СМС из прошлого

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СМС из прошлого

Пантелеева А.Д. 1
1МАОУ «Гимназия №2, г. Пермь
Ширинкина Т.В. 1
1МАОУ «Гимназия №2, г. Пермь
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Однажды я смотрела мультфильм «Снежная королева». Меня очень заинтриговал момент, когда старая лапландка написала письмо на рыбе.

Действительно, как передавали люди сообщения друг другу, когда не было телефонов, интернета и мессенджеров? Сегодня человечество постоянно обменивается мыслями, чувствами и информацией друг с другом, пересылая миллионы посланий в день. На одно сообщение у нас уходят секунды. А как это делали наши предки?

Название моей исследовательской работы «СМС из прошлого». SMS от английского «Short Message Service» — служба коротких сообщений.

В ходе исследования мною были изучены 18 детских издания, а так же прочитаны статьи в школьных энциклопедиях по темам: история письменности, развитие почты, история образования в разных странах и методы передачи сообщений. Папа рассказал мне, что существовало индейское узелковое письмо. Этот метод меня сильно заинтересовал, но к сожалению, я не нашла в детской литературе рассказов про кипу. С помощью родителей, я обратилась к научному изданию П. Утевской «Слов драгоценные клады», где нашла необходимую информацию и поняла, что ученые всего мира пытаются разгадать древние послания.

Во время исследований я провела 4 опроса в форме интервью с бабушкой, папой, мамой и другом нашей семьи - археологом, а так же посетила интерактивный музей советского быта, где попробовала сама написать сообщения методами того времени (фотографии представлены в моем справочнике – Приложение №1, стр. 8, 9). В ходе экскурсии по музею меня особо удивил телефон с кружочком и дырками с цифрами. Родители меня шокировали объяснением, что этот аппарат не передавал сообщения, по нему можно было ТОЛЬКО разговаривать. Эта информация еще больше подогрела интерес к моим исследованиям. Я заинтересовалась, а как мои родители договаривались о свиданиях? Старинный телефон с диском в сумочку моей мамы точно бы не влез…

По теме моей научно-исследовательской работы издано немало детской литературы, но я не нашла издания, которое включало бы в себя полный объем доступной детям информации. В основном вся она раскидана по разным книгам либо издана в комиксах, где много картинок и мало объяснений. Поэтому я сама решила изготовить справочник способов создания и методов передачи коротких сообщений в истории мира. Ребятам в моей школе очень понравился мой интерактивный справочник, в нем можно все потрогать, снять и подержать в руках. Учителя других классов приглашают меня, чтобы я рассказала ученикам, как наши предки передавали друг другу сообщения и какими средствами пользовались для этого.

ЦЕЛИ

Изучение способов создания и методов передачи коротких личных сообщений в истории мира.

Знакомство с видами древних посланий и с материалами, из которых их изготавливали.

Изготовление интерактивного справочника способов создания и методов передачи коротких сообщений в истории мира.

ЗАДАЧИ

Изучить литературу и выяснить, как менялись средства передачи сообщений с развитием человека.

Найти информацию о том, как появилась письменность.

На практике попробовать написать сообщения различными древними способами и на различных материалах.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Давным-давно человек не умел писать и читать, но информацию нужно было как-то передавать другим. Древние люди использовали костровую связь, звук барабанов или рога животного, наскальные рисунки и мелкие предметы, чтобы передать новости. Например, если родился мальчик, соседям отправляли большой камень, если девочка – то маленький. Самому древнему наскальному рисунку 40 тысяч лет, как они выглядели вы можете увидеть в моем справочнике. Называется такое изображение петроглиф, их наносили чем-то острым или древесным углем. Например: мамонт, стрелка и три палочки обозначают, что в 3х днях пути водятся мамонты. Такой петроглиф я нарисовала в своем справочнике (Приложение №1, стр.2). В пещере Франции обнаружено изображение веселой рожицы, которой 4,5 тысячи лет – есть мнение учёных, что именно оно является предком известного нам смайлика. Вот такой петроглиф - древнюю «смску» на камне о хорошем настроении я сделала сама и отправляю её моей подруге Любе.

В Индии использовали пальмовые листья. Там до сих пор существуют уникальные пальмовые библиотеки, где записаны судьбы людей. Фотографии пальмовых книг и библиотеки вы можете увидеть в моем справочнике (Приложение №1, стр.2). Так как материал хрупкий, каждые 500 лет тексты переписывают на новые пальмовые листья. Северные народы писали сообщения на сушеной рыбе, а южные на ракушках (Приложение №1, стр.2).

Считается, что первая письменность была придумана 5000 лет назад жителями Ближнего Востока – это Шумеры. Писали они палочкой на влажных глиняных табличках знаками похожими на стрелочки или клинья. Это письмо так и называется клинопись. После написания, таблички высушивали, запаковывали в глиняный конверт и отправляли адресату. Я сделала такую табличку, изучила значение некоторых знаков и написала на ней клинописью следующий текст: «Днем иди за птицей в гору, рыба плавает в воде» - глиняную смс я отправляю своему однокласснику Лёне. А какая глиняная табличка у меня получилась, вы можете рассмотреть и потрогать в моем интерактивном справочнике (Приложение №1, стр.3).

Индейцы Южной Америки использовали узелковое письмо- Кипу. Как же оно выглядело? К веревке или палке прикреплялись цветные шнуры разной толщины, длинны и цвета с различными узелками. Число узелков, их размер, метод завязывания и порядок передавало то или иное сообщение. С помощью кипу записывали количество урожая, населения, скота, воинов и тд. «Узелковые письма» доставлялись бегунами. В одном кипу может быть до 2,5 тысяч нитей. Самому древнему найденному кипу примерно 5000 лет. Я постаралась создать Кипу – что у меня получилось вы можете увидеть в моем справочнике (Приложение №1, стр.3). А маленькую смску в виде узелкового письма я хочу послать Рите.

В Древнем Египте в 4м тысячелетии до нашей эры придумали предшественника бумаги -папирус. Его изготавливали из одноименного растения, растущего в долине реки Нил. Я прошла мастер-класс в Египте по изготовлению папируса. Делают его так: Стебель очищают от коры и режут на полоски. Их соединяют в несколько слоев крест на крест и зажимают прессом. Далее сушат на солнце. Папирусы сворачивали в трубочки – это называется свиток. Египтяне первыми начали использовать чернила. Их алфавит состоял из символов, вы можете в моем справочнике увидеть значение этих символов (Приложение №1, стр.4). Я привезла из Египта алфавитный трафарет и написала на папирусе сообщение для Татьяны Владимировны на древнем египетском языке «Доброе утро, учитель».

В Китае впервые стали использовать тушь и кисть. Записи делали на соединённых в полотно бамбуковых планках. Как это выглядело, вы можете увидеть в моем справочнике. А в Японии для посланий использовали шёлк. Такие послания было удобно складывать (Приложение №1, стр.5).

Древние греки писали на покрытых воском дощечках. Они называлисьЦеры. Их использовали как блокнот для коротких заметок. На церах писали и в школах, соединяли дощечки по 4 штуки. Отсюда тетрадка от греческого «Тетра» - четыре. Ученики использовали специальную палочку. Острым концом выводили буквы, а закругленным стирали. Я изготовила восковую дощечку дома, и она заняла достойное место в моем справочнике (Приложение №1, стр.5). Честно вам скажу, что писать на ней очень трудно. Такая восковая смска отправляется Веронике.

В древнем государстве Пергам изобрели другой материал для письма, который так и назвалиПергамент.Делали его из кожи домашних животных. Её специально обрабатывали, растягивали и выбеливали. Чем тоньше получался пергамент, тем дороже он ценился. В моем справочнике я написала сообщение на коже, обратите внимание, как я разрисовала первую заглавную букву, именно так делали в древние времена (Приложение №1, стр.6). Кожаное послание из древности я отправляю Александре.

На Руси использовали для записей бересту – это часть березовой коры. Называлось это Берестяная грамота.С помощью специального инструмента «писало», выцарапывали буквы. На бересте писали повседневные сообщения, например: приглашали на свидание, писали расписки, а дети на них рисовали. На раскопках новгородского Кремля найдены старинные берестяные грамоты. В одной из них написано: «Купи лосиную шкуру у Федора», а в другой такой текст: «От Микиты к Анне. Пойди за меня замуж». Подобные берестяные грамоты представлены в моем справочнике (Приложение №1, стр.6), а берестяную смску я приготовила для Ани

В 105 году китаец Цай Лунь изобрелбумагу. Как я узнала в книге Е. Максимовой «Подсмотрено у природы», он скопировал процесс постройки осиного гнезда. Измельчил бамбук, тутовую кору, рисовую солому и остатки рыболовных сетей, смешал всё это с водой. Получившуюся кашицу сварил, выложил тонким слоем на доски и высушил на солнце, разглаживая камнями. И сегодня технология производства бумаги не сильно отличается. До сих пор рисовую бумагу для каллиграфии делают вручную по старинному рецепту. После моего рассказа я вам всем раздам свитки рисовой бумаги, чтобы вы написали свою смску другу. А в моем справочнике вы можете увидеть процесс производства бумаги в древности, веер из рисовой бумаги, который я изготовила и фотографию большущей каллиграфии. Её написал Александр Валерьевич - наш учитель по китайскому языку, он чемпион Европы по каллиграфии (Приложение №1, стр.7)… Производство бумаги долго хранили в секрете, после того как в 1100 году он стал известен европейцам, в области коммуникаций началась революция.

Египтяне придумали пересылать записки голубиной почтой, привязывая послание на шею специально обученной птице. Греки использовали бегунов, а римляне всадников. На Руси их называли ямщики. Они отдыхали и меняли лошадей на ямских станциях. Название от монгольского слова ям – дорога. Письма писали гусиным пером, и чтобы посторонний не прочитал, их скрепляли сургучной печатью. Имел значение даже цвет! Белый – письмо о свадьбе, чёрный – грустное событие, красный – важное сообщение. Такую сургучную печать я сделала в своем справочнике (Приложение №1, стр.7).

Есть мнение, что первую открыткунаписали ко дню Святого Валентина в 15м веке. Но широкую популярность открытое письмо, то есть не запечатанное, приобрело в 19м веке. Сначала открытка была богато украшенным отдельным подарком. С развитием почты их стали отправлять с поздравлениями повсеместно. Такое открытое послание из прошлого я хочу подарить Лизе. А в моем справочнике представлена фотография самой первой в мире напечатанной открытки, также я изготовила украшенное камнями открытое письмо, как это делали наши предки (Приложение №1, стр.7).

Веками сообщения доставлялись очень долго. Но в 1844 году художник Морзе показал мирутелеграф. С помощью специального кода стало возможным мгновенно передавать сообщения на большие расстояния. Я изготовила «правительственную телеграмму» из прошлого директору нашей гимназии, ее вы можете увидеть в моем справочнике (Приложение №1, стр.8). Кстати, оригинальный бланк советской правительственной телеграммы сохранился у моей бабушки, я наклеила на него полосочки бумаги с текстом, как это делали на телеграфе.

В конце 19 века была изобретена печатная машинка. Долгое время на них печатали все официальные сообщения.В музее советского быта, я попыталась отпечатать свою автобиографию, но к сожалению, музейный экспонат работает не очень исправно, что у меня получилось посмотрите в моем справочнике (Приложение №1, стр.8).

Особо дорогой экспонат в моем справочнике это письмо-треугольник, скопированное у моих подружек Вики и Эвелины – это послание их прадедушки. Такие письма присылали с фронтов Великой Отечественной войны, их складывали особым способом, потому что в стране не хватало бумаги. Такое письмо я подарю Андрею и потом научу Вас их складывать. Также в справочнике вы можете увидеть моего прадедушку-фронтовика Вахрамеева Георгия Арефьевича. Он встретил Победу в Берлине и я горжусь его Подвигом! (Приложение №1, стр.8)

Кстати, еще наши бабушки писали записочки друг другу на переменах металлическими перьями и чернилами. Шариковые ручки до 70х годов прошлого века были запрещены в школах, считалось, что они портят подчерк. Именно в тот год, когда мой папа пошел в первый класс, в школах разрешили писать шариковыми ручками. Посмотрите в моем справочнике, как выглядело это металлическое перо и попросите дома бабушку научить вас им писать – я попробовала и это не просто (Приложение №1, стр.9).

А вот наши с вами родители пользовались еще одним чудом. Называется это устройствопейджер.Нужно было позвонить по телефону и наговорить текст, который мгновенно приходил сообщением на вот такое устройство к адресату. Вы можете его снять с моего справочника и посмотреть. Обратите внимание это пейджер моей мамы и он все ещё работает – показывает время и дату (Приложение №1, стр.9).

С развитием интернета личные послания стали быстрее, короче и повседневнее. Сегодня мы не задумываемся, как договориться о встрече или сообщить о радости. Есть электронная почта, смартфоны, мессенджеры и так далее. Что же дальше? Мне кажется, что мир будет развиваться и совсем откажется от бумаги. Наверное, мы снова, как наши предки, будем писать палочкой-стилусом, но уже на электронном устройстве. Но все равно, мы будем рисовать веселую рожицу-смайлик, которая, как и много тысяч лет назад, передает короткое и всем понятное сообщение о хорошем настроении :)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

создание интерактивного справочника способов создания и методов передачи коротких сообщений в истории мира

Изучив необходимую литературу, в ходе исследований я самостоятельно изготовила многие виды древних сообщений и в некоторых случаях попыталась написать текст на древнем языке (глиняные таблички, церы, берестяную грамоту, кипу, пергамент, открытое письмо, телеграмму, письмо-треугольник)

В научных целях я решила вырастить папирус (циперус «Зонтик» и циперус «Фараон») и практически воссоздать весь процесс изготовления папируса с начала (с посадки семечка) до конца (написание текста на готовом листе папируса). Но, к моему сожалению, эксперимент не удался. Семечки взошли, но в рост не пошли. Я сделала вывод, что данному растению в уральских климатических условиях не комфортно.

В результате всей моей исследовательской работы я изготовила интерактивный справочник способов создания и методов передачи коротких сообщений в истории мира.

Ф ормат справочника А3, всего 16 страниц с внедрением архивных и иллюстрирующих фотографий, результатов практической части исследования и реальных экспонатов в соответствии с темой (Приложение №1: Фотоотчет практической части - Интерактивный справочник способов создания и методов передачи коротких сообщений в истории мира).

3. ВЫВОДЫ:

1. В ходе работы я многое узнала о методах и материалах, которыми пользовались люди для передачи сообщений в разные времена.

2. Я изготовила и наглядно продемонстрировала слушателям многие виды древних сообщений (узелковое письмо, глиняные таблички, церы, папирус, берестяную грамоту, пергамент, открытое письмо, телеграмму, письмо-треугольник и тд)

3. Изучив литературу, я поняла, что желание людей общаться двигало вперёд развитие науки.

4. Развитие способов коммуникации приводит к развитию самого человека, например: развитие воображения, языка и культуры.

5. А еще я сделала вывод, что мы живем в замечательное время. По сравнению с предками мы имеем безграничные возможности и нам очень легко при помощи бумаги, карандашей, фломастеров или гаджетов выразить свои эмоции, поделиться чувствами и новостями.

ССЫЛКА НА СОПРОВОЖДАЮЩУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

https://disk.yandex.ru/d/YvsuMhNNPD71JQ

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

«Великие открытия и изобретения» (Е. Ульева)

«Величайшие изобретения за 30 секунд» (Д. Бойл)

«В мире открытки» (Э. Файнштейн)

«Глина. Путешествие в комнатных тапочках» (Е. Максимова)

«Изобретения: от папируса к смартфону» (Р. Барсотти)

«История книги страница за страницей» (Ю. Иванова)

«История письменности» (И. Ратке)

«История письменности: от клинописи до эмодзи» (В. Константинов)

«История почти всего на свете» (Э. МакЛауд, Ф. Вишински, Ц. Ленг)

«История школы. Про парты, перья и тетрадки» (Е. Литвяк)

«Подсмотрено у природы» (Е. Максимова)

«Почта: от наскального рисунка до электронного письма» (М. Пегов)

«Профессии старой России» (Н. Волкова, В. Волков)

«Слов драгоценные клады» (П. Утевская)

«Смайлик круглый, желтый и смешной» (С. Кайманов)

«Шумеры изобретатели письменности и государства» (Е. Литвяк)

Пермь, 2023

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

к научно-исследовательской работе «СМС из прошлого»

ученицы 3 «А» класса МАОУ «Гимназии №2» Пантелеевой Анны

ФОТООТЧЕТ

Интерактивный справочник

способов создания и методов передачи

коротких сообщений в истории мира.

Формат А3, всего 16 страниц

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 1

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 2

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 3

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 4

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 5

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 6

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 7

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 8

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 9

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 10

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 11

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 12

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 13

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 14

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 15

С ТРАНИЦА СПРАВОЧНИКА – 16

 

Просмотров работы: 60