Математический биатлон

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математический биатлон

Архипова К.А. 1Марков Н.В. 1
1МБОУ «Покровская СОШ №1 с УИОП им.И.М.Яковлева»
Иванова С.И. 1Марков В.Г. 1
1МБОУ «Покровская СОШ №1 с УИОП им.И.М.Яковлева»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В этом году нашей школой был организован и проведен первый улусный физико-математический лагерь с круглосуточным пребыванием детей «Школа точных наук». Образовательную смену посетили 25 учащихся 7-х классов из 9 школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия). И нам посчастливилось быть среди этих учеников и провести незабываемые 3 недели учебы и отдыха в этом первом улусном физмат лагере с круглосуточным пребыванием.

Одной из основных целей лагеря – это создание условий для активного и здорового отдыха для детей, каждый день была утренняя зарядка и после обеда различные подвижные игры на свежем воздухе в основном на пришкольном стадионе.

Р езультатом успешной реализации программы лагеря является прежде всего личностный рост каждого ребенка, самореализация, углубление знаний одаренных детей, о чем свидетельствуют мониторинги по результатам входных и выходных контрольных работ, результаты предметных олимпиад. Также у воспитанников существенно повысился творческий потенциал, активность участия в конкурсах, мероприятиях, развитие личностных качеств.

Все ребята мы очень подружились в лагере, до сих пор общаемся все вместе, многие из нас в результате поступили в физико-математический 8 «а» класс в МБОУ «Покровская СОШ № 1 с УИОП им. И.М. Яковлева».

В лагере ежедневно полдня мы учились: подтягивали знания по математике, физике и информатике, нас готовили уже к предстоящей сдаче ОГЭ, с которым мы столкнемся через 2 года. По математике прошли несколько практико-ориентированных заданий ОГЭ, изучили что такое теория вероятностей, объяснили нам задания ОГЭ на квадратной решетке, а также попытались заложить начало для решения экономической задачи на ЕГЭ профильного уровня, дали понять понятие коэффициента и на основе него решали простейшие задания на вклады. Также были очень много занятий информатике и физике. Даже к нам приезжали лекторы по точным наукам и также нас учили по интересным тема физмат профиля.

Одним из основных задач являлось формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов физико-математического и информационно-технологического профилей, а также содействие развитию творческих способностей и интереса учащихся к предметным областям.

Лагерь – это очень хорошая площадка для реализации своих идей. Наши воспитатели Саргылана Семеновна Иванова и Василий Гаврилович Марков придумали и провели спортивно-научную игру «Математический биатлон», в создании которого мы не только помогли, но и участвовали в этой увлекательной игре. И нам хотелось бы рассказать про эту увлекательную игру и сделать свою исследовательскую работу на основе этой игры.

Математический биатлон - это командное соревнование по решению задач. Побеждает в нём команда, показавшая лучшее время.

Правила игры: Задачи (в нашем случае это были примеры в столбик) были распределены на пять туров. Заранее подготавливаются бланки заданий и ответов. Учащиеся определяют, в каком порядке они участвуют в эстафете. Каждый участник, пробежав круги по уровню задач, получает конверт с тремя заданиями. После сигнала ведущего участник из первой команды бежит 1 или 2 круга вокруг стадиона (в зависимости от тура), а участник из другой команды получают 3 примера-патрона и начинает решать, прибежав отведенные круги участник из первой команды получает те же 3 примера-патрона и начинает их решать, после того как он решит, показывает тому участнику из другой команды, тот если говорит всё правильно, то время останавливается и фиксируется, а если говорит что сколько-то решено неправильно, то первый участник должен столько штрафных маленьких кругов пробежать, затем только фиксируется время. Задача каждого быстро надо бежать и прибежав выполнить задания быстро и без ошибок. Затем меняются: уже бежит тот, кто проверял, а проверяет тот, кто бежал. И так пять туров. Победившей становится команда, которая решила наибольшее количество задач за наименьшее время.

Цель нашей работы: развитие математической активности учащихся, активизация познавательной деятельности детей на внеклассных занятиях, а также умение собираться с мыслями в нестандартной ситуации.

Для достижения цели нужно решить ряд задач:

До мелочей придумать правила игры «Математический биатлон»

Придумать примеры для решения,

Проведение игры «Математический биатлон» для воспитанников лагеря «Школа точных наук»,

Провести анкетирование воспитанников лагеря,

Сделать соответствующие выводы.

Предмет исследования: Применение игры Математический биатлон для развития математической активности у учеников.

Методы исследования:

теоретические (создание правил игры: изучение, анализ, систематизация в части судейства);

практические (проведение «Математического биатлона», опрос учащихся).

Гипотеза: Игровой подход в виде математического биатлона способствует ли ученику быстро собираться с мыслями в нестандартной ситуации.

Практическая значимость: Использование игры Математический биатлон для повышения учебной мотивации учеников по математике и быть готовыми решать задачи в нестандартных ситуациях, на контрольных работах, особенно на ОГЭ и ЕГЭ, а также пропаганда здорового образа жизни.

Новизна заключается в том, что ребята никогда не решали задачи в таких ситуациях.

АНКЕТИРОВАНИЕ (Гугл-опрос)

Из 25-ти воспитанников лагеря «Школа точных наук» в игре «Математический биатлон» приняли участие 20 ребят, остальные пять были не участвовали, а помогали в судействе и фотографировали нас, некоторые были противопоказаны физические нагрузки.

После проведения игры «Математический биатлон» мы решили сделать опрос среди воспитанников лагеря «Школа точных наук», кто участвовал и принимал участие в этом спортивно-научном конкурсе.

Опрос для воспитанников лагеря «Школа точных наук»

Кто принимал участие в игре «Математический биатлон»

п/п

Вопрос

Ответы

Кол-во ответов

1

Посещали ли лагерь Школа точных наук прошлым летом?

Да

18

Нет

0

2

Понравился ли конкурс математический биатлон?

Да

18

Нет

0

3

Что понравилось в биатлоне?

Решать примеры в нестандартной ситуации

10

Бегать

8

Игра в команде

10

Ничего не понравилось

0

Другое

1

4

Сложно ли было решать примеры?

Было легко

5

После бега становилось трудно решать даже несложные примеры, приходилось собираться мыслями

12

Другое

1

5

Было ли интересно участвовать в биатлоне?

Не очень: обычный бег и просто решали задачи

2

Да было интересно: математика вперемешку с физкультурой

15

Другое

1

6

Хотели бы сыграть еще раз в такую игру?

Да конечно, даже буду советовать друзьям

9

Не особо, трата времени

3

Даже незнаю.

5

Другое

1

В нашем гугл-опросе поучаствовало 18 воспитанников лагеря, результаты вы видите выше.

Составили диаграммы результатов

Все кто прошел опрос, всем понравился конкурс «Математический биатлон», все 18 воспитанников на данный вопрос ответили «Да».

На данный вопрос 55,6% опрошенных детей ответили, что им понравилось решать примеры в нестандартной ситуации, а также столько же ответили что им понравилось играть в команде. 44,4% опрошенных, сказали что им понравилось бегать и один воспитанник сказал, что это что-то новое. Ответ «ничего не понравилось» никто не выбрал.

На вопрос: «Сложно ли было решать примеры?» 12 опрошенных (66,7%) согласились, что после бега становилось трудно решать даже несложные примеры, приходилось собираться мыслями. 5-рым ребятам было легко, это говорит, о том, что данные ребята, во-первых, физически хорошо развиты, и во-вторых с математикой у них проблем нет. Один ученик выбрала другое и написала, что она судила, то есть помогала нашим воспитателям судить.

15 из 18 ребят (83,3%) на вопрос: «Было ли интересно участвовать в биатлоне?» ответили «Да было интересно: математика вперемешку с физкультурой», двое ребят ответили: «Не очень: обычный бег и просто решали задачи» и один ребенок также выбрал «Другое» и написал «Что-то среднее».

В данном вопросе ровно половина детей хотела бы сыграть заново. Троим не понравилось, 5-ро ребят ответили, что даже не знают, что ответить. И один выбрал «Другое» и написал хотел бы.

Проведенный опрос среди воспитанников лагеря показал, что ребятам в основном понравился проведенный конкурс «Математический биатлон» и мы уверены предложи им сейчас сыграть в данную игру, то все согласились бы участвовать.

Практическая часть. Организация и подготовка.

Лагерь – это очень хорошая площадка для реализации своих идей. Наши воспитатели Саргылана Семеновна Иванова и Василий Гаврилович Марков придумали и провели спортивно-научную игру «Математический биатлон», в создании которого мы не только помогли, но и участвовали в этой увлекательной игре. И нам хотелось бы рассказать про эту увлекательную игру и сделать свою исследовательскую работу на основе этой игры.

Когда наши воспитатели предложили провести подобную игру надо было придумать правила игры, а также сделать задания и разбить на туры. И в этом мы им помогли.

Придумали правила игры: Задачи (в нашем случае это были примеры в столбик) были распределены на пять туров. Заранее подготавливаются бланки заданий и ответов. Учащиеся определяют, в каком порядке они участвуют в эстафете. Каждый участник, пробежав круги по уровню задач, получает конверт с тремя заданиями. После сигнала ведущего участник из первой команды бежит 1 или 2 круга вокруг стадиона (в зависимости от тура), а участник из другой команды получают 3 примера-патрона и начинает решать, прибежав отведенные круги участник из первой команды получает те же 3 примера-патрона и начинает их решать, после того как он решит, показывает тому участнику из другой команды, тот если говорит всё правильно, то время останавливается и фиксируется, а если говорит что сколько-то решено неправильно, то первый участник должен столько штрафных маленьких кругов пробежать, затем только фиксируется время. Задача каждого быстро надо бежать и прибежав выполнить задания быстро и без ошибок. Затем меняются: уже бежит тот, кто проверял, а проверяет тот, кто бежал. И так пять туров. Победившей становится команда, которая решила задания за наименьшее время.

Было пять туров по три задания. Дали идею сделать задания в виде вычислений:

1 тур: Сложение

Слева и справа карточки одинаковые. После сигнала, ведущего участник из первой команды бежит 1 или 2 круга вокруг стадиона (в зависимости от тура), а участник из другой команды получают правую карточку 3 примера-патрона и начинает решать. Прибежав свои круги, первый участник получает левую карточку и начинает решать, как закончит дает на проверку участнику из другой команды, который начал решать раньше. Если другой участник говорит, что всё правильно, тогда останавливается время, если говорит, что есть, например 2 ошибки, то первый участник должен столько штрафных маленьких кругов пробежать, затем только фиксируется время.

2 тур: Вычитание

3 тур: Деление

4 тур: Умножение

5 тур: Смешанное действие

Так как 1 и 2 туры сложение и вычитание в столбик, то это были легкие задания по сравнению с последующими заданиями, поэтому в 1-м и во 2-м туре надо было пробежать 2 круга по стадиону и затем решать задания. В 3-м, 4-м и в 5-м турах надо было пробежать один круг затем делать вычисления. То есть чтобы выиграть команды должны были сделать правильную расстановку кто за кем бежит по мере физических и умственных способностей участников игры.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

Спортивно-интеллектуальный конкурс «Математический биатлон» провели на пришкольном стадионе 21.06.2022г. Из 25 ребят составили 4 команды по 5 ребят, у некоторых ребят были противопоказаны физические нагрузки, и они помогали судейству конкурса.

Ребята, разделившись на команды придумали себе креативные названия: «Смешарики», «Фиксики», «Дважды два», «Стрела».

П осле проведения игры сделали протокол и подведение итогов. Победившей стала команда «Стрела», которая решила задания за наименьшее время. Места распределились следующим образом,

«Стрела» - 1 место

«Фиксики» - 2 место

«Смешарики» - 3 место

«Дважды два» - 4 место

Протокол игры «Математический биатлон»

Лагеря «Школа точных наук»

Этапы

Названия команд

Всего времени

Смешарики

Фиксики

Дважды два

Стрела

 

1 тур:
Сложение

0:02:18

0:01:30

0:02:24

0:01:45

0:07:57

2 тур:
Вычитание

0:02:56

0:02:05

0:01:46

0:02:10

0:08:57

3 тур:
Деление

0:02:10

0:04:12

0:03:25

0:02:14

0:12:01

4 тур:
Умножение

0:02:45

0:02:05

0:02:30

0:02:12

0:09:32

5 тур:
Смешанное действие

0:03:50

0:03:12

0:04:25

0:03:15

0:14:42

Всего времени

0:13:59

0:13:04

0:14:30

0:11:36

0:53:09

ИТОГ

3 место

2 место

4 место

1 место

 

Е сли сделать анализ протокола можно увидеть, что больше всего времени ребята потратили на 5 тур, хотя бежали только один круг, так как в последнем туре надо было делать смешанные действия. Затем у ребят по трудности идет деление в столбик это 3-й тур по общему времени потратили на этот тур 12 минут 1 сек. Сложение сделали быстрее всего в общем потратили 7 минут 57 сек, хотя здесь ребята бегали по 2 круга. На всю игру потратили около 1 часа, с организационными моментами, с ознакомлением с правилами игры и с подведением итогов в общем заняло около 2-х часов. По окончании игры, детям вручили Дипломы и вечером дали сладкие призы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Такая игра «Математический биатлон» может проводится в качестве внеклассного мероприятия для класса или параллели.

Тема игры основные математические действия. Игра легко переделывается под любую другую тему путем замены заданий, например, в следующий раз можно вместо действий сделать уравнения, логические задачи в виде картинок, или знание формул математики. Основное условие - задания не должны быть сложными, иначе игра может затянутся и потеряет динамичность.

После проведения нашей игры «Математический биатлон» ребята закрепили навыки математических действий в столбик, развили познавательный интерес к математике в нестандартной ситуации, то есть решали задания с одышкой после бега, да и решать на земле также было им очень увлекательно нежели на партах, надо было им сосредоточить твое внимание чтобы решать задания. А также воспитали ответственность: умение принимать самостоятельные решения, командного соперничества, умения отстаивать личные и командные интересы, культуры математического мышления. Данный конкурс мы считаем, что удался и хотим весной следующего года провести на городском уровне с помощью наших воспитателей и нашей любимой школы.

На фото команда победителей «Стрела»

Просмотров работы: 92