Введение
О Великой отечественной войне очень много написано книг, снято художественных и документальных фильмов, но о том, что Вторая мировая война затронула и Ямало-Ненецкий автономный округ я узнал случайно, когда искал информацию об острове Белом. Я был на Ямале, мои мама и бабушка с дедом, прадеды тоже родом с Ямала. Этим и объясняется интерес к истории этого северного края.
Арктический фронт – понятие, которое появилось только после Второй мировой войны, емкое, точно передающее события и атмосферу того далекого времени.
Планируя вторжение на территорию Советского Союза, гитлеровское командование рассматривало Арктику как удобный плацдарм для базирования подлодок, которые при необходимости могли наносить внезапные удары по противнику, а блокаду Севморпути как одно из условий своей предстоящей победы.
Немецкие военные базы на арктических островах
Имело значение также создание собственных метео- и радиопеленгаторных арктических станций, которые в дальнейшем могли бы использоваться как базы для быстрого захвата сибирских земель. Подтверждением этих замыслов являются обнаруженные советскими моряками в 1944-1946 гг. на островах Архипелага Земля Франца-Иосифа метеостанция, продовольственный склад на берегу залива Волчий, подскальная база подводных лодок, три взлетно-посадочные полосы на островах Новой Земли. В 2018 году на мысе Пинигина Архипелага Новая Земля гидрографическое ссудно Северного флота «Горизонт» обнаружило автоматическую метеостанцию времен нацистской Германии. Находка, очевидно, не последняя – слишком важен был север для Рейха, слишком хотелось ему здесь закрепиться.
В начале Великой отечественной войны советское Заполярье считалось глубоким тылом. Здесь, вдоль берегов Северного Ледовитого океана, проходил Севморпуть, по которому в нашу страну доставлялись грузы по линд-лизу, снабжались полярные станции, а также осуществлялся вывоз угля из Воркуты и цветных металлов из Норильска. Но до тех пор, пока не рухнула вера в блицкриг, германские военные суда не проникали в арктические моря.
Захват Севморпути – одно из условий победы гитлеровцев
Стремясь перерезать Севморпуть, гитлеровское командование в 1942 году отправило в Карское море базирующиеся в Северной Норвегии субмарины и крейсер «Адмирал Шеер». В ходе операции Вундерланд немецкая подлодка U-601 затопила несколько пароходов и лесовоз Куйбышев. В неравном бою с крейсером Шеер погиб наш легендарный ледокол «Александр Сибиряков» под командованием капитана Анатолия Качарава. Фашисты обстреляли несколько радиостанций и заминировали западный вход в пролив Югорский шар. Навигация 1942 года на Севморпути была прервана.
Рис. 1. Крейсер «Адмирал Шеер»
Источник: интернет-ресурс https://i.pinimg.com/originals/b8/3e/d8/b83ed8cb8178a8407d1a9df5956802aa.jpg
Рис. 2. Ледокол «Александр Сибиряков»
Источник: https://cdn.fishki.net/upload/post/2020/09/10/3416767/d2ee4876eecc6e235e516131134668f9.jpg
Рис. 3. Неравныйбой.
Источник: https://sun9-6.userapi.com/impg/TpX2SyKLWZcvYTzDSxEIw6dvUgsSaWG7pqKPFA/irY UKUinPU.jpg?size=604x480&quality=96&sign=7bf1205b3589eca9e2643ef5a6033746&type=album
УничтожениеЭОН – 18
ГлавнойцельюКригсмариныв 1942 годубылаэкспедицияособогоназначения (ЭОН – 18) – переброска на север советских боевых кораблей Тихоокеанского флота. В их сопровождении шли тяжелогруженые танкеры с ленд-лизовской продукцией, грузами для полярyой станции и Норильского горнообогатительного комбината. Однако, эскадра Северного флота, сорвав планы фашистов, встретила экспедицию в проливе Югорский шар, предварительно очистив фарватер от мин. 14 октября 1942 года караван вошел в Кольский залив. Главная задача фашистов – уничтожить ЭОН-18 потерпела крах. Проведенные корабли значительно усилили нашу оборону. Севернее мыса Желания в Карском море торпедным выстрелом наша подлодка уничтожила субмарину противника. Всплыло только тело ее командира Вальтера Вихмана и бортовой журнал, который волнами прибило к берегу.
Немецкие субмарины в акватории Ямала
Потерпев ряд поражений на суше, Рейх усиливает наступления в Арктике. В Карское море были направлены 11 подлодок флотилии Кригсмарине. В 1943-1944 годах в Карском море фашистские подлодки затопили научное судно «Академик Шокальский», сторожевой корабль СКР-29.
Рис. 4. Академик Шокальский
Источник: https://photos.wikimapia.org/p/00/05/10/84/03_full.jpg
Рис. 5. Сторожевой корабль СКР-29
Источник: https://lh6.googleusercontent.com/-H8zKFCSz73U/UHawWfXCHPI/AAAAAAAAGQA/dA RGm6yx53k/s800/pc_008.jpg?w=1400
Тех, кто пытался спастись на льдинах, расстреливали из тяжелых орудий. Подлодка U-639 осуществляла минирование Обской губы. Заходила в устья рек. На территории Ямала есть свидетельства вражеских высадок. Уже в наши дни в протоке реки Дровяная были найдены остатки разрушенного причала, на металлических конструкциях которого были немецкие опознавательные знаки. На секретные, хорошо замаскированные базы в Заполярье гитлеровцы свозили топливо, продукты, медикаменты и даже строительные материалы. В 2000 –ом году в районе реки Эр-Хасуй ямалец Василий Вануйто нашел полуразвалившийся оцинкованный ящик с боевыми патронами. Надпись на ящике была сделана на немецком языке. Были у местного населения и прямые контакты с немецкими подводниками в районе мыса Харасавей и недалеко от Нового Порта. О подобных встречах люди сразу сообщали местным властям. Ветеран Севморпути Василий Белоусов, служивший радистом в Тамбее, лично передал радиограмму окружкому партии в Салехарде о немецкой подлодке, заходившей в реку Дровяная.
В августе 1944 года гитлеровская субмарина U-365 под командованием капитан-лейтенанта Хеймара Веде-мейера торпедировала наш караван БД-5 в шестидесяти милях от острова Белый. Это были пароход Марина Раскова с грузом для полярных станций, полярниками и их семьями и сопровождавшие его минные тральщики Т-114, Т-116 и Т-118. Потоплены были три корабля из четырех. Из 760 человек, находившихся на потопленных кораблях конвоя БД-5, спаслись лишь 259 на перегруженном Т-116 и нескольких лодках – кунгасах.
Рис. 6. «Мария Раскова»
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%
Рис. 7. ВОВ у берегов Ямала
Источник: https://zihuatanexo.livejournal.com/1059524.html
Летчик Полярной авиации – Матвей Козлов, обнаружив в море кунгас с людьми, долго кружил над ним, пытаясь приводниться на штормящее море. После удачной посадки, забрал всех на борт и проплыл 60 миль на своем гидросамолете по бушующему морю до ближайшего тральщика. Отважный пилот спас 12 жизней.
Рис. 8. Гидроплан
Рис. 9. Козлов М.И.
Источники: https://sun9-userapi.com/impg/F4P9pFEUNK6sign=c7a4b1ac37&type=album
В конце августа другой кунгас с замерзшими людьми прибило к острову Белый. Тела погибших были захоронены сотрудниками метеостанции. Время и штормы стерли следы этой могилы. В 2009 году на острове был установлен знак в память о погибших в Арктике в августе 1944 года. Оставлена православная часовня, на которой установлен мемориальный комплекс «Колокола Памяти». Один из колоколов посвящен погибшим в конвое БД-5. Есть в комплексе и колокола в память о погибших в разное время в Карском море моряках, полярниках. Моряках, летчиках. В 2015 году поисковым отрядом Ямальского проекта «Карские экспедиции» было обнаружено утраченное захоронение жертв трагедии августа 1944 года. В результате на Ямале появилось первое и единственное воинское захоронение времен ВОВ, представляющее собой братскую могилу тринадцати участников транспортного конвоя БД-5.
Рис. 10. Единственное воинское захоронение на Ямале времен ВОВ
Источник: https://imena.onf.ru/placements/yamalo-neneckiy-avtonomnyy-okrug/bratskaya-mogila-uchastnikov-sovetskogo-voenno-morskogo
К концу 1944 года советские противолодочные силы Беломорской военной флотилии, входившей в состав Северного флота, были значительно усилены. После гибели «Марины Расковой!» гитлеровцам не удалось потопить в Карском море ни одного судна.
5 октября 1944 года наш минный тральщик Т-116 глубинными бомбами уничтожил немецкую подлодку U – 362, а чуть позже была потоплена U-365, которая торпедировала БД-5. Вверх килем закончил свой бесславный путь крейсер Адмирал Шеер».
Заключение
История Арктического фронта завершилась в конце 1944 года морской частью Петсамо-Киркенесской наступательной операции Красной Армии. 22 мая 1945 года в Мурманск прибыл последний ленд-лизовский караван. За 4 военных операции по Севморпути их Тихого океана в Баренцево море удалось провести 199 транспортов, доставить в арктические порты почти 8 миллионов тонн грузов и около 14 000 пассажиров. Здесь, как и на любой войне, шли бои, уничтожалась техника, гибли люди. Здесь совершались подвиги, были примеры мужества и героизма. Северный морской путь остался нашим.
В народе говорят: «Нельзя считать войну законченной, пока не уничтожен последний ее снаряд». В 1946 году в Обской губе Карского моря начались работы по поиску и ликвидации всего, что оставили «на память» подводные лодки, самолеты и корабли Кригсмарине. Только 24 сентября 2012 года командир оперативного морского отряда разминирования капитан первого ранга Олег Голубев отрапортовал: «Мин в фарватере нет. Обская губа безопасна для судоходства».
Список использованных источников и литературы
Арктика в Великой отечественной войне. Электронный ресурс. Режимдоступа: https://pomorland.travel/news/arktika_v_velikoy_otechestvennoy _voyne/?special_version=Y
Великая отечественная война. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.krskstate.ru/about/history/0/id/14828.
Громов А. Арктика в Великой отечественной войне. М.: Paulsen. 2020. – 316 с.
Северные рубежи победы. Электронный ресурс. Режим доступа: https://arctic.narfu.ru/main/news/1644-severnye-rubezhi-pobedy-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-arktike.