ВВЕДЕНИЕ
Победу над фашистской Германией человечество отмечает и будет отмечать памятными датами. Но чем дальше уходят в историю военные годы, тем больше усилий требуется для защиты исторической правды от влияния политической конъюнктуры.
Разгром фашизма достигнут объединёнными усилиями государств антигитлеровской коалиции. Каждая страна внесла свой вклад в победу. И именно это важно сегодня, в условиях тотальной фальсификации итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, попытке окончательного слома системы международной безопасности, заложенной когда- то в Ялте.
Каждый из нас знает: жизнь постоянно меняется, она наполняется событиями, переживаниями, впечатлениями: радостными и грустными, добрыми и печальными. Из отдельных человеческих судеб строится история народа, история страны. Наша история полна тяжелых и страшных страниц, но какие бы беды ни приходили, они не могли сломить характер и силу духа нашего народа. Яркий пример всему миру преподнесла Вторая мировая война.
О фашизме человечество знает, кажется, все. Пепел миллионов его жертв стучится в сердцах людей. И тем не менее кое-где пытаются наново и наново обелить эту чуму XX века – в глазах новых поколений, которые сами не пережили ужасов второй мировой войны. В ООН 50 стран запада проголосовали против резолюции предложенной Россией о борьбе с героизацией нацизма, в том числе в форме сооружения памятников и мемориалов и проведения публичных демонстраций в целях прославления нацистского прошлого, нацистского движения и неонацизма.
.Однако есть народная память о фашизме – неподкупная память о фашизме гестаповском, концлагерном, хатынском. Правда эта необходима не только во имя исторической справедливости, она нужна живым во имя жизни. Неспроста говорится, что тот, кто не помнит своего прошлого, осужден пережить его снова.
В Беларуси проводится изучение неизвестных страниц зверств нацистов на нашей земле, вскрываются новые факты. Принят закон «О геноциде белорусского народа».
Цель работы: собрать и проанализировать материал о трагических событиях в Слуцком районе в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: узнать как можно больше информации о сожжённых деревнях в Слуцком районе; изучить соответствующую литературу и периодическую печать по данной теме; по возможности взять интервью у людей – очевидцев событий тех лет.
Методы исследования: изучение архивных материалов, материалов печати, анализ и сопоставление данных.
Работа является актуальной, так как любое новое погружение в историю народа ведёт к формированию нового национального самосознания. патриотизма. Практическое изучение данного вопроса необходимо также и в связи с тем, что, к огромному сожалению, мир не стал безопаснее. Изучив прошлое, необходимо учесть его горькие уроки и пойти в светлое будущее.
ГЛАВА 1. МИР НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН
К захвату СССР Гитлер готовился задолго до 1941 года. Еще в 1933 году, захватив власть в Германии, фашисты сразу же открыто встали на путь подготовки и развязывания агрессивных войн. Главной своей целью они ставили уничтожение Советского Союза. «Захват жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация», – так определил Гитлер в феврале 1933 года одну из центральных задач политики Германии. 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, которая являлась преградой для Гитлера для нападения на СССР. Началась Вторая мировая война.
Франция, Польша, Чехословакия… – вся Европа почти без боя сдавалась армии фашистских захватчиков, которые за считанные месяцы, прогуливаясь, покорили эти страны. Наш белорусский народ, принявший первый огонь вероломного врага 22 июня 1941 года, с первых дней доказал, что за каждую пядь земли будет стоять насмерть…
Летом 1940 года Верховное главное командование гитлеровских войск приступило к разработке стратегического плана войны против СССР. 18 декабря 1940 г. этот план был подписан Гитлером и получил кодовое название «Барбаросса». Согласно этому плану агрессоры рассчитывали на молниеносный ход войны.В 1940 г. был разработан генеральный план «Ост», связанный с одной из главных целей германского руководства, – захват необходимого для процветания третьего рейха «жизненного пространства», его колонизация, освобождение «жизненного пространства» от «излишнего» коренного населения. 30 марта 1941 г. на совещании высшего командного состава вермахта Гитлер подчеркнул, что в войне против Советского Союза борьба будет сильно отличаться от войны на Западе [1.9]. Такие документы, как генеральный план «Ост», «Инструкция об особых областях к директиве № 21 (план «Барбаросса»)», датированная 13 марта 1941 г., «О военной подсудности в районе «Барбаросса» и об особых полномочиях войск» от 13 мая 1941 г. (док. № 1), «Двенадцать заповедей поведения немцев на востоке и их обращение с русскими» от 1 июня 1941 г. и др., освобождали фашистских солдат от ответственности за преступления и возводили зверства по отношению к мирному населению в ранг государственной политики.И «план» действовал: зверство расистов со всей своей неслыханной в истории человечества тяжестью обрушились на детей, на женщин, на немощную старость…
На рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели – уничтожить советское государство, истребить миллионы людей. (Приложение 1)
Гитлер напутствовал своих солдат перед нападением на нашу страну: «Жестокость является благом для будущего… Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью… Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жесткие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия».
«У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай…»
Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот какими «идеями» были «окрылены» солдаты третьего рейха, какие получили инструкции, готовясь переступить священную границу нашей Родины. И они ее переступили, перешли. На суше, на воде, в воздухе…
Враг зверел от оказываемого сопротивления. И убивал, уничтожал, жег, убивал. Оккупировав летом1941годатерриторию Беларуси,фашистские захватчикиустановилинабелорусскойземле такназываемый«новыйпорядок» –режимтеррора,насилияирабства.
В конце XX века были исследованы и проанализированы многие документы, в том числе и те, которые десятилетиями хранились в папках с грифом «Секретно». Оказалось, что, согласно уточнённым сведениям, не каждого четвёртого – каждого третьего жителя потеряла Беларусь в годы войны.
Разрушенные города... Сожжённые деревни…Загубленные жизни…
Более 9 200 белорусских деревень уничтожено оккупантами. Из них 5295 сожгли вместе с людьми.628 деревень повторили судьбу Хатыни.186 погибли в огне вместе с жителями деревень и так и не были восстановлены. Не возродились… [2.7,6]
Цифры – это не сухая статистика. Прошедшая война и потери в ней – до сих пор болючая, незажившая рана белорусского народа.
Сожжённые заживо с людьми деревни – по всей Беларуси...
(Приложение 2)
ГЛАВА 2
2.1. СЛУЦКИЕ ХАТЫНИ
Осуществляянапрактикечеловеконенавистнический план«Ост», гитлеровцыпроводилипротивмирногонаселениякарательные операции.Во время этихоперацийпогиблобольшоеколичествосоветскихлюдей,втом числежителилеснойбелорускойдеревниХатынь. Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой Белорусской деревни: она была уничтожена фашистскими карателями. 22 марта 1943 года Хатыни не стало.
Население Хатыни, от мала до велика, фашисты согнали в один из сараев, обложенный соломой, облили бензином и подожгли. Не стало 149 хатынцев, 76 из них были детьми, самому младшему Толику было от роду 7 недель. Карательный отряд эсэсовцев оберштурмбанфюрера Оскара Дерливангера, безжалостно всё сжигая в сельском амбаре, слепо верил, что в огне сгорели не только хозяева и летописцы Хатыни, но и ее будущее [3.1,226].
Исчезла еще одна – уже которая по счету! – деревня с географической карты Советского Союза, но слово «Хатынь» понесло в века гнев, боль и скорбь всех сожженных деревень, пепел тысяч уничтоженных советских людей. (Приложение 3)
Деревня стала не только памятником самой себе, но и символом жуткой народной трагедии, немногословным и неопровержимым доказательством бесчеловечности фашизма, его технологии обезлюживания, тяжелым напоминанием и предупреждением. Трагедия Хатыни не случайный эпизод, а один из множества фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Беларуси, осуществлявшейся нацистами [4.6, c14].
Кровавую расправу учинили озверелые фашистские банды и на Слуцкой земле В январе-феврале исполнилось 80 лет, как на Слутчине во время карательных операций фашистские захватчики сожгли три десятка деревень. Именно тогда погибла большая часть их жителей. Всего за годы войны на территории района было уничтожено 36 деревень, из которых 12 так и никогда не восстановились [5. 4,98]. (Приложение 4)
Для установления порядка в немецких штабах разных уровней были разработаны массовые казни. Если подробней, то это были масштабные операции, потому что участие в них принимали захватчики, жандармы, полицаи, войсковые части с техникой и даже авиацией. Захватывали они не только территорию Слутчины, но и соседних районов. Названия операций, учитывая их страшные наступления, звучат цинично. Вот их список: «Erntefest 1» (Праздник урожая 1) – проводилась с участием 11 батальонов в январе 1943 года; «Erntefest 2» (Праздник урожая 2) – проводилась с участием 13 батальонов в январе-феврале 1943 года; «Februar» (Февраль) – проводилась в феврале-марте 1943 года с участием трех полков SS и пяти батальонов, которые занимались казнями; «Marathon» (Марафон) – проводилась в мае-июне 1944 года, количество участников неизвестно; главная цель – «зачистка» территории близкой к линии фронта.
Согласно планам войсковые части блокировали места размещения партизанских отрядов и отрезали их от населенных пунктов. Тем временем карательные батальоны совместно с полицаями жгли деревни и обкрадывали их население. Для карателей своеобразной репетицией перед операциями стало уничтожение 8 февраля 1943 года второго Слуцкого гетто, которое размещалось в районе улиц Копыльской и Парижской Коммуны. По воспоминаниям оставшихся в живых можно обозначить два основных сценария. Во всех деревнях жителей загоняли в одно место, находившееся обычно в центре села/деревни. Там шла их «фильтрация»: родственников и приятелей полицаев отпускали, позволяя взять личную собственность. Молодых и здоровых (их было немного) отбирали для отправки в Германию.
Интересовали карателей и здоровые дети, которых тоже собирали отдельно. Потом они окажутся в концлагерях, в том числе и в Слуцком, в качестве доноров. Во время «фильтрации» полицаи делали обыски в домах. Все ценное собирали на повозки и вывозили. Коров сгоняли в стадо. Из числа подростков выбирали пастухов, которые под надзором полицаев обязаны были доставить животных в Слуцк. Этим парням посчастливилось. Многие из них по дороге сбежали и поэтому остались жить.
Остальных, осужденных на смерть, загоняли в большие хозяйственные здания и жгли заживо. Тех, кто пробовал вырваться из огня и сбежать, расстреливали и бросали снова в огонь. В других деревнях жителям приказывали возвращаться домой и ждать. Через некоторое время каратели заходили в каждый дом, убивали людей и уже потом сжигали жилища вместе с хозяйственными постройками.
Отсчет сожжённым деревням начинается с первых дней войны. Еще тогда, в июне 1941 года, во время боя в районе Кучино, который вела с немцами часть Красной Армии под командованием полковника Тутаринова, сгорели расположенные рядом с Московско-Варшавским шоссе деревни Старый Гутков и Калита.
Немного больше чем через год, в конце октября 1942 года, скорбный список пополнят Жилин Брод и Фадеевка. Их фашисты жгли уже целенаправленно. Это была акция мести за нападение на немецкую колону, когда партизаны уничтожили около 50 фашистских солдат и 3 автомобиля. Жителей назначенных деревень пригнали в Греск, где три дня пытали насчет связи с «бандитами», но никого не расстреляли. Их отпустили, но вернуться было некуда: Жилин Брод и Фадеевку захватчики ограбили и сожгли [6. 4,101].
2.2. СЛУЧЧИНА В ОГНЕ (ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЖИТЕЛЕЙ)
Вот некоторые воспоминания выживших жителей сожженных деревень, которые действительно заставят задуматься каждого из нас.
Шик Анастасия Николаевна, бывшая жительница д. Березинец: «Мой папа и мама Нади Леневич поехали с утра в Слуцк раздобыть соли и мыла, когда вернулись в Березинец все уже было сожжено… Мама лежала рядом с братиком, и когда я дотронулась до их трупов, то они рассыпались пеплом. Мы выкопали яму, а завернуть косточки и пепел не было во что. Тогда мы ободрали кору от бочечных колод и выложили этой корой дно ямы и там захоронили дорогих и близких нам людей. Так хоронили погибших на всех пожарищах нашей многострадальной Слутчины» [7.5,.218].
Кароль Зинаида Александровна, бывшая жительница д.Фадеевка, рассказывает: «Фадеевка – небольшая, в 11 домов деревня располагалась около дороги Бобовня-Осиповичи, между деревнями Поликаровка и Жилин Брод. Мой муж, Юлиан Иосифович, один из первых ушел в партизаны осенью 1941 года. Каратели сожгли Фадеевку и Жилин Брод после того, как партизаны разгромили колону карателей в лесу между Фадеевкой и Березинцем, но людей не тронули. Мои родители и родители моего мужа переселились в Поликаровку, которая была центром сельсовета. Сюда же до войны переехали жители с хуторов Кобылино Болото и Дубовое».
Из воспоминаний бывшей жительницы д.Жилин Брод Братковской Анны Афанасьевны: «После того как нас предупредили партизаны, мы сидели в домах в тревожном ожидании. Услышали шум приближающихся автомобилей. Вдруг раздался сильный взрыв, послышались выстрелы и пулемётные очереди, со стороны дороги повалил чёрный дым. Позже нам стало известно, что партизаны уничтожили три автомашины, несколько мотоциклистов и около 50 немецких солдат и офицеров. Комендант Либерман избежал гибели» [8.8,.27]. (Приложение 5)
Каждый, кто проезжает деревню Жилин Брод, в полутора километрах южнее от нее видит мемориальный комплекс, открытый 2 июля 1972 года на месте сожженной в годы войны д.Переходы со всеми ее мирными жителями. Деревня Переходы, как и другие, была самой обычной. В её 26 дворах жили люди и мечтали о будущем. Однако этого будущего не наступило. Страшная учесть жителей Переходов была решена 23 февраля 1943 года во время карательной экспедиции с саркастическим названием «Праздник урожая». Фашистские каратели на рассвете, когда люди ещё спали, врывались в дома, расстреливали сельчан, затем поджигали дома вместе с жителями. Так погибло 116 жителей этой деревни: 70 взрослых и 46 детей. Долгое время считалось, что в этот день погибли все жители Переходов, но позже, уже в мирное время, стало известно, что все-таки некоторым жителям удалось спастись. Свидетели тех страшных событий живут далеко за пределами Беларуси: Иван Линевич проживает в г.Олонец (Республика Карелия), два брата Журавские Федор и Виктор – в г. Калининграде.
Иван Линевич вспоминает: «... С приходом немцев в наш край крестьянам жилось туго: оккупанты колхоз не распускали, но требовали платить налоги продуктами и сеном. Платить было нечем. Во время одной из попыток собрать с населения продовольствие партизаны совершили нападение на немецкий обоз, были и другие столкновения. Мы, деревенские жители, ждали арестов, угона молодежи в Германию, чего угодно, но чтобы уничтожить всю деревню... Такого никто подумать не мог.
Рано утром 23 февраля 1943 года по Переходам проехали немцы и полицейские, заблокировав все выходы из деревни. В наш дом зашёл немец, осмотрел меня. Так как мне было тогда полных 14 лет, родители переживали, что пришли за мной, чтобы угнать с другой молодёжью на работу в Германию... Родители, боясь этого, после ухода немца спрятали меня на печке под тряпками, а 5 младших сестёр остались сидеть на краю печи.
Спустя время в дом вошли фашисты и без слов открыли огонь по моей семье... Я почувствовал, как на меня упало бездыханное тело сестры. Когда стрельба окончилась и каратели вышли, я, раненный в ногу, выполз из своего убежища и увидел трупы своих родных. На полу лежал умирающий отец, который был смертельно ранен в грудь. Он прошептал: «Сынок, спасайся!»
Схватив шерстяное одеяло, я ползком добрался до погреба во дворе. Дом в это время уже горел. Немцев не было.
Опомнившись, встретил соседскую девушку, которая своим чулком перевязала мне окровавленную ногу. Мы пошли по деревне в поисках живых. В живых нас осталось шестеро, в том числе и мой двоюродный брат Николай, который был ранен в ногу и спину. Затянув его в яму для хранения сена, мы прикрыли его досками и землей. Там же ночевали и сами, а на следующий день стали хоронить убитых...
Назавтра в Переходы стали приходить жители других деревень в поисках своих родственников, начались массовые захоронения.
Я из тайника вытянул постельное белье и в нём похоронил свою семью... Тела родителей и сестёр были сильно обгоревшими. Двоюродного брата Николая, которого мы пытались спасти, забрал его отец, в то время бывший в партизанах. Но по дороге в Шантаровщину брат умер от ран.
Приютили меня родственники по отцу из д. Шантаровщина. Раненая нога заживала неохотно – помог партизанский лекарь. А тут еще подключилось воспаление лёгких. Еле выжил.
В партизаны не брали, аргументируя, что мал ещё. Впоследствии довелось пережить марафон партизанской зоны, скрываться на Воронецких болотах. Когда всё закончилось, вернулся в Шантаровщину. В деревне восстанавливали колхоз, в котором меня назначили бригадиром. Осенью 1944 года призвали в армию. Был курсантом-миномётчиком в Уручье под Минском, обучался автомобильному делу на станции Степянка, служил в Пружанах, Боровичах Новгородской области. После перевода в Белоруссию был отправлен на службу в Петрозаводск, где в 1951 году мне было присвоено звание офицера. Во время отпуска съездил в Боровичи к невесте, там и женился. После сокращения ушёл на службу в ГАИ в г.Олонец. В 1974 году ушёл на пенсию. Здесь и проживаю до настоящего времени. И иногда думаю, как же могла сложиться моя жизнь и жизнь моих родных и односельчан, если бы не война...» [9.5,227].
Не так давно была налажена связь с двумя братьями Журавскими – Фёдором и Виктором (сейчас жителями г.Калиниграда) – которым так же, как и Ивана Линевичу, чудом удалось спастись во время уничтожения д. Переходы.
Один из братьев, Федор Журавский, вспоминает:
«Каратели окружили деревню в 10 часов утра 23 февраля 1943 года. Они грабили дома, отбирали молодёжь для отправления на принудительные работы в Германию. Родительский дом стоял на краю деревни, сюда сгоняли скот, назначали погонщиков, которые должны были сопровождать живность до Слуцка. В нашем доме, кроме мамы и сестры, собрались родные и соседи. Я взял своего младшего брата Виктора за руку и с ним подошёл к погонщику скота. Рядом с нашим домом на возу сидела моя односельчанка с детьми, которую полицаи вывозили в соседнюю деревню из Переходов. Я попросил забрать с собой Витю. Она согласилась, а я вместе с погонщиками погнал коров в сторону Шищиц. Когда мы шли, видели вокруг обгоревшие дымоходы домов, на улицах валялись тела убитых жителей деревень. Когда вернулись утром, от нашей деревни ничего не осталось... Маленькому братику Виктору удалось спастись.
19 апреля 1944 года партизаны отряда имени Н.Островского и К.Рокосовского разбили карательный отряд численностью 500 человек, который сжег деревню Переходы. Фашисты потеряли 78 человек убитыми, кроме этого, партизаны захватили трофеи: миномет, 3 ручных пулемёта, множество винтовок и автоматов. Смертью храбрых здесь погибли партизаны Паронин и командир отделения словак Тарабаш, которые были похоронены в братской могиле в д.Жилин Брод. В середине 80-х Элен Климов снял двухсерийный художественный фильм «Иди и смотри» о судьбе д.Переходы и её жителях...» [10. 3,105]. (Приложение 6)
О сожженных на Случчине в годы Великой Отечественной войны деревнях и, как следствие, человеческих трагедиях сказано много. Но от этого масштабы горя меньше не становятся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
События Великой Отечественной войны занимают важное место в истории белорусского народа.
К сожалению, для многих представителей молодого поколения события тех лет – лишь страницы школьных учебников, просто информация. А ведь как важно, чтобы нынешнее поколение поняло, что история – это не только учебник, уроки, фильмы, но и жизнь людей, человеческие судьбы.
Память о событиях Великой Отечественной войны для нынешнего поколения молодых должна выражаться не в формальных упоминаниях исторических дат, а прежде всего в глубоком понимании событий войны. Исходя из сказанного исследования трагических событий того времени является актуальным в наше время и способствует сохранению нашего исторического наследия и исторической памяти.
Мы помним павших на поле боя, погибших в фашистских застенках и заживо сожженных мирных гражданах. В бронзе, граните и мраморе многочисленных мемориалов, памятников, монументов и обелисков увековечена память о тех, кто положил свою жизнь на алтарь Великой Победы.
Мы преклоняемся перед подвигом защитников Отечества – героев Великой Отечественной войны и помним, сколь тяжкие испытания пришлось выдержать нашему белорусскому народу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
История белорусской государственности. В 5 т.Т.4. Белорусская государственность накануне и в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления (1939 – 1953 гг.) / А.А. Коваленя [и др.]; отв. ред. тома Н.Б.Нестерович; Нац. академия наук Беларуси, Институт истории. - Минск: Беларуская навука, 2019. – 567с.
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны): Уч. пособие для 11 класса/ А.А. Коваленя, М. А. Краснова, В.И. Лемешонок и др.; Под ред. Ковалени, Н. С. Сташкевича; - Мн.: Изд. центр БГУ, 2004. – 231с.
Адамович А. и др. Я из огненной деревни. - Минск: Художественная литература, 1983-105с.
Грицкевич А.П. Древний город на Случи. - Минск: Полымя, 1985. – 158с.
Книга «Память. Слуцкий район. книга 3-я.Минск: Белта,2015-218с.
Кириллова Н.В. Хатынь-Минск: Беларусь, 2007-с.14
Подаляк Т. Наследники огненных деревень. Минск: Литература и искусство, 2009 -с.6; с.27-29
Тишкевич В.В. Сожженные деревни. «Слуцкий край» от 28.10 2021 г. С.17
Mil.Press Flot URL:https://flot.com/publications/books/shelf/germanyvsussr/5.htm
Приложение 1
Начало Великой Отечественной войны
План «Ост» О нацистской программе истребления целых народов Поистине людоедским документом нацистской Германии стал генеральный план «Ост» – план порабощения и уничтожения народов СССР, еврейского и славянского населения завоеванных территорий. |
|
Приложение 2
Сожжённые деревни
Сожжённые заживо с людьми деревни – по всей Беларуси...
Более 9 200 белорусских деревень уничтожено оккупантами.
Из них 5295 сожгли вместе с людьми.
628 деревень повторили судьбу Хатыни.
186 погибли в огне вместе с жителями деревень и так и не были восстановлены. Не возродились…
Цифры – это не сухая статистика. Прошедшая война и потери в ней – до сих пор болючая, незажившая рана белорусского народа.
Приложение 3
Хатынь
Приложение 4
Слутчина помнит
Приложение 5
Выжившие в огне
Линевич Иван |
|
Братковская Анна |
|
Бересневич Надежда |
Приложение 6
Памятник деревне Переходы