Введение
Актуальность исследования. Подростковый возраст – переходный этап между детством и взрослостью. Этот период можно считать наиболее важным в процессе формирования личности человека, именно в этом возрасте закладывается основа для реализации будущей взрослой жизни подростка.
Подростковый возраст – это время довольно интенсивного развития и формирования физического, психологического, интеллектуального, нравственного социального здоровья.
Существует мнение, что «психологическое здоровье» - новое понятие. Ученые считают, что его возникновение обусловлено необходимостью описания состояний человека, который с медицинской точки зрения здоров, однако не удовлетворен некоторыми аспектами собственной жизни.
Ученые считают, что психологическое здоровье подростка оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относится период полового созревания подростка, в процессе которого наблюдаются различные физиологические изменения, и, конечно, все это оказывает большое влияние на становление личности ребенка, на формирование его психологического здоровья.
На психологическое здоровье подростков негативно влияют и внешние факторы такие, как: высокий уровень школьной тревожности, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, деструктивные стили воспитания в семье (гипоопека, гиперопека), влияние различных зависимостей и вредных привычек.
Поведение подростков в повседневной жизни и экстремальных ситуациях определяет тревожность, которая и обеспечивает личную активную деятельность. Различная степень ситуационной и личностной тревожности либо приводит к психосоциальной дезадаптации, либо приводит к высокому уровню психосоциальной адаптации, проявляющейся в принятии себя и других, внутреннем комфорте.
Для многих современных школьников характерны разные степени депрессивного состояния, которые являются следствием психологического нездоровья, обусловленным внешним или внутренним фактором, а иногда и тем и другим одновременно.
Сложная адаптация характерна для подростков, испытывающих затруднения в общении со сверстниками, учителями или родителями. Такая адаптация является показателем низкой социальной адаптированности. Подростки с большим числом жалоб различного характера, плохо переносящие повышенные нагрузки любого характера, имеют высокий уровень вегетативной лабильности. Все выше перечисленное в той или иной степени влияет на психологическое здоровье подростков.
Главной медицинской и социальной проблемой XXI века являются психосоматические заболевания детей. Количество детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, нарушениями сердечно-сосудистой системы, нейродермитами и др. неуклонно растет. Только в нашей школе из 1200 учащихся более 360 таких подростков. Роль психологических факторов в развитии этих заболеваний считается доказанной. Недавние исследования ученых показали, что неблагоприятные социальные факторы приводят к тому, что слабые стороны личностных типов обостряются и нейтрализуют их сильные стороны.
Личные достижения школьников в спорте, учебе, интеллектуальной деятельности, в творчестве способствуют личностному развитию и позволяют подросткам гордиться собой, они определяют степень самоудовлетворенности. Завышенная самооценка подростка, напротив, указывает на то, что он еще мал и не способен правильно оценивать результаты своей деятельности. Информативным показателем психосоциального благополучия подростков является их самооценка здоровья, которая напрямую связана со знанием того, как поддерживать собственное здоровье.
Считаем, что формирование психологического здоровья подростков было, есть и будет, особенно на современном этапе, является актуальным. Для нормализации психологического здоровья необходимо проводить коррекционные мероприятия и не только среди подростков в школах и колледжах, но и среди учащихся начальных классов. С этой целью в каждом образовательном учреждении должны быть разработаны программы, по улучшению показателей психологического здоровья подростков. Проводимая в этом направлении работа позволит не только сформировать психологическое, укрепить физическое и нравственное здоровье детей, но и, в целом, сохранить им жизнь.
Гипотеза исследования: на психологическое здоровье подростков оказывают негативное влияние некоторые внутренние, но в большей степени - внешние факторы, вызывающие неблагоприятные последствия, иногда эти факторы воздействуют одновременно. Показатели психологического здоровья подростков можно улучшить, проводя с ними определенную коррекционную работу.
Цель исследования:
- обосновать причины, влияющие на психологическое здоровье подростков и проанализировать следствия его изменения;
- разработать меры, направленные на нормализацию психологического здоровья.
Задачи исследования:
1. Составить краткую характеристику «Психологические особенности подросткового возраста».
2. Изучить основополагающие критерии понятия «здоровье».
3. Проанализировать сущность понятия «психологическое здоровье», выявить его критерии.
4. Определить факторы, влияющие на психологическое здоровье подростков.
5. Провести и проанализировать результаты следующих диагностик, влияющих на формирование психологического здоровья подростков:
а) социологический опрос в форме анкеты «Какие факторы влияют на психологическое здоровье старшеклассника?» среди учащихся 10-11 классов НУ «Школа «Престиж».
б) определение уровня школьной тревожности (тест Филлипса).
в) шкалу депрессии А. Бекка.
6. Разработать меры, направленные на нормализацию психологического здоровья подростков.
Методы исследования: изучение источников информации по теме исследования, продуцирование идей, формулирование гипотезы, анализ, синтез, социологический опрос (анкетирование), математические расчеты, диагностические исследования: «Шкала депрессии А. Бекка», сравнение, обобщение, компьютерная графика для визуализации данных.
I. Теоретическая часть. Литературный обзор
1. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это наиболее трудный этап в жизни человека. Это время активных возрастных изменений в физическом, психологическом, социальном и психическом уровнях личности. Анализируя основные проблемы подросткового кризиса, Л.И. Божович определяла данный период, как время значительных фундаментальных изменений в восприятии ребенком как самого себя, так и окружающего мира. Подростковый возраст во многом составляют активные процессы самосознания и самоопределения, которые, в итоге формируют жизненную позицию ребенка, его отношение к самостоятельной взрослой жизни. [2]
В условиях переходного возраста психические процессы личности ребенка приобретают более личный характер. Л.С. Выготский подчеркивает, что индивид начинает осознавать самого себя как определенное единство. По мнению Л.С. Выготского становление личности – наиболее позднее изменение в подростке и связано оно с активным развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия, в представлении автора - это отражение собственных внутриличностных процессов в сознании ребенка. Данные изменения не ограничены лишь внутренними процессами самой личности. В связи с развитием рефлексии подростку становится доступным более глубокое и обширное понимание других людей. [3]
Во многом физиологическая перестройка организма подростков связана с пубертатным периодом и проблемами полового воспитания. Кроме того, данный период имеет ряд особенностей, во многом определяющих специфическое поведение подростков: малый жизненный опыт, отсутствие способности адекватно и объективно оценивать жизненные обстоятельства, не развитая самокритичности, импульсивность, двигательная и вербальная гиперреактивность, эмоциональная нестабильность, подверженность мнению окружающих, негативизм, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. [4]
Для подростка пробуждение активного интереса к взаимоотношениям с противоположным полом, а также осознание своей неповторимой индивидуальности играют значительную роль в его социальном взаимодействии и позиционировании. Именно в данном возрасте для ребенка наиболее полно раскрывается понятие дружеских отношений. Подросток учится соотносить свои интересы, желания и потребности с интересами, желаниями и потребностями другого. Сейчас ребенок учится проявлять нежность и заботу, внимательность и преданность, готовность помогать и поддерживать. Взрослый человек, не получивший подобного опыта в период подросткового возраста, зачастую может столкнуться со значительными эмоциональными и личностными проблемами. Причиной повышенной тревожности и общей неудовлетворенности жизнью, может быть как раз неумение подростком выстраивать доверительные отношения со сверстниками. [4]
Итак, мы выяснили, что важным процессом в подростковом возрасте является выстраивание взаимоотношений. На чем они основываются:
Основополагающим в выборе объекта дружеских отношений, становится признак подобия. Ребенок стремиться выстроить доверительные отношения с ограниченным кругом людей, по принципу: «лучше меньше да лучше». Сокровенность становиться основным признаком подростковой дружбы.
Возрастает роль и значение мнения сверстников по важным вопросам жизнедеятельности. Большое количество важных вопросов и проблем ребенок стремиться разрешить уже с помощью своих друзей, а не родителей.
Дружба между представителями разных полов, зачастую может перейти во влюбленность. Отношения, возникшие подобным образом, могут отличаться значительной страстностью, но, как правило, имеют кратковременный характер. [5]
Итак, социальное окружение и влияние других людей оказывает огромное влияние на протекание процессов взросления. Как правило, особую роль в этот период играют родители подростка, которые принимают либо отвергают актуальные проблемы и интересы ребенка. Именно у родителей в первую очередь подросток ищет поддержку и принятия на пути поиска своей индивидуальности. И если ребенок чувствует себя уверенно и безопасно в детско-родительских отношениях, кризис подросткового возраста пройдет для него конструктивно и осмысленно, в противном случае есть риск возникновения и развития патологической тревожности, которая способна обернуться серьезными проблемам уже во взрослой жизни. Также для подростков, как правило, характерна низкая мотивация на школьное обучение, негативизм и отвержение авторитета взрослого человека. [5]
Таким образом, совокупность всех вышеперечисленных аспектов и особенностей подросткового возраста, с одной стороны определяют его крайне важный ресурс развития психологического благополучия во взрослой жизни, а с другой - делают его предельно опасным и рискованным в плане развития патологий и отклонений от нормы.
2. Что такое психологическое здоровье?
Так что же такое психологическое здоровье вообще и психологическое здоровье подростков в частности?
Проблемы психологического здоровья подростков является объектом многочисленных научных исследований. В разное время, данный вопрос разрабатывали в своих теоретических трудах и практической деятельности
И.В. Дубровина, В.А. Ананьев, О.Е. Хухлаева, З. Фрейд, А.М. Прихожан, В.С. Мухина, А.Е. Личко, Т.В. Драгунова, Р. Мэй, В.С. Торохтий, С.В. Кривцова, Л.С. Выготский, и многие другие исследователи. [6]
Впервые дифференцировку привычного понятия «психическое здоровье» с новым понятием «психологическое здоровье» предложила российский психолог, специалист по возрастной психологии, доктор психологических наук И.В. Дубровина. [6]
При этом под психологическим здоровьем ею подразумеваются психологические аспекты психического здоровья, т.е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Поддержание психологического, психического здоровья - важнейшая задача для школ и родителей. По данным ВОЗ, 70% школьников нуждаются в коррекционной помощи. В современных школах школьная нагрузка постоянно увеличивается, что негативно сказывается на здоровье девочек: 75% из них страдают хроническими заболеваниями (35% мальчиков). Из-за постоянной занятости родителей и жесткости ритма жизни исчезла регулярность семейного общения, беседы за ужином и прогулки с разговорами обо всем на свете. Напротив, образовательное давление на подростков и стратегии давления, влияющие на образование, усилились. [6]
Характерными чертами современных 15-летних подростков являются «притворная» беспомощность, базовые изменения в эмоциях, утонченное ребячество и нежелание взрослеть, потому что у них есть потенциальное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образование стало особенно важным качеством для понимания детей, их настойчивости, решительности, позиционирования на высокий уровень достижений, а также хорошего здоровья и достойного внешнего вида. Но в то же время эмоциональные и моральные ценности занимают последнее место в этой иерархической системе. [6]
2.1. Понятие «психологическое здоровье» с точки зрения некоторых ученых
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) есть определение понятия «здоровье»: «Здоровье– это состояние человека, которому свойственно не только полное отсутствие болезней или физических дефектов, но и абсолютное физическое, душевное и социальное благополучие»
Еще одно определение понятия «здоровье»: «Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты, или составляющие части:
1. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого – нормальная работа всех органов и систем организма (физиологический компонент).
2. Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями (психологический компонент).
3. Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей (нравственный компонент).» [7]
Итак, и в первом и во втором определениях видим психологический компонент, то есть в понятия здоровья физического и нравственного заложена основа – психологическое здоровье. Именно в такой роли выступает психологическое здоровье человека любого возраста.
Многие российские ученые выделяют, с их точки зрения, важные критерии здоровья. Так, например, А.В. Шувалов считает здоровье многоуровневым феноменом, в котором находят свое отражение аспекты человеческого бытия: телесное, душевное и духовное существование; что это многообразный процесс, включающий созревание развития и функционирование, как всего организма, так и его отдельных структур в том числе и психики. А.В. Шувалов отмечает, что здоровье одна из главных ценностей человеческой жизни и называет главные его критерии: благоприятные экологические условия, качество питания, сбалансированный режим труда и отдыха, позитивные социальные факторы. Таким образом, Шувалов А.В. рассматривает понятие здоровья с точки зрения трех аспектов – биологического, психологического и социального. [9]
С точки зрения О.В. Хухлаевой, структура психологического здоровья, включает в себя следующие компоненты, определяющие его целостное содержание: аксиологический, инструментальный, потребностно- мотивационный, развивающий и социально – культурный. [10]
О.В. Хухлаева считает, что обязательным условием психологического здоровья на данном уровне является принятие человеком собственной индивидуальности, значительности, а также понимание индивидуальной ценности личности каждого человека, полную идентификацию с окружающим миром. Таким образом, в совокупности это дает человеку положительный образ своего «Я». С одной стороны, индивид способен принимать самого себя таким, каким есть, и вместе с тем он способен принимать других людей, не привязываясь к их социальному статусу, полу, возрасту, этнической группе и т.д. [10]
Также, по мнению Хухлаевой О.В. существуют следующие уровни психологического здоровья.
1. К самому высокому уровню психологического здоровья - следует относить людей с эффективно адаптирующихся к нестабильным средовым факторам. Как правило, люди с высоким уровнем психологического здоровья, обладают ресурсами для преодоления стрессогенных ситуаций, они активны и стремятся творчески преобразить действительность. Такие люди, как правило, не нуждаются в психологической помощи.
2. К среднему, так называемому адаптивному уровню, относятся люди, в целом приспособленные к социуму, для которых, однако характерна некоторая тревожность. Этих людей условно можно отнести к группе риска, поскольку запаса их фрустрационной толерантности весьма ограничен. В целях проведения с подобными людьми профилактически-развивающей работы, их можно включать в состав терапевтических групп.
3. Низший уровень - это дезадаптивный. Люди неспособные приспособиться к условиям окружающего мира без ущерба своим потребностям и возможностям. Данные люди нуждаются в системной индивидуальной психологической помощи. [10]
Также Хухлаева О.В. выделяет критерии психологического здоровья:
1. Положительное самоощущение (преимущественно позитивное эмоциональное состояние).
2. Положительное восприятие окружающего мира.
3. Значительно развитая личностная рефлексия.
4. Наличие стремления творчески улучшать виды жизнедеятельности.
5. Позитивное проживание возрастных кризисов.
6. Эффективная адаптация к социальной среде.
7. Соответствие своим социальным и семейным ролям. [10]
Многие критерии свойственны характеристике психологического здоровья подростков.
Основоположник психологии здоровья в Российской науке, И.В. Дубровина дает содержательную характеристику данного понятия. Психологическое здоровье, заключается в том, что индивид осознанно занимает, удовлетворяющую его роль, гармонично чувствует себя и своё место в окружающем мире. Психологическое здоровье включает интерес к собственной жизни, свободу и инициативу в самовыражении, увлеченность аспектами собственной деятельности, а также, активность и самодостаточность, ответственность, смелость, веру в свои силы, уважение окружающих, избирательность в средствах достижения поставленных целей, способность к чувствам и переживаниям, осознание своей исключительности, стремление творчески преобразовывать мир. [3]
И.В. Дубровина полагает, что психологическое здоровье подразумевает следующее:
1. Психическое здоровье как итог благополучного психического развития и становления личности;
2. Осознание человеком индивидуальных нюансов, черт и закономерностей своего психического и личностного развития;
3. Отношение к осознаваемым психическим и личностным особенностям и качествам;
4. Преимущественно гуманистическое мировоззрение личности.
На основании проведенного исследования научных источников, нами были выделены следующие особо значимые показатели психологического здоровья:
1. Успешная адаптированность к социуму (Хухлаева О.В.);
2. Наличие собственной жизненной позиции. (С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь);
3. Активность, направленная на реализацию собственного внутреннего потенциала. (С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь, А. Элисс);
4. Духовность, свобода и ответственность (И.М. Щербакова, Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл);
5. Тождественность самому себе, своей природе, переживание своего "Я" (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Эллис);
6. Творчество (А. Маслоу, К. Роджерс, Хухлаева О.В.)
7. Важность другого, эмпатическое понимание и принятие другого человека (К. Роджерс, И.В. Дубровина).
На основании именно этих критериев, можно судить о состоянии психологического здоровья подростков.
Таким образом, можно сделать вывод: очень важно знать и уметь корректировать особенности психологического здоровья человека и, в большей степени, подростка. Считаем, что за психологическими проблемами могут формироваться или уже формируются более глубинные процессы – психические, заниматься которыми должны уже врачи-психотерапевты, психиатры.
Мы убеждены в том, что на этой основе должны разделять понятия – «психологическое здоровье», которое может корректировать психолог и «психическое здоровье», которым должна заниматься другие специалисты.
С учетом с несформировавшейся психикой подростков, для большинства психологическая помощь будет просто необходима.
2.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье подростков
Среди факторов, влияющих на психологическое здоровье, выделяют внешние и внутренние факторы. Что говорят ученые об этом?
Подростковый возраст является сензитивным периодом, создающим наиболее благоприятные условия становления и укрепления психологического здоровья растущего человека. Наличие в образовательной среде и социальном окружении ряда определенных факторов, негативно влияющих на физическое, психическое и психологическое благополучие ребенка, во многом определяет актуальность исследований в области проблематики психологического здоровья. К устойчивому состоянию тревоги и стрессовому напряжению могут привести проблемы во внутрисемейных отношениях, увеличение образовательных нагрузок, постоянное ожидание проверки уровня знаний и формальной оценки, сложности в адаптации в социальных группах, трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Негативное влияние данных факторов может пагубно сказаться на психологическом здоровье ребенка, и значительно снизить его. [10]
Так, по мнению Хухлаевой О.В., если негативные факторы интенсивно воздействуют на ребенка в младшем подростковом возрасте, то ребенок, как правило, испытывает выраженное чувство собственной неполноценности. В этом случае возможен активный исход, когда ребенок будет пытаться компенсировать это чувство через всевозможные агрессивные проявления. В данном случае, агрессия может быть направлена как на сверстников, так и родителей и педагогов. Как правило, агрессивное поведение будет, провялятся в виде провокаций и использования ненормативной лексики. При этом подросток будет целенаправленно пытаться унизить другого человека, а замечания и негативная реакция со стороны окружающих, скорее всего будет лишь стимулировать ребенка к подобным действиям. Можно предположить, что подобно приведённому примеру, именно компенсаторная агрессия зачастую является основной причиной асоциального поведения подростков. Если говорить о пассивном варианте, то здесь чувство собственной неполноценности может принять форму страха взросления, избегания ситуаций принятия ответственных решений, формирования инфантильности и социальной незрелости. [10]
2.3. Психотравмирующие факторы
К этой группе факторов относятся и внешние и внутренние. Основными психотравмирующими факторами для детей подросткового возраста могут быть:
- отсутствие объективной возможности соответствовать ожиданиям родителей;
- гиперответственность, в том числе и за других;
- социальное отвержение (в семье или группе сверстников);
- непосильная учебная нагрузка;
- негативное восприятие со стороны взрослых (родители, педагоги);
- смена места жительства, вхождение в новый коллектив;
- физическая опасность для жизни и здоровья;
- ситуации болезни с возможным негативным исходом. [9]
Представленный выше перечень психотравмирующих факторов и ситуаций может составлять значимый социально-психологический аспект жизни подростка, и соотноситься с его возрастными особенностями. Устойчивое хроническое влияние данных факторов, может в значительной степени снизить показатели психологического здоровья подростка, оказать значительное негативное влияние на весь последующий ход психического развития, социальную адаптацию ребенка, значительно повлиять на его психику. В результате длительного систематического воздействия подобных отрицательных факторов, у ребенка развиваются многообразные психосоматические и нервно-психические расстройства, с которыми уже следует работать в рамках клинической и психо-коррекционной практики.
На развитие целого ряда компонентов психологического благополучия влияет безопасность и комфортность школьных условий. Здесь следует говорить о гармоничном развитии эмоционального интеллекта, самооценки и самоотношения, социальной активности и способности к личностной рефлексии, становлении свободы выбора и способности принимать ответственность за свои решения.
Высокий уровень тревожности, связанной с образовательным процессом, безусловно, оказывает негативное влияние на психологическое здоровье подростков. Ярко выраженная школьная тревожность мешает ребенку успешно осваивать учебную программу, выстраивать доверительные открытые отношения с окружающими, а также может иметь пагубные последствия для формирования целостной здоровой личности. [9]
Говоря о наиболее универсальных и распространённых причинах формирования тревожности у детей дошкольного и школьного возраста, следует выделить:
1. Внутри личностные проблемы и конфликты, возникающие на почве неудовлетворительной оценки собственных достижений и способностей в различных сферах.
2. Проблемы в семейном взаимодействии, проблемы внутри социальных групп сверстников.
3. Соматические и психологические отклонения. [1]
В свою очередь, исследователи Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова в своей книге «Эмоциональная устойчивость школьника» предполагают, что наличие у подростка неразрешенного внутри личностного противоречия, может стать предпосылкой для развития тревожности. Конфликт может быть вызван:
1. Несогласованными, взаимоисключающими, либо просто противоречивыми требованиями родителей и педагогов.
2. Завышенные ожидания достижений ребенка.
3. Требования негативного характера, способные унизить ребенка, поставить его в заведомо зависимое положение. [1]
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: на психологическое здоровье подростков оказывает влияние самые разные факторы: внешние и внутренние, они же объективные и субъективные. Они могут действовать поодиночно, поочередно, совместно. Интенсивное, систематическое воздействие этих факторов способствует развитию тревожности подростков, депрессивных состояний, в конечном итоге это может привести к психическим заболеваниям и суицидам.
Резюмируя изложенное выше, можно сделать вывод: на самых разных этапах подросткового возраста необходимо проведение коррекционной психологической работы. Эту работу нужно начинать с проведения диагностик, выявляющих степень тревожности, уровень депрессивного состояния, суицидальную склонность подростков. С этой целью в учебных учреждениях необходимо создавать психологические службы, разрабатывать программы, направленные на улучшение психологического здоровья подростов.
II. Практическая часть. Обсуждение результатов
3. Анализ диагностик, влияющих на формирование психологического здоровья подростков
3.1. Социологическое исследование «Какие факторы влияют на психологическое здоровье старшеклассника?»
С 17 по 24 мая 2022 года нами был проведен социологический опрос в форме анкетирования «Какие факторы влияют на психологическое здоровье старшеклассника?» среди учащихся 10-11 классов НУ «Школа «Престиж». Всего было опрошено 40 человек. Вопросы экспресс-диагностики были адаптированы с учетом возрастных особенностей старшеклассников нашей школы.
Результаты опроса:
На вопрос «Доверяете ли Вы своим друзьям» 50% с 10 «Б», 35% с 10 «А» и «Б» и 5% с 11 «А» класса дали положительный ответ. А 80% учащихся с 11 «А» класса не доверяют своим друзьям. Недоверие – плохой признак, трудно будет выпускникам 11 «А» класса социализироваться.
Находясь в ситуации стресса 20% с 10 «А», 30% с 10 «Б», 60% с 11 «А» и 70% с 11 «Б» класса учащихся, находясь в ситуации стресса прибегают к курению или потреблению алкоголя. Практически все учащиеся прибегают к вредным привычкам в ситуации стресса. Следовательно, частота стрессов приводит к зависимости.
60% учащихся 10 «А» и «Б» классов не довольны своей учебой. А 40% с 11 «А» и 55% с 11 «Б» учащихся довольны учебой.
Учащиеся 10 «А» и 11 «А» классов чувствуют себя комфортно наедине с собой. 45% с 10 «Б», 50% с 11 «А» и 70 % с 11 «Б» классов ответили, что им не комфортно находится с самим собой.
Принимая самостоятельно сложные решения 40% учащихся с 10 «А», 30% с 11 «Б» и 50% с 10 «Б» и 11 «А» классов несут ответственность за свой выбор. А 45% учащихся с 11 «Б» и 30% с 10 «Б» классов не могут принимать сложные решения.
На вопрос «Вы любите себя такой какой Вы есть»? 50% учащихся с 10 «А», 40% учащихся 11 «А» любят себя, свои комплексы, слабости и недостатки. 30 % учащихся с 10 «А» и 50% с 11 «Б» не принимают себя такими какие они есть.
60% учащихся 10 «А» и 50% 11 «А» классов испытывают чувство вины. 75% с 10 «Б» и 40% с 11 «Б» ответили «нет».
Находясь среди подростков или сверстников 45 % учащихся 10 «Б» и 50% с 11 «А» чувствуют себя некомфортно и неуверенно. 60% учащихся с 10 «А» и 70% с 11 «Б» классов не испытывают чувство неуверенности находясь среди подростков.
40% с 10 «А», 50% с 10 «Б», 45% с 11 «А» классов отвечают, что доверяют своим родителям. 45 % учащихся с 11 «Б» класса разделились на две равные части, одни доверяют своим родителям другие нет.
35% учащихся 10 «А» и 11 «Б» классов ответили, что им трудно говорить нет людям, когда их о чем-то просят. 45% учащихся 10 «Б» и 40% с 11 «Б» классов затрудняются отказывать другим людям.
На вопрос «Хорошо ли Вы спите перед важным для Вас днем?» 50% учащихся 10 «А», 75 % 10 «Б», 65% 11 «А» и 45% 11 «Б» ответили, что у них не получается хорошо выспаться и отдохнуть перед важными событиями.
45% учащихся 10 «А» класса чувствуют поддержку со стороны своих одноклассников. 45% учащихся 10 «Б», 35% 11 «А» и «Б» классов не получают от одноклассников поддержки.
50% ребят с 10 «А» думают о своем здоровье и занимаются активно спортом. А 60% и 50% учащихся с 10 «Б» и 11 «А» классов ответили, что не делают зарядки и не занимаются спортом.
На вопрос «В трудной жизненной ситуации возникают ли у вас мысли о потере смысла жизни?» 45% учащихся 10 «А», 80% 11 «А» и 40% 11 «Б» классов ответили, что у них возникают такие мысли в трудный момент. У 60% учащихся 10 «Б» класса такой мысли не возникает.
На последний вопрос «Контролируете ли Вы свои чувства во время общения?» 45% учащихся 10 «Б» и 55% 11 «Б» ответили «нет». 80% учащихся 11 «А» контролируют свои чувства во время общения. 30% учащихся 10 «А» класса могут контролировать свои чувства, а некоторые из ребят, 30% ответили «нет».
Итак, в ходе анализа результатов анкетирования увидели, следующее:
1. Высокий уровень психологического здоровья показали 10 «Б» и 11 «А» классы. Уровень психологического здоровья учащихся данных классов в норме. У учащихся устойчивая адаптация к среде, они в силах преодолеть стрессовые ситуации и посмотреть на проблему с творческой точки зрения. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.
2. Средний уровень психологического здоровья показали учащиеся 10 «А» класса. К адаптивному уровню психологического здоровья относятся люди, которые адаптированы к социуму, однако имеют несколько повышенную тревожность и эти люди могут быть отнесены к группе риска из-за непрочности психологического здоровья.
3. Низкий уровень психологического здоровья показал 11 «Б» класс. Это дезадаптивный уровень. Учащиеся данного класса не проявляют интерес к своему внутреннему миру, не удовлетворены собой и своей жизнью.
Следовательно, с учащимися 10 «А» и 11 «Б» классов необходимо проводить соответствующую коррекционную психологическую работу.
3.2. Определение уровня школьной тревожности – тест Филлипса
Изучение школьной тревожности, Психологическая служба школы разрешила нам проводить диагностику по определению уровня школьной тревожности на подростках 7-8 классов.
Определение уровня школьной тревожности проводилось с 1 по 10 марта 2022 года с учащимися седьмых и восьмых классов. В тестировании приняли участие 175 человек.
Школа - важнейшая инстанция социализации. Школьные конфликты и тревожность связаны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией. В связи с требованиями, предъявляемыми к успеваемости, возникают конфликты, как с учителями, так и со сверстниками. По отношению к учителям могут возникнуть протест, отказ заниматься и добиваться успехов. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе. Тревожность может играть мобилизующую роль, связанную с повышением эффективности деятельности, начиная именно с подросткового возраста.
Именно с этой целью нами было организовано исследование на «Определение уровня школьной тревожности» Филлипса учащихся 7-8 классов. Тревожность представляет собой факторы, определяющие поведение подростка и адаптацию, помогает определить общую тревожность, ее виды и выстраивать дальнейшую работу для оказания психологической помощи.
Анализ диагностики показал, что уровень общей школьной тревожности учащихся 7-8 классов низкий, кроме 7«В» класса – 31%, что подтверждает анализ полученных данных и можно с уверенностью сказать, что адаптация проходит хорошо у подавляющего большинства школьников, и они чувствуют себя в школе комфортно и безопасно.
В 7 «В» -41% и 7 «Б» - 29% классахситуация тревожности изменяется в сторону повышения страха самовыражения, а в 8 «Б» классе -55% учащихся имеют повышенные показатели среднего уровня тревожности и самовыражения, в остальных классах подростки не испытывают трудности в самовыражении, либо это проявляется ситуативно, не оказывая существенного дискомфорта.
Повышенный уровень тревожность в 7«В» классе 32%, учащихся испытывают страх проверкизнаний, средний уровень тревожности выявлен в 7 «А» - 35%; 7 «Б» -33%; 7 «Г» -32% классах, в остальных 7-8 классах показатели свидетельствуют о низком уровне тревожности.
Средний уровень тревожности и страх не соответствовать ожиданиям окружающих показали учащиеся 7«В» -50% и 8«Б» - 55% классов.
После выявления высокого уровня тревожности по отдельным показателям с подростками 7-8 классов проводится консультативная и коррекционная работа способствующая формированию позитивных форм взаимодействия, эмоциональной стабильности в различных жизненных и школьных ситуациях с учителями, сверстниками и родителями, позволяющая чувствовать себя комфортно, быть мотивированными, развивать свои потребности в успехе, адекватной самооценке, не бояться трудностей.
3.3. Шкала депрессии А. Бекка
Депрессия у подростков – довольно частое явление в современном мире. С целью определения уровня проявления депрессивных состояний старшеклассников, по методике «Шкала депрессии Бекка» мы провели исследование учащихся 9-11 классов с 10 по 21 октября 2022 года. В исследовании приняло участие 166 человек.
50% учащихся 10 «А» класса критикуют себя за свои ошибки и проявление слабости. В остальных классах этот показатель показывает низкий результат.
Чувство усталости повышен у учащихся 10 «Б» класса – 60%. Учащиеся отметили, что устают быстрее чем раньше. Другие ребята написали, что не чувствуют усталости.
55 % учащихся 10 «А», «Б», 9 «А», «Г», 70 % - 11 «А» классов написали, что у них возникают проблемы со сном, ребята спят хуже, чем раньше.
Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод:
1. Психологическое здоровье у большинства подростков нашей школы в норме.
2. Степень выраженности депрессивных состояний у большинства учащихся 9-11 классов в норме. У учащихся нет негативного представления о себе, чувство отверженности, обиды, нет негативного представления на окружающий мир, как на опасное место, несущее угрозу. У ребят светлый взгляд на будущее, без проявления депрессивного состояния.
3. Лишь с некоторыми учащимися 9-11 классов нужно проводить психологические беседы и, по необходимости, проводить с ними коррекционную работу.
4. Профилактические мероприятия для нормализации психологического здоровья подростков
Для нормализации психологического здоровья подростков, а также с целью психологической профилактики его, мы предлагаем ряд мероприятий. Эти мероприятия должны включать в себя три основных направления:
1. Работа с подростками: развитие их эмоционального интеллекта, позитивных личностных качеств, самооценки, коммуникативных компетенций и рефлексия.
2. Работа с окружающей средой: создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
3. Просветительская работа с педагогами и родителями, направленная на повышение уровня знаний о психологических особенностях подросткового возраста и о роли социальной среды, формирования психологического здоровья подростков.
До и после проведения занятий необходимо диагностировать динамику психологического благополучия подростков.
Профилактические мероприятия желательно проводить в форме групповых занятий, не более 1 часа в неделю в течение 2-3 месяцев. При проведении групповых занятий руководствоваться принципами групповой работы.
Основными правилами занятия должны быть следующие:
Важность доверительных отношений в группе;
Правило «здесь и сейчас»;
Уважение мнения каждого участника;
Открытость и выражение своих чувств;
Активное участие на занятиях;
Уважение говорящего.
Каждое занятие построено по единой схеме:
1. Приветствие.
2. Шеринг (участники сразу погружаются в ситуацию «здесь и сейчас», рефлексируя свое актуальное эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и переживаниях).
3. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
4. Содержательная часть (лекции, упражнения, игры, беседы и т.д.).
5. Рефлексия прошедшего занятия.
6. Прощание.
Для создания положительного психологического климата и рабочей атмосферы в группе необходимо использовать следующие упражнения и техники: упражнение «Снежный ком»; упражнение «Интервью».
Для развития представлений о ценности себя и других людей, в рамках занятий проводятся следующие техники и упражнения: упражнение «Насколько я их знаю»; упражнение «Мои сильные стороны»; упражнение «Автопортрет»; упражнение «Я не такой, как все»; Арт-техника «Я такой, какой я есть»; упражнение «Подари подарок».
При работе с эмоциональной сферой личности подростка следует использовать следующие упражнения и техники: игра «Скульптор и глина»; упражнение «Твое состояние»; дискуссия «Я и мои эмоции».
В завершении каждого упражнения необходимо проводить эмоциональную рефлексию группового опыта.
В целях развития коммуникативных навыков и компетенций, а также получения подростком эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций и личностных проблем, целесообразно проводить следующие упражнения и техники: лекция «Модели обещания»; упражнение «Горячий стул»; упражнение «Моделирование конфликтных ситуаций»; упражнение «Перспектива».
Для снятия тревожности, формирования в группе положительного психологического климата, необходимо использовать различные релаксационные техники.
Для повышения уровня психологической грамотности родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей подросткового возраста и роли социальной среды (семья, школа) в формировании психологического здоровья ребенка, целесообразно провести ряд просветительских мероприятий в соответствии с тематическим планом. Мы предлагаем некоторые темы для информационно-просветительской работы с учителями и родителями:
1. «Проблемы психологического здоровья подростков».
2. «Школьная тревожность, ее причины и следствия».
3. «Формирование самооценки в подростковом возрасте».
4. «Социальная среда, как фактор психологического здоровья подростков» и др.
Мы убеждены в том, что проводимая таким образом коррекционно- информационно-просветительская работа повысит качество психологического здоровья подростков и облегчит ребятам вхождение во взрослую жизнь.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Подростковый возраст – это наиболее важный период, когда закладывается основа для реализации взрослой жизни подростков, формирования его личности.
2. Здоровье – это состояние полного благополучия, включающее в себя физиологический, психологический и нравственный компоненты. Считаем, что психологический компонент здоровья является доминирующим.
3. От состояния психологического здоровья подростка будет зависеть физическое, интеллектуальное, нравственное, социальное его здоровье.
4. На формирование психологического здоровья подростка оказывают влияние внутренние и внешние факторы.
5. В ходе анализа результатов проведенных в нашей школе диагностик, мы увидели некоторые проблемы среди учащихся 9-11 классов, которые помогает решать психологическая служба школы.
6. Считаем, что для нормализации психологического здоровья подростков необходимо проводить коррекционную и информационно-просветительскую работу с подростками, учителями и родителями.
7. Для осуществления коррекционной информационно-просветительской работы предлагаем форму проведения и тренинговые упражнения для учащихся, тематику секций, бесед, семинаров с учителями и родителями.
Список использованных источников информации и литературы
1. Андреева, Т. В. Семейная психология [Текст] / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь. - 2004. - 244 с.
2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.А. Столин. - СПб.: Речь, 2000. - 440 с.
3. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: Эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» [Текст] / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. - М.: Academia, 2001. – 343 с.
4. Личко, А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения [Текст] / А.Е. Личко, М.Я.Иванов. – Л., 1976. – 57 с.
5. Райгородский, Д. Я. Психология семьи. Хрестоматия [Текст] / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2002. –752 с.
6. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. - М., 1997. - 186 с.
7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма – СПб.: Акуидент, 1998. – С.5.
8. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - С.86.
9. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С.13-24.
10. Хухлаева, О. Е. Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы. Доступ по ссылке http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701402.