Женщины-ученые 20-го века

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Женщины-ученые 20-го века

Перфильева Е.А. 1Федорова П.Г. 1
1МБОУ "Школа №11"
Новикова Д.Н. 1
1МБОУ "Школа №11"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Женщины-учёные во главе институтов или больших научных групп встречаются сейчас по всему миру — и вряд ли кого-то можно этим удивить (несмотря на то, что гендерный дисбаланс в этой области всё равно сохраняется). Более удивительно другое: даже в те времена, когда женщины не могли голосовать и обучаться с мужчинами на равных правах (или когда сексизм делал женщин «учёными второго сорта» — если речь о первой половине XX века), всё равно исследовательский талант находил способ пробиться. Женщины-изобретатели, женщины-инженеры и женщины-первооткрыватели меняют нашу жизнь уже как минимум полтора столетия — и мы вправе думать, что более ранний вклад женщин в науку и технику попросту не задокументирован.

Актуальность. Хотя женщины и вносили не менее важный вклад в науку, чем мужчины, о первых мы знаем гораздо меньше. Почему? Долгое время их заслуги научный мир преуменьшал, а иногда и вовсе труды женщин-ученых присваивались мужчинами. Лишь недавно ситуация изменилась. Только 40-50 лет назад женщины-ученые стали “выходить из тени” и их заслуги в научном мире начали ценить наравне с заслугами мужчин.

Цель проекта: Ознакомится самим и познакомить учащихся с выдающимися женщинами-учеными 20-го века, внесшим вклад в развитие страны.


Задачи:

Изучить инфрормацию о женщинах-ученых 20-го века

Подготовить и структурировать информацию

Написать реферат и презентацию к нему

Объект исследования: женщины-ученые, чьи труды изменили мир

Методы исследования: Изучение литературы, анализ, вывод.

Конечный продукт: презентация

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Татьяна Максимовна Бирштейн

Татьяна Максимовна Бирштейн – всемирно известная ученая, внесшая огромный вклад в развитие статистической физики макромолекул, одна из основательниц широко известной в нашей стране и за рубежом Санкт-Петербургской школы теоретической физики полимеров.

Татьяна Максимовна родилась в г. Ленинграде, ее детские годы пришлись на блокаду, которую она провела в осажденном городе. Она была награждена медалями «За оборону Ленинграда» и «За заслуги перед Отечеством».

Родилась в семье врачей — терапевта Макса (Мордуха) Мироновича Бирштейна, выпускника медицинского факультета Юрьевского университета, и фтизиаторки Марии Израилевны Бабиной. Отец заведовал терапевтическим отделением в больнице Володарского, мать работала в противотуберкулёзном диспансере.

Окончила физический факультет ЛГУ в 1951 году и аспирантуру ЛГПИ им. Герцена, с 1991 года — профессор, с 1998 года — заслуженная деятельница науки Российской Федерации.

Профессор кафедры молекулярной биофизики физического факультетаСПбГУ, главная научная сотрудницаИнститута высокомолекулярных соединенийРАН (с 1986).

Область научных интересов: статистическая физика полимерных систем: фазовые переходы, адсорбция, полимерные и полиэлектролитные системы, самоорганизация блок-сополимеров, жидкокристаллические структуры в полимерных системах, полимерные щетки.

Награды

Медаль «За оборону Ленинграда», 1944

Заслуженная деятельница науки Российской Федерации, 1998

Соросовский профессор, 1994—1995, 1996, 1997, 1998

Заслуженный соросовский профессор, 2000

Награда L’Oral-UNESCO «Женщинам в науке» «За её вклад в понимание форм, размеров и движения больших молекул», 2007

Премия им. В. А. Каргина РАН, 2008

Работы Т. Бирштейн

Бирштейн Т. М., Птицын О. Б. Конформации макромолекул. — М.: Наука, 1964

1.2 Гертруда Вокер

Гертруда Вокер (нем.Gertrud Woker; 16 декабря1878, Берн, — 13 сентября1968, Марин-Эпанье) — швейцарская активистка движения за мир, в области химии и борьбы за права женщин.

Была дочерью профессора старокатолического богословия и истории Филиппа Вокера. С 1900 года изучала органическую химию в Бернском университете, и в 1903 году защитила докторскую диссертацию по теме «Синтез 3,4-диоксифлавона». В 1907 году получила право преподавания в высшей школе и стала первой женщиной-приват-доцентом химии в немецкоязычных высших учебных заведениях. По случаю вступления в должность Вокер прочла лекцию «Проблемы исследования катализа», очертившую круг её будущих научных интересов.

С началом Первой мировой войны включилась в антивоенное движение, и главной темой её деятельности стала борьба против химической войны. Начав с листовок, в дальнейшем Вокер все более разнообразила формы данного протеста. Наряду с этим она действовала в области прав для женщин, в частности, требуя предоставления женщинам права голоса. В 1915 году стала соучредительницей Международного комитета женщин за прочный мир, позднее переименованного в Международную женскую лигу за мир и свободу (МЖЛМС), а также явилась одной из основательниц швейцарского отделения МЖЛМС.

Стала одной из пионерок биохимии и в 1933 году за свои новаторские работы получила звание экстраординарного профессора, несмотря на неодобрение научным сообществом своей пацифистско-политической деятельности.

В том же году в Германии нацистами была сожжена её книга Der kommende Gift- und Brandkrieg und seine Auswirkungen gegenüber der Zivilbevölkerung.

Также Вокер принимала участие в деятельности католической церкви и занималась искусством.

С 1957 года руководила швейцарским отделением МЖЛМС.

В честь Вокер названы улицы в Берне и Дюссельдорфе.

1.3. Блюма Вульфовна Зейгарник.

Блю́ма Ву́льфовна Зейга́рник

27 октября (9 ноября) 1900, Прены, Мариямпольский уезд, Сувалкская губерния24 февраля 1988, Москва) — советская психологиня, основательница советской патопсихологии.

Широко известен результат диссертационной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины в сотрудничестве с Л. С. Выготским.

Одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценён Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Премия имени М. В. Ломоносова I степени (1978).

Блюма Вульфовна Герштейн родилась 27 октября (9 ноября) 1900 года в Пренах Сувалкской губернии. Родители, Вульф Герштейн (1861—1936), уроженец Волковышек, и Роня-Фейга Розенгард (1865—1941), владели магазином[2]. Училась в гимназии в Пренах, с 1916 года — в Алексеевской женской гимназии Е. Д. Рейман-Далматовой в Минске. Примерно в 1915 году семья Герштейнов неформально усыновила ее будущего мужа, Альберта Янкелевича Зейгарника (1900—1942), родившегося в Варшаве и проживавшего в Пренах, вместе с которым в 1922 году переехала на учёбу в Берлин и поступила на философский факультет Берлинского университета, в то время как А. Я. Зейгарник поступил в Берлинский политехникум[2]. Там под влиянием лекций Макса Вертхаймера она заинтересовалась психологией.[3] Брак супругов Зейгарник был заключён 9 января 1924 года в Каунасе.

Основные работы

«Нарушения мышления у психически больных (Экспериментально-психологическое исследование)», Москва, 1958;

«Патология мышления», Москва, Издательство МГУ, 1962;

«Введение в патопсихологию», Москва, Издательство МГУ, 1969;

«Личность и патология деятельности», Москва, Издательство МГУ, 1971;

«Основы патопсихологии», Москва, Издательство МГУ, 1973;

«Теория личности К. Левина», Москва, Издательство МГУ, 1981;

«Психология личности: норма и патология», 1982;

«Теории личности в зарубежной психологии», Москва, Издательство МГУ, 1982.

«Патопсихология», Москва, Издательство Московского университета, 1986.

1.4 Рашель Иегуда

Рейчел Иегуда (р. 1959) - профессор психиатрии и неврологии, заместительница председателя по делам ветеранов в отделении психиатрии и директриса отдела исследований травматического стресса Медицинской школы Маунт-Синай. Она также возглавляет программу клинических исследований посттравматического стрессового расстройства в лаборатории нейрохимии и нейроэндокринологии Медицинского центра Джеймса Дж. В 2020 году она стала директорисой Центра психоделической психотерапии и исследований травм на горе Синай.

Она получила степень доктора философии в области психологии и нейрохимии и степень магистра в области биологической психологии в Массачусетском университете в Амхерсте и завершила постдокторантуру по биологической психиатрии на факультете психиатрии Йельской медицинской школы. В 2019 году она была избрана участницей Национальной академии медицины.

Она является автором более 500 опубликованных статей, глав и книг в области травматического стресса и нейробиологии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). В сферу ее интересов входит изучение факторов риска и устойчивости, психологических и биологических факторов, определяющих реакцию на лечение при ПТСР, генетические и эпигенетические исследования ПТСР и передача травмы и ПТСР от поколения к поколению. Ее самой цитируемой статьей является обзор посттравматического стрессового расстройства, опубликованный в медицинском журнале Новой Англии, который получил более 1600 ссылок по данным Google Scholar.

Она ведет активную клиническую и исследовательскую программу, финансируемую из федерального бюджета, в которую приглашаются местные и иностранные студенты и врачи. Ее исследования были сосредоточены на посттравматическом стрессовом расстройстве у ветеранов боевых действий, детей, выживших в Холокосте и детей беременных женщин, переживших теракты 11 сентября. Ее работа над диагностическими биомаркерами ПТСР в крови привела к получению патента, одобренного в США (9 243 293) и Европе (2334 816) для стратификации диагностики и лечения ПТСР.

Работы:

Искусство еврейского пастырского консультирования: руководство для всех конфессий с Мишель Фридман, опубликовано 17 ноября 2016 года издательством Routledge

Иегуда, Рейчел (1 июля 2022 года). "Как травма родителей оставляет биологические следы у детей / Неблагоприятный опыт может изменить будущие поколения через эпигенетические пути". Scientific American. doi:10.1038/scientificamerican0722-50.

"Психобиология травмы и жизнестойкости на протяжении всей жизни", опубликованная 5 сентября 2008 года издательством Jason Aronson, Inc.

1.5Лина Соломоновна Штерн

Лина Соломоновна Штерн

Первая в мире женщина-академик Лина Соломоновна Штерн появилась на свет 26 августа 1878 года..

12 августа 1952 г. был приведен в исполнение приговор членам Еврейского антифашистского комитета. Расстреляли всех, кроме нее. Подписывая расстрельный приговор, Сталин вычеркнул из списка обреченных единственное имя.

Советская физиологиня, первая в Советском Союзе женщина-академик – действительная участница Академии Наук СССР и Медицинской академии наук Лина Соломоновна Штерн родилась 26 августа 1868 г. в Либаве (Лиепае). Поступить на медицинский факультет Московского университета Лине не удалось из-за существовавших в то время ограничений для людей не православной веры. Тогда она уезжает в Швейцарию и поступает в Женевский университет. Позднее в автобиографических заметках она напишет: «Вначале медицина меня привлекала не столь как наука, а как филантропическая возможность». Очень скоро она уже была автором более 40 оригинальных работ. Эти исследования оказались важны для лечения инфекционных заболеваний мозга. В Швейцарии Лина Штерн общалась с разными учеными, в том числе и с советскими, которые и позвали ее в Москву. В СССР Лиина Соломоновна стала профессором 2-го Медицинского института и одновременно директором Института физиологии Академии наук СССР, возглавляла отдел биохимии Института инфекционных болезней им. И.И.Мечникова, создала отдел возрастной физиологии в Институте охраны материнства и младенчества. Штерн получила звание доктора биологических наук и почетное звание «заслуженного деятеля науки». Ее избрали действительной участницей Академии наук СССР. За один только 1935 г. академиком Штерн было опубликовано 45 научных работ. А в 1949 г., ее, как активного члена Еврейского антифашистского комитета, арестовали, и до июля 1952 года зав. кафедрой 2-го Московского медицинского института, академик Академии наук СССР, профессор Лина Штерн находилась в тюрьме. Решение политбюро по антифашистскому комитету было принято заранее: расстрелять всех, кроме Лины Штерн. 12 августа 1952 г. состоялась казнь главных обвиняемых. А Штерн сослали в Джамбул. Говорят, Лиину Соломоновну спасла уверенность Сталина в том, что ей, как физиологу, известен секрет продления жизни. Она вернулась в Москву в 1953 г., но нашла в себе силы вернуться к работе и продолжить прерванные исследования в академическом Институте биофизики, в котором проработала зав. отделом физиологии до 90 лет. Скончалась Лина Соломоновна Штерн 7 марта 1968г.

Заключение и выводы.

Нам было трудно выделить из всех женщин, достигших вершин в профессии, несколько. Женщин, которые профессионально выполняют работу, много. Путь к профессиональной реализации для женщины до сих пор осложняется соперничеством с мужчинами. Пилоты, инженеры, врачи, гонщики, ученые - это традиционно мужчины. Представьте, сколько стойкости и упорства потребовалось женщинам, которые впервые отважились соревноваться с мужчинами в "их" профессиональной сфере. Большинство наших героинь жили в XX веке, когда женщины получили широкий доступ к образованию и стали свободнее в выборе профессии.

Женщины-ученые

За каждым именем стоит нелегкая судьба. Многие из женщин-ученых ради открытий в науке и будущего всего человечества пожертвовали своим личным счастьем и семейным благополучием. Тем не менее, сегодня их знают и уважают не только на родине, но и во всем мире.

Список использованной литературы и интернет-источников.

https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.b94c3638-63f90656-ab7b22ca-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Rachel_Yehuda

https://ru.wikipedia.org/wiki/Штерн,_Лина_Соломоновна

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бирштейн,_Татьяна_Максимовна

https://ru.wikipedia.org/wiki/Зейгарник,_Блюма_Вульфовна

https://military.wikireading.ru/32153

https://macro.ru/2022/02/proshhaemsya-s-tatyanoj-maksimovnoj-birshtejn/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вокер,_Гертруда

Просмотров работы: 62