1.Введение
1.1 Выбор темы
Многовековая история нашей страны знает много исторических событий, когда само существование нашей нации могло оборваться. Татаро-монгольское иго (1236), Смута (1605-1612), Отечественная война (1812), Великая Отечественная война (1941-1945), но все они схожи в одном – наш народ всегда объединяется против врага. Испокон веков Россия рождает героев, готовых погибнуть за Отечество. Это люди, для которых защита Родины стоит выше жизни. Что заставляет людей превозмогать человеческие возможности, и совершать то, что сегодня мы называем подвигом? Нужно сказать о главных ценностях, которыми обладает только наш народ. Все мы воспитаны на былинах о богатырях, сказках о добрых молодцах. Это олицетворение силы нашего народа перед лицом общей угрозы.
Я читал о героях Отечества статьи в газетах, смотрел документальные фильмы, слушал рассказы ветеранов и сделал вывод: ответственность, долг, внимание к людям, доброта и благородство — это наши нравственные ценности. Они передаются из поколения в поколение.
Именно такие мысли появились у меня после знакомства с именами героев-защитников русской земли в разные эпохи становления и развития нашего многонационального государства. Древние источники рассказывают о войнах, которые славянские племена вели против вражеских полчищ, вторгшихся в пределы их земель. Сохранились имена защитников русских земель в летописях, сказаниях, народных песнях.
Поступки героев восхищают беспримерным мужеством, отвагой и преданностью своему родному очагу и Отечеству. Во все эпохи, в разные времена находились герои, которые мир, покой в своём Отечество ставили выше своей жизни.
Герои-жертвенники: Евпатий Коловрат, Иван Сусанин, Александр Невский и тысячи других имён. Я не мог понять, что заставляло их пожертвовать собой. Евпатий Коловрат бросился навстречу огромного войска монголов с небольшим отрядом и погиб, но враг понёс большие потери. Иван Сусанин был холопом, работающим на земле хозяина, но, узнав о польском войске, которое движется к его селу, чтобы захватить молодого Московского царя Михаила Федоровича, понял замысел поляков. Это была серьёзная угроза свободе Руси. Сусанин принимает решение: заманить врага в болото и погибнуть вместе с ними.
Людей, которые отдавали свою жизнь за Отечество, за землю русскую в нашей истории немало. Для своей темы я выбрал несколько эпизодов, рассказывающих о людях, заслуживших право называться героями-защитниками Отечества. На примере этих героев я и буду вести исследование.
Я хочу обозначить факт: испокон веков наша земля подвергалась нападкам со стороны недружественных государств, но попытки сломить русский народ были тщетны, потому что всегда срабатывало сильное чувство любви народа к своей земле. Проблема в том, что история повторяется многократно из века в век, и мы повторяем ошибки прошлых поколений: используем силу, когда можно договориться. Сейчас, когда основополагающие ценности нашей нации пытаются заменить чуждыми нам идеями, моя задача показать подрастающему поколению, что наши национальные ценности берут своё начало из древних национальных традиций. И до сих пор служение Отечеству, верность долгу и защита своего родного очага- главный смысл существования и долголетия нашего народа. Таким образом, я для себя сделал вывод: нужно внимательно изучать свою историю, анализировать события и исправлять ошибки прошлых поколений. «Народ, который не знает свою историю, не имеет будущего» М. Ломоносов [9]
1.2 Актуальность темы
С моей точки зрения, актуальность темы в том, что сейчас, как и много веков назад, наша страна отстаивает свою независимость в борьбе с недружественными странами за право свободного существования по своим законам и нравственным ценностям. В подтверждение моих слов я хотел бы привести цитату Ф.М. Достоевского:
«Неужели и тут не дадут, и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда-русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.» [8]
Россия всегда умела ответить на любые посягательства, потому что именно эта земля рождает настоящих защитников. На уроках Мужества надо дать детям понять, насколько уникальна наша земля, ее люди и их мысли – вот моя задача.
1.3 Практическая значимость
Работая с материалами о защитниках Отечества, я расширил свой кругозор, почувствовал гордость за свой народ. Мне захотелось самореализовать себя, выработав позитивную моральную оценку. Я понял, что в нашем народе главные ценности – это честь, свобода, верность, долг перед Отечеством. Я пришел к выводу, что именно эти качества всегда давали нам ту силу, которая не позволила нас уничтожить и покорить.
1.4 Цель и задачи работы
Цель: создать наглядное учебное пособие «Герои Отечества- защитники земли русской» для проведения уроков Мужества, пополнение экспозиции о героях Отечества в школьном музее.
Задачи:
Собрать материалы о героях Отечества, распределить по хронологии
Создать пособие для уроков мужества, используя физическую карту России. На карте (размер А-3) разместить фото героев, отметив даты и место исторических событий. Это пособие использовать в экспозиции музея для экскурсий.
Объект исследования: героические поступки защитников Отечества
Предмет исследования: материалы фондов школьного музея, личные архивы руководителя проекта.
1.5 Этапы работы над проектом:
а) поиск материалов, документов, фотографий о защитниках России
б) композиционно художественное оформление исторической карты.
в) создание наглядного пособия «Герои Отечества- защитники земли русской» для проведения уроков Мужества.
2. Основная часть
2.1. Введение
Сбор материалов о наших героях-защитниках, отдавших свои жизни ради спасения страны, о традициях, живущих в сказках, песнях, поговорках, помог мне ответить на вопрос: что за сила поднимает наш народ на защиту родной земли? В поисках ответа я обратился к нашим классикам и современникам.
У Александра Пушкина — русский дух — это то, чем «пахнет» Русь. Метафизическое и нравственное выражение русского благородства, и национальной силы. Благодаря именно Пушкину выражение «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» стало крылатым. И это правильно, потому что выражения всех благодетелей, свойственных русским вкладывается в определение – «русский дух», «русская душа».
У А.Н. Толстого в рассказе «Русский характер» описывается настоящий человек с великой душой. Как пишет сам классик [10]
«Русский характер! Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героическихподвигах? Но их столько, что растеряешься, — который предпочесть.»
«Отец мой — человек степенный, первое — он себя уважает. Ты, говорит, сынок, многое увидишь на свете, и за границей побываешь, но русским званием — гордись...»
«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суроваябеда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила —человеческая красота.»
Я прочитал статью Л.И. Кузнецова, моего современника (1974 г.р.) – профессора, начальника центра непрерывного образования и повышения квалификации, кандидата искусствоведения, и понял, что даже по прошествии целого столетия отношение к понятию патриотизма в нашей стране осталось неизменным. И Кузнецов подтверждает, что «русские имеют право гордиться своей страной, и своим духовным и нравственным наследием».
«В русских народных сказках, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Калин-царь или другой представитель «нечистой силы» обычно определяет присутствие постороннего в своём жилище по запаху и при этом говорит: «Здесь русским духом пахнет!». В данном случае, русский дух не только запах русского, но и его душа, выражение всех благодетелей, свойственных русским. Понятие «патриотизм» часто утверждает, что в тех сражениях, которые проводили Россия и СССР, в тех памятных битвах, в научных открытиях и культурных достижениях, в спортивных победах решающую и превалирующую роль всегда играли русский дух и характерная для русского народа сила воли».
Делаем вывод: русские классики и современники показывают нам, как россияне сохраняют традиции, нравственные ценности, заложенные предыдущими поколениями. Сохранение этих традиций и есть та самая сила, которая не дает врагам никаких возможностей покорить наш народ.
Свою работу я разделил на исторические эпохи, включив события XIII, XVII и XIX вв. Я буду описывать события и подвиги защитников Отечества, а затем анализировать причины и следствие поступков, которые являются важной частью силы и стойкости русского характера.
2.2 Татаро-монгольское иго (1236-1263)
Решил начать исследование с нашествия монголов – самого сложного периода начала XIII века. Раздробленная Русь. Это множество княжеств, погрязших в междоусобицах. Она не способна была сопротивляться нашествию хорошо организованного многотысячного войска монголов.
1236год начало татаро-монгольского ига. Десятилетиями монголы хозяйничали на нашей земле: налаживали поставку дани, выдачу ярлыков и угон в рабство населения. И если князья не были способны защитить свою землю, народ брал в руки оружие и сам отстаивал свою свободу.
2.3. Евпатий Коловрат.1238 год
Своё исследование начну с того, кто одним из первых оказал монголам мощное сопротивление, причём малыми силами против хорошо организованного войска монголов.
Из летописи я узнал, что Коловрат начал активное сопротивление после осады Рязани. В ходе пятидневного штурма вражеские войска ворвались в город и уничтожили всё его население. Они опустошили не только саму Рязань, но и все окрестности. Древние источники рассказывают о мужественном ратнике Евпатии Коловрате.
Из «Повести о разорении Рязани Батыем» (XIII век) я узнал, что на момент разорения Рязани, Коловрат находился в посольстве в Чернигове с просьбой о помощи Рязанскому князю. Но помощи здесь он не получил. А узнав об осаде города, ринулся на помощь с «малою дружиною», однако по приезде застал только пепелище. Здесь к отряду Евпатия присоединились уцелевшие воины, и с войском в 1700 человек Евпатий отправился вслед за монголами. Догнав их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». [2]
Маленькое войско, ведомое одним человеком, остановило орду — это событие вызывает восхищение. Взятие города, с высокими массивными стенами, имеющего большой гарнизон не вызвал у атакующих проблем, а отряд Коловрата, состоящий из 1700человек, заставил врага остановиться и приложить массу усилий для победы! Здесь и кроется весь смысл любви народа к русской земле. Ведомые некойсилой, которая заставит человека погибнуть, но спасти ближнего своего. Даже злейшие враги наши высоко оценили мужество воина-защитника русской земли.
Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый сказал: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал бы тебя у самого сердца!». [2]
И хан отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда. Похоронили дружинники с честью Евпатия Коловрата, и пошла слава о нём по всей Русской земле. Евпатий — это символ стойкости, отваги, мужества и любви к своей земле.
2.4. Оборона Козельска. 1238 год
Маленький город Козельск, названный татарами «Злой город», сыграл очень важную роль в защите русских земель от монгольской орды. Его осада заняла чуть ли не половину времени от зимнего похода Батыя, а также, по мнению многих историков, оборона этого города вызвала разлад в стане монголов, что надолго отвлекло Батыя от завоевательных походов.
Из летописи я узнал, что при виде монгольских орд защитники воскликнули: «Наш Князь младенец, но мы, как правоверные, должны за него умереть, чтобы в мире оставить по себе добрую славу, а за гробом принять венец бессмертия, главы своя положити за христианскую веру». [1]
Батый под Козельском понес огромные потери и пришел в дикуюярость. Чем же оправдал хан свою неудачу? По словам персидского историка, бывшего в походе, Батый обозначил причину огромных потерь, связав их с влиянием потусторонних сил. Козельск отнял у монголов 7 недель. [11]
Рязань куда южнее этих земель, там несколько иные традиции, другие правители и порядки, но и они отстаивали свою землю с такой же стойкостью, как это могут делать славяне. Ими двигаласила, которая не имеет себе равных, вызывая воcхищение.
2.5. Александр Невский. 1220-1263 гг.
Александр Невский –защитник земли русской. Вся жизнь этого человека – биография воина. Невская битва, Ледовое побоище - эти сражения остановили вторжение шведов и немцев на Новгородские земли.
А. Невский – отличный дипломат. Он сумел договориться с монголами, тем самым спас земли Новгорода от разорения. [8]
Александр Невский – одна из ключевых личностей в становлении русской нации. Он не просто великий полководец, он символ непоколебимости русского народа.
Князь защитил то, что является основой нашей нации: веру, традиции, память о предках. Я понял, что весь народ и князья объединяются вместе, когда их свободе угрожает опасность уничтожения.
По итогам исследования эпохи татаро-монгольского нашествия можно с уверенностью сказать, что русский дух проявляется в стремлении защитить свою землю и привычный уклад жизни, а носителем духовного состояния могут являться люди, проживающие на разных территориях, говорящих на разных языках, имеющих общие ценности, традиции и обычаи, схожие для народов Руси во все времена.
2.6 Эпоха смуты. 1605-1613 год
Многим известен этот трагичный период в истории нашей страны, когда не только наше государство, но и религия, культура могли кануть в лету, а значит и наш народ перестал бы существовать, именно поэтому я выбрал «Эпоху начала XVII века» как одну из самых тяжёлых периодов в истории нашего государства.
По нашей стране идут польские войска, желая посадить на престол представителя династии Речи Посполитой. Власти в стране нет, защиты ждать неоткуда, а надежда на сохранение суверенитета страны призрачна? Происходит то, что всегда случается с Россией в трудные для нее моменты: народ поднимается на защиту своей страны. Что ими в этом случае движет? Почему каждый так самоотверженно сражается? Именно на эти вопросы я и буду искать ответы.
2.7.Иван Сусанин. 1613 год
Иван Сусанин – это герой, или жертвенник? Что мы о нём знаем? Иван родом из деревни Деревеньки, что рядом с селом Домнино. Он был крепостным дворян Шестовых. Его называют национальным героем, спасителем молодого царя Михаила Романова от польско-литовского отряда в 60 верстах от Костромы. Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, ав лес, к болотам. [4]
Имеется несколько версий этих событий, но все они сходятся в одном: Сусанин спас монарха. Но зачем? Из верности царю? Безусловно, наш народ всегда любил своих правителей и, как описывалось ранее, это и заставило его совершить подвиг. Но Сусанин отдал жизнь за царя и за землю. Ведь посади на наш престол своего польского царя, России бы не стало как таковой. Нам навязали бы чужую религию, культуру, ценности, как это уже было. Сусанин прекрасно это понимал и решил умереть, но сохранить то, что ему так дорого: веру, свободу, семью, честь, право жить на земле своего народа. [7]
Если сравнить причины и значение подвига Сусанина и героев 13 века, можно заметить, что они, по сути, идентичны. Всеми двигали в первую очередь желание отстоять свою землю, свободу и культуру, не дать угаснуть национальной идентичности. Получается, что за несколько веков наш народ не утратил той любви к своей земле, которая была прежде. Наше национальное самосознание не изменилось под натиском времени, как это было в других культурах. Наша нация может претерпевать масштабные бедствия, испытывать взлеты и падения, но ценности, принятые веками назад, остаются неизменными. Видимо, это еще один критерий русского характера. Непременная стойкость под натиском бесчисленных бед? Сусанин-символ непоколебимости духа, он не просто герой, он часть нашей культуры.
Славится героями русская земля. У наших подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд, сказок и мифов.
Так что же мы имеем? Сусанин национальный герой, он – неотъемлемая часть нашей национальной культуры. Силами одного человека Россия сохранила свою веру и суверенитет. Ведь если бы не Сусанин, то монархом нашего Отечества стал бы поляк, а это означало бы полное разрушение православной веры, а значит и всей нашей страны.
2.8. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.1612 год
К началу XVII в. в Российском государстве наступило так называемое Смутное время. Под именем убиенного царевича Дмитрия объявился первый русский самозванец – Гришка Отрепьев, беглый монах московского Чудова монастыря. Заговорщики убили сына Бориса Годунова, Федора, и его мать. Едва успели расправиться с Гришкой, как вместе со всяким вооруженным сбродом, явился второй самозванец – еще один Лжедмитрий. В стране разразился династический кризис. Москва лежала в руинах, города сожжены и разрушены, в Угличе сломаны все мосты. Воспользовавшись бедственным положением страны, пошли на земли русские войной поляки и шведы.
К осени 1611 г. положение России было близко к отчаянному: поляки заняли Москву, Смоленск и другие русские города. Шведы захватили всё побережье Финского залива и Новгород. Вся западная часть государства оказалась фактически оккупированной. В стране процветало мародерство, организованная и обычная преступность.
В это тяжёлое время появляются два спасителя России: земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Именно этим двум людям предстояло сыграть центральную роль в освобождении страны от иноземных захватчиков. [3]
Конечно, ими двигала цель защиты родной земли, веры, но тогда появляется еще один критерий русского духа - массовость. Если Евпатий вел войско, люди которого желали отомстить. Козельск обороняли, потому что не было иного выхода, Сусанин действовал один, то ополчение набиралось на добровольной основе. И зачем же людям идти, зная, что они могут погибнуть, оставив детей сиротами, а жен вдовами?
Возможно, они понимали, что не уйди они на защиту Отечества, жертв будет больше? Если так, то можно выделить ещё один критерий русского духа – сострадание. Ведь люди шли не просто на защиту веры и государства, они шли на защиту народа, который бы непременно страдал, окажись он под властью ляхов.
Теперь понятно, что двигало простым народом. Но зачем Минину и Пожарскому рисковать жизнью и собирать ополчение? Минин – торговец, Пожарский – князь, вряд ли смена власти коснулась бы их.
Полагаю, что ими руководило желание защитить землю. Как это было в случае с героями татаро-монгольского ига, народ встал на защиту чести. Россия никогда не терпела унижений, так и организаторы ополчения стремились не только сохранить свою землю такой, какой они ее любят: с её полями, лесами, народом и религией. Ими руководили не корыстные цели по обогащению, а желание сохранить свою веру и культуру. Создатели народного ополчения – истинные герои своей страны. В который раз страну спасают простые люди, ведомые лишь чувством патриотизма.
Именно в 17 веке Россия начала формироваться не как владение царя, а как нация с присущими ей культурой, обычаями и языком. Но даже и тогда основной уклад жизни не претерпел изменений, люди всё также исповедовали православие и сохраняли другие религии, являлись носителями одной культуры, это ещё раз утверждает, что под натиском времени русский дух не только не ослаб, но и окреп.
Я твёрдо убедился в том, что русский характер не имеет аналогов. Он, как и прежде заставляет людей совершать поступки ради защиты родной земли, сохранения культуры и национальных традиций. Он приобрел новые характерные черты: сострадание, массовость и стойкость.
3. Обобщение и выводы
Герои России – это защитники земли русской на протяжении всего существования нашего государства. Они своим примером учили детей и внуков, а те передавали из поколения в поколение своим детям народные предания о богатырях и добрых молодцах, которые отстаивали право жить по своим традициям, законам и правилам. Жить на своей земле и сражаться за своё Отечество, не жалея жизни — это основа сохранения своей Родины.
Во время написания работы мне захотелось узнать: о каких поступках больше всего писали древние источники? Сколько имён защитников земли русской дошли до наших дней благодаря древним источникам?
Что касается описания личных поступков отдельных героев и жителей поселков, городов и целых княжеств, я понял, что объять эту тему не представляется возможным из-за массового героизма известных и неизвестных героев. Вот почему в нашей истории сохранилось много высказываний, где звучат слова призыва к активному сопротивлению и совместной борьбе против врага даже, когда выстоять уже невозможно. История знает множество примеров гибели защитников: на стенах Брестской крепости «Умираю, но не сдаюсь»; записка Кронштадтского десантника (5 октября 1941 года) «Умираю. Живые, пойте о нас»; снайпер В.Г. Зайцева участник битвы за Сталинград: «Для нас за Волгой земли нет. Мы стояли и будем стоять насмерть!».
Эти высказывания ещё раз подтверждают, что наследники героев прошлых лет помнят и чтят заветы предков. Привожу цитаты некоторых исторических деятелей разных эпох.
«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!» Александр Невский.
«Вражьи знамена пред нами упали. Славу спасителям пойте своим! Отечество наше мы отстояли, свободу свою мы всегда отстоим!» М. Булгаков о Минине и Пожарском.
«Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело». Из указа государя 1720 года мая 18 дня. Петр I
«Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдетолень, все равно пройдет русский солдат». Александр Суворов.
Тема моей работы – «Россия рождает героев». Я писал эту работу, чтобы ещё раз убедить себя и моих слушателей в том, что нигде в мире нет такой силы, которая может сравниться с русским характером. На том стояла и стоять будет русская земля.
4. Список источников.
Гарнич Н. Ф. 1812 год. — М: Госкультпросветиздат, 1956 г.
Лобакова И. А. Повесть о разорении Рязани Батыем, Литература древней Руси. Биобиблиографический словарь, Творогов О.В. (ред.). — М.: Просвещение, 1996 г.
Платонов С. Ф. Очерки, по истории смуты в Московском государстве XVI—XVII –СПб: Тип. М.А. Александрова, 1910 г.
Эшенбах А. Н. Иван Сусанин. — М.: Печатня А. Снегирёвой, 1913 г.
Интернет ресурс: проект «моя Россия» https://dzen.ru/b/Ykx20-l2_VQKhCRz
Интернет ресурс: «восточная литература» https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/framepred.html
Интернет ресурс: https://stuki-druki.com/authors/Susanin-Ivan.php
Интернет ресурс: проект «биограф» https://biographe.ru/politiki/aleksandr-nevskiy/
Интернет ресурс: http://sdrvdv.ru/news/narod-kotoryy-ne-znaet-svoyu-istoriyu-n/
Интернет ресурс: https://ilibrary.ru/text/4309/p.6/index.html
5. Приложение
Евпатий Коловрат
1238 год Козельск
А лександр Невский
1613 год Иван Сусанин
Кострома, село Домнино – родина Сусанина (1613 г.)
1612 Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Продукт прикладывается в отдельном файле.