«Социальные сети» - почему люди предпочитают живому общению виртуальное.

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Социальные сети» - почему люди предпочитают живому общению виртуальное.

Попова Д.А. 1
1МКОУ "Варгашинская СОШ №1", 11 класс
Кузеванова Н.А. 1
1учитель обществознания
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В XXI веке практически нет человека, который не использовал бы виртуальные средства общения. Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь и закрепили себя в ней. На сегодняшний день через Интернет можно сделать буквально все: найти книгу, записаться на прием к врачу, заказать вещи, оплатить услуги, и т.д. Интернет максимально упрощает нашу жизнь, тем самым привлекая большое количество новых пользователей каждый день.

Целью данной работы является выявление причины, почему некоторые люди уходят из реальной жизни в виртуальное общение.

Задачи:

Выяснить особенности виртуального общения.

Разобраться в причинах перехода от живого общения к виртуальному.

Выявить «плюсы» и «минусы» виртуального общения.

Выяснить, что такое интернет-зависимость.

Выяснить, какую опасность представляет собой интернет-зависимость

Выяснить, есть ли у обучающихся 5-10 классов Варгашинской СОШ №1 интернет-зависимость.

Гипотеза: Интернет-зависимость очень редкое расстройство среди школьников 5-10 классов.

Объект исследования: социальные «сети»

Предмет исследования: личные предпочтения обучающихся 5-10 классов в общении, личные предпочтения взрослых людей.

Глава 1. «Общение в современном мире»

Общение, как социальная потребность.

Человек – существо биосоциальное, и помимо физиологических потребностей ему необходимо удовлетворять и социальные. Основной социальной потребностью человека является общение. Оно выполняет множество функций, например: контактная, информационная, побудительная, эмотивная и т.д.

После рождения человек сразу попадает в общество, с которым тесно взаимодействует до конца жизни. Развитие, становление личности происходит благодаря общению. Общение дает человеку возможность учиться оценивать поступки и отношения, усваивать моральные нормы и применять эти нормы на практике и тем самым вырабатывать нравственные принципы своего поведения. Многие личностные качества формируются в общении. Общение способствует развитию человека и его самопознанию.

Цель общения состоит в передаче информации, обмене информацией, понимании и гармонизации себя, понимание других.

Общение: виртуальное и реальное.

Общение в наше время делится на вербальное ( общение, осуществляемое посредством речи) и невербальное (жесты, мимика, позы, контакт глазами, тембр голоса, тональность, прикосновения, объятия, поцелуи, и др.)

Общение — это не только то, что говорится словами.

С приходом научно-технического прогресса, в жизнь людей внедряется новый вид общения –виртуальный. Виртуальное общение-это коммуникация, которая реализуется с помощью Интернета и теле-коммуникационных систем. Виртуальное общение позволяет общаться с собеседником, который находится в любой точке мира, главное условие - это доступ в Интернет.

«Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья,»- Дроздова В.А.

Причины обращения к виртуальному миру.

Общение в Интернете дает каждому человеку возможность общения.

Именно у виртуального общения есть множество плюсов, например:

Возможность принимать большой объем информации.

Совершенствование письменной речи, развитие мышления.

Такой вид общения обязывает правильно подбирать слова.

Такой вид общения удобен из-за недостатка времени.

Но также есть и минусы, например:

Отсутствует живая речь, снижается значимость живого общения.

Отсутствует невербальное общение.

Отсутствие общения с реальными людьми.

Усиливается замкнутость человека на собственной личности.

Опасность социальных сетей.

Основной проблемой на сегодняшний день является достаточно распространенное явление – интернет-зависимость.

Интернет-зависимость - навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в Сети.

Интернет-зависимость не является психическим расстройством по медицинским критериям, однако в МКБ-11 (май 2019) включены зависимость от видеоигр и зависимость от азартных онлайн-игр.

Зависимость от социальных сетей - это такая же зависимость, как и наркотическая, алкоголическая или игровая, т.е. это постоянная вовлеченность в социальные сети. Развивается данная зависимость не сразу.

Впервые данное расстройство было описано в 1994 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом, который выделил следующее:

использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс; (Дистресс-стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье)

Зависимость , например, наркотическая, в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё большим и большим дозам.

Медики признают анормальную привязанность субъекта к время препровождению за компьютером, выделяя при этом как достаточно характерные психические, так и физические симптомы (бессонница, нарушение приема пищи, поведенческие отклонения).

Негативными последствиями влияния зависимости на состояние человека также можно назвать:

Нарушение мыслительных функций;

Снижение уровня памяти;

Социальная деградация;

Потеря навыков коммуникации и снижение интереса к «живому» общению;

Тем не менее отмечено и позитивное влияние Интернета на психическое здоровье:

Американские исследователи обнаружили, что пользование Интернетом улучшает деятельность мозга у людей среднего и пожилого возраста благодаря стимуляции мозговых центров, ответственных за принятие решений и сложные рассуждения. Согласно результатам исследования, посещение Интернета вызывает активацию областей мозга, контролирующих памятьязыкчтение и зрение.

Интернет зависимость в разных странах мира.

У 25% интернет-аддиктов формирование зависимости от интернета происходит через 6 месяцев после начала использования интернета, у 58% — в течение следующих 6 месяцев, а у 17% — через год.

В Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью и подтвержденным врачом диагнозом предоставляют отсрочку от армии на 3 года.

 Китай в 2008 году первым начал открывать клиники, занимающиеся лечением «интернет-зависимости».

Согласно последним исследованиям (2021 год), распространенность Интернет-зависимости среди Российских подростков составляет 7-10%.

Причины появления интернет-зависимости.

Результаты исследований авторитетного издания в декабре 2005 года позволили определить ряд показателей, изучение которых указывает на степень интернет-зависимости.

Среди них:

количество времени, проводимого в интернете;

способы проведения свободного времени;

количество/качество сна, его нарушения из-за использования сети;

проявления агрессивности/раздражительности при невозможности воспользоваться интернетом;

ухудшение рабочих/учебных показателей в связи с использованием сети.

В результате исследований было выявлено 5 степеней интернет-зависимости:

Отсутствие интернет-зависимости

Слабая интернет-зависимость

Переходный тип интернет-зависимости

Сильная интернет-зависимость

Абсолютная интернет-зависимость

Для российской молодежи прослеживается тенденция усиления интернет-зависимости при отсутствии семейной жизни. Среди независимых от интернета высок процент состоящих в браке: официальном (25%) и гражданском (25%); одинокие пользователи составляют 50%. Среди слабозависимых одиноких пользователей — 57,1%, среди среднезависимых одиноких уже 77,5%, среди сильнозависимых — 94,7% и среди абсолютно зависимых — 100% одиноких пользователей.

Значимым фактором является работа: при ее отсутствии интернет-зависимость усиливается. Однако абсолютное большинство людей без интернет-зависимости по всему миру — безработные. Вероятно, зависимость не затронула их благодаря активной жизненной позиции, общению (85% знакомств в реальности) и желанию проводить свободное время не только в интернете, а занимаясь спортом (52,7%), совершая прогулки (37%) и встречаясь с друзьями (31,5%).

Для россиян наличие детей является фактором, понижающим зависимость от сети — абсолютно и сильнозависимые россияне бездетны, среди сильнозависимых — родителей 3,5%, а среди слабозависимых — 14,3%.

Занятость пользователя во многом определяет его доход, режим дня, интенсивность нагрузок (физических, интеллектуальных, психологических), а значит, досуг работающего интернет- пользователя зависит от наличия/отсутствия свободного времени, усталости после работы и т.д.

Состояние здоровья и физиологические особенности также влияют на формирование интернет-зависимости, причем чем больше пользователь акцентирует внимание на своем здоровье, тем сильнее он погружается в сеть. Так, среди среднезависимых с такими особенностями 8,6% людей, а среди сильнозависимых –19%. У независимых, слабозависимых и абсолютно зависимых пользователей явных проблем со здоровьем нет.

Формирование интернет-зависимости напрямую связано с количеством времени, проводимым в интернете с нерабочими/неучебными целями. Абсолютное большинство независимых и слабозависимых пользователей проводят в интернете досуг менее 3 часов ежедневно, в то время как абсолютно зависимые — более 10 часов в день.

Интернет-зависимость является опасной, если вовремя ее не обнаружить и действует непосредственно на психическое здоровье человека. Было зарегистрировано немало смертельных случаев, виной которым послужила интернет-зависимость.

Например:

В феврале 2014 года,24 -летняя индийская женщина, которая поругалась с родителями на счет ее одержимости социальной сетью, отреагировала на сложившуюся ситуацию, повесившись на потолочном вентиляторе.

Рекомендации по борьбе с интернет-зависимостью.

Основные методы решения проблемы — осознание зависимым своей проблемы, помощь психотерапевта или психолога.

Следует найти корень проблемы. Это может быть связано с депрессией, проблемами в семье, потерей интереса к жизни.

Способы борьбы с интернет зависимостью:

Отказ от интернета на несколько дней

Хобби по душе

Реализация в жизни

Полный контроль времени, проведенного в сети

Физические нагрузки

Исключение приемов пищи

Одним из способов решения проблемы также является контролирование времяпровождения в интернете путём установки будильника или таймера, напоминающего о том, что нужно прекратить деятельность в сети.

 

Глава 2. Практическая часть. Анализ опроса «Выявление зависимости от социальных сетей».

В большинстве социальными сетями пользуются подростки, так как это удобно, интересно, легче вести диалог с виртуальным собеседником. Ребенок в такой период своей жизни ищет новые знакомства, сторону, где его поддержат и поймут, но не всегда он может найти это в реальной жизни, именно поэтому прибегает к виртуальному общению.

Злоупотребляя временем, проведенным в социальных сетях, ребенок теряет связь с внешним миром. С течением времени и отсутствием самоконтроля количество часов, проведенных за компьютером увеличивается и ребенок уже сам не замечает, что совсем не может прожить без Интернета.

Опрос имеет вид анкеты, составленной на основе теста на интернет-зависимость Кимберли Янга.

Цель данного опроса выявить интернет-зависимость у обучающихся 5-10 классов Варгашинской СОШ №1.

Общее число опрошенных: 83 человека.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что приблизительно 65% опрошенных возможно имеют интернет-зависимость неопределенной степени. Выражается это в неограниченном использовании ресурсов Интернета, пренебрежении домашними делами, чтобы дольше посидеть в социальных сетях, неконтролируемой проверке телефона, даже если на него не пришло уведомление.

Заключение

Интернет – это новый этап развития человеческой цивилизации. Изначально Интернет был предназначен для быстрого поиска достоверной информации, но ускоренный темп развития глобальной сети заставил функцию распространения информации отойти на второй план.

В ходе исследования выяснилось, что у Интернета достаточно «плюсов» и «минусов». К отрицательным сторонам была отнесена интернет-зависимость.

В результате анкетирования установилось, что интернет-зависимость возможна у 65% (≈54 человека) опрошенных школьников 5-10 классов, что является высоким показателем.

Также, в результате анкетирования были определены основные цели посещения школьниками Интернета:

Общение

Скачивание музыки и видео

Получение необходимой информации

Подготовка к урокам

Совершение покупок и заказ услуг

Интернет для школьников 5-10 классов является важным элементом жизни, они перемещают реальную жизнь в виртуальный мир, замещают живое общение виртуальным.

Гипотеза данного исследования не подтверждена.

Виртуальное общение это интересно, в чем-то даже познавательно, но оно никогда не заменит реального общения. В Интернете человек не может показать свои настоящие эмоции, чувства, он может быть там совершенно другим человеком, а так можно потерять «настоящего себя». Виртуальный мир лишь малая часть большой реальности.

Список использованной литературы и электронных ресурсов

Дроздова В.А. «Функции общения и возможности их реализации в современном обществе». «Гуманитарные научные исследования»

Шматко М.В. Влияние социальных сетей на коммуникативные навыки подростков. «Гуманитарные научные исследования»

УК РФ

Зотова Д.В., Розанов В.А. «Патологическое использование и зависимость от социальных сетей — анализ с позиций феноменологии аддиктивного поведения»

Ахрямкина, Тамара Александровна. Ребёнок и компьютерная зависимость / Т.А. Ахрямкина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: "Информатика и информатизация образования". - 2006. - № 1 (6) 2006. - С. 14-16.

Данелян, Владимир Рамизович. Интернет-зависимость - проблема современного общества и подрастающего поколения / В.Р. Данелян, Э.И. Медведь // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / [ред. кол. : О.Н. Широков и др.]. - Чебоксары, 2015. - Вып. 4 (5).

https://yandex.ru/legal/rules/

https://zen.yandex.ru/media/proprhd/7-prichin-pochemu-podrostki-sidiat-v-socialnyh-setiah-5dffc46316ef9000ad9d4b28

https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-преступность

https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13297

https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=29454&chapterid=6927

https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-зависимость#cite_ref-автоссылка1_10-1

https://mentalsky.ru/internet-zavisimost/

Просмотров работы: 5917