Этим летом, изучая окрестности Екатеринбурга, мне удалось побывать в местном музее «Невьянская икона». Об этом месте я узнала от своих знакомых и с тех пор очень хотела здесь побывать. Внимательно изучив каждый экспонат, я заметила икону, которая полностью овладела моим вниманием.
Данная икона носит название «Усекновение главы Иоанна Предтечи со святыми на полях». Присмотревшись, мы не поверили своим глазам. Мы видели, что на фрагменте иконы изображен Петр I в образе палача.
Дело в том, что Невьянская школа – вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания. Удивившее нас произведение показывало, что современники Петра, стоявшие за сохранение традиционного общественного уклада, видели его полным антихристом. Мы решили осмотреть и другие иконы, относящиеся к данной школе иконописания. Как оказалось, характер написания икон полностью не соответствует принятым канонам.
Такие признаки разлада русского народа после проведения масштабных реформ Петром I меня очень заинтересовали. Я решила, что мне необходимо изучить эту тему подробнее.
Актуальность
Признаки разлада русского народа, которые можно наблюдать в произведениях Невьянской школы иконописания, требуют дополнительного изучения, ведь в современной России мы можем наблюдать схожие тенденции в разнообразии мнений по поводу действий государственной власти. Именно поэтому анализ данного исторического опыта будет полезен в анализе современности.
Цель - изучить характер написания невьянских икон и выявить черты, указывающие на отношение старообрядцев к политике верховной власти.
Задачи:
Ознакомиться с положением старообрядческого течения в эпоху правления Петра I и после него;
Изучить церковную реформу Петра I;
Изучить понятие Невьянской школы иконописи;
Проанализировать икону «Усекновение главы Иоанна Предтечи со святыми на полях»;
Взять интервью у экскурсовода музея «Невьянская икона»;
Систематизировать полученную информацию.
Гипотеза - мы предполагаем, что старообрядческие иконы отражали мировоззрение староверов.
Объект исследования: невьянская икона.
Предмет исследования: старообрядческое движение.
Методы исследования: сбор информации, изучение и обобщение, интервью, анализ.
Хронологические рамки: вторая половина XVII-XIX вв.
РАЗДЕЛ 1. История старообрядчества
Старообрядческое течение
В настоящее время старообрядчеством называют религиозные течения, отвергающие церковную реформу Никона XVII века, которая вызвала раскол в Русской церкви. После церковных реформ, проведенных патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в 1653-1655 годах, общество разделилось на сторонников и противников преобразований. Раскольники подвергались преследованиям, а в 1685 году указом царевны Софьи были объявлены вне закона.
Старообрядчество делилось на два основных полка: поповский, который признавал необходимость священников при богослужении и обрядах, и беспоповский, отрицающий возможность существования "истинного" духовенства.
Сам по себе термин «старообрядчество» возник вынужденно. Синодальная Церковь, её миссионеры и богословы называли сторонников дораскольного, дониконовского православия не иначе, как раскольниками и еретиками. Произошло это потому, что древнерусские старообрядческие церковные традиции, существовавшие на Руси почти 700 лет, на новообрядческих соборах 1656, 1666–1667 годов были признаны неправославными, раскольническими и еретическими. Фактически, такой величайший русский подвижник, как Сергий Радонежский, признавался неправославным, что вызвало протест у верующих.
Эту позицию Синодальная Церковь взяла как основную и пользовалась ей, поясняя, что сторонники всех без исключения старообрядческих согласий отпали от «истинной» Церкви из-за своего твердого нежелания принимать церковную реформу, которую начал приводить в жизнь патриарх Никон и продолжили его последователи, включая императора Петра I.1
1.2. Пётр I и старообрядцы
Сподвижники Петра I много говорили о правильности его церковной политики, реформ церковного самоуправления, часто упоминалось его личное «благочестие». Однако многое в повседневном поведении императора, в его взглядах и идеологии указывает на обратное.
Правительство учитывало, что в самом существе старообрядчества крылось резкое осуждение и противодействие его преобразовательной деятельности. Одним из примеров, указывающих на принижение старообрядцев в обществе, является указ, принятый 8 февраля 1716 г., по которому было предписано взимать со всех старообрядцев государственные подати в двойном размере. Пётр I запретил им носить традиционную русскую или современную европейскую одежду: раскольникам предписывалось под угрозой большого штрафа носить нелепое одеяние — нагрудник, ферез, крашеную с ожерельем однорядку и сермяжный зипун со стоячим клееным козырем из красного сукна. Старообрядцам воспретили собираться вместе для молитвы без специального разрешения. Были введены штрафы за нахождение староверов на исповеди и причастие в храме господствующей церкви, специальные взыскания за ношение бород, за право совершения треб и даже обязательные взносы в пользу официального духовенства. От них запрещалось принимать жалобы и челобитные. Но самой распространённой формой дисциплинарного взыскания в те времена была ссылка на казённые мануфактуры.
В глазах Петра староверы выглядели носителями всего того, что стало для него неприемлемым под влиянием протестантских идей. Религии, которые начали развиваться в России с Петра, такие, как католичество, лютеранство, пресвитерианство, иудаизм, несли западный дух в Россию. Новоправославие было частично окатоличено Никоном, частично опротестантствовано Феофаном Прокоповичем, первым вице-президентом Святейшего Синода и единомышленником царя, а также самим Петром. Напоминание о старой России стало основной причиной его неприязни к староверам.
После правления Петра I негативное отношение к старорусской культуре укоренилось в народном сознании на многие годы.
Церковная реформа Петра I
Привилегированное положение церкви в сфере имущественных прав и податных льгот в XVII веке стало вызывать недовольство у светских властей, ощущавших двоевластие в стране. Петр I начал церковную реформу, существенно ограничившую особые права духовенства и фактически передавшую верховную церковную власть в руки государственной бюрократии.
Церковная реформа — комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами.
Патриарх Адриан скончался в 1700 году. Россия переживала переломные исторические события, в ходе которых складывался новый облик государства: реформировалось войско, строился флот, на западноевропейский лад перекраивались культура и быт высшего слоя русского общества. На отвоеванном у шведов балтийском побережье в считанные годы была выстроена новая столица Российской империи – Санкт-Петербург.
Для создания регулярной армии и бюрократического аппарата, для строительства флота и ведения войн понадобились значительные средства. Церковные богатства должны были стать источником средств для строительства нового государства, для создания империи.
В 1701 году началась церковная реформа. Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т. д.2
Местоблюстителю патриарха было поручено ведение дел, касающихся только веры: «о расколѣ, о противностяхъ церкви, о ересяхъ». Все же прочие дела, находившиеся в ведении патриарха, были распределены по приказам, к которым относились.3 Ведавший по этим делам особый приказ — Патриарший разряд — был ликвидирован.
Среди преобразований Петра Великого церковная реформа была особенно важной, ибо главная черта Петербургского периода – абсолютизм государственной власти, существенно отличавшийся от старомосковского самодержавия с его традиционным обычным правом и, главное, неподчиненной светскому государю высшей церковной властью. Попытки московских государей узурпировать власть над Церковью являлись нарушением нормы, а нормой в отношениях между церковной и государственной властью до Петра оставалась симфония, унаследованная у Византии. Властной рукой Петра Православная Церковная была отодвинута от главного русла национальной жизни.
Старообрядцы после эпохи правления Петра I
После смерти Петра I его антистарообрядческая политика в целом была продолжена его преемниками. Репрессии против староверов совершались до времени правления Екатерины II.
Гонения на старообрядцев в XVIII веке были не только адресного характера, они имели также и идеологическую направленность: устраивалось множество «миссионерских» поездок, крещение целых деревень, писалось огромное количество полемических книг. Староверы жили в угнетающей атмосфере враждебного окружения и постоянного страха. Другой формой старообрядческого противодействия синодальной церкви и госаппарату была эмиграция, преимущественно в Восточную Европу, а также в Турцию.
Примечательно, что при Петре эмиграция староверов была ещё незначительной, но при его преемниках бегство староверов из России усилилось до характера массового переселения. Таким образом, именно при преемниках Петра начала рваться некая социально-психическая нить, соединявшая староверов с Россией, несмотря на гонения первого послераскольного времени.
В России гонения, явные и скрытые, продолжались до воцарения Екатерины II в 1762 году. Переломом в отношении российского правительства к староверам стал Указ императрицы Екатерины II о прекращении репрессий против староверов и о возможности их возвращения из-за границы. В 1762 году были отменены указы Петра о штрафах за бороду и традиционную одежду. В 1763 году была упразднена Раскольническая контора для сбора двойных налогов и пошлины с бород. В 1767 году в комиссию по составлению нового Уложения впервые был допущен древлеправославный депутат Малороссийской слободы на условиях общей присяги. В 1785 году староверы получили право быть избранными на городские выборные должности, на них распространялся возрастной и имущественный ценз.
В последние годы царствования политика Екатерины в отношении староверов изменилась. За староверами в России был учреждён надзор, ограничивались возможности для «распространения раскола», участились аресты наиболее активных проповедников. Важную роль в охлаждении сыграла Пугачёвщина, в которой старообрядцы приняли достаточно активное участие. Известно, что Емельян Пугачёв демонстративно налагал на себя двуперстное крестное знамение, а его речи о возрождении дораскольного «московского мира» были неотъемлемой частью его популистской риторики.4
Отношение к староверам императора Павла I, взошедшего на престол после матушки, укладывалось в рамки его веротерпимой и экуменической политики. Павел продолжил линию «освобождения» староверов, старообрядцам было разрешено открыто проводить богослужения, им вернули некоторые конфискованные ранее книги. В 1799 году Павел упразднил должности миссионеров и закрыл миссионерские учебные заведения. Таким образом, преемники Петра сохранили в целом прагматичное отношение к староверам, но в нём уже не было субъективного неприятия древлеправославной культуры и образа жизни.
Невьянская школа иконописи
В русской иконописи XIV–XV веков были, строго говоря, только три крупные школы - новгородская, псковская и московская. Их произведения, особенно на зрелых этапах развития, действительно отмечены чертами общности. В отличие от указанных школ, Невьянская школа имела непохожую на другие школы манеру письма.
В отличие от широко известных древних иконописных школ - новгородской, псковской, московской - невьянская школа возникла и сформировалась лишь в XVIII-XIX столетиях. Ее творцами были старообрядцы, отвергнувшие церковную реформу середины XVII века и бежавшие из северных и центральных районов страны. Они перенесли на Урал Древнюю Русь с ее многовековым культурным наследием.
Понятие «Невьянская школа», употребляемое по отношению к уральской старообрядческой иконе, в достаточной мере условно. Город Невьянск, выросший из поселка при металлургическом заводе, основанном в верховьях реки Нейвы в конце XVII века, стал старообрядческим центром Урала. Он и собрал лучших иконописцев. Впрочем, к невьянской школе следует отнести не только иконы, рожденные в самом Невьянске. Тамошние изографы, выполняя различные заказы - от небольших домашних икон до монументальных многоярусных иконостасов, заводили мастерские и в других уральских городах, распространяя свое влияние вплоть до Южного Урала.
Какие бы традиции ни просвечивали в невьянской иконе, она, прежде всего, опирается на XVII век, искусство которого стало протографом для всего позднего иконописания. Главными в невьянской школе оказались традиции, заложенные художниками в середине XVII века в Ярославле, Ростове Великом и Костроме. Вспышки религиозного фанатизма постепенно угасали, росло влияние официальной церкви и светских начал жизни.
Постепенно невьянская икона стала эволюционировать в сторону декоративного искусства, становясь роскошной вещью, олицетворяющей баснословные капиталы уральских промышленников. Невьянская иконопись уходила в прошлое, но уходила не бесследно. Она оказала заметное влияние на фольклорную икону, дольше не растратившую творческий потенциал, на местную книжную миниатюру, на роспись по дереву и металлу, на всю художественную культуру Урала.
1.6. Иконописные каноны
Икона (от др. греч. εἰκών — «образ», «изображение») — священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
В искусствоведении иконами обычно называются предметы станковой живописи на церковную тематику. Определенный художественно-богословский текст пишется по определенным правилам, которые мы называем канон. Каноны сохраняют потустороннюю суть образов, не низводя искусство иконописи до обычного рисования.
Во времена проведения своих реформ патриарх Никон обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи. Русские иконы к тому времени уже представляли собой особый вид иконописи, далекий от греческого образца, на который равнялся патриарх. Никон был вынужден прибегнуть к самым решительным мерам: велел отбирать иконы, писанные по образцу западных картин.5
После раскола был принят ряд законодательных мер, специально направленных против иконописцев-староверов: в 1668 году было введено правило, согласно которому запрещалось писать иконы без особого разрешения; при Петре I иконописцев впервые обязали ставить на иконе свою подпись, а при Николае I староверам вообще было запрещено вступать в цехи иконописцев. Постепенно древнее иконописание было сплошь вытеснено салонной религиозной живописью, раболепно и неискусно подражавшей западным образцам.
Старообрядческая икона в целом продолжает традиции древнерусской иконы. Поскольку старообрядцы считают, что не они откололись от православия, а как раз государственная церковь отпала от исконной древлеправославной веры, старообрядцы выступили защитниками византийского и древнерусского канона в иконописи. Старообрядцы не только собирали и берегли памятники старины, но они желали видеть эти памятники такими, какими были они впервые созданы. Однако, собирая и искусно реставрируя древние образа, старообрядцы достаточно рано озаботились проблемой создания собственных икон.
РАЗДЕЛ 2. Анализ манеры писания
2.1. Анализ иконы «Усекновение главы Иоанна Предтечи со святыми на полях»
Для более глубокого понимания манеры писания невьянских икон мы проанализировали наиболее выразительную из них. Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи со святыми на полях» привлекла наше внимание сразу, как только мы ее увидели.
В Русской православной церкви Усекновение главы Иоанна Предтечи относится к числу Великих праздников и празднуется 29 августа. День усекновения главы Иоанна Крестителя в Русской православной церкви — это день поминовения воинов, которые схватились за истину и добро и положили свою жизнь за Отечество.
По словам староверов, передавших икону в музей «Невьянская икона», а также его сотрудников, в роли палача, отрубающего голову Иоанну Предтече, выступает молодой Петр I. Эта икона, по сути, оскорбление, адресованное как самому Петру I, так и всей официальной государственной власти.
Дата написания иконы – 1760 год. Автор неизвестен. Следовательно, можно сделать вывод, что икону написал старообрядец, который либо жил в период правления Петра I, либо слышал о нём от людей, которые были с знакомы с правителем. Произведение было написано на Среднем Урале, значит, мнение о безбожности политики Петра I было распространено среди старообрядцев, проживавших на этой территории.
Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи со святыми на полях», написанная невьянскими иконописцами, полностью отражает враждебное отношение старообрядцев к Петру I, ведь на иконе именно он отрубает голову одному из главных героев истории религии, крестившему Иисуса Христа, - Иоанну Крестителю. Старообрядцы почитали Иоанна Предтечу за пустынножительство, бесстрашное обличение правителя. Для старообрядцев он символизировал Русскую Церковь. Петр I упразднил Патриаршество и заменил его Синодом, то есть обезглавил, как и показано на иконе. Тем самым император стал самым яростный врагом старообрядчества.
Размеры иконы: длина – 31 см, ширина – 24 см, толщина доски – 18 мм. Произведение выполнено прочной краской темперой. Подразумевается, что икона будет одета в богатый оклад.
Смысловым центром является отсеченная голова Иоанна Крестителя. Искусно прорисованное лицо выражает успокоенность и просветленность. На иконе мы можем видеть ангела, который является Божьим вестником, символом добра и света. Именно ангелы спускаются на крыльях, чтобы помочь людям.
Сравнивая данную икону с другими произведениями Невьянской школы, можно сделать вывод, что она имеет оригинальный сюжет, который не встречается на других изображениях. Икона, несомненно, отходит от принятых канонов и является исключением из правил.
Результаты анализа мы представили в таблице (Приложение 1).
2.2. Опрос сотрудников музея
Изучаемая нами икона находится в музее «Невьянская икона», который является частной галереей икон в Екатеринбурге, где представлено более 700 невьянских икон XVIII—XX веков.
Для более детального изучения и определения особенностей Невьянской иконы мы отправились в Екатеринбург, чтобы посетить музей, где расположены изображения, и опросили его сотрудников.
Для опроса мы выделили следующие аспекты:
История появления Невьянской школы иконописи;
Продолжительность существования писания;
Особенности написания.
По результатам опроса мы составили видеоролик (Приложение 2).
2.3. Результаты опроса
Как оказалось, история невьянской иконы берет свое начало с момента, когда после раскола Русской православной церкви в 1653 году патриарх Никон издал указ о троеперстии. Часть народа воспротивилась, на нее начались сильные гонения. Староверы были вынуждены отойти на восток.
К 1770 году большинство заводов на Урале были частными, принадлежали промышленнику Никите Демидову, который, хоть и не относился к приверженцам старой веры, уважал старообрядцев и принимал их для работы на своих заводах. На тот момент в Невьянске находилось управление всеми уральскими заводами. Здесь расположились самые богатые старообрядцы, стали строить часовни.
Изначально в Невьянске совсем не было иконописцев, но спустя время сюда начали приезжать старообрядческие мастера, которые принялись основывать свои мастерские, брать заказы и продавать свои богатые творения. Заказы были очень дорогими, золота не жалели. Конкуренция за заказы была огромная. Лучшие мастера, прибывавшие в Невьянск, были вынуждены поднимать свой уровень письма до такой степени, чтобы обойти конкурентов. Этого удалось добиться мастерской Богатыревых, работы которой были признаны самыми искусными из невьянских икон. Таким образом постепенно стала формироваться школа невьянского иконописания, которая вобрала в себя самые привлекательные черты других иконописных школ России.
У невьянской иконы есть ряд отличительных особенностей. Во-первых, на всех старообрядческих иконах изображалось двуперстие, присутствовало написание имени Христа как «Iсусъ», в отличие от принятого при патриархе Никоне «Iисусъ». Также, только на иконах староверов присутствует Господь-Отец Саваоф, на современных иконах его нет. Мастера никогда не изображали отдельно Троицу. На иконах присутствовали элементы, характерные для уральской культуры. На праздничной иконе не писали отдельно Воскресение.
Одна из основных особенностей невьянской иконы заключается в качестве обработки доски. Доски делали на станках из липы. Небольшие иконы всегда скреплялись торцевыми шпонками, более крупные — врезными встречными шпонками. В отличие от мастеров, которые создают живописные современные иконы, используя масляную краску, невьянские иконописцы писали только в византийском стиле прочной краской темперой.
Первые невьянские иконы писались с имитацией золота. Как только на Урале нашли подлинный металл в 1745 году, изображения стали выполняться только по драгоценному материалу. Лики и открытые части тела иконописцы писали методом наплавления белил, достигая рельефной текстуры. Невьянские мастера изображали каждую деталь, прорабатывая ее до мелочей. Создавались иконы исключительно на заказ.
Самое главное — это следование «иконописным подлинникам». Это, в частности, относится к некоторым редким иконографическим сюжетам XVI–XVII веков. Вместе с тем в ряде случаев имела место творческая переработка в «старообрядческом ключе» иконографических сюжетов, заимствованных как из древних, так и из нетрадиционных источников, таких, как новообрядческая или даже западная иконография.
Невьянские иконы одевали в богатые оклады. Оклады, как правило, были серебряными, покрытыми золотом.
Невьянское письмо очень рельефное, объемное, для него характерно наличие тонкой разделки. Стилистически оно отличается широкой палитрой ярких и насыщенных красок.
Для более точного понимания манеры иконописания мы сравнили характерные черты невьянских икон с принятыми канонами (Приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона разделила русский народ на два непримиримых лагеря, привела к отпадению от Церкви миллионов верующих соотечественников. Раскол разделил русский народ на два класса по самому важному для русского человека признаку религиозной веры.
При Петре I старообрядцы были лишены всех прав. Антистарообрядческое законодательство Петра I и гонения на старообрядцев определили дальнейшую репрессивную политику императорской России в отношении старообрядческого населения страны. После смерти Петра I его антистарообрядческая политика в целом была продолжена его преемниками, а гонения, явные и скрытые, продолжались до воцарения Екатерины II в 1762 году.
Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов. Одной из главных ценностей старообрядцев оставалась икона. Для них икона являлась средством наглядной агитации, поэтому в изображении зачастую присутствовал скрытый смысл.
В то время в России существовали разные школы иконописи. Невьянская школа отличается от остальных ветвей изображением характерных пейзажей Урала со всеми географическими подробностями и любопытной архитектурой, в которой были использованы градостроительные реалии XVIII–XIX веков. Также от прочих творений невьянскую икону отличает обильное использование золота и высокий уровень обработки основы.
Для более глубокого понимания манеры писания невьянских икон мы проанализировали икону «Усекновение главы Иоанна Предтечи со святыми на полях», относящуюся к произведениям Невьянской школы иконописи. Также, для более детального изучения и определения особенностей Невьянской иконы мы отправились в Екатеринбург, чтобы посетить музей, где находится изучаемая нами икона, и опросили его сотрудников. Как оказалось, икона отходит от принятых канонов и является исключением из правил. Таким образом, мы делаем вывод, что старообрядческие иконы отражали мировоззрение староверов. Считаем, что вышеизложенным мы подтвердили гипотезу нашего исследования.
Изучение Невьянской школы убеждает в том, что это крупное явление в истории отечественного искусства, расширяющее представление об иконописи нового времени.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Источники:
Автор неизвестен (1760) Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи со святыми на полях».
Прокопович, Феофан (1681 - 1736) Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и Правительствующего Сената в царствующем Санктпетербурге в лето от рождества Христова 1721, сочиненный. - Издание 2-е. - Москва : в Синодальной типографии, 1861. - 198 с.
Литература:
Ключевский, В.О. Курс русской истории. Ч. 3 / В.О. Ключевский. — 3-е изд. — Москва : тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1916. — 480 с.
Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 2: Господство Дома Романовых до вступления на престол Екатерины II, XVII-ое столетие. / Н.И. Костомаров. — 6-е изд. — С.-Петербург : Лит. фонд, 1912. — 441 с.
Крылов, А.О. Церковная реформа Петра I и теория секуляризации: от публицистики к историографии / Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2020. — № 3. — С. 22-46.
Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. — 18-е изд. — Москва : Просвещение, 2012. — 335 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Характеристика |
Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи со святыми на полях» |
Автор |
Неизвестен |
Дата написания |
1760 год |
Место написания |
Средний Урал |
Размеры иконы |
Длина – 31 см, ширина – 24 см, толщина доски – 18 мм |
Символика |
Смысловым центром является отсеченная голова Иоанна Крестителя, лицо выражает успокоенность и просветленность; ангел является Божьим вестником, символом добра и света |
Материалы |
Темпера, доска из липы |
Особенности сюжета |
В роли палача, отрубающего голову Иоанну Предтече, выступает молодой Петр I |
Приложение 2.
https://disk.yandex.ru/i/nr4UoEy2hq460A
Приложение 3.
Критерий |
Невьянская икона |
Современная икона |
Крестное знамение |
Двуперстие |
Троеперстие |
Написание имени Христа |
«Iсусъ» |
«Iисусъ» |
Традиции изображения |
Присутствует Господь-Отец Саваоф; не изображали отдельно Троицу; на праздничной иконе не писали отдельно Воскресение |
Господь-Отец Саваоф не изображается; допускается изображение Троицы отдельно; на праздничной иконе Воскресение отдельно не пишут |
Используемые элементы |
Присутствие элементов, характерные для уральской культуры |
Использование исключительно элементов, принятых общими положениями |
Качество обработки доски |
Доски делали на станках из липы. Небольшие иконы скреплялись торцевыми шпонками, более крупные — врезными встречными шпонками |
Используются в качестве основы под иконы разные породы деревьев, такие как берёза, сосна, ель, лиственница, кедр, дуб, липа, клён, кипарис и чинара, липа. Допустимо изготовление топором, ножом и теслом. Вместо врезных шпонок стали наклеивать паркетаж |
Используемые краски |
Темпера |
Масляная краска |
Стилистика |
Византийский стиль. Лики и открытые части тела писали методом наплавления белил, изображали каждую деталь, прорабатывая ее до мелочей Письмо рельефное, объемное, характерно наличие тонкой разделки. Стилистически отличается широкой палитрой ярких и насыщенных красок. |
Европейский стиль, реализм, «живость». Характерны наличие прямой перспективы, переход цветов и оттенков. Масло позволяет сделать переходы гладкими, плавными, невидимыми |
Соблюдение иконописных традиций |
Имеет место творческая переработка в «старообрядческом ключе» иконографических сюжетов, заимствованных из древних и нетрадиционных источников, таких, как новообрядческая или западная иконография |
Обязательно соблюдение иконописных традиций, не допускается отход от правил |
1Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. — 18-е изд. — Москва : Просвещение, 2012. — 335 с.
2Востоков, Н.А. Святейший Синод и отношение его к другим государственным учреждениям при Петре I. / Н.А. Востоков — Журнал Министерства Народного Просвещения,1875. — 108 с.
3Прокопович, Феофан (1681 - 1736) Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и Правительствующего Сената в царствующем Санктпетербурге в лето от рождества Христова 1721, сочиненный. - Издание 2-е. - Москва : в Синодальной типографии, 1861. - 198 с.
4Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 2: Господство Дома Романовых до вступления на престол Екатерины II, XVII-ое столетие. / Н.И. Костомаров. — 6-е изд. — С.-Петербург : Лит. фонд, 1912. — 441 с.
5Ключевский, В.О. Курс русской истории. Ч. 3 / В.О. Ключевский. — 3-е изд. — Москва : тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1916. — 480 с.