Твой ход . Настольные игры - спорт, развлечение, искусство.

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Твой ход . Настольные игры - спорт, развлечение, искусство.

Бабёнышев Я.А. 1
1МАОУ "Лицей №97 г. Челябинска"
Закирова Н.С. 1
1МАОУ Лицей №97 г. Челябинска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я занимаюсь шахматами, хожу в секцию, где учусь играть, изучаю стратегии и фигуры. С ребятами мы играем в парах, соревнуемся друг с другом. Мне очень нравится это увлечение, и также я знаю, что существуют различные турниры по шахматам и даже международного уровня. Есть известные гроссмейстеры и даже один из них-наш земляк- Анатолий Карпов из.г.Златоуст.

Также у меня есть много других настольных игр :домино, лото, Монополия , Мафия, Морской бой, 3D-крестики-нолики, Элементарно, Языколом, Соображарий и многие другие. По настольным игра тоже проходят соревнования различного уровня. Есть игротеки, в которых игроки –любители собираются и устраивают игры всей компанией. Сейчас это очень востребованное направление и даже есть специальные магазины настольных игр. Существуют сообщества людей в интернете и форумы про игры.[1]

Настольные игры — популярный способ совместного времяпрепровождения, количество поклонников которого растет с каждым годом. Дело в том, что настольные игры разнообразны, увлекательны и связаны с живым общением, которого нам нередко не хватает. При этом настолки радикально отличаются друг от друга по принципу построения, так называемым игровым механикам. Мне захотелось разобраться в играх, понять их необходимость, полезность, виды и разнообразие. Также хочется рассмотреть понятие игра и что это? Это хобби или спорт? Нужна ли стратегия и тактика когда играешь ? И как ее выбрать?

Цель моей работы рассказать о видах настольных игр, их классификациях, для чего они нужны, чем полезны детям. Понять все же, что такое игра ? Спорт или искусство? И на основании положительных выводов донести до моих одноклассников информацию об играх и мотивировать их на занятия настольными играми. Внести предложение об организации досуга детей в образовательном учреждении во время внеклассной деятельности с помощью настольных игр. Также сделать самостоятельно игру-«бродилку», показав все этапы ее изготовления.

Для достижения моей цели, я перед собой поставил следующие задачи:

- понять, что такое вообще настольные игры;

- узнать историю создания игр;

- разобраться в видах игр и классификации;

- провести анализ влияния настольных игр на детей

-внести предложение об организации досуга школьников с помощью настольных игр и проведение школьных соревнований.

Методы исследования:

- изучение литературы и информации из интернета;

- обобщение и систематизация полученных знаний;

- создание настольной игры в домашних условиях.

2 .Во что играли наши предки?

Настольная игра – это игра, в которую играют двое и более игроков, используя специальную доску, игровое поле или обычный стол. Доска и поле могут иметь маркировки и специально обозначенные места, а в самой игре часто используются разного рода жетоны, фишки, карточки и подобные им элементы, выполняющие во время игры отведённую им конкретную функцию. Игры данной категории, в отличие от спортивных и видеоигр, не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей. Настольные игры далеко не новое изобретение. Возраст найденных при археологических раскопках вблизи Иордании настольных игр составляет не менее 7000 лет.[3](Приложение А)

Самые старые среди найденных настольных игр напоминают ставшую снова популярной в наши дни игру «Манкала». Древняя игра «Сенет», в которой используются специальные игровые фишки, чем-то напоминает шахматы и шашки. Доски для игры в сенет были найдены в гробницах датируемых 3500 годом до н.э., в которых также были обнаружены многочисленные художественные изображения играющих в сенет египтян[5]( Приложения Б).

В 3000 году до н.э. появились нарды. Все указывает на то, что большинство ранних настольных игр были рассчитаны на двух игроков. Первые упоминания об игре «Пачиси» или «Парчизи», также известной как «Двадцать пять», датируются 500 годом до н.э. В пачиси могут играть до четырех игроков. По сравнению с упомянутыми играми, шахматы считаются не такой уж и древней игрой. Возраст первых упоминаний о шахматах составляет 600 лет до н.э.( Приложение В)

За многие века у большинства ранних настольных игр появилось множество разновидностей, впоследствии приобретших большую популярность. До начала эпохи королевы Виктории и во времена её правления наибольшую популярность приобрели карточные игры. Взрослые чаще играли в азартные карточные игры типа «Вист», а классические настольные игры были больше распространены среди детей.[2]( Приложение Г)

Карточные игры оставались популярными и в 20-м веке, но наряду с ним стали распространяться и другие настольные игры всех видов, причём как среди молодого, так и среди старшего поколения. Это явление стало особенно заметно после окончания Второй мировой войны и часто объясняется ростом среднего класса. Настольная игра в семейном кругу – очень распространённая картина, изображающая полноценную семью среднего класса периода 1950-х годов.

В то время несколько настольных игр получили широкую известность. К ним можно отнести игры «Монополия», «Риск» и «Эрудит». Детская настольная игра «Парчиси» оставалась популярной, и даже обзавелась несколькими разновидностями. Во многих настольных играх используются специальные кубики. Некоторые из них, такие, например, как «Риск» являются довольно сложными и требуют наличия чрезвычайно стратегического мышления. Однако, чаще всего, современная настольная игра требует, хотя бы немного, присутствия удачи. Неудачно сложившийся ход игры может помешать даже хорошо подготовленному и эрудированному игроку.[4]( Приложение Г)

Некоторые из настольных игр были нацелены именно на молодую аудиторию. Наиболее популярными среди них были «Сладкая страна» и «Змеи и Лестницы».

( Приложение Е) Игра «Сладкая страна» знакомит самых маленьких детей с сущностью настольных игр, где победителем становится тот, кто первый пройдёт от начала и до конца по всем секторам игрового поля. Игра «Змеи и Лестницы» появилась в 19-м веке и была прекрасным способом знакомства детей со счётом цифр и непостоянства удачи.

Становясь старше, дети могли играть друг с другом и со своими родителями в более сложные настольные игры типа «Монополия», являющейся отличным инструментом для развития математических навыков. Игра «Риск» идеальна для обучения детей стратегическому мышлению. Игры для двух лиц, такие как шашки, шахматы и нарды по-прежнему сохраняют свою популярность, но характерной чертой большинства настольных игр является то, что в большинстве своём они относятся к семейным играм.

С появлением в 1980-х годах игры «Счастливый случай» настольные игры получили ещё большее распространение. С ростом популярности телевизионных шоу типа «Своя игра», «Счастливый случай» быстро привлёк внимание и завоевал огромное число поклонников. Затем на свет появились игры-шарады, дополняя и расширяя ассортимент настольных игр.[6]

Современные настольные игры нередко используют цифровые технологии. Наиболее популярны DVD игры, часто представляющие собой телевикторины. Многие настольные игры обрели свои компьютерные версии и остаются популярными. Немало коммерческих компаний приложили значительные усилия, внедряя концепцию «вечер игр в кругу семьи», суть которой заключается в посвящении хотя бы одного дня в неделю игре в настольные игры в кругу семьи.

Какие игры бывают?

Возможны различные способы классификации настольных игр.

По типу используемых предметов:

Карточные игры

Игральные кости

Игры миниатюр — солдатики, «железная дорога»

Игры с карандашом и бумагой — Крестики-нолики, Морской бой, Точки, Балда

Настольные игры с игровым полем — го, шахматы, шашки, нарды, мельница

Игры, основанные на узоре и плитках — маджонг, домино

Ролевые игры — мафия

Словесные игры — контакт

В свою очередь игры перечисленных типов могут дальше подразделяться по особенностям оформления и механизма игры. Полной классификации не существует, но обычно в каждом классе имеется несколько широко известных, различающихся по механизму игр, таких, что остальные можно рассматривать как их варианты. Так, например, из игр на специальных досках можно выделить игры шахматного и шашечного типа (первые — с неравноценными фигурами, вторые — с равноценными фигурами), в играх шашечного типа, в свою очередь, можно выделить игры с неподвижными (го, рэндзю) и подвижными шашками, последние делятся на шашечные и нардовые, к которым относятся уже конкретные модификации соответствующих игр: русские, английские, турецкие, международные шашки, длинные и короткие нарды, уголки и многие другие.[8]

По количеству игроков:

Для одного игрока. Например, карточные пасьянсы, пасьянс маджонг, собирание пазлов.

Для фиксированного числа игроков. Существует большое количество различных логических и азартных игр, в которые играют два игрока, один против другого (напр, шахматы, шашки, го, нарды). Ряд игр требует строго определённого количества игроков, большего двух. Например, многие карточные игры играются только вчетвером. В домино могут играть от 2 до 4 человек, в маджонг — 4 или 3, в зависимости от выбранного набора правил.

Для произвольного количества игроков. Это ряд карточных и большинство имитационных игр. Здесь количество игроков может колебаться от двух до некоторого верхнего предела. Обычно для каждой такой игры есть некоторый оптимум количества игроков: при большем или меньшем количестве игра становится менее интересной. В азартных играх число игроков может влиять на соотношение влияния случая и мастерства играющих на исход партии. Так, в преферансе считается, что вариант для трёх игроков более подвержен влиянию случайного фактора, чем исходный, рассчитанный на четверых .[6]

По степени кооперации игроков:

Каждый за себя. Все остальные участники игры являются соперниками игрока, он выигрывает или проигрывает единолично. См. антагонистическая игра. Примеры: шахматы, преферанс.

Команда на команду. Игроки изначально сгруппированы в команды, которых может быть две или более. Хотя участвует в игре (то есть принимает решения и делает ходы) каждый из игроков единолично, соперничающими сторонами являются команды; команда выигрывает или проигрывает целиком, как правило, победа или поражение фиксируются либо по первому проигравшему (проиграл один из игроков команды — его команда проиграла), либо по победителю (вышел победителем один из игроков команды — его команда победила), либо по какому-либо единому интегральному показателю (победителем становится команда, игроки которой набрали в сумме больше всего очков). Большое влияние на результат оказывает умение игроков команды действовать совместно, при том, что во многих играх правила запрещают игрокам одной команды общаться и договариваться во время игры, так что для выигрыша им необходимо умение «читать» состояние дел у своих партнёров по ходу игрового процесса. Пример: бридж.

Коалиционные игры. Игра начинается как «каждый за себя», но по ходу действия игроки могут самостоятельно объединяться в группы (коалиции) и действовать совместно. Коалиция, победившая своих противников, либо объявляется победившей целиком, либо распадается и продолжает игру, в которой игроки могут играть в режиме «каждый за себя» или образовывать новые коалиции. Коалиционные настольные игры крайне редки, так как сложно добиться сбалансированности игрового механизма, чтобы избежать предопределённости результата — заведомого проигрыша меньшей коалиции или одиночки.

Кооперативные игры: игроки играют на общий результат — вместе выигрывают или проигрывают. Примеры: Пандемия, Ханаби.

Многие коммерческие карточные игры играются вчетвером, пара на пару, а вот маджонг, при тех же четырёх игроках — игра типа «каждый за себя». Характерной коалиционной игрой являются трёхсторонние шахматы (которые одновременно могут служить примером сложности достижения баланса в коалиционной игре).[8]

По динамике:

Пошаговые. Игроки делают ходы в определённой последовательности, заданной правилами. Игрок может сколько угодно обдумывать очередной ход (в официальных соревнованиях может практиковаться контроль времени). Исход зависит от правильности хода, а не от скорости и быстроты реакции. Пример — Цивилизация Сида Мейера: Настольная игра.

Динамические. Ходы делаются по желанию игроков. В них игрок может не успеть сделать ход, поспешить с ходом. Исход игры зависит не только от правильности действий, но и от реакции, быстроты действий и правильного выбора оптимального момента. Пример — лото, где одинаковые карточки могут быть у нескольких игроков, и в лучшем положении оказывается тот из них, кто успевает первым объявить об этом.

Разделение на динамические и пошаговые игры не абсолютно, есть игры с элементами того и другого подхода. Например, шведские шахматы — в них игра в каждой паре ведётся по пошаговой схеме, но зависимость между одновременно играемыми в парах партиями добавляет в игру динамическую компоненту.[5]

По характеру игры:

Интеллектуальные (логические, стратегические) игры. Игры, где успех игрока определяется его способностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход.

Азартные. Игры, в которых на результат влияет случайный фактор. Роль случайности может быть полностью определяющей (пример — игра в кости), но может быть и ограничена (преферанс, нарды). В последнем случае случайный фактор дополняет логическую составляющую игры, и в действиях игроков появляются два новых (по сравнению с неазартными логическими играми) элемента — суметь максимально эффективно использовать благоприятный случай и по возможности заблаговременно подготовиться к неудаче и смягчить её последствия. Такое определение азартных игр не общепринято: иногда к азартным относят только игры, в которых фактор случайности играет определяющую роль, а те игры, в которых, при наличии фактора случайности, выигрыш в значительной мере определяется умением игрока, определяют как подкласс интеллектуальных игр. По этой классификации, например, кости, рулетка или очко попадают в число азартных игр, а преферанс, покер и нарды — в интеллектуальные.

Игры на физические способности. На результат влияет реакция, скорость движений, координация. Пример — бирюльки или Микадо, Жульбак.[4]

По начальной позиции:

Игры с неизменной начальной позицией. Любая партия начинается в одних и тех же условиях для каждого из игроков. При отсутствии случайного фактора игроки, точно повторяя одну и ту же последовательность ходов, в результате всегда приходят к одному и тому же результату. (Классические шахматы, го).

Игры со случайной начальной позицией. Начальная позиция формируется с помощью какого-либо случайного процесса или выбирается случайным образом из более или менее обширного набора вариантов, возможно — с участием игроков. (Шахматы-960, практически все карточные игры).

Начальная позиция зависит от игроков («Морской бой», «Стратего»).[6]

С точки зрения математики

Игры с полной информацией — игры, в которых в каждый момент времени каждый из игроков знает все возможности хода как за себя, так и за всех противников, и обладает исчерпывающей информацией о состоянии игрового поля и порядке, в котором будут делаться дальнейшие действия игроками при любом возможном продолжении игры. К играм с полной информацией относятся шахматы, го, рэндзю, шашки, тогуз коргоол, точки.

Игры с неполной информацией — игры, в которых хотя бы один игрок хотя бы ограниченное время располагает информацией об игре, которой нет у хотя бы у одного из его соперников (морской бой), либо случайный фактор влияет на выбор хода, его результат или порядок ходов. К таким играм относится, например, игры с костями и подавляющее большинство карточных игр (преферанс, покер, бридж, нарды).

По содержанию:

Абстрактные. Игры, прямо не связанные с реальной жизнью. Иногда возможно провести какие-то аналогии между игрой и реальными жизненными ситуациями, но прямой моделью реальности игра не является. Так, те же шахматы исходно были моделью военного сражения, но к настоящему времени аналогия шахматной партии и сражения чисто условна. Го можно трактовать как модель соревнования по освоению территории или рынка, но и это — лишь надуманная аналогия, прямого соответствия между ходами на доске и определёнными действиями в реальном мире нет. Все карточные игры являются абстрактными.

Имитационные. Игра более или менее достоверно моделирует определённый реальный процесс, ситуацию, событие. К этой категории можно отнести все «экономические» настольные игры. Сюда же можно отнести игры, в которых имитируются реальные события в вымышленном мире, например, Warhammer 40000. В свою очередь, имитационные игры можно далее разделить по тематике:

Экономические конкурентные — моделирующие экономическое соревнование, борьбу за рынок, освоение территории и прочее.

Экономические управленческие — моделирующие некоторый объект управления (город, территорию, страну), которой необходимо управлять для достижения заданных социально-экономических результатов.

Военные стратегические — моделирующие военное столкновение в масштабах войны в целом, возможно — с имитацией элементов экономики воюющих государств. Элементарным подразделением, доступным для управления в подобных играх, может быть воинское соединение типа полка, бригады или дивизии.

Военные тактические — моделирующие военное столкновение в масштабе конкретного боя, сражения на ограниченной территории. Минимальной «единицей управления» здесь обычно бывает отделение, взвод, рота, конкретная боевая машина и т. д.

И так далее…

По области использования:

Для досуга, развлечения

Для общения, коммуникации

Азартные, соревновательные

Головоломки, для разминки мозгов

Обучающие, тренинговые, образовательные

4.Настольные игры как спорт.

Каждый из родителей хотел бы найти для своего ребенка увлечение, которое не только приносило бы удовольствие, но и всесторонне развивало его. Настольные игры – как раз тот волшебный инструмент, который поможет в этом. Игры выступают в противовес компьютеру, телефону, планшету и прочим медийным вещам, которые в последнее время все больше забирают интерес ребёнка. Такое времяпровождение подобно спорту — тот же азарт, дух соперничества, стремление к победе и четко определенные правила игры. Активный участник, справедливый судья — ребенок сможет примерить на себя любую роль. Более того, для их проведения не требуется много места. Поэтому можно не переживать, куда пойти поиграть в настольные игры, так как это можно делать где угодно, при любых погодных условиях, с друзьями, семьей, одноклассниками и т.д.

Какие навыки развивают настольные игры? Внимание и усидчивость. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школьном возрасте, особенно в первые годы. Если с первых лет играть с ребенком в «настолки», то к 4 годам он сможет быть сосредоточенным на игре (как и на любом другом занятии) около 25 минут. Личностные и социальные навыки — стремление к цели, умение правильно выразить свою точку зрения, продумывать ходы наперед, работать в команде, предсказывать поведение соперников, желание побеждать, а также размышлять о том, как добиться желаемого результата и учиться на собственном опыте.

В процессе игры ребенок научится достойно принимать как победу, так и поражение. Физические способности, скорость реакции, ловкость, логику, память, фантазию, воображение и другие (в зависимости от разновидности игры).

Стратегическое мышление. Все мы замечали, что лучше всего разобраться в какой-либо теме — попытаться в доступной форме объяснить её кому-то. Американские ученые доказали, что умственные операции лучше всего происходят в голове ребенка (впрочем, как и взрослого) тогда, когда они объясняют свой механизм действия.
Настольный спорт — тоже спорт. А спорт — здоровье. Здоровье — жизнь. Игры такого типа позволяют устраивать реальные соревноваиния когда-угодно и где-угодно — в плохую погоду дома, в хорошую — на улице. Они развивают у ребенка: тактическое и логическое мышление, физическую готовность, ловкость, точность, скорость реакции и внимательность, позволяют правильно оценить ситуацию и почувствовать себя настоящим чемпионом. Такого рода игры позволяют ребенку более глубоко и осознанно вникнуть в правила игры. К примеру, играя в настольный футбол, ребенок разберется с правилами игры и у него активизируется спортивный интерес к обычному футболу. В эту категорию относятся настольный футбол, баскетбол, хоккей, аэрохоккей,твистер.

Настольные игры - не только развлечение забавы ради, но и возможность попробовать себя в настоящих соревнованиях. Много соревнований проводится по спортивным настольным играм. Кроме того, можно устроить чемпионат по настольным играм самостоятельно, собрав всю семью или друзей ребенка. Можно попробовать себя как в роли активного участника, так и судьи.[8]

5.Настольные игры как искусство.

Можно ли разработку игр, и настольных в частности, считать полноценным искусством?

Ведь красота настольной игры доступна только узкому кругу посвящённых и основное общество не восхищается играми. Искусство - это ведь способ познания автором самого себя и собственного окружения через доступные ему инструменты, - кинематограф, театр, литература, музыка, ювелирное мастерство, дизайн, скульптура, военное дело, управление, живопись, да что угодно.[3]

Игры это уникальный вид искусства, предлагающий нам не только наблюдать за историей, но и участвовать в ней. Игры позволяют нам вершить судьбы вселенной, участвовать в сражениях и расследованиях, создавать, уничтожать, наказывать виновных, использовать магию и технологии. Они учат нас сопереживать, отстаивать принципы, быть шестеренкой в огромном механизме. Какая бы роль нам не была отведена, к какому бы жанру не причислялась игра, мы можем влиять на ход событий игры или остаться лишь сторонним наблюдателем с ограниченными возможностями.

Так почему бы в этот список не включить создание настольных игр? Ведь оно требует того же мастерства, как и любой другой вид искусства. Имеет свои инструменты разработки, правила составления и прочее. Каждый участник процесса создания игры может использовать это для передачи другим людям своих мыслей и видения окружающей его действительности через игру. Ведь в создания игр принимают участие художники, дизайнеры, технические работники и даже работники интеллектуальной сферы.[4]

6. Моя игра «Загадки сокровищницы фараона».

Я решил сделать настольную игру-бродилку «Загадки сокровищницы фараона». Для этого я взял картон и цветную бумагу. Сделал игровое поле. Сделал маршрут следования игроков. Придумал задания для них. Украсил поле картинками Древнего Египта. Также придумал правила и условия игры. (Приложение Ж)

Правила настольной игры : 

Игроков- 2-4 человека.
Вначале игроки выбирают фишки и определяют очередность хода.
Игроки устанавливают фишки на клетку "СТАРТ"
Первый игрок бросает кубик и перемещает фишку на количество клеток, выпавшем на кубике.
Далее игроки по очереди совершают те же действия.
Если игрок попадает на красную клетку, он пропускает ход (чтобы ознакомиться с достопримечательностями древнего Египта).
Если игрок попадает на зелёную клетку, то он совершает повторный ход (кидает кубик второй раз).

Если игрок попадает на черную клетку, то он совершает ход назад на 1 клетку

Если игрок попадает на оражевую клетку, то он игрок берет карточку и отгадывает загадку от фараона. При этом , если загадка отгадана верно, то игрок допускается к повторному выкидыванию кубика и соответственно движется вперед. Если загадка не угадана, право хода переходит к следующему игроку.

Выигрывает тот, кто первым придет к ФИНИШУ( Пирамида Фараона)

7 . Заключение

Исходя из проделанной мною работы, можно сделать следующие выводы:

- настольные игры очень полезны для детей и взрослых

- имеют познавательную и обучающую функцию

- процесс создания игры интересен и под силу каждому ребенку

-прививает ребенку усидчивость, развивает моторику, внимательность, мышление, логику

-отвлекает ребенка от современных гаджетов, которые плохо влияют на детей

- делают процесс обучения и развития детей еще более интересным и насыщенным

Многие ученики на перемене не знают, как реализовать свою энергию, начинают бегать, прыгать по коридорам и лестницам, создавая опасность травмирования. Многие учащиеся все перемены напролет играют в планшет или телефон. И мое исследование может быть полезно для организации досуга детей на перемене и после уроков.

8. Список используемой литературы

1.https://ru.wikipedia.org

2.https://club.dns-shop.ru/blog

3.https://master-games.info/reytingi/klassifikatsiya/

4.https://knife.media/board-games/

5.http://www.mesport.ru/index.php/hobbies/nastolnye-igry

6.https://tesera.ru/article/1263265/

7.https://bi.ua/rus/posts/view/nastolnye-igry-kak-sport-to-chego-vy-ne-znali/

8.https://www.sports.ru/tribuna/blogs/warp101/500135.html

9. Приложения

Приложение А

Доска для бао- одной из игр семейства манкала

Приложение Б

Набор для сенета из гробницы Аменхотепа III Игровое поле для игры «ПАЧИСИ»

Приложения В

Шахматы первые 600 лет до н.э.

Приложение Г

Карточная игра «Вист»

Приложение Д

Игра «Эрудит»

Игра «Монополия»

Приложение Е

Игра « Змеи и лестницы»

Приложение Ж

Рабочий материал

Начало создания игры

Р абочий процесс создания игры «Загадки сокровищницы фараона»

Просмотров работы: 53