Сила Победы малых чисел в неравном бою. Великая Отечественная Война в Подвигах моих Прадедов

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сила Победы малых чисел в неравном бою. Великая Отечественная Война в Подвигах моих Прадедов

Стаина А.С. 1
1Гимназия №7
Рудавец Л.Е. 1
1Гимназия №7
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт проектной работы

«Сила победы малых чисел в неравном бою

Великая Отечественная Война в Подвигах моих Прадедов»

Проект

Выполнила : Стаина Арина Сергеевна, 5 А класс.

Руководитель: Рудавец Лариса Егоровна, учитель математики.

Цель проекта: Воссоздать три исторических события по имеющимся военным документам периода ВОВ из истории Подвигов Прадедов нашей семьи. Научиться совмещать исторические данные, технические данные, математические данные для решения поставленных актуальных задач, применяя математические формулы и законы математики.

Задачи проекта:

Научиться работать с реальными историческими и архивными документами, получать необходимые данные, используя знания истории и математики.

Составить и решить реальную историческую задачу на примере боя, используя математические формулы: V, t, S и разработанный алгоритм.

Научиться составлять схемы – чертежи военной техники по предварительно составленным сравнительным таблицам.

Научиться моделировать 3 D рельеф местности по историческим документам моими глазами.

Научиться составлять карту местности по историческим документам моими глазами.

Результат проекта: Дидактический материал по решению реальной исторической задачи на примере боя. Работа с историческими военными документами. Создание сравнительных таблиц по историческим документам и фактам ВОВ. Создание 3D рельефов местности по полученным историческим документам.

Этапы проектной работы:

1. Подготовительный.

На данном этапе мы определили тему проектной работы, обосновали ее актуальность, сформулировали основную цель работы и ее задачи. Составили примерный план работы для реализации нашего проекта. 2.Поисковый.

На данном этапе мною была собрана и обработана информация, необходимая для реализации проекта. Для этого мне удалось найти исторические документы из истории прадедов моей семьи о подвигах и наградах. Также мы использовали математические знания и формулы для расчета: S, V, t и применили их при решении задач. 3.Аналитический.

На данном этапе мы разработали для себя алгоритм составления задач для нашего сборника. Далее, мы проанализировали всю собранную историческую информацию, соединили эти данные с математическими данными и создали реалистичные задачи, используя всю полученную информацию. В результате на данном этапе мною были составлены три исторические задачи.

4.Презентация полученного результата (продукта).

По окончании проекта была оформлена работа, в которой представлен дидактический материал.

«Сила победы малых чисел в неравном бою

Великая Отечественная Война в Подвигах моих Прадедов»

Стих - Предисловие.

Посвящается 75 – Летию Великой Победы и всем Воинам - Героям!

А также моим Прадедам: Мамаев Петр Григорьевич, Демидов Николай Иванович и Демидов Петр Иванович!

Проект мой посвящен России,

В честь наших Прадедов, Дедов,

Чтоб внуки помнили и чтили

За Мир и Небо без оков!

Что Время – быстрая секунда,

Порою тянется, как Год…

Когда дышать в окопе трудно,

Что на глазах погиб весь Взвод…

Вы Хлеб, как золото сжимали,

125 – и нужно Жить…!

Ведь дома дети Ваши ждали…

Вам цифры эти – НЕ ЗАБЫТЬ!

Вы знайте, Наши Дорогие!

Вы в Сердце, Нашем, Навсегда!

Прости, Любимая Россия!

За Слово страшное – ВОЙНА!

Авторы: Стаина Арина и Ольга.

Введение

2021 г - 75 лет Великой Победы над фашизмом! Мы должны помнить, беречь и рассказывать следующим поколениям какой ценой досталась нашей стране эта Великая Победа!

Моя цель в данной проектной работе:

Воссоздать три исторических события по имеющимся военным документам периода ВОВ из истории Подвигов Прадедов нашей семьи. Научиться совмещать исторические данные, технические данные, математические данные для решения поставленных актуальных задач. Составить и решить реальную историческую задачу на примере боя. Применение исторических данных в решении реальных боевых задач.

Событие №1. Танкист механик - водитель Демидов Николай Иванович, мой Прадедушка. Родился 1921 . Призван на фронт с 1941 г. Ранения: два тяжелых, два легких. Награжден медалью «ЗА ОТВАГУ». В дни отечественной войны, работая механиком-водителем, неоднократно проявлял мужество и отвагу в бою с немецкими захватчиками. Умело маневрируя своим танком на поле боя, тем самым способствовал продвижению нашей пехоты вперед.

Танк Т – 34 и его технические характеристики.

Сравнение тех показателей Т- 34 с немецкими танками.

Решение реальной исторической задачи на примере боя.

Событие №2. Разведчик взвода пешей разведки старший сержант Демидов Петр Иванович, мой Прадедушка. Родился 1923 г. Призван на фронт 1942 г. Ранен 20.03.1943. Представлен к награждению ордена «Слава 3-й степени» и медалью «ЗА ОТВАГУ» за доставку ценных сведений о расположении огневых точек противника, его передвижении и т. д. в период наступления полка 03.02.44г. сам возглавлял группу разведчиков по заданию командирования и четыре раза ходил в разведку. В ночь на 21 января 1944г. со своей развед. группой забросали гранатами противника, уничтожив при этом их огнестрельные орудия, включая пулемет.

Решение реальной исторической задачи на примере разведывательной группы.

Событие №3. Боец Мамаев Петр Григорьевич, мой Прадедушка. Ценой собственной жизни участвовал в строительстве моста для пропуска танков через реку Угра 26.04.1942. Строительство производилось в распутицу, весной, под сильным обстрелом артиллерии минометов, пулеметов, автоматов, переправа все время подвергалась бомбежке противника. Но несмотря на все трудности работ на переправе, бойцы и командиры пренебрегая смертью работали с исключительным мужеством, многие товарищи проваливаясь под лед, но все же продолжали работать.

Создание 3 D рельефа местности моими глазами по найденным историческим документам.

Создание плана местности: карта местности моими глазами по историческим документам.

Задачи проекта:

Совместить исторические, военные и математические знания.

Акцентировать внимание и рассказать о бойцах, награжденных посмертно за отвагу, мужество и их посмертных подвигах.

Научиться достигать поставленных задач, используя невидимые переменные: Сила Духа, Отвага, Смелость, даже если математические расчеты не гарантируют удачный исход боя.

Расширить кругозор.

Предмет исследования: математика.

Объект исследования: математические действия с использованием формул расчета: V, t, S.

Актуальность проекта: 2021 г – 75 лет Великой Победы над фашизмом. Из собранных мною знаний, ученики смогут узнать реальные исторические, технические и математические факты о ВОВ, научиться составлять и решать реальные боевые задачи и передавать их другим поколениям.

Теоретический раздел проекта.

История создания танка Т-34.

Краткая характеристика технических данных танков Т- 34 и танка Панцерваффе. Преимущества танка Т-34.

Технология создания сборника математических задач

3.1 Краткое повторение темы на расчет S,V, t.

3.2. Алгоритм составления задачи.

История создания танка Т-34.

T-34 — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942—1947 годов 

Самый массовый танк Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

Разработан конструкторским бюро танкового Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина.

Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора, обеспечившую в течение всей Великой Отечественной войны абсолютное превосходство танка Т-34 в проходимости, манёвренности, подвижности.

Очень важным оказался высокий модернизационный потенциал конструкции, это позволило эффективно повышать боевые качества танка одновременно с наращиванием его промышленного производства в течение всей войны.

С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сегодняшний день.

Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Немецкие войска не ожидали такой мощной техники у СССР. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.

Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

2.Краткая характеристика технических данных танков Т- 34 и танка Панцерваффе.

Преимущества танка Т-34.

Дешев в производстве.

Удобен в эксплуатации.

Ремонтопригоден. Можно ремонтировать прямо на поле боя.

Развивает высокую скорость на дорогах.

Маневренный.

Наклонное расположение брони.

Орудие, к которому подходят даже снаряды из полевых пушек.

Танк Т – 34 и его технические характеристики.

Сравнительная таблица танков T-34 и Панцерваффе.

 

Технические характеристики

 

 

Т-34

Панцерваффе ( Pz Kpfw IV)

Математические обозначения величин

Экипаж/ кол-во человек

4

4 (5)

 

Длинна корпуса/ мм

5920 мм

7002 мм

L

Боевая масса/тонны

30 т

25 т

M

Ширина корпуса/мм

3000 мм

2880 мм

A

Высота корпуса/мм

2405 мм

2680 мм

H

Клиренс/мм

400 мм

 385

H1

Дальность стрельбы/км

6,4 км

4,9 

S стр

Мощность двигателя л/с

500 л/с

300 л/с

 

Скорость по шоссе км/ч

54 км/ч

38 км/ч

V ш

Скорость по пересеченной местности км/ч

36 км/ч

16 км/ч

Запас хода по шоссе км

380 км

320 км

S з ш

Запас хода по пересеченной местности км

230 км

95 км 

S з м

Скорость бронебойного снаряда пушки м/с

662 м/с

790 м/с

V п

Пушка мм

1* 76,2 мм

1*75 мм

D п

Пулемет мм

2* 7,62 мм

2*7,92 мм

D пул

Объем выпуска танков Т-34 в период с 1940 - 1945 г в СССР.

             
 

Города

1940 год

1941 год

1942 год

1943 год

1944 год

 

Харьков

115

1560

0

0

 

Сталинград

0

1250

2379

0

 

Нижний Тагил

0

25

5684

7462

 

Горький

0

161

2718

2851

540

 

Омск

0

0

417

1347

1163

 

Челябинск

0

0

1055

3593

445

 

Свердловск

0

0

267

439

 

Нижний Тагил

0

0

0

4

1838

 

 

115

2996

12520

15696

3986

 

ИТОГО выпущено танков с 1940 - 1945 г

35313

 

 

 

 

             
             

В период с 1940 г по 1945 год объем выпуска танков Т-34 постоянно наращивался. При этом удалось сильно сократить трудозатраты и стоимость производства за 1 единицу. Трудоемкость сократилась в 2,4 раза. Стоимость сократилась в в 2 раза ( с 270 000 руб/шт до 142 000 руб/шт).

Итого выпущено Танков Т-34:

А) А1 + А2+А3+А4+А5 = А общ

115+2996+12520+15696+3986 = 35 313 шт ( Всего выпу танков Т-34)

В) 270 000 руб: 142 000 руб = 1,9 = 2 раза (уменьшилась стоимость Т-34)

3.1 Краткое повторение темы на расчет S,V, t.

На данном этапе работы мы повторили тему на расчет S,V, t.

Наши три задачи мы построим таким образом, чтобы можно было найти каждую из перечисленных переменных, применяя технических данные реальных танков Т-34 и танка Панцерваффе.

«Скорость, время, расстояние»

S – расстояние (путь); измеряется в км, м и т.д.

V – скорость (это расстояние, преодолеваемое за единицу времени); измеряется в км/ч, м/ мин и т.д.

t- время; измеряется в часах, минутах,секундах.

Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время. S =V х t

Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.

V = S : t

Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.

t = S :V

Задача – пример на нахождение расстояния:

Пешеход шёл со скоростью 5 километров в час. Какой путь он пройдёт за 3 часа?

V

t

S

5 км/ч

3 ч

? км

5  х 3 = 15 ( км)

Ответ: 15 километров пройдёт пешеход.

Задача  на нахождение скорости:

Пешеход за 3 часа прошёл 15 километров. С какой скоростью шёл пешеход?

V

t

S

? км/ч

3 ч

15 км

15 : 3 = 5 ( км/ч)

Ответ: 5 км/ ч скорость пешехода.

Мы приняли решение включить в наш сборник дидактического материала задачи, в которых мы сможем находить разные переменные: S,V, t.

Существуют различные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, практический и другие. Решить задачу алгебраическим методом – найти ответ на вопрос задачи путем выполнения арифметических действий над числами. Решить задачу алгебраическим методом – найти ответ на вопрос задачи путем составления и решения уравнения. Решить задачу практическим методом – найти ответ на вопрос задачи, выполнив практические действия с предметами или их моделями. Одну и ту же задачу во многих случаях можно решить различными способами. Или применить сразу несколько методов. В таком случае считают, что задача решена комбинированным методом.

Мы будем составлять наши задачи так, чтобы их можно было решить используя арифметический метод.

Также мы определи ряд условий, которые будут служить основанием для составления задач и их решения, а именно:

- Условие, что одна величина больше другой. Сравнение этих величин.

- условие того, что известна сумма величин.

Алгоритм составления задачи

Мы разработали для себя следующий алгоритм составления задачи:

Определяем, что в задаче будет неизвестно: какая переменная.

Выбираем одно или несколько условий, которые будут служить основанием для решения задачи.

Выбираем реальную боевую задачу, основанную на полученной нами технической информации.

При этом необходимо, чтобы формулировка задачи была интересной, понятной и звучала корректно, как с точки зрения математики, так и истории.

4 Составляем задачу.

5 Находим решение задачи. Подтверждаем правильность решения

Арифметическим методом.

6. Все составленные задачи оформляем в сборник дидактических

материалов.

Практический раздел проекта

Реальная историческая боевая задача №1

На поле боя встретились танк Т- 34 и немецкий танк Панцерваффе. Скорость танка Т-34 по полю =36 км/ч. Расстояние между танками Т -34 и Панцерваффе было равно = 1000 м Скорость движения танка Панцерваффе по пересеченной местности = 16 км/ч.

Нужно рассчитать:

Кто первым достигнет середины поля, если бы у противников отсутствовали снаряды?

Дано:

V движ танка Т-34 = 36 км/ч

S = 1000 м

V движ танка панцерваффе = 16 км/ч

Найти:

t т-34 - ? t панцерваффе - ?

Решение:

S1 = S /2 = 1000 м/ 2 = 500 м ( расстояние от каждого из танков до середины поля)

t Т-34 = S1/ V движ танка Т-34 = 500м/36 км/ч

500 м = 0,5 км

tT-34 = 0,5 км/36 км/ч = 0,01 часа = 0,6 мин ( Танк Т-34 достигнет середины поля)

t Панцерв = S1 / V движ танка Панцерв = 0,5км/16 км/ч

500 м = 0,5 км

t Панцерв = 0,5 км/ 16 км/ч = 0,03 часа = 1,8 мин ( Танк Панцерваффе достигнет середины поля)

0,6 мин – меньше, чем 1,8 мин. Это означает, что танк Т-34 первым достигнет середины поля.

Ответ:

tT-34= 0,6 мин( До середины поля) t Панцерв= 1,8 мин( До середины поля)

Реальная историческая боевая задача №2

На поле боя встретились 2 танка Т- 34 и 5 немецких танков Панцерваффе. У одного танка Т -34 были повреждены 2 пулемета. Запас снарядов на оба танка Т- 34 был равен 100 шт и делился поровну. Танкист танка Т-34 попадает в цель противника при каждом 5-ом выстреле. У немецких танков запас снарядов на 5 танков был равен 200 шт и делился поровну между танками. Танкист танка Панцерваффе попадает в цель при каждм 4-м выстреле. У одного из танков Панцерваффе полностью повреждены все огнестрельные орудия.

Нужно рассчитать:

Сколько танков можно уничтожить, если противники останутся на месте и начнут обстрел?

Дано:

A запас снарядов Т-34 = 100 шт ( поровну на 2 танка)

В запас снарядов Панцерваффе = 200 шт ( поровну на 5 танков, у 1 танка сломаны все орудия)

Найти:

Кол-во танков, которое можно уничтожить, если использовать все снаряды Т-34 и Панцерваффе?

Решение:

1)100 /5 = 20 выстрелов в цель у танкистов Т-34. Т е каждый танк Т-34 может уничтожить по 10 танков Панцерваффе.

Если использовать все снаряды танков двух Т-34, можно уничтожить 20 целей (по 10 целей на каждый танк Т-34.)

200 /4 = 50 выстрелов в цель у танкистов Панцерваффе.

50 /5 = 10 выстрелов в цель от каждого немецкого танка Панцерваффе. Но, та к каку 1 танка Панцерваффе повреждены все орудия, то немецкие танки могут уничтожить только:

50 – 10 = 40 целей

Если использовать все снаряды пяти танков Панцерваффе, можно уничтожить 40 целей (по 10 целей на каждый танк).

Ответ:

Два танка Т-34 могут уничтожить 20 целей.

5 танков Панцерваффе могут уничтожить 40 целей.

Реальная историческая боевая задача №3

На поле боя встретились танки Т- 34 и немецкий танк Панцерваффе. , Скорость снаряда Т-34 = 662 м/с. Расстояние между танками Т -34 и Панцерваффе было равно = 1000 м. Скорость движения снаряда танка Панцерваффе = 790 м/с.

Нужно рассчитать:

3) За какое время снаряды обоих противников достигнут целей друг друга, не начиная сближение

Дано:

V снар Т-34 =662 м/с

V снар Панцерваффе = 790 м/с

S= 1000 м

Найти:

t снар Т-34 -? t снар Панцерваффе -?

Решение:

t снарТ-34 = S/ V снар Т-34 = 1000 м/662 м/с = 1,5 с ( время достижения цели противника снарядом танка Т-34)

t снар Панцерваффе = S/ V снар Панцерваф = 1000 м/790 м/с = 1,2 с ( время достижения цели противника снарядом танка Панцерваффе)

1,5 секунды больше, чем 1,2 секунды. Т е снаряд танка Панцерваффе достигнет танка Т-34 раньше.

Ответ:

t снарТ-34 = 1,5 с t снар Панцерваффе=1,2 с.

Значит снаряд танка Панцерваффе достигнет танка Т-34 раньше.

Вывод при решении данной исторической задачи:

При проведении математических расчетов, которыми ежедневно приходилось пользоваться войнам ВОВ для анализа ситуации и принятия быстрого тактического решения, всегда есть неучтенная переменная – СИЛА ДУХА БОЙЦА И ВЕРА ЕГО В ПОБЕДУ! Именно эти невидимые в математике переменные смогли переломить ход ВОВ, вдохновляли на великие подвиги и помогали выигрывать бой, битву, войну, даже при неравных численных показателях!

Это означает, что любую безвыходную ситуацию человек может переломить, благодаря силе своей воли, отваге, смелости, даже если математические расчеты говорят о возможном проигрыше.

Заключение.

В данной проектной работе, работая по уцелевшим историческим документам из истории нашей семьи о Бессмертных подвигах моих Прадедов, я с использованием изученных мною математических формул и приемов, смогла воссоздать три памятных военных события и продемонстрировать их моим соотечественникам, в Честь Бессмертных Подвигов, Бесстрашия и Отваге! С помощью цифр и формул мои Прадеды решали похожие военные задачи прямо в бою, но самой главной переменной в каждой из этих задач была – СИЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА И ВЕРА В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ, которая порой решает самые неразрешимые математические и исторические задачи!

Список литературы:

Исторические документы периода ВОВ. Архивный фонд Российской Федерации.

Анатолий Митяев «Наука побеждать. Рассказы о Великой Отечественной войне».

Военная энциклопедия «Оружие и военная техника ВОВ».

Свирин М. Артиллерийское вооружение советских танков 1940—1945.— М., Экспринт, 1999.

М. Коломиец. Советский средний танк Т-34. Лучший танк Второй мировой войны.

Приложение:

Исторические документы периода ВОВ - Мамаев Петр Григорьевич

Исторические документы периода ВОВ - Демидов Николай Иванович

Исторические документы периода ВОВ - Демидов Петр Иванович

Рис № 1. Схема танка Т- 34 с размерами

Рис № 2. Схема танка Панцерваффе с размерами.

Рис № 3. План – схема местности моими глазами по историческим документам о подвигах моих Прадедов.

3-D рельеф местности моими глазами по историческим документам о подвигах моих Прадедов.

Просмотров работы: 60