Никто не забыт, ничто не забыто!

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Никто не забыт, ничто не забыто!

Орлов С.В. 1
1МОУ СОШ №4 п.Карымское Забайкальский край
Наумова М.Н. 1
1МОУ СОШ №4 п.Карымское Забайкальский край
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Аннотация: История России показывает, что самым важным во все времена становился патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям. Поэтому, возникла острая необходимость воздать по заслугам соотечественнику, учащемуся моей школы – воину-интернационалисту Сергею Сафонову. Сергей погиб, исполняя свой интернациональный долг в республике Афганистан. Сергея в поселке знают и помнят. А я горжусь, тем, что учусь в школе, в которую когда- то окончил Сергей, в честь которого открыта мемориальная доска.

Актуальность данной темы очень высока. На сегодняшний день увековечить подвиг воинов-интернационалистов – участников боевых действий нужно для того, чтобы не прервалась связь поколений, чтобы помнили о событиях исторического прошлого и могли извлекать из них уроки.

Проблема: Наша страна ежегодно чествует ветеранов Афганской войны. Но о них говорят мало и в различных источниках минимум информации.. А ведь эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна.

Цель моей работы: расширить знания о героизме Сергея Викторовича Сафонова, выполнявшего интернациональный долг в Афганистане и доказать, что «Никто не забыт и ничто не забыто».

В своей работе я использовал следующие методы:

1. Научно-поисковые: работа с литературой, работа с ресурсами Интернета

2. Интервьюирование.

3. Изучение архивных документов

По результатам проведенной работы сделаны выводы, что  данный материал может быть использован  в экспозиции для школьного зала Боевой Славы, на уроках мужества и классных и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитанию.

Ключевые слова: Афганистан, воин-интернационалист, зал Боевой Славы, патриотизм, героический подвиг, Россия.

Тема моего исследования Так уж вышло, что история России -это история воинского подвига. Ни одно государство в мире не вынесло за свою историю столько воин, сколько довелось пережить России.

Моя работа посвящена героическому подвигу нашего земляка, воину-интернационалисту Сергею Викторовичу Сафонову.

Основная цель моей работы: Восславить и увековечить героический подвиг в Афганской войне выпускника Карымской средней школы №4 Сергея Сафонова, сформировать представление о долге, чести, нравственности, ответственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

    Задачи исследования:

Получить навыки исследовательской работы, изучив документально-исторические материалы, связанные с Афганской войной.

2.Узнать, о судьбе Сергея Викторовича Сафонова, проходившего службу и погибшего в Афганской войне .

Оформить исследовательскую работу для пополнения материала в школьный боевой зал

Передать работу в поселковый краеведческий музей.

Объект моего исследования – военные действия в Афганистане.

Предмет исследованияжизнь и подвиг воина – интернационалиста Сергея Викторовича Сафонова

Гипотеза - я предполагаю, что судьба Сергея Викторовича Сафонова может служить примером для подрастающего поколения, будут знать о войне в Афганистане и гордиться своими земляками, воинами – интернационалистами, следовательно, историческая память не утратится.

Основное содержание

1.1 Каждый раз, идя в школу, я задавал себе вопрос: кому посвящена памятная доска на здании нашей школы? Кто такой Сергей Сафонов? Как его судьба связана с историей нашей школы? Мне самому захотелось найти ответы на эти вопросы. Я обратился к классному руководителю, которая ответила, что Сергей - ученик нашей школы. Он погиб в Афганистане.

1.2         33 года прошло с того времени. Но память о далёкой советско-афганской войне жива и, стереть события той войны не смогут, ни годы, ни расстоянья. Что такое Афганистан? Кто-то потерял там сына, друга, кого-то по сей день мучает память по жестокой войне.

Трагедией для нашего народа была Афганская война. В те годы СССР впервые столкнулся с хорошо подготовленным и вооружённым исламским терроризмом, чья политика и жестокие методы её осуществления ныне печально известны всему миру и отмечены гибелью тысяч ни в чём неповинных мирных людей.

Главной причиной войны стало иностранное вмешательство в афганский внутриполитический кризис, который был следствием борьбы за власть. [1].

Наше правительство считало: «Главная цель присутствия советских войск в Демократической Республике Афганистан определялась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Советские войска должны были стать гарнизонами и не ввязываться во внутренний конфликт и боевые действия». Им действительно предписывалось повсеместно оказывать  помощь местному населению в защите от банд, а  также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Ввод советских войск афганскими жителями, особенно бедняками, был воспринят первоначально без всякой враждебности. Люди шли на контакт с военнослужащими, проявляли интерес к жизни в Советском Союзе. Афганцы надеялись, что наши войска помогут покончить с кровопролитием, принесут в страну мир и спокойствие. Но зажиточные слои населения относились настороженно, имели место и враждебные проявления. Наши войска подвергались огневому обстрелу со стороны отдельных отрядов вооружённой оппозиции и вынуждены были отвечать… [2].

Решение о вводе войск ВС СССР в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года .  В результате наши солдаты стали участниками в начавшейся гражданской войне. Через эту войну прошло 550 тысяч советских солдат и офицеров. [3].

14 мая 1988 года начался вывод советских войск из Афганистана. Советские войска на территории Афганистана находились девять лет, один месяц и 19 дней. 15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан. [4].

2.1 Биография Сафонова Сергея Викторовича

Сергей Викторович Сафонов родился 06.04.1962 года в рабочей семье на станции Суриково, Бирилюсского района Красноярского края. В семье было 3 ребенка: старшая сестра Галина, Сергей и младшая сестра Наталья. Еще в детском возрасте они переехали на ст.Карымская Читинской области.

Сергей рос трудолюбивым, скромным. В детстве любил мастерить, потом стал увлекаться техникой, спортом и любил читать книги. В 1969 году Сергей пошел в первый класс, первым учителем была Ольга Леонидовна Маккавеева. Имел много друзей, активно участвовал в жизни школы, в 1979 году закончил Карымскую среднюю школу №4.

До армии работал на пункте технического обслуживания на ст.Карымская. В Вооруженные силы СССР был призван 23.04.1980 года Карымским РВК Читинской области.

До 15 мая 1981 года служил в отдельной бригаде специального назначения Чирчике Ташкентской области Узбекской ССР, затем в Афганистане.

30 декабря 1980 года награжден грамотой за успехи в политической и военной подготовке. (Приложение 1)

21 июля 1981 года в составе группы спецзадания командования участвовал в выполнении боевой задачи.  За два месяца, которые провел в Афганистане, он  6 раз участвовал в успешных разведывательных операциях. Так было и в последний раз. Его группа получила задание ликвидировать банду наемников, которая в районе Чарикарской долины нападала на автоколонны советских войск. 25 июля, действуя в ночной обстановке, Сафонов лично уничтожил несколько моджахедов, вместе с товарищами успешно выполнилзадание При возвращении с боевого задания 27 июля подорвался на противотанковой мине, нажимного действия и получил тяжелое ранение. Госпитализирован в Кабул, а затем 29 июля в военный госпиталь города Ташкент, от которого скончался 3 августа 1981 года. [3].

В августе родители Сергея получили письмо от заместителя Командира роты, но не с благодарностью, а с известием о гибели сына.

4 февраля 1982 года указом президиума Верховного совета награжден орденом Красной Звезды. (Приложение 2) Посмертно вручен родителям Сергея. В 1989 году награжден медалью «Воину-Интернационалисту от благодарного Афганского народа». (Приложение3). Грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Воину-Интернационалисту» за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в республике Афганистан. [5] .(Приложение4)

2.2 Мне очень захотелось встретиться с одноклассниками Сергея Сафонова и взять у них интервью. Охотно согласилась Елена Афанасьева. Вот что она поведала.

- Сергей в школе учился хорошо. Он был очень застенчивый и, можно так сказать, забитый. Он никогда не вступал в конфликты, старался их обойти стороной, поэтому, порой его могли обидеть. Но у Сергея были преданные друзья Игорь Севостьянов и Михаил Смирнов. Они не давали в обиду своего товарища. В школьные годы мы часто классом ходили в поход, принимали участие в школьной игре «Зарница». Сергей всегда показывал себя надежным товарищем и другом.

2.3 В нашей школе систематически проходят военно-патриотические мероприятия, работает детское объединение «Поиск». Нам часто рассказывают о героических подвигах наших воинов, встречаемся с интересными людьми. [6].

Из школьных архивов нам удалось найти фотографии нашего героя, воина-интернационалиста, Сергея Сафонова, а также получить фотографии у одноклассников Сергея и членов его семьи. (Приложение5)

Огромную помощь в сборе информации оказала выпускница нашей школы, бывший директор МОУ СОШ №4 п.Карымское Марина Ивановна Пушкарева. Из домашнего архива предоставила фотографии с похорон Сергея Сафонова. (Приложение 6)

В нашей школе 15 февраля 2013 года была торжественно прикреплена табличка в честь нашего выпускника Сергея Сафонова (Приложение 7) и проведено торжественное мероприятие «День памяти воинов-интернационалистов». (Приложение 8).

А 7 мая 2013 года была открыта памятная доска Сергею Сафонову, которым мы гордимся и чтим память. (Приложение9)

В нашем поселке в память о нашем земляке, воине – интернационалисте, Сергее Викторовиче Сафонова, опираясь на ходатайство жителей улицы, Карымский поссовет принял решение переименовать улицу Первомайская на улицу имени Сергея Сафонова.

Учащиеся нашей школы ухаживают за могилой Сергея Сафонова, гордимся воинами-интернационалистами, и сколько бы времени не прошло - будем помнить! Ведь это наша история.  (Приложение 10)

2.4       Солдатами не рождаются, ими становятся. И часто свой характер человек закаляет сам. Это сильная воля, решимость, мужество и многое другое, что ведет к подвигу. Никто заранее не знает, кто совершит его и когда. Но идет к нему всю сознательную  жизнь.

С помощью Интернета и школьного архива мне удалось найти  Всероссийскую Книгу Памяти о воинах афганцах, где среди множества имен  и подвигов нашлось место и моему земляку и учащемуся моей родной школы Сергею Викторовичу Сафонову.

Моя работа это  лишь малая дань светлой памяти человеку,  отдавшему свою жизнь, до конца выполнившему  свой воинский долг, перед Родиной, перед нами.

Заключение

На заключительном этапе работы я подготовил презентацию и выступил с докладом на уроке мужества, что бы познакомить  одноклассников   с жизнью и подвигом воина – интернационалиста Сергея Викторовича Сафонова. Моим одноклассникам было интересно услышать для себя новую информацию, а также ознакомиться с тематическими фотографиями. 15 февраля 2023 года на районном торжественном мероприятии я представил свой проект и выступил перед гостями и воинами-интернационалистами. (Приложение 11).

Надеюсь, что эта исследовательская работа будет способствовать сохранению исторической памяти о войне в Афганистане и о воинах – интернационалистах, а также формированию у молодых людей нравственных и патриотических качеств человека.

В процессе исследовательской работы, для себя я узнал очень много нового и интересного о событиях Афганской войны. Также я теперь знаю воина – интернационалиста, который учился в нашей школе, и горжусь его подвигом. Следовательно, гипотеза исследовательской работы подтверждена, и историческая память не утратится.

Изучая материал об участнике Афганской войны Сергее Сафонове, я постарался собрать как можно больше фактов. Соединение воспоминаний и анализ архивных документов позволило создать общую картину жизни и подвига воина – интернационалиста  и показать неразрывную связь отдельной личности с историей нашей страны.

Список литературы

Постановление Политбюро ЦК КПСС № П176/125 «К положению в Афганистане» https://pikabu.ru/story/postanovlenie_politbyuro_tsk_kpss__p176125_k_polozheniyu_v_afganistane_6482818

https://ria.ru/20100104/201014424.html РИА НОВОСТИ

http://www.afgan.ru/memorial/348safonov-serg-viktor-afgan-.html Книга памяти

Вывод советских войск из Афганистана (фотолента) — РИА Новости.

Книга памяти о советских войнах, погибших в Афганистане. Том 2. М-Я (стр.336)

http://shs_karm_4.karm.zabedu.ru/%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%85-%D1%83-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/23/

Приложение

Грамота С.Сафонова от командира в/части

2. Орденская книжка С.В.Сафонова

3. Награды С.В.Сафонова

4.

Ф ото школьной жизни

6. Похороны воина-интернационалиста С.Сафонова

Встреча воинов-интернационалистов

9. Открытие памятной доски на здании школы

10. Учащиеся школы ухаживают за могилой С.Сафонова

11. Районное мероприятие «Ты будешь жить коротким словом- ПАМЯТЬ!»
15 февраля 2023г. -
ДЕНЬ ПАМЯТИ О РОССИЯНАХ, ИСПОЛНЯВШИХ СВОЙ ДОЛГ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОТЕЧЕСТВА.

Просмотров работы: 64