Введение
В мире есть много загадок, которые не удалось разгадать. Они до сих пор вызывают вопросы у ученых и исследователей. Эти загадки разгадают, но спустя очень много времени. Например, янтарная комната, которую не могут найти со времён второй мировой войны. Или Пор-Бажын -крепость VIII века н.э., находящаяся на острове недалеко от Озера Тере-Холь. Автора всегда интересовали подобные загадки. Тайна о взрыве линкора “Императрица Мария” – это одна из интереснейших загадок современной истории, которую автору захотелось изучить и разобраться. При изучении материала по данной теме, автор обнаружил для себя проблему – как могло так случиться, что самый современный военный корабль русского флота оказался так быстро затонувшим? Гипотеза автора следующая – только всесторонний анализ проблемы может дать ответ на этот проблемный вопрос.
Цель работы: на основании изученной литературы приблизиться к разгадке взрыва линкора “Императрица Мария”.
Задачи:
1. Ознакомиться с историей линкора “Императрица Мария”;
2. Исследовать версии взрыва линкора “Императрица Мария”;
3.Выбрать наиболее объективную версию;
4. Обосновать свое решение в пользу данной версии.
Объект исследования: Линкор “Императрица Мария”.
Предмет исследования: Тайна гибели линкора.
Методы исследования:
1.Изучение литературы по теме исследования;
2.Поиск информации в сети интернет;
3. Анализ информации;
4.Формулирование выводов.
Глава 1.Россия в 1 мировой войне.
1.1 Причины Первой мировой войны
Поводом к 1 мировой послужило решение сербско-боснийской революционной организации «Млада Босна» убить эрцгерцогаАвстро-Венгрии Франца Фердинанда. Задание выполнил Гаврила Принцип, застреливший не только эрцгерцога, но и его жену. По горькой иронии истории, сам Франц-Фердинанд был сторонником повышения статуса славян в империи, её преобразования в Триединую монархию – Австро-Венгро-Славию. 28 июля 1914 г. – объявление Австро-Венгрией войны Сербии; 1 августа 1914 г. – объявление Германией войны России (начало Первой мировой войны);
Главная причина начала Первой мировой войны заключается в стремлении ведущих держав, прежде всего Англии, Франции и Германии к переделу мира. Дело в том, что колониальная система к началу 20 века рухнула. Ведущим европейским странам, которые годами процветали за счет эксплуатации колоний, теперь нельзя было получать ресурсы просто так, отнимая их у индусов, африканцев и южноамериканцев. Теперь ресурсы можно было только отвоевывать друг у друга.
Чтобы понять причины 1 мировой войны автор обратился к статье «Псковского военно – исторического вестника. Выпуск 2». ( Алиева Л. В., Карпова Д. Г) [1]
Автор определил для себя, что напряжённость в мире, без сомнения, создавалась англо-германской конкуренцией и подготовкой германского милитаризма к борьбе за передел мира. Автор также отметил, что гонка вооружений, достигшая накануне войны своего апогея, стала влиять на ход международных событий существенным образом. Создавался порочный круг, и государства не смогли найти выхода из него мирными способами.
Первой мировой войне посвятил специальную монографию А. И. Уткин. Детально проанализировав предвоенную международную ситуацию, он указал на агрессивность и милитаризм Германии, ориентацию её политического курса на мировое господство. Но основной причиной войны А. И. Уткин считал нарастание противоречий между великими державами.
1.2 Ход войны
1 августа немцы объявили войну России и на следующий день вышли к бельгийской границе, выдвинув бельгийцам ультиматум о пропуске немецких частей к французской границе. На ответ давалось 12 часов. На следующий день немецкие войска вторглись на территорию Бельгии и объявили войну Франции, после чего англичане объявили войну Германии. Так началась Первая мировая…
Объявление войны в каждой стране сопровождалось невероятной эйфорией. Никогда еще люди так радостно не встречали известий о начале боевых действий. Толпы людей выходили на площади, радостно размахивали шляпами и кидали в воздух чепчики. «Еще ни одна война не начиналась при таком массовом непонимании ее природы и трагичности», — писал британский историк Норман Стоун. Все политические партии, забыв прежние раздоры, объединялись вокруг главы своего государства в желании покарать обидчиков. Несговорчивых быстро устраняли.
Хотя официально провозглашалось, что Россия является ключевым участником войны и ведет борьбу исключительно за собственные интересы, пропаганда и печать военного времени немало внимания уделяли действиям союзников, помощи им, а также идеям общеславянского единства. Так, провальная операция в Восточной Пруссии нередко преподносилась как «набег», осуществленный для оказания помощи союзникам: «Набег этот был вызван желанием отвлечь часть немецких войск с французского фронта и облегчить нашим верным союзникам борьбу с немцами. Этот замысел блестяще удался». Как вспоминал эмигрант К. Семчевский: «Мы, бывшие в Восточной Пруссии в Первой армии Ренненкампфа, знали о неудаче, постигшей армию Самсонова, но о размерах ее узнали лишь позже. Знали мы, что поспешное вторжение в Восточную Пруссию не закончивших мобилизацию частей было необходимо из-за катастрофы на французском фронте. Никакого упадка духа в нашей первой армии это не вызывало».
22 мая 1916 года Россия, на Юго-Западном фронте помогая своим союзникам, начала наступление под командованием генерала Алексея Брусилова, в результате была прорвана оборона по всему фронту. Австро-Венгрия оказалась на грани катастрофы, а постоянные перемещения русских войск с Восточного на Западный фронт вымотали войска Германии. С конца 1916 года германское командование было вынуждено перейти к обороне. К 1917 году в России назревал политический кризис.
Авторитет царской семьи резко падал из-за различных слухов о негативном влиянии на нее Григория Распутина. Государственный аппарат разъедала коррупция. Чиновники и крупная буржуазия наживались на поставках военного снаряжения в армию, не заботясь о защите национальных интересов России. Это привело в феврале 1917 года Россию к буржуазной революции. 3 марта 1917 года царь отрекся от престола. На фронте этим воспользовались немецкие генералы и в июле 1917 года разбили русские войска в Румынии и на Украине.
Итог первой мировой войны был подведен в 1919 году подписанием Версальского мирного договора, с одной стороны, державами-победительницами – Британской империей, Францией, Италией, Бельгией, США, Японией, с другой стороны — побежденной Германией. [2]
1.3Результаты Первой мировой войны для России
Первая мировая война, которую называли «великой войной», была закономерным итогом длительного исторического развития Европы. Она была проявлением глубочайшего кризиса европейской цивилизации. Война закончилась поражением Германии и ее союзников. После заключения Компьенского перемирия державы-победительницы приступили к разработке планов послевоенного «урегулирования». Послевоенное мирное «урегулирование» в интересах держав-победительниц завершила Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. [3]
Из-за революции, которая происходила на территории Российской Империи, страна не могла дальше продолжать военные действия. Поэтому 3 марта 1918 года между ней и Германией был заключен Брест-Литовский мирный договор. Итогами Первой мировой войны 1914-1918 годов для России стали:
Уменьшение территории – передача территории Польши, Украины и прочих земель; передача части Кавказа Турции.
Роспуск армии; весь флот должен быть выведен из Финляндии и Прибалтики; Черноморский флот должен быть передан союзникам Германии.
Вспыхнувшая Гражданская война унесла более 10 млн человек убитыми и пострадавшими. За время Гражданской войны эмигрировало за границу более 2 млн человек.
Образованный в 1922 году СССР попал в дипломатическую изоляцию ввиду противопоставления себя капитализму, взяв курс на построение социализма и провозгласив идею мировой революции, чем отвернул от себя все мировое сообщество, включая бывших союзников. Советский Союз не получил никаких дивидендов после победы над Германией.
Огромный экономический урон, нанесенный стране с 1914 по 1922 годы, пришлось восстанавливать несколько десятилетий.
СССР в течение долгих лет не принимали в Лигу Наций, что случилось лишь в 1933 году.
Глава 2. Линкор «Святая Мария»
2.1История создания линкора
В ходе войны с Японией в 1904-1905 году русский военный флот понёс тяжелейшие потери. Полное уничтожение 1-й Тихоокеанской эскадры, а также унизительный разгром двух других эскадр, на какое-то время деморализовали не только самих моряков, но и высшее руководство страны.
То, что России срочно требовалась новая программа кораблестроения, стало окончательно понятно спустя год после завершения войны, в октябре 1906 года, когда Великобритания ввела в строй легендарный «Дредноут» — линкор, мгновенно сделавший устаревшими все прежние броненосцы. Его главным преимуществом стала мощная артиллерия – десять двенадцатидюймовых орудий в пяти вращающихся башнях. Компоновка линкора позволяла выполнять одновременный бортовой залп из восьми пушек. Во всех европейских «великих державах», а также в США кораблестроители немедленно приступили к созданию собственных «дредноутов». Россия включилась в это соревнование в июне 1909 года, когда на верфях Санкт-Петербурга заложили одновременно четыре линкора. Головным стал «Севастополь».
Цусимское сражение (28 мая 1905г), стало последней решающей битвой Русско-японской войны. Оно продемонстрировало недостаточную устойчивость русских броненосцев. Поэтому при проектировании линкоров типа «Севастополь» были предприняты меры, позволявшие существенно снизить вероятность опрокидывания.
Решение об усилении Черноморского флота новыми линейными кораблями было вызвано намерением Турции приобрести за границей три современных линкора типа Дредноут, что сразу бы обеспечило им подавляющее превосходство на Черном море. Чтобы не создавать черноморские дредноуты «с нуля», в качестве основы для них был использован хорошо проработанный проект балтийских линкоров (уже упомянутый «Севастополь»). Это позволило существенно ускорить проведение работ.
11 июня 1911 года одновременно с церемонией официальной закладки на строительство новые корабли были зачислены в списки флота под названиями "Императрица Мария", "Император Александр III" и "Императрица Екатерина Великая". В связи с решением оборудовать головной корабль в качестве флагманского, все корабли серии распоряжением морского министра И.К. Григоровича было приказано называть кораблями типа "Императрица Мария". [4] (См. приложение 1)
28 мая 1915 года «Императрица Мария» вступила в строй и совместно с крейсером «Кагул» образовала 1-ю тактическую маневренную группу. 30 июня 1915 года линкор с таким нежным и звучным названием, излучающим столько человеческого тепла и благородства, в охранении кораблей Черноморского флота впервые вошел в гавань Севастополя, был торжественно встречен экипажами кораблей и жителями города.
2.2 Путь линкора
Введение в строй корабля сразу поменяло расстановку сил в Черноморском бассейне. Линкор принимал активное участие в боевых операциях Первой мировой. 1 октября 1915 новейший линкор вышел в море на первое боевое задание - прикрывать корабли 2-й бригады линкоров во время обстрела Угольного района в Анатолии (порты Зунгулдак, Козлу, Эргли, Килим ли), а 7-9 октября 1915 г. и 25-26 октября 1915 г. - во время обстрела Варны. 6-9 декабря 1915 г. «Императрица Мария» совместно с крейсером «Память Меркурия» и 7 эсминцами, действовала против турецкого каботажного судоходства в Угольном районе.
1—2 ноября «Мария» и «Память Меркурия», держа под прицелом своих орудий выходы из Босфора, прикрывают действия русской эскадры в Угольном районе. 23—25 ноября «Мария» снова здесь. Моряки видят, как пылает вражеский порт Зунгулдак и стоящий на рейде пароход. Эскадра стремительно прошла вдоль берегов Турции, потопив два неприятельских судна.
5-9 февраля 1916 года 1-я маневренная группа прикрывала гидроавиатранспорты «Император Александр I» и «Император Николай I», наносившие авиаудар по Зунгулдаку. Тогда русские войска впервые в мире массированно применили гидросамолеты (14 шт.). 15-17 февраля 1916 г. «Императрица Мария» прикрывала корабли Батумского отряда, поддерживавшего приморский фланг Кавказской армии. 29 февраля безуспешная попытка перехвата немецкого крейсера SMS Breslau.
Летом 1916 года по решению Верховного главнокомандующего Черноморский флот возглавил вице-адмирал Александр Колчак. Адмирал сделал «Императрицу Марию» флагманом флота и систематически выходил на нём в море. Заложив славный почин, осенью 1916 года линкор был поставлен в Севастопольском рейде на профилактический ремонт. Однако эта осень стала для «Императрицы Марии» роковой.
2.3Взрыв
20 октября 1916 года стоявший в Северной бухте Севастополя линейный корабль «Императрица Мария» взлетел на воздух. Сохранились свидетельства очевидцев тех страшных событий. Примерно в 6 часов 20 минут утра матросы, находившиеся в каземата № 4, обратили внимание на сильное шипение, которое шло из носовой башни главного калибра. Затем из люков и вентиляторов повалили клубы дыма, стало вырываться пламя. Матросы немедленно доложили о пожаре вахтенному начальнику и бросились заливать водой подбашенное отделение, откуда и валил дым, но было уже поздно. Раздался невероятной силы взрыв, который сразу погубил всех матросов, находившихся в умывальнике корабля. Еще один взрыв вырвал стальную мачту линкора и подбросил броневую рубку, а затем и носовую кочегарку. Стали взрываться погреба, где находились 130-миллиметровые снаряды. Взрыв дежурной кочегарки оставил корабль без паров, а они требовались для запуска пожарных помп. Поэтому старший инженер-механик корабля приказал подчиненным поднять пары в седьмой кочегарке, куда бросился мичман Игнатьев с несколькими нижними чинами.
Тем временем, последовало новое распоряжение – затопить погреба второй башни и погреба 130-мм орудий. На батарейной палубе, где погибло много моряков, все сильнее разгоралось пламя, в любой момент могли взорваться погреба боеприпасов. Трюмный механик старший лейтенант Пахомов с подчиненными побежали на батарейную палубу, заваленную телами погибших, и сумели освободить штоки и наложить ключи, но в этот момент их настигло пламя. Обожженному Пахомову удалось выполнить задачу и выскочить на палубу, но его подчиненные не успели – прогремел новый страшный взрыв. В седьмой кочегарке матросы во главе с мичманом Игнатьевым смогли зажечь огни в топках и подымали пары, но как раз в это время корабль стал сильно крениться. Мичман Игнатьев, стремясь выполнить приказ, скомандовал матросам бежать наверх, рассчитывая перекрыть клапаны и выбраться вслед за подчиненными. Но покинуть кочегарку смогли лишь несколько моряков, остальные, в том числе и мичман Игнатьев, находились еще там, когда корабль опрокинулся.[5]
Непомнящий Н.Н. (Советский и российский писатель, журналист, переводчик и редактор, публицист, путешественник-африканист, член Союза писателей России, член Союз журналистов России.) утверждал: По официальным сообщениям, вместе с кораблем погибли инженер-механик Игнатьев, два кондуктора (старшины) и 149 человек нижних чинов (многих офицеров и сверхсрочников спасло то, что они находились в береговом увольнении до утреннего подъема флага). Позже скончались в госпиталях от ранений и ожогов еще 64 моряка. Десятки людей стали калеками, получив ранения и ожоги… [6]
Комиссия выяснила только одно - на линкоре взорвались пороховые погреба. Впрочем, это и без того было ясно как белый день. Что же касается причин взрыва - тут мнения экспертов резко разошлись. Одни говорили, что порох вспыхнул без всякой причины, по одному только свойству к воспламенению, другие считали гибель линкора результатом нарушения техники пожарной безопасности, третьи возлагали вину на немецких диверсантов.
2.4 Три версии взрыва
1.Самовозгорание пороха
Из статьи Шигина В.В. (Российский писатель-маринист, журналист) автор взял информацию о версии с самовозгоранием пороха: [7]
«Из воспоминаний бывшего вахтенного офицера линейного корабля «Императрица Мария» лейтенанта В.В.Успенского: «Боевой запас трех орудий башни состоял из 300 фугасных и бронебойных снарядов и 600 полузарядов бездымного пороха. Всего в подбашенном помещении хранилось 2400 пудов пороха. Наши пороха отличались исключительной стойкостью, и о каком-либо самовозгорании не могло быть и речи. Совершенно необоснованно предположение о нагревании пороха от паровых трубопроводов, как и о возможности электрозамыкания. Коммуникации проходили снаружи и не представляли ни малейшей опасности». И все же, несмотря на столь категоричное отрицание, порох загореться мог».
2.Диверсия
В ту трагическую ночь комендор Воронов стоял дежурным по главной башне. Его обязанностями были осмотр артиллерийского погреба, и замер температуры помещения, где хранились боеприпасы. Утром 7 октября господин Городысский тоже нес боевое дежурство по кораблю. На рассвете Городысский отдал приказ своему подчиненному Воронову замерить температуру в погребе главной башни. Воронов спустился в погреб и больше его никто не видел. А через некоторое время прогремел первый взрыв. Комиссия по расследованию гибели линкора «Императрица Мария» попыталась поставить вину старшему артиллерийскому офицеру Городысскому за халатное отношение к выполнению своих обязанностей. Тело комендора Воронова так и не было найдено среди останков экипажа. Однако комиссия по расследованию все же подозревала Воронова в причастности к трагедии, но прямых улик не давала. Позже комендор был приписан к пропавшим без вести, а обвиненный в халатности Городысский счастливо избежал наказания, свалив вину на погибшего подчиненного.
Российский Императорский флот потерял свой боевой корабль и потерял нелепо ни в походе и не в бою. Морская комиссия так и не довела работу до конца, помешала Октябрьская революция. Большинство офицеров линкора «Императрица Мария» оказались в иммиграции, и никто из них так и не понес наказание за халатность. Постепенно трагедия корабля забылась. Однако спустя 70 лет в деле гибели линкора «Императрица Мария» появились новые шокирующие факты. Советский и российский военный историк и архивист, специалист в области новейшей истории России, истории Великой Отечественной войны и органов государственной безопасности Христофоров В.С.в своей статье «Секреты Российского флота. Из архивов ФСБ писал: [8]
В связи с событиями 7 октября 1916 г. нас очень заинтересовали некоторые материалы ГПУ Украины, поступившие в 1933 г. в ОГПУ СССР, в которых замелькали знакомые историкам фамилии: Верман, Сгибнев, Шеффер… Немного усилий, и были обнаружены хранящиеся ныне в Управлении службы безопасности Украины по Николаевской области архивные следственные дела на них.
В 1933 г. органами ОГПУ Украины в крупном судостроительном центре страны — Николаеве — была разоблачена резидентура немецкой разведки, действовавшая под прикрытием торговой фирмы «Контроль-К°», возглавляемой Виктором Эдуардовичем Верманом. Цель организации — срыв судостроительной программы набирающего мощь военного и торгового флота Советского Союза. Конкретные задачи — совершение диверсий на Николаевском заводе имени Анри Марти, а также сбор информации о строящихся там судах, большинство из которых были военными. На допросе Верман сообщил, что германская разведка планировала диверсию на линкоре, и руководил группой диверсант Гельмут фон Штитгофф. Он считался лучшим специалистом в области минирования и подрыва кораблей. Летом 1916 года Гельмут Фон Штитгофф стал работать на Николаевской верфи электриком. Планировалось взорвать линкор прямо на верфи. Однако что-то сорвалось. Штитгофф срочно свернул операцию и отбыл в Германию. Штитгоффа командование перебросило на следующее задание. В 1942 году заслуженный диверсант Германии фон Штитгофф был расстрелян тайной полицией. След, ведущий к разгадке гибели линкора «Императрица Мария» был стёрт.
3. Небрежность матросов
Особое место занимало несоблюдение уставных требований, или попросту халатность. Сейчас это безобразие обозначают выражением «человеческий фактор». В этот «фактор» входило, например, недолжное хранение ключей от помещений с пороховыми зарядами, причём некоторые отсеки вообще были открытыми. На линкоре находились посторонние люди: 150 инженеров и рабочих ежедневно приходили на борт и вели ремонтные работы.
2.5. Как поднимали
Что бы или кто бы ни отправил «Императрицу Марию» на дно, её требовалось оттуда поднять, и желательно как можно скорее. Дело было не только в желании вернуть линкор в строй до конца войны. На корабле ещё имелось 900 тонн боеприпасов, оставлять которые без присмотра — значило подложить Севастополю гигантскую бомбу с часовым механизмом. Год спустя подобный сценарий, кстати, осуществится — набитый боеприпасами транспортник бабахнет в Галифаксе в декабре 1917-го, что обойдётся порту в удар, сравнимый с применением атомной бомбы.
Проблема была в том, что в России в принципе отсутствовали крупные организация по судоподъёму, не говоря уже об опыте работы с такими крупными кораблями. За помощью обратились к американцам, но те заломили неадекватную цену. Академик Крылов предложил простой и оригинальный способ подъема линкора. Он предусматривал подъем корабля вверх килем путем постепенного вытеснения воды из отсеков сжатым воздухом, ввод в таком положении в док и заделку всех разрушений борта и палубы. Затем целиком за герметизированный корабль предлагалось вывести на глубокое место и перевернуть, заполнив водой отсеки противоположного борта. За исполнение проекта взялся старший судостроитель Севастопольского порта корабельный инженер Сиденснер. В январе—апреле 1918 года поднятый по методике Крылова корпус линкора отбуксировали ближе к берегу и выгрузили оставшийся боезапас. Летом 1918 года 3 буксира отвели все так же перевернутый корпус «Императрицы Марии» в док. С линкора сняли 130-мм артиллерию и другое оборудование. И тут грянула революция, Гражданская война.
Мировая и Гражданская войны погрузили страну в нищету. Чтобы выбраться из неё, требовалась твёрдая валюта. Одним из надёжных источников была разделка флота на металл. Но «Императрица Мария» отправилась под газовые резаки далеко не сразу. В 1927 году настало её время. Позднее подняли и артиллерийские башни корабля, артиллерийские 305-миллиметровые орудия которого продолжили свою боевую службу. В 1941–1942 гг. их установили под Севастополем на 30-й батарее береговой обороны во время штурма города. Они нанесли немалый урон наступавшим гитлеровским войскам. Только 25 июня 1942 г., штурмуя 30-ю батарею, враг потерял убитыми и ранеными до тысячи человек.[9]
Заключение
Проанализировав все версии взрыва, автор выбрал самую объективную. Остальные версии возможны, но маловероятны. Версию с самовозгоранием пороха можно не брать во внимание, так как на корабле был порох свежей выделки 1914 и 1915 годов, который не мог взорваться. Позже остатки сохранившегося сухого пороха с "Императрицы Марии" советские химики проверяли на взрывчатость, повышая температуру воздуха, но, сколько его не нагревали, он не взрывался. А версию про небрежность матросов, тоже можно не разглядывать, потому что все матросы должны быть хорошо подготовлены, и вряд ли, кто ни будь на войне, совершил бы такую ошибку. Поэтому версия про диверсию наиболее вероятна. Но какие же есть доказательства диверсии:
1. Английский след. Современный английский писатель Роберт Мерид, который давно интересовался гибелью линкора «Императрица Мария» в свое время предпринял собственное расследование. Он писал: «Лейтенант морской британской разведки Джон Хевиленд, проходя службу в период с 1914 по 1916 годы в России, по союзническому контракту Антанты покинул Россию спустя неделю после взрыва линкора «Императрица Мария» и через некоторое время объявился в Британии уже в чине подполковника. Вскоре после окончания войны Хевиленд вышел в отставку и уехал из страны. Но в 1929 году Хевиленд погиб при странных обстоятельствах. В гостинице, где он ночевал, случился пожар, а Хевиленд не смог выпрыгнуть из окна второго этажа и сгорел заживо, оказавшись единственным погибшим в том пожаре. Из горящего дома спаслись все постояльцы и даже молодая женщина с ребенком и парализованный старик в инвалидном кресле успели покинуть отель, а бывший офицер спецназовец не сумел»
Напрашивается мысль - кому мешал полковник, сидя на своих угодьях находясь в отставке. Исследования кино и фото архивов пришли к неожиданным результатам - подполковник британской разведки Джон Хевиленд и русский комендор Воронов это одно и тоже лицо. Тот самый Воронов, исчезнувший 7 октября 1916 года в момент взрыва линкора «Императрица Мария». Также на него незадолго до смерти покушались некие русские иммигранты и среди них бывший электрик линкора «Императрица Мария» Иван Назарин. Более того, оказалось, что он с Вороновым из одного села. Так почему же односельчане не признали друг друга. Если Воронов диверсант Хевиленд, то почему Назарин не разоблачил его сразу. И зачем Назарину спустя 13 лет разыскивать и покушаться на Хевиленда. Эта фамилия всплывает при других обстоятельствах.
2. Немецкий след. В 1933 году ОГПУ в Николаеве была арестована группа немецких агентов. Возглавлял группу инженер и этнический немец Виктор Эдуардович Верман. В ходе следствия они рассказали о причастности к взрыву на линкоре. Прямые исполнители диверсии — Феоктистов, Сгибнев и Верман — должны были получить «гонорар» по 80 тысяч рублей золотом, а глава группы Верман, к тому же ещё и Железный крест. На допросе Верман сообщил, что германская разведка планировала диверсию на линкоре, и руководил группой диверсант Гельмут фон Штитгофф. Возможно, именно эти агенты и взорвали линкор. Но зная, как работали в ОГПУ, эта агентурная группа вполне могла быть очередной выдумкой чекистов в поиске "врагов народа".
Таким образом, по результатам изучения работы, автор делает вывод, что именно диверсия стала основной причиной гибели линкора «Императрица Мария», а вместе с ним 225 моряков. И хотя очень много фактов и совпадений указывают именно на умышленный поджог, официальная версия ещё не озвучена. Хочется верить, что в скором будущем, историки поставят точку и в этом деле тоже.
Список используемой литературы
1.https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-otechestvennaya-istoricheskaya-nauka-o-prichinah-pervoy-mirovoy-voyny/viewer
2.https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-rossii-v-pervoy-mirovoy-voyne/viewer
3.https://cyberleninka.ru/article/n/pervaya-mirovaya-voyna-itogi-i-uroki
4.https://topwar.ru/904-korabli-armageddona-chast-1.html
5.https://topwar.ru/144019-kto-vzorval-imperatricu-mariyu.html
6.https://history.wikireading.ru/145631
7.https://military.wikireading.ru/hY1DrwhZkv
8,9.https://military.wikireading.ru/69657
10.http://oruzhie.info/voennie-korabli/600-imperatritsa-mariya
Приложение 1
Таблица 1. Тактико-технические характеристики линкора «Императрица Мария» [10]
Водоизмещение |
нормальное — 22 600 т, полное — 25 465 т |
Размеры |
Длина - 168 м, Ширина - 27,3 м, Осадка - 9 м |
Бронирование |
Пояс — 262…125 мм, верхний пояс — 100 мм, |
Двигатели |
4 паровые турбины, 20 котлов системы Ярроу |
Мощность |
26 500 л. с. (19,5 МВт) |
Движитель |
4 |
Скорость хода |
21 узел (38,9 км/ч) |
Дальность плавания |
3000 морских миль |
Вооружение |
12 × 305-мм орудий, 20 × 130-мм орудий, |
Экипаж |
1220 матросов и офицеров |
Приложение 2
Таблица 2 Версии взрыва
Кто поддерживал |
Версия |
Роберт Мерид - Современный английский писатель |
Джон Хевиленд- диверсант, который притворялся матросом, но умер при странных обстоятельствах |
Христофоров В.С - Советский и российский военный историк и архивист, специалист в области новейшей истории России, истории Великой Отечественной войны и органов государственной безопасности |
Верман сообщил, что германская разведка планировала диверсию на линкоре, и руководил группой диверсант Гельмут фон Штитгофф. Он считался лучшим специалистом в области минирования и подрыва кораблей |
Шигина В.В. - Российский писатель-маринист, журналист |
Самовозгорание пороха |
Владимир Успенский- бывший вахтенный офицер линейного корабля «Императрица Мария» лейтенант |
Самовозгорание пороха |