Ранец Котельникова

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ранец Котельникова

Проскура В.Э. 1
1МБОУ "Каменская СОШ"
Проскура Э.В. 1Муравьева Н.В. 2
1МБОУ "Каменская СОШ"
2МБОУ "СОШ № 8 г. Выборга"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

О поступление в военное училище и связать вою жизнь с военным делом я даже не задумывался – у меня все в семье имеют отношение к государственной службе.

Поэтому родители мне помогают в выборе профессии активно: недавно мы побывали в Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего образования «Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала В.Ф. Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации.

Воронеж называют родиной ВДВ, то Рязань – столица десантников. Почему Воронеж – родина десантников, вполне понятно. А почему столицей ВДВ считается Рязань?

Все очень просто. Именно в Рязани находится единственное в России Высшее воздушно-десантное командное училище, которое готовит офицерский состав ВДВ.

История создания парашюта меня поразила, и я начал свое исследование. Цель моей работы – исследовать само создание парашюта; задачу я ставлю – рассмотреть парашют как актуальный предмет в современном мире. Предмет исследования – первый парашют.

Когда изобретение доведено почти до совершенства, когда оно доступно практически любому человеку, нам кажется, что этот предмет существовал если не всегда, то издавна. И если, скажем, по отношению к радио или автомобилю это не так, то по отношению к парашюту — почти так. Хотя то, что называется этим словом сегодня, имеет совершенно конкретную дату рождения и совершенно конкретного родителя.

«Парашют» — калька с французского parachute, а само это слово образовано от двух корней: греческого para, то есть «против», и французского chute, то есть «падать». Идея подобного приспособления для спасения прыгающих с большой высоты довольно древняя: первым человеком, высказавшим идею такого устройства, был гений эпохи Возрождения — знаменитый Леонардо да Винчи. В его трактате «О летании и движении тел в воздухе», который датируется 1495 годом, есть такой пассаж: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет 12 локтей (около 6,5 м. — РП.) в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Любопытно, что да Винчи, который так и не довел идею «палатки из накрахмаленного полотна» до воплощения, совершенно точно высчитал ее размеры. Например, диаметр купола самого распространенного учебного парашюта Д-1-5у — около 5 м, знаменитого парашюта Д-6 — 5,8 м!

Развитие аэронавтики влекло за собой и усовершенствование парашюта. А потом пришла эра летательных аппаратов тяжелее воздуха — и для них потребовались совершенно другие парашюты. Такие, каких еще никто не делал.

Для более полного исследования о парашюте я отправился в Музей истории воздушно-десантных войск – филиал Центрального музей Вооруженных Сил Министерства обороны Российской Федерации в городе Рязани. (Приложение 1.)

Музей открылся в 2012 году и является самым первым и крупнейшим в России музеем, посвящённым истории Воздушно-десантных войск.

Музей истории ВДВ.

Историческая справка – зарождение парашютизма

Древние записи свидетельствуют, что во многих странах люди пытались спускаться с башен, деревьев, скал с помощью различных приспособлений, похожих на зонтики. Часто такие прыжки кончались увечьем или даже смертью, потому что никто ещё не открыл законов сопротивления воздуха, согласно которым парашют, который не будет пропускать равномерно воздух через себя (для этого в центре купола современных парашютов есть круглая дыра — «стабилизатор»), будет раскачивать парашютиста из стороны в сторону как маятник и вряд ли поможет безопасно спуститься на землю.

В 1620-х годах впервые воспользовался подобной конструкцией («палатки из накрахмаленного полотна» Леонардо да Винчи) французский преступник Лавен. Он бежал из тюрьмы с помощью предварительно сшитого из простынь шатра, к низу которого прикрепил верёвки и пластины из китового уса. Выпрыгнув из тюремного окна, беглец успешно спустился на воду.

В 1777 году другой француз, Жан Думье, приговорённый к смертной казни, опробовал «летающий плащ профессора Фонтажа». Узнику было предложено выполнить прыжок с крыши с «плащом». В случае удачного приземления ему даровалась жизнь. Эксперимент, как и в предыдущем случае, удался. Так появился первый аналог парашюта. Практическое же применение парашютов началось в XVIII веке, при освоении полётов на воздушных шарах.

26 декабря 1783 года Луис Ленорман выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении. (Приложение 2.)

Жан Пьер Бланшар, огорчённый трагической гибелью Пилатра де Розье, начал проводить эксперименты с парашютом. Вначале он подвешивал небольшие парашюты внизу под корзиной и спускал с высоты на потеху публике различных животных (собак, котов). Они в полном здравии и целости снижались на землю. Значит, решил он, если сделать парашют подходящих размеров, то и человек сможет благополучно спуститься с высоты в случае аварии воздушного шара. Но куда девать огромный парашют — купол, стропы, пояса или, как говорят теперь, подвесную систему, если кабина аэростата — мала и тесна и в ней зачастую негде повернуться? Тогдашний парашют не укладывался в ранец, как это делается сегодня и был очень громоздким.

22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже был совершён первый настоящий прыжок с парашютом. Француз Андре-Жак Гарнерен прыгнул с воздушного шара, находившегося на высоте 2230 футов (680 метров).

Изобретателем парашюта в современном виде является Котельников (1872—1944), инженер из Санкт-Петербурга, который первым в мире создал ранцевый парашют, в 1912 году получив патент на это изобретение в России, Франции, Германии и США[2]. Он впервые разделил все стропы подвески на 2 группы, расположил аппарат в ранце, крепившемся к летчику; было применено полюсное отверстие в центре купола для выхода воздуха. Испытан парашют Котельникова 6 июня 1912 года в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы. [1]

Глеб Евгеньевич Котельников

Глеб Евгеньевич Котельников родился (18) 30 января 1872 года в Санкт-Петербурге. В роду Котельниковых склонность к творческой работе — науке, изобретательству, искусству — ярко проявлялась в нескольких поколениях. Его отец Евгений Григорьевич Котельников был профессором высшей математики и механики в Земледельческом институте. 

В феврале 1899 года Глеб Евгеньевич женился на Юлии Васильевне Волковой, дочери полтавского художника В.А.Волкова. Они знали друг друга с детства. Выбор оказался счастливым. Они прожили вместе в редком согласии сорок пять лет.

Котельников с женой Юлией.

В сентябре на окраине Петербурга, на Комендантском поле, проходил Всероссийский праздник воздухоплавания, первые авиационные состязания русских летчиков. Посмотреть полеты собирались тысячи зрителей.
Праздник уже подходил к концу, когда произошла ужасная трагедия. Аэроплан капитана Мациевича разрушился в воздухе, на высоте четырехсот метров. Пилот выпал из машины и разбился. [2]

Г.Е.Котельников в день гибели капитана Мациевича находился среди публики на одной из трибун Комендантского аэродрома. Он видел стремительное падение и страшную смерть авиатора. «Гибель молодого летчика в тот памятный день, — вспоминал впоследствии Глеб Евгеньевич, — настолько меня потрясла, что я решил, во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности». У него, человека, казалось бы, далекого от авиации, трагический случай вызвал сильнейшее стремление найти средство, которое бы предотвратило подобные трагедии, бессмысленную гибель летчика. «Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую, — писал Г.Е.Котельников — и более года работал над изобретением нового парашюта».

«…Котельников понял, каким должен быть его парашют.»

Дома, на улице, Котельников не переставал размышлять над тем, как же устроить авиационный парашют. Однажды, увидев, как одна дама вытаскивает из сумочки тугой шелковый комочек, который развернувшись, превратился в большую косынку, Котельников понял, каким должен быть его парашют. Заслуга русского изобретателя также и в том, что он первый разделил стропы на два плеча. Теперь парашютист мог, держась за стропы, маневрировать, занимая наиболее удобное для приземления положение. Купол укладывался в заплечный ранец и прыгающий с помощью несложного устройства мог вытянуть его в воздухе на расстоянии от падающего или горящего самолета.

До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко. Слово «парашют», сохранившееся до настоящего времени, было предложено французским ученым С.Ленорманом (от греческого «para» — против и французского «chute» — падение).

Авиационный парашют Бонна. Схема.

Парашют Шарля Леру. Схема.

Он пришел к твердому убеждению, что парашют должен в полете всегда находиться на летчике. Тогда в минуту опасности авиатор сможет покинуть машину с любой ее стороны, падающую, горящую. Парашют должен быть всегда готовым к безотказному действию.
И вот что он придумал:
«Парашют надо уложить внутри металлического ранца, на полке с пружинами, — рассуждал Котельников. — Ранец должен закрываться крышкой с защелкой. Стоит тогда потянуть за шнур, соединенный с защелкой, как крышка откинется, и пружины вытолкнут купол и стропы наружу. Под напором воздуха парашют раскроется».
В рассуждениях все получалось хорошо. Но как в действительности будет работать парашют? Котельников сделал небольшую модель. Несколько раз сбросил ее с воздушного змея и остался доволен. Ни одной осечки! Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким а на его дне появились соты для укладки в них строп. (Приложение 3. Рисунок 1,2.)
Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

Ранцевый парашют.

В декабре 1911 года «Вестник финансов, промышленности и торговли» сообщил своим читателям о поступивших заявках, в том числе и о заявке Котельникова на свое изобретение — ранцевый парашют свободного действия, однако по неизвестным причинам патента изобретатель не получил.

И вдруг выход нашелся. В начале января 1912 года изобретатель получил письмо, в котором одна петербургская фирма, торговавшая авиационным снаряжением, приглашала его «пожаловать для переговоров». Котельников с надеждой отправился на Миллионную улицу, где размещалась контора фирмы.
Он не верил своим ушам. Спонсором Котельникова стал владелец столичной гостиницы «Англетер» купец Ломач. Фирма бралась изготовить ранец-парашют. Действительно, уже на следующий день были закуплены все необходимые материалы, и работа над изготовлением парашюта закипела. В это же время глава фирмы Вильгельм Ломач добивался разрешения на испытания. К лету 1912 года такое разрешение было получено.[3]

Парашют Г.Е.Котельникова РК-1 образца 1911 г. (по чертежам Котельникова).

Главной особенностью парашюта Котельникова было то, что он уложил его в небольшой заплечный ранец. На дне его находилась специальная полка с сильными пружинами под ней. За счет такого решения парашют моментально выбрасывался наружу, когда человек выдергивал стопорное кольцо. Стропы парашюта были разделены на две группы, закреплявшиеся на плечевых обхватах подвесной системы. В результате получалась конструкция, которой человек мог управлять, пока спускался на землю.

После революции и Гражданской войны котельников остался в Советской России. В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2 с полумягким ранцем. В 1924 году появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607.

В 1926 году Г.Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству. Великая Отечественная война застала Г.Е. Котельникова в родном Ленинграде. В конце 1941 года его в тяжелом состоянии эвакуировали в Москву. Там, несмотря на ослабевшее здоровье, Глеб Евгеньевич продолжал свою изобретательскую и творческую деятельность.

Котельникова не оставляли мысли о совершенствовании парашюта. [4]

В январе 1942 года было принято решение о переходе Красной армии в решительное общее наступление. Главный удар планировалось нанести по группе армий «Центр». Двум клиньям советской армии следовало соединиться в городе Вязьма, но сомкнуться никак не удавалось. Тогда командование приказало высадить в тыл к немцам 4-й воздушно-десантный корпус. К 1 февраля было десантировано три батальона общей численностью 2497 человек. Несмотря на все трудности, десантники активно действовали в тылу врага, пытаясь перерезать немецкие коммуникации. За несколько дней они смогли вывести из строя отдельные участки дорог, овладеть рядом населенных пунктов и разгромить штабы нескольких немецких частей. [5]

В январе 1944 года Г.Е. Котельников был удостоен высокой правительственной награды – ордена Красной Звезды, который ему вручили как «старейшему русскому конструктору парашютов». [4]

В конце 1929 года по решению партии и правительства парашюты стали обязательными для авиации и воздухоплавания.

Заключение.

В наши дни парашют стал неотъемлемой частью техники: с ним спускаются с небес воины-десантники, мощные купола бережно доставляют в назначенную точку орудия и танки… Специальные парашюты гасят скорость космических кораблей при посадке на землю. В российском Научно-исследовательском институте парашютостроения создано почти пять тысяч различных модификаций. Принципы изобретения Котельникова актуальны и сегодня. Это — простота и надежность. Глеб Котельников верил в великую силу искусства и был хорошим актером. Но свою самую главную роль он сыграл в истории мировой авиации.

Именем Котельникова в 1973 году названа аллея в Санкт-Петербурге, на территории бывшего Комендантского аэродрома.

С 1949 года деревня Салузи близ Гатчины, где в лагере Офицерской воздухоплавательной школы в 1912 году изобретатель испытал созданный им парашют, названо Котельниково (в 1972 году при въезде в неё открыт памятный знак).

Подводя итог моего исследования, я могу сказать, что парашют должен иметь минимально простую конструкцию, но вовремя сработать в любой ситуации. При всем этом он должен быть неприхотлив в эксплуатации – хорошая парашютная система сама позаботится о раскрытии купола. Даже десантник без особой подготовки способен с этим справиться – просто шагнуть в небо из самолета и не забыть свести ноги вместе в момент приземления.

Современные парашюты практически повторяют конструкцию Котельникова.

Новация Котельникова была не только в том, что он упаковал парашют в ранец, но и в том, что он первым разделил стропы на две группы и предусмотрел отверстие в куполе. Так изобретатель решил проблему скручивания строп и купола в воздухе.

Практический опрос

Также на улицах города Рязани я провел небольшой опрос (количество опрашиваемых – 10 человек):

 

Вопрос

Ответ:

 

Кто такой Глеб Котельников?

Изобретатель парашюта

- 8 чел.

Ученый

- 1 чел.

не знаю

- 1 чел.

 

Какой город является городом ВДВ: Воронеж, Псков или Рязань?

Воронеж

– 0 чел.

Псков

- 0 чел.

Рязань

- 10 чел.

3.

Когда были первые испытания парашюта?

18 век

– 1 чел.

20 век

– 1 чел.

15 век

– 8 чел.

4.

Слово «парашют» - это слово какого происхождения?

французский язык

– 9 чел.

русский язык

– 0 чел.

английский язык

– 0 чел.

5.

Хотели бы знать историю создания парашюта?

уже знаю

– 9 чел.

Да, хочу узнать, мне это интересно – 0 чел.

мне не интересно

- 1 чел.

Такой же опрос я провел в городе Выборге (количество опрашиваемых – 10 человек):

 

Вопрос

Ответ:

 

Кто такой Глеб Котельников?

Изобретатель парашюта

- 2 чел.

Ученый

- 1 чел.

Не знаю

- 7 чел.

 

Какой город является городом ВДВ: Воронеж, Псков или Рязань?

Воронеж

– 1 чел.

Псков

- 8 чел.

Рязань

- 1 чел.

3.

Когда были первые испытания парашюта?

18 век

– 2 чел.

20 век

– 6 чел.

15 век

– 2 чел.

4.

Слово «парашют» - это слово какого происхождения?

Французский язык

– 0 чел.

Русский язык

– 2 чел.

Английский язык

– 8 чел.

5.

Хотели бы знать историю создания парашюта?

Уже знаю

– 0чел.

Да, хочу узнать, мне это интересно – 9 чел.

мне не интересно

- 1 чел.

Вывод: о создании парашюта в нашем городе мало кто знает, но знать люди хотят. Поэтому моя работа актуальна и имеет широкий интерес.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Центральный музей Вооруженных Сил - филиалы - Музей истории ВДВ (cmaf.ru)

История парашютизма — Википедия (wikipedia.org)

Парашют Котельникова РК-1. - Российская авиация (xn--80aafy5bs.xn--p1ai)

Материал из архива музея ВДВ в г. Рязани.

«Золотой век» отечественного парашютизма — Авиация России (aviation21.ru)

Приложение 1.

Личное фото из музея ВДВ в г. Рязани.

   
   

Приложение2.

Обсерватория в Монпелье, башня Баботе (ВЫСОТА БАШНИ =50 М)

Приложение 3.

РК-1. Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рецензия

на исследовательскую работу

ученика Проскура Владимира Эдуардовича,

учащийся 10 класса,

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

руководитель Проскура Эдуард Васильевич,

учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

по теме «Ранец Котельникова»

Исследовательская работа ученика написана на актуальную тему, что и представлено во введении исследовательской работы. Во введении Проскура В.Э. указывает цель, задачи, определяет объект и предмет исследования.

Исследовательская работа ученика Проскура Владимира состоит из четырёх глав. В рамках теоретической части автор даёт понятие парашюта, разъясняет происхождение самого слова, определяет основные моменты создания, указывая на время и необходимость в данном аппарате. В рамках практического опроса, представляет необходимость в знаниях о парашюте в современном мире.

Владимир показывает, через архивные материалы музея ВДВ в городе Рязани, документы, которые помогают раскрыть тему работы.

В работе использованы материалы, которые ученик изучал непосредственно в самом музее города Рязани – это говорит об огромном желании донести до большого круга людей о знаниях происхождения самого парашюта, а также о применении при проведении специальных военных операциях.

Рецензент: _____________

Н.В. Муравьева – учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга»

Просмотров работы: 56