида Васильевича 1941 – 1944 гг.

Мальцев А.М. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №101 Выборгского района Санкт-Петербурга
Салова И.Г. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №101 Выборгского района Санкт-Петербурга
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 

Эта тема была выбрана мною не случайно: Великая Отечественная война, блокада Ленинграда – это история нашей страны, история моего родного города, которую нельзя забывать.

«История – это наше прошлое. Без прошлого нет настоящего и не может быть будущего»1 - слова известного советского ученого, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. С каждым годом 9 Мая – «День Победы» и 27 января – «День снятия блокады Ленинграда» становятся всё более грустными: уходят ветераны ВОВ и жители блокадного Ленинграда. Но мне не хочется признавать, что вместе с ними уходит и память о войне. Нынешнее поколение, мои сверстники, мало что знают о своих прадедах, о подвигах во время войны, о жизни, страданиях, героических поступках детей и подростков, у которых 22 июня 1941 года закончилось детство.

Цель: Изучение патриотического, духовного и нравственного подвига подростков и молодёжи в годы блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны 1941-1945 годах, основанное на блокадно-военных записях Кронида Васильевича Киселёва и писем его одноклассников.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать блокадно-военные записи Кронида Васильевича Киселёва и письма его одноклассников 1941 – 1944 годов;

2. Изучить необходимую литературу по теме, просмотреть документальные кинохроники и художественные фильмы о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда;

3. Издать блокадные записи, передать экземпляры родственникам Кронида Васильевича, в музей и библиотеку Лицея;

4. Рассказать своим сверстникам о жизни подростков и молодёжи в условиях блокады и на войне в 1941 -1945 годах.

Основным источником для работы стали блокадно-военные записи Киселёва Кронида Васильевича и письма его одноклассников 1941 – 1944 годов.

Кроме дневника и писем, я пользовался сведениями из книг о блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне: мемуары ребенка войны Людмилы Пожедаевой «Война. Блокада. Я и другие» (2018 г.), Блокада Ленинграда. Детская книга (2019 г.), просмотра художественного фильма «Блокадный дневник», 2020 г.

Результатом работы является обработка, расшифровка и издание отдельной брошюры «Киселев Кронид Васильевич. Блокада. Эвакуация…». На мой взгляд, результаты работы, а также печатный экземпляр блокадно-фронтового дневника Кронида Васильевича Киселёва и письма его одноклассников 1941 – 1944 годов, могут использоваться в проведении школьных мероприятий, классных часов, что внесет свой вклад в патриотическое воспитание моих сверстников.

Глава 1. Блокадно-фронтовой дневник Киселева Кронида Васильевича 1941-1944 гг.

Мемуары блокады и войны.

Писатель Александр Фадеев в своих заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сёстрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч «зажигалок», сброшенных с самолётов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в этом поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».2

Все знают про блокадный дневник Тани Савичевой, которая пережила блокаду, но умерла в эвакуации. Недавно я прочитал мемуары ребёнка войны Людмилы Пожедаевой «Война. Блокада. Я и другие». Горе и радость, мужество и трусость, верность и предательство, жизнь и смерть, голод, одиночество, жгучий холод были «блокадными подружками» маленькой семилетней девочки Милы.3 Сколько было написано таких дневников, мемуаров? Мне посчастливилось прикоснуться к одному из таких раритетов, подержать его в руках, прочитать.

У нашей семьи есть очень хороший друг Вера Кронидовна. Зная о моём интересе к событиям Великой Отечественной войны, несколько лет назад, она пообещала, что, когда я подрасту, даст мне прочитать дневник её отца Киселёва Кронида Васильевича, который он начал писать в первые дни войны. Тогда ему было 16 лет, и он перешёл в 10 класс.

И вот, в 2021 году, Вера Кронидовна передала мне и маме этот дневник. Он состоит из двух школьных тетрадок. А также вместе с дневником было несколько писем от одноклассников Кронида Васильевича. Взяв в руки эти ценнейшие записи, я решил, что посвящу свою работу этому дневнику. Читать дневник было очень сложно, так как писался он в тяжелых условиях, да и организм Кронида был ослаблен и почерк его было трудно разобрать.

Огромное спасибо моей бабушке Наталье Ивановне, которая предложила свою помощь в прочтении дневника. Восстановление содержания рукописного дневника у нас заняло несколько месяцев: со второй половины 2021 года по июнь 2022 года. Вечерами мы, вместе с моей бабушкой Натальей Ивановной, сидели с раритетными тетрадками, местами текст пытались посмотреть через увеличительное стекло, плохо разбираемые названия, события изучали по интернету. Переписывали его в свою тетрадку, потом набирали на компьютере.

Спасибо огромное моей маме, Марианне Анатольевне, которая соединила сканы дневника и текст на компьютере так, чтобы наглядно можно было увидеть рядом с набранным текстом сканы рукописного текста. Сделали экземпляры брошюры для родственников и друзей дочери Кронида Васильевича Веры Кронидовны, а также для Лицея. (Приложение 1)

Мы встречались с Верой Кронидовной и вместе вслух читали записи, обсуждая прочитанное и делясь своими впечатлениями, от которых замирало сердце и слезы накатывались на глаза. Я очень хочу поделиться этими впечатлениями со своими знакомыми, друзьями, одноклассниками.

Биография Киселева Кронида Васильевича.

Киселёв Кронид Васильевич родился 17 октября 1924 года в г. Ленинграде. Проживал по адресу: г. Ленинград, Невский проспект, д. 22-24.

В 1941-1942 годах учился в 10 «в» классе средней школы № 222 г. Ленинграда. В составе отряда ПВО (противовоздушной обороны) помогал тушить зажигательные бомбы, дежурил на крышах по вечерам и ночам. Летом 1942 г. в тяжелейшем состоянии (заболел тифом) был эвакуирован в село Ульяново в Лукояновском районе Нижегородской области (Горьковской области). Осенью, в октябре 1942 г. был призван на фронт. В 1944 г. был награждён медалью «За боевые заслуги». На момент награждения имел звание: старший сержант. Награждён Орденом Великой Отечественной войны I степени. Демобилизован 17 ноября 1945 г. по ранениям.

Вернулся в Ленинград в ноябре 1945 года. В декабре 1945 г. поступил на завод 678 (Ленинградский государственный завод им. Коминтерна министерства радиопромышленности СССР). В 1952 – 1953 годах окончил 10-й класс 2-й средней школы рабочей молодёжи. В 1953 – 1959 годах учился на вечернем факультете ЛЭИС (Ленинградский электротехнический институт связи) им. Бонч-Бруевича, который окончил с дипломом инженера радиосвязи. В 1958 – 1959 годах, на этапе эскизного проектирования объекта «Тобол», был заместителем главного конструктора разработки. После защиты эскизного проекта «Тобол» (апрель 1959 г.) и дипломного проекта в ЛЭИС (июнь 1959 г.) ему было поручено техническое проектирование проекта «Луч», по которому он был назначен заместителем главного конструктора этого объекта. В октябре – ноябре 1962 г. участвовал в государственных исследованиях объекта «Луч» в ЦНИИИС.

Детское увлечение радиотехникой переросло в профессию. Кронида Васильевича, даже на пенсии, приглашали консультантам по разным исследовательским проектам. Умер он 16 августа 2003 г., похоронен на кладбище в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Кронид - это очень редкое имя. В семье его родителей случилось горе, в первый год жизни умер старший сын Сереженька. Есть такое поверье: чтобы ничего плохого не случилось со следующим ребёнком в семье, его надо назвать редким и необычным именем. Поэтому следующего сына решено было назвать Кронидом. Это редкое имя «оберегало» его и в годы блокады, и в эвакуации, и на фронте. Кронид Васильевич дожил до старости, умер в возрасте 79 лет. (Приложение 2)

Блокадные записи.

Накануне 22 июня 1941 года, Кронид пришёл пешком из Розлива. Сильно устав, он читал роман Джека Лондона «Джерри - островитянин». Но вскоре по радио объявили о начале войны. Запись о начале войны Кронид озаглавил «Сильнее смерти».

Хочу процитировать несколько его предложений: «Война. Я выбежал на улицу. Здесь и там у рупоров трансляции стоял народ. Они слушали и ненависть горела в их глазах. Кулаки сжимались, слышались проклятия в адрес Гитлера и его банды. Война! И в городе было объявлено о затемнении и об угрожающем положении. И в ночь с 22 на 23 была объявлена воздушная тревога, где-то стреляли зенитки. Война! И танки, громыхая по улицам, неслись к вокзалам, тягачи тянули орудия, в машинах ехала мотопехота».4

В своих воспоминаниях, Кронид описывал положения на фронтах. Отмечая героизм наших солдат: «Но многое не учло немецкое командование. Не учло, что советские войска будут в безнадежном положении продолжать сражаться с невиданным упорством, что старые кировские рабочие дерутся до последнего патрона и, умирая, падают вперёд. Балтийские моряки, перепоясанные пулемётными лентами, с гранатами за широким флотским ремнём, в тельняшках и бескозырках, наводят ужас на немецких солдат, когда во весь рост, с гранатами в руках, бесстрашно шли на немецкие пулемёты».

Следующая запись была 8 сентября 1941 года: «Блокада Ленинграда началась».5

В мировой истории было много случаев, когда города во время войн блокировались неприятелем и многие из них были взяты штурмом, или неприятель брал их хитростью, или, не выдержав трудностей, осажденные города сдавались на милость победителя. Но не было еще в мировой истории такого случая, и вряд ли будет, чтобы город с населением 3,5 миллиона человек и армия защищают его, находясь в окружении. И чтобы население пережило жуткий голод, бомбёжки с воздуха и артиллерийский обстрел. В начале блокады в Ленинграде оставались около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Блокадные школьники не только учились, помогали родителям, но и работали. Они помогали взрослым выжить и даже… ходили в школу. Дети защищали город наравне со старшими, боролись с «зажигалками» на крышах и даже ловили вражеских диверсантов. Ленинград был городом-фронтом, и все дети и подростки вели себя как фронтовики.

Главными мотивами их поведения были:

высокий дух патриотизма, который был обострен бедой, горечью утрат, желанием защитить свой дом, свою землю,

ненависть к фашистским захватчикам,

ощущение себя неотделимой частицей великого народа,

стремление к активной деятельности, нежелание отсиживаться в убежище, свойственное всем подросткам,

самоотверженность и стремление любыми способами достичь своей цели.

Кронид с одноклассниками днём таскали песок на чердак школы, а вечером, он с другом Валентином, дежурил на крыше школы. Об этом он написал в дневнике 14 сентября 1941 года. Какая бы ни была усталость, у ребят хватало сил на разговоры, мечты: «Мы долго болтали с Валентином о том, как хорошо было бы, растянувшись на мягкой постели, послушать ночной концерт и как паршиво лежать на досках вышки...»6 (Приложение 3).

Трудной была первая блокадная зима. Запись об этом в дневнике читаешь на одном дыхании, переживая так, что нельзя сдержать слёзы. Мне очень хочется записи от января и марта 1942 года привести полностью, так как мне кажется, что их невозможно передать несколькими словами:

«Это трудно представить, это можно понять, только увидев, пережив, выстрадав.

Конец января. Холодная зима сковала город. Улицы занесены снегом. Воды нет. За ней ходят на Неву. С хлебом перебои. Я лежу в постели. Хотя на мне два свитера, рейтузы, четверо суток я совершенно не сплю. Руки мои как во льду. Голова ужасно болит. Я смотрю на потолок, закопченный от коптилки, и в глазах идут круги. Вся комната начинает бешено вращаться. Я закрываю глаза и стараюсь заснуть.

- Кроня.

Отец высохший и похожий на скелет, обтянутый кожей, зовёт меня.

- Что?

Спрашиваю я, но он молчит. Он почти всё время спит и говорит всякую чепуху.

В ушах стоит звон, но вот я различаю звук звонка. Это мать. Я с трудом поднимаюсь, одеваю валенки, и держась за стенки, как пьяный, бреду в переднюю. Мать входит, вся покрытая снегом. Сумка её пуста. Она проходит в спальню, садится на кушетку и засовывает руки под подушку: там стоит чайник, еще не успевший остыть. Посидев так минут пять, она выпивает кипяток и уходит. И опять тишина. Радио молчит второй день. Хочется забыться, уйти от этой зловещей тишины, в которой витает смерть. Я зажигаю батарейку, на лампочке нет сухих элементов, и начинаю читать роман Джека Лондона «День пламенеет». Я завидую героям. Они здоровы. Они мчатся по снежным просторам, не зная усталости, спят на снегу, не боясь холода. Неужели я опять буду здоров? Я отрываюсь от книги и смотрю в окно. Идёт снег, и где-то слышатся глухие разрывы - начался артиллерийский обстрел.

Я бужу отца.

- Папа, как ты думаешь, переживём мы всё это или нет?

Он долго молчит, как будто что-то взвешивает в уме.

- Не знаю, сынок. Если мы выживем - это будет чудо.

- А я думаю, что мы выживем.

И начинаю говорить ему, как мы будем жить потом, когда всё это закончится. Когда я останавливаюсь, он говорит:

- Нет, Кроня, я, наверно, умру.

Я начинаю утешать его, но что стоят мои утешения, когда третий день нет хлеба.

На другое утро отец умер.

январь 1942 года7

Прошёл месяц. Настал март. Я, едва передвигая ноги, шёл по улице. Мартовское солнце начинало пригревать. С крыш капало, и ручейки бежали по снегу. Я вышел на Невский и побрёл к Штабу. На ступеньках магазинов сидели, почерневшие от голода и цинги, люди, положив на колени свои почти прозрачные руки. Весна несла жизнь. И те, кто уцелел от голодной зимы, выползали теперь на улицу под живительные лучи солнца. Я ни холода не забуду, ни эту весну. Весна оживляет природу. Она молодит людей. Весна рождает любовь, самое прекрасное, что дано человеку. На перекрестке Невского и Герцена люди сбивали ломами лёд. Их было мало, но в них чувствовалась какая-то особая сила, решимость. Они понимали, что только величайшие усилия помогут им победить, грязь свою смыть. Я смотрел на них и удивлялся. Маленький старичок, ростом с лом, упорно бил в одно место. Казалось, он вот-вот упадёт, но вот ещё один удар и большая глыба двадцати пяти сантиметрового льда откололась. Я долго смотрел на них, и они вселили в меня какую-то уверенность. Весна вдохнула в меня живительную струю. Когда мать открыла мне дверь, она ужаснулась. Я был бледен как полотно, язык заплетался, сердце учащённо билось и казалось, оно выскочит наружу.

Я сразу же лёг в постель и взял дневник. Я увидел, как город оживает после кошмарной зимы.

19 марта я записал в дневнике: «МЫ БУДЕМ ЖИТЬ!».8 (Приложение 4).

В этих двух записях и смерть (зима1941-1942 года была самой трудной и ужасной для жителей блокадного Ленинграда) и жизнь: весна, вселившая надежду на неё.

В эвакуации.

После тяжелейшей блокадной зимы организм Кронида был очень ослаблен, он заболел тифом. Их с матерью направили весной в эвакуацию. Следующие записи с 21 августа по 02 октября 1942 года были сделаны в эвакуации в селе Ульяново Лукояновского района Нижегородской области. Кронид описывает положение на фронтах и очень ждёт повестки на фронт: «Я со дня на день жду повестки из военкомата.».9

Кронид пишет стихи, в них вера в Победу:

«Но я знаю, очень скоро

Скоро кончится война

И пышнее, чем бывало,

Зацветёт моя страна!

Когда ж настанет час желанный,

Когда победы трубны зов,

И мир наступит долгожданный

С победой встретим мы бойцов.

Тогда по городам и сёлам

Пройдут полки чеканя шаг

И радость матерям и жёнам

Будет нести победный флаг!».10

Он не перестаёт читать, читает очень много. Радуется письмам от одноклассников, тоскует по Ленинграду. «Сегодня, между прочим, большая радость для нас, получена телеграмма из Ленинграда от Клавы: «Живы, здоровы, ждите письма». Интересно скорее получить письмо и узнать, что там в Ленинграде. Как скучно здесь, и как всё чаще и чаще вспоминается Ленинград, этот родной и любимый город». И в письмах от одноклассников прослеживается любовь к родному городу: «Собираю изо всех газет фотоснимки о войне, снимки, сделанные на фронте. Есть у меня снимок: изображён Невский, кино, «Новости дня», радиомагазин «Невский 88», ходят люди и проходят мимо бронемашин. И второй снимок: Нева, Петропавловская крепость, корабль и ночной краснофлотский патруль. И много других».11

Подростки в письмах обсуждают прочитанное: «Достал у одного из нашего класса роман Сенкевича «Ка́мо гряде́ши» («Quo vadis» или «Куда идёшь») и читаю. Хорошая вещь из римской жизни, о Нероне и о христианах. Главное место отведено христианам. Советую прочесть, если достанешь. Брал в библиотеке «Тайна двух океанов» Адамова. Помнишь, еще по радио передавали. Фантастический.».12 Они многосторонне развиты, увлекаются радиотехникой, на практике разбирают радиоприемник.

Молодые люди очень наблюдательны, друг Кронида делится своими выводами: «Я делал некоторые наблюдения над учениками нашего класса. Есть у нас и казанские (местные), как они себя называют, и киевские, и московские, и белорусские, и из других городов. Ленинградцев только трое: я, тот, который интересуется радио, и еще одна ученица. И я заметил, что между людьми разных городов, есть большая разница, как в типах, так и в характерах, и в их выражениях. Москвичи, например, смеются, когда я говорю «вставочка». «Вставочка» оказывается, ленинградское название, и все наши ленинградцы говорят «вставочка». А у москвичей «ручка», и само слово «вставочка» они считают неприличным.».13

Запись в дневнике от «02» октября 1942 г., это последняя запись в дневнике в эвакуации перед отправкой на фронт: «Не хватает времени. Много читаю. Прочёл «Воскресшие боги» Мережковского, занимательную литературу Ферсмана, Новый мир №7 и другие. Познакомился с замечательным парнем Борисом Солопаевым. Очень начитан, увлекается живописью, химией, ботаникой, биологией, литературой. Вообще, среди такого мрака и темноты, это как бы луч света в тёмном царстве. События на фронте не приносят ничего утешительного. Бои идут вокруг полу окружённого Сталинграда, в районе Моздока (Кавказский фронт). Бои идут также в районе Синявино (Ленинградский фронт). По-видимому, наши части пытаются прорвать блокаду Ленинграда. Начатые было наступления на Калининском фронте задерживаются. Бои по-прежнему идут в районе Ржева.».14 (Приложение 5)

В госпитале после ранения.

Следующая запись Кронидом сделана «17» сентября 1944 года: «г. Лукоянов Нижегородская область (в госпитале после ранения).

Пасмурный осенний день. Из окна нашей палаты виден внизу поддёрнутый туманом Лукоянов. Страшна судьба, но её воля после почти двухгодичного перерыва, заброшен я сюда. Я смотрю на предыдущую запись. Она сделана 2 октября 1942 года. Тогда положение было очень напряжённое. Сейчас совсем обратное, наши войска заняли Бухарест и всю Румынию. Сегодня сообщено о вступлении наших войск в Софию. Взята Прага перед Варшавой. И на днях должна пасть Варшава. Ждём условий перемирия с Финляндией. Союзники окружили первый германский город Аахен. Теперь уже недалека победа. Но сейчас я ещё не знаю, что ждёт меня впереди. Быть может ещё суждено мне погибнуть где-нибудь на фронте Польши или Германии.15

Читаешь эти записи и понимаешь, как быстро подросток, десятиклассник, любящий сын, превратился во взрослого мужчину, воина, защитника своей Родины, готового отдать жизнь в борьбе с фашизмом. Одно из своих стихотворений он посвятил маме:

«Мама, друг мой, тебе я пишу

В час вечерний большое письмо

Ни о чём я тебя не прошу

Береги лишь здоровье своё.

Береги, и меня поджидай

Я вернусь, когда буря пройдёт

Когда счастье опять зацветёт

Вновь приеду в далёкий я край»

Далее он пишет про веру в Победу, в свой народ:

«Скоро, скоро победа придёт

Над фашизмом и над лютым врагом.

И снова свободу найдёт,

Истерзанный немцем народ.».16 (Приложение 6)

На фронте.

Сохранилась одна запись Кронида «Летняя ночь на войне», которую он сделал на фронте. Там, в окопах, недалеко от города Мценска (Орловской области), рядом с заминированными полями, он продолжает размышлять: «Здесь всё так просто и в то же время так сложно. И хотя смерть сидит за нашими плечами, всё же здесь я много думаю о жизни, о людях, о доме. Что же заставило людей уйти от своих семей…как будто они были рождены солдатами для этой ужасной войны.».17 Кронид пишет о своём расчете из 6 человек, отмечая первый номер Буланова. «Ему было лет сорок пять, среднего роста, с редкими рыжими волосами и простым русским лицом, он производил впечатление мирного человека, и как-то не вязалась его натура с пулемётом, который изрыгал смерть всему живому, которое попадало под струю пуль. Сам он был Саратовский, и рассказывал, что в их селе сам Чапаев вербовал бойцов в свою дивизию. Он вместе с братом тоже пошёл к Чапаеву и в составе его дивизии воевал в гражданскую войну. Кончилась гражданская война, и он, со свойственным ему трудолюбием, трудился в колхозе. Но началась новая война и его снова взяли в армию. И вот, несмотря на свой преклонный возраст, несмотря на то, что он страдал ревматизмом и головными болями, я редко слышал от него жалобы, а, наоборот, он своим спокойствием, умением делать всё, заслужил среди нас уважение к нему, но этим он вовсе не гордился. И хотя ему не меньше других надоела эта война и связанная с ней тяжёлая жизнь фронтового солдата. Он считал, что так нужно, он не боялся смерти. И никогда я за ним не замечал трусости. Помню, уже во время наступления за Окой, когда наша дивизия рвалась к Орлу, в одном из боёв он был контужен и оглушён, но он не ушёл в медсанбат, а продолжал воевать. Правда, он уже стал подносчиком. Когда через несколько дней я спросил почему не видно Буланова, мне ответили, что он был убит наповал осколком снаряда. Так погиб один из бесчисленных и скромных бойцов, которые с великим терпением и точностью делали своё дело, и от их труда росла и крепла наша сила.».18

Это описание точно характеризует бойцов нашей армии, которые ежедневно совершали свои подвиги, все ближе и ближе приближая советский народ к Победе над фашизмом. (Приложение 7)

Читая, вновь перечитывая записи Кронида, мы с семьей с гордостью говорили о героях того времени, понимая какой вклад каждый из них внес в Победу.

Заключение

История – это наше прошлое. Без прошлого нет настоящего и не может быть будущего! Мы все должны помнить о самой жестокой и кровопролитной войне в истории человечества, в которой наш народ сумел победить! Эти знания нам совершенно необходимы! Фашизму нет места на Земле!

Хочу привести цитату из фильма «Блокадный дневник»: «Я все думаю, думаю...Я спать не могу. Не случайно нам эта блокада дана…Либо мы через эти страдания возвысимся и всю ненужную шелуху с себя скинем и станем Человеком с большой буквы. Либо, если мы ничего не поймем и все забудем, то мы исчезнем. Навеки, как динозавры. И не жалко нас ни капельки, и грош нам цена и медный пятак.».

Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин сказал: «Основой нашей национальной идентичности были и остаются преемственность поколений, верность традициям, высокие духовно-нравственные ориентиры».19 К ним относятся патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, историческая память. Воспитывать «память семейную, память народную, память культурную» важно, так как хранение памяти и бережное отношение к ней является нравственным долгом человека перед самим собой и перед потомками.

На мой взгляд, задачи, которые я поставил в работе, достигнуты. Дневниковые записи были расшифрованы и опубликованы, и переданы в семью автора, в лицей, где я учусь.

Каждый год, и не раз в год, мы вспоминаем Великую Отечественную войну и блокаду Ленинграда, унёсшие миллионы жизней. Мы вспоминаем подвиги наших предков на фронтах и в тылу. Страшные свидетельства блокады и войны в нашей памяти должны остаться навсегда. Фашизму нет места на Земном шаре! История Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда должна передаваться из поколения в поколение. Гордость за наш непобедимый народ должна остаться в нашем сердце и в сердцах наших детей. Мы все должны помнить и знать, что русский человек сильнейший, в нем и храбрость, и отвага, и патриотизм имеют свое место, и эти качества должны воспитываться в каждом человеке с раннего детства.

Мы помним!!!

Мы гордимся!!!

(Приложение 8)

Список источников и литературы:

Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 гг. (из архива семьи Киселёва Кронида Васильевича).

Письма одноклассников от 20.11.1941 г., 23.12.1941 г., 12.09.1942 г., 28.09.1942 г. (из архива семьи Киселёва Кронида Васильевича).

Блокада Ленинграда. Детская книга. Издательство «Пятый Рим». Москва. 2019, 80 с.

Лихачёв Д.С. Письма о добром. Издательство «LOCOS». Санкт-Петербург. 2007, 256 с.

Пожедаева Л. Мемуары ребенка войны. Война. Блокада. Я и другие. Издательство «КАРО». Санкт-Петербург. 2018, 160 с.

Путин В.В. Выступление на заседании Российского организационного комитета «Победа». О сохранении исторической памяти говорил президент на заседании оргкомитета «Победа». Новости. Первый канал (1tv.ru). 09.11.2022.
7. Фадеев А. Ленинград в дни блокад. Издательство «Советский писатель». Москва. 1944, 145 с.

Приложение 1

Титульный лист брошюры.

Приложение 2

Фото Кронида. 1942 г.

Фото захоронения братьев Киселевых на кладбище в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре

Приложение 3

Страницы дневника «Ночь в сентябре. «14» сентября 1941 г.».

Приложение 4

Страницы дневника: «19 марта 1942 года Кронид записал в дневнике: «МЫ БУДЕМ ЖИТЬ».

Приложение 5

Страницы дневника:

«В эвакуации (август - октябрь 1942 года)

Стихи Кронида:

«К другу» «16» августа 1942 г.

Приложение 6

Страницы дневника: В госпитале после ранения. 17 сентября 1944 г.

Стихи Кронида: «Маме» «24» ноября 1942 г.

Приложение 7

Страницы дневника: «Летняя ночь на войне».

Приложение 8

1 Лихачёв Д.С. Письма о добром. Издательство «LOCOS». Санкт-Петербург. 2007. 256 с.

2 Фадеев А. Ленинград в дни блокады. Издательство «Советский писатель». Москва. 1944. 145 с.

3 Пожедаева Л. Мемуары ребенка войны. Война. Блокада. Я и другие. Издательство «КАРО». Санкт-Петербург. 2018. 160 с.

4 Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 г. (22.06.1941 г.)

5 Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 г. (08.09.1941 г.)

6 Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 г. (14.09.1941 г.)

7 Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 г. (январь 1942 г.)

8 Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 г. (19.03.1942 г.)

9 Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 г. (02.10.1942 г.)

10 Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 г. (Стихотворение, 17.11.1942 г.)

11 Письмо одноклассника от 20.11.1941 г.

12 Письмо одноклассника от 20.11.1941 г.

13 Письмо одноклассника от 20.11.1941 г.

14Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 г. (02.10.1942 г.)

15Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 г. (17.09.1944 г.)

16Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 г. (Стихотворение, 24.11.1942 г.)

17Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 г.

18Блокадно - военные записи Киселёва Кронида Васильевича. 1941 -1944 г.

19 Выступление В.В. Путина на заседании Российского организационного комитета «Победа». 09.11.2022.

Просмотров работы: 70