Введение
Мой прадед геройски прошел всю войну.
И с Победой вернулся домой.
Я за мир благодарна ему,
И горжусь, что прадед – герой.
Смысл жизни состоит в том, чтобы прожить её достойно. Деды наши, следуя этой истине, не задумываясь, отдали свои жизни, чтобы нашему поколению не знать ужасов войны.
Я родилась в счастливое, мирное время и немного слышала о войне, а ведь она не обошла стороной и моих родных.
Всю войну прошел мой прадед Шмаков Александр Павлович. О нем я знаю лишь по рассказам своей бабушки, а она в свою очередь от своего отца. Он был истинным героем, без тени зазнайства, очень скромным человеком.
По словам бабушки, прадедушка не любил рассказывать о войне. Когда его просили вспомнить о том времени, он лишь вздыхал тяжело и отворачивался, пряча слезы. Я задаю себе вопрос « Почему он так вел себя? Почему ветераны на праздновании Дня Победы не скрывают слез?» Бабушка рассказала, что в День Победы Александра Павловича всегда поздравляли с места работы, чествовали на Площади Победы. Работу я назвала «Героями не рождаются – героями становятся»
Я много в этой жизни не понимаю и пока объяснить не могу. Но мне захотелось узнать как жил мой прадед, как относились к нему люди? Какими человеческими качествами он обладал? Что оставил в наследство нам - своим внукам и правнукам?
Мое исследование актуально для меня и всей моей семьи. Изучая жизнь своих предков, мы узнаем самих себя. Для каждого человека семья - это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но и знать историю своего рода. История семьи - это корни, без которых человек не может существовать.
Прежде чем начать исследование я решила узнать, что знают о войне, о своих родственниках, которые воевали с фашистами учащиеся начальных классов нашей школы? Со своим классным руководителем составили вопросы и провели анкетирование для ребят начальных классов ( Приложение 1)
Прежде чем начать исследование я решила узнать, что знают о войне, о своих родственниках, которые воевали с фашистами учащиеся начальных классов нашей школы? по результатам анкетирования я могу сделать следующий: Ребята испытывают уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны. Но мало, кто из учащихся знает о тех родственниках, которые проливали кровь за наше мирное детство, за нашу Родину.
Объектом исследования: является жизненный путь моего прадеда
Шмакова Александра Павловича.
Предмет исследования: биография Шмакова Александра Павловича .
Я пыталась показать в своей работе некоторую новизну, которая
отличала и выделяла бы её среди множества других подобных работ. В ходе работы мной были проведены интересные встречи, беседы. Я нашла газетные вырезки, в которых упоминается мой прадед. С мамой мы нашли старые фотографии, документы, награды прадедушки. Исследуя историю жизни моего прадеда - Шмакова Александра Павловича, я хотела описать некоторые факты из жизни.
Гипотеза: считаю, что мой прадед — это человек, достойный уважения и подражания. Героем нельзя родиться, но им можно стать ради своей страны.
Цель моей работы:
- собрать ведино весь имеющийся материал и описать жизнь моего прадеда Шмакова Александра Павловича, для того чтобы знать историю своей семьи.
Задачи:
-собрать сведения о трудовой биографии и личной жизни прадеда;
- проследить его судьбу во время и после Великой Отечественной войны;
-изучить сохранившиеся документы и фотографии в семейных архивах;
-беседуя с бабушкой, узнать о боевых подвигах прадедушки.
Методы исследования:
анализ источников информации;
посещение районного музея;
беседы с родственниками;
исследование личных документов, фотодокументов;
обобщение полученных данных.
Формы работы:
встречи – интервью с членами семьи моего дедушки;
экскурсия в районный музей ;
поиск информации в селе, где проживал мой прадед;
создание презентации;
оформление подушечки для наград прадедушки.
1. Жизненный путь, полный труда и тревог.
1.1 До войны.
Мой прадед – Шмаков Александр Павлович известный человек в своем селе - Котляровка. О нём написано немало статей в газетах разного уровня.
Я мало о нём знала, хоть он мой родной прадед, но я не застала его при жизни.
Я решила расспросить о прадедушке свою бабушку, тем боле, что она интереснейший собеседник, а эта тема для неё, как оказалось, очень близка и дорога ( Приложение 2).
В свидетельстве о рождении прадедушки написано, что Шмаков Александр Павлович родом из села Дурнево Рубцовского района. Родился 1 сентября 1924 года. Мама работала в животноводстве, отец был замечательным плотником.
У бабушки сохранились фотографии родителей моего прадеда. Мне кажется, я на них похожа. ( Приложение 2).
От бабушки я узнала, что мой прадед родился в семье Пешковых и его настоящая фамилия – Пешков. Со слов моей бабушки – Лидии Александровны, детство у отца было тяжелое, как и у всех в то время. Голод, нищета,
необразованность. В школу ходили босиком, делили каждый кусок хлеба. Его детство было не из лёгких, как, наверное, и большинства людей его поколения. И поэтому, чтобы прокормить сына, родители отдали его в дом священника Шмакова, где моему прадеду поменяли фамилию.
Он был вторым ребёнком, а всего в семье было семеро детей. Многие дети умерли еще в детстве. До взрослого возраста дожили двое: прадедушка, его сестра Галина. Галина умерла от пневмонии после войны.
Семья прадеда была бедная , поэтому «всего три годочка проходил в школу», вспоминал прадедушка ( Приложение 3)
Совсем еще мальчишкой был, а в дом уже приносил получку. Работал в колхозе: косил сено, ездил на лошади, работал с лопатой на току.
Но как все ребята того времени, он рвался на передовую. И вот его отправили на фронт. Впереди была целая война.
2. На военную службу призывается солдат
2.1 Война. Начало пути.
Война оставила неизгладимый след в жизни моего деда, как впрочем, и
всех людей его поколения. Бабушка вспоминает, что он часто рассказывал о войне. Его воспоминания были очень интересными. Но он никогда не хвалился своими наградами, мало говорил и о ранениях. Не любил фотографироваться в форме, с медалями и орденами.
Моя бабушка – Михайлюк Лидия Александровна (в девичестве Шмакова) , рассказала мне о своем отце как о скромном, трудолюбивом и талантливом человеке.
У нас в семье осталось мало его фотографий, а мне хотелось увидеть своего прадеда, и тогда мы обратились к бабушке, у которой сохранились и фото, и документы, и награды прадедушки.
Война… Она неожиданно ворвалась в жизнь страны, в жизнь многих людей и моих родных.
Чтобы узнать о боевом пути моего прадеда, я постаралась собрать информацию
из разных источников:
А) Сначала мы с мамой побывали в Поспелихинском Райвоенкомате, затем зашли на разные сайты в интернете, сходили в краеведческий музей. К счастью, информации о моем прадеде сохранилось достаточно .
Б) Из бесед с родственниками я узнала:
В 1942 году Александр Павлович призван на фронт. Сначала отправили в Алма – Ату в кавалерийскую часть проходить обучение, затем одели в новое обмундирование и отправили под Сталинград. Под Сталинградом шли тяжёлые бои, долго воевать под Сталинградом не пришлось – направили в Брянские леса. На Брянщине служил радистом, связистом. Ведь именно ему необходимо было обеспечивать устойчивой связью свой батальон. В такую горячую минуту и ранило его в первый раз. Прошёл всю Белоруссию, освобождал г. Лида, Барановичи, Гродно, Витебск.
2.2 Боевой путь моего прадеда.
Я посетила школьную библиотеку, наш библиотекарь показала мне книгу « Победители», которая вышла в 2014 году в Поспелихе, там я нашла информацию о том, где воевал мой прадед, но мы с мамой нашли ошибку в тексте. Мой дедушка умер в 2005 году, а в статье написано в 2002
(Приложение 4)
Так как прадедушки уже нет, мы с мамой решила в интернете найти информацию о тех местах, где воевал мой прадед. Каково же было наше удивление, что на сайте « Память народа», мы смогли найти карту, на которой
показан весь его боевой путь ( Приложение 5).
Бабушка рассказала, что дедушка рассказывал о своей службе так: «Часто уходили на задание ночью, только командир знал полностью цель задания, а солдаты выполняли его распоряжение. Не раз с задания возвращались с «языком». А это было очень важно, так как от «языка»- немецкого солдата или офицера, получали ценные сведения, которые помогли спасти сотни жизней.
Был пулемётчиком и радиотелеграфистом на территории Восточной Пруссии.
В боях за Кенигсберг получил тяжёлое ранение в голову и руку. День Победы встретил на больничной койке, получив очередное ранение. После госпиталя попал в распределительный батальон в Белоруссии в г. Гродно, где два года проработал в подсобном хозяйстве. Вернулся домой только в 1947 году.
2.3 Награды
Мой прадед был награжден медалями и орденами. Я рассматривала их, и мне захотелось выяснить, за что вручались эти награды. Вот, что мне удалось узнать:
1. Медаль Жукова. Эту награду дают за мужество, стойкость проявленные военнослужащими лицами в годы войны. Мой прадедушка в 1945 г. был в составе армии под командованием Жукова и получил эту медаль за храбрость и непосредственное участие в боях ( Приложение 6).
2. Орден Отечественной войны II степени, мы нашли на сайте запись и про эту награду ( Приложение 7)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» есть у моего прадедушки (запись в военном билете, стр. 9)
( Приложение 8).
3. Медаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо уважаемой и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. За что получил ее мой прадедушка?
21 января 1945 года в бою за населенный пункт Гиршберг ( Восточная Пруссия)
поджег дом, откуда немецкие автоматчики вели огонь по эскадрону. Я узнала об этом подвиге из наградного листа, который нашла на сайте «Подвиг народа».
В этом бою был тяжело ранен. За храбрость был награжден Медалью «За отвагу» ( Приложение 9 ) .
Мой прадед рассказывал моей бабушке, что воевал на 1-ом Белорусском фронте. Я узнала, что уже после смерти прадеда, его наградили медалью «За освобождение Белоруссии». Она хранится у сына прадедушки.
(Приложение 10)
Из рассказа моей бабушки:
- Когда дедушку спрашивали, какое самое страшное воспоминание о войне, он рассказывал: «Я был пулеметчиком. Лежим и ждем, когда немцы пойдут в наступление. А они пустили впереди себя гражданское население, а сами за копны спрятались. Как бить по - своим? Подпустили их ближе, да только потом…» И прадедушка плакал.
А еще страшным был день, когда узнал, что его отца взяли в плен и он погиб 23 июня 1943 года ( Приложение 10).
3.Мирная жизнь
3.1 Все только начинается
Дед очень редко надевал свой парадный костюм с орденами и медалями. У него не так много наград, но он очень гордился ими.
В 1947 году Александр Павлович приехал в Алтайский край село Котляровка, и устроился на работу в колхоз.
Я узнала, а чем же занимался мой прадед в мирное время. Рассматривая старые документы, я нашла записи, которые рассказали мне, как проходила трудовая жизнь моего прадеда, Очень востребована в то время, была профессия тракториста. Обучался прадедушка очень быстро. Я нашла удостоверение, в котором написано, что прадед учился в Тальменской школе сельского хозяйства и получал лишь хорошие отметки. А еще удостоверение тракториста 2 категории ( Приложение 11).
Тут же встретил свою любовь – прабабушку Анну Константиновну и они поженились 29 октября 1948 года. Бабушка сохранила их свидетельство о браке (Приложение12). Александр Павлович вместе с женой Анной Константиновной воспитали пять сыновей и дочь. Их родительский подвиг отмечен Родиной «Медалью материнства I и II степени» ( Приложение 13)
Из рассказов папы, моя бабушка помнит, что работали по десять и более часов. Затем началось освоение целинных земель. Тогда уже совсем стало не до сна. Прадедушка трудился от «зари до темна». А иначе тогда было нельзя.
Нужно было работать, чтобы прокормить свою большую, но очень дружную семью. За свой труд прадедушка награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель».
Затем работал комбайнером. А еще освоил профессию животновода и проработал до самой пенсии. Мирный труд Александра Павловича отмечен орденом «Трудового Красного знамени». За долголетний добросовестный труд награждён медалью «Ветеран труда» ( Приложение 14).
3.2. Жизнь на заслуженном отдыхе.
В 1982 году ушёл на заслуженный отдых. Но он не сидел, сложа руки. Он продолжал работать на личном подсобном хозяйстве. У него было много кур, овец, гусей. Прадедушка научился доить корову. Моя мама вспоминает, что дедушка ездил на лошади по деревне, а у нее захватывало дух от радости и гордости ( Приложение 15).
Дом прадедушки и прабабушки всегда был наполнен светом и любовью, детским смехом и голосами. Внуки и внучки, которых он очень любил ( в их число входит моя мама) постоянно гостили у дедушки с бабушкой. Вся большая семья собиралась по праздникам в гостеприимном доме, который прадед построил сам. Сейчас мы гостим в доме только летом.
Мой прадед всегда был желанным и дорогим гостем на праздниках, посвященных Дню Победы в Котляровской сельской школе. Бабушка вспоминает, как она гордилась, когда ее папа рассказывал ребятам о войне, как
вытирал слезы, и как она гордилась тем, что ее отец – настоящий герой.
Прадедушку чествовали на 9 Мая. В этот день он встречался со ветеранами войны, такими же героями, как он ( Приложение 15).
16 ноября 2005 года на 82 году ушел из жизни мой прадед, замечательный человек, большой труженик Шмаков Алексей Павлович . Он не был знаменитым, выдающимся, но в нашей памяти , он останется скромным, приятным в общении, трудолюбивым, хорошим семьянином, который всю свою трудился на благо своей семьи и Родины. Я хочу быть похожей на него.
Каждый год я, вместе с мамой и бабушкой, езжу в село Котляровка на могилу к своему прадеду. Ухаживаю за могилой, вспоминаю его и говорю слова благодарности за то, что он дал мне жизнь, за то, что у меня такие сильные «корни». А еще 9 мая в нашем селе проходит шествие «Бессмертного полка». Я с моим прадедом «иду в одном строю» ( Приложение 16).
А еще я побывала в районном музее. Оказалось, что там есть материалы про моего прадеда. Особенно меня удивила книжка о героях Великой Отечественной войны С. Котляровки . И , конечно же, там есть Мой прадед Шмаков Александр Павлович (Приложение 16).
Заключение.
Моя гипотеза полностью подтвердилась. Я уверена, что мой прадед — это человек, достойный уважения и подражания. Такие люди, как он, творили нашу историю, благодаря таким как мой прадед, мы победили фашистов, выстояли в трудное послевоенное время и живем сейчас. Героем нельзя родиться, но им можно стать ради своей страны.
Теперь, когда я подвожу итоги исследовательской работы о моем прадедушке, видно, как до обидного мало знаем мы о своих предках. Я очень благодарна своим родственникам, бабушке, за то, что они смогли мне рассказать о моем предке. Я постараюсь сохранить для своих потомков хотя бы эти знания. Ведь пока мы помним прошлое, у нас есть и будущее.
Хочу обратиться ко всем людям со словами: берегите близких, уважайте стариков, любите детей, ведь заботясь о своем прошлом и настоящем, вы заботитесь о своем будущем.
Я подумала, почему медали лежат и хранятся в шкатулке у бабушки? Учительница рассказала, что можно сшить специальную подушечку для наград. Мы с мамой взялись за дело и подушечка готова ( Приложение 17) . Теперь я могу всем показывать прадедушкины награды и рассказывать историю его жизни.
Изучая жизненный и трудовой путь своего прадеда, я для себя сделала вывод:
1) Если человек трудится не покладая рук, как это делал мой прадед, то к
нему обязательно придут и уважение, и признание.
2) Какую бы работу ты не выполнял, делай её добросовестно.
Думаю, что моя исследовательская работа на этом не закончена. Я хочу собрать своих ныне живущих родственников всех вместе для ознакомления с материалами проделанного исследования, наметить дальнейший план пополнения и хранения этих документов.
Материалами из семейного архива желаю пополнить краеведческий материал школьного музея «Мои родные в годы Великой Отечественной войны». Планирую рассказать своим одноклассникам о вкладе моей семьи в Победу над захватчиками. А пока ребята с удовольствие рассматривали медали и ордена моего прадеда (Приложение 17)
Я предложила одноклассникам создать альбом «Мы – правнуки Победителей», в котором каждый расскажет о своих знаменитых прадедушках-участниках ВОВ.
Я создам презентацию – « Мой прадед – герой» и буду рассказывать о своем прадеде на классных часах, на мероприятиях в школьном музее.
Список литературы и источников:
1. Книга Памяти Поспеихинского района. Победители. Поспелиха.2014. – с.196.
2.Материалы домашних архивов (фотографии, военный билет, документы, награды).
3.Воспоминания родственников.
4.Записи устных свидетельств.
Интернет – ресурсы
podvig-naroda-poisk-uchastnikov-vov-po…
https://pamyat-naroda.ru/ops/
pobediteli.ru
Приложения
Приложение 1
Опрошено было 50 учащихся начальной школы
1. Что для тебя значит Великая Отечественная война?
- просто далекое прошлое - 20 человек
- гордость за свой народ - 30 человек
2. Воевал ли кто-нибудь из твоих прадедов или дедов?
Да – 26 нет - 5 не знаю – 19
3. Какие чувства ты переживаешь , когда речь идет о ВОВ?
- страх перед возможностью войны - 14
- восхищение героизмом людей- 27
- не думаю об этом- 9
4.Есть ли у тебя чувство гордости за свой народ, за его Победу?
Да -50 нет -0 затрудняюсь ответить - 0
5. Имеет ли для тебя значение такой праздник, как «День Победы»?
Да - 50 нет-0
6. Как ты думаешь, молодые люди нынешнего поколения смогли бы так же, как ветераны защищать Родину?
Да -44 нет-0 затрудняюсь ответить- 6
7. Много ли ты знаешь ветеранов ВОВ?
Да -26 не знаю никого- 24
9. Оказывал ли ты реальную помощь Ветеранам ВОВ?
Да - 5 нет – 45
10.Поздравляешь ли ты ветеранов войны в праздник вне зависимости от того, знаком ли тебе этот человек?
Да - 34 нет -16
Опрос ребят.
Приложение 2
Бабушка Лида – лучший собеседник.
Родители моего прадеда: Пелагея Тихоновна и Павел Николаевич.
Приложение 3
Вырезка из газеты « Новый путь».
Приложение 4
Книга « Победители», вышла в 2014.
Запись о моем прадедушке на с. 59.
П риложение 5
Регистрационная карточка прадеда.
Боевой путь прадеда от Алма – Аты до Кенигсберга.
Приложение 6
Награды моего прадедушки.
М едаль Жукова. Эту награду дают за мужество, стойкость проявленные военнослужащими лицами в годы войны. Некоторых же удостоили этой награды и в ознаменование столетия со дня рождения этого великого маршала. Основанием для награждения становятся документы, которые подтверждают непосредственное участие человека в ВОВ 1941–1945-х годов в составе армии. Мой прадедушка в 1945 г. был в составе армии под командованием Жукова и получил эту медаль за храбрость и непосредственное участие в боях.
«Медаль Жукова».
Приложение 7
В1985 году, в честь 40-летия Великой Победы над фашизмом, орденом Отечественной войны были награждены все жившие на тот момент ветераны войны.
В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года говорилось, что следует «произвести награждение орденом Отечественной войны II степени:
— лиц, принимавших непосредственное участие в Великой Отечественной войне в составе действующей армии, партизанских формированиях или в подполье.
На сайте «Память народа». Медаль прадеда.
Приложение 8
Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждались:
- все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава, принимавшие непосредственное участие в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД на фронтах Отечественной войны или обеспечивавшие победу своей работой в военных округах;
-все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава, служившие в период Великой Отечественной войны в рядах действующей Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, но выбывшие из них по ранению, болезни и увечью, а также переведённые по решению государственных и партийных организаций на другую работу вне армии.
Запись в военном билете.
Приложение 9
М едаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо уважаемой и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. Это главное отличие медали «За отвагу» от некоторых других медалей и орденов, которые нередко вручались «за участие». В основном медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав, но также она вручалась и офицерам (преимущественно младшего звена).
Информация с сайта «Подвиг народа».
Приложение 10
Мой прадед - Шмаков Александр Павлович – участник войны.
Медаль «За освобождение Белоруссии».
Документы отца Александра Павловича (Данные с сайта Подвиг народа).
Приложение 11
Удостоверение тракториста.
Поднятие целины.
Приложение 12
Прадедушка Александр Павлович. Прабабушка Анна Константиновна.
Свидетельство о браке.
Приложение 13
Удостоверение « Медаль материнства».
Медали I и II степени.
Приложение 14
К награждению медалью «За освоение целинных земель» представляются работники, проработавшие в районах освоения целинных и залежных земель, как правило, не менее двух лет.
О рден Трудового Красного Знамени учреждён для награждения за большие трудовые заслуги перед Советским государством и обществом в области производства, науки, культуры, литературы, искусства, народного образования, здравоохранения, в государственной, общественной и других сферах трудовой деятельности.
М едалью «Ветеран труда» награждались трудящиеся за долголетний добросовестный труд в народном хозяйстве, в области науки, культуры, народного образования, здравоохранения, в государственных учреждениях и общественных организациях, а также рабочие, колхозники и служащие в знак признания их трудовых заслуг по достижении трудового стажа.
Медаль « Ветеран труда».
Приложение 15
Прадедушка с ветеранами на 9 мая.
Прадед любил прокатиться с ветерком.
Приложение 16
С прадедом в одном строю.
В районном музее: Портрет прадеда. Книга «Памяти» с Котляровка.
Приложение 17
Рассматриваем награды прадеда.
Подушечка для медалей.
Прадеда поздравляли губернатры края и Президент.