Детство пионерское осталось в нашем прошлом

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детство пионерское осталось в нашем прошлом

Потемкина В.А. 1
1МАОУ "Гимназия №2" ГОЩ
Хритина Л.А. 1
1МАОУ "Гимназия №2" ГОЩ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение

 

Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы пионеры – дети рабочих!

Наше поколение мало знает кто такие пионеры и эти строки ничего для них не значат, только наши мамы и папы, бабушки и дедушки прошли через пионерскую организацию и большинство из них отзывается о своем пионерском детстве с чувством гордости и трепета.

19 мая 2022 года исполнилось 100 лет со дня основания Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. «Безоблачное пионерское детство», - часто слышится от взрослых. Пионерская клятва, пионерские атрибуты, всё это заинтересовало Активистов школьного музея, и мы решили провести собственное расследование и создать экспозицию, посвященную 100-летию Всесоюзной пионерской организации.

Актуальность исследования:

В нашей школе работает школьный музей «Дети войны», созданный в 2018 году, и мы каждый год готовим экспозицию, посвященную «Пионерам – героям, Великой Отечественной войны», вот и в этом году мы решили, что, если в музее сделать экспозицию про пионеров, но только наших мам, пап, бабушек и дедушек, изучить их традиции, узнать каких успехов они добились, ведь 19 мая 2022 года исполнилось 100 лет их любимой детской организации.

Цель исследования:

на примере изучения истории семьи выявить вклад пионерской организации в формировании и становлении достойной личности;

создание экспозиции, посвященной 100 лет пионерской организации.

Задачи исследования:

- изучить материалы семейных архивов

- собрать дополнительные сведения о родственниках – пионерах;

- подготовить материалы для создания новой экспозиции в школьном музее;

- заинтересовать ребят участвовать в создании новой экспозиции.

Объект исследования:

история семьи на этапе их подросткового периода, времен СССР, вторая половина XX века.

Предмет исследования:

детская пионерская организация, которая сыграла важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения.

Гипотеза:

среди наших родственников многие были членами пионерской организации, которая сформировала положительные черты характера, научила бороться, достигать определенных целей, помогла стать успешными в жизни и быть полезным обществу.

Методы:

- поиск информации из разных источников;

- сбор фотоматериалов;

- социологический опрос;

- обобщение и распространение материала;

- чтение различных источников: старых газет, архивных материалов;

- поиск информации в библиотеке, в краеведческом музее

- Современный метод исследования – круглый стол

II Основная часть

Из истории пионерской организации

История пионерии берёт своё начало в далёком 1921 году, когда была создана специальная комиссия по выработке новой детской организации – молодёжь нужно было срочно привлекать к строительству светлого будущего. Участвовала в комиссии и жена Владимира Ленина – Надежда Крупская. Детское объединение должно было совместить в себе все лучшие и светлые стороны скаутского движения. Позже, когда основы идеологии скаутов подверглись критике со стороны советского руководства, эту связь замалчивали.

В 1922 году Вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании отрядов. Полугодом спустя 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». После она стала носить имя Ленина. Первые члены этой организации принимали участие в субботниках, работали в ячейках при заводах, помогали бороться с детской беспризорностью и неграмотностью. В 1940-е годы организовалось массовое тимуровское движение после выхода знаменитой книги Гайдара. В годы войны многие пионеры прославились как герои: Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Володя Дубинин.

Законы юных пионеров:

Пионер предан Родине, партии, коммунизму

Пионер готовится стать комсомольцем

Пионер равняется на героев борьбы и труда

Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества

Пионер - лучший в учебе, труде и спорте

Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду

Пионер - товарищ и вожатый октябрят

Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран

Выполнять Законы пионеров — значит всегда и во всем быть верным заветам великого Ленина, своему честному пионерскому слову, дорожить

Родом из СССР

Для исследовательской работы нас привлекла тема «Родом из СССР: сборный отряд учителей-пионеров Гимназии №2», интересные факты из их пионерской жизни.

19 мая 2022 года - 100 лет со дня основания Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина. День пионерии - праздник детства! Для всех жителей нашей страны, рожденных до 1980-го года, пионерия - это яркое, счастливое, беззаботное, но дающее уверенность в завтрашнем дне детство, полное надежд и планов, огромное ощущение гордости за свою страну.

День пионерии в советские времена отмечали на протяжении почти семи десятилетий, но и сейчас, когда общественная организация уже перестала существовать, для старшего поколения эта дата до сих пор остается памятной.

В преддверии этого праздника в нашей Гимназии прошло множество мероприятий: классные часы, посвященные пионерам-героям; готовились исследовательские работы и выступление агитбригады.

При подготовке экспозиции, я как староста класса и Дима Трофимов взяли интервью у директора Гимназии Маргариты Станиславовны Силантьевой. Для нас это было очень интересно и познавательно. [1]

- Маргарита Станиславовна, расскажите, пожалуйста, как Вас принимали в пионеры?

- Для того, чтобы вступить в пионеры, нужно было быть достойным этого. Обязательно надо было хорошо учиться и принимать самое активное участие в различных школьных мероприятиях.

В пионеры меня принимали 8 мая, перед Днем Победы, на площади города Королёв. Это было очень торжественно: нам всем повязали галстуки, вручили значки и одели красные пионерские пилотки. [2]

- А являлись ли Вы участником клуба интернациональной дружбы?

- Клуб интернациональной дружбы был в каждой школе. Мы переписывались с ребятами из Чехословакии, было очень интересно. Но жаль, что не ездили друг к другу в гости. Времена тогда были такие...

- Маргарита Станиславовна, принимали ли Вы участие в тимуровском движении?

- Да, конечно. Также были ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла. Ходили к ним, помогали.

- Жалеете ли Вы, что сейчас нет пионерского движения?

- Постоянно думаем о том, что для наших детей нужна организация. В нашей школе была "Республика интересных дел" и парламентская республика "Радуга". На сегодняшний день существует общественно-государственная детско-юношеская организация для всех школьников страны РДШ. Все это продолжение того пионерского детства, которое было у нас. Конечно нам хочется, чтобы и вам было интересно в школе и было, о чем вспомнить потом.

Пионеры совершали много хороших дел

Интервью у нашего преподавателя русского языка и литературы Лукьяненковой Виолетты Аркадьевны мне показалось очень познавательно. И вот что она рассказала:

- Из пионерской жизни у меня сохранилось несколько ярких воспоминаний. Одно из них - это день приема в пионеры. Помню, что это был конец мая и мы шли домой с подружками-одноклассницами в легких кофточках поверх пионерской формы. Мы очень переживали, что пионеры, повязывая нам галстуки, сделают некрасивые узелки, но узелки получились аккуратные и ровные.

Еще мне запомнилась поездка по ленинским местам, в поселок Костино, где В.И. Ленин восстанавливался после покушения на него.

Но больше всего мне запомнилась поездка в Мавзолей. Тогда мы отстояли огромную очередь, чтобы попасть в него, ведь в советсткое время туда стремились попасть не только москвичи и гости столицы, но и иностранцы. Было страшно и жутко входить в помещение, где был приглушенный звук и звучала тихая музыка. Не знаю, как сейчас бы я отреагировала, но тогда для меня это было большое потрясение. [3]

В Советское время пионеры совершали много хороших дел: изучали историю своей страны, занимались раскопками, ездили на экскурсии и многое другое. [4]

Виолетта Аркадьевна была и пионервожатой и считает, что это сложная и очень ответственная работа.

Чтобы стать пионером мы старались лучше учиться

Мини-интервью у нашей первой учительницы Мишичевой Елены Валентиновны:

- Елена Валентиновна, жалеете ли Вы о том, что сейчас нет пионерской организации?

- Да, ведь раньше дети, становясь сначала октябрятами, старались все лучше и лучше учиться, то есть получать четверки и пятерки, чтобы одними из первых стать пионерами.

- А помните ли Вы как вас принимали в пионеры?

- В пионеры меня принимали в Москве на Красной площади рядом с мавзолеем Владимира Ильича Ленина. Происходило это в мае в День пионерии. [5]

Первый галстук храню до сих пор

Матвеева Татьяна Тихоновна, учитель математики рассказала нам очень интересную историю из своей жизни.

Во втором классе Татьяну Тихоновну приняли в пионеры. На линейке, в присутствии всей дружины, Татьяна Тихоновна должна была произнести присягу, в которой школьники, вступающие в пионеры, клялись горячо любить и беречь свою Родину. Это было памятное и волнительное событие, к которому ученики очень готовились. Право стать пионером надо было заслужить примерной учебой, хорошим поведением и заслугами в классе. Свой первый красный галстук Татьяна Тихоновна хранит и сейчас.

На линейке Татьяне Тихоновне и другим ребятам подарили книгу Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Герои этого произведения были примером для многих детей в те времена. Каждый пионерский отряд должен был взять шефство над пожилыми и нуждающимися в помощи людьми. Татьяна Тихоновна рассказала, что в то время все жили дружно, особенно в колхозе, где она росла и знали, кому нужна помощь в первую очередь. Ребята из ее пионерского отряда старались оказывать посильную помощь: носили воду из колодца, рубили дрова, подметали двор.

Также пионеры всегда помогали своим товарищам в учебе - брали шефство над отстающими учениками. Кто-то помогал в математике, у кого-то лучше получался русский, то он помогал по этому предмету. Никто не оставался без внимания.

После занятий Татьяна Тихоновна с другими пионерами из своей школы часто устраивали театральные вечера, где ставили сценки из любимых художественных произведений. Татьяна Тихоновна вспоминала, как она играла Гейку из произведения «Тимур и его команда». Это был ее самый любимый герой. Также они проводили различные соревнования: перетягивание каната, бег в мешках, метание мячей. Всем было очень весело и интересно.

А осенью ездили на колхозные поля и помогали собирать урожай. Лучший отряд за помощь колхозу награждался грамотой, а фотографии самых активных пионеров помещали на Доску Почета.

На день Пионерии в мае всем отрядом собирались на пионерской лужайке и разводили Пионерский костер. Девочки собирали прутья, что потяжелей помогали мальчики. Вокруг площади, где должен был быть костер, по радиусу окапывали землю, чтобы огонь не перебросился на сухую траву. И только после всех мер безопасности зажигали большой Пионерский костер. Пламя разгоралось под задорные пионерские песни. [6]

Нельзя сказать, что детство у Татьяны Тихоновны и ее друзей было беззаботное. Они много трудились, помогая своим родителям, учились в школе. У них не всегда было много сладостей и игрушек, но они росли дружными, трудолюбивыми и веселыми! И, наверное, благодаря этому они выросли и стали уважаемыми и достойными людьми.

Мы хотим выразить огромную благодарность Татьяне Тихоновне за переданный в дар нашему музею бережно сохраненного её первого пионерского галстука. [7] В этом году ей исполнилось 75 лет! Мы ее поздравляем и желаем долгих лет жизни.

Детство пионерское осталось в нашем сердце

Многие мои сверстники не знают кто такие пионеры, чем они занимались и чем жили в то далекое для нас время. Только наши мамы, папы, бабушки и дедушки прошли через пионерскую организацию и с гордостью и трепетом отзываются о своем пионерском детстве.

Я заинтересовалась, что же такое пионерия и решила провести собственное расследование. Рассмотреть на примере своей семьи и выявить вклад пионерии в формирование достойных личностей, изучив семейные архивные материалы и собрать дополнительные сведения.

Я решила собрать членов своей семьи за круглым столом и побеседовать с ними.

Вот что рассказала мне моя бабушка Давыдова Галина Николаевна:

- Меня принимали в пионеры в 1968 году, я тогда была ученицей третьего класса. Училась я в небольшой сельской школе и торжественная церемония принятия в пионеры проходила в нашем классе. К нам пришли комсомольцы, старшие пионеры и пионервожатая. Мы выстроились в линейку и давали клятву, что будем честными и правдивыми, будем во всем помогать старшим. А когда старшеклассники повязали нам галстуки, то мы стали такими гордыми, стали ощущать себя патриотами Родины. [8]

Домой шла с распахнутой грудью, чтобы все видели и любовались, что я теперь пионерка! [9]

Игнатов Владимир Александрович, дедушка:

- А меня принимали в пионеры в 1970 году. Это было в канун праздника 7 ноября. Нас построили на торжественную линейку с учениками из старших классов в актовом зале школы. Было очень приятно и торжественно, когда у меня на груди заалел красный пионерский галстук. [10]

Моя тетя, Максимова Валентина Александровна, рассказала, что ее принимали в пионеры в четвертом классе в 1989 году. Была теплая погода и поэтому мероприятие проходило на улице. Старшеклассники повязали нам галстуки и зажгли пионерский костер. Это было очень радостное и запоминающееся событие в моей школьной жизни. [11]

Потёмкин Алексей Васильевич, папа:

- Пионером я стал в 1984 году на День пионерии. На праздничную линейку собралась вся школа и нас выстроили перед всеми. Было очень волнительно произносить пионерскую клятву, после чего нам повязали пионерские галстуки.

На последний вопрос:

- Что изменилось в вашей жизни, после того, как вы вступили в пионеры?

Галина Николаевна ответила:

- Практически все. Очень нравилось совершать добрые дела и поступки: помогали бабушкам и дедушкам колоть дрова, косить сено, всей школой собирали макулатуру и металлолом. Очень запомнились пионерские костры, на которые мы шли торжественным маршем со знаменем и под барабанную дробь. Хорошее было время. Эх, вернуть бы его сейчас...

Всесоюзная пионерская организация, не существует с 1991 года.

Очень познавательно для меня прошла эта встреча, я узнала много нового для себя. Круглый стол с бывшими пионерами (членами моей семьи) мне запомнится на всю жизнь. [12]

7. Создание экспозиции, посвященной 100-летию Всесоюзной пионерской организации

Истории нам показались очень интересными, что нам захотелось поделиться с ребятами, поэтому в своем классе мы решили провести классный час на основе круглого стола, посвященный пионерам. Ребята заинтересовались и решили узнать, были ли в их семьях пионеры, и выяснилось, что 57% были пионерами и 43% не являлись ими. [13]

Так же мы взяли интервью у наших учителей и выяснилось, что 88,2 % были пионерами, 11,8% не были. [14]

Результатом нашей работы стала целая школьная газета, посвященная 100-летию Всесоюзной пионерской организации, где есть интервью директора Силантьевой Маргариты Станиславовны, учителя русского языка Лукьяненковой Виолетты Аркадьевны, учителя английского языка Натальи Владимировны Морозовой, учителя математики Матвеевой Татьяны Тихоновны, которая нашей экспозиции подарила свой пионерский галстук. [15]

А также у нас в классе мы сделали экспозицию, где размещены фото наших родителей и учителей в пионерской форме. Возле экспозиции мы сделали фотозону, где ребята любят фотографироваться. Сейчас мы готовим экспозицию для передачи в школьный музей. [16]

Работа показала, что детство каждого советского гражданина ассоциируется с пионерской организации, которая воспитала достойных патриотов нашей отчизны. А как вы думаете, необходимо ли пионерское движение в жизни современного подростка? Наверное, это будет следующий этап моего исследования.

III Заключение

Вывод 1: Итак, можно сделать вывод, что в прошлом веке у наших сверстников было интересное детство. Они были заняты очень важными делами не только для личных нужд, но и для нужд своей страны. Заботились о младших, помогали старшим, были смелыми и отважными. Пионеры XX века – это звучит гордо.

Вывод 2: Сравнивая работу пионерии в XX веке, стоит заметить, что ребят с такими нравами и отношениям к жизни в наше время редко встретишь. Да, ребята стремятся быть похожими на наших предшественников, но к сожалению, это не всегда получается. Причиной этому время и наше отношение к окружению, наше воспитание и мировоззрение. К сожалению, традиции и обычаи пионеров, стали уходить из нашей жизни.

Вывод 3: Мы пришли к выводу, что современному ученику не всё равно, что будет с ними в будущем. Ученики нашего класса не только хотят стать такими же как пионеры, но и хотят пересмотреть своё отношение к детским объединениям, которые существуют сегодня. Мы думаем, что совместными усилиями мы сможем возродить гордое имя «Пионер». Я и мои одноклассники занимаемся волонтерской работой и являемся Активистами школьного музея и совсем недавно узнали о создании нового Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение Первых". [17]

IV Список литературы:

Архив школьного музея.

Архив семьи Потемкиных.

Архив М. С. Силантьевой

Архив В. А. Лукьяненковой

Архив Т.Т. Матвеевой

Интернет ресурсы: www.upo-fco.ru/news// 

Положение о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Источник: воспитание школьников, 1986 г, №5., стр. 38-40.

Энциклопедия/ гл ред М.М. Козлов М.: Советская Энциклопедия 1985г. -  С. 559-560.

Приложение №1. Интервью с директором Гимназии Силантьевой М. С.

Приложение №2. Семейный архив М. С. Силантьевой

Приложение №3. Семейный архив В. А. Лукьяненковой

Приложение №4. Семейный архив В. А. Лукьяненковой

Приложение №5. Семейный архив Е. В. Мишичевой

Приложение №7. Семейный архив Т. Т. Матвеевой

Приложение №6. Семейный архив Т. Т. Матвеевой

П риложение №8. Давыдова Галина Николаевна 19 мая 1973 год. Семейный архив В. А. Потемкиной

Приложение №9. Семейный архив В. А. Потемкиной

Приложение №10. Семейный архив В. А. Потемкиной

Приложение №11. Семейный архив В. А. Потемкиной

Приложение №12. Семейный архив В. А. Потемкиной

Приложение №13

Приложение №14

Приложение №15 Классный час

Приложение №16. Газета, посвященная 100-летию Пионерской организации

Приложение №17. Активисты школьного музея «Дети войны»

Приложение №18. Школьная газета – результат исследовательской работы

Просмотров работы: 47