Тернистый путь солдата на войне

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тернистый путь солдата на войне

Коновалов Г.В. 1
1МОБУ гимназия №5 муниципального района Давлекановский район РБ
Суркова Н.Б. 1
1МОБУ гимназия №5 муниципального района Давлекановский район РБ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Память... память... Тревожная, горькая. Уже нет с нами героев, прошедших Великую Отечественную Войну, но память об их подвиге должна передаваться из поколения в поколение. Я пишу свою исследовательскую работу в холодные январские дни 2023 года. И невольно возвращаясь на восемь десятков лет назад, в историю, думаю, что же пришлось пережить простым советским людям? Где они находили силы противостоять такому грозному врагу? О чем думали тогда мои сверстники? Как они пережили эти страшные для страны дни, когда угроза фашизма нависла над Родиной?

Актуальность темы:

С горечью в душе приходится признать, что наше поколение знает о войне не очень много. А ведь история не прощает, когда ее забывают. Именно отсюда, я считаю, проблемы нашего времени – безверие, отсутствие гражданской позиции, а самое страшное – осквернение памяти.

Актуально именно сейчас, пока не поздно, пока остались живые свидетели тех времен, лучше узнать о том, как жили люди в эти годы, как выжили и сохранили в себе такие качества, как стойкость, честность, бесстрашие – эти причины привели меня к исследованию о подвиге и судьбе моего прадедушки Лысенкова Ивана Филипповича.

Я хотел бы, чтобы люди осознали хрупкость нашего мира, прочувствовали, что двигало теми русскими солдатами, которые живыми факелами бросались на танки, своими телами закрывали амбразуры дзотов. Шли на таран в воздушном бою, пленили генералов.

Цель данной работы: провести исследование военной судьбы моего прадедушки Лысенкова Ивана Филипповича.

Задачи исследования - сохранение памяти о героизме простых солдат, являлась основной для меня в данной работе. Я описываю военный путь одного солдата - гвардии старшего сержанта, Лысенкова Ивана Филипповича, которому пришлось испытать на себе голод, ранения, плен, предательство командира и проявить всю силу духа, чтобы с честью выдержать главное сражение войны – битву за Берлин.

При подготовке работы использовались следующие методы:

1.Теоретический (анализ, синтез) документов, фотоматериалов

2.Сравнительно – исторический

3. Эмпирический – беседы с родственниками

Объектом исследования являются военные операции периода Великой Отечественной войны. В качестве предмета исследования следует выделить один из подвигов Великой Отечественной войны.

Начало краеведческому расследованию положил интересный случай. Однажды, когда мы с мамой рассматривали семейный альбом, она показала мне старую фотографию солдата с наградами на гимнастерке. «А это твой прадедушка, Лысенков Иван Филиппович, Ворошиловский стрелок! Он видел, как Власов под Ленинградом сдавался в плен фашистам» - сказала мама. Я заинтересовался этим фактом, был заинтригован – неужели он видел того самого Власова, историю предательства которого я часто встречаю в ходе просмотра документальных фильмов о Великой Отечественной войне и на страницах книг! Я начал выяснять историю боевого пути Ивана Филипповича.

Моя мама, Чибисова Лариса Анатольевна, - учитель - логопед гимназии № 5 передала мне фотографии и документы из семейного архива.

В ходе расследования состоялось несколько личных встреч с сыном Ивана Филипповича, Лысенковым Валерием Ивановичем, который показал мне документы, награды и очень много рассказал о жизни моего героя. Также, я работал в краеведческом музее с документами, прочитал большое количество литературы о Великой Отечественной Войне.

Мой наставник, учитель истории, руководитель краеведческого кружка гимназии №5 Суркова Н.Б. помогла мне с подбором литературы о Великой Отечественной Войне, корректировала работу.

В первой главе будет сделана попытка, на основе анализа семейного архива семьи Лысенковых: фотографий, личных документов, рассказов и воспоминаний, проследить годы службы моего героя, а также этапы его становления как личности. Во второй главе я поставил себе задачу описать подвиг участника Великой отечественной войны, моего прадедушки, глазами современника и сделала выводы о смелости, бесстрашии моего прадеда - героя.

«Тернистый путь» славы моего прадедушки оказались для меня интереснейшей книгой: передо мной, как живые, вставали люди, участники тех событий, звучали выстрелы, начинался обстрел. Каждая глава начинается стихотворениями собственного сочинения о Великой отечественной войне.

Глава 1.

Что может знать ребенок о войне?

Что может знать ребенок о войне?

Наверное, лишь то, что слышал он от деда.

Когда еще так мало понимал

Какой ценой досталась нам победа.

Мой прадедушка по материнской линии Лысенков Иван Филиппович родился 26 октября 1920 года в селе Елизаветино Белебеевского района Башкирской АССР в большой и дружной семье.

Вместе с тремя братьями ходил в школу, помогал родителям по хозяйству и бегал в тир. В 30-е годы для многих советских ребят тир становится местом, где школьники учились стрельбе. В 1938 году Лысенков Иван становится чемпионом БАССР по стрельбе из ручного пулемета и ему присваивается почетное звание «Ворошиловский стрелок». Уже в 1920 во многих городах СССР в рамках всевобуча стали организовываться кружки и секции. Большую роль в развитии стрелкового спорта в стране сыграли спортивное общество «Динамо» и оборонное ОСОАВИАХИМ (ДОСААФ). В 1932 был учрежден значок «Ворошиловский стрелок» 1-й и 2-й ступени. Программа и правила соревнований по стрельбе многообразны. Она включает различные упражнения, как из боевой, так и малокалиберной и пневматической винтовок, пистолетов и револьверов. [1] Анализируя этот факт биографии, я сделал вывод, что занятия стрельбой сыграли огромную роль в становлении моего героя. Это умение пригодилось ему позже, когда на страну обрушилось страшное испытание.

«В Положении Осоавиахима от 1932 года указывалось, что значок «Ворошиловский стрелок» можно получить за сдачу нормативов с использованием спортивной малокалиберной винтовки ТОЗ-8 (с 1933 года и ТОЗ-9) с открытым или диоптрическим прицелом. Кроме того, от претендента требовалась хорошая общефизическая подготовка и активное участие в делах оборонной организации» [5]. Таким образом, прадедушка уже в юном возрасте готовился к военной службе.

Вскоре семья перебирантся на постоянное место жительства в Давлеканово. В 1940 году Лысенков Иван был призван в Красную армию на срочную воинскую службу. (Я узнал, что «с началом Второй мировой войны, 1 сентября 1939 года, в СССР был принят закон, который обязал отбывать военную службу всех граждан страны. Для каждого рода войск были установлены следующие сроки прохождения действительной службы (ст. 7):

а) для рядового состава сухопутных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии – 2 года; согласно ст. 14, на действительную службу призывались граждане, которым в год призыва (с 1 января по 31 декабря) исполнилось 19 лет, а окончившим среднюю школу и ей соответствующие учебные заведения – 18 лет. [2] )

Итак, прадедушке 18 лет и начался важный период его жизни - служба в частях Красной Армии. Службу Лысенков Иван в качестве стрелка проходил на Китайской границе в селе Воскресенка. Именно там размещался его 237 стрелковый полк. [3]

20 июня 1941 года за хорошее несение караула курсант Лысенков получает благодарность от командира полка и 10 дней отпуска домой. Я считаю, что эта благодарность свидетельствует о многом. О добросовестном отношении к службе, о выносливости, ведь стоять в карауле не так то просто.

Собрав вещи, он ранним утром 22 июня в штабе 237 полка ждал дорожные документы на отправку домой, но вместо этого от радиста одним из первых узнал о начале Великой Отечественной войны. Иван вспоминал:

«Мог ли я это предвидеть? Что можно было прогнозировать? Другое дело — командующий состав… Но мы чувствовали тяжёлую обстановку и напряжение во взаимоотношениях с Германией. Тем более была проба сил в Финской войне, присоединении Прибалтики — развёртывание военных действий не на территории Советского Союза. Поэтому мы знали, чувствовали, что будет война. Но когда — не знали. А всё началось внезапно. Первая мысль - все, в отпуск не еду. Был патриотический настрой — защищать Родину». [5]

Таким образом, Иван Филиппович, ни на секунду не сомневался в своем предназначении - Родину спасать от фашистов. И здесь, отпуск, встреча с родными и друзьями ушли на второй план. Осознание сопричастности к беде своей страны у моего героя налицо. Подводя итог первой главы хочется отметить, становление моего прадедушки как личности, человека готового встать на защиту своей Родины произошло как и у многих граждан нашей страны - они не ждали испытаний, но когда час их настал, не задумываясь, отправились в бой.

Глава 2

Я пишу о войне…

Отшумела война, пролетели года,

Новый век на порог постучался.

Но сосед-старичок, чья седа голова,

Живой памятью с нами остался.

22 июня началась Великая Отечественная война. 23 июня полк, в котором служил Иван Филиппович, в срочном порядке был погружен в эшелон и двинулся на запад. «Проехали Байкал и через 15 суток оказались под Смоленском». Под Смоленском Иван Филиппович первый раз увидел колонны беженцев. Женщины, с котомками за спиной, с узлами в руках вели и несли маленьких детей. ««Всё вокруг гремело от выстрелов зениток и пулемётов, и было светло от сброшенных немцами ракет, от разрывов снарядов, от трассирующих пуль. Казалось, что сейчас небо на тебя свалится» [6].

Оттуда двинулись по Октябрьской железной дороге под Ленинград и 7 июля встали в оборону, т.к. немецкие части уже через несколько часов перерезали дорогу. В бой он вступил 15 июля 1941 года, а уже 27 июля 41 года получил свое первое ранение. После госпиталя Иван Филиппович возвращается в строй. С января по май 42 года окончил курсы стрелков и направлен в 1004 стрелковый полк заместителем командира взвода. Положение в полку к этому времени стало тяжелым. Расположенный на болотах у Красного Села, отрезанный от снабжения стрелковый полк был оснащен СВД (Винтовками Дегтярева), которые недавно были приняты на вооружение.

Об этой винтовке ветеран отзывался с болью, т.к. она не выдержила испытания болотистой местностью, при попадании любой песчинки в затвор его просто заклинивало и оружие становилось не пригодным. Часто солдаты выбрасывали винтовку, как ненужный хлам. Дошло до того, что на пять бойцов приходилась только одна рабочая винтовка.

Командование предпринимало попытки снабдить солдат провизией и боеприпасами. Рискуя жизнями, под немецкими зенитками летчики сбрасывали на парашютах продукты и боеприпасы, но большая часть попадала к противнику или в топи болот. Порой посылка была всего в двух метрах от бойцов, но дотянуться до нее было невозможно. Много солдат уходило в трясину. Не раз на окопы с солдатами падали сбитые врагом самолеты. Всю зиму бойцы в холодной, влажной земле, сдерживали врага, ходили в разведку. К весне солдаты совсем ослабли. У многих уже не было сил держать винтовку в руках. В карауле часто стояли по двое, чтобы напарник мог поднять упавшего солдата.

Особо Иван Филиппович запомнил день 15 мая 42 года. Стоя в дозоре, в десяти метрах от себя, он увидел командующего Второй Ударной Армией генерал – летейнанта Андрея Власова. Без охраны, нагруженый двумя большими чемоданами в сопровождении двух женщин, которые под руку шли следом, генерал перешел через мостик речушки и скрылся в лесу. Только спустя годы боец – Лысенков осознал, что стал невольным свидетелем позорного бегства командира. «Те немногие свидетели, которым удалось вырваться из котла, утверждали, что после неудачных попыток вывести армию из окружения, Власов пал духом. На его лице не было никаких эмоций, он даже не пытался прятаться при обстрелах в укрытиях. 12 июля генерал попал в плен, и когда прибыл немецкий патруль, Власов на немецком сказал им: «Не стреляйте, я генерал Власов». Солдаты опознали знаменитого генерала по часто публикуемым в газетах портретам и арестовали. Власов согласился, что надо бороться с коммунизмом и Сталиным и дал согласие на сотрудничество» [6].

Вскоре немцы тройным кольцом окружили оборонявшихся и взяли «В котел». Истощенные люди, практически без оружия не смогли дать достойный отпор фашистам. В рукопашной схватке сытый немец одним ударом приклада валил на землю двух, а то и трех русских солдат. Около семидесятитысяч солдат было взято в плен. Немцы построили всех, кто мог стоять в линию и начали выводить командиров. Многих, тут же на глазах у пленных, расстреливали. В памяти у рядового остался образ немецкого офицера, который, постукивая плеткой по начищенным до блеска сапогам, прохаживался вдоль колонны и указывал на офицеров. Затем он предложил желающим перейти «в доблестную немецкую армию». К сожалению нашлись и те, кто сделал шаг вперед. Их увели в одну сторону, а остальных повели к ближайшей станции [7].

Всех крепких мужчин погрузили в товарные вагоны и без еды и воды отправили к Польше. Лагерь, в который доставили пленных, уже был готов и встречал своих уздников колючей проволокой и новенькими вышками. Истощенным пленникам был уготован рабский труд на каменоломнях. На тачках и подводах они вывозили камени и грузили в полувагоны, строили оборонительные сооружения. Спали на сене. А едой были черствые булки хлеба, брошенные немцем раз в день. Пленные разрезали эти булки ниточкой на равные кусочки. Так и выживали. Ели, что могли.

О чем задумывался по ночам мой прадедушка? О том, как совершить побег или о том что ждет его и друзей в немецком плену? А может он вспоминал родной дом, близких ему людей, мимолетную встречу с братом Петром. Разве мог он знать, что это была единственная и последняя встреча. Многие годы семья будет надеятся и ждать, что, без вести пропавший, Петр Лысенков вернется домой. И только в следующем тысячелетии племянник найдет табличку с именем героя на Ржевском монументе.

В сентябре раздалась канонада, выстрелы. Русские танки сшибли заграждение. Охрана, побросав свои вещи, спешно разбежалась. Стремительное наступление Красной Армии спасло жизнь многим узникам. Пленных и Ивана Филипповича отправили в фильтрационный лагерь, а после долгой тщательной проверки отправили шофером на фронт в 242 стрелковый полк 56 армии [8]. Его фронтовой путь прошел через Литву, Латвию, Эстонию. Югославию. Шофер Лысенков участвовал в боях за освобождение Белгорода.

Иван Филиппович лично наблюдал, как союзники бомбили Дрезден. «Сотни самолетов, как черная туча нависли над городом. Один заход и пол города нет. Вторым заходом город был стерт с лица земли, только клубы пыли долго стояли в воздухе.»

Но все помыслы солдата вели в Берлин. На подступах к городу Иван Филиппович был ранен в правую руку, но остался в строю. При взятии Берлина он одной левой рукой не мог стрелять из винтовки и управлять машиной. Тогда Лысенков И.Ф. вызвался на подводе доставлять боеприпасы на огневые позиции наших войск. Владея только левой рукой, под огнем противника, он обеспечивал солдат такими нужными боеприпасами. За мужество и самоотверженность, проявленную во время боев на берлинском направлении и при взятии Берлина приказом подразделения №52/н От: 23. 05.1945 г. был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги». Но медаль так и не дошла до героя…

Боец Лысенков лично поднимался по ступенькам Рейстага, бродил по его корридорам. «Здание было заполнено дымом от горевшей бумаги и мебели», - вспоминал дедушка. Как же все радовались победе! Как же хотели вернуться домой к родным и близким!

Но и после победного мая война для солдата не закончилась. 15 июня 1945 полк был поднят по тревоге и бойцы целый месяц обезвреживали под Берлином сопротивляющихся эссесовцев. Как больно и обидно было терять товарищей в мирное время. В родной Давлеканово гвардии старший сержант Лысенков Иван Филиппович вернулся только через год, в июле 1946 года [9].

Он достойно прожил долгую жизнь. Вместе с женой Марией Павловной воспитали четырех сыновей.

Завершая главу, посвященную службе в годы Великой Отечественной войны Лысенкова Ивана Филипповича, я хотел бы сделать вывод о том, что считаю своего прадедушку настоящим героем. Работая с источниками, изучая научно – популярную литературу, я многое узнал о войне, о подвиге, об отношениях на фронте.

Иван Филиппович рисковал своей жизнью. И пусть прадедушка не получил высокой правительственной награды – Героя Советского Союза. Для меня он остался Героем. Героем войны – моим предком. Героем «с большой буквы».

Вот такая интересная, интригующая история о «Тернистом пути» солдата на войне. И вот, завершая эту главу, посвященную одному из подвигов прадедушки, я еще раз хочу добавить, что считаю его не просто героем, но героем с большой буквы. Он был истинно советским человеком, ни за чтобы не предал свою родину, и свои идеалы. Он нес фронтовую службу, не боясь лишений и трудностей, проявляя мужество и отвагу до конца войны.

Заключение

Как сохранить чувство сопричастности к истории нашей страны, особенно к таким страницам? Эти вопросы вставали передо мной, когда я работал над темой «Тернистый путь солдата на войне». Как рассказать о подвиге русского солдата, чтобы он для всех нас, людей разных поколений стал мощной нравственной опорой в жизни? Задача, согласитесь, нелегка.

Тем не менее, я считаю, что проделал серьезную работу по сбору фактов, событий, свидетельств подвига солдата. Завершена история его судьбы. Участие в сражениях, вылазки за пленными, разведка боем – важнейшие события в жизни солдата Лысенкова. Несмотря на лихолетье, ежеминутное ожидание смерти, риск оказаться в плену – он всегда оставался человеком, воином, бесстрашным солдатом.

Но изучая его жизнь, я как будто жил вместе с ним и хорошо его узнал. Изучая его подвиг, я продумывал ситуации, как бы я поступил на его месте, что бы предпринял, оказавшись в то нелегкое время в плену. Я считаю, что своей исследовательской работой внес пусть небольшой вклад в дело сохранения памяти о тех героях, которые за четыре долгих года, каждый час, чувствуя над собой огненное дыхание смерти, прошли жестокую школу. Умирая от ран, страдая, солдаты тех лет, то поколение, все сделали для нас, чтобы мы жили, чтобы мы любили. Миллионы погибли – что бы мы сейчас жили. Главную задачу своей исследовательской работы – достучаться до сердец сегодняшнего поколения, что бы поняли, чтобы прочувствовали боль войны, осознали, что наш мир очень зыбок, нарушить равновесие очень легко, я выполнил. Главное, чтобы война не повторилась.

Вспоминая о его подвиге, я хотел, чтобы подвиги героев принесли бы людям славу, победу, честь. А завершить свою исследовательскую работу я хотел бы строчками стихотворения, которое я сочинил. Оно позволяет нам задуматься над поступками, которые мы совершаем.

Старый китель в шкафу с орденами висит,

Фотография смотрит со стенки,

Где друзьям и ему двадцати даже нет,

А за ними подбитые танки.

Там, где дед воевал, кровь ручьями текла.

Разве он в двадцать лет не боялся?!

Стиснул зубы и шел, как бывалый солдат,

С большим мужеством с немцем сражался.

По колено в воде, он в окопах стоял,

Там, где часто с друзьями прощался.

Долог был его путь по дорогам войны,

Только в памяти он задержался.

Я пишу о войне, мало зная о ней.

К счастью, в мирное время родился.

Но рассказ о войне, где сосед побывал,

В моей жизни навек отложился.

Источники.

1. Личный архив семьи Лысенкова И.Ф (справка о службе в рядах Советской Армии, фотографии, личные документы)

2. Воспоминания Лысенкова И.Ф.. Рукопись.

3. Личная беседа с сыном. 23 августа 2022 г.

4. Письмо однополчанина Лысенкова И.Ф

Литература.

1. «1418 дней войны». Из воспоминаний о Великой Отечественной. Издательство политической литературы. 1990 г.

2. «Советский Союз в годы ВОВ». Издательство «Наука», 1977г.

3. И.А. Смирнов «Освобождение Белоруссии». Издательство «Наука», 1968г.

4. И.А. Мавлетов «Корпус шел на запад». М, 1972г.

5. «Советская Башкирия» газета от 28 июля 1978г., статья «Подвиг разведчика»

Список сносок

1 «Советский Союз в годы ВОВ» Издательство «Наука» М.,1977г. Стр. 380

2 «1418 дней войны» из воспоминаний о Великой Отечественной. Издательство политической литературы. 1990 г. стр.431

3 Там же. Стр.432

4 . Воспоминания И.Ф. Лысенкова, записанные сыном Валерием Ивановичем

5 Там же стр.1

6 Воспоминания И.Ф. Лысенкова, записанные сыном Валерием Ивановичем

7 Воспоминания И.Ф. Лысенкова, записанные сыном Валерием Ивановичем

8 Воспоминания И.Ф. Лысенкова, записанные сыном Валерием Ивановичем

9Там же стр.2

Приложение

Рис. 1 Приказ о награждении медалью «За боевые заслуги»

Рис.2 Портрет И.Ф. Лысенкова 1945 г.

Рис.3 Портрет И.Ф. Лысенкова 1965 г.

Рис. 4 Совместное фото с ветеранами ВОВ 9 мая 2005 г.

Рис. 5 Приказ о благодарности

Рис 6. С боевыми друзьями в 1945 году

Рис. 7 И. Ф. Лысенков у боевой машины

Рис.8 Архивные документы о личном награждении

Рис 9 Награды за отличную работу

Просмотров работы: 38