Мозаичное искусство города Челябинска

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мозаичное искусство города Челябинска

Африкантова А.И. 1Коротков М.И. 2
1МБУДО «ДШИ № 5» г. Челябинска
2МБУДО «ДШИ № 5» г. Челябинска
Даренских В.С. 1
1МБУДО «ДШИ № 5» г. Челябинска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На уроке истории искусств мы познакомились с работами величайших мастеров в технике мозаика. Нас очень заинтересовала эта монументальная техника живописи и мы решили подробнее познакомиться с мозаичным искусством нашего города.

Вот уже несколько тысячелетий искусство мозаики восхищает многих людей. Долговечность этого вида искусства позволяет и в наши дни любоваться его шедеврами, которые до сих пор не утратили первоначальной яркости красок.

Мозаика – древнейший вид декоративного искусства, примеры которого дошли до наших дней. В античную эпоху красочные мозаики украшали дворцы, храмы, площади и дома богатых горожан.

В наши дни мозаика стала еще более актуальной. В этой технике оформляют общественные здания и интерьеры жилых домов, сады и парки, украшают самые разные предметы.

Актуальность данной работы заключается в изучение мозаичного искусства нашего города Челябинска, в котором мы живем. Посещение мастер-классов по мозаичному искусству и знакомство с творчеством мастера.

Цель работы: изучение специфики художественного мозаичного искусства, традиционных технологиях и знакомство с мозаичными мастерами.

Задачи работы:

- изучить историю возникновения и становления мозаичного искусства;

- познакомиться с техниками и материалами, из которых изготавливают мозаичные панно;

- рассмотреть становления мозаичного искусства в России;

- познакомиться с мастерами мозаичных панно города Челябинска.

Объект исследования: мозаичное искусство и его техники от истории возникновения до наших дней.

Предмет исследования: значение мозаичного искусства в многообразии монументального искусства.

Возникновение и становление мозаичного искусства.

Термин «мозаика» происходит от латинского musivum — посвящение музам. Столь возвышенное название прекрасно подходит удивительному искусству создания цельной картины из множества мелких отдельных кусочков цветного непрозрачного стекла, смальты или камня, позволяющему создавать самые разнообразные и необыкновенные произведения.

Мозаика возникла еще на заре возникновения человеческой цивилизации как искусство по созданию рисунков, складываемых из мелких разноцветных фрагментов различных материалов: камня, стекла, дерева, скорлупы и других материалов. Историей зафиксированы факты зачатков мозаичного творчества еще за четыре тысячи лет до н. э. в Месопотамии. В древности шумеры создавали мозаику из обожженных кусочков раскрашенной глины. Мозаика присутствует и в усыпальницах древнеегипетских фараонов, где активно использовались разноцветные кусочки стекла.

С VI по II век до н. э. отмечается историками как период галечной мозаики, когда мозаичные рисунки представляли собой простые фигуры, сложенные из морской гальки черного, белого и красноватого цвета. Свидетельства такого творчества были найдены при раскопках в районах Средней Азии. Широчайшее распространение мозаика получила в античности. Чаше всего она служила напольным покрытием и стенным декором. В связи с развитием технологий производства стекла появляется смальта, известная своей

невероятной долговечностью. Известными образцами греческого искусства можно считать мозаики, найденные в Коринфе, Олинфе, Эретрии и Пелле, например, Дом Айона, Пафос – «Мозаика Аполлона и Марсия» (см.приложение1).

В эпоху Древнего Рима мозаика достигает своего расцвета. Процесс создания мозаики поделился на 2 части: техническую, выполняемую рабами — накол модулей, и художественную — выкладку мастером изображения из уже готовых модулей. Римская мозаика отличалась реализмом трактовки, разнообразием бытовых, исторических, мифологических, пейзажных мотивов. Она украшала жилые дома в Помпеях и Геркулануме, фонтаны и бани. Первыми образцами opus tesselatum, или римской техники, стали мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.). Например, одна из мозаик с изображением римского бога из римских мифов Посейдон (см.приложение2). Фоновые элементы римских мозаик светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка.

В Византийской империи, правопреемнице античных традиций, мозаика пережила свой расцвет, достигнув небывалых художественных и смысловых высот. В первую очередь мозаика украшала культовые, а не светские сооружения: реалистичность уступила место выразительности, мозаичные полотна располагались на сводах и куполах храмов, главным материалом стала смальта с тончайшими золотыми пластинами сверху. Благодаря прикреплению тессер методом прямого набора, каждый элемент отличался своей уникальной поверхностью и положением в пространстве, и потому цельное мозаичное полотно воспринималось движущимся и живым, мерцающим в свете свечей золотом. Одним из непревзойденными шедеврами этого времени являются мозаика Равенны начало VI века; Сан-Витале, 546−547 гг. Императрица

Феодора изображена стоящей на входе в храм, перед ней стоят два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью. В руках Феодоры дар церкви — золотой потир, голова, увенчана диадемой и окружена нимбом, на плечах лежит тяжёлое ожерелье (см.приложение 3). Следующим значимым этапом развития мозаики стала эпоха рококо. Для мозаики этого времени поначалу было характерно использование раковин моллюсков и бисера для декорирования небольших предметов вроде шкатулок. Широко известны мозаики из города Бриар (см.приложение 4), их часто использовал Эжен Грассе, представитель стиля ар-нуво. В эпоху модерна наиболее оригинальным и самобытным примером мозаики стали работы архитектора Антонио Гауди. Как часть его архитектурных сооружений, они подчеркивали пластику форм благодаря смешению техник и различных материалов: традиционной смальты, камня, керамики, стекла, фарфора и гальки.

Техники и материалы при помощи, которых изготавливают

мозаичные панно.

Мозаичные панно и картины должны быть не только долговечными, но и устойчивыми к перепадам температуры и влажности. Поэтому чаще всего мастера используют следующие материалы для изготовления мозаики: керамику, смальту, натуральный камень, бисер, раковины моллюсков, посуда (глиняная или фаянсовая)

Как правило, мозаика создается по заранее подготовленному эскизу. С древности существуют два основных метода исполнения мозаики: прямой и обратный. При прямом наборе мозаичные частицы сразу укладывают и вдавливают в грунт (например: цемент, известка, воск и т. д.)

При обратном наборе частицы мозаики сначала укладывают лицевой стороной вниз на бумагу, картон, сетку или иную подложку, а затем закрепляют. После затвердевания основы подложку удаляют. Мозаичные швы затирают клеем или иным скрепляющим раствором. Иногда уже сложенная мозаика шлифуется и полируется для получения более гладкого, блестящего и реалистичного изображения.

Основные мозаичные техники

Византийская

Эта техника появилась в III–IV веках, когда византийцы стали делать смальтовые кубики по римской технологии изготовления стекла. В стеклянную массу они добавляли золото, медь и ртуть, отчего казалось, будто мозаика “светится”. Кубики византийцы делали вручную, поэтому форма их была неровной, а цвета – “варварскими” (приложение 5)

Флорентийская

Мозаику из ценных пород камня придумали в эпоху Возрождения. Новая художественная доктрина требовала реалистичного изображения мира, и смальтовые кубики тут не годились. Поэтому узоры стали выкладывать из тонких пластин мрамора, родонита, лазурита, которые мастер точно подгонял друг к другу. Идея оказалась удачной – за семьсот лет техника совсем не изменилась (приложение 6)

Венецианская

К XVIII веку венецианцы преуспели в изготовлении декоративного стекла и свои умения решили использовать при производстве смальты. Технику вдавливания кубиков в раствор они заимствовали у византийцев, но по форме венецианская смальта была не в пример ровнее византийской, а цвета – изысканными, за что ее с тех пор и ценят ювелиры и мебельщики (приложение 7)

Римская

Римляне начали выкладывать полы кусочками цветных камней в IV–II веках до н. э. В течение полутора тысяч лет римские полы регулярно находят по всей Европе. Эту технику любили всегда, и в XIX веке даже делали с ее помощью вставки в ювелирные украшения. Сегодня римской мозаикой снова выкладывают полы – по старинным технологиям. (приложение 8)

Мозаичное искусство в России

В России мозаика впервые появилась под влиянием Византии. Новый виток развития искусство получило при Михаиле Ломоносове, который разрабатывал собственную рецептуру смальты. В середине XIX века мозаика использовалась при строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Храм Спаса на Крови, украшенный мозаикой, стал самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и ярким примером синтеза мозаики и архитектуры (см.приложение 9). Фасады собора украшает свыше 160 мозаичных композиций, икон и вставок, привлекающих звучностью и разнообразием цветовых сочетаний.

В 1911 году русские мастера представили на Парижской выставке вазы, декорированные флорентийскими мозаиками из уральских самоцветов. С тех пор эта разновидность произведений называется «русской мозаикой». Один из примеров «русской мозаики», «Тайная вечеря» (см.приложение 10). Для получения нужного оттенка кусочки смальты разных цветов подбирались так, чтобы на расстоянии их цвета сливались в нужный тон. Это особенно заметно на примере плаща Иуды: при ближайшем рассмотрении оказывается, что его белый цвет состоит из смальты самых разных оттенков – зеленоватых, желтоватых и голубоватых.

В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на «дворцы для народа» – дома

культуры, вокзалы, метро. Монументальные панно до сих пор сохранились во многих городах бывшего СССР (см.приложение 11). На них изображались герои труда – космонавты, шахтеры, сталевары, монтажники-высотники, доярки на пути к светлому будущему. В советское время на этот вид искусства не жалели средств, даже небольшие автобусные остановки украшали красочными мозаичными полотнами

Мастера мозаичного искусства города Челябинска

Открывают список мастеров Смертин Георгий, Болотским Иван и Павлов Рудольф. В 1967г мастерами было изготовлено мозаичное панно "Танцевальная сюита" из натурального камня. Данная работа скрыта от глаз прохожих в помещении ДК Железнодорожников (см.приложение 12).

Второе известное панно находится в холле челябинского ДК глухонемых (его построили в 1967 году). Работа выполнена художниками Василием Неясовым и Николаем Суриным (см.приложение 13). К сожалению, у работы нет названия. Примечательно, что эту мозаику мастера сделали не из смальты, а из разноцветного гипса.

Зайнулла Латфуллин известный челябинский график, создатель знаменитого пентаптих. Данная работа находится на фасаде библиотеки Башкирской и Татарской литературы им. Ш. Бабича. Состоит пентаптих из 5 панно, которые показывают разные сюжеты, если смотреть на них в хронологическом порядке они символизируют нелегкий путь татарского и башкирского народа, от темного прошлого к светлому будущему

«Прошлое - кони и батыры», «Бесхитростный народный быт - самовар в кругу семьи, мальчик с книгой, мадонна с младенцем», «Просветители», «Песни, пляски, сабантуй», «Любовь, страсть» (см.приложение 14).

Владимир Мишин монументалист создатель декоративно-монументального панно "Космос" (см.приложение 15). Проект выполнен Челябинскими художественно-производственными мастерскими  Художественного фонда РСФСР. Здание техникума для панно было выбрано потому, что оно находится в начале улицы им. Гагарина. Панно было смонтировано на гладкой поверхности стены (торца) трёхэтажного каменного здания. Техника: византийская мозаика, прямой набор на блоки. Материал: смальта (многоцветная), изоляторы (белые), гранит (охристый, розовый, светло-серый, тёмно-серый). Площадь панно – 252 кв. м. Открытие состоялось 17 апреля 1976 г. На площади в 250 квадратных метров разворачивается картина делегирования человека в космос. Сначала ученый муж делает какие-то вычисления, создает теоретическую базу, потом за дело берутся инженеры, конструкторы, техники и, наконец, космонавт. Герой, облаченный в скафандр, за штурвалом звездолета отправляется в опасное путешествие.

Панно "Ленин и печать"1976 года (см.приложение 16), выполнена также Владимиром Мишиным. Ее представили спустя шесть лет после "Космоса" — в 1982 году. Огромное панно размером 6 на 18 метров представляет собой историю становления социалистического государства. Внизу — период изучения марксистской литературы пролетариатом, в центре — октябрь, Ленин, революция, и вверху, над ними — красное знамя, как символ победы социализма. Отметим, что с середины "нулевых" панно было "раненым", из него выпал крупный "пиксель", однако в 2014 году мозаику реставрировали.

Мастера ниже перечисленных панно к сожалению, не известно, но вместе с тем к ним не потеряли интерес.

Мозаичное панно на здании магазина "Океан" (см.приложение 17). Его построили в конце 1960-х в качестве столовой для армии строителей, возводивших новый спальный район. Позже столовая была передана под клуб "Новосел", а еще позже — стала "Океаном". Под стать названию — и мозаика:

водоросли, рыбы, медузы и черепахи. Мозаичное панно без сомнений украшает бетонные заросли Северо-Запада.

Мозаичное панно с портретом Василия Блюхера на стене "Дома Злоказовых" (см.приложение 18). Панно украшает центральную улицу нашего города. В царское время Петр Алексеевич Злоказов был купцом первой гильдии и содержал роскошный коттедж, и даже не догадывался что его дом прославится именно как место, где работал коммунист Блюхер. Именно поэтому на стене в конце 50-х годов выложили мозаику с портретом пламенного революционера и военачальника.

Знакомство с мастером мозаичного искусства

На экскурсии обучающихся Детской школы искусств № 5 города Челябинска в мастерской мозаичного искусства Сусь Татьяна Валерьевна познакомила нас с мозаичным искусством и рассказала о тонкостях своей работы. Мозаичист работает в технике греческой мозаики уже тринадцать лет. К этому виду творчества она пришла от живописи, начинала с отбойного молотка и кафеля, первой крупной работой мастера стало оформление ресторана.

Под основу, для панно, берётся ДВП или клееная фанера. Сама мозаика выкладывается на жидкие гвозди, по высыхании используют затирку. В мастерского художника можно найти смальту, кафель, керамическую плитку и керамическую посуду, жемчуг, натуральный камень, стекло. Мозаичист смеется, что материалы для творчества она добывает тремя путями бьет посуду, покупает или попрошайничает, если сбивают и выбрасывают мозаику. Для работы мастер использует хардий (зуб) и мартелина (молоток) что бы расколоть кафель или смальту на более мелкие кусочки, далее в процессе по ходу работы она придает нужную форму материалу обычными и круглыми щипцами, круглые щипцы обрабатывают материал более аккуратно и ими удобнее обращаться.

Мозаика это лииарное искусство, когда линия выкладывается по форме предмета. Мозаика бывает, как рациональная, например: хаммамы, бассейны, кухонные фартуки и столешницы, так и иррациональной – станковой, используется в интерьере и храмах. В данное время мастер занимается оформлением храмов в технике римской мозаике, одна из последних монументальных работ, оформление входной группы храма Святой Варвары города Пласта (см.приложение 18). Также Татьяна Валерьевна занимается преподаванием мозаичного искусства младшему поколению.

Заключение

На сегодняшний день мозаика не утратила своей актуальности, декоративные возможности современной художественной мозаики поистине безграничны. Даже самые простые мозаичные изображения выглядят очень привлекательно, дорого и в то же время романтично. И, конечно, особое очарование исходит от мозаик, выложенных своими руками.

Таким образом, изучив материалы исследования можно сделать следующие выводы:

1) Мозаика – современная форма искусства с богатым культурным наследием.

2) Мозаичное искусство один из наиболее эффектных, долговечных и трудоемких видов монументально-декоративной живописи, которое использует для изготовления прочные материалы, устойчивые к разрушению и старению, дошедшие до наших дней.

3) Главная причина интереса современных архитекторов и дизайнеров к мозаичному искусству -  огромный декоративный потенциал, дающий возможность в полной мере воплощать художественные идеи мастеров.

4) Мозаичное искусство России, города Челябинска продолжает развиваться в наши дни и позволяет обучать новое поколение мастеров монументальной технике живописи.

Список литературы

1. Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи /А.В. Виннер – М.: Искусство, 1953. – 250с.

2. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. /О. Демус. – М.: Индрик, 1991. – 60с.

3. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова «Мозаика» М. 1950 г. – 50с.

4. Джейкобсон Р.А.Мозаика для начинающих/ Рехам Аарти Якобсен Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 53 с.

5. Каптерева Т. П. Римская мозаика. Африка/ Т. П. Каптерева Москва: Белый город, 2008. - 40 с.

6. Карелин А. А. Церковная мозаика и ее участь в России / А.А. Карелин Санкт-Петербург: nипо-лит. т-ва "Свет", 1906. - 15 с.

7. Кутейникова Н. С. Мозаика: К истории художеств. жизни России 2-й половины XIX-нач. XX вв.: [Сб. ст] / Н. С. Кутейникова; Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. - СПб.: Ин-т им. И. Е. Репина, 1997. – 128с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Аполлон и Марсий» Середина IV вв. н.э. Кипр.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Посейдон» III век до н. э. Моргантина.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Императрица Феодора». Начало VI века. Сан-Витале.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Эжен Грассе. Мозаика церкви Сент-Этьенн. Ок. 1890 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

«Неверие Фомы»11 в. Мозаика монастыря Осиос Лукас в Фокиде.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

«Агония в саду» Бенедетто Вели. 1604.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

«Птицы» Начало VI века.Сан-Витале.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Купол собора Сан-Марко 1071 году. Венеция

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Виктор Михайлович Васнецов, Андрей Петрович Рябушкин. Мозаики Храма Спаса на Крови. 1895 Санкт-Петербург

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Иван Андреевич Пелевин.«Тайная вечеря» Исаакиевском соборе . 1869-1870 Санкт-Петербург

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Эльвира Жерносек и Мартуни Потикян. Стадион Юных пионеров. 1964 Санкт-Петербург

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Смертин Георгий, Болотский Иван,Павлов Рудольф«Танцевальная сюита»1967г. ДК Железнодорожников.

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Василий Неясов, Николай Сурин 1967 г Холл челябинского ДК глухонемых.

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Зайнулла Латфуллин. 1. Прошлое - кони и батыры 2. Бесхитростный народный быт - самовар в кругу семьи, мальчик с книгой, мадонна с младенцем. 3. Просветители 4. Песни, пляски, сабантуй. 5.Любовь, страсть. Фасад библиотеки Башкирской и Татарской литературы им. Ш. Бабича.

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Владимир Мишин. 1."Космос" 1976 г.На здании политехнического колледжа

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

"Ленин и печать" 1982 г. На здании "Роспечати"

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

" Океан" 1960г ул, Пионерская, 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

Мозаичное панно с портретом Василия Блюхера 1950г Дома Злоказовых

ПРИЛОЖЕНИЕ 19

Работы мозаичной мастерской «Мозаик Холл». Ведущий мастер Татьяна Сусь. Входная группа храма Святой Варвары г.Пласта.

Просмотров работы: 172