Сборник задач по математической грамотности

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сборник задач по математической грамотности

Бадретдинов В.А. 1
1БОУ "Тарская средняя общеобразовательная школа № 4"
Касьянова Т.В. 1
1БОУ "Тарская средняя общеобразовательная школа № 4"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Нужна ли математика в жизни? Вся наша жизнь, так или иначе, связана с математикой. Без математики невозможно познавать природу, невозможно развитие технологий.

Математическое образование вносит свой неоценимый вклад в формировании общей культуры, способствует, пониманию красоты и гармонии окружающего мира, развивает воображение и пространственное представление, логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. Одним из наиболее важных факторов успеха при изучении математики является математическая грамотность. В существующих международных программах по оценке образовательных достижений, учащихся уделяют внимание четырем основным направлениям, одним из которых является математическая грамотность.

С нового учебного года в нашем расписании появился новый предмет математическая грамотность. Но проблема заключается в том, что учебников по этому предмету нет, соответственно данная тема актуальна в сегодняшних условиях.

Как известно, история содержит в себе очень много различных исторических событий, дат, которые нужно знать и помнить. Чтобы лучше ориентироваться во всех исторических событиях, чтобы лучше запомнить исторические даты и разнообразные цифровые данные, необходимо очень хорошо знать основы математики. Ведь не случайно говорят, что «математика ум в порядок приводит», «математика – царица всех наук». [1, c. 6]

Как же можно применить математические знания к истории родного города, родного края?

Сделать можно это, конечно же, через решение математических задач, содержание которых включает в себя разнообразные исторические факты.

Цель исследования составить сборник задач по формированию математической грамотности для учеников 5 класса (на основе краеведческого материала)

Задачи исследования:

найти и выбрать информацию об Омской Области и городе Таре;

составить математические задачи на основе данных об Омской области и городе Таре;

проиллюстрировать и решить каждую задачу.

Гипотеза исследования: решение текстовых задач на основе краеведческого материала повышает уровень знаний о родном крае.

Объектом изучения является Омская область, её национальный состав, природное богатство, животный мир и деятельность жителей области.

Предмет исследования: задачи по математике для учащихся 5 классов.

Методы исследования: анализ литературы; метод аналогии при составлении задач; метод математической статистики.

Глава 1. Математика и краеведение.

Области исследования математической грамотности.

Что же такое математическая грамотность? Математическая грамотность - это способность учащегося мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

В основу организации области исследования математической грамотности положены три пересекающихся аспекта:

·математическое содержание, которое используется в тестовых заданиях;

·контекст, в котором представлена проблема;

·математические мыслительные процессы, которые описывают, что делает ученик, чтобы связать этот контекст с математикой, необходимой для решения поставленной проблемы.

Для описания деятельности при решении задач предлагаются три глагола

·формулировать;

·применять;

· интерпретировать.

Они отражают основные виды деятельности при решении проблем посредством использования математики. Они указывают на три мыслительных процесса, в которые, как правило, будут вовлечены учащиеся при активном участии в решении проблем:

·формулировать ситуацию математически;

·применять математические понятия, факты, процедуры размышления;

·интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.

Применять математику включает способность применять математические понятия, факты, процедуры, рассуждения и инструменты для получения решения или выводов. Эта деятельность включает выполнение математических процедур, необходимых для получения результатов и математического решения (например, анализировать информацию на математических диаграммах и графиках, работать с геометрическими формами в пространстве, анализировать данные). Работать с моделью, выявлять закономерности, определять связи между величинами и создавать математические аргументы.

1.2. Что общего у математики и краеведения?

Краеведение… Видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история.

На первый взгляд, у математики с краеведением ничего общего. Но только на первый! Ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится о родном крае.

Сегодня много публикуется интересных популярных изданий о краеведении, о музеях, но зачастую школьники их не читают. Но тогда как же донести до каждого школьника столь нужную информацию? Ведь самое важное – то, чтобы школьник сам начал интересоваться историей своего края. [2, c. 15]

Решение задач, взятых из нашего окружения, более доступно школьникам. Кроме того задачи, составленные из местных материалов, раскрывают математические правила и законы на специально подобранных задачах из жизни.

Краеведческий материал помогает лучше понять взаимосвязь всех процессов и явлений в окружающем мире, он несёт в себе первичную информацию о природе и стереотипы этноса, которые вырабатывались народом в процессе адаптации к природе и были направлены на сохранение равновесия внутри её и в её отношениях с обществом. Именно такой материал создает предпосылки для формирования таких ценных качеств, как достоверность происходящих процессов в природе, ощущение своей причастности к природе и культуре родного края и Земли в целом, а также воспитание любви к нашей Родине. [3, c. 34]

Использование математических задач, построенных на краеведческом материале, не только обогащает мыслительную деятельность, но и возбуждает нашу познавательную активность, позволяет освоить важный культурно - исторический пласт истории, связанный с поиском решения задач, а также с поиском интересного местного материала.

1.3. Этапы составления математической задачи

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, иллюстрацией.

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики и относиться к одной из следующих тем:

• действия с натуральными числами,

• обыкновенные дроби,

• задачи на движение.

3) Формулировка условия задачи.

Необходимо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и краеведения.

Для этого необходимо:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом.

4) Правильное оформление задачи.

Требования:

• наличие исторической справки;

• корректность формулировки условия;

• подготовка слайдов с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.

Глава 2. Исследовательская работа.

Анкетирование.

Первым этапом в нашем исследовании стало проведение вводной диагностики среди учащихся 5 класса – на знание краеведческого материала.

25 ученикам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1) Как вы считаете превосходит ли площадь Омской области площади таких Европейских государств как Австрия, Венгрия, Болгария?

2) Что на территории Омской области единственное в мире?

3) Самый большой район в Омской области?

4) Какая река, протекающая по Тарскому району, пятая по величине в Средней Азии?

5) В каком году основан город Тара?

6) Назовите фамилию купца, построившего ныне здание медицинского колледжа?

7) Какие виды лесов характерны для Тарского района?

8) Как вы считаете, почему город носит название Тара?

9) Назовите имя и фамилию земляка, народного артиста СССР?

10) Какие музей находятся в нашем истерическом городе?

Результаты диагностики:

По результатам диагностики можно сделать следующий вывод, что учащиеся 5 класса имеют низкий уровень знаний краеведческого материала. Только 2 человека из 25 верно ответили на 10 вопросов и 8 человек практически не назвали верных ответов.

На втором этапе исследования учащиеся 5 класса в течении 2 месяцев на уроках математической грамотности решали составленные задачи.

На третьем этапе ученики ответили на те же вопросы. Результаты представлены в виде диаграммы. Все ученики справились с вопросами анкеты.

 

Заключение

Гипотеза подтвердилась, решение на уроках математики задач, содержащих информацию о родном крае, повышает уровень знаний о родном крае, интерес к предмету и способствует расширению кругозора учащихся. Надеюсь, что созданный сборник задач о, поможет как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности увидеть и почувствовать красоту и мощь родного края, полюбить свою малую Родину, не забывая при этом отрабатывать вычислительные навыки по теме натуральные числа и дроби. [5]

Цель работы достигнута, создан сборник задач по математической грамотности для учащихся 5 классов с использованием исторических сведений об Омской области и городе Таре по теме «Действия с натуральными числами» и «Дроби», «Диаграммы».

В дальнейшем мы планируем продолжать работу над составлением задач о своем городе по другим темам математики.

Список использованной литературы:

Носкова В.Н. Далекое и близкое (Летопись Тарской центральной районной библиотеки) / В.Н. Носкова. – Тара, 2008. – 214 с.: ил.

Населенные пункты Тарского района Омской области: материалы к «Энциклопедии Омской области» / сост. В.Н. Носкова, О.А. Скуратова. – Тара, 2009. – 31 с.

Тарская мозаика (история края в очерках и документах 1594 -1917 г.г.) / ред. Г.Н. Орлов. – Омск: Омское книжное издательство, 1994. – 200 с.

Официальный сайт города Тары [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://taragorod.ru/(дата обращения 02.02.2014.)

Официальный сайт Тарской центральной библиотеки [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.tara-lib.ru/(дата обращения 02.02.2014.)

Приложение 1.

Просмотров работы: 87