Суворовские традиции – важнейший фактор формирования высоких боевых качеств личного состава Красной Армии в годы Великой Отечественной войны

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Суворовские традиции – важнейший фактор формирования высоких боевых качеств личного состава Красной Армии в годы Великой Отечественной войны

Боровик А.К. 1Гирфанов К.М. 1
1Федеральное государственное казённое образовательное учреждение "Оренбургское президентское кадетское училище"
Болодурина Н.Н. 1Левина Т.А. 1
1ФГКОУ ОПКУ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вероломное нападение Германии на Советский Союз в июне 1941 г. потребовало использования социально-экономических, интеллектуальных, научно-технических сил всей страны. Но наравне с такими ресурсами необходимо учитывать морально-политический потенциал вооруженных сил.

Идеологическое противоборство между СССР и Германией было таким же ожесточенным, как и боевые сражения. Именно благодаря достижению высоких морально-психологических качеств Красной Армии состоялись грандиозные победы под Москвой, Сталинградом и Курском и была обеспечена победа в Великой Отечественной войны. Евгений Николаевич Трубецкой русский религиозный философ, правовед, публицист «Человек жертвует собою только тогда, когда он верит, что есть что‑то великое, неумирающее, что его переживёт. Во всяком героическом подвиге, во всяком акте самопожертвования есть эта сознательная или бессознательная вера в какой‑то посмертный смысл жизни, который выходит за пределы личного существования.“ [1] Высочайший уровень героизма советских людей в годы войны основывался, в частности, на исторических традициях нашей многовековой истории. Достижение высоких боевых качеств красноармейцами в годы войны подтверждается массовыми примерами. Преклоняясь перед мужеством и массовым героизмом солдат, Маршал Советского Союза К. Рокоссовский писал в своих воспоминаниях: «Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все - и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам. Слава вам! Я счастлив, что был вместе с вами в эти годы». [2] Примерами героизма и отваги изобилует отечественная история. Истинное самопожертвование было свойственно и «чудо-богатырям» А.В. Суворова. При этом героизм российских солдат не был фанатичным и механистичным. Полководец стремился создать живой организм, в котором воля и сознание составляющих его единиц оставались способными осмысленно действовать и стремиться к победе. "От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может", "Мы русские, мы всё одолеем". Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет"...[3]

Через лаконичные крылатые фразы великого полководца открывается образ Александра Васильевича Суворова не только как великого полководца, но и грандиозного человека-патриота, раскрывается его мировоззрение. Богатый потенциал суворовских традиций и образа великого полководца не мог не быть востребован в годы Великой Отечественной войны. Органы пропаганды СССР использовали их в формировании необходимого уровня боеспособности личного состава Красной армии. С этой целью создавались фильмы о А.В.Суворове, массовыми тиражами выпускались брошюры и марки (Приложение №1), художники создали целую серию ярких плакатов. Имя полководца именно в военные годы увековечено в целой системе суворовских военных училищ.

Актуальность проблемы исследования. За последние годы появилось множество точек зрения на различные проблемы Великой Отечественной войны, в частности, источники победы СССР. Попытки ревизии истории Великой Отечественной войны предпринимаются с целью абсолютизации такого источника как людские ресурсы. Этот источник определяется как основной и чуть ли не единственный. При этом игнорируется такой фактор, как моральные качества советского общества в целом, боеготовность армии и флота. Мы полагаем, что является целесообразным обратиться к истории идеологической борьбы с Германией, в которой значительную роль сыграли суворовские традиции и образ А.В.Суворова. Актуальность темы мы видим также в необходимости повышения престижа военной службы, патриотического воспитания молодых поколений современной России.

Объект исследования. Совокупность мероприятий, направленных на приведение Красной Армии в полную боевую готовность в связи с началом Великой Отечественной войны.

Предметом исследования являются суворовские традиции российской армии, которые, претерпев за длительный период значительную трансформацию, выступили консолидирующим и мобилизующим фактором Красной армии вплоть до 1945 года.

Целью нашей работы является всесторонний анализ использования органами агитации и пропаганды СССР периода Великой Отечественной войны образа А.В.Суворова и традиций российской армии, сформировавшихся во второй половине XVIII века для достижения высоких боевых качеств личного состава.

В данной работе мы поставили перед собой следующие задачи:

- обосновать роль военных традиций, оформившихся в эпоху А.В.Суворова в повышении боеспособности Красной армии в годы Великой Отечественной войны;

- показать, что эволюция военного искусства не изменила главное внутреннее содержание принципов, заложенных А.В. Суворовым;

- проанализировать потенциал суворовских военных традиций в подготовке боевых, морально-психологических, физических, психологических качеств личного состава Красной армии.

В качестве методологической основы мы использовали принцип объективности, историзма и системности, которые предполагают рассмотрение исторических событий во всём их многообразии, развитии, а также взаимообусловленности с другими историческими явлениями и событиями.

Научная значимость нашей работы состоит в расширении базы для разработки новых технологий воспитания военнослужащих на боевых традициях российской армии. Одним из основных направлений реформирования Вооруженных Сил России на современном этапе является более эффективное воспитание и обучение личного состава, дальнейшее восстановление престижа офицерской профессии. Использование соответствующего фактического материала в воспитательной работе с различными категориями будущих военнослужащих, и, прежде всего, в кадетских корпусах, военных институтах, академиях и университетах, позволит сделать офицерскую службу более привлекательной. Таким образом, практическая значимость нашей работы обусловлена возможностями использования собранных материалов на занятиях истории, специальных курсах для школьников и студентов, а также в различных мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

1. Кинообраз А.В. Суворова - важнейшее средство трансляции суворовских традиций в 1940-е гг.

В годы Великой Отечественной войны основой ее безопасности стало единство и эффективное взаимодействие трех составляющих: советского общества в целом, органов власти и вооруженных сил страны.

Создать атмосферу активной причастности к общему делу оказалась способной система советской пропаганды, последовательно отражая патриотические традиции страны, великодержавные традиции. В нашей работе термин «великодержавность» мы употребляем не в имперском, а в цивилизационном смысле. Именно так и воспринимал борьбу СССР с фашизмом последовательный враг большевизма А.П.Деникин, отказавшись сотрудничать с немцами, заявив, что "судьба России важнее судьбы эмиграции". Поэтому в движении Сопротивления принимали участие потомок вольнодумца А.Радищева К.Радищев (погиб в концлагере), дочь великого композитора А.Скрябина Ариадна Скрябина и многие другие эмигранты. Когда оппоненты упрекали их, что герои Сопротивления, защищая СССР, тем самым защищают ненавистный большинству эмигрантов большевизм, писатель-эмигрант М.Осоргин ответил:"... когда швыряются бомбы в Московский Кремль, они не в Сталина швыряются, а в сердце России, в её историческое бытие".[4 ]

Еще в 1940 г. в СССР появился фильм «Суворов». 23 января 1941 г. состоялась премьера этого знаменитого фильма. Режиссеры Всеволод Пудовкин и Михаил Доллер сняли в роли А.В.Суворова Николая Черкасова-Сергеева. Все эпизоды биографии великого полководца второй половине 90-х гг. XVIII в. показаны в связке с аналогичными внешнеполитическими событиями Второй мировой войны. Например, зритель видит аналогию польской кампании после третьего раздела Польши и разгромом Польши в 1939 г. Позже, через полгода блестящий швейцарский поход, в котором Суворов крушит полчища французов, будет ассоциироваться с Берлином – столицей Третьего рейха и центром абсолютного зла для каждого советского человека. А в призыве Суворова «На Париж!» советские люди эпохи Великой Отечественной войны будут слышать то, о чём мечтал каждый: «На Берлин!»

В фильме констатируется одиночество России во враждебной Европе (предательство австрийцев в 1799 г. во время швейцарского перехода и их письма французам на немецком языке, неверие в успех русских чудо-богатырей в бою), что вполне соответствовало ощущению всего советского общества с самого начала второй мировой войны. Суворов предрекает будущие нашествия и при этом демонстрирует удивительную веру в победу России. ("Но тщетно двинется на Россию Европа, она найдёт ненависть лютую, доблесть великую и свой гроб").

Фильм стал выдающимся рубежом в деле агитации и пропаганды предвоенного и военного времени. Этот тезис подтверждают Сталинские премии, которыми были награждены режиссеры фильма и исполнитель главной роли. Режиссер детально проработал образ великого полководца, обладающий простотой и демократичностью в общении с армией и народом ( в фильме мы видим отеческую суворовскую любовь к денщику Прошке), скромностью, ясным умом, несокрушимой волей к победе ( в фильме Суворов говорит своим солдатам: "Храните боевую славу вашу и несите её на штыках ваших вперед, всегда вперёд"). А.В.Суворов предстает как человек чести и достоинства. В то же время режиссер и сценарист показали выдающиеся качества российских боевых военачальников (трогательны сцены общения с любимым учеником полководца Багратионом и другом - Кутузовым), политическое интриганство пустых царедворцев против выдающегося полководца. В качестве такого царедворца-интригана в фильме показан граф Аракчеев. Суворов не кланяется Аракчееву намеренно, а кланяется лакею с комментарием: ("Сегодня лакей, а завтра барон"). За такое поведение Павел называет Суворова "шут гороховый". В начале фильма Аракчееву противопоставляется офицер суворовской школы. Когда у офицера-суворовца бесчестные штабные интриганы потребовали сдать шпагу, он выбирал честь, которая для него важнее жизни. Офицер-суворовец застрелился прямо на плацу перед императором Павлом. В результате войска направляются императором Павлом в Сибирь, но сохраняют незапятнанным своё достоинство. Суворов возражает Павлу, не соглашаясь считать русского солдата "механизмом", "машиной", отказывается считать прусского короля Фридриха великим полководцем именно по причине такого отношения к солдату.

В то же время в фильме демонстрируется единение с армией (к Суворову обращаются солдаты "отец", а он к ним - "дети","голубчики", "орлы", Суворов называет себя "фельдмаршал и солдат"). Такие сцены фильма были актуальны перед началом войны, когда естественная изолированность офицерства от рядового состава Красной армии должна была получить в качестве примера традиции исторического единства.

При всём идеологической тенденциозности фильма (например, факт неподчинения императору Павлу не имел места в действительности), в фильме не лакируется суровая действительность и страшные потери русской армии ( солдат во время Швейцарского похода говорит Суворову: "По одному заряду на ружье", "Много наших костей здесь осталось").

Необходимо отметить, что перед войной подобный исторических картин было достаточно много. Снимались фильмы про великих полководцев ("Минин и Пожарский", "Георгий Саакадзе", "Богдан Хмельницкий"). Но именно образы А.В.Суворова и А.Я.Невского были наиболее актуальны и востребованы в годы Великой Отечественной войны, т.к. они самым точным образом представляли те лучшие традиции и ценности российской армии. Последнее слово Суворова в фильме - слово "Вперед". Сценаристы и здесь очень бережно отнеслись к подлинным историческим фактам. За смелые и решительные наступательные действия против превосходящих сил противника австрийцы прозвали Суворова «Генерал Вперёд». Ограничимся очень важной констатацией фактов эпохи Великой Отечественной войны: И.С. Конева и Р.Я.Малиновского в советских войсках будут называть также "Генералом Вперёд", что подтверждает наш тезис о преемственности исторических традиций суворовской и советской армий.

7 ноября 1941 г. с трибуны Мавзолея Сталин закончит свою знаменитую речь перед самым началом Московской битвы вдохновенным призывом:«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».Имена пяти великих полководцев отечественной истории, выстроенные в хронологической последовательности, указали Красной армии примеры для действий личного состава в боевой обстановке, создали необходимый эмоционально-психологический фон и атмосферу сопереживания в личном составе Красной армии.

Немаловажно, что Суворов, по всей видимости, сам считал необходимым иметь перед собой ценностный ориентир. Он пишет, например: «Храни в памяти имена великих людей и следуй их примеру возьми себе в образец героя древних времен и иди за ним вслед, поравняйся, обгони» [5]

Кроме кино необходимо отметить и другие средства популяризации образа великого полководца и суворовских традиций. Образ Суворова широко популяризировался в монографиях и брошюрах. Например, книга К. Пигарева «Суворов. Солдат-полководец», вышедшая в 1943 г. понравилась Сталину. Огромными тиражами выходят в 1943 г. «Афоризмы Александра Васильевича Суворова» (Приложение №2).

В серии плакатов 1941-1945 гг. (Приложения №3) образ А.В.Суворова используется наряду с образами любимого в народе В.И.Чапаева, Александра Невского. Не случайно, в октябре 1942 г., в самый разгар Сталинградской битвы, открывают музей-заповедник А.В.Суворова в селе «Кончанское-Суворовское».

2. Суворовские традиции, формирующие высокие морально-психологические и боевые качества личного состава Красной армии

Во второй половине XVIII - начале XIX вв. характерными чертами личного состава становятся высокий патриотизм, позволивший расширить границы страны, прогрессивные традиции обучения и воспитания войск, укрепление воинской дисциплины. При А.В.Суворове впервые оформилась прогрессивная система морально-психологической подготовки военнослужащего, были окончательно оформлены основы воинских традиций, заложенные князем Святославом Игоревичем, Александром Невским, Дмитрием Донским, Петром Румянцевым и многими другими прославленными полководцами.

В нашей работе мы осуществили попытку ретроспективного анализа основных традиций суворовской эпохи, которые, претерпевая трансформацию в период XIX и первую половину ХХ вв., сохранили свою сущность и эмоциональную значимость для военнослужащих Красной армии в годы Великой Отечественной войны.

2.1.Патриотическая жертвенность и беззаветная любовь к Родине

Любовь к Отечеству и способность принести личную жертву ради общего дела были в русской армии базовыми ценностями. Даже высокий ранг и звание, высокий социальный статус не были помехой в деле самоотверженной защиты Родины. Сам Александр Васильевич участвовал во всех войнах своей эпохи, начиная с Семилетней войны. Сын Александра Васильевича Суворова Аркадий Александрович Суворов участвовал в Итальянском и Швейцарских походах 1799 г., в войнах с Францией, Австрией, Турцией. Отец не ограждал его от тягот офицерской службы и нет сомнений, что Аркадий Александрович смог бы себя проявить во всём блеске в Отечественной войне 1812 г., если бы не трагическая смерть в 1811 г. при переправе через р. Рымник. Не отгораживаться от военных тягот и лишений - позиция А.В.Суворова. Он требовал этого от всего личного состава, без сословных различий, а также различий воинский званий. При этом основные тяготы на поле боя в большей мере несли рядовые солдаты и унтер-офицеры. И всё же такой суворовский пример отношения к своему предназначению был воспринят полководцами поколения Багратиона (при Бородине погибло 13 генералов), стал впоследствии важнейшим принципом поведения российских и офицеров на поле боя.

Подобное поведение мы видим в годы Великой Отечественной войны со стороны советского генералитета и партийной элиты. Отсиживаться в тылу, иметь «бронь» считается зазорным для военнослужащего Красной армии. Старший сын Сталина Яков, сын М.В.Фрунзе Тимур, сын А.И.Микояна Владимир, сын Н.С.Хрущева Леонид, племянник К.Е.Ворошилова Николай погибли на фронтах Великой Отечественной войны, как и многие другие выходцы из семей высокопоставленных партработников.

2.2 «Вера отеческая, православная»

Бесстрашие во многом достигалось в суворовских войсках молитвой и верой в Бога. Это является совершенно естественным в глубоко религиозной народной культуре той исторической эпохи. Вместе с тем, такой подход в XVIII-XIX вв. не был единственным. Наполеон перед Бородино будет сулить своей армии зимние квартиры в Москве, как, впрочем и Карл XII перед Полтавским сражением. Акцент на внутренние духовные силы, поиск внутренних резервов станет характерным для личного состава суворовской армии. «Мы русские! С нами Бог!», «Ты русский! Знаешь трех сестер – Веру, Надежду и Любовь; с ними Слава и Победа, с ними Бог!», «Молись БОГУ: от НЕГО победа!», «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, – и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна, …», – учил своих воинов Александр Васильевич. «Чудо богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!» .[6] Известно, что А.В.Суворов тщательно следил за тем, чтобы офицеры регулярно посещали церковь и знали основные молитвы.

В эпоху Великой Отечественной войны укрепление духовных сил личного состава через молитву, на первый взгляд, было невозможно. В армии не было института военных священников, антирелигиозная политики большевиков не позволяли широко раскрывать свою приверженность православию или другому вероисповеданию. Однако советское руководство стремилось использовать такой глубинный пласт народного сознания. В 1943г. духовные лидеры были приняты в Кремле И.В.Сталиным, состоялось избрание патриарха, был образован Синод, на протяжении всей войны не были зафиксированы случаи закрытия храмов и церквей. Аналогичная политика проводилась и в отношении иных вероисповеданий. Историк А.В. Логинов на основе вышеизложенных фактов сделал вывод, что «в середине 1930-х гг. руководство СССР приняло решение об использовании в системе государственной идеологии традиционных ценностей российской цивилизации, сложившихся под влиянием православия» [7]

2.3 Тщательная подготовка к сражению

Суворов опередил на целое столетие свою эпоху, эпоху задавленных атмосферой крепостничества солдат - вчерашних крепостных крестьян. Пробуждение в них человеческого достоинства, воинского честолюбия полководец считал первостепенной задачей офицера. «Честолюбивый солдат, - отмечал Суворов, - все делает из амбиции и, следовательно, все делает лучше», «Без честолюбия, послушания и благонравия, - писал он, - нет исправного солдата». В Суздальском полку, писал полководец, «всякий имел честолюбие», поэтому полк был хорошо обученным. При этом честолюбие как ценность отвергалась А.В.Суворовым, он полагал, что карьерист может из-за своих амбиций привести воинскую часть к большим жертвам и лишениям.По этому поводу в одном из своих приказов в 1799 г. по вопросу обучения австрийской армии он писал: «Не довольно, чтобы одни главные начальники были извещены о плане действий. Необходимо и младшим начальникам постоянно иметь его в мыслях, чтобы вести войска согласно с ним. Мало того: даже батальонные, эскадронные, ротные командиры должны знать его; по той же причине - даже унтер-офицеры и рядовые. Каждый воин должен понимать свой маневр. Тайна есть только предлог больше вредный, нежели полезный. Болтун и без того будет наказан». [7]

«При строгости, - отмечал полководец, - надобна милость, иначе строгость тиранство».  При этом Суворов, избегающий палочных наказаний в обычных случаях, настаивал на жестких методах наказания за мародёрство, считал, что такие проступки позорят его "чудо-богатырей". Так же негативно относился Суворов к классическому в русской армии «Не могу знать!» и писал, что «от немогузнайки много, много беды!» Сам А.В.Суворов тщательно изучал военные дисциплины, математику, географию, фортификацию, историю, иностранные языки, был уверен в себе, активен, неустрашим и инициативен, что способствовало воспитанию и образованию целого поколения советской молодежи в годы Великой Отечественной войны.

Таким советским чудо-богатырём стал наш земляк, Александр Иванович Суворов, выходец из простой крестьянской семьи, владеющий не только именем и фамилией своего знаменитого тёзки, но и воспринявшего опыт и боевые традиции русской армии ( Приложение №4 )

В годы Великой Отечественной войнымы можем проследить тщательный подход Генштаба и Ставки Верховного Главнокомандования при подготовке контрнаступления Красной армии под Москвой, при проведении операций «Искра», «Уран», «Багратион», «Кутузов», «Полководец Румянцев», при проведении Берлинской операции. Уважение к суворовским традициям советские военачальники проявляли в высшей степени.

Дважды Герой Советского Союза, трижды кавалер ордена Суворова I степени генерал Павел Иванович Батов проявлял лучшие суворовские качества полководца. Главнокомандования Маршал Советского Союза Александр Василевский отзывался о нем как об опытнейшем боевом командарме, великолепной души и скромности человеке. Войска под командованием П. И. Батова первыми форсировали Одер и открыли дорогу на Берлин. В завершающие дни войны маршал Константин Рокоссовский представил его главнокомандующему сухопутными войсками союзников в Европе Бернарду Монтгомери, мечтавшему первым войти в Берлин. «Господин фельдмаршал, это тот самый генерал, который первым форсировал Одер и открыл ворота в Берлин», – сказал Рокоссовский.

Монтгомери пристально посмотрел на русского генерала, долго жал ему руку и вдруг спросил: «А вы случайно не родственник Суворова? Я хорошо знаю историю и видел его портреты. Ваше сходство с генералиссимусом поразительно: невысок, худощав и точно такой же хохолок на затылке». «Почти угадали, господин фельдмаршал, – рассмеялся Рокоссовский, – мои солдаты так его и называют: наш Суворов» (Приложение №5)

2.4 Отеческая забота офицерства в отношении личного состава

Целью А.В.Суворова было формирование в офицерском корпусе общечеловеческих качеств при соблюдении уважительного, но требовательного отношения к солдату. С солдатами Суворов шутил, подробно расспрашивал их о подвигах, многих знал в лицо и по имени. Забота о чистоте, опрятности, солдатском здоровье является насущной заботой полководца. Ссылаясь на собственный опыт, он отмечал, что, «будучи полковником, за пару лет не потерял ни одного человека», поскольку в его полку солдат «не били, а учили каждого как чиститца, обшиватца и мытца». Хорошо известен конфликт А.В.Суворова с императором Павлом именно по причине навязывания в армии прусской формы, крайне неудобной и узкой, требующей многочасового ухода и пригодной только для парадов. Целесообразность была главной целью при реформе формы нового образца, в которой А.В.Суворов принял активное участие.

От формы неудобной, нефункциональной освобождается Красная армия уже в начальный период Великой Отечественной войны. Например, в 1941 г. каждый боец Красной армии имел пилотку. Ф.Ш.Гафуров пишет: "Пользы от неё было немного: от холода не защищала. Разве только от солнца, да и каску на неё надевали. Вся другая одежда в таком же плачевном состоянии. Но уже зимой 1942 г. система материального довольствия детально и в высшей степени продумана. Выдавалось нам обмундирование - высший класс: кальсоны, рубашка, теплое вязаное белье, гимнастерки суконные, валенки (на грудь и штаны – ватники), теплые портянки, шапка-ушанка, варежки на меху. На ватники надевали полушубки, на ушанку надевали шерстяные подшлемники» [8].

Суворов не допускал послаблений при обучении войск, но в то же время советовал молодых солдат нагружать постепенно, «исподволь их к службе приучать», «взирая на каждого особо», обучать «сколько лишь возможно не утомляя людей». Солдат И.О.Попадичев говорил: «Он отец наш был, он всё наше положение знал; жил между нами, о нём у нас каждый день только и речи было, он у нас с языка не сходил»[9].  «В военной истории, — писал М. И. Калинин, — нет полководцев, создавших себе мировую славу, которые не были бы любимцами своего войска. Это значит, что всемирно известные полководцы были не только мастерами стратегии и тактики. Нет, они знали и дорогу к сердцу своих солдат, своей армии. Они были мастерами высокого духа войск, умели вселять в душу солдата прочное доверие к себе. Таким был, например, Суворов» [10].

2.5 Уверенность в победе

Уверенность в своей победе над противников достигалась, в первую очередь, личным примером. Сам А.В.Суворов находился на боевых позициях, нередко на передовых. Солдаты видели высшую степень напряжения полководца, который управлял армией не палкой, как Фридрих II, а напряжением собственной воли и верой в преображение каждого рекрута в победителя. 11 декабря 1790 г. Суворов совершил великий подвиг. За немыслимо короткий срок - 9 суток, подготовил и взял, сильнейшую, укреплённую французскими и немецкими инженерами крепость Измаил на Балканах с 35-тысячным гарнизоном и 265 орудиями. Это достигалось путем многочасовых ежедневных тренировок, которые Суворов приказал организовать. Солдаты, штурмуя деревянные стены искусственного Измаила, приобрели необходимы умения и навыки, которые позже проявили в штурме. Называя своих солдат «чудо-богатырями», Суворов демонстрировал прежде всего собственную уверенность в их воз­можностях, которую солдаты чувствовали и перенимали. Само устойчивое ассоциативное сочетание «солдат-богатырь» возникло с суворовской «Науки побеждать». (Приложение № 6)

2.6 Развитие профессиональных качеств (навыков штыкового боя, глазомера, быстроты, натиска)

Александр Васильевич в своем труде «Наука побеждать» призывал к тщательному расходованию боезапаса: в те времена перезарядить дульнозарядное ружье было целой проблемой, поэтому А.В.Суворов призывал пехотинцев стрелять метко, а в атаке как можно функциональнее использовать штык. Поэтому в бою штыковой атаке уделялось очень большое значение – русский гренадер в ходе подобного натиска штыком мог убить до четырех солдат неприятеля, тогда как сотни пуль, выпущенных пехотинцами, летели «в молоко». «Пуля дура, штык — молодец»; «Пуля обмишулится, а штык не обмишулится»; «Береги пулю в дуле: трое наскочат, первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун!»

Навыки штыкового боя традиционно были развиты в русской армии. Практически сразу после начала Великой Отечественной войны выяснилось, что в штыковых атаках красноармейцы чаще всего одерживали верх над солдатами вермахта. Командующий 62-й армией в Сталинграде В. И. Чуйков ввел в городе тактику ближнего боя. Василий Иванович в своих мемуарах вспоминал, что бойцы в таких штыковых сражениях насаживали на винтовки немцев, как мешки с соломой и перебрасывали их через себя. В домах и подвалах работали ножами и финками, не отступали и дрались до смерти. … Впоследствии историки Великой Отечественной подсчитали, что в 80% штыковых схватках этой войны инициаторами выступили именно части Красной армии. (Приложение №7) Владение навыками и приемами штыковой атаки восходит в петровской эпохе, но именно в суворовской армии она была доведена до подлинного искусства. Отказаться от них для красноармейца означало одно- признать противника хозяином на поле боя. Именно поэтому и винтовка Мосина, и автомат Калашникова имели крепление штыка модификации "штык-нож".

Выводы

А.В.Суворову удалось создать особые традиции в российской армии, отразившими лучшие черты российской нации - патриотизм и мужество, упорство и воинское мастерство, выносливость, природный ум и смекалку.

Детально изучив опыт лучших армий своей эпохи (прусской и австрийской), А.В.Суворов отказался от отношения к солдату как к оружию, машине, подчиняющейся "палке капрала". Инициатива, находчивость, частной почин стали при Суворове обычными явлениями в русской армии.

Красная армия в годы Великой Отечественной войны творчески использовала лучшие суворовские традиции с целью достижения максимальной боевой готовности.

Воинские суворовские традиции способствовали достижению необходимой подвижности войск в XVIII в., были творчески восприняты и развиты Красной армией. Приёмы тактической внезапности широко использованы в годы Великой Отечественной войны как советским генералитетом, так и рядовыми красноармейцами на поле боя.

Примечания

1. Агеева Елена Всемирная энциклопедия афоризмов. Собрание мудрости всех народов и времен Издательство: АСТ, 2011 .С.201

2. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. - М.: Воениздат, 1988. С.114

3. Раковский Л. «Наука побеждать» // Раковский Л. Генералиссимус Суворов. Издательство: АСТ, 2011.С.327

4. Антон Деникин. Путь русского офицера Издательство «Питер», 2015. С.115

5. О долге и чести воинской в армии российской / Под общ. ред. H.A. Панкова. Т. 1.-М., 2009. С.342

6. Генералиссимус Суворов. Сб. документов и материалов. Государственное изд-во политической литературы. 1947. С. 83

7. Логинов А.В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности. М., 2005. С. 328

8. Караев Г. Н. Суворовская «Наука побеждать» в свете передовой советской военной науки (Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Ленинграде в 1950 г.). — Л.: Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Ленинградское отделение, 1950.

9. Гафуров А.В., Быт и повседневная жизнь бойцов Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, С.71

10. Золотарёв В.А., Межевич М.Н., Скородумов Д.Е. Во славу Отечества Российского. (Развитие военной мысли и военного искусства в России во второй половине XVIII в.). М., 1984. С. 65.

Списоклитературы

1.  Григорьев С. Александр Суворов.М, 1990  

2. Дайнес В.О., На службе Отечеству, М., 1998

3. Дашкова.Суворов. Воронцовы.Сперанский.Канкрин:Биогр.Повествования /Сост., общ. Редакция Н.Ф. Болдырева; Послесл. А.Ф. Арендаря.- 2-е изд.- Челябинск: Урал LTD, 1997

4.Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. М., 1956

5. Лопатин В.С. Потёмкин и Суворов.М.,1992
6.  Михайлов О. Н.Суворов. Жизнь замечательных людей.- М.,1980
7.  Осипов К. Суворов.- М., 1953
8.  Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководческая деятельность. - М., 1989
9.  Сто великих имён. Суворов.М.,2009
10. Суворов А.В. Наука побеждать.М., 1980
11. Раковский Л. Генералиссимус Суворов. – Л.: Лениздат,1985

12.Учебное пособие «На страже Родины»-М.: Воениздат, 2002

Интернет-источники

 https://penzanews.ru/interviews/107595-2016© Информационное агентство

http://ru.wikipedia.org

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Почтовая марка СССР 1941 год

 

Орден Суворова на почтовой марке 1943 года

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Автором нескольких брошюр был К. Пигарев, а в 1943-м вышла его книга

«Суворов. Солдат-полководец», которая выдержала несколько изданий и приглянулась Сталину.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Александр Иванович Суворов – Герой Советского Союза.

Александр Иванович Суворов, гвардии младший лейтенант, командир минометного взвода 17 го гвардейского стрелкового ордена Суворова полка 5-й гвардейской стрелковой Гродненской ордена Ленина, Краснознаменной ордена Суворова дивизии, родился в 1914 году в селе Ратчино Шарлыкского района Оренбургской области в семье крестьянина. Воевать Александр Суворов начал на Западном, затем на Калининском фронтах. В марте сорок третьего года, в дни ликвидации Ржевского плацдарма командовал взводом в 46-м гвардейском стрелковом полку. В составе 16-й гвардейской стрелковой ордена Ленина дивизии участвовал в освобождении Вязьмы, не раз отличался в бою, за что был награжден двумя медалями «За отвагу» и произведен в офицеры.

А. И. Суворов прошел фронтовыми дорогами от Волги до Восточной Пруссии. Особенно отличился он на завершающем этапе войны в Восточной Пруссии. В сражении у залива Фриш гвардии младший лейтенант Александр Суворов командовал минометным взводом 17-го гвардейского стрелкового ордена Суворова полка 5-й гвардейской стрелковой ордена Суворова дивизии и сражался по-суворовски.

В составе дивизии он участвовал в штурме Кенигсберга, потом были бои на Земландском полуострове. 5-я гвардейская стрелковая дивизия начала наступление вечером 24 апреля 1945 года, а на следующий день уже овладела городом-крепостью Пиллау, за что была отмечена благодарностью в приказе Верховного Главнокомандующего.

Поздно вечером Москва салютовала гвардейцам, а они в это время вели новые бои: форсировали пролив, отделяющий Пиллау от косы Фриш-Нерунг.

В ночь на 25 апреля на добытых шхунах, баржах началась переправа. Когда первые десантники (в их числе и гвардеец Суворов) с минометами высадились на косе Фриш-Нерунг, гитлеровцы приняли их за своих, а когда разобрались, в чем дело, было уже поздно. Первый рейс десанта захватил небольшой плацдарм, и Суворов своими минометами бил по фашистам. Одна за другой следовали контратаки гитлеровцев, пытавшихся сбросить наших бойцов в море, но успех был на нашей стороне. А в это время переправлялись части дивизии.

Звание Героя Советского Союза А. И Суворову присвоено за отвагу и мужество, проявленные при форсировании пролива, соединяющего Балтийское море с заливом Фриш-Гаф, захвате и удержании плацдарма на берегу косы Фриш-Нерунг.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Суворову Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Умер в 1951 году. Бюст Героя установлен на Аллее Славы в районном центре – селе Шарлык. Имя А.И.Суворова носит улица в селе Ратчино и МБОУ «Ратчинская ООШ».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Батов Павел Иванович - командующий 65-й армией 1-го Белорусского фронта, генерал-лейтенант; в самом конце Великой Отечественной войны - командующий 65-й армией 2-го Белорусского фронта, генерал-полковник.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Карикатура из советского журнала 1941 года

 
   
Просмотров работы: 136