Судьба воина – интернационалиста в истории страны

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Судьба воина – интернационалиста в истории страны

Латыпов С.Т. 1
1МОБУ Башкирская гимназия №9 имени Кинзи Арсланова
Аллабердина М.Р. 1
1МОБУ Башкирская гимназия №9 имени Кинзи Арсланова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 Наравне с героями Великой Отечественной войны, мы должныпомнить тысячи молодых военнослужащих погибших в вооруженныхконфликтахна территориях других стран.

Начиная с 2011 года в России, 15 февраля отмечается важная памятная дата – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Новая памятная дата установлена, чтобы напомнить о событиях 1989 года, когда советские войска были выведены из Афганистана, а также в память о советских солдатах и офицерах, не вернувшихся с «горячих точек», в том числе и с Афганской войны.

Тема исследовательской работы «Судьба воина – интернационалиста в истории страны» выбрана мною не случайно. Эта тема мне не безразлична, потому что мой дядя Каримов Тагир Хусаинович участвовал в Афганскойвойне и посмертно был награжден орденом Красной Звезды.

Более 30 лет прошло с того дня, когда советские войска покинули Афганистан.Прошло не так много времени, а современная молодежь, несмотря на это, знает о ней совсем мало. Но проблема в том,что мы недостаточно знаем о войне в Афганистане и о героях – земляках, исполнявших интернациональный долг. И мне захотелось поподробнее узнать о событиях Афганской войны, которая длилась более 9 лет и её героях.

Изучение истории Афганской войны позволило мне показать вклад русских солдат в лепту советского героизма, поэтому я решил изучить жизненный путь моего дяди Каримова Тагира Хусаиновича.

Воспитание патриотизма основано на изучении великой истории России, истории русского народа. Патриотические чувства помогают воспитать настоящего гражданина, порядочного человека, способного ценить и свою Родину, и свой дом, и своих близких. Поэтому, любая страница по изучению истории России является не только значимой, но и актуальной.

 Цель исследования: подробно изучив историю Афганской войны ибиографию Каримова Тагира Хусаиновича, выполнявшего интернациональный долг в Афганистане, донести до сверстников значимость их подвига;сохранить память о наших землякахи доказать, что «Никто не забыт и ничто не забыто»

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

сследовать различными методами и с помощью разнообразных источников биографиюКаримова Тагира Хусаиновича, а также историю Афганской войны; 

-обобщить и проанализировать, полученную информацию; 

-на примере одного человека показать неразрывную связь отдельной личности, семьи с историей нашей страны; 

-подготовить презентацию по данной теме и привлечь внимание учащихся к изучению судьбы героев-интернационалистов.

Объект исследования: военные действия в Афганистане.

Предмет исследования: жизнь и подвиг воина - интернационалиста Каримова Тагира Хусаиновича

Гипотеза: высказывание предположения о том, что если в школе проводить целенаправленную работу по изучению краеведческих материалов об участниках Афганской войны, то учащиеся нашей школы будут знать о героях этой войны и гордиться своими земляками, воинами – интернационалистами, следовательно, историческая память не утратится.

Практическая значимость: это исследование расширит знания моих сверстников о войне в Афганистане, о героях – земляках, исполнявших интернациональный долг, об их мужестве и героизме. Материалы исследования можноиспользовать для проведения внеклассных мероприятий, тематических классных часов, на уроках истории и для работы музея.чтобы помнили потомки и гордились своими героями.

Методы исследования: 

Поисковый: искал информацию об Афганской войне, о земляках воинах-интернационалистах (чтение книг, семейные фотографииКаримова Тагира Хусаиновича,письмам, воспоминаниям, архивным документам, которые хранятся вшкольном музее с.Балыклы Федоровского района. и национального музея г.Мелеуз).

 Исследовательский: Исследовал тексты из книг, газет, журналов о воинах-интернационалистах Афганской войны.

Практическое: проводил анкеты – опросы одноклассников.

Интервьюирование: беседа с первой учительницей Тагира Каримова-Хасановой Мунира Хамзовной и родным братом Каримовым Маратом Хусаиновичем.

Сравнение и анализ:сравнивал и анализировал полученную информацию.

Описательный: описывал проведенное мною исследование и результаты.

Научная новизна работы: на сегодняшний день существуют работы, посвящённые памяти воинам – интернационалистам. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего родственника,и в этом заключается новизна исследования.

1.1. История Афганской войны

Афганистан –государство в юго-западной части Азии. Столица - город Кабул. Исторически с Афганистаном у нас складывались добрые отношения. Южный сосед первым в мире признал Советскую Россию, а наше руководство в мае 1919 года заявило о готовности обменяться посольствами с Афганистаном. В последующем, особенно в 50-е годы, по просьбе афганских руководителей, на территорию дружественного нам государства силами советских специалистов сооружались электростанции, оросительные комплексы, хлебозавод и другие объекты. Сотрудничество было тесным. В стране постоянно находилось большое количество специалистов, а многие афганцы обучались в советских высших учебных заведениях. Однако в Афганистане большая часть населения оставалась бедной, забитой, неграмотной.

После государственного переворота, совершённого в апреле 1978 года Народно-демократической партией Афганистана (НДПА), в стране разгорелась гражданская война. В 1979 году правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой, ввести в страну войска. Первоначально им был дан отказ. Но когда ситуация обострилась и возникли опасения, что новый лидер Афганистана Хафизулла Амин может выступить против СССР, 25 декабря 1979 года началось введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан .(Приложение №1).

Советское правительство мотивировало свои действия тем, что воинский контингент был введён по просьбе правительства Афганистана и согласно Договору о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 5 декабря 1978 года.

Официально провозглашённая главная цель советского военного присутствия в ДРА (Демократической Республике Афганистане) формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

27 декабря 1979 года советские солдаты штурмовали Кабул. В ходе этой операции был взят президентский дворец. Из столицы были выбиты соединения моджахедов. При этом Х. Амин был убит. Полагалось, что армии будут противостоять регулярные части афганских войск, воюющие по принципам военной науки. Однако советские солдаты столкнулись с невиданным противником. Моджахеды развернули партизанскую войну. Советские войска с большими потерями штурмовали горные высоты и перевалы, но душманы возвращались вновь и вновь, обстреливали конвои и гарнизоны. Советская армия была не готова к «горной войне».

Позже, Советское командование изменило тактику боя. Были успешно проведены операции «Удар» и «Гроза». Советские войска наносили воздушные и артиллерийские удары. В 1989 году, 23-26 января была проведена операция «Тайфун», последняя советская боевая операция в Афганистане.

15 февраля 1989 года последнее подразделение покинуло Афганистан. Это событие ознаменовало для Советского Союза окончание Афганской войны.

1.2. Последствия войны

Война в Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. По официальным данным, эта необъявленная война унесла 14 453 жизни, ранены 35 тысяч человек, пропали без вести или попали в плен 298 военнослужащих.

Офицеры и солдаты, прошедшие через Афганскую войну, с честью и достоинством выполнили свой интернациональный долг.

За совершённые подвиги награждено орденами и медалями более 200 тысяч человек, в том числе 10 955 человек награждены посмертно. 86 военнослужащих стали Героями Советского Союза. Двадцати пяти из них это звание присвоено посмертно.

По-разному оцениваются события Афганской войны. Большинство эту войну называют крупнейшей внешнеполитической ошибкой Советского руководства.Как много споров сейчас о том, нужна ли была эта война, споров, так больно ранящих сердца воинов – афганцев. И пусть спорят историки, политики, журналисты, но война была. И подвиги наших ребят не вычеркнуть из истории, из памяти людей…

«А мальчики ни в чём не виноваты, ни в том, что родились в 60-х, ни в том, что на планете нет покоя, ни в том, что не сдавались в плен без боя».

Проанализировав всю собранную информацию о событиях войны в Афганистане, я считаю, что не стоит забывать о том, что юные солдаты дали присягу на верность Родине и до конца выполняли свой интернациональный долг, показав на своём примере, что такое мужество, храбрость и честь. Я должен уважать всех, кто отважно сражался, не жалея собственной жизни, и склонить головы перед памятью тех, кто не вернулся с этой войны. Для меня эти люди – герои. И какие бы не были оценки Афганской войны, никому не дано право перечеркнуть мужество и отвагу наших солдат и офицеров, достойно выполнивших на афганской земле свой воинский долг. Они продолжили славные боевые традиции русского воинства, Советской Армии. Среди участников войны в Афганистане погиб мой дядя Каримов Тагир Хусаинович. Мы гордимся им. Нам есть на кого равняться, с кого брать пример. Дело чести каждого – быть достойным героического прошлого нашего Отечества, его верных сынов и дочерей.

2.1. Опрос-анкетирование в 3А классе МБОУ Башкирская гимназия №9 имени Кинзи Арсланова.

В первую очередь мне хотелось провести опрос в моем классе. С целью узнать, что знают мои друзья про Афганскую войну и воинах-интернационалистах, составил вопросы, которые задал им.

В опросе участвовало 27 обучающихся; на вопрос (Приложение №2.)

Слышали ли вы что-нибудь про Афганскую войну 1979-1989гг. Ответили: «да»-2 человека, «вроде бы слышал» -3, «не знаю» -22.

Участвовалв Афганской войне кто-нибудь из ваших родственников? Ответили «да»-3 человека, «нет»-4, «не знаю»-20.

Кого вы знаете из участников Афганской войны? Ответы «написали ФИ» -2человека, «написали имя или фамилию»-5, «ничего не написали-20.

Вывод: анкетирование в классе показало, чтомои одноклассники не знают об Афганской войне, не знаютучастников войны, не знают, что в этой войне погибло много советский солдат. Исходя из анализа опроса, я поставил перед собой задачу: изучить весь материал по афганской войне, а также про дядю Каримова Тагира Хусаиновича, и рассказать обо всем своим одноклассникам.

С целью узнать что знают про Афганскую войну наши родственники и знакомые, мы провели социологический опрос в соцсетях ВК. (Приложение №3)

1.На вопрос «Знаете ли вы. Что в 1979-1989гг. проходила Афганская война?». Ответили «да»-22 человека, «частично»-2, «нет»-0. Всего участвовало 24человека

2.На вопрос участвовали ли в Афганской войне кто-нибудь из ваших родственников и знакомых? Ответили «да»-21 человек, «нет»-8. Всего участвовало 29человек.

Вывод:социологический опрос в соцсетях показало, что помнят об Афганской войне те, которые непосредственно были связаны с теми событиями в Афганистане, те родственники, которые потеряли своих близких. Значит, не все еще потеряно, есть такие люди у которых можно вживую узнать о героях и событиях Афганской войны. Во так я приступил к работе над проектом.

2.2. Герои – земляки

Когда изучал материалы про Афганскую войну, нашел немного материалов про воинов-интернационалистов Мелеузовского района и г.Мелеуз. Чтобы узнать больше, направился в Мелеузовский краеведческий музей. (Приложение №4)

Многое пришлось пережить и понять солдатам, навсегда оставшимся «афганцами». Среди них есть и наши земляки: из города и района 254 человека прошли через афганскую войну. Из них награждены: 1 – орденом Боевого Красного Знамени; 1 – орденом «За Службу Родине в Вооруженных Силах СССР»; 1 – орденом Красной Звезды; 1 – медалью «За безупречную службу» 3 ст.; 17 – медалью «За отвагу»; 21 – медалью «70 лет Вооружённых Силам СССР»; 7 – медалью Жукова.

Шестеро из них не вернулись, погибли, выполняя боевые задания. Среди них:

1. Жиганов Виктор Георгиевич – родился 7 января 1961 года в деревне Тукмак Мелеузовского района, погиб 1 декабря 1980 года, посмертно награжден орденом Красной звезды.

2. Каримов Минигарей Нургалиевич – родился 10 августа 1961 года в деревне Муллагулово Мелеузовского района, погиб 3 июля 1980 года. Посмертно награжден орденом Красной звезды.

3. Улядаров Виктор Петрович – родился 1 января 1963 года в деревне Ульяновка Федоровского района, погиб 1 мая 1984 года, награжден орденом Красной звезды.

4. Чепурнов Валерий Викторович – родился 17 сентября 1965 года в селе Воскресенское, погиб 28 мая 1984 года, награжден орденом Красной звезды.

5. Ежов Юрий Иванович – родился 9 июня 1967 года в деревне Дмитриевка Мелеузовского района, погиб 4 сентября 1986 года, награжден орденом Красной звезды.

6. Шлычков Виктор Александрович – родился 5 декабря 1964 в городе Мелеузе, погиб 25 февраля 1986 года, награжден двумя орденами Красной звезды, знаком ЦК ВЛКСМ.

31 октября 1995 года в городе Мелеузе Республики Башкортостан открыт памятник воинам-интернационалистам на бульваре Славы, перед вокзальной площадью.

В День Героев Отечества, 9 декабря 2021 года состоялась торжественная церемония, посвящённая открытию после реконструкции стелы воинам-интернационалистам, погибшим при исполнении служебного долга в Афганистане. (Приложение №5).

2.3. Мой дядя Каримов Тагир Хусаинович -участник Афганской войны.

Выполняли свой долг с честью, не щадя здоровья и самой жизни наши земляки в Афганской войне. Среди них и мой дядя Каримов Тагир Хусаинович.(Приложение№ 6)

Чтобы изучить всю информацию и весь материал о нем я с родителями направился в родную деревню моей мамы, где родился, вырос, призывался в армию и похоронен мой дядя Тагир Каримов.

В своей работе я постарался проследить недолгий жизненный путь Каримова Тагира Хусаиновича, погибшего в Афганистане, чтобы сохранить о нём память для последующих поколений.

Из жизни Каримова Тагира

Каримов Тагир Хусаинович родился 01.02.1960 года в селе Балыклы Федоровского района в семье Каримовых Хусаина и Салимы. Кроме Тагира в семье было ещё трое детей. Он был вторым ребенком. Тагир воспитывался в очень дружной семье .

В 1967 году поступил в 1класс Балыклинской средней школы. В 1977 году окончил её .

С младших лет он мечтал стать летчиком.Из сочинения Тагира Каримова:

«…Я хочу быть летчиком.Хочу подняться выше облаков и смотреть с высоты на землю.Есть и другая мечта: строить во всем Мире мир, закончить войну и сделать всех людей равными и веселыми…».(Приложение №7)

С 1977 года по1978 год обучался в Дедовском СПТУ №16 по программе подготовки водителя удостоверение.(Приложение 8)

Жизнь оборвалась в Афганистане

транспортных средств категории “С”, получил водительское

В 1978 году Тагир Хусаинович призван в ряды Вооружённых Сил в СССР. Направили его в Афганистан. В Афганистане служил в в/ч 443331.

Из писем Тагира Хусаиновича:

«Извините за долгое молчание.Служба идет потихоньку.Познакомился с земляком Мансуром.Как вы поживаете? Как идет уборка? Спасибо за посылку. Из всех подарков самой дорогой вещью оказалась районная газета.Узнал, как идет уборка. Вспомнил дни, когда и я работал комбайнером.»

«..Сборы должны закончиться примерно 3 февраля. А пока я обучаю вождению молодых солдат, т.е. являюсь инструктором.Ладно, до свидания. Скоро приеду, отслужить осталось всего 10 месяцев» Письмо написано 6 января 1980 года. Погиб в бою 28.02.1980 года. (Приложение №9)

На Родину страшная весть пришла неожиданно. Пришло извещение о гибели Тагира Каримова. Это известие потрясло всех жителей не только деревни, но и всей округи. Передали и личный блокнот Тагира (Приложение № 10)

Он погиб в возрасте 20 лет…

За проявленное мужество он награжден орденом Красной Звезды и медалью "Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа" (посмертно). (Приложение №11)

Похоронен в селе Балыклы (Приложение№ 12)

Письмо от заместителя командира по политической части Деревянко:

«Командование, солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры части выражают Вам и всей Вашей семье глубокое соболезнование по поводу смерти сына и нашего товарища Тагира.

Тагир отдал свою жизнь, выполняя интернациональный долг по защите революционных завоеваний Афганского народа.

Мы все гордимся его подвигом и выражаем Вам-родителям Тагира наше огромное спасибо за воспитание сына-гражданина СССР»

…Тагир был дисциплинированным и исполнительным солдатом.Он с огромным старанием выполнял все приказы и распоряжения командиров и начальников.Хорошо знал свое оружие и технику.Его очень любили солдаты и сержанты, уважали офицеры и прапорщики.

Память о Тагире Каримове будет жить вечно в наших сердцах…» (Приложение№13)

Вечная память герою

Следующим этапом исследования было интервьюированиеВалиуллиной Маэвы Ширияздановны, которая являлась очевидцем ниже описанных событий.

«…В 2006году в нашей Балыклинской школе прошла благотворительная акция. «Зеленые береты»(это Рашат Фазлиахметов и Ирик Муллаянов) выполнили благородную миссию и показали живой пример патриотизма: они заказали и привезли с собой мемориальную доску с именем погибшего воина-афганца Тагира Каримова.4октября открыли мемориальную доску в память о Каримове Тагире в средней школе с.БалыклыБыла приглашена мама Салима Сагидулловна.Она давно выплакала слезы.Только дрожь в голосе выдавала душевное потрясение «Я помню его таким, каким ушел на службу и никогда, пока жива, не забуду»...(Приложение№14)

С этого момента школа гордо носит имя Тагира Каримова.

Чтобы больше узнать о Тагире Каримове, я встретился с его первым учителем Хасановой Мунира Хамзовной. (Приложение№15 ).Из воспоминаний:

«Тагир был худощавым, высокого роста, очень трудолюбивым и скромным мальчиком. Учился хорошо, класс у них был очень дружным.Он очень любил свою мать, уважал родных и близких.Он так спешил жить, как будто знал, как мало ему было отпущено.»

Так же с родным братом Тагира Каримова-Каримовым Маратом Хусаиновичем. (Приложение№16)Из воспоминаний:

«…Тагир был щедр на доброту, не искал выгоды – был распахнут для людей, а потому быстро сходился с ними. Любил животных, особенно лошадей.Был особенно мягок со мамой. И всегда повторял: «Я тебя никогда не брошу, мама, буду ухаживать за тобой».И вот исполнилась его мечта, мама до смерти получала его пенсию… Я брата Тагира всегда помню. Он был для меня не только старшим братом, но и другом и товарищем…»

Помнят Тагира не только близкие. О нём пишут сочинения на патриотическую тему: «Его жизнь и подвиг станут для нас примером». На школе, где он учился, висит памятная табличка (мемориальная доска). Будем помнить его и мы.

Имя Тагира Хусаиновича внесено вКнигу Памяти «Помяни нас, Россия»(Приложение№ 17)

Улица, где родился и вырос Тагир Каримов, носит его имя.(Приложение №18)

В музее создан уголок, где хранятся письма, фотографии Тагира Каримова.Имеются даже гильзы от салюта перед могилой нашего земляка.

Также находится грамота воину- интернационалисту от председателя Президиума Верховного Совета М.С.Горбачева(Приложение 19)

 

II. Заключение

Подводя итоги работы, можно сказать, что цель, которую поставил в начале своей работы достигнута Я подготовил презентацию и выступил с докладом на уроке в классе для более глубокого ознакомления с жизнью и героизмом воина – интернационалиста Тагира Каримова. Моим одноклассникам было интересно услышать для себя новую информацию, а также ознакомиться с тематическими фотографиями. Значит, эта исследовательская работа будет способствовать сохранению исторической памяти о войне в Афганистане и о воинах – интернационалистах, а также формированию у молодых людей нравственных и патриотических качеств человека.

Изучая материал об участнике Афганской войны Тагире Каримове, я постарался собрать как можно больше фактов. Соединение воспоминаний и анализ архивных документов позволило создать общую картину жизни и подвига воина – интернационалиста Каримова Тагира Хусаиновича и показать неразрывную связь отдельной личности с историей нашей страны. Свои знания я донес до одноклассников, заинтересовав их дальнейшим исследованием биографии воина – героя. Следовательно, гипотеза исследовательской работы подтверждена, и историческая память не утратится.

Мы можем гордиться своим земляком Тагиром Каримовым, который прожил короткую, но яркую жизнь.

Таким образом, решив поставленные задачи, я достиг основной цели данного проекта – расширил знания о героизме Каримова Тагира Хусаиновича, выполнявшего интернациональный долг в Афганистане, и доказал, что «Никто не забыт и ничто не забыто».

Перспективы дальнейшего исследования я вижу в более подробном изучении жизни и подвига каждого воина – интернационалиста.

Результаты исследования позволили подтвердить актуальность выбранной проблемы: действительно, ответы социологического опроса показали, что не так уж и много знает наша молодежь об участниках Афганской войны и мало интересуется событиями этой войны. На мой взгляд, мы должны помнить об этой необъявленной затяжной афганской войне, которая унесла тысячи человеческих жизней.Не забывать те ошибки, из-за которых сотни, тысячи молодых ребят лишились жизни. Чтобы не повторять их, надо помнить об этом. Об этом забыть нам просто нельзя!

Уверен, что этот материал может пригодиться не только для уроков истории и краеведения, но и для проведения тематических классных часов классным руководителям, учителям истории школ, музеям, библиотекам. Тема работы будет дополняться на протяжении нескольких лет.

Подвиг героев афганской войны неподвластен времени. И поэтому мы всегда будем помнить павших сынов России и воздавать дань уважения ветеранам-афганцам.  Страна гордится этими подвигами, которые служат для молодого поколения примером храбрости и патриотизма, хранит светлую память о тех, кто погиб вдали от Родины.

Литература

1.Афганистан болит в моей душе…: Воспоминания, дневники советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане. М., 1990.

2.Воспоминания первого учителя Хасановой Муниры Хамзовны.

3. Воспоминания родного брата Каримова Марата Хусаиновича.

4.«Помяни нас, Россия…»,Уфа-2005, 376 стр. 

5. Интервью П.Храмова « Память в мраморе вечно» из газеты «К победе»,№86,8483

6. Интервьюирование Валиуллиной Маэва Ширияздановны

7. Россия: Иллюстрированная энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 600с.: ил.

8.Фотоматериалы и документы из краеведческого музея

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6,7

Приложение №8

Приложение №9, 10

Приложение №11

Приложение №12

Приложение №13

Приложение №14

Приложение №15

Приложение №16

Приложение №17

Приложение №18

Приложение №19

Просмотров работы: 54