Героями не рождаются - героями становятся

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Героями не рождаются - героями становятся

Петрова Д.К. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ №2"
Буравлева С.В. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мой прадед геройски прошел всю войну.

И с Победой вернулся домой.

Я за мир благодарна ему,

И горжусь, что прадед – герой.

Смысл жизни состоит в том, чтобы прожить её достойно. Деды наши, следуя этой истине, не задумываясь, отдали свои жизни, чтобы нашему поколению не знать ужасов войны.

Я родилась в счастливое, мирное время и немного слышала о войне, а ведь она не обошла стороной и моих родных.

Всю войну прошел мой прадед Шмаков Александр Павлович. О нем я знаю лишь по рассказам своей бабушки, а она в свою очередь от своего отца. Он был истинным героем, без тени зазнайства, очень скромным человеком.

По словам бабушки, прадедушка не любил рассказывать о войне. Когда его просили вспомнить о том времени, он лишь вздыхал тяжело и отворачивался, пряча слезы. Я задаю себе вопрос « Почему он так вел себя? Почему ветераны на праздновании Дня Победы не скрывают слез?» Бабушка рассказала, что в День Победы Александра Павловича всегда поздравляли с места работы, чествовали на Площади Победы. Работу я назвала «Героями не рождаются – героями становятся»

Я много в этой жизни не понимаю и пока объяснить не могу. Но мне захотелось узнать как жил мой прадед, как относились к нему люди? Какими человеческими качествами он обладал? Что оставил в наследство нам - своим внукам и правнукам?

Мое исследование актуально для меня и всей моей семьи. Изучая жизнь своих предков, мы узнаем самих себя. Для каждого человека семья - это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но и знать историю своего рода. История семьи - это корни, без которых человек не может существовать.

Прежде чем начать исследование я решила узнать, что знают о войне, о своих родственниках, которые воевали с фашистами учащиеся начальных классов нашей школы? Со своим классным руководителем составили вопросы и провели анкетирование для ребят начальных классов ( Приложение 1)

Прежде чем начать исследование я решила узнать, что знают о войне, о своих родственниках, которые воевали с фашистами учащиеся начальных классов нашей школы? по результатам анкетирования я могу сделать следующий: Ребята испытывают уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны. Но мало, кто из учащихся знает о тех родственниках, которые проливали кровь за наше мирное детство, за нашу Родину.

Объектом исследования: является жизненный путь моего прадеда

Шмакова Александра Павловича.

Предмет исследования: биография Шмакова Александра Павловича .

Я пыталась показать в своей работе некоторую новизну, которая

отличала и выделяла бы её среди множества других подобных работ. В ходе работы мной были проведены интересные встречи, беседы. Я нашла газетные вырезки, в которых упоминается мой прадед. С мамой мы нашли старые фотографии, документы, награды прадедушки. Исследуя историю жизни моего прадеда - Шмакова Александра Павловича, я хотела описать некоторые факты из жизни.

Гипотеза: считаю, что мой прадед — это человек, достойный уважения и подражания. Героем нельзя родиться, но им можно стать ради своей страны.

Цель моей работы:

- собрать ведино весь имеющийся материал и описать жизнь моего прадеда Шмакова Александра Павловича, для того чтобы знать историю своей семьи.

Задачи:

-собрать сведения о трудовой биографии и личной жизни прадеда;

- проследить его судьбу во время и после Великой Отечественной войны;

-изучить сохранившиеся документы и фотографии в семейных архивах;

-беседуя с бабушкой, узнать о боевых подвигах прадедушки.

Методы исследования:

анализ источников информации;
посещение районного музея;

беседы с родственниками;

исследование личных документов, фотодокументов;
обобщение полученных данных.

Формы работы:

встречи – интервью с членами семьи моего дедушки;

экскурсия в районный музей ;

поиск информации в селе, где проживал мой прадед;

создание презентации;

оформление подушечки для наград прадедушки.

1. Жизненный путь, полный труда и тревог.

1.1 До войны.

Мой прадед – Шмаков Александр Павлович известный человек в своем селе - Котляровка. О нём написано немало статей в газетах разного уровня.

Я мало о нём знала, хоть он мой родной прадед, но я не застала его при жизни.

Я решила расспросить о прадедушке свою бабушку, тем боле, что она интереснейший собеседник, а эта тема для неё, как оказалось, очень близка и дорога ( Приложение 2).

В свидетельстве о рождении прадедушки написано, что Шмаков Александр Павлович родом из села Дурнево Рубцовского района. Родился 1 сентября 1924 года. Мама работала в животноводстве, отец был замечательным плотником.

У бабушки сохранились фотографии родителей моего прадеда. Мне кажется, я на них похожа. ( Приложение 2).

От бабушки я узнала, что мой прадед родился в семье Пешковых и его настоящая фамилия – Пешков. Со слов моей бабушки – Лидии Александровны, детство у отца было тяжелое, как и у всех в то время. Голод, нищета,

необразованность. В школу ходили босиком, делили каждый кусок хлеба. Его детство было не из лёгких, как, наверное, и большинства людей его поколения. И поэтому, чтобы прокормить сына, родители отдали его в дом священника Шмакова, где моему прадеду поменяли фамилию.

Он был вторым ребёнком, а всего в семье было семеро детей. Многие дети умерли еще в детстве. До взрослого возраста дожили двое: прадедушка, его сестра Галина. Галина умерла от пневмонии после войны.

Семья прадеда была бедная , поэтому «всего три годочка проходил в школу», вспоминал прадедушка ( Приложение 3)

Совсем еще мальчишкой был, а в дом уже приносил получку. Работал в колхозе: косил сено, ездил на лошади, работал с лопатой на току.

Но как все ребята того времени, он рвался на передовую. И вот его отправили на фронт. Впереди была целая война.

2. На военную службу призывается солдат

2.1 Война. Начало пути.

Война оставила неизгладимый след в жизни моего деда, как впрочем, и

всех людей его поколения. Бабушка вспоминает, что он часто рассказывал о войне. Его воспоминания были очень интересными. Но он никогда не хвалился своими наградами, мало говорил и о ранениях. Не любил фотографироваться в форме, с медалями и орденами.

Моя бабушка – Михайлюк Лидия Александровна (в девичестве Шмакова) , рассказала мне о своем отце как о скромном, трудолюбивом и талантливом человеке.

У нас в семье осталось мало его фотографий, а мне хотелось увидеть своего прадеда, и тогда мы обратились к бабушке, у которой сохранились и фото, и документы, и награды прадедушки.

Война… Она неожиданно ворвалась в жизнь страны, в жизнь многих людей и моих родных.

Чтобы узнать о боевом пути моего прадеда, я постаралась собрать информацию

из разных источников:

А) Сначала мы с мамой побывали в Поспелихинском Райвоенкомате, затем зашли на разные сайты в интернете, сходили в краеведческий музей. К счастью, информации о моем прадеде сохранилось достаточно .

Б) Из бесед с родственниками я узнала:

В 1942 году Александр Павлович призван на фронт. Сначала отправили в Алма – Ату в кавалерийскую часть проходить обучение, затем одели в новое обмундирование и отправили под Сталинград. Под Сталинградом шли тяжёлые бои, долго воевать под Сталинградом не пришлось – направили в Брянские леса. На Брянщине служил радистом, связистом. Ведь именно ему необходимо было обеспечивать устойчивой связью свой батальон. В такую горячую минуту и ранило его в первый раз. Прошёл всю Белоруссию, освобождал г. Лида, Барановичи, Гродно, Витебск.

2.2 Боевой путь моего прадеда.

Я посетила школьную библиотеку, наш библиотекарь показала мне книгу « Победители», которая вышла в 2014 году в Поспелихе, там я нашла информацию о том, где воевал мой прадед, но мы с мамой нашли ошибку в тексте. Мой дедушка умер в 2005 году, а в статье написано в 2002

(Приложение 4)

Так как прадедушки уже нет, мы с мамой решила в интернете найти информацию о тех местах, где воевал мой прадед. Каково же было наше удивление, что на сайте « Память народа», мы смогли найти карту, на которой

показан весь его боевой путь ( Приложение 5).

Бабушка рассказала, что дедушка рассказывал о своей службе так: «Часто уходили на задание ночью, только командир знал полностью цель задания, а солдаты выполняли его распоряжение. Не раз с задания возвращались с «языком». А это было очень важно, так как от «языка»- немецкого солдата или офицера, получали ценные сведения, которые помогли спасти сотни жизней.

Был пулемётчиком и радиотелеграфистом на территории Восточной Пруссии.

В боях за Кенигсберг получил тяжёлое ранение в голову и руку. День Победы встретил на больничной койке, получив очередное ранение. После госпиталя попал в распределительный батальон в Белоруссии в г. Гродно, где два года проработал в подсобном хозяйстве. Вернулся домой только в 1947 году.

2.3 Награды

Мой прадед был награжден медалями и орденами. Я рассматривала их, и мне захотелось выяснить, за что вручались эти награды. Вот, что мне удалось узнать:

1. Медаль Жукова. Эту награду дают за мужество, стойкость проявленные военнослужащими лицами в годы войны. Мой прадедушка в 1945 г. был в составе армии под командованием Жукова и получил эту медаль за храбрость и непосредственное участие в боях ( Приложение 6).

2. Орден Отечественной войны II степени, мы нашли на сайте запись и про эту награду ( Приложение 7)

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» есть у моего прадедушки (запись в военном билете, стр. 9)

( Приложение 8).

3. Медаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо уважаемой и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. За что получил ее мой прадедушка?

21 января 1945 года в бою за населенный пункт Гиршберг ( Восточная Пруссия)

поджег дом, откуда немецкие автоматчики вели огонь по эскадрону. Я узнала об этом подвиге из наградного листа, который нашла на сайте «Подвиг народа».

В этом бою был тяжело ранен. За храбрость был награжден Медалью «За отвагу» ( Приложение 9 ) .

Мой прадед рассказывал моей бабушке, что воевал на 1-ом Белорусском фронте. Я узнала, что уже после смерти прадеда, его наградили медалью «За освобождение Белоруссии». Она хранится у сына прадедушки.

(Приложение 10)

Из рассказа моей бабушки:

- Когда дедушку спрашивали, какое самое страшное воспоминание о войне, он рассказывал: «Я был пулеметчиком. Лежим и ждем, когда немцы пойдут в наступление. А они пустили впереди себя гражданское население, а сами за копны спрятались. Как бить по - своим? Подпустили их ближе, да только потом…» И прадедушка плакал.

А еще страшным был день, когда узнал, что его отца взяли в плен и он погиб 23 июня 1943 года ( Приложение 10).

3.Мирная жизнь

3.1 Все только начинается

Дед очень редко надевал свой парадный костюм с орденами и медалями. У него не так много наград, но он очень гордился ими.

В 1947 году Александр Павлович приехал в Алтайский край село Котляровка, и устроился на работу в колхоз.

Я узнала, а чем же занимался мой прадед в мирное время. Рассматривая старые документы, я нашла записи, которые рассказали мне, как проходила трудовая жизнь моего прадеда, Очень востребована в то время, была профессия тракториста. Обучался прадедушка очень быстро. Я нашла удостоверение, в котором написано, что прадед учился в Тальменской школе сельского хозяйства и получал лишь хорошие отметки. А еще удостоверение тракториста 2 категории ( Приложение 11).

Тут же встретил свою любовь – прабабушку Анну Константиновну и они поженились 29 октября 1948 года. Бабушка сохранила их свидетельство о браке (Приложение12). Александр Павлович вместе с женой Анной Константиновной воспитали пять сыновей и дочь. Их родительский подвиг отмечен Родиной «Медалью материнства I и II степени» ( Приложение 13)

Из рассказов папы, моя бабушка помнит, что работали по десять и более часов. Затем началось освоение целинных земель. Тогда уже совсем стало не до сна. Прадедушка трудился от «зари до темна». А иначе тогда было нельзя.

Нужно было работать, чтобы прокормить свою большую, но очень дружную семью. За свой труд прадедушка награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель».

Затем работал комбайнером. А еще освоил профессию животновода и проработал до самой пенсии. Мирный труд Александра Павловича отмечен орденом «Трудового Красного знамени». За долголетний добросовестный труд награждён медалью «Ветеран труда» ( Приложение 14).

3.2. Жизнь на заслуженном отдыхе.

В 1982 году ушёл на заслуженный отдых. Но он не сидел, сложа руки. Он продолжал работать на личном подсобном хозяйстве. У него было много кур, овец, гусей. Прадедушка научился доить корову. Моя мама вспоминает, что дедушка ездил на лошади по деревне, а у нее захватывало дух от радости и гордости ( Приложение 15).

Дом прадедушки и прабабушки всегда был наполнен светом и любовью, детским смехом и голосами. Внуки и внучки, которых он очень любил ( в их число входит моя мама) постоянно гостили у дедушки с бабушкой. Вся большая семья собиралась по праздникам в гостеприимном доме, который прадед построил сам. Сейчас мы гостим в доме только летом.

Мой прадед всегда был желанным и дорогим гостем на праздниках, посвященных Дню Победы в Котляровской сельской школе. Бабушка вспоминает, как она гордилась, когда ее папа рассказывал ребятам о войне, как

вытирал слезы, и как она гордилась тем, что ее отец – настоящий герой.

Прадедушку чествовали на 9 Мая. В этот день он встречался со ветеранами войны, такими же героями, как он ( Приложение 15).

16 ноября 2005 года на 82 году ушел из жизни мой прадед, замечательный человек, большой труженик Шмаков Алексей Павлович . Он не был знаменитым, выдающимся, но в нашей памяти , он останется скромным, приятным в общении, трудолюбивым, хорошим семьянином, который всю свою трудился на благо своей семьи и Родины. Я хочу быть похожей на него.

Каждый год я, вместе с мамой и бабушкой, езжу в село Котляровка на могилу к своему прадеду. Ухаживаю за могилой, вспоминаю его и говорю слова благодарности за то, что он дал мне жизнь, за то, что у меня такие сильные «корни». А еще 9 мая в нашем селе проходит шествие «Бессмертного полка». Я с моим прадедом «иду в одном строю» ( Приложение 16).

А еще я побывала в районном музее. Оказалось, что там есть материалы про моего прадеда. Особенно меня удивила книжка о героях Великой Отечественной войны С. Котляровки . И , конечно же, там есть Мой прадед Шмаков Александр Павлович (Приложение 16).

Заключение.

Моя гипотеза полностью подтвердилась. Я уверена, что мой прадед — это человек, достойный уважения и подражания. Такие люди, как он, творили нашу историю, благодаря таким как мой прадед, мы победили фашистов, выстояли в трудное послевоенное время и живем сейчас. Героем нельзя родиться, но им можно стать ради своей страны.

Теперь, когда я подвожу итоги исследовательской работы о моем прадедушке, видно, как до обидного мало знаем мы о своих предках. Я очень благодарна своим родственникам, бабушке, за то, что они смогли мне рассказать о моем предке. Я постараюсь сохранить для своих потомков хотя бы эти знания. Ведь пока мы помним прошлое, у нас есть и будущее.

Хочу обратиться ко всем людям со словами: берегите близких, уважайте стариков, любите детей, ведь заботясь о своем прошлом и настоящем, вы заботитесь о своем будущем.

Я подумала, почему медали лежат и хранятся в шкатулке у бабушки? Учительница рассказала, что можно сшить специальную подушечку для наград. Мы с мамой взялись за дело и подушечка готова ( Приложение 17) . Теперь я могу всем показывать прадедушкины награды и рассказывать историю его жизни.

Изучая жизненный и трудовой путь своего прадеда, я для себя сделала вывод:

1) Если человек трудится не покладая рук, как это делал мой прадед, то к

нему обязательно придут и уважение, и признание.

2) Какую бы работу ты не выполнял, делай её добросовестно.

Думаю, что моя исследовательская работа на этом не закончена. Я хочу собрать своих ныне живущих родственников всех вместе для ознакомления с материалами проделанного исследования, наметить дальнейший план пополнения и хранения этих документов.

Материалами из семейного архива желаю пополнить краеведческий материал школьного музея «Мои родные в годы Великой Отечественной войны». Планирую рассказать своим одноклассникам о вкладе моей семьи в Победу над захватчиками. А пока ребята с удовольствие рассматривали медали и ордена моего прадеда (Приложение 17)

Я предложила одноклассникам создать альбом «Мы – правнуки Победителей», в котором каждый расскажет о своих знаменитых прадедушках-участниках ВОВ.

Я создам презентацию – « Мой прадед – герой» и буду рассказывать о своем прадеде на классных часах, на мероприятиях в школьном музее.

Список литературы и источников:

1. Книга Памяти Поспеихинского района. Победители. Поспелиха.2014. – с.196.

2.Материалы домашних архивов (фотографии, военный билет, документы, награды).

3.Воспоминания родственников.

4.Записи устных свидетельств.

Интернет – ресурсы

podvig-naroda-poisk-uchastnikov-vov-po

https://pamyat-naroda.ru/ops/ 

pobediteli.ru

Приложения

Приложение 1

Опрошено было 50 учащихся начальной школы

1. Что для тебя значит Великая Отечественная война?

- просто далекое прошлое - 20 человек

- гордость за свой народ - 30 человек

2. Воевал ли кто-нибудь из твоих прадедов или дедов?

Да – 26 нет - 5 не знаю – 19

3. Какие чувства ты переживаешь , когда речь идет о ВОВ?

- страх перед возможностью войны - 14

- восхищение героизмом людей- 27

- не думаю об этом- 9

4.Есть ли у тебя чувство гордости за свой народ, за его Победу?

Да -50 нет -0 затрудняюсь ответить - 0

5. Имеет ли для тебя значение такой праздник, как «День Победы»?

Да - 50 нет-0

6. Как ты думаешь, молодые люди нынешнего поколения смогли бы так же, как ветераны защищать Родину?

Да -44 нет-0 затрудняюсь ответить- 6

7. Много ли ты знаешь ветеранов ВОВ?

Да -26 не знаю никого- 24

9. Оказывал ли ты реальную помощь Ветеранам ВОВ?

Да - 5 нет – 45

10.Поздравляешь ли ты ветеранов войны в праздник вне зависимости от того, знаком ли тебе этот человек?

Да - 34 нет -16

Опрос ребят.

Приложение 2

Бабушка Лида – лучший собеседник.

Родители моего прадеда: Пелагея Тихоновна и Павел Николаевич.

Приложение 3

Вырезка из газеты « Новый путь».

Приложение 4

Книга « Победители», вышла в 2014.

Запись о моем прадедушке на с. 59.

П риложение 5

Регистрационная карточка прадеда.

Боевой путь прадеда от Алма – Аты до Кенигсберга.

Приложение 6

Награды моего прадедушки.

М едаль Жукова. Эту награду дают за мужество, стойкость проявленные военнослужащими лицами в годы войны. Некоторых же удостоили этой награды и в ознаменование столетия со дня рождения этого великого маршала. Основанием для награждения становятся документы, которые подтверждают непосредственное участие человека в ВОВ 1941–1945-х годов в составе армии. Мой прадедушка в 1945 г. был в составе армии под командованием Жукова и получил эту медаль за храбрость и непосредственное участие в боях.

«Медаль Жукова».

Приложение 7

В1985 году, в честь 40-летия Великой Победы над фашизмом, орденом Отечественной войны были награждены все жившие на тот момент ветераны войны.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года говорилось, что следует «произвести награждение орденом Отечественной войны II степени:

— лиц, принимавших непосредственное участие в Великой Отечественной войне в составе действующей армии, партизанских формированиях или в подполье.

На сайте «Память народа». Медаль прадеда.

Приложение 8

Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждались:

- все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава, принимавшие непосредственное участие в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД на фронтах Отечественной войны или обеспечивавшие победу своей работой в военных округах;

-все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава, служившие в период Великой Отечественной войны в рядах действующей Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, но выбывшие из них по ранению, болезни и увечью, а также переведённые по решению государственных и партийных организаций на другую работу вне армии.

Запись в военном билете.

Приложение 9

М едаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо уважаемой и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. Это главное отличие медали «За отвагу» от некоторых других медалей и орденов, которые нередко вручались «за участие». В основном медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав, но также она вручалась и офицерам (преимущественно младшего звена).

Информация с сайта «Подвиг народа».

Приложение 10

Мой прадед - Шмаков Александр Павлович – участник войны.

Медаль «За освобождение Белоруссии».

Документы отца Александра Павловича (Данные с сайта Подвиг народа).

Приложение 11

Удостоверение тракториста.

Поднятие целины.

Приложение 12

Прадедушка Александр Павлович. Прабабушка Анна Константиновна.

Свидетельство о браке.

Приложение 13

Удостоверение « Медаль материнства».

Медали I и II степени.

Приложение 14

К награждению медалью «За освоение целинных земель» представляются работники, проработавшие в районах освоения целинных и залежных земель, как правило, не менее двух лет.

О рден Трудового Красного Знамени учреждён для награждения за большие трудовые заслуги перед Советским государством и обществом в области производства, науки, культуры, литературы, искусства, народного образования, здравоохранения, в государственной, общественной и других сферах трудовой деятельности.

М едалью «Ветеран труда» награждались трудящиеся за долголетний добросовестный труд в народном хозяйстве, в области науки, культуры, народного образования, здравоохранения, в государственных учреждениях и общественных организациях, а также рабочие, колхозники и служащие в знак признания их трудовых заслуг по достижении трудового стажа.

Медаль « Ветеран труда».

Приложение 15

Прадедушка с ветеранами на 9 мая.

Прадед любил прокатиться с ветерком.

Приложение 16

С прадедом в одном строю.

В районном музее: Портрет прадеда. Книга «Памяти» с Котляровка.

Приложение 17

Рассматриваем награды прадеда.

Подушечка для медалей.

Прадеда поздравляли губернатры края и Президент.

Просмотров работы: 61