Автономное плавание подводной лодки «Щ-117» под командованием капитана 2 ранга Н.П. Египко

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Автономное плавание подводной лодки «Щ-117» под командованием капитана 2 ранга Н.П. Египко

Журавлев К.К. 1
1филиал НВМУ в г. Мурманске
Рыбакова И.Н. 1Самойлова Ю.В. 1
1филиал НВМУ в г. Мурманске
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В истории отечественного военно-морского флота найдется немало страниц, подтверждающих первенство российских и советских моряков. Даже простое перечисление самых знаменитых из них дает хорошее представление о том, какую роль в развитии мирового флота сыграли русские мореходы. Честь открытия Антарктиды принадлежит им. Честь первого в мире торпедной атаке - им. Честь первого в мире успешного применения морских якорных мин - им же. Они передали первую в мире радиограмму в реальных условиях, морские летчики России впервые в мире провели поиск субмарины с воздуха. Наконец, уникальный ракетный залп из подводного положения, когда российская субмарина разом выпустила все свои 16 ракет - достижение наших моряков. Также российскими моряками было осуществлено первое рекордное автономное плавание длительностью 40 суток, а честь этого достижения принадлежит экипажу советской подводной лодки Щ-117, входившей в состав Тихоокеанского флота.

Сорокадневное плавание в одночасье сделало экипаж «сто семнадцатой» знаменитым на весь Советский Союз. Еще бы: это был первый в РККФ экипаж, полностью состоящий из орденоносцев! История этой лодки и ее экипажа достойна того, чтобы о ней рассказать поподробнее. Таким образом, объект исследования - автономное плавание подводной лодки «Щ-117». Предмет исследования - условия, повлиявшие на возможность рекордного автономного плавания.

Цель исследования – изучение условий, повлиявших на возможность автономного плавания, повлиявшего на дальнейшее развитие подводного флота России.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что не только технические характеристики подводной лодки «Щ-117» обусловили возможность рекордного автономного плавания в те годы.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

на основе анализа исторических источников описать историю создания и основные характеристики лодки «Щ-117»;

описать особенности автономного плавания данной лодки;

проанализировать условия, которые обусловили возможность рекордного автономного плавания (технические, личностные, командные и т.д.);

описать вклад капитана 2 ранга Н.П. Египко в историю подводного флота России.

Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов исследования: теоретические методы исследования (контент анализ документов, исторических описаний, воспоминаний), эмпирический метод (опрос).

Источниковая база исследования и историография. В исследовании мы опираемся на работы Т. А. Половниковой, А. Трофимова, В. В. Шигина, материалы сайтов Военное обозрение, История РФ.

Особенности автономного плавания советских подводных лодок до автономного плавания «Щ-117»

К концу 1930-х годов Советский Союз имел самые мощные подводные силы. Однако автономность и дальность плавания подводных лодок были уязвимым местом. Дизельные субмарины того времени вообще не отличались ни существенной дальностью плавания, ни способностью находиться долгое время вдали от баз. Максимальная автономность советских субмарин той поры достигала 50 суток, но таким внушительным по тем временам показателем обладали только крейсерские подводные лодки типа «К». Однако их начали строить только в 1936 году, заложив всего 12 кораблей. А советские подлодки типа «М» («Малютки») были фактически кораблями прибрежного действия, так как могли находиться в автономном плавании всего семь суток, и на зиму вставали к причальной стенке.

Наилучшим соотношением дальности плавания и автономности отличались средние подлодки типа «Щ» («Щуки»). Они обладали способностью находиться 20 суток вдали от баз, уходить почти на 3000 миль в надводном положении и преодолевать до 100 миль в подводном.

Рисунок 1 Подводные лодки типа "Щ"

Первой плавание на полную автономность в 1934 году выполнила подводная лодка Тихоокеанского флота «Щ-102» (ранее носившая имя «Лещ») под командованием Серафима Чурсина. Старшим помощником командира в этом походе был Николай Египко, который вскоре после возвращения ушел командовать подлодкой «Щ-117» [3].

История создания и основные характеристики лодки «Щ-117»

10 октября 1932 года на Балтийском заводе в г. Ленинград начали строить первые лодки типа «Щ» («Щука») серии V-бис. Подлодка «Щ-117», заложенная под заводским номером 51, стала одной из них и поначалу получила имя «Макрель». Головная лодка называлась «Щукой», лодка №41 - «Стерлядь», №42 - «Севрюга», №43 - «Скат», №52 - «Кефаль».

Рисунок 2 Ш-117

В апреле 1934 года подлодка спущена на воду. Первый экипаж для «сто

семнадцатой» был сформирован на Дальнем Востоке в июле 1934 года, ее первым командиром стал капитан-лейтенант Михаил Федотов. Но в должности командира «сто семнадцатой» Михаил Федотов провел меньше месяца: 4 августа он сдал командование «Щ-117» и перешел на должность командира подлодки «Щ-116», которую занимал до ноября 1937 года. А «сто семнадцатой» с 17 августа стал командовать капитан-лейтенант Николай Египко. В декабре 1934 года вступила в строй Рабоче-Крестьянского Красного флота, получив к тому времени буквенно-цифровой индекс «Щ-117» в соответствии с новыми правилами наименований боевых кораблей [4]. Лодка несла службу на Тихоокеанском флоте. Ее основные характеристики приведены ниже:

Водоизмещение надводное, т

592

Водоизмещение подводное, т

715

Главные измерения (длина х ширина), м

58,5 х 6,2

Осадка, м

3,9

Скорость хода (надводная / подводная), уз.

11,6 / 8,5

Дальность хода (надводная / подводная), миль

3130 / 112

Рабочая глубина погружения, м

75

Предельная глубина погружения, м

90

Автономность плавания, сут.

20

Экипаж, чел.

41

Подлодки типа «Щ» являлись самым многочисленным типом средних подводных лодок СССР времен Великой Отечественной войны.

Особенности автономного плавания лодки «Щ-117»

Поскольку «Щуки» были распространенными среди советских средних подлодок, начинать эксперименты с увеличением автономности плавания решено было именно с них. Для выполнения проверки и понимания предела возможностей подлодок и моряков в максимально приближенных к экстремальным условиям был выбран корабль «Щ-117» под командованием Николая Павловича Египко.

Рисунок 3 Члены экипажа подводной лодки Щ-117, 1935 год. Внизу в центре — командир корабля Николай Египко

Весь личный состав корабля настроился на стахановское выполнение заданных норм - превысить автономность и доказать, что для данных кораблей это допустимо, а также возможно и для экипажа.

Перед началом плавания командир бригады Георгий Холостяков устроил кораблю последнюю проверку: чтобы подойти к борту плавбазы «Саратов» за последними указаниями, ей нужно было проплыть под ледовой перемычкой. Лодка сделала это, не совершив ни одной ошибки, и получила разрешение на выход на позицию.

И вот 11 января 1936-го «Щ-117» с 38 членами экипажа на борту по пробитому во льду фарватеру вышла в море и приступила к несению боевой службы. Пять миль пришлось идти подо льдом, так как основная боевая позиция лодки находилась южнее линии островов Аскольд - мыс Поворотный. Лишь потом лодка совершала недолгие выходы в открытый океан на сотни миль от берега для обеспечения дальних перелетов советских авиаторов, служа одним из плавучих радиомаяков.

Рисунок 4 Подводные лодки типа «Щ» серии Х идут через ледяное поле к причалу своей базы. Бухта Находка, 1937 год.

Конструкция лодки требовала регулярного всплытия для вентиляции помещений, зарядки аккумуляторных батарей и пополнения запасов сжатого воздуха. Используя опыт несения дозорной службы в море, командир корабля сдвинул распорядок дня на 12 часов: днем - отдых под водой и наблюдения в перископ, ночью - дозорная служба в надводном положении, зарядка аккумуляторной батареи, пополнение запасов воздуха, и борьба с ледовым обрастанием, подъем - в 19.00, обед - в полночь, а ужин - утром.

Рисунок 5 На мостике Щ-117 во время рекордного автономного плавания. Слева направо: рулевой Ф.Н. Петров, штурман М.П. Котухов, командир отделения рулевых А.И. Пекарский, боцман П.Н. Шаронов и старший рулевой Н.А. Дозморов

Зима стояла суровая, температура достигала -25оС, а морозный ветер был почти 10 баллов. Сильная качка и плохая видимость создавали значительные трудности. В надводном положении происходило интенсивное обрастание льдом всех наружных конструкций корабля. Утром лодка становилась похожей на айсберг. Приходилось бороться с обледенением и принимать меры обеспечения остойчивости из-за большого обмерзания рубки и надстройки.

Однажды разбушевавшаяся стихия ночью оторвала лист надстройки и повредила лаз кормовой цистерны. Погружение лодки стало невозможным. Для устранения неисправностей требовалось открыть горловину лаза в цистерну. Эту трудную задачу выполнили боцман П.Н. Шаронов и рулевой А.И. Пекарский. Всю ночь под ледяными волнами они вели кропотливую работу. Насквозь промокшие и замерзшие, они не покинули палубы, пока не устранили повреждения, и лишь под утро вернулись в центральный пост, где их согревали, как могли. Лодка вновь вошла в океанскую глубину и продолжила свой автономный поход [4].

В другой раз под такими же ледяными волнами, проявляя мужество и сноровку, матросы П.Р. Петров, Н.П. Смирнов и В.И. Манышкин в 18-градусный мороз исправляли стопорный механизм якоря, чтобы тот не сработал в самый неподходящий момент. Они добрались по надстройке до якоря и надежно закрепили его стопора. Волной их едва не смыло за борт, но моряки не растерялись и, ухватившись за леер, поднялись на палубу.

Чтобы точно знать, на что способен корабль и на что моряки могут рассчитывать в боевых условиях, экипаж сделал пробное исследование по длительности пребывания лодки под водой, если вдруг регенерация выйдет из строя. Более 23 часов лодка находилась под водой, а это больше, чем указано в документации.

Был еще один более решительный эксперимент. Предельная глубина погружения корабля - 90 метров. В районе, где глубина составляла 500 метров, было решено произвести погружение на максимально допустимую глубину, чтобы иметь уверенность и, в случае необходимости (при ремонте или обеспечении скрытности при боевых операциях), ложиться брюхом на грунт на глубине 90 метров. Но не все пошло гладко: погружение происходило медленно, на ходу в 3 узла. На подходе к 90 метрам раздался резкий интенсивный хлопок, как взрыв, и лодка стала проваливаться на глубину. Нос корабля как будто бы тонул. По глубиномеру он находился на глубине 100 метров, корма - на 85 метрах, а центральный пост, как раз на 90 метрах. Потом выяснилось, что причиной взрыва был отрыв части надстройки от интенсивно обжатого прочного корпуса. За этот эксперимент с погружением командующий флотом объявил капитану и выговор, и благодарность за проявленную смелость и разумный риск [5].

После 20 дней похода лодку посетил командир бригады, прилетевший на позицию на гидросамолете. Его встретил бодрый, подтянутый и уверенный в себе экипаж. Убеждения в необходимости дальнейшего плавания и превышения заданной «Щукам» автономности нашли у Георгия Холостякова полную поддержку. Также было получено разрешение от командующего флотом Михаила Викторова. Проверка корабля комиссией штаба флота под руководством флагманского инженера-механика прошла успешно и «стахановский» поход был продолжен. Спустя 30 суток автономного плавания была получена радиограмма от командующего флотом: «Отважным подводникам-стахановцам — Ура! Викторов».

В итоге «Щ-117» возвратилась из своего рекордного плавания 20 февраля 1936 года, проведя в открытом море ровно сорок суток, что стало рекордом того времени - никто прежде не выдерживал столько времени вдали от родной гавани. За весь поход экипаж прошел 3022,3 мили, из которых 315,6 миль под водой, что по времени составило 340 часов 35 минут.

Рисунок 6 Фотография орденоносного экипажа подлодки Щ-117, сделанная после награждения по итогам рекордной «автономки», 1936 год [1]

В апреле 1936 года постановлением ЦИК СССР весь экипаж лодки был награжден орденами. «Щ-117» стала первым кораблем в истории советского ВМФ, экипаж которого полностью состоял из орденоносцев. Командир и комиссар получили ордена Красной Звезды, а остальные члены экипажа - ордена «Знак Почета» [7].

Условия, которые обусловили возможность рекордного автономного плавания

Руководство флота поручило выполнить задачу по проверке предела возможностей подлодок и моряков субмарине «Щ-117» во многом из-за капитана Николая Египко. Еще во время службы на «Леще» молодой капитан получил первый во всем советском подплаве опыт плавания подо льдами. Египко всегда подходил к несению службы ответственно, дотошно вникал во все мелочи, особое внимание уделяя работе с подчиненными, среди которых он пользовался большим авторитетом. В каждом из них он был совершенно уверен, поскольку хорошо знал, на что способны все его подчиненные. В декабре 1935 года был награжден высшей советской наградой - орденом Ленина - за успехи в подготовке личного состава. Под командованием Н.П. Египко лодка быстро стала одной из лучших на флоте.

Рисунок 7 Николай Египко, командовавший Щ-117 с 1934-го по 1936 год [1]

Комиссаром корабля был назначен опытный работник политотдела бригады Семен Иванович Пастухов. Штурманскую боевую часть возглавил самый молодой двадцатипятилетний Михаил Котухов. Специалистом по электромеханической службе был Г.Е. Горский, минно-артиллерийскую возглавил Д.Г. Горбиков, а старпомом служил В.А. Воробьев. Отличным кулинаром, очень помогавшим и воодушевлявшим всех в походе, был кок Н.Е. Романовский.

Задача по размещению в отсеках двухмесячного запаса провизии была очень сложной: всё возможное пространство внутри лодки забили провизией; условия для моряков были поистине спартанские: была только одна крошечная командирская каюта, маленькая кают-компания для офицеров, которая одновременно служила и спальней, и 30 легкоснимаемых «заваливаемых» коек.

Командир «Щ-117» нашел возможность обеспечить экипажу постоянный приток положительных эмоций. Несмотря на ограниченные запасы пресной воды, по распоряжению Николая Египко матросы регулярно мылись теплой водой, что является большой роскошью даже на современных субмаринах. Банный день был организован в шестом отсеке, где располагались электромоторы, который прогревался за счет соседства с дизелями. На пол клали огромный поддон из-под компрессора воздуха среднего давления, а с камбуза приносили горячую воду в кастрюлях - и блаженствовали, пусть даже всего несколько минут.

Настроение у экипажа было бодрое, царил творческий подъем, все члены экипажа были хорошо подготовлены по специальности, любили корабль и обладали мужеством и ценным качеством взаимовыручки.

Экипаж «Щ-117» полностью выполнил возложенные на него задачи, справился со всеми трудностями, возникающими при плавании. Высокая организованность и сплоченность, дисциплина и взаимовыручка, а также проявленные отвага и выдержка, позволили личному составу «Щ-117» успешно завершить поход корабля в суровых зимних условиях и показать, что в серийной «щуке» есть еще много возможностей.

Рекордный поход «сто семнадцатой» и последовавшие за ним достижения других «щук» доказали, что в условиях достаточной обеспеченности запасами и при хорошем психологическом климате в экипаже советские подводные лодки обладают достаточной автономностью, чтобы выполнять практически любые боевые задачи [8].

Вклад капитана 2 ранга Н.П. Египко в историю подводного флота России

Опыт «Щ-117» оказался востребован и очень скоро получил развитие.

Хочется привести фразу из воспоминаний бывшего командира Щ-117 Н. П. Египко: «В то время никто из нас не думал, что поход станет, как теперь его именуют, историческим. Каждый из нас считал, что делает обычное, рядовое дело, которого требует воинский долг. Тем более никто не мечтал попасть в число «пионеров подледных глубин», как сейчас называют подводников, совершивших «нырки» под лед. Если говорить честно, мы даже не старались тогда афишировать наши «нырки» под ледяные поля — ведь они ни одной инструкцией, ни одним наставлением не предписывались, и кое-кто из старших командиров не поощрял подобную «инициативу» [5].

Однако, полученные результаты позволили усовершенствовать конструкцию лодок типа «Щ» и довести их автономность до 40 суток. Весной 1936 года автономное плавание длительностью 52 дня совершила подлодка «Щ-122» под командованием Александра Бука. Следом за ней на 75 суток ушла в море «Щ-123», которой командовал Измаил Зайдулин. А 14 сентября в рекордную «автономку» ушла подлодка «Щ-113» под командованием Михаила Клевенского, которая вернулась на базу через 102 дня (25 декабря) [2].

Эти походы приносили массу ценного опыта и знаний, которые распространялись среди советских подводников. Большинство офицеров, выдержавших рекордные автономные походы, вскоре переводили на другие флоты, чтобы они могли делиться своими знаниями и умениями.

В годы Великой Отечественной войны на долю «Щук» и их экипажей пришлось 30% потопленного и поврежденного тоннажа противника - лучший показатель среди всех типов советских подлодок. Когда советские подводные лодки не возвращались вовремя из боевых походов, это еще не означало, что они погибли: их экипажи научились проводить в море гораздо больше времени, чем предусматривали инструкции.

Заключение

Согласно цели и задачам исследования на основе анализа исторических источников мы изучили условия, повлиявшие на возможность автономного плавания, повлиявшего на дальнейшее развитие подводного флота России. Кроме того, описали историю создания, основные характеристики и особенности автономного плавания лодки «Щ-117». На основе исторических фактов было определено, что наилучшим показателем соотношения дальности и автономности показывали лодки класса «Щука», именно это и стало причиной того, что они, а в частности субмарина «Щ-117», стали теми лодками, которые привлекались в испытаниях для улучшения показателей советских, а в последствии российских судов подводного флота.

Однако не меньшую роль сыграли личностные и командные качества личного состава «Щ-117». Так, проанализировав некоторые воспоминания и исторические факты, мы пришли к выводу, что каждый из экипажа лодки, от старпома до кока, сделал свой вклад в общее достижение цели. Безусловно слаженная и самоотверженная работа команды невозможна без грамотного лидера. Таким командиром стал капитан капитана 2 ранга Н. П. Египко. Под командованием Н. П. Египко личный состав отличался тренированностью и позитивным настроем внутри коллектива. В подтверждение можно процитировать слова Михаила Михайловича Богачева, одного из последних учеников Николая Павловича в Высшем военно-морском училище подводного плавания им. Ленинского комсомола, сказанные много позже, но отражающими характер своего учителя: «Адмирал был до мозга костей кастовым офицером, воспитанным до революции и свято понимающим назначение офицера как носителя идеи государства. Вот на этих принципах он и строил весь воспитательный процесс офицеров подплава» [1].

Мы пришли к выводу, что условиями, обусловливающими возможность рекордного автономного плавания подводной лодки «Щ-117», несколько предпосылок, которые в целом позволили оставить значимый след в истории российского подводного флота. Таким образом выдвинутая гипотеза исследования о том, что не только технические характеристики подводной лодки «Щ-117» обусловили возможность рекордного автономного плавания, подтвердилась.

Список литературы

Половникова Т. А. Штрихи военной биографии Н. П. Египко / Половникова Т. А. [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shtrihi-voennoy-biografii-n-p-egipko/viewer (дата обращения: 13.01.2023).

Подвиги в мирное время и на войне / [Электронный ресурс] //: [сайт]. — URL: https://histrf.ru/read/articles/podlodki-tipa-shchuka-zubastye-lidery-podvodnogo-flota-sssr. (дата обращения: 17.01.2023).

Трофимов А. Щ-117: сорок дней вдали от родной гавани / Трофимов А. [Электронный ресурс] // История РФ.: [сайт]. — URL: https://histrf.ru/read/articles/shch-117-sorok-dney-vdali-ot-rodnoy-gavani. (дата обращения: 19.01.2023).

Трофимов А. Щ-117: стахановская «автономка» тихоокеанской «Щуки» / Трофимов А. [Электронный ресурс] // История РФ.: [сайт]. — URL: https://topwar.ru/118404-sch-117-stahanovskaya-avtonomka-tihookeanskoy-schuki-chast-vtoraya.html. (дата обращения: 19.01.2023).

Трофимов А. Щ-117: стахановская «автономка» тихоокеанской «Щуки» часть 2. / Трофимов А. [Электронный ресурс] // История РФ.: [сайт]. — URL: https://topwar.ru/118404-sch-117-stahanovskaya-avtonomka-tihookeanskoy-schuki-chast-vtoraya.html. (дата обращения: 19.01.2023).

Щ-117: стахановская «автономка» тихоокеанской «Щуки» (часть первая) / [Электронный ресурс] // Военное обозрение: [сайт]. — URL: https://topwar.ru/118398-sch-117-stahanovskaya-avtonomka-tihookeanskoy-schuki-chast-pervaya.html (дата обращения: 19.01.2023).

Шигин В. В. Самая знаменитая лодка Страны Советов. / Шигин В. В. [Электронный ресурс] // Неизвестная трагедия С-117: [текст]. — URL: https://arsenal-info.ru/b/book/1167710948/1. (дата обращения: 19.01.2023).

Шигин В. В. Тайна исчезнувшей "Щуки" (С-117 И С-80) / Шигин В. В. [Электронный ресурс]. — URL: https://podplav.ru/literatura/492-tajna-ischeznuvshej-shchuki-s-117.html. (дата обращения: 19.01.2023).

Просмотров работы: 64