Скидки и распродажи – реальная выгода или обман?

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Скидки и распродажи – реальная выгода или обман?

Матвеев Я.И. 1
1МОУ "Подовинновская СОШ"
Глазырина С.Н. 1
1МОУ "Подовинновская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ничто не учащает мой пульс сильнее,

чем вывеска «скидка 50%»

Софи Кинселла

Ежедневно, включая телевизор, мы видим рекламы о всевозможных скидках и распродажах. С голубых экранов их нам предлагают любимые актёры, музыканты и певцы. А выйдя на улицу, наш взгляд вновь притягивают «кричащие» вывески витрин магазинов всё с теми же скидками. Действительно, акции, распродажи и скидки стали привычной частью нашей жизни.И люди, поддавшись некому импульсу, свершают непродуманные покупки. Учёные утверждают, что эти, так называемые импульсы, это не что иное, как проворные трюки для привлечения покупателей. Неужели, зная всенародную пословицу: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке», мы все одинаково верим, что владельцы магазинов так беспокоятся о покупателях, что реализуют товары по заниженной стоимости в убыток себе? Именно это я и решил исследовать в данном проекте.

Цель исследования: представить и проанализировать существующие виды скидок, выявить положительные и отрицательные моменты в их использовании.

Задачи исследования:

- Познакомиться с понятиями «скидка и распродажа» и их разновидностями;

- Выяснить, завсегда ли скидки выгодны покупателю;

- Узнать, как, где и когда рентабельно пользоваться скидками;

- Провести опрос собственников магазинов села Подовинное с целью выяснения использования скидок в их торговых точках.

Объект исследования: Магазины, предоставляющие скидки.

Предмет исследования: скидки, как инструмент стимулирования покупателя на современном рынке.

Гипотеза: я предполагаю, что если научиться разбираться в скидках, акциях и распродажах, то приобретения станут не только приятными, но еще и выгодными.

Актуальность. Скидки в наше время очень актуальны, так как они являются первым признаком привлечения внимания покупателя. Нам неизвестна истинная природа скидок и непонятен механизм их использования, именно поэтому выгода скидок ставится под сомнение.

Смелость моего проекта содержится в том, что я дам советы как продавцам, так и покупателям о том, как сделать так, чтобы «и волки были сыты и овцы целы».

Основная часть

Что такое скидка

Никто не спорит, что скидка – чрезвычайно привлекательное изобретение человечества. Особенно в предпраздничные дни в магазинах случается настоящий ажиотаж. Люди покупают продукты к праздничному столу, презенты для своих дорогих и близких людей. Предвидя это, рабочие магазинов применяют всевозможные увертки для привлечения покупателей. В такие дни им главное — точно рассчитать охват и длительность воздействия скидок, чтобы компенсировать убыток ростом размера продаж. Поэтому, рассуждая о скидках, я сначала я решил провести анкетирование, состоящее только из парочки вопросов:

- Приобретаете ли вы товары со скидками и если да, то в каких магазинах?

- Покупаете ли вы в интернет-магазинах (если да, то в каких?)

В опросе участвовали 57 человек, средь которых имелись не только мои одноклассники, но и учителя, а также родные и знакомые. Итог анкетирования меня удивил. Оказалось, что скидкам, предоставляемым магазинами нашего села (скидки в Подовинном дают только два магазина «Копеечка»), клиенты не очень-то и доверяют. А вот в городских супермаркетах забирают продукт со скидкой с удовольствием. Как оказалось, исключительно всех занимают скидки и распродажи в интернет-магазинах. Я и не предполагал, что большинство опрошенных, в том числе и моиодноклассники для покупки товаров используют мобильные приложения.

Учителяпреклонноговозрастаникогда не пользовались мобильнымиприложениями для покупки товаров, они привыкли делать это в проверенных магазинах. Отчего так происходит, я и решил выяснить. Для этого мне сначала пришлось отыскать ответ на вопросы:

- Что такое скидка и распродажа?

- Какие имеются категории скидок?

Обнаружить ответ на первый вопрос не составило труда. Благо под рукою постоянно интернет, и первый же итог поиска дал исчерпывающий ответ.

Скидка — сумма, на какую уменьшится продажная цена товара, реализуемого покупателю. Распродажа — продажа какого-нибудь товара по сниженным ценам; созданный процесс понижения стоимости на товары различных категорий, целью которого представляется освобождение складских и торговых площадей для поступления свежего товара. Вдобавок нередко случается при ликвидации торгового заведения.

2.2 Разновидности скидок

На просторах интернета я выяснил какие бывают разновидности скидок.

Кратковременные скидки: даются в некоторый временной промежуток (утро, ночь), в сезон (лето, зима) либо в предпраздничные дни.

Сегментные скидки: даются некоторому кругу лиц или социальной группе (домохозяйки, студенты, пенсионеры).

Скрытые, или непоследовательные, скидки: тип скидки, о которой клиент узнает, лишь стоя у кассы и собираясь расплачиваться либо, приобретая «в подарок» жуткого вида чайник со свистком.

Спасающие от добавочных затрат (предпраздничные либо сезонные скидки): реализация залежалого, старомодного товара или распродажа в связи с окончанием сезона и освобождение от затрат на сохранение и перевозку товара.

Скидка по контракту: это скидки при предоплате, при покупке некоторых разновидностей товаров и даже при применении всевозможных видов расчетов в валюте.

Сдерживание неизменных клиентов и вовлечение новых: когда клиенты «приучены» приобретать товары в некотором магазине, нужно для их удержания подготовить порядок накопительных скидок, при которой процент скидки повышается для определенного потребителя при достижении некоторого размера стоимости всех его покупок.

Сетевые скидки: отдельной категорией стоят скидки, предназначенные для сетевых распространителей, дилеров и иных продавцов сетевого маркетинга. Товары реализуются распространителям со скидкой, приблизительно одинаковой цены поиска возможного потребителя и следующей реализации продукции.

2.3 Зачем нужны скидки и почему они работают?

Узнав многое о скидках, я отправился по нашим магазинам, в надежде заприметить скидки. Но оказалось, что в небольших торговых точках, какими представляются большинство магазинов нашего села, не рентабельно делать скидки для населения. Возможно попросту владельцы не до конца освоили вопрос их предоставления. А вот в таких сетевых магазинах, как «Копеечка» (их у нас в селе два), подобное событие имеет место быть. И вновь занялся социологическим опросом. Всего в опросе участвовало 39 человек. Я условно поделил их на две категории: покупатели и продавцы. В первой категории оказалось обычные покупатели, пришедшие за покупками, их насчитал 32 человека. А во второй категории лишь 7 продавцов магазинов, предоставляющих скидки (в нашем селе их два). Каждому участнику моего опроса предстояло предельно честно ответить на несколько вопросов. Результаты опроса указаны в приложении.

Я понимаю, что почти во всех вариантах торговцу это невыгодно. Однако, случаются ситуации, чтобы не понести убытки, торговец вынужден делать скидки, например, дабы реализовать товар, у которого истекает срок годности, или испорченный товар либо нужно отделаться от товара, который не пользуется спросом. Но если всё так просто, отчего скидки в нашем селе этакое редкостное явление?

За границей распродажи – достаточно старое и привычное явление. В Европе они возникли достаточно давно, еще в 18-ом веке. В то время купцы расторговывали престарелый товар по заниженным ценам, дабы скорее опорожнить склады для новой партии товара.

Сейчас некоторые торговцы также избавляются от старых коллекций, дабы наполнить вешалки новоиспеченной обувью и одеждой. Оттого зимние вещи возможно выгодно закупить летом, а летом благоразумно приобретать зимние сапоги и шубы. Или же наряд прошедшего сезона возможно приобрести значительно дешевле, нежели нового. С бытовой техникой та же ситуация, новшества обходятся достаточно дорого, а устаревшие модели (которые еще вчера водились в моде) дешевеют.

Зачастую объявления о скидках возникает лишь чисто для привлечения внимания. Механизм достаточно прост. Покупатель, завернув в магазин, видит, что расценки вправду снижены, однако только лишь на некоторые виды товаров (товары первой необходимости: молочные и хлебобулочные изделия, сахар и т. или товары, какие не пользуются особенным спросом. А дальше подключается любопытство, так как на полках лежит множество иных заманчивых вещей (но лишь по очень высоким ценам). Впоследствии идет продавец и начинает повествовать о всех супер изумительных новинках сезона и уходить без покупки делается совершенно неловко (человек же так вежлив и столь времени потратил! В итоге денежки расходуются на дорогие вещи, без коих мы вполне могли бы обойтись. Важно знать: распродажи рассчитаны, в первую очередь, для людей импульсивных и впечатлительных. Такие люди бойко клюют на рекламу, какая обещает скидки, призы и бонусы. Ноги сами подходят в магазин, а руки тянутся к кошельку. Бизнесмены осуществляют выигрышную ставку на обычное человеческое хотение заполучить побольше, а заплатить поменьше. И когда таковая вероятность у человека появляется, сознание попросту перестает контролировать процесс получения товаров. А если, к тому же, призывают приобрести все это великолепие в рассрочку и без процентов, то человек готов взять еще каких-либо товаров. Ведь взгляд разбегается сейчас, скидки и распродажи сейчас, подарки сейчас, а расплатиться за это все можно будет потом. В итоге дом забит абсолютно лишними вещами, а на покупку действительно важных и необходимых товаров средств не остается.

Еще одна известная хитрость – двойственные ценники, когда старая стоимость умышленно перечеркнута, а рядом с ней стоит новоиспеченная цена, которая непроизвольно приковывает к себе внимание. Факт «экономии» налицо и человек оживленно извлекает кошелек. Ведь ему и невдомек, что специально для этой «распродажи» была завезена партия дешевых товаров, коих первоначально там и в помине не было. Высокие расценки (взятые «с потолка») перечеркнули и написали новые, какие вполне отвечают качеству данного товара. От предложения «две вещи по цене одной» также трудно отказаться, уж очень соблазнительно звучит. А ведь ежели присмотреться повнимательней, то возможно увидеть, что речь идет о не пользующихся спросом вещах, притом выбор их довольно крепко лимитирован. В итоге вы покупаете какую-то устаревшую вещь по достаточно высокой цене, и к ней в «нагрузку» (ой, извините, в подарок), приобретаете вторую негодную вам вещь.

Есть еще одна уловка. Это когда заявляется, что распродажа будет продолжаться лишь 1 либо 2 дня. И даже если продукт не очень хорошего качества, но с неистовой скидкой, человек искушится и покупает не идеально сидящую юбку или джинсы с кривой строчкой. А придя в этот магазин через месяцок с изумлением обнаруживает, что распродажа и не мыслила кончаться и продавцы продолжают под данной маркой сбывать низкокачественные товары по невысоким ценам. Поэтому не стоит верить объявлениям «скидки только один день!» либо «ликвидация коллекции». Одним словом, всяких подобных хитростей достаточно много.

Также и в интернет-магазинах, где беспрестанно проходят распродажи. Магазины на них обещают великодушные скидки - 50%, 60% и даже 70%! Но в реальности значительные из этих скидок - липовые, ненастоящие. Вам либо предлагают продукт по той же цене, сколько он и стоит, или даже заставляют переплачивать, пользуясь общим ажиотажем. Как это происходит? А главное – как понять, какая скидка настоящая, а какая – липовая? Неискушенный покупатель, угодив на интернет-сайт, впечатляется дисконтом и начинает брать всё подряд. Мероприятие рассчитано на то, чтобы поразить доходной экономией и со своей задачей здорово справляется. К сожалению, опыт и показывает, что 50% из данных скидок не значительны, 25% и совсем фейковые и только оставшаяся четвертинка - реальные доходные скидки.

А теперь поподробнее о каждом виде.

Незначительные скидки. Как это работает? Накануне старта распродажи продавец поднимает прайс, а на самой распродаже опускает стоимость чуток ниже обычной. Например, вещь обходилась 1000 рублей, магазин предварительно изменяет цену на 2000 рублей, а на распродаже продаёт за 950 рублей. Подобных "скидок" на сайте большинство. Как видно из графика цены ещё 5 сентября стоимость была 52,65$, пред распродажей вознеслась до 61. 94$, а в день распродажи будет 50. Экономия в 2$ - это незначительно. Фейковые скидки. Как это работает? Порядок операций тут таковой же, как в пункте выше. Главное отличие в том, что после задирания стоимости магазин продаёт продукт по тому же прайсу, что был раньше. То есть интерес потребителя – 0. Есть ещё один вариант, когда продавец после взлета цены и вовсе реализует вещь дороже, чем до скидки. Яркий пример нечистоплотности продавца: товар ещё 14 октября, стоивший 1$ на распродаже будет реализовываться подороже, чем за 1$.

Настоящие скидки. Как это работает? Всё просто – это вправду реальные скидки, на какие рассчитывает покупатель, прибывающий на распродажу. Как оказалось, отыскать товар на 10-20% подешевле его обыкновенной цены - задание не из легких, но достаточно выполнимое. Пример подлинной скидки: как видно из динамики стоимости товар завсегда стоил 16. 94$, однако на распродаже его можно купить за 12. 32$ (скидка 27%). На этом скриншоте представлены смарт-часы, которые, по заверениям продавца, раньше обходились от 5910,83 руб. Теперь на них идет скидка 87%, и часы возможно купить за 768,18 руб. А в период распродажи стоимость на них упадет до 709,04 руб! Но если поставим на свой интернет-браузер бесплатное расширение и раскроем в нем вкладку «Изменение цены», то увидим, что эти часы итак обходились 709,94 руб., вот лишь пару дней назад их стоимость приподняли умышленно для распродажи. А заоблачные 5910,83 рублей – это и вовсе вымысел изворотливого продавца.

Но это еще полбеды. А этот браслет продается со скидкой 30% за 1007,37 руб. На распродаже его можно будет купить за 964 руб. Смотрим пункт «Изменение цены». Оказывается, что стоимость 1007,37 руб. назначили в день начала подготовки к распродаже. А до этого часы вообще обходились 844,41 руб. Получается, ежели некто приобретет эти часы на распродаже, то он еще и переплатит 120 руб. от их настоящей стоимости!

Как правильно приобретать на распродаже:

• удостоверитесь в реальности скидки. Для этого достаточно установить особый сервис, прослеживающий динамику цен за последние несколько месяцев.

• сопоставляйте цены. У разных продавцов скидки на один и тот же товар могут кардинально отличаться.

• разбирайте отзывы. Обратите внимание на адекватность отзывов: китайцы обожают заниматься накруткой. А ещё прочитайте добавления к отзывам – там прячутся подробности эксплуатации: лампочка сгорела через месяц, а кофта вытянулась после стирки.

• Используйте купоны и кешбэк. Чтобы сберечь ещё больше – скапливайте купоны, они могут быть различного номинала и обеспечат вам скидку. Про кешбэк-сервисы не слышал лишь ленивый, вы и так всё знаете.

И всё-таки, как не приобрести лишнего:

Во-первых, нужно завсегда иметь понимание, что продавец нипочем не будет действовать себе в убыток. И даже если вы видите, что скидка на товар 90% (что всегда весьма неясно звучит для иностранцев), то и тогда не сомневайтесь, что торговец все равно заберет свое. Попросту это значит, что стоимость была максимально завышена изначально. Распродажи зачастую демонстрируют подлинную стоимость вещей, без сумасшедших торговых накруток. Хотя при знающем раскладе возможно конкретно сэкономить на покупках и все эти торгашеские увертки пустить себе во благо.

2.4 Советы покупателю

И как обещал в самом начале, хочу дать вам несколько советов:

Пред походом в магазин составьте перечень точно необходимых вещей. Вообще, подобный перечень необходим всегда, даже если вы попросту решили пробежаться по магазинам «просто так». Прежде чем приобрести «чрезвычайно недорого сильно необходимую вещь», загляните в данный список.

А когда идете на предпраздничные распродажи, дабы приобрести ближним подарки, сочините заранее, что и кому вам нужно купить. Чтобы не выбросить денежки на ветер и не свершить неосмотрительную покупку, попросту подождите 10-15 минут. Ежели вас заинтриговал некий товар, не торопитесь приобрести его сразу же, прогуляйтесь по другим отделам, а дальше возвратитесь и посмотрите на выбранную вещь свежим взглядом. Возможно, что ваша позиция не поменяется, но может статься и так, что вы сами удивитесь, чем же этот товар мог завлечь ваше внимание.

Покупая вещи на сезонных распродажах не спешите и обращайте внимание на качество. Это может быть вещица далеко не прошедшего сезона, а пролежавшая на складах порядочно лет. К тому же, по сниженным ценам могут торговать и бракованные вещи, «забыв» известить об этом покупателю. Ежели речь идет о дорогих покупках, опять же, не торопитесь, даже если стоимость представляется вам очень привлекательной.

Огромное количество нелепых покупок совершается спонтанно, под властью агрессивной рекламы. Идя на поводу у торговцев, вы можете не токмо бесполезно израсходовать деньги, но и надолго перековеркать себе настроение. Не пытайтесь приобрести ультрамодную, разрекламированную вещь, вполне вероятно, что вскоре она уже не будет востребована. Покупайте классические вещи, которые нипочем не выйдут из моды.

Постоянно помните, что вам нужно извлечь выгоду из распродаж и сберечь деньги, а не истратить их бездумно.

Будьте разумными и не дозволяйте обвести вас вокруг пальца. Не теряйте благоразумие мысли, не поддавайтесь общей эйфории. Ничто не должно отвлекать вас от цели – ни призы, ни рекламные обещания, ни музыка. Ничто не должно принудить вас приобрести негодные вещи или потратить больше, чем вы собирались.

Если на распродаже вы видите обыкновенные средние цены, то делайте вывод, что в обычное время их в этом магазине завышают.

И не ощущайте себя должными приобретать нечто исключительно из-за того, что любезный и улыбчивый продавец выкроил вам несколько минут своего бесценного времени. Общение с клиентами – это его работа, за которую он получает деньги.

И помните, что скидка на товар не является необходимым предлогом для его покупки. Поводом для приобретения представляется его степень нужности для вас. Вы должны извлечь не сиюминутную радость, сопряженную с невысокой ценой, а удовольствие от полезной и нужной вещи, которая будет продолжительно служить вам.

2.5 Советы продавцу

Ну, а продавцу, дабы завлечь покупателя, я бы посоветовал, прежде всего:

- нанять вежливый персонал, чтобы поддерживать тёплую обстановку в коллективе,

- организовать безвозмездную доставку тяжелого товара,

- установить скидки от 5%, различные бонусы и подарки,

- непрерывно смотреть за высоким качеством товара и благоразумными ценами, а значит, и за безукоризненной репутацией самого магазина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая свое исследование, могу сказать, что цель работы достигнута. Я выяснил, какие виды скидок бывают, кому они выгодны, и на что необходимо направлять внимание при закупке какого-нибудь товара.

Также я доказал свою гипотезу о выгоде скидки. Я выяснил, что есть скидки, которые могут быть интересными как покупателю, так и владельцу магазина, в зависимости от цели продажи. Приятных и выгодных вам покупок!

Список использованной литературы

1. История возникновения скидок. ua.today. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ua.today/news/press_reliz/istoriya_vozniknoveniya_skidok

2. История возникновения торговых скидок в мире. Mostinfo. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mostinfo.su/istoriya/880-istoriya-vozniknoveniya-torgovyh-skidok-v-mire.html

3. Распродажа. История возникновения. Styletopik. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://styletopik.ru/blog/sale-sale.html

4. История возникновения «Черной пятницы» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://trashbox.ru/link/history-of-black-friday

Ссылки:

1. https://ru.wikipedia.org/

2. http://www.bibliotekar.ru/cena-cenoobrazovanie-3/137.htm

3. http://centerwoman.ru/shopping/faktory-kotorye-vliyayut-na-formirovanie-skidok-na-odezhdu/

Приложение

Социологический опрос

Всего в опросе участвовало 39 человек. Я условно поделил их на две категории: покупатели и продавцы. В первой категории оказалось обычные покупатели, пришедшие за покупками, их насчитал 32 человека. А во второй категории лишь 7 продавцов магазинов, предоставляющих скидки (в нашем селе их два). Каждому участнику моего опроса предстояло предельно честно ответить на несколько вопросов.

АНКЕТА для покупателей:

- Часто ли вы совершаете покупки в магазинах, предоставляющие скидки?

1. Часто

2. Редко

3. Каждую неделю

- Обращаете ли вы внимание на цену товара в разных магазинах?

1. Всегда

2. Никогда

3. Иногда

- Наличие скидки влияет на покупку (отказ от) товара?

1. Нет, покупаю то, что нравится

2. Нет, покупаю то, что качественно

3. Да, если товар со скидкой - куплю его

4. Покупаю товар только по скидке

- Как вы считаете, выгодно ли покупать товар со скидкой?

1. Думаю, да

2. Он, скорее всего, просроченный

3. Однозначно нет

4. Не задумывался(лась)

- Как вы думаете, какова истинная роль скидки?

1. Для большей выгоды (больших продаж)

2. Чтобы продать товар, который залежался

3. Чтобы потребителю было дешевле и лучше

4. Для привлечения клиентов

АНКЕТА для продавцов

- Большое ли у вас количество покупателей?

1. Нет, мы малое предприятие

2. Да, покупателей достаточно много (для сельской местности)

3. Это зависит от определённых условий (праздники, выходные и др.).

- Часто ли ваш магазин обычные ценники на товары на ценники со скидками?

1. Почти каждый день появляется товар по скидке

2. Нет, довольно редко

3. Это зависит от товара

- Какие товары чаще всего оказываются по скидке?

1. Порошки/моющие средства

2. Шоколад, чай, конфеты

3. Молочные продукты

4. Другое

- Какой максимальный размер скидки устанавливает ваш магазин?

1. 50%

2. 10%

3. 5%

- Для чего нужны такие промо-акции?

1. Для борьбы с конкурентами

2. Для избавления от непроданных товаров

3. Для увеличения объема продаж

4. Это маркетинговый секрет

Просмотров работы: 467