Введение
Благотворительность — оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.
В истории Башкортостана благотворительные общества существовали уже с XVII в. Они оказывали необходимую помощь нуждавшимся в этом различным категориям населения - нищим, бездомным, переступившим законы, а также определенную поддержку в развитии просвещения, культуры и здравоохранения, ко второй половине ХIХ в. деятельность подобных организаций развернулась особенно широко, сама благотворительность стала приобретать новые формы и виды.
Вплоть до Великих реформ 60-70-х гг. XIX в. российские купцы и промышленники главным образом строили церкви и больницы. В пореформенный период благотворительность и меценатство, связанные с деятельностью известных купеческих семей, становятся существенной стороной духовной жизни общества, а на рубеже XIX-XX вв. достигают подлинного расцвета.
В современной России идет возрождение капитализма, предпринимательства и рынка, поэтому есть необходимость осмысления опыта развития рыночной экономики дореволюционной России.
Объектом исследования выступает купеческое сословие, предметом —благотворительность.
Целью исследования является выявление и анализ основополагающих параметров повседневной жизни провинциального купечества через культурно-просветительскую деятельность.
Мы выделили несколько аспектов в довольно обширной теме:
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1861 по 1917 г. Нижняя хронологическая граница работы связана с отменой крепостного права в России и бурным развитием капитализма. Купечество, как сословие просуществовало до 1917 г., с этим и связана верхняя временная рамка.
Основные характеристики благотворительности Уфимской губернии
Наиболее традиционной формой участия предпринимателей в общественной жизни являлась благотворительность, виды и размеры которой были самыми разнообразными.
Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения, - все это было обычной статьей расходов российских предпринимателей. Особенно ярко это проявилось у московских купцов. По масштабам пожертвований им не было равных в России.
Благотворительность была характерной чертой и для провинциального, в том числе и уральского купечества. Благотворительность предпринимателей необходимо рассматривать как типичное явление общественной жизни региона, которая касалась многих ее сторон.
Для того, чтобы понять, почему благотворительность в России стала значительным общественным явлением, следует рассматривать ее в комплексе взаимосвязанных социальных явлений. С одной стороны, при крайней поляризации богатства и бедности благотворительность являлась неким «регулятором» социального равенства. С другой стороны, источником и побудительным мотивом к занятиям благотворительностью была религиозная мораль, стремление обрести благодать в жизни вечной через добродетели в жизни земной. Необходимость делиться своим богатством с нуждающимися внедрялась в сознание людей вместе с основными догматами христианства и ислама. Поэтому к одной из причин благотворительности следует отнести народную религиозную традицию, глубокую религиозность купцов.
Еще одним из побудительных мотивов благотворительности можно назвать тщеславие купцов. За наиболее крупные пожертвования правительство награждало орденами, жаловало чинами и званиями, крупные жертвователи имели возможность занимать почетные должности в городском самоуправлении. Благотворительная деятельность была одним из способов для купечества поднять свой социальные статус [4].
В течение второй половины XIX века в России произошёл постепенный переход функции социальной поддержки населения от общественно-государственных к частно-общественным органам призрения. Особенно это проявилось в финансовом обеспечении социальных учреждений. Причиной подобного сдвига явилось то, что государство не способно было на этом этапе развития и в сложившихся условиях своевременно и эффективно решать возникающие проблемы.
Известно, что в конце XIX века государство обратилось к общественной благотворительности как к средству, способному коренным образом переломить ситуацию к лучшему. Дело попечения о нуждающихся должно было перейти к обществу, которое путем самоорганизации обеспечило бы им помощь со стороны отдельных групп населения, добровольцев. Задача же государства должна была состоять только в том, чтобы направлять общественные организации, указывать им путь и общегосударственную цель и приходить на помощь в тех случаях, когда они не в силах обойтись своими средствами. В результате к началу XX века общественная самодеятельность развивалась быстрыми темпами, и социальная помощь перестала быть уделом немногих ведомств и учреждений, став общим делом [3].
Необходимым условием успешного развития меценатской деятельности на территории всей дореволюционной России являлась ее высокая организация на местах, т. е. в губерниях и областях.
Вклад купцов Уфимской губернии в развитие края
Не секрет, что крупные города и густонаселенные зоны Российской империи были полиэтничными и поликонфессиональными. И меценатство было тем полем общественной деятельности, где эта полиэтничность ярко отражалась. Особенно это видно на примере Поволжья. Изучая историю благотворительности Уфимской губернии, мы видим, что здесь были замечательные башкирские меценаты - купцы Ахмет, Гани и Махмут Хусаиновы, потомственные почетные граждане Чижовы, купцы, промышленники и общественные деятели Яушевы и др. [3].
После школьной реформы 1804 года в городах Российской империи стали создаваться уездные училища, средства на их содержание выделяло государство. Но денег явно не хватало для их нормального функционирования. Поэтому на помощь приходили добродетели, причём часто ими были далеко не самые состоятельные люди. Благотворительность воплощалась в самых разнообразных пожертвованиях: ощутимая денежная помощь состоятельных людей, передача помещений для нужд учебных заведений, установление именных стипендий, выделение средств для приобретения книг, пособий для школьных библиотек.
Но главными благотворителями для учебных заведений оставались меценаты, которые оказывали поддержку конкретным училищам, школам, гимназиям.
Почетным попечителем и благотворителем уфимской мужской гимназии являлся купец 1 гильдии, потомственный почетный гражданин г. Уфы, городской голова в 1891–1893 гг. С.Л. Сахаров. Он снабжал её необходимым учебным и техническим оборудованием, обустраивал гимназическую церковь, материально поддерживал гимназистов из малообеспеченных семей.
Крупные суммы денег на строительство земских школ, на выдачу пособий учителям Благовещенской учительской семинарии жертвовал А.Д.Дашков. В1876 г. Дашков передал семинарии земельный участок с постройками. Кроме того, он способствовал созданию школы огородничества, пчеловодства и плодоводства, находящейся около деревни Ляховой Уфимского уезда, и пожертвовал на нужды образования 50 тыс. руб. В Благовещенской учительской семинарии была учреждена стипендия его имени. В 1876 году известный уфимский благотворитель И.Ф. Базилевский сделал специальный вклад на 2 тысячи рублей, проценты с которого шли на нужды сельских школ в селах Моисееве и Петропавловске Уфимской губернии [1].
Завещанные помещицей Ляховой Е.П. деньги в 1910 году пошли на постройку нового здания женской гимназии. Купец Блохин Н.К. входил в попечительский совет этого учебного заведения и постоянно оказывал ей помощь. Жена потомственного почётного гражданина Грибушина З. С. неоднократно давала деньги ученицам 2-ой женской гимназии, в которой она была товарищем (заместителем) председателя родительского комитета [2].
В конце ХIХ – начале ХХ столетий в Оренбургской и Уфимской губерниях организовывались и мусульманские просветительские общества. Так, Уфимское попечительство о бедных мусульманах в 1900 году собрало пожертвований на сумму 47 рублей, а в 1909 году эта организация получила пожертвований в сумме уже 979 руб. 90 коп., кроме того, от катаний на пароходе – 677 руб. 19 коп. и от музыкально-литературного вечера – 947 руб. 7 коп. Cозданное в 1907 году Уфимское мусульманское дамское общество поддерживало морально и материально учениц школ. Троицкое мусульманское благотворительное общество активно помогало существующим медресе и мектебе, открывало новые училища разных типов, учебные мастерские, общеобразовательные курсы и библиотеки-читальни, выдавало денежные пособия учащимся и учреждало стипендии. Занимались благотворительностью в пользу просвещения мусульманских детей и отдельные граждане. Купец села Тастуба Златоустовского уезда Уфимской губернии Г. Хабибуллин, не имевший собственных детей, завещал свой дом на нужды школы для девочек. Благотворитель З. Тагиев для строительства в родной деревне школы для девочек пожертвовал 500 рублей. Суфия Джантюрина в родной деревне Килем Уфимской губернии на свои средства устроила школы для мальчиков и девочек, а также ткацкую мастерскую для девочек. Вместе с уфимским купцом С. Назировым они построили в г. Уфе трехэтажное здание для медресе «Галия», затратив на это 40 тысяч рублей. Кроме того, благотворительница завещала 15 тысяч рублей на нужды медресе. Характерно, что меценаты - представители мусульманской буржуазии финансировали строительство новых и реформирование старых конфессиональных учебных заведений с условием введения в них звукового метода обучения и обязательного преподавания светских дисциплин [1].
Купцы Хусаиновы оказали значительную материальную помощь реформированию медресе «Усмания» в Уфе, содержание уфимского медресе «Галия» субсидировалось ими в 1906-1915 гг.
Учебные заведения Уфы были одним из центров культурной жизни города и всей губернии, сыграли огромную роль в подготовке кадров, поэтому интерес благотворителей к данной сфере был достаточно велик. Люди различных сословий приняли посильное участие в создании образовательных учреждений.
Организовывались подписки на пожертвования, составлялись реестры жертвователей на учреждение училищ и школ.
Реформа школьного образования, как и другие составляющие культурного реформаторства среди мусульман - книгоиздательство, периодическая печать, возникновение театра и др., стали возможны под воздействием общероссийской действительности. В результате вынужденного или добровольного участия мусульман в разных сферах общественной игосударственной жизни России среди них увеличивалось число знающих русский язык, через посредство которого они знакомились со светской русской и западноевропейской культурой и неизбежно попадали под ее влияние.
Нельзя обойти вниманием вклад потомственных почетных граждан - купцов Гайсы, Ахмеджана, Мухаммед-Лати- фа, Абдул-Вали, Мухаммед-Шарифа Яушевых. Они также занимались меценатством, вкладывая частные накопления в строительство и содержание образовательных учреждений, бесплатных библиотек и других социальных объектов. Все они были членами того или иного благотворительного общества, образованного в губернии [3].
Таким образом, подавляющее большинство мектебов и медресе Уфимской губернии финансировались за счет частных субсидий.
В заботах о сохранение жизни и здоровье малолетних детей помощь городскому и сельскому населению оказывали приюты.
Первый детский приют в Уфе был открыт по предложению председателя бывшего Главного комитета попечительства о детских приютах графа Строганова. 1января 1848 года в городе было открыто Попечительство о детских приютах. На содержание приюта выделяли средства А. Д. Дашков, И. Ф. Базилевский (1250 руб.), в 1861 году от частных лиц поступило 29 руб.
По инициативе попечителей в пользу детского приюта любителями сцены устраивались благородные спектакли. Во главе приютов стояли богатые и известные в городе люди: так в 1898 году директорами приютов были В.И. Видинеев и Ф. Е. Чижёв. Многие купцы состояли почетными членами (Н. К. Блохин, А. Ф. Чижёв, И. Г. Стахеев и другие). Попечительницами детских приютов были супруги почетных граждан Уфы (И. А. Чижёва - 1899 г., М. И. Листовская - 1900 г.), а несколько позднее поддерживалась традиция: жена губернатора становилась попечительницей о детских приютах (С. И. Соколовская, А. Ключарева, Е. П. Башилова).
17 октября 1888 года отставной унтер-офицер У. И. Устинов (он плохо владел речью, а его супруга совсем не владела ногами) пожертвовал в пользу приюта свой каменный двухэтажный дом стоимостью 10000 рублей на 2-ой детский приют. На устройство этого 2-хэтажного каменного здания приюта для мальчиков выделили средства: Ф.И. Базилевский дал 1250 руб., купчиха И.А. Чижёва, купец И.Г. Стахеев и другие жертвователи.
Богатый купец И.М. Грибушин дал 200 рублей дому трудолюбия - благотворительному приюту, в котором престарелые и немощные выполняли несложные работы. Его жена З.С Грибушина. дала 200 рублей на содержание детских приютов. Владелец нескольких винокуренных и пивных заводов, многоэтажных домов и летнего театра В.И. Видинеев одновременно был и директором приюта для малолетних детей, регулярно вносил свои средства на нужды приюта. Так в 1869 г. около Уфы предприниматели Максютов и Курамшин открыли дачи с предоставлением приезжавшим больным кумыса.
Ф.И. Базилевский дважды в 1880 и 1881 гг. выделял по 1000 рублей на Александровскую богадельню - благотворительное учреждение для содержания за государственный или общественный счет, бедных престарелых лиц, а также людей, неспособных к труду, инвалидов. Купец 1-ой гильдии Ф.Е. Чижёв вместе с сыном в 1899 г. пожертвовал для городской больницы (названной Чижёвской) полукаменный 2-этажный крытый железом дом со службами и усадебным местом на Телеграфной (Цюрупы) улице стоимостью 10824 руб. Статский советник П.И. Маслов пожертвовал дом для заразной больницы, для её устройства губернатор А.С. Ключарёв дал 100 рублей. В честь столетия своей фирмы братья А. К. и Н. К. Блохины учредили больницу на 24 койки [2].
За заслуги перед городом, щедрые пожертвования на благотворительные цели многие купцы-предприниматели получили звание потомственного почетного гражданина. Сегодня представляется необходимым воздать должное широкое меценатского-благотворительной деятельности уральских купцов-предпринимателей, их вкладу в создание культурных ценностей, в развитие культуры, просвещения, науки.
Заключение
Вторая половина XIX-начало XX вв. - период значительных изменений в российском обществе. Развитие капитализма привело к преобразованиям во многих сферах жизни Российской империи.
Данный период характерен развитием благотворительности. На территории Уфимской губернии благотворительность получила невиданный до того размах, приобрела новые формы и виды, а сеть общедоступных больниц, школ, приютов, столовых, училищ охватывает, буквально, всю Россию. Благотворительность была широко распространена среди предпринимателей, являлась определенной исторической традицией, что позволяет оценивать ее как типичную купеческую черту.
Благотворительная и предпринимательская деятельность уездного купечества способствовала трансформации социальной среды провинциального города. Со временем в уездных городах Вятской губернии появились доходные дома, банки, клубы, театры, учебные заведения, строительство которых было осуществлено на деньги купцов и в декоре которых выразился вкус провинциальной деловой элиты.
Благодаря историческим усилиям, направленным на утверждение в качестве лидеров провинциального общества уездных городов и на поиск контактов с другими социальными группами, купцы финансировали культурное возрождение российской провинции. Однако им не удалось полностью преодолеть характерное для русского менталитета отторжение обществом идей частной собственности, выгоды и экономического индивидуализма. Вместе с тем именно в провинции купечеству удалось экстраполировать свои идеи и ценности на сферу культурных новаций, на арену политической и культурной жизни.
Список использованной литературы:
1) Буравцов В. Благотворители земли уфимской / В. Буравцов// Бельские просторы.-2013.- №5.
2) Вековая история благотворительности в Уфе (1820-1920 гг.)(Часть I)
3) Сафина Г.Ф. Развитие меценатства в дореволюционном Башкортостане в XIX – начале XX века / Г.Ф. Сафина. // Правовое государство: теория и практика.-2012.-№3.
4) Старцев А.В., Гончаров Ю.М. История предпринимательства в Сибири (XVII - начало XX в.). - Барнаул, 1999.