Введение
Россия исторически расширяла свои территории, не только мечем, но и принимая в свою большую семью другие народы, сохраняя их культуру и веру. Иноверцы активно участвовали в обустройстве и развитии государственности нашей страны, умножали наши культурные богатства и развивали прогресс. И если три мировых религии (христианство, ислам и буддизм) официально признанные российским государством, в лице их приверженцев, стали основанием развития всей РФ. То для становления Перми, как краевой столицы, крупного промышленного мегаполиса с богатым культурным наследием, такими столпами стали национальные общины и выдающиеся исторические личности (купцы-меценаты, чиновники, инженеры и т.д.); они по своей вере представляли: православие, лютеранство - протестантское движение католиков, ислам. Были среди них и не признаваемые властями долгое время, но самые деловитые - старообрядцы.
Данная тема представляет особую актуальность, так как позволяет рассмотреть Пермь, как город религиозных контрастов, способный принять и выразить помыслы и дела представителей разных религий и течений.
Проблема исследования: в последнее времяпермяки стали проявлять национальную и религиозную нетерпимость, считая, что мы живем на исконно русской земле и единственная для нас естественная религия – православие. Однако, это не так. Пермь – родина «разноверцев» - множества конфессий и культур. Все они значимы и равноценны для истории города Перми, его прошлого, настоящего и будущего. Чтобы иметь об этом реальное представление, необходимо посетить стародавние духовные места нашего родного города.
Цель: выявление основных, значимых для истории г. Перми религий и религиозных течений, культурно-религиозных памятников, как летописей жизни города.
Для достижения поставленной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучив источники, описать религиозные конфессии и их ярких представителей, имеющих особое значение для истории г. Перми: его становления и развития.
2. Определить самые значимые культовые архитектурные памятники Перми духовной и религиозной истории города.
Гипотеза: религии, распространенные в современной Перми, это артефакты времен становления нашего города. Эти религии представляют национальные и религиозные группы, проявившие наибольшее участие в развитии нашего города; исторически представляли и представляют национальный и религиозный состав жителей г. Перми. Подтверждают это в г. Перми старинные культовые сооружения (храмы, мечети, кирхи и т.д.), являющиеся духовными религиозными центрами.
Объект исследования: религии и религиозные течения г. Перми.
Предмет исследования: вклад определенных религий и религиозных течений в становление и развитие города Перми.
Методы исследования:
- Изучение источников и литературы. Анализ, сопоставление и обобщение;
- Самостоятельная экскурсия, знакомство c культовыми архитектурными историческими памятниками – центрами религиозной истории города Перми;
- Использование современных информационных технологий - QR-кодов для подготовки интерактивного рассказа о религиозных исторических центрах г. Перми;
- Фотографирование.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Религиозные конфессии и их яркие представители, имеющие особое значение для истории г. Перми: его становления и развития
1.1. О религии, ее значении и о том, как появился г. Пермь
Религия имеет особое значение в истории человечества, так как она объединяет большие группы людей и даже целые нации, дает человеку веру и определенные моральные принципы существования; является формой мировоззрения и духовных представлений (основанных на вере в существование сверхъестественных сил: Бога / богов, посмертное существование, чудо и т.д.)1.
Становление и развитие города Перми связано с историей различных религий и их представителей, пришедших на эту землю несколько столетий назад. Исторически Пермь во многом обязана своим появлением В.Н.Татищеву (1686-1750). Он был сподвижником Петра I, выдающимся горным инженером, историком и географом. В 1723 году именно он разработал проект и руководил строительством Егошихинского медеплавильного завода и основал заводской поселок возле речки Егошихи, притока Камы1. В 1780 году Екатерина II подписала указ, в котором говорилось: «Уважая выгодность положения Егошихинского завода и способность места сего для учреждения в нем губернского города … предписываем вам город губернский для Пермского наместничества назначить на сем месте, наименованный Пермь…»2.
1.2. Христианство (православие)
Пермь строилась как русский город. Русские (православные) - исторически самая значительная часть населения. Поэтому, первым каменным строением Перми стал православный Петропавловский собор, построенный в 1764 году. Город рос, благоустраивался, увеличивалось количество прихожан, и Петропавловский собор уже не вмещал всех городских жителей. При активном участии губернских властей и городских обывателей в Перми были построены новые церкви: на Егошихинском кладбище в 1784 году возведена Всесвятская церковь, в 1789 году построена приходская Рождество-Богородицкая церковь, в 1789 году заложен Спасо-Преображенский собор. Накануне революции и гражданской войны в Перми действовало 24 православных храма3.
Христианство возникло две тысячи лет назад как продолжение ветхозаветной веры древнееврейского народа, и разделилась на православие и католичество в 1054 г. Главная книга, излагающая это учение - Библия, в ней описывается чудесное рождение и жизнь Спасителя мира - Иисуса Христа. Христианство учит, что земная жизнь человека – это преддверие его будущей, загробной, вечной жизни, поэтому от того, как мы ее проживем, зависит наша судьба после смерти14. Православие на Руси введено киевским князем Владимиром в 988 г. (он выбрал именно эту наиболее близкую русским ветвь христианства)10.
Первым просветителем земли Пермской стал монах Стефан, родом из Устюга. Жил он в то время, когда кровавые набеги монголов, опустошали землю Русскую, когда Русь была раздроблена на отдельные княжества.
В 1379 году Стефан отправился в Пермь Вычегодскую, выучился пермскому языку и изобрёл для него азбуку, позднее перевёл со славянского на пермский язык богослужебные тексты.
Подвергая свою жизнь опасности, действуя убеждениями и силой веры, являясь образцом христианской кротости и смирения, Стефан убеждал пермян, особенно жрецов, отказаться от языческих верований и не сопротивляться Божьему слову. Многие, слыша проповедь Святого Стефана, пожелали креститься.
Многочисленность паствы, а также удаленность пермских земель от Москвы стали причиной того, что Стефан решился идти в Москву и просить епископа для Перми.
В 1383 году Пимен - митрополит Киевский с изволения великого князя Димитрия Донского благословил основать на Вычегде Пермскую епархию. Во главе же ее был поставлен сам епископ Стефан. Это были первые шаги появления христианства на Пермских землях.
Дальше христианизация Прикамья проводилась в два этапа. В 1455 г. «приездилвладыко Питирим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святой вере чердынцов», а в 1462 г. пермский епископ Иона «добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловы крести»16. Конечно, это еще другая, древняя Пермь (Пермь Великая и Пермь тт, в XIV-XVII вв. они включали обширные земли по Каме от ее истоков на западе - до Уральского хребта на востоке).
Таким образом, можно утверждать, что из существующих в Перми в настоящее время религий, православие - самая старая и первая официальная (а также самая многочисленная).
1.3. Ислам
Ислам - это мировая религия, которая тесно переплетена с историей г. Пермь и его развитием. Самая большая национальная группа, исповедующая ислам, решившая своей новой малой родиной сделать Пермь, были татары.
Понятие ислам в арабском языке означает вверение себя Богу, т.е. полное подчинение Его воле. Он, возник в Западной Аравии в VII в. и распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, который вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти на основе их был составлен Коран – священная книга мусульман13.
Ислам, как религия сгладил многие социальные противоречия, проводя в жизнь принцип равенства всех мусульман перед Аллахом и принцип социальной справедливости, что выразилось в осуждении чрезмерного богатства, и в учреждении особых налогов для помощи бедным.
Татары в Пермском крае проживают издавна - с VIII-X вв., времен Поволжской Булгарии. В первой четверти XVIII века на территории, которая составляла Пермь Великую, проживало около 46 тысяч татар. В настоящее время по численности в крае и городе Перми они занимают второе место после русских12. По другой версии на пермских землях татары появились в 16 веке. Тогда с юга после падения Великого Казанского ханства явились два юрта во главе с братьями Урак-беем и Сиюндуком Маметкуловыми. Они остановились в устье маленькой, вертлявой речки, которую назвали Мулловкой (мулла – религиозный служитель/учитель в исламе). Территория города Перми в свое время принадлежала Мурзе Култаю Шигиреву. Позже, татарское население было вытеснено на Верхнюю Мулянку и территория будущей Перми вошла в вотчину Строгановых. Муллы заселяются русскими. Сегодня здесь расположена часть Индустриального района города Перми7.
Официально мусульманская община Перми, как и многих других городов Урала и Сибири, начала складываться после реформ императора Александра II. Тогда в город стали приезжать татары вначале из окрестных сёл, а потом и из Поволжских губерний. Небольшую часть приезжих составляли купцы, покупавшие в городе недвижимость, но в основном это была трудовая миграция: на Урале расширялось металлургическое производство, росли города, требовалась рабочая сила. Сохранился указ Пермского губернского правительства от 1876 года, по которому муллой Перми назначали Нуруллу Мурзакаева. Наличие муллы говорит о том, что к этому моменту в городе уже был свой мусульманский приход18. Кроме того, в том же 1876 году в Перми были открыты три мусульманские школы: одна мужская и две женские. В конце XIX века в городе действовали мусульманские благотворительные общества, были открыты мусульманский отдел и читальни при библиотеке им. Д.Д. Смышляева. Братья купцы Агафуровы – Гумер, Абзаметдин, Абдальдин (татары - мусульмане) – отличались не только своим солидным состоянием, но и тем, что много средств выделяли на благотворительные цели. В 1898 году торговый дом «Братья Агафуровы» имел оптовые склады и магазины в Екатеринбурге, Перми, на Ирбитской ярмарке, их фирмы были еще в Тюмени, Варшаве, Москве и в других городах. Очень состоятельным купцом был пермяк Зиганша Ибатуллин. Он торговал мануфактурными, галантерейными товарами, не раз избирался членом городской думы и являлся членом многих обществ. Во всех его домах находили приют служители мечети, располагались мусульманские благотворительное и просветительское общества города, которыми руководил З. Ибатуллин 12.
Таким образом, религия ислам и пермские татары стояли у истоков развития благотворительности и просвещения г. Перми, они работали на заводах, были одними из богатейших купцов – предпринимателей – меценатов и в целом активно участвовали в жизни города (татары - вторая по численности часть пермяков).
1.4. Пермские старообрядцы (кержаки/беглопоповцы и др.)
В XIX веке Пермская губерния была в числе регионов, где проживало много старообрядцев. В свою очередь Пермская старообрядческая община считается одной из старейших в Прикамье. Первые упоминания о старообрядцах в окрестностях будущей Перми (на р. Егошиха и р. Медведка) относятся к 1722 году. Тогда на месте основания города Пермь находилась деревня Егошиха. Предполагается, что появление пермских старообрядческих родов относится к 1718-1719 годам и связано с разгромами Керженецких скитов в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Тогда в Пермский край устремились десятки тысяч старообрядцев-беглопоповцев, которые и стали основой общины11.
Старообрядцы - так именуют себя христиане, отошедшие от православной церкви во время реформ патриарха Никона. Их не признавала официальная церковь, и преследовали как преступников власти. Поэтому старообрядцы пытались скрыть в отдаленных районах - в глуши. Наша Пермь была в XVIII -XIX вв. именно таким местом9.
Кержаки - представители старообрядчества северорусского типа. Беглопоповцы - одно из двух главных течений старообрядчества. В отличие от беспоповцев, они принимали священников, отошедших от православной церкви, и стремились сохранить в своей среде возможность совершения таинств священниками (имели свою церковь – молельный дом)9.
Первый старообрядческий молельный дом появился в Перми предположительно в 1730-е годы. Старообрядцам официально разрешили занимать в нашем городе общественные должности, чем они и воспользовались. Однако XIX в. в России возобновились гонения на старообрядцев, возглавляемые самим императором Николаем I. В 1828 году в Перми была даже создана специальная комиссия по борьбе со старообрядчеством. Новое возрождение общины староверов в Перми началось только в 1906 году после утверждения Николаем II указов «Об укреплении начал веротерпимости» и «О порядке образования и действия старообрядческих общин», которые практически уравнивали права старообрядцев с другими жителями Российской империи. Уже к концу 1906 года старообрядческая община снова превратилась в крупное религиозное сообщество Перми11.
В староверии ключевой ценностью стало спасение души в преддверии скорого конца света, что зависело не столько от успешной мирской жизни, сколько от достижения внутреннего, духовного благополучия. Эти черты переросли в деловитость и предприимчивость, характеризовавшие поведение старообрядцев19. Так с самого начала основания губернского города Перми, старообрядцы принимали активное участие в жизни городского общества. В первой общей думе (1787–1789 гг.) из 7 ее членов двое были старообрядцами – это Терентий Прокопьевич Быков (купец II гильдии) и Кондратий Петрович Соколов (купец III гильдии). Два старообрядческих купца III гильдии: К. Суслов и К. П. Соколов занимали пост бургомистра. В России бургомистром назывался глава городского самоуправления. Тот факт, что К. Суслов и К. П. Соколов занимали этот высокий пост, свидетельствует об их авторитете среди пермских предпринимателей. Старообрядческое купечество г. Перми осуществляло активную благотворительную деятельность. Так Н. К. Крылов построил и организовал на свои деньги в 1866 г. в Перми первую городскую богадельню, по смерти Крылова заботу об этом учреждении взял на себя другой старообрядческий купец Е. П. Пермяков, который построил дополнительный корпус, прачечную и баню. Как подрядчик Никита Кондратьевич Крылов построил: Александровскую больницу (1827–1833 гг.), Всесвятскую церковь на Егошихинском кладбище (1826–1837 гг.), а так как государственное и муниципальное финансирование сильно запаздывало, оба этих здания необходимых городу, Никита Кондратьевич строил большей частью на свои деньги. Жители города высоко оценили труды купцов-старообрядцев Крылова и Пермякова, оба они были почетными жителями города Перми и часто выдвигались на различные общественные должности.
Таким образом, пермское старообрядчество активно участвовало в развитии нашего города, старообрядцами были богатые пермские купцы - предприниматели и меценаты. Они, кроме того: строили дома престарелых (богадельни); содержали больницы и школы; активно участвовали в общественной жизни.
1.5. Немецкое лютеранство
История лютеранской общины Перми начинается вместе с историей города и неразрывно связана со строительством первых уральских заводов. Так многие первые поселенцы: инженеры, ремесленники, специалисты горного дела, военные, прибывшие строить заводы в Пермь были выходцами из других стран: шведы, немцы, голландцы, прибалты, англичане, трудились бок о бок вместе с русскими мастерами. Иностранцы везли с собой на Урал не только квалификацию горных мастеров, но, конечно, и свои традиционные религиозно-этнические воззрения: лютеранское вероисповедание, протестантскую этику. В 1860 году в городе Перми проживало 30 протестантов, 131 католик. По данным переписи населения 1897 года общая численность немецкого населения Перми 256 человек и 316 человек имели немецкое происхождение (из них лютеране – около 80-100 чел.)4.
Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви в XVI в. Именно он, выступил с публичным осуждением индульгенций, которые якобы гарантировали жизнь в раю, а также написал «95 тезисов». В них он изложил свое видение новой, реорганизованной, веры. Те верующие, которые пошли вслед за Мартином Лютером, стали называться лютеране. Это были первые протестанты13.
Одним из первых пермских губернаторов, при этом – самым известным и популярным, был Карл Федорович Модерах. По национальности – обрусевший прибалтийский немец лютеранского вероисповедания. В 1796 году он начал свою деятельность в Перми со строительства и благоустройства дорог. И, как отмечал писатель Мельников-Печерский, вскоре «дороги Пермской губернии он довел до такого совершенства, что им удивлялись иностранцы, видевшие шоссе Франции и Англии»4. При этом Модерах не просил денег из государственной казны и не собирал на обустройство деньги с горожан, лютеранство учило особой бережливости и экономии. При участии генерал-губернатора Модераха были сооружены: городская больница, работный и смирительные дома, каменный гостиный двор; закончено строительство каменного здания Главного народного училища; обустроена набережная Камы. При Модерахе был по-новому (очень грамотно) распланирован город. Он – единственный губернатор, который сохранял свою должность при Екатерине II, Павле I и Александре I. Когда Модерах вышел в отставку и покидал Пермь, в знак уважения его вышли провожать все жители города.
Еще одна яркая личность в плеяде замечательных немцев лютеран Перми – городской врач Федор Христофорович Граль – один из основателей системы здравоохранения Пермской губернии. В 1797г. он был назначен губернским врачом в г. Пермь, где ему пришлось не только оказывать медицинскую помощь городскому населению, но и взять на себя функции уездного врача по Пермскому уезду и, какое-то время, Оханскому и Кунгурскому уездам, судебного медика, военно-медицинского эксперта, и в принципе всю систему здравоохранения тогдашнего Прикамья. В 1801 г. Граль стал инспектором всей врачебной управы (в современном варианте департамента здравоохранения). Кроме того, Ф.Х. Граль принимал активное участие в организации борьбы с холерой в 1829 – 1831 г.г.: например, разработал правила по предохранению от заражения холерой. Так, благодаря энергичным действиям Ф.Х. Граля и других врачей, в Перми холера почти не распространилась5.
Таким образом, среди немцев-лютеран – граждан г. Перми, благодаря которым эта религия вошла в историю города, оставив в ней значительный след – выдающиеся чиновники и общественные деятели: Карл Модерах и городской врач Федор Граль, инженеры, ремесленники, специалисты горного дела, военные.
Выводы:
Общие тенденции развития этносоциальных и межконфессиональных процессов в России характерны и для Перми, но городу свойственны и специфические черты, так как Пермь имеет свою историю, культуру, в том числе и в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
Так с момента своего создания г. Пермь был полиэтничным и многоконфессиональным городом Российской империи, в котором отмечался положительный опыт взаимодействия разных народов и религий.
В ходе проведенной работы нашла подтверждение первая часть выдвинутой нами гипотезы, касающейся того, что «религии, распространенные в современной Перми, - это артефакты времен становления нашего города. Эти религии представляют национальные и религиозные группы, проявившие наибольшее участие в развитии нашего города; исторически они представляли и представляют национальный и религиозный состав жителей г. Перми»: православные, мусульмане, старообрядцы, лютеране. Конечный этнический/конфессиональный состав населения города сегодня еще более богат и разнообразен.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 2. Поиск самых значимых культовых архитектурных памятников (символов и артефактов) духовной и религиозной истории города
Поиск самых значимых культовых архитектурных памятников Перми (символов и артефактов) духовной и религиозной истории города опирается на:
1. Исследование источников по краеведению, научных монографий, статей и сайтов сети Интернет. Нами изучены бумажные и электронные источники, в которых можно было бы получить информацию о самых старых, исторически значимых, считающихся среди верующих духовными центрами, культовых архитектурных памятниках города Перми. По своей сути, они должны были являться символами определенных религий и артефактами. Артефактами называют материальные и нематериальные объекты, хранящие конфессиональные, этнические и культурные коды определенного отрезка истории, в нашем случае, истории религий города Перми.
2. Мы посетили выбранные духовные центры Перми, чтобы составить о них свое представление и собрать QR-коды этих мест, чтобы их можно было использовать для создания интерактивных паспортов этих объектов.
3. Создание интерактивных паспортов.
Обоснование отбора объектов:
- особое значение для определенной религии (идентифицируется среди верующих как духовный центр);
- особое значение для истории города Пермь;
- культурное и архитектурное значение.
2.1. Паспорт: Спасо-Преображенский Кафедральный собор
К омсомольский проспект, 6 |
||
Религия |
Христианство (православие) |
|
Время создания |
Построено в конце XVIII века (в несколько этапов: В 1820 г. была окончена постройка зимнего собора во имя св. Стефана; Колокольня собора возводилась с лета 1819 до осени 1824 года; В 1840-е годы огромный купол и стены в холодном приделе Спасо-Преображенского соборабыли расписаны талантливыми пермскими художниками-иконописцами – Никитой Казаковым и Петром Лодейщиковым – крепостными крестьянами, за что они получили вольную); архитектор А. Б. Турчевич в период с 1892 по 1893 года значительно расширил здание храма |
|
История |
По ходатайству генерал-губернатора Пермского Тобольского Евгения Петровича Кашкина изначально строился как главный храм Пермской епархии. Его столетие было самым значимым событием для горожан. |
|
С 1932 года Пермская художественная галерея размещается в здании бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора. Сейчас снова передан РПЦ. Галерея ждет переезда в новое здание. Частично функционирует как храм. |
||
Значение |
В течение многих десятилетий являлся центром церковно-общественной жизни Перми и Пермского края: будучи главным православным храмом и Пермской художественной галерей. Его изображение - бренд нашего города. |
|
Впечатления от места: |
Величественный и красивый собор, при этом очень уютный. При въезде в город сразу обращаешь на него внимание |
ул. Осинская, 5 |
||
Религия |
Ислам |
|
Время создания |
1902-1903 гг. |
|
История |
Первая мечеть в Перми. Здание было построено по проекту архитектора А.И.Ожегова в стиле эклектики на деньги богатых купцов, в том числе Агафуровых, Тимкиных, Ибатуллиных и др. В XIX веке именно в районе, где располагалась мечеть, проживала значительная часть мусульман города. В 1940 году в здании располагался Пермский областной архив КПСС. Там он находился до 1986 года. В 1990 году мечеть была вновь передана верующим. С 15 января 1991 года после ремонтно-восстановительных работ в мечети начались регулярные службы. |
|
Значение |
Исторически здесь проходят все главные мусульманские события и праздники. В период священного Рамазана здесь собирается множество людей для совместного принятия пищи после заката и перед рассветом, согласно мусульманской вере. Также работает школа, где прихожане изучают Коран, татарский и арабский языки. Каждому верующему открыт свободный доступ в религиозную библиотеку. Это первая мусульманская святыня и самое старое сооружение в Перми для молитвенных собраний мусульман. Признана памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. |
|
Впечатления от места: |
Мечеть поражает своей красотой и величием, поэтому увидеть ее своими глазами приходят и многие туристы. Главная особенность здания — его эклектичный стиль, отличающийся гармоничным сочетанием элементов восточного зодчества и черт русской народной архитектуры. Так, минарет схож с классической русской церковной колокольней. Сложные украшения переплетаются с резными деталями, традиционными для русских храмов. Окна оформлены красивыми витражными стеклами с преобладающими белым и зеленым цветами. С броским внешним видом резко контрастирует внутреннее убранство — интерьер, выполненный в зеленоватых тонах, предельно скромен. В помещении отсутствуют лепнина, украшения и любые другие элементы декора. |
ул. Холмогорская, 50 |
||
Религия |
Старообрядчество |
|
Время создания |
Освящение храма состоялось в июле 2006 года в присутствии Преосвященнейшего митрополита Московского и Всея Руси Корнилия (Титова) и благочинного Уральской старообрядческой епархии о. Валерия (Шабашова). |
|
История |
До 1930 года Пермь являлась центром Пермско-Тобольской старообрядческой епархии, последний епископ которой Амфилохий был арестован в 1933 году, а церковное имущество было конфисковано. Старообрядцы были вынуждены ездить на молитву в окрестные города и деревни. В 1986 году была зарегистрирована пермская старообрядческая община, а в 1987 году освящена домовая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла (ул. Новоильинская 41). Неподалеку от домовой церкви с 2000 года было начато строительство епархиального храма во имя святителя Стефана Пермского. С июля 2006 года в новом храме ведутся службы и осуществляются необходимые требы для прихожан. |
|
Значение |
Единственный храм старообрядческой общины в Перми. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, в Перми зарегистрировано 17 религиозных организаций, относящихся к старообрядчеству. Из них 12 относятся к РПСЦ. Также в регионе представлены община старообрядцев часовенного согласия и поморская старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви. |
|
Впечатления от места: |
Старообрядцы при соблюдении их религиозных правил не закрытые, а гостеприимные люди. Здесь все живут как одной большой дружной семьей. |
ул. Максима Горького, 38 |
||
Религия |
лютеранство (протестантизм) |
|
Время создания |
во 2-й половине XIX века: в 1861-1864 гг. |
|
История |
Здание кирхи было построено по высочайше утвержденному (т.е. по разрешению царя) 21 июля 1860 г. проекту петербургского архитектора Гаральда Юлиуса Эрнестовича Боссе на углу улиц Екатерининской и Соликамской (ныне М. Горького). Строительство шло под руководством пермского архитектора Р.И. Карвовского. В 1935 году здание было закрыто, а позже передано артели «Фотоколлектив». В дальнейшем в здании находился «Дом актера». Здание было передано лютеранской общине 11 июля 1994 года, а 5 июня 1995 года была проведена первая служба. |
|
Значение |
В настоящее время лютеранская община в Перми объединяет около 2 тысяч человек. |
|
Впечатления от места: |
Красивое здание. Оно построено в историческом романском стиле, вытянутые пропорции и высокий шпиль напоминают о зданиях прибалтийской готики. Сюда стоит придти каждому пермяку, чтобы услышать орган. Органная музыка в церкви отличается от той, что можно услышать в Органном зале Перми. Эта музыка больше завораживает, ее цель - приблизить человека к Богу, здесь допускается импровизация, пастор пытается передать свои религиозные чувства. |
Выводы:
Наличие в г. Перми старинных культовых сооружений (храмов, мечети, кирхи и т.п., являющихся духовными центрами определенных конфессий) подтверждает высказанную нами гипотезу, согласно которой: «религии распространенные в современной Перми, это артефакты времен становления нашего города. Эти религии представляют национальные и религиозные группы, проявившие наибольшее участие в развитии нашего города; исторически представляли и представляют национальный и религиозный состав жителей г. Перми».
Заключение
В результате проведения данного исследования, получены следующие выводы:
С момента своего создания г. Пермь - полиэтничный и многоконфессиональный город Российской империи, в котором отмечался положительный опыт взаимодействия разных народов и религий.
В ходе проведенной работы нашла свое подтверждение выдвинутая нами гипотеза, касающаяся того, что «религии, распространенные в современной Перми - это артефакты времен становления нашего города. Эти религии представляют национальные и религиозные группы, проявившие наибольшее участие в развитии нашего города; исторически они представляли и представляют национальный и религиозный состав жителей г. Перми»: православные, мусульмане, старообрядцы, лютеране. Конечный конфессиональный состав населения города сегодня еще более богат и разнообразен.
Наличие в г. Перми старинных культовых сооружений (храмов, мечети, кирхи и т.п., являющихся духовными центрами определенных конфессий) также подтверждает высказанную нами гипотезу.
В прошлом, и в настоящем, у разных народов сформировались свои религиозные представления – разные религии. И в том числе благодаря их многообразию исторически множилось культурное и духовное богатство человечества. Не зная того, мы и сегодня можем видеть и даже пользоваться тем культурным и духовным наследием, которое нам оставили различные религиозные конфессии. Оно нас окружает, но мы о нем недостаточно (или даже очень мало) знаем.
Список источников и использованной литературы
Зеленкова И.Л. Этика и религия. - Минск: Тетра-системс, 2019.
Кузьмин А.Г. Татищев. - М.: Молодая гвардия, 1990. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий) – 380 с.
Трапезников В.Н. Летопись города Перми. Пермь: Гос.архив Перм.обл., 1999.– 180 с
Вайман Д. И., Черных А. В. Немцы Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – 64 с.
Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее: крат. ист.-стат. очерк. 3-е изд., испр. и доп. - Пермь, 2002. - 262 с.
Гаврилина Т. Л. Немецкий этнический компонент в Пермской губернии / Т.Л. Гаврилина // 2015. № 1 (11) С. 82-84.
Закиров Д.Г. Пермские татары – история, проблемы, пути решения (доклад на научно-практической конференции: «История Перми - вклад татарского народа в становление и развитие города») 19 апреля 2013 г. / Д.Г. Закиров http://www.tat.perm.ru/tnka-doklad_dni_tatarskoy_nauki-19-04-2013.pdf.
Из истории православных храмов г. Перми. / Составители: Мельчакова О.А., Одинцова О.С.; Лобанов Д.А. – Пермь: Комитет по делам архивов администрации Пермской области; Государственный архив Пермской области, 2000. С.1—2.
История старообрядчества в Прикамье: обзор фондов Государственного архива Пермского края / Сост. И. В. Демина, В. Ю. Сарабеев; Государственный архив Пермского края. – Пермь, 2020. – 48 с.
Карамзин Н. М. Об истории государства Российского/ сост. А. И. Уткин; Отв. ред., автор очерка о Н. М. Карамзине и примеч. С. О. Шмидт. – М.: Просвещение, 1996. – 420 с.
Малафеева И. Пермские старообрядцы. История одной общины - Русская вера https://ruvera.ru/articles/permskie_staroobrjadcy
Мусульмане в Перми | islamisemya.com [Электронный ресурс] - URL: https://www.islamisemya.com/musulmane-v-permi.html
Религиоведение /под ред. Иванцова С. Ю. –СПб.: Питер, 2017. - 310 с.
Религиоведение: Конспект лекций / Под ред. Ю.К. Саранчина. – Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2008.- 280 с.
Спасо-Преображенский собор (г. Пермь) // Пермская митрополия: официальный портал. – URL: https://www.pravperm.ru/istoriya-hramov/spaso-preobrazhenskij-sobor/ (дата обращения: 12.01.2023)
Уральская историческая энциклопедия. Пермский словник. П.: Книга, 1999. – 400 с.
Храм святителя Стефана Пермского. Пермь (РПСЦ) [Электронный ресурс] - URL: https://navigator. starove. ru/item/hram-svyatitelya-stefana-permskago-perm/(дата обращения: 05.01.2023).
Черных А. В. Татары Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – 64 с.
Черных А.В. Старообрядцы пермского Прикамья: опыт межконфессионального взаимодействия /А. В. Черных // Уральский исторический вестник. 2015. №2 (47) С. 125-132