Оценка рисков получения «низкой успеваемости» учениками за четверть

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Оценка рисков получения «низкой успеваемости» учениками за четверть

Жаркевич А.Е. 1
1образовательная школа имени академика Е.А. Букетова
Пинчук Л.Г. 1
1СОШ им. академика Е.А. Букетова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Оценка учащихся - важнейший аспект процесса преподавания и обучения. В связи с переходом Республики Казахстан на обновленные программы в 2016-2017 стало важным и изменением в критериальном оценивании учащихся. Оценивание учащихся происходит в процентном и балльном отношениях за формативные работы, самостоятельные работы за раздел и самостоятельные работы за четверть.

Такая система оценивания позволяет учащимся набирать определенные баллы за определенные виды работ и просчитывать желаемый результат при получении оценки за четверть.

Однако всегда существует риск получение неудовлетворительной оценки. В этом случае важно иметь представления о причинах риска, которые могут к этому привести, иметь возможность их идентифицировать, знать вероятность наступления риска и степень тяжести последствий.

Оценка рисков позволяет выбрать стратегию по уменьшенью его возникновения или полного устранения с целью повышения качества обучения и удовлетворенности учащихся и учителей. Поэтому исследуемая по оценке рисков получения «низкой успеваемости» у учеников за четверть является актуальной.

Объект исследования – низкая успеваемость учеников за четверть.

Предмет исследования – оценка степени риска получения низкой успеваемости учеников за четверть.

Задачами исследования являются:

- изучение теоретических основ оценки рисков;

-оценка степени риска получения неудовлетворительной оценки за четверть;

- разработка плана управления рисками.

Научная новизна работы заключается в комплексном подходе оценки рисков получения неудовлетворительной оценки за четверть и разработке мероприятий по их устранению/уменьшению.

Практическая значимость работы заключается в разработке алгоритма оценки рисков получения неудовлетворительной оценки за четверть и разработка рекомендаций по снижению этих рисков.

Методы исследования: метод мозгового штурма при идентификации рисков, количественная оценка риска методов анализа чувствительности при определении уровня риска, дерево событий при управлении рисками.

Гипотеза исследования заключается в том, что если идентифицировать главные риски получение неудовлетворительной оценки за четверть, то можно ими управлять, разработав мероприятия по их устранению или уменьшению.

1 Теоретические основы оценки рисков

Риск – это мера несоответствия между разными возможными результатами принятия определенных стратегий.

Оценка риска - это термин, используемый для описания всего процесса или метода, в котором можно:

- выявить угрозы и факторы риска, которые могут причинить ущерб (идентификация опасностей);

- проанализировать и оценить риск, связанный с этой угрозой (анализ рисков и оценка рисков);

- определить соответствующие способы устранения угрозы или управления риском, когда угроза не может быть устранена (контроль риска).

Оценка риска - общий процесс идентификации угроз, анализа рисков и оценки рисков.

Идентификация опасностей - процесс поиска, внесения в список и характеристики опасностей.

Анализ риска - процесс понимания природы угроз и определения уровня риска.

Анализ рисков обеспечивает основу для оценки рисков и принятия решений о контроле рисков.

Информация может включать текущие данные и данные за предыдущие периоды, теоретический анализ, информированные мнения и проблемы заинтересованных сторон.

Управление рисками - действия в реализации решений по оценке рисков.

Управление рисками может включать мониторинг, переоценку и соблюдение решений.

Оценки рисков помогают:

- повышать осведомленность об угрозах и рисках;

- определить, требуется ли программа контроля для конкретной угрозы;

- определить, адекватны ли существующие меры контроля или нужно сделать больше;

- расставьте приоритеты в отношении опасностей и мер контроля.

В общем виде алгоритм оценки рисков представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Алгоритм оценки рисков

При определении уровня рисков часто строят матрицу рисков (рисунок 2).

Рисунок 2 – Матрица рисков

Цвета в матрице отражают слабое (зеленый цвет), среднее (желтый цвет) сильное воздействие (оранжевый цвет), весьма сильное воздействие (красный цвет). Вероятность возникновения риска также может делиться на категории: низкая ≤25%, средняя ≤50%, высокая ≤75%, очень высокая > 75%.

Матрица может быть расширена при необходимости. Оси могут быть поменяны местами.

Определить уровень риска можно по формуле (1):

R = P×C, (1)

где P – вероятность появления риска;

C – последствия возникновения риска.

Для принятия решений часто используют «дерево решений».

Дерево решений – это представление задачи в виде диаграммы, отражающей варианты действий, которые могут быть предприняты в каждой конкретной ситуации, а также возможные исходы (результаты) каждого действия. Такой подход особенно полезен, когда необходимо принять ряд последовательных решений и (или) когда на каждом этапе процесса принятия решения могут возникать множественные исходы.

Структура дерева решений представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура дерева решений

Как видно из рисунка 2, лицо, принимающее решение имеет выбор из двух вариантов, так как из точки принятия решения выходят две ветви. Исход верхней ветви известен точно, поскольку у него нет точек для дополнительных исходов.

Но на нижней ветви есть круг, который показывает, что в результате данного решения возможны два исхода, поэтому из него исходят две ветви. На каждой из этих двух ветвей тоже имеется по кругу, из которых, в свою очередь, тоже выходят по две ветви. Это значит, что для каждого из упомянутых возможных исходов имеется два варианта развития ситуации, и каждый из вариантов имеет свой исход.

Для того, чтобы использовать дерево решений эффективно, исходам присваивается значения показателей (положительные или отрицательные), а также вероятность их проявления в долях. В сумме вероятность исходов не должна превышать 1.

2 Оценка степени риска получения неудовлетворительной оценки за четверть

Для рассмотрения проблемы «получение неудовлетворительной оценки за четверть» была сформирована экспертная группа из 10 экспертов, из которой 5 человек были учениками, а 5 человек были учителями. Экспертная группа сформирована таким образом, чтобы можно было с двух сторон «обучающего и обучаемого» проанализировать риски, влияющие на неуспеваемость учеников.

Таблица 1 - Состав группы экспертов

Эксперт

Должность

1

Пинчук Л.Г.

Учитель

2

Цай Н.П.

Учитель

3

Сарсенова Т.О.

Учитель

4

Андрейковец К.С.

Учитель

5

Мукашева М.Н.

Учитель

6

Жаркевич А

Ученик

7

Цой В

Ученик

8

Чокой В

Ученик

9

Татарникова Д

Ученик

10

Наумова С

Ученик

Для определения уровня рисков были идентифицированы риски с использованием метода мозгового штурма, определены вероятность и последствия наступления того или иного риска, как среднее арифметическое между балльными оценками экспертов (таблица 2).

Таблица 2 – Риски получения неудовлетворительной оценки

Риски

Вероятность

Последствия

Риск 1

Однократное невыполнение домашней работы

10

1

Риск 2

Неоднократное невыполнение домашней работы

7

8

Риск 3

Невыполнение СОР/СОЧ

2

9

Риск 4

Неявка на занятие

10

2

Риск 5

Многократный пропуск занятий

3

8

Риск 6

Нехватка времени на закрепление пройденного материала

1

4

Риск 7

Отсутствие обратной связи ученика и учителя

5

9

Риск 8

Отсутствие подготовки к СОЧ/CОР

7

9

Примечание: СОЧ – суммативное оценивание за четверть; СОР – суммативное оценивание за раздел

Экспертной группой каждому риску были присвоены баллы от 1 до 10 в зависимости от уровня вероятности проявления какого-либо риска и его возможных последствий. Ранжирование баллов производилось по возрастанию от менее вероятного к более вероятному и от меньшего результата последствий к большему.

Уровень риска был рассчитан по формуле 1:

- риск 1 = 10 × 1 = 10;

- риск 2 = 7 × 8 = 56;

- риск 3 = 2 × 9 = 18;

- риск 4 = 10 × 2 = 20;

- риск 5 = 3 × 8 = 24;

- риск 6 = 1 × 4 = 4;

- риск 7 = 5 × 9 = 45;

- риск 8 = 7 × 9 = 63.

На рисунке 3 представлена матрица рисков неудовлетворительной оценки за четверть.

 

10

 

Последствия

1

2

3

8

9

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Вероятность

Рисунок 3 – Матрица рисков неудовлетворительной оценки

На рисунке 3 красный цвет означает высокую опасность появления риска, оранжевый цвет – среднюю опасность появления риска, зеленый - низкую опасность появления риска.

Определив степень риска, можно представить это графически, разбив все риски по категориям «низкий риск» (от 0 до 25), «средний риск» (от 26 до 50), «высокий риск» (от 51 до 75), «очень высокий риск» (от 76 до 100). Распределение степени рисков получения неудовлетворительной оценки представлено на рисунке 4.

Рисунок 4 – Распределение степени рисков

Соотношение рисков по уровням представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Соотношение рисков получения неудовлетворительной оценки по уровню

Описание

Фактор риска

Количество рисков

Доля рисков данного уровня

Низкий риск (≤ 25)

25

5

62,5%

Средний риск (≤ 50)

50

1

12,5%

Высокий риск (≤ 75)

75

2

25,0%

Очень высокий риск (≤100)

100

0

0%

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что «Неоднократное невыполнение домашней работы» и «Отсутствие подготовки к СОЧ/CОР» является самым высоким риском при получении неудовлетворительной оценки за четверть и требует решения в первую очередь. «Отсутствие обратной связи ученика и учителя» является риском со средней степенью тяжести влияние на получение неудовлетворительной оценки.

Все остальные риски имеют низкую степень, однако их тоже необходимо принять во внимание при корректировании последствий, влекущих неудовлетворительную оценку за четверть.

Для повышения успеваемости учеников за четверть с учетом реестра рисков (Приложение А) можно использовать такой инструмент, как дерево решений (рисунок 5).

 

В

 

0,65

 

А

0,35

0,2

 

0,8

 

0,2

 

Г

0,1

 

Д

0,7

 

0,9

0,1

 

0,1

 

0,5

0,7

 

0,3

 

Б

Е

 

0,4

Рисунок 5 – Дерево решений для повышения успеваемости учеников

Ожидаемые значения принятия решений исходам В, Г, Д, Е приведены ниже:

Установлно, что исход «Г» (каждодневное выполнение домашней работы с пропорциональной нагрузкой по уровню ученика) дает максимальное поднятие среднего балла учащихся на 40%.

Также был определен суммарный итог по мероприятиям с уменьшением рисков «Неоднократное невыполнение домашней работы» и «Отсутствие подготовки к СОЧ/CОР»:

А = В + Г + 0,2 × (-60) + 0,1 × 30 + 0,7 × (-10) = 29%;

Б = Д + Е + 0,1 × (-80) + 0,5 × (-20) + 0,4 × 20 = 5%.

Таким образом, можно сделать вывод, что уменьшение риска «Неоднократное невыполнение домашней работы» за счет индивидуальной помощи отстающим и пропорциональной нагрузки по уровню ученика дает повышение среднего балла по предмету на 29%.

Уменьшение риска «Отсутствие подготовки к СОЧ/СОР»дает повышение среднего балла по предмету только на 5%.

Когда определены риски и определены решения, можно составить план по их понижению и полному устранению (таблица 3).

Также для мониторинга управления рисками можно использовать специальный реестр (Приложение А), где отражается следующая информация:

- наименование риска;

- описание риска;

- оценка последствий риска;

- оценка вероятности риска;

- уровень риска;

- меры по снижению риска;

- принятые решения;

- ответственный;

- отметка о ликвидации риска.

Таблица 3 – План работы с рисками

Категория риска

Мероприятия по управлению рисками

Критичные риски

Риск 2

Неоднократное невыполнение домашней работы

Увеличение контроля за учениками; повышение мотивации учеников; поощрение учеников за выполнение ДР

Риск 8

Отсутствие подготовки к СОЧ/CОР

Разбор типовых заданий для СОР;

разработка методических указаний с типовыми заданиями СОР/СОЧ

Средней критичности риски

Риск 7

Отсутствие обратной связи ученика и учителя

Дополнительная консультация;

дополнительный видео курс по предмету

Малокритичные риски

Риск 1

Однократное невыполнение домашней работы

Предупреждение учеников; увеличение контроля за учениками

Риск 3

Невыполнение СОР/СОЧ

Повторная сдача СОР/CОЧ

Продолжение таблицы 3

Малокритичиные риски

Мероприятия по управлению рисками

Риск 4

Неявка на занятие

Предупреждение учеников; Дополнительная консультация

Риск 5

Многократный пропуск занятий

Административные взыскания; повышение мотивации учеников

развитие мотивации учеников

Риск 6

Нехватка времени на закрепление пройденного материала

Организация собственного времени учениками (time-management); дополнительная консультация; пересмотр времени на одну тему в РУП

Заключение

Современное образование определяется новыми тенденциями и инициативами, научными открытиями. Роль и важность современного оценивания, которое имеет большое значение в организации и развитии академической работы учащихся, должны быть полностью трансформированы, чтобы обеспечить новую роль учителя как воспитателя, разработчика, руководителя и администратор.

«Оценка» - это подход, используемый для определения результатов обучения, является фактором, который помогает учащемуся преодолеть недостатки в изучении предмета. Оценка часто производится путем синтеза.

Существующие риски при возможности получения неудовлетворительной оценки должны быть приняты во внимание как учениками, так и учителями.

В ходе работы было установлено, что:

- при вероятности получения неудовлетворительной оценки за четверть присутствуют риски различной степени: критические, средней критичности и малокритичные;

- из 8 оцененных рисков получения неудовлетворительной оценки за четверть: 2 риска имеют высокую степень; 1 риск – среднюю степень; 5 рисков – низкую степень.

- управление риском «Неоднократное невыполнение домашней работы» за счет индивидуальной помощи отстающим и пропорциональной нагрузки по уровню ученика дает повышение среднего балла по предмету на 29% (или 1,74 балла, если средняя оценка за четверть 6 баллов из 10).

- для каждого риска разработаны мероприятия по их уменьшению или устранению.

Таким образом, гипотеза об идентификации рисков при получении неудовлетворительной оценки за четверть и разработанными мероприятиями по управлению подтверждена.

Список использованных источников

1.Воронцовский А. В. Оценка рисков: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2023. - 179 с.

2. Гурнович Т.Г. Оценка и анализ рисков. – М.: КноРус, 2019. – 256 с.

3.Масленников В.В., Вачегин А.А., Антонов В.Г., СкамайЛ.А. Управление рисками приоритетных инвестиционных проектов. Концепция и методология. – М.: Палеотип, 2014. – 188 с.

4.Рягин Ю. И. Рискология в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 255 с.

5.Вяткин В. Н. Риск-менеджмент: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 365 с.

6.Белов П. Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. Часть 1:. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 211 с.

7.Антонов Г.Д. Управление рисками организации: Учебнмк. - М.: Инфра-М, 2018. - 48 c.

8.Дамодаран А. Стратегический риск-менеджмент: принципы и методики. - М.: Вильямс И.Д., 2017. - 496 c.

Приложение А

Реестр рисков

Просмотров работы: 39