Введение
Увлечение математикой начинается с размышления над какой-то интересной задачей или проблемой. Любому завороженному математическими тайнами человеку интересно знать историю математических открытий, разные способы решения задач, уметь использовать математические теоремы для решения сложных задач. Я заинтересовалась решениями задач на сплавы и смеси. «В математике нет царских путей» но я решила найти легкий способ решения. Рассмотрев все способы, которые я нашла в интернете, самым интересным и понятным мне стал способ решения с помощью «квадрата Пирсона», остальные, по сравнению с ним, показались мне сложнее. На основании полученных данных я выдвинула гипотезу: не все задачи на смеси и сплавы решаются с помощью «квадрата Пирсона».
Выбранная мною тема исследования полезна и интересна тем, что, во первых, текстовые задачи, в том числе и задачи на сплавы, смеси и растворы, позволяют развивать логическое мышление. Во вторых, есть трудно решаемые задачи, решая которые, мы сами для себя становимся победителями. В третьих, квадрат Пирсона позволяет рационально и экономно проводить вычисления при решении задач на концентрацию, что особенно ценно на ОГЭ и ЕГЭ.
Нельзя забывать и о традиционном способе, который мы рассматриваем на уроках химии. И вот я решила сравнить эти два способа.
Цель исследования: выявление простого и быстрого способа решения задач на смеси и сплавы.
Задачи:
Решить прототипы задач на смеси и сплавы из открытого банка ОГЭ с помощью «квадрата Пирсона»;
Выделить особенности способа решения с использованием «квадрата Пирсона» и традиционного способа, используемого на уроках химии, сравнить их;
Внедрить полученный опыт при подготовке к экзамену по математике в 9-х классах, сравнить результаты «до и после».
Объект исследования: задачи на смеси и сплавы.
Предмет исследования: решение задач на смеси и сплавы с помощью «квадрата Пирсона».
Методы исследования:
Работа с учебной и научно-популярной литературой;
решение задач;
опрос старшеклассников;
наблюдение, сравнение, анализ.
Глава I. Теоретические основы решения задач на процентное содержание веществ
§1. Карл Пирсон
Способ решения задач на сплавы и смеси рассматриваемый в моей работе сформулировал английский математик Чарльз Пирсон (рис 1). Данный способ был назван в его честь.
Рис. 1
Карл Пирсон (1857-1936) — английский математик, статистик, биолог и философ; основатель математической статистики, один из основоположников биометрики. Автор свыше 650 опубликованных научных работ. В русских источниках иногда называется Чарлз Пирсон.
Родился в семье преуспевающего лондонского адвоката. Закончил
Кембриджский университет в 1879 году. Затем изучал физику в
Гейдельбергском и Берлинском университетах. С 1884 по 1911 год —
профессор прикладной математики и механики Лондонского университета, с
1911 года — директор Лаборатории евгеники Лондонского университета,
заслуженный профессор.
Пирсон много усилий приложил для применения своих открытий в
прикладных областях, прежде всего в биологии, евгенике, медицине. Ряд
работ относится к философии и к истории науки. Наукой Пирсон продолжал
заниматься до самой своей смерти – даже после выхода на пенсию.
Скончался Карл в 1936-м. [4]
Этот способ имеет ещё два названия: химики называют этот способ метод креста или конверт Пирсона.
§2. Массовая доля вещества
Отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора называют массовой долей растворённого вещества. [2]
Обозначают массовую долю вещества греческой буквой ω («омега»), выражается в долях или в процентах.
Итак, нам нужно приготовить раствор определенной концентрации, в распоряжении у нас имеются два раствора с высокой и менее высокой концентрацией, чем нам нужно. Обозначим массу первого раствора - m1, а второго - m2, при смешивании масса получившейся смеси будет равна сумме этих масс. Массовую долю вещества в первом растворе обозначим ω1, во втором растворе – ω2, а в смеси – ω.
Сумма произведений масс на массовые доли растворов вещества равна произведению суммы масс растворов веществ на массовую долю смеси:
. (1)
Это уравнение лежит в основе традиционного способа решения задач на сплавы и смеси [2] .
§3. Как мы решаем задачи на сплавы и смеси на уроках химии
Рассмотрим одну из задач, которую мы решали на уроках химии.
Задача: Смешали 4 литра уксуса (10-процентный водный раствор уксусной кислоты) с 1 литром уксусной эссенции (80-процентный водный раствор уксусной кислоты). Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?[2]
Решение:
литра
литр
Подставим в уравнение (1), получим:
4·0,1+1·0,8=ω(4+1)
ω =0,24 = 24%
Ответ: 24%-ый раствор.
Для того что бы составить математическую модель при решении таких задач необходимы элементарные знания по химии, а так же умения преобразовывать выражения. Я думаю это, и является препятствием при решении задач на сплавы и смеси выпускниками на экзамене.
§4. Схема «Квадрат Пирсона»
Из уравнения (1), получим:
m1 (ω1 – ω) = m2 (ω – ω2), (2)
теперь запишем в виде пропорции:
= . (3)
На получившемся уравнении (3) и основан способ, который называется «квадрат Пирсона». По сути, он представляет собой схему (рис 2), в основе которой находится квадрат: в верхнем левом углу квадрата располагается массовая доля первого раствора , в нижнем левом - массовая доля второго раствора , на пересечении диагоналей квадрата - массовая доля получившегося раствора Х%, находим разность по первой диагонали и записываем её в правом верхнем углу , затем находим разность по второй диагонали и записываем её в нижнем правом – . [1]
Рис 2
Для удобства восприятия, я дополнила схему вертикальной чертой, за которой расположились массы растворов, так со схемы сразу видно все исходные данные и удобно сразу составлять математическую модель задачи.
Этот способ основан на специфическом виде количества получаемой смеси, оно равно разности показателей исходных веществ.
Рассмотрим этот способ на решении конкретной задачи.
Задача: В сосуд, где было 4 л молока 3% жирности, долили 6 л молока 6% жирности. Сколько процентов составляет жирность молока в сосуде?[3]
Решение:
Составим схему (рис 3).
Выпишем уравнение:
Рис. 3
(%).
Ответ: 4,8 %.
Для решения этих задач способом с помощью «квадрата Пирсона», понимание взаимосвязей между массовой долей вещества и массой вещества не нужно, не нужно и знание химической формулы. Необходимо только составить простую схему и выписать получившееся уравнение.
Глава II. Решение задач из открытого банка ОГЭ и ЕГЭ
§1. Решение прототипов задач
В открытом банке заданий я нашла 7 прототипов:
Для каждой из них я решила составить математическую модель двумя способами: традиционным и с помощью «квадрата Пирсона».
В сосуд, содержащий 8 литров 24-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 4 литра воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? [5]
Традиционный способ |
«Квадрат Пирсона» |
Вспомним формулу (1), и подставим данные задачи: ; Преобразуем: ; %. |
24 х 8 х 0 24 – х 4 ; %. |
Смешали некоторое количество 13-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 17-процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? [5]
Традиционный способ |
«Квадрат Пирсона» |
Вспомним формулу (1), и подставим данные задачи: ; Преобразуем: ; %. |
13 17 – х 1
х 17 х - 13 1 ; %. |
Смешали 8 литров 25-процентного водного раствора некоторого вещества с 12 литрами 20-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? [5]
Традиционный способ |
«Квадрат Пирсона» |
Вспомним формулу (1), и подставим данные задачи: ; Преобразуем: ; %. |
25 20 – х 8
х 20 х - 25 12 ; %. |
Имеется два сплава. Первый содержит 15% никеля, второй — 35% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 140 кг, содержащий 30% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава была меньше массы второго? [5]
Традиционный способ |
«Квадрат Пирсона» |
Вспомним формулу (1), и подставим данные задач+и: Преобразуем: 105-35=70 |
300 15 5 х35 15 140 – х ; . 140 – 35 = 105 (кг) – масса второго сплава 105 – 35 =70(кг) - разница |
Имеется два сплава. Первый сплав содержит 5% меди, второй — 12% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 9 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах. [5]
Традиционный способ |
«Квадрат Пирсона» |
Вспомним формулу (1), и подставим данные задачи: ; Преобразуем: ; ; ; 6 +15=21 кг. |
10 5 2 х12 5 х + 9 ; ; 6+15=21 (кг) – масса третьего сплава |
Смешав 11-процентный и 72-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 31-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 51-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 11-процентного раствора использовали для получения смеси? [5]
Традиционный способ |
«Квадрат Пирсона» |
Вспомним формулу (1), и подставим данные задачи: |
Не решается с помощью «квадрата Пирсона» |
Имеется два сосуда. Первый содержит 40 кг, а второй — 10 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 29% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 50% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?[5]
Традиционный способ |
«Квадрат Пирсона» |
Вспомним формулу (1), и подставим данные задачи: 40 · 0,15 = 6(кг) – в первом растворе |
29 х 29 - у 40у х - 29 10 х 50 - у 1
50 у х - 50 1 Объединив эти 2 уравнения, получим систему уравнений. Упростив её, получим: 40 · 0,15 = 6(кг) – в первом растворе |
§2. Сравнение способов решения с помощью таблицы критериев
После того как с прототипами было «покончено» пришло время для сравнения этих двух способов. Для этого я решила составить таблицу критериев (таблица – 1). Критерии я выбрала следующие – время, затрачиваемое на решение задачи; необходимость в дополнительных знаниях из курса химии; применимость способа для любого типа задач.
Таблица – 1
Способ |
Время |
Необходимость в доп. знаниях |
Применимость для всех задач |
Результат |
Традиционный |
- |
- |
+ |
1 |
«Квадрат Пирсона» |
+ |
+ |
- |
2 |
Конечно, то что «квадрат Пирсона» подходит для решения не всех задач это очень большой минус, но в большинстве случаев он является более рациональным, чем традиционный, потому что схема решения очень простая и времени на решение задачи уходит меньше.
Заключение
В моей работе было рассмотрено 2 способа решения задач на смеси и сплавы и проведён эксперимент по решению прототипов заданий из открытого банка ОГЭ и ЕГЭ этими двумя способами. Гипотеза, выдвинутая вначале исследования - подтвердилась, действительно не все задачи можно решить, используя «квадрат Пирсона». Задачи на смеси и сплавы - это важная часть подготовки ученика к экзаменам.
Данного типа задачи часто используются в разных отраслях нашей жизни. Они помогают избегать нам неудачные ситуации, предугадывая правильный ответ. Знания по данной теме помогут мне в подготовке к ОГЭ по математике, а также в различных жизненных ситуациях.
Я считаю, что в данной работе я достигла поставленной цели. Решив несколько разнотипных задач на смешивание жидкостей, на сплавы, я пришла к выводу, что «Квадрат Пирсона»- это способ, который позволяет рационально и экономно проводить вычисления при решении текстовых задач. А зная, два способа решения задач на растворы, один из них всегда можно применить в нужной ситуации.
Литература
Азия А. П. Вольпер И.М. «Квадрат Пирсона, журнал «Квант», №3 1973 год Источник: http://kvant.mccme.ru/1973/03/kvadrat_pirsona.htm
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа, 2017.
Гущин Дмитрий. Источник:https://ege.sdamgia.ru/
Пирсон Карл. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирсон,_Карл
Открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике. http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=AC437B34557F88EA4115D2F374B0A07B
Приложение 1
Анкета
Вопросы:
1. Решаете ли вы задачи на уроках математики и химии задачи на смеси и сплавы?
Да Нет
2.Умеете ли вы решать задачи на смеси и сплавы? Да Нет
3.Легко ли вам решать задачи на смеси и сплавы? Да Нет
4. Знаком ли вам квадрат Пирсона? Да Нет
Результаты опроса:
Класс |
Количество опрошенных |
1 вопрос |
2 вопрос |
3 вопрос |
4 вопрос |
Ответили - Да |
|||||
9 |
30 |
18 |
8 |
2 |
0 |
10 |
15 |
12 |
7 |
3 |
0 |
Итого: |
45 |
30 |
15 |
5 |
0 |