Введение
«Взрослые очень любят цифры.
Когда им рассказываешь, что у тебя появился
новый друг […] они спрашивают:
«Сколько ему лет? Сколько у него братьев?
Сколько зарабатывает его отец?»
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Жизнь взрослых состоит из сплошных чисел, они все время что-то считают, часто смотрят на часы, ведут ежедневник и дорожат каждой минутой. Это так скучно.
Мне стало интересно, а какую роль играют числа в моей жизни, так ли они важны для меня или я могу прожить без чисел.
Актуальность работы: современная жизнь человека не представляется без чисел, мы встречаемся с числами в нашей ежедневной жизни в разных ситуациях: дома, на кружках, в магазине, на учебе. Мир чисел очень интересный. Данная работа позволила мне оценить значимость чисел в моей жизни и дала понять, что наука о математике не такая и скучная.
Цель работы: Изучить и исследовать числа, с которыми мы встречаемся в жизни, узнать какую роль они играют в нашей жизни.
Задачи :
собрать и изучить материал о числах и их происхождении;
выяснить, какую роль играют числа в моей жизни;
провести анкетирование среди одноклассников и учащихся 7го класса;
сделать выводы.
Гипотеза:
Я предполагаю, что числа играют большую роль в моей жизни и являются неотъемлемой ее частью.
Объект исследования - числа.
Предмет исследования – необходимость использования числовой информации в современной жизни.
Методы исследования:
Изучение различных источников по данной теме.
Анкетирование учащихся.
Анализ полученной информации.
Литературный обзор
Я начал свое исследование с интернет-ресурсов. Я уже многое знаю о числах и цифрах из учебника по математики. Людмила Григорьевна Петерсон очень интересно изложила 16й урок «Как люди научились считать» и 17й урок «Система счисления».
Мне известно, чем отличаются цифра и число.
«Число» - это такая величина, при помощи которой мы можем производить счёт, можем что-то посчитать или обозначить день.
А цифра это знак, обозначающий число, то есть число состоит из одной или нескольких цифр. На наших уроках математики мы изучаем и числа, и цифры.
Отличия чисел от цифр:
Цифра – это символ, а число – количественная абстракция.
Количество чисел не ограничено, т.е. их бесчисленное множество. В то же время цифр всего 10: 0, 1 , 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
В интернете, в книгах очень много информации о происхождении чисел, хочется рассказать все-все. Но к сожалению, мы ограничены объемом, поэтому я выбрал только самое интересное и важное.
Происхождение чисел
Первое доказательство использования древними людьми счета на данный момент времени— это волчья кость, со сделанными на ней зарубками, которым уже 30 тысяч лет.
Возможно, когда-то ученые найдут еще что-то более древнее. Но пока, считается, что счет появился более 30 тысяч лет назад. Пока без цифр, одному предмету соответствовала одна зарубка.
Древние люди вели свое хозяйство, ходили на охоту, им надо было как-то вести счет, были придуманы фигурки животных, использовали пальцы рук, и даже ног, но это было очень неудобно. Потом стали использовать камушки, палочки и так далее.
Сами цифры у разных народов появились в разное время и использовались только ими. Хорошо, что сейчас во всем мире цифры едины и понятны всем.
Так, индейцы майя вместо цифр использовали только три обозначения: точку, линию и овал. Таким способом они могли записать любые цифры и числа.
В Древнем Египте около 7 тысяч лет с помощью палочки и пальмового листа вели исчисления. Единица - палочка, сотня — пальмовый лист.
А написать сто тысяч помогла лягушка. Древние Египтяне считали, что лягушка – это очень-очень много, так как в дельте Нила было невероятное количество лягушек.
Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на разноцветных шнурках разной длины. Сложностью было вспомнить через продолжительное время год-два, что означали те или иные узелки, поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем.
Римские цифры появились 2500 лет назад. Они дошли до нас и мы даже используем их при обозначении и написании века, некоторые книжные издания любят писать главы и даже страницы книг римскими цифрами, организаторы Гагаринской олимпиады тоже любят римские цифры и вопросы про них.
В V веке в Индии появилась система записи чисел, которая является основой для современных цифр. Индия была в большей степени изолирована от других стран, тому способствовали тысячи километров расстояния и высокие горы.
Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Поэтому считается, что современные привычные для нас цифры имеют арабское происхождение.
Арабы конечно внесли свои изменения в индийскую систему записи цифр. И из года в год цифры видоизменялись.
Считается, что арабские математики для удобства решили привязать количество углов в записи цифр к его численному значению. То есть, в цифре 1 — один угол, в цифре 2 — два угла, в цифре 3 — три. И так до 9. Вместо нуля оставляли пустое место, его еще не существовало.
Со временем появились привычные нам формы цифр, которые вследствие написания стали более округлыми.
Все же угловатые цифры не исчезли из нашей жизни, они остались на конвертах, и в калькуляторах, на электронных часах, и весах.
Вот такие разные и интересные числа имели место быть. Арабские цифры, которыми мы пользуемся прошли свой долгий путь и получили самое большое распространение в мире, хотя и сейчас некоторые страны пользуются своим написанием цифр, такие как Китай и арабские страны.
Я в числах
Я родился 06.10.2013 года в 07:10 часов весом 3670 г ростом 54 см.
При рождении каждому маленькому человечку, новому гражданину Российской Федерации оформляют свидетельство о рождении, ИНН, СНИЛС, и их номера становятся основными в жизни человека. При обращение куда-либо, поступление в детский садик, школу, обращение в поликлинику, больницу, при покупке билетов – везде требуются эти уникальные номера, идентифицирующие личность.
В 9 месяцев я сделал первые самостоятельные шаги.
Когда я был маленький, мы с мамой учили номер моего дома, квартиры и мамин телефон наизусть, потому что самую важную информацию я должен знать наизусть, так говорит мама.
Сейчас мне 9 лет, мой рост 134 см, вес 24 кг, у меня 31й размер ноги. От дома до школы 460м или 6 минут пешком, или 2 минуты на машине. Я встаю каждый день в 7:50 утра, три раза в неделю с 9:00 до 11:00 я хожу на секцию «Дзюдо-Самбо». Дорога до тренировок занимает 7 минут, расстояние 580 метров. Я учусь в Школе №45, в 3м классе, занимаюсь на 4м этаже, во 2 кабинете. История школы начинается с 1920 года.
В день я провожу не больше 2 часов за компьютерными играми.
Я осмотрелся по сторонам. Числа повсюду: на домах и квартирах, на документах и номерах машин, на ценниках, на страницах книг, на деньгах, на вещах размеры одежды, на дорожных знаках и упаковках, в названиях праздников, в загадках, в песнях, в стихах, в половицах и поговорках, в названиях книг. Наши памятные даты и важные события привязаны к числам и датам: первый шаг, первый зуб, первая улыбка, первая медаль на соревнованиях и третье место. У нас любимые числа, есть счастливые числа, мы считаем сколько дней до выходных, до каникул, до нового года. Мама, придя с работы спрашивает сколько пятерок сегодня, во сколько я поел. Утром я смотрю сколько градусов на уличном термометре, чтобы знать, как одеться.
Я, Сулейманов Мурат Рустемович, и это, пожалуй, единственная важная информация обо мне не в цифрах. Получается я весь состою из чисел и числа вокруг меня. Они составляют неотъемлемую и крайне важную часть моей жизни и жизни моей семьи.
Методы исследования
Анкетирование
Анкетирование учащихся.
Анализ полученной информации.
Мы с мамой разработали анкету «Я в числах» для проведения письменного опроса для учащихся 3 и 7 классов с целью определения, знают ли ученики информацию о себе в цифрах и на сколько они оценивают присутствие чисел в своей жизни.
Анкета состоит из 11 вопросов.
Дата
Дата рождения
Сколько сейчас полных лет
Какой у тебя вес
Какого ты роста
Твой размер обуви
Номер дома и квартиры
Любимое число
Сколько месяцев в году
Сколько в сутках часов
Присутствие чисел в вашей жизни по шкале от 0 до 10.
10 вопросов на знания о себе в числах и 11й вопрос «О присутствии чисел в вашей жизни».
В анкетирование приняли участие 60 человек, по 30 учеников с каждого класса.
Результаты исследования
Мы собрали анкеты и составили сводную таблицу.
Таблица №1
Ученики 3 класса «Знания о себе в числах»
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
№ п/п |
Дата |
Дата рождения |
Возраст |
Вес |
Рост |
Размер обуви |
Номер дома и квартиры |
Любимое число |
Сколько месяцев в году |
Сколько часов в сутках |
Присутствие чисел в вашей жизни |
1 |
+ |
06.10.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
9 |
2 |
+ |
13.08.2014 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
666 |
+ |
+ |
9 |
3 |
+ |
24.09.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
6200 |
+ |
+ |
5 |
4 |
+ |
17.10.2012 |
10 |
- |
+ |
- |
- |
31 |
+ |
+ |
10 |
5 |
+ |
2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
+ |
+ |
4 |
6 |
+ |
06.08.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
+ |
+ |
8 |
7 |
+ |
25.09.2012 |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
+ |
+ |
9 |
8 |
+ |
2012 |
10 |
- |
+ |
+ |
+ |
10 |
+ |
+ |
4 |
9 |
+ |
20.08.2013 |
9 |
|
+ |
+ |
+ |
13 |
+ |
+ |
5 |
10 |
+ |
06.06.2013 |
9 |
- |
+ |
+ |
+ |
4 |
+ |
+ |
5 |
11 |
+ |
13.06.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
+ |
+ |
5 |
12 |
+ |
24.12.2013 |
8 |
+ |
+ |
- |
- |
18 |
+ |
+ |
5 |
13 |
+ |
29.07.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
29 |
+ |
+ |
5 |
14 |
- |
15.06.2013 |
9 |
- |
- |
+ |
+ |
10 |
- |
- |
5 |
15 |
+ |
07.11.2013 |
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2,5 |
+ |
+ |
5 |
16 |
+ |
24.06.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
30 |
+ |
+ |
5 |
17 |
+ |
25.09.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
25 |
+ |
+ |
5 |
18 |
- |
27.09.2013 |
9 |
- |
- |
+ |
+ |
52,3 |
+ |
- |
3 |
19 |
+ |
13.05.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1305 |
+ |
+ |
9 |
20 |
+ |
23.06.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
96 |
+ |
+ |
6 |
21 |
- |
08.11.2012 |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
5 |
22 |
+ |
24.06.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
24 |
+ |
+ |
10 |
23 |
+ |
19.04.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
+ |
+ |
4 |
24 |
+ |
04.12.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
222 |
+ |
- |
5 |
25 |
+ |
02.08.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
+ |
+ |
5 |
26 |
+ |
09.08.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
+ |
+ |
5 |
27 |
+ |
03.01.2014 |
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
+ |
+ |
5 |
28 |
+ |
24.10.2012 |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
10,8 |
+ |
+ |
5 |
29 |
+ |
07.12.2012 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
30 |
+ |
+ |
5 |
30 |
+ |
30.12.2013 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
+ |
+ |
5 |
Таблица №2
Ученики 7 класса «Знания о себе в числах»
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
№ п/п |
Дата |
Дата рождения |
Возраст |
Вес |
Рост |
Размер обуви |
Номер дома и квартиры |
Любимое число |
Сколько месяцев в году |
Сколько часов в сутках |
Присутствие чисел в вашей жизни |
1 |
+ |
15.02.2010 |
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
8 |
2 |
+ |
17.11.2009 |
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
+ |
+ |
10 |
3 |
+ |
17.03.2010 |
12 |
- |
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
10 |
4 |
+ |
20.05.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
+ |
+ |
10 |
5 |
+ |
25.07.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
+ |
+ |
10 |
6 |
+ |
22.01.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
+ |
+ |
10 |
7 |
+ |
18.05.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
17 |
+ |
+ |
10 |
8 |
+ |
23.10.2008 |
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
10 |
9 |
+ |
16.10.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
+ |
+ |
9 |
10 |
+ |
17.03.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
+ |
+ |
10 |
11 |
+ |
04.06.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
+ |
+ |
5 |
12 |
+ |
20.04.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
22 |
+ |
+ |
9 |
13 |
+ |
14.02.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
8,9,10,14,18,25 |
+ |
+ |
10 |
14 |
+ |
13.02.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
+ |
+ |
10 |
15 |
+ |
21.05.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
21 |
+ |
+ |
10 |
16 |
+ |
25.11.2009 |
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
+ |
+ |
10 |
17 |
+ |
19.01.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
10 |
18 |
+ |
03.08.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
+ |
+ |
10 |
19 |
+ |
10.09.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
+ |
+ |
10 |
20 |
+ |
26.08.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
+ |
+ |
9 |
21 |
+ |
07.02.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
10 |
22 |
+ |
10.12.2009 |
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
10 |
23 |
+ |
08.04.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
20 |
+ |
+ |
10 |
24 |
+ |
03.05.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
+ |
+ |
10 |
25 |
+ |
04.07.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
+ |
+ |
10 |
26 |
+ |
30.03.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
+ |
+ |
10 |
27 |
+ |
12.11.2009 |
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
+ |
+ |
10 |
28 |
+ |
24.11.2009 |
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
+ |
+ |
9 |
29 |
+ |
07.10.2009 |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
+ |
+ |
10 |
30 |
+ |
12.12.2009 |
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
+ |
+ |
10 |
Мы посчитали количество данных ответов и сравнили полученные результаты 3 и 7 классов между собой.
Диаграмма 1
Знание о себе в числах учеников 3 и 7 классов
По результатам анкетирования, мы получили, что ученики 3го класса в большей степени знают о себе в числах 27 человек из 30, присутствие чисел в вашей жизни оценивают на «5» - 18 человек, 2 чел – «10», 4 чел – «9», 1 чел – «8», 1 чел - «6», 3 чел. - «4», 1 чел. – «3».
Учащиеся 7го класса практически все знают о себе информацию в цифрах, из 30 человек только один не ответил на вопрос «твой вес», на все остальные вопросы были даны ответы всеми учащимися. Ученики 7го класса в большинстве оценивают присутствие числе в жизни на 10 из 10 (24 человека – ответили «10», 4 человека – «9», 1 чел – «8, 1 чел. – «5»).
Почти у всех детей есть счастливое число, только 1 из 60 учеников не ответил на данный вопрос. Счастливые числа у всех разные, у 6 человек из 30 они связаны с датой рождения (такие же как день рождения) у 3го класса, и у 5 человек из 30 в 7м классе.
Таким образом, можно сделать вывод, что взрослее, ученики в большей степени осознают роль и важность чисел в их жизни и знают больше информации о себе в числах.
Заключение
Числа появились очень давно.
Первое доказательство использования древними людьми счета на данный момент времени— это волчья кость, со сделанными на ней зарубками, которым уже 30 тысяч лет.
Считается, что современные привычные для нас цифры имеют арабское происхождение, так как арабы были первыми, кто заимствовал цифры у индийцев и привез их в Европу.
Арабы конечно внесли свои изменения в индийскую систему записи цифр. И из года в год цифры видоизменялись.
Вот такие разные и интересные числа имели место быть. Арабские цифры, которыми мы пользуемся прошли свой долгий путь и получили самое большое распространение в мире, хотя и сейчас некоторые страны пользуются своим написанием цифр, такие как Китай и арабские страны.
Числа имеют роль в нашей жизни. При рождении каждому маленькому человечку, новому гражданину Российской Федерации оформляют свидетельство о рождении, ИНН, СНИЛС, и их номера становятся основными в жизни человека. При обращение куда-либо, поступление в детский садик, школу, обращение в поликлинику, больницу, при покупке билетов – везде требуются эти уникальные номера, идентифицирующие личность.
Я осмотрелся по сторонам. Числа повсюду: на домах и квартирах, на документах и номерах машин, на ценниках, на страницах книг, на деньгах, на вещах размеры одежды, на дорожных знаках и упаковках, в названиях праздников, в загадках, в песнях, в стихах, в половицах и поговорках, в названиях книг. Наши памятные даты и важные события привязаны к числам и датам: первый шаг, первый зуб, первая улыбка, первая медаль на соревнованиях и третье место. У нас любимые числа, есть счастливые числа, мы считаем сколько дней до выходных, до каникул, до нового года. Мама, придя с работы спрашивает сколько пятерок сегодня, во сколько я поел. Утром я смотрю сколько градусов на уличном термометре, чтобы знать, как одеться.
Я, Сулейманов Мурат Рустемович, и это, пожалуй, единственная важная информация обо мне не в цифрах. Получается я весь состою из чисел и числа вокруг меня. Они составляют неотъемлемую и крайне важную часть моей жизни и жизни моей семьи.
Моя гипотеза подтвердилась. Числа составляют неотъемлемую и крайне важную часть моей жизни и жизни моей семьи.
Я весь состою из чисел и числа вокруг меня.
Используемая литература
Большая энциклопедия школьника. 1-4 классы – А. М. Горохова. Светлячок (Эксмо) – 2021.
Серия "Энциклопедия занимательных наук для детей" – Л.Д. Вайткене, 2016.
http://gramota.ru/biblio/magazines/nauka_i_zhizn/28_666
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4388
https://microexcel.ru/chislo/
https://fb.ru/article/407366/sostav-chisel-kak-obyyasnit-rebenku-chto-eto-takoe