Введение
Школа — это главная сфера деятельности наряду с домом, работой, общественной средой; это основная социальная среда, в которой происходит развитие личности. Главное предназначение школы — обеспечить молодым людям возможность уверенно перейти от юношества к взрослой жизни, от учебы к профессиональной деятельности.
Актуальность исследования. Выбор профессии — социально важная задача для каждого человека. Это выбор не только того или иного вида трудовой деятельности, но и соответствующего жизненного пути, своего места в жизни общества, своего образа жизни. Этот выбор требует размышлений о социальной среде и о себе, порождает определенные сомнения и противоречия, и, нередко, осуществляется на фоне недостаточных знаний и жизненного опыта выпускников. Не все молодые люди после окончания учебы готовы к возложенной на них ответственности: самостоятельному принятию решения. Поэтому пополняют ряды безработных те, кто так и не сделал свой выбор или переоценил свои возможности, не смог найти применения своим способностям, не продумал запасные варианты. Прежде чем вступить во взрослую жизнь, молодежи следует решить основные вопросы:
1) где и как завершить образование;
2) кем и где работать.
Процесс принятия решений и приобретения опыта, касающегося образования и работы, является очень важным этапом в жизни человека, влияющим на всю его дальнейшую жизнь. Это доказывает актуальность нашего исследования.
Научная новизна заключается в изучении внешних и внутреннихфакторов, повлиявшихнапроцесспрофессиональногосамоопределения выпускников МБОУ «Степновская СОШ», в возможности создания портрета выпускника, сделавшего правильный выбор профессии и достигшего успехов в профессиональной деятельности.
Практическая ценность заключается в использовании результатов исследования в процессе преподавания курсов по выбору, факультативных и практических занятиях по профессиональному самоопределению. Собранный материал и его анализ позволяет сделать определенные выводы о культуре современных школьников, дает возможность использовать выводы в воспитательных целях при проведении классных часов, бесед, внеклассных мероприятий по профессиональному самоопределению в 5-11 классах. Результаты исследования будут полезны учащимся, желающим расширить свой кругозор.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников, данные анкетирования и их сопоставительный качественно-количественный анализ.
Предметом исследования являются специфика профессионального самоопределения старшеклассников, внешние и внутренниефакторы,характеризующие профессиональное самоопределение современных старшеклассников.
Источники исследования. Методом анкетирования проводился опрос о профессиональном самоопределении школьников. Анкетировались обучающиеся 8-11 классов. Собран фактический материал. В нашем распоряжении 45 анкет.
Цель исследования:
- изучение и оценка уровня сформированности профессиональных планов школьников МБОУ «Степновская СОШ»;
- выявление сведений о выпускниках школы, достигших успехов в профессиональной деятельности.
Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач:
1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в трудах ученых.
2. Изучить условия и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников. Выявить специфику профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Изучить и оценить уровень сформированности профессиональных планов школьников.
4. Создать портрет выпускника, сделавшего правильный выбор профессии и достигшего успехов в профессиональной деятельности.
Методы исследования: теоретические – (анализ, систематизация и обобщение научной литературы); эмпирические – тестирование, анкетирование; метод математической обработки данных (количественный и статистический анализ).
В качестве гипотезы высказано предположение о том, что, профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения. Человек выбирает те профессии, которые отвечают сложившимся у него представлениям о самом себе, в которых он может самоутвердиться.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение: анкета, графические диаграммы.
Глава 1. "Профессиональное самоопределение" - основные подходы
к определению понятия
1.1. Теоретическое обоснование профессионального самоопределения
как процесса.
Теория профессионального самоопределения и профессиональной ориентации содержится в трудах отечественных ученых Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, В.Ф. Сафина, С.Н.Чистякова, Э.Ф. Зеера. Нам наиболее близка точка зрения Е.А. Климова и Н. С. Пряжникова.
На сегодняшний день наиболее популярная в России типология принадлежит Евгению Александровичу Климову, который выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с предметом труда: 1) человек – природа; 2) человек – техника; 3) человек - знаковые системы; 4) человек - человек и 5) человек - художественный образ. Также Е.А. Климов сформулировал основные принципы руководства профессиональным самоопределением. [2, 110]
В первом ярусе классификации выделяются пять типов профессий, которые разделены по признаку предмета труда:
1. «Человек - живая природа» («П»). Предмет труда - растительные и животные организмы, микроорганизмы и условиями их существования. Примеры профессий: плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. «Человек - техника и неживая природа» («Т»). Предмет труда - неживые, технические объекты и энергия. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик и др.
3. «Человек - человек» («Ч»). Предмет труда - социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец-консультант, парикмахер, педагог-организатор, врач, учитель и др.
4. «Человек - знаковая система» («З»). Предмет труда - естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы.
Примеры: программист, чертежник-картограф, математик, корректор, редакториздательства,языковед,переводчик.
5. «Человек - художественный образ» («Х»). Предмет труда - явления, факты художественного отображения действительности. Примеры - художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматическоготеатра.
Е.А. Климов отмечает, что границы между типами профессий не являются строгими и нельзя строго распределить по пяти типам огромное количество существующих профессий. [2, 115]
Ко второму ярусу относятся классы профессий, которые существуют в каждом типе и выделяются по признаку целей труда.
Целью гностических профессий («Г») является распознать, различить, оценить,проверить.
Преобразующие профессии («П»).
Цель - обработать, организовать, оказать помощь, переместить, обслужить, преобразовать.
Изыскательские профессии («И»).
Цель - изобрести, придумать, найти новый образец, получить новый результат,вариант.
Здесь границы между классами профессий также могут быть размыты.
В третьем ярусе выделены отделы профессий.
Классификационный признак - орудия и средства труда.
Профессии ручного труда («Р»). Примеры: художник, скульптор, дворник.
Профессии машинно-ручного труда («М»). Орудиями и средствами труда здесь являются машины с ручным управлением для обработки, преобразования, перемещения предметов труда. Примеры: машинист экскаватора, токарь, водитель.
Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем («А»): оператор энергосистем, оператор станков с программным управлением.
Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда («Ф»), которыми являются внутренние, психологические ресурсы организма, которыми может быть речь, мимика, пантомимика и другие выразительные средства, а также способы решения теоретических и практических задач. Примеры: диктор радио и телевидения, сурдопереводчик, артист балета, певец и т.д.
По условиям труда профессии можно выделить четвертый ярус классификации:
1 Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» («Б»): лаборанты, бухгалтеры,операторыЭВМ.
2 Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду («О»): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, пастух.
3 Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных или пониженных температурах и т.п.) («Н»): водолаз, шахтер, кузнец,металлург,пожарный.
4 Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей и большие материальные ценности («М»): воспитатель детского сада, учитель,следователь,охранник,инкассатор. [2, 117]
Описанные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они выделены как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными. Данная классификация, разработанная во второй половине ХХ века, явилась фундаментальной базой для дальнейшего разветвления «дерева профессий».
Обобщив логику рассуждений Н. С. Пряжникова и Е.А. Климова можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека.
1.2. Профессиональное самоопределение старшеклассников
От того, какую профессию для себя выберет человек, зависит вся его дальнейшая жизнь и судьба. В связи с этим, чрезвычайно важным становится вопрос профессионального самоопределения. Уже в 14-16 лет перед человеком встает задача определиться с выбором профессии.
Одной из главных трудностей профессионального самоопределения является не умение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованиями профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии.
В основе выбора профессии три базовых фактора: «Хочу», «Могу», «Надо».
«Хочу» - профессиональные интересы, желания, склонности.
«Могу» - состояние здоровья, профессиональная квалификация, способности.
«Надо» - спрос на рынке труда в государстве, городе и возможности трудоустройства.
Найти свое призвание в профессии во многом означает найти свое место в мире и главное – сделать что-то ценное в этом мире, т.е. самореализоваться. Е.А.Климов предлагает интересную модель – «восьмиугольник основных факторов выбора профессии» [2, 121]
В работе со школьниками факторы выбора профессии обозначаются в виде «восьмиугольника», а при оценке (или при самооценке) ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи ЛПП (личные профессиональные перспективы) с теми или иными факторами (например, если ЛПП строится без учета данного фактора, то линия не проводится). В таком виде «восьмиугольник основных факторов выбора» позволяет ему самому уточнить свои профориентационные проблемы.
Основные факторы характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка:
1) учет своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более устойчивы);
2) учет способностей, внешних и внутренних возможностей;
3) учет престижности выбираемой профессии;
4) учет информированности о ней;
5) учет позиции родителей;
6) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников;
7) учет потребностей производства («рынка»), а также
8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – с личной профессиональной перспективой.
ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов.
Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.
Глава 2. Кем быть? Проблема выбора профессии
2.1. От учебы к профессиональной деятельности: процесс социализации выпускников МБОУ «Степновская СОШ»
Исследователи Института профессионального самоопределения молодежи РАО приходят к выводу о том, что в настоящее время люди вынуждены за свою трудовую жизнь в среднем шесть раз осваивать другую профессию, что связано либо с изменением технической базы, либо с переходом в новую профессию. Поэтому в настоящее время становится особо актуальной проблема подготовки высокоорганизованной, компетентной, предприимчивой, конкурентоспособной личности, способной проявлять инициативу и деловитость, профессионализм и взвешенность при выборе решений.
С целью установления соответствия между выбором профессии выпускников нашей школы и трудоустройством по избранной профессии проведен устный опрос. В опросе принимали участие выпускники 11 класса 2017г. Всего опрошено 20 выпускников. Респондентам задавались следующие вопросы:
- осуществилась ли ваша мечта по выбору профессии;
- какое профессиональное образование вы получили;
- работаете ли вы по выбранной профессии.
Приведем результаты опроса. Приводятся ответы с указанием процентного отношения ко всему массиву ответов опрашиваемых.
Осуществилась ли ваша мечта по выбору профессии? |
Да кол-во / % |
Нет кол-во / % |
20 / 100 |
0 |
Какое профессио нальное образование вы получили? |
Высшее образование |
Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи, училища |
Продолжают образование в магистратуре |
Поступили, но не закончили образование |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
11 |
55 |
5 |
25 |
2 |
10 |
2 |
10 |
Результаты опроса показали, что все выпускники школы осуществили свою мечту: выбрали профессию, о которой мечтали. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни, поэтому найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности - на это указывали выпускники при опросе.
Из 20 выпускников: 11 чел. получили высшее образования по профессии, продолжают получать высшее образование в магистратуре - 2 чел.; 5 чел. получили среднее специальное образование в колледжах, техникумах; 2 человека не смогли закончить образование. География получения образования довольно широка: СПбГУ «ЛЭТИ» г. Санкт-Петербург - 1 чел.; Институт пограничной службы ФСБ г.Калининград - 1 чел.; Кемерово, Новокузнецк - 18 чел.
Полученные данные опроса позволили выделить группы по принципу взаимодействия человека с предметом труда: «человек - человек» - 9 чел.; «человек – техника» - 6 чел.; «человек - знаковые системы» - 3 чел., 2 чел.- обучение не закончили.
Работаете ли вы по выбранной профессии? |
Да кол-во / % |
Нет кол-во / % |
Продолжают обучение кол-во / % |
Служат в армии |
Не закончили образование кол-во / % |
11 / 55 |
4 / 20 |
2 / 10 |
2 / 10 |
2 / 10 |
11 нашим выпускникам удалось получить работу по специальности, 4 чел. не смогли трудоустроиться по профессии, но нашли работу на рынке труда. Нашли себе работу двое ребят, не закончивших образование. К возможным причинам нетрудоустройства по профессии можно отнести:
- квалификация молодых специалистов зачастую не соответствует реальным потребностям рынка труда;
- отсутствует четкий социальный заказ на представителей данных профессий;
- трудовые и профессиональные интересы некоторых молодых людей не сформированы и размыты, и они не задумываются о трудоустройстве.
Вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжается от нескольких месяцев до 2-3 лет. Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что большинство выпускников МБОУ «Степновская СОШ» успешно социализировались: выбрали профессию, о которой мечтали, нашли работу по специальности. Будем надеяться, что работа мобилизует наших выпускников, создаст условия для карьерного роста.
2.2. Оценка значимости внешних и внутреннихфакторов,
повлиявшихнапрофессиональное самоопределение
старшеклассников МБОУ «Степновская СОШ»
С целью выявления взаимосвязипрофессиональных интересовиособенностей личности старшеклассников нами проводилось анкетирование (Приложение 1).
В анкетировании принимали участие 45 обучающихся 8-11 классов МБОУ «Степновская СОШ» Новокузнецкого района.
Приведем результаты анкетирования. Приводятся ответы с указанием процентного отношения ко всему массиву ответов испытуемых. В приложении представлены результаты эксперимента в графических диаграммах.
Данные анкетирования:
1. Определились ли вы с выбором будущей профессии?
Приложение 2.
Классы |
Да / % |
Нет / % |
Не совсем / % |
8 |
4 / 25 |
3 / 19 |
9 / 56 |
9 |
9 / 70 |
2 / 15 |
2 / 15 |
10 |
5 / 62 |
2 / 25 |
1 / 13 |
11 |
6 / 75 |
1 / 12 |
1 / 13 |
Анкетирование показало, что старшеклассники (9-11кл) определились со своим профессиональным предпочтением. У восьмиклассников профессиональные интересы во многом не сформированыи размыты, лишь 4 чел. из 16 представляют свою будущую профессию.
2. Легко ли вам дался выбор?
Приложение 3.
Классы |
Да / % |
Нет / % |
8 |
5 / 31 |
11 / 69 |
9 |
2 / 15 |
11 / 85 |
10 |
3 / 37 |
5 / 63 |
11 |
5 / 63 |
3 / 37 |
Результаты анкетирования показали, что большинство обучающихся 8-9 классов - 22 чел. (из 29) испытывают трудности в выборе профессии. К причинам неопределенности восьмиклассники относят фактор времени: «еще есть время подумать». Девятиклассники, которые хотят получить рабочие профессии, указывают на недостаток информированности. Ребята предлагают больше проводить встреч с людьми рабочих профессий, организовывать экскурсии на предприятия и в учреждения. Для обучающихся 10 класса выбор будущей профессии оказался более сложным делом, чем для 11 класса. Чем ближе к цели, тем больше уверенности в профессиональной самоопределенности.
3. Причины трудности выбора профессии
Приложение 4
8 кл |
9 кл |
10 кл |
11 кл |
|
чел. / % |
чел. / % |
чел. / % |
чел. / % |
|
Не сформирована профессиональная направленность собственной личности (слабо изучены свои собственные склонности, интересы) |
5 / 31 |
3 / 23 |
3 / 38 |
1 / 12 |
Неуверенность в собственных знаниях, следствием чего является страх не оправдать свои надежды и надежды родителей |
6 / 38 |
3 / 23 |
1 / 12 |
5/ 64 |
Несоответствие желаний и возможностей (не только материальных, но и физических) |
2 / 12 |
1 / 8 |
1 / 12 |
1 / 12 |
Недостаточная информированность о преимуществах и недостатках профессии |
3 / 19 |
6 / 46 |
3 / 38 |
1 / 12 |
Выбирая профессию, старшеклассники сталкиваются с рядом трудностей. Большинство обучающихся указали на недостаток знаний о мире профессий (о профессии в целом, о возможностях, о требованиях, которые она предъявляет) и знаний о самом себе (о способностях, индивидуальных возможностях и т.п.). Причинами трудности в выборе профессии ребята связывают с неуверенностью в собственных знания и страх не оправдать надежды свои и родителей.
4. Кто повлиял на выбор вашей профессии? Приложение 5.
8 кл |
9 кл |
10 кл |
11 кл |
|
чел. / % |
чел. / % |
чел. / % |
чел. / % |
|
Я сам(а) сделал(а) этот выбор |
14 / 31 |
11 / 23 |
6 / 38 |
5 / 63 |
Родители |
2 / 38 |
0 / 23 |
2 / 12 |
2 / 24 |
Друзья |
1 / 12 |
2 / 8 |
0 / 12 |
1 / 13 |
Свой опыт недостаточен. Вот почему старшеклассники ориентируются на мнение друзей, знакомых, родственников, родителей, учителей. Анкета показала, что обучающиеся нашей школы достаточно самостоятельны в выборе профессии, что говорит о серьезности намерений выбрать профессию по душе. Однако некоторые считают для себя важным посоветоваться с родителями.
5.Требует ли ваша профессия высшего образования?
Приложение 6.
Классы |
Да / % |
Нет / % |
8 |
8 / 50 |
8 / 50 |
9 |
6 / 46 |
7 / 54 |
10 |
8 / 100 |
0 |
11 |
7 / 88 |
1 / 12 |
Половина обучающихся 8-9 классов собираются получить среднее профессиональное образование, выбирают рабочие профессии. Обучающиеся 10-11 классов стремятся к высшему профессиональному образованию, это объясняется их выбором среднего общего образования, углубленным изучением необходимых для поступления школьных предметов. Однако некоторые старшеклассники получают наставления отродителейиучителей,чтопослеокончанияшколыпростонеобходимопоступить в высшее учебное заведение дляобеспечения будущей достойной жизни.
6. Причины выбора профессии
Приложение 7.
8 кл |
9 кл |
10 кл |
11 кл |
|
чел. / % |
чел. / % |
чел. / % |
чел. / % |
|
Это профессия, о которой я мечтаю |
5 / 19 |
5 / 21 |
3 / 17 |
4 / 29 |
Престиж профессии, востребованность |
4 / 15 |
1 / 4 |
4 / 22 |
3 / 21 |
Высокая заработная плата |
9 / 33 |
6 / 25 |
4 / 22 |
2 / 14 |
Интерес к содержанию самой профессии |
7 / 26 |
8 / 33 |
6 / 33 |
4 / 29 |
Доступность обучения |
2 / 7 |
4 / 17 |
1 / 6 |
1 / 7 |
Анкета определила обоснованность выбора профессии обучающимися. Выявлено, что при выборе профессии у современных старшеклассников преобладают ценности самой профессии (условия труда, карьерный рост) – 25 чел. (из 45) и ценности самой личности (индивидуальная предрасположенность к профессии, ориентация на самореализацию и самоутверждение) – 17 чел. (45) . У обучающихся 8-9 классов высок материальный интерес, при этом отсутствует социальный мотив (престиж профессии, востребованность). Обучающиеся не связывают свою будущую профессию со своей последующей жизнью. У них отсутствует представление о профессии как о средстве достижения социального статуса в будущей жизни.
7. Кем вы хотите стать?
Приложение 8.
Профессии |
всего |
чел. / % |
|
1. Юрист, следователь |
8 / 18 |
2. Учитель, психолог |
6 / 13 |
3. Экономист |
4 / 9 |
4. Врач |
4 / 9 |
5. Косметолог |
4 / 9 |
6. Кондитер, повар |
4 / 9 |
7. Специалист горной промышленности |
3 / 7 |
8. Стоматолог |
2 / 4 |
9. Военный |
2 / 4 |
10. Другое (химик, ПГС стройконтроль, ж/д, программист, дизайнер, риэлтор, пилот, актер) (по одному каждая профессия) |
8 / 18 |
Анализ ответов старшеклассников показал, что в приоритете гуманитарные, медицинские, экономические специальности. Наиболее востребованные профессии: юристы, учителя, врачи, косметологи. По данным службы занятости, экономисты, юрисконсульты не могут найти работу. Таким образом, спрос не соответствует предложению. 31% старшеклассников выбрали профессию без учета востребованности этой профессии на рынке труда.
Ориентации на выборпрофессии, а не на поступление в вуз дляполучения образования, по-прежнему уделяется незначительное внимание у современных школьников.Поэтому,наверно,такмного«специалистов»вразныхобластяхжизнедеятельности,которыеникогданеработалипопрофессии. Молодые люди нередко ориентированы на то, чтобы получитьдиплом «о каком-то» высшем образовании.
С целью установления соответствия между выбором профессии старшеклассников нашей школы и востребованностью этой профессии на рынке труда, используя интернет-ресурсы (см. приложение 9), нами составлен рейтинг самых востребованных профессий в России, Кемеровской области и Новокузнецком районе:
Приложение 9.
Рейтинг самых востребованных профессий в стране |
Рейтинг самых востребованных профессий в Кемеровской области |
Рейтинг самых востребованных профессий в Новокузнецком районе |
1. IT-специалист 2. Юрист 3. Водитель 4. Web - программист 5. Аудитор 6. Менеджер по закупкам 7. Врач - стоматолог 8. Менеджер по продукту 9. Инженер-проектировщик 10. Повар-кондитер |
1. Менеджер по продажам 2. Торговый представитель 3. Бухгалтер 4. Менеджер по персоналу 5. Супервайзер 6. Главный бухгалтер 7. Финансовый директор 8. Программист 1С 9. Менеджер по работе с клиентами 10. Экономист |
1. Водитель 2. Машинист 3.Медик 4. Строитель 5. Менеджер 6. Продавец 7. Инженер 8. Электрогазосварщик 9. Учитель 10. Повар |
Данный рейтинг показывает, что юристам, экономистам и менеджерам очень сложно найти работу по специальности. Зато работодатели готовы предоставить работу инженерам и учителям. Не хватает рабочих с начальным и средним профобразованием. Профессии, которые пользуются наибольшим спросом: водители, медики, строители, машинисты, учителя, работники городского хозяйства, продавцы, официанты.
По данным ЦЗН г. Новокузнецка в отраслевой структуре спроса на рабочую силу более всего заявок : производство -19%; транспорт / автосервис - 14.6%; торговля / продажи - 10%; строительство - 6.4%. (см. Приложение 10).
Выбирая профессию, следует проанализировать, какие профессии сейчас пользуются особенным спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять, когда закончите учебу. В этом помогут газеты и сайты, прогнозы социологов, которые можно найти в Интернете.
Заключение
Проведенное исследование профессионального самоопределения старшеклассников показало, что выбор профессии надо начинать осуществлять за несколько лет до поступления в профессиональное учебное заведение.
В ходе исследования решены, поставленные задачи:
1. Изучена теория вопроса.
2. Проведен устный опрос выпускников МБОУ «Степновская СОШ»: выявлено удалось ли реализовать мечту по выбору профессии и трудоустроиться согласно полученной специальности.
3. Проведено анкетирование обучающихся 8-11 классов: выявлены факторы,влияющиенапрофессиональное самоопределение старшеклассников.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. Профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни старшего школьника, потому что в этом возрасте еще достаточно трудно сделать конкретный выбор в пользу одной профессии. Так как, во-первых, для этого еще нет необходимого жизненного опыта, а во-вторых, даже в старшем подростковом возрасте человек еще только познает себя: «какой я?», «на кого я хочу быть похожим, а на кого нет?», «что мне по-настоящему нравится?», «что у меня получается лучше всего?» и т.п.
2. Выпускники школы получают профессию, о которой мечтали, успешно социализируются, работают по выбранной специальности, закладывают основы для успешного карьерного роста.
3. При выборе профессии современные старшеклассники рассматривают ценности самой профессии (условия труда, карьерный рост), с учетом личного интереса к профессии, стремятся к самореализации и самоутверждению. У обучающихся 8-9 классов высок материальный интерес, при этом отсутствует социальный мотив (престиж профессии, востребованность). Обучающиеся не связывают свою будущую профессию со своей последующей жизнью.
4. Выбирая профессию, старшеклассники сталкиваются с рядом трудностей. Большинство обучающихся указали на недостаток знаний о мире профессий. Причинами трудности в выборе профессии ребята связывают с неуверенностью в собственных знания и страх не оправдать надежды свои и родителей. С целью устранения проблем необходимо осуществлять работу по профессиональной ориентации: знакомить старшеклассников с миром профессий; проводить диагностику с целью профессиональной ориентации; проектировать будущую профессию с участием родителей, учителей, профконсультантов.
5. Большинство обучающихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта. У выпускников школы доминирующими являются внутренние, а не внешние мотивы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что, профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения и что человек выбирает те профессии, которые отвечают сложившимся у него представлениям о самом себе, в которых он может самоутвердиться, оказалась верна.
Список использованной литературы
1. ГуроваЕ.В.Профориентационнаяработавшколе:методическоепособие,М.,Просвещение,2007
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
3. Максимов В. Г. Профессиональная ориентация школьников, Чебоксары, 1988.
4. Парнов, Д.А. Кем быть? Секреты выбора профессии. Книга, с которой начинается карьера / Д.А. Парнов. – М.: Книжный мир, 2014. – 256 с.
5. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – с.
6. ПряжниковН.С.Профориентациявшколеиколледже:игры,упражнения,опросники(8-11кл.),М.,2006.
7. Рейтинг профессий:
В стране https://edunews.ru/professii/rating/
В Кемеровской области https://vuzopedia.ru/professii/region/city/34/cat/rating
В Новокузнецке https://postupi.info/city/150/rating-prof
Приложение 1.
Анкета.
Класс _____________
1. Определились ли вы с выбором будущей профессии?
Да__________
Нет_________
Не совсем_____________
2. Легко ли вам дался выбор? Да _______________ Нет ____________
3. Причины трудности выбора профессии:
- не сформирована профессиональная направленность собственной личности. (слабо изучены свои собственные склонности, интересы) ______
- неуверенность в собственных знаниях, следствием чего является страх не оправдать свои надежды и надежды родителей ______
- несоответствие желаний и возможностей (не только материальных, но и физических) ____
- недостаточная информированность о преимуществах и недостатках профессии __________
4. Кто повлиял на выбор вашей профессии?
Я сам(а) сделал(а) этот выбор______________
Родители __________________________
Друзья ___________________________
5.Требует ли ваша профессия высшего образования? Да _______ Нет ________
6. Причины выбора профессии
Это профессия, о которой я мечтаю __________
Престиж профессии, востребованность_______
Высокая заработная плата __________
Интерес к содержанию самой профессии ______________
Доступность обучения ________________
7. Кем вы хотите стать? __________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Кем вы хотите стать?
*Прочие: химик, ПГО стройконтроль, ж/д, программист, дизайнер, риэлтер, пилот, актер (по одному каждая профессия)
Приложение 9.
10 популярных отраслей по количеству вакансий в Новокузнецке
по данным Центра занятости населения
Производство 19%
Транспорт / Автосервис 14.6%
Торговля / Продажи10%
Строительство 6.4%
Инженеры / Технологи /Проектировщики 4.5%
Медицина / Фармацевтика 4.5%
Логистика / ВЭД / Склад 3.8%
Охрана / Безопасность3.2%
Остальные30.6%
В Новокузнецке наиболее востребованы специалисты отрасли Производство. По статистике, количество вакансий в этой отрасли составляет 19% от общего количества предложений в Новокузнецке.
На основе вакансий, заявляемых работодателями в ЦЗН, можно составить список из десяти наиболее востребованных рабочих профессий в Новокузнецке:
• водители автомобилей (преимущественно управление грузовыми автомобилями всех типов грузоподъемностью свыше 10 тонн, спецтехники, пассажирского транспорта)
• сварщики 5 - 6 разряда
• продавцы продовольственных товаров
• слесари-ремонтники, наладчики производственного оборудования, машин и механизмов
• машинисты экскаватора (как на строительных работах, так и вскрышных на угольных разрезах), машинисты бульдозера
• электромонтеры и электрослесари
• повара, кондитеры
• строители-отделочники: штукатуры, маляры, облицовщики
• станочники металлообрабатывающих станков, в том числе с программным управлением
• машинисты кранов, подъемников и другой погрузочно-разгрузочной техники.
Практически все эти профессии можно получить в новокузнецких учебных заведениях среднего профессионального образования.