Субкультуры

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Субкультуры

Иванова Д.И. 1
1МКОУ "Варгашинская СОШ №1",
Кузеванова Н.А. 1
1МКОУ "Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Жизнь современного человека характеризуется высокой динамикой развития. Это можно увидеть в разных сферах жизни: наука, культура, инфраструктура – всё стремительно модифицируется. Наиболее ярко динамичность общественного развития прослеживается в сфере межличностных отношений. С помощью интерната в любой момент можно узнать самые последние новости, пообщаться с представителями разных стран и национальностей. С связи с этим большую роль в жизни общества играют молодежные субкультуры. Подростки ищут идеальное место, где разделяют их интересы, объединяются в группы с определенными внутренними правилами. Такие объединения дают иллюзию защищенности от несовершенств внешнего мира.

В настоящее время проблема влияния субкультур на подростка крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся «неформалами», поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.

Цель работы –определить причины возникновения субкультур и их влияние на внутренний мир подростков.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Анализ интернет - источников по теме работы

Провести опрос на тему исследования

Обобщить результаты исследования

Исходя из цели и задач исследования, сформирована гипотеза: молодежная субкультура, являясь, с одной стороны отражением интересов, склонностей, ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек, с другой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов, тем самым на формирование их норм и ценностей.

Объектом исследования является  субкультура современной молодежи.

Понятие субкультуры

Субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Само понятие «молодежная субкультура» в широком плане трактуется, как культурное пространство и круг общения подростковых и молодежных сообществ, помогающие им адаптироваться в социуме и создавать свои, автономные формы культурной активности.

Впервые данный термин появился в научной литературе только в 30-х годах XX века, а его широкое распространение пришло на шестидесятые годы XX века за рубежом и восьмидесятые годы в нашей стране. Это было связано с большим интересом к молодежным движениям, в первую очередь, с движением хиппи.

Первоначально в значении термина подчеркивалось значимость приставки sub- (под-), которая указывала на подчиненный характер. В качестве «культура» рассматривалась система мировоззрения господствующей элиты, «субкультура» же обозначала скрытые, неофициальные пласты культуры, которые воспринимались как неполноценные формы культурного творчества и как потенциальный источник социальной нестабильности. Данное понятие ставилось в один ряд с понятиями «андеграунд» и «контркультура». Безусловно, спустя некоторое время понятие субкультура приобрело иной смысл. С одной стороны, эстетика, этика и идеология молодежных сообществ получила признание со стороны общества как особая «молодежная культура», с другой - было открыто существование и других культур (например, детской). Это придало новое значение понятию, которое стало применяться для обозначения «подсистемы» культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества.

Рассмотрение «классического» значения этого термина подразумевает, что концепция субкультуры предполагает существование достаточно легко распознаваемой господствующей культуры.

Однако фрагментация современного общества делает подобное выделение практически невозможным. Помимо этого, при классическом подходе субкультуры рассматриваются как достаточно устойчивые и замкнутые явления, выстраивающие свою систему символов, ценностей, языка, норм поведения, целостный образ жизни. Предполагается, что человек, принадлежащий к подобной группе, воспроизводит этот образ жизни постоянно. Но большинство современных сообществ носят подвижный и временный характер. Современный человек имеет возможность каждый день менять как свой облик, так и свое поведение, свою социальную роль. «Субкультуры в таком прочтении являются «дискурсивными группами», которые концентрируются вокруг «своих» знаков, символических практик и ценностей.Они соединяются лишь на короткое время, а затем трансформируются, переходя во что-то новое»

Субкультура — это система ценностей, принадлежащая некоторой социальной группе. Разновидности субкультур не ограниченны, пока существует человечество, развивается наука и социальная инфраструктура, будут возникать сообщества, связанные одними интересами, профессиональными навыками и просто условиями жизни. Внутри каждой такой ячейки, как следствие, возникают свои правила, нормы и законы, регулирующие взаимоотношения между людьми данного "подвида" субкультуры. Существует такая точка зрения, что субкультура — это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связаны с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой - символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

Таким образом, субкультура в социологии и культурологии - часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей - носителей субкультуры.

Разнообразие субкультур

Субкультуры, берущие начало в ХХ веке

Хип-хоп. Субкультура хип-хопа зародилась в 1974 году в афроамериканских и латиноамериканских кварталах Бронкса. Свобода действий предполагает свободную одежду. Поэтому для стиля хип-хоп характерны футболки мужского покроя, майки, олимпийки, толстовки с капюшонами и худи. Цвета одежды изначально были темными и серыми, но со временем эта условность была преодолена в пользу более позитивных оттенков. На ногах любители хип-хопа предпочитают носить широкие джинсы-«трубы», нередко с заниженной талией. Обувь стиля хип-хоп стопроцентно спортивная. Помимо атрибутов чисто спортивного характера, таких, как банданы, напульсники, бейсболки, которые носят практически все представители течения, в стиле хип-хоп присутствуют и ювелирные украшения, характерные для тех, чьи финансовые возможности значительно выше средних.

Рэйверы. Обычно рэйверов относят к музыкантам. В основе данной субкультуры присутствует: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде. Субкультура рэйверов возникает в 80 гг. в США и Великобритании. В России распространяется с начала 90-х гг. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов. Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности амфетаминов. Принятие стимуляторов и галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе и диджеи - ключевые фигуры рэйв-субкультуры - высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.

Панки. Молодёжная субкультура, возникшая в конце 1960-х -- начале 1970-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Философия панка главным образом заключается в борьбе с серостью, агрессией и однообразием. Панки отличаются пёстрым имиджем. Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, бриллиантином, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 1980-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят рваные джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки и кеды. В одежде преобладает «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Также панки носят различные атрибуты рокерских субкультур: ошейники, напульсники, браслеты, преимущественно кожаные, с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки.

Готы. Готы - представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна. Основные элементы готического имиджа - преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж. Типичная атрибутика, используемая готами - анх, древнеегипетский символ бессмертия, черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши. Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Он не является повседневным атрибутом, и как правило, наносится перед посещением концертов и готических клубов. Макияж обычно состоит из двух элементов: белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз. Прически в готической моде достаточно разнообразны. В эпоху пост-панка основным видом прически были средней длины растрепанные волосы. Но в современной субкультуре многие носят длинные волосы, или даже ирокезы. Для готов характерно красить волосы в чёрный или - реже - рыжий цвет. Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII - XIX вв. с соответствующими атрибутами: кружева, длинные перчатки и длинные платья у женщин, фраки и цилиндры у мужчин. Нормальное состояние для готов - «тоска» - достаточно всеобъемлющий термин, которым описывается обычное готическое состояние. Юмор у готов довольно специфичен - это сугубо черный юмор.

Хиппи. Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур современности были хиппи. Хиппи - философия и субкультура, изначально возникшая в 1960 годах в США. Расцвет движения пришелся на конец 1960 -- начало 1970 годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.Хиппи верят в то, что человек должен быть свободным; что достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;что красота и свободатождественны друг другу и что реализация того и другого - чисто духовная проблема;что все, думающие иначе, заблуждаются.

Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, браслетов, «фенечек» и прочее.

В 70-80-х годах появляются еще такие субкультуры, как Металлисты,Фрики и Гламур.

Современные течения молодежи

Как показывают наблюдения, значительную часть досуга старшеклассников заполняют электронные средства массовой информации - телевидение, видео, радио, сеть Internet. Посредством их сегодня формируется внутренний мир старших школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки.

Ведущую роль в формировании, распространении и разнообразии молодежных субкультур играет медиа-культура. Кроме того, медиа-культура сама по себе, непосредственно порождает новые, ранее неизвестные и даже невозможные разновидности молодежных субкультур. И современные субкультуры молодежи 21 века уже не такие деспотичные. Речь идет о так называемых геймерах, хакерах, блогерах. На первый взгляд, названные группы трудно назвать субкультурами: они не имеют таких выразительных внешних признаков и поведения как хиппи, панки, готы, эмо или скинхеды и др. Но отсутствие внешних проявлений в кибер-субкультурах не мешает увидеть в этих социальных слоях именно современные, новые молодежные субкультуры.

Представители кибер-субкультур не имеют такой идейной направленности, как скинхеды, готы. Но поведенческая ориентация на виртуальность, опосредованная мультимедийными технологиями, в большей или меньшей степени означает уход от реальной жизни, тенденцию к самореализации не в традиционной форме, а с помощью языка-сленга, специфических интересов, обособления себя, группы единомышленников от общественности, определенных статусных отношении и т.д., указывающих на них именно как на субкультуру. Кибер-субкультуры, соответственно, имеют и характерные признаки. Прежде всего, это мультимедийная компетентность. Эти группировки - именно субкультуры досуга. Вспомним хотя бы рокеров и байкеров, представители которых в жизни могут заниматься обычной для общества деятельностью, но в свободное время, на досуге. Они исповедуют другие ценности, реализуют отличные от традиционных интересы и идеи.

Почему молодежь хочет быть частью субкультуры?

В исследованиях, направленных на поиск причин, приводящих молодых людей в субкультуру, на первом месте стоит одиночество, непонимание родителей, отсутствие доверия, взаимного понимания, принятия, уважения, любви; конфликты между родителями; на втором - привлекательность качеств в подростках из субкультур - смелость, независимость, умение отстоять себя.

Одним из основных факторов формирования субкультуры является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей:

1) Потребность в обособлении, автономизации от взрослых.

2) Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе.

3) Потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной группе, в объединении с себе подобными, в защите группы.

4) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера.

5) Потребность в получении удовольствий, новых ощущений.

6) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает.

Исследование отношения школьников к субкультурам

Было проведено социологическое исследование, целью которого являлось оценить отношение школьников к молодежным субкультурам, в том числе неформальным. Опрос проводился методом анкетирования. Всего было опрошено 30 респондентов.

В качестве респондентов в исследовании привлекались молодые люди от 14 до 17 лет. Из них: 50% составили юноши и 50% - девушки.

По результатам опроса более половины респондентов (53,3%) имели опыт общения с представителями неформальных субкультур, причем это опровергает одну из выдвинутых гипотез, в которой говориться лишь о 20 % опрошенных.

Распределение вариантов ответов не вопрос: «Имели ли вы опыт общения с представителями неформальных субкультур?»

6,7 % всех опрошенных в целом негативно относятся к различным субкультурам, что подтверждает выдвинутую гипотезу; 70 % респондентов выразили свое безразличие по данному вопросу, а 23,3 % положительно относятся к молодежным субкультурам, что также подтверждает гипотезы. В целом данные опроса отражают правдивость гипотезы-основания о том, что отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным, неоднозначно. Однако, как показали результаты опроса, девушки более негативно относятся к молодежным субкультурам чем юноши: 24 % всех опрошенных девушек и 13 % юношей выразили свое отрицательное отношение по данному вопросу.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: «Как вы относитесь к различным субкультурам?»

Анкетирование на тему: «Молодежные субкультуры»

1) Имели ли вы опыт общения с представителями неформальных субкультур?

А) Да

Б) Нет

2) Относитесь ли вы к какой-либо молодежной субкультуре?

А) Да

Б) Нет

В) Хочу вступить

3) Как вы считаете, влияют ли субкультуры на развитие современной молодежи?

А) Влияют

Б) Не влияют

В) Затрудняюсь ответить

4) Если да, то, как это влияние сказывается на современной молодежи?

А) Положительно

Б) Отрицательно

В) Затрудняюсь ответить

5)Каковы, по вашему мнению, причины вступления подростков в неформальные объединения?

А) Одиночество

Б) Непонимание родителей

В) Стремление к защищенности

Г) Стремление к самоутверждению

Д) Стремление к свободе

6) Как вы относитесь к различным субкультурам?

А) Негативно

Б) Положительно

В) Безразлично

Заключение

В заключении нужно отметить, что молодежь очень часто выстраивает свою социокультурную реальность, приобщаясь к нормам и ценностям определённой субкультуры, принимая её модели поведения, стилистические особенности, ценностные ориентиры, которые впоследствии будут формировать цели, мотивы выбора того или иного жизненного пути, следования тем или иным идеалам. Принимая ценности агрессии, нетерпимости в процессе выстраивания взаимоотношений с людьми, обществом молодые люди обрекают себя на путь разрушения, способствуют формированию асоциальных моделей поведения, в то же время, приобщаясь к ценностям взаимоуважения, толерантности, принятия самоценности каждого человека, молодёжь выстраивает социокультурную реальность на постулатах гармонии и созидания, что является основным условием формирования общества постиндустриального типа.

В мире существует большое количество субкультур, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении.

Литература

1. Аксютина, О.А. «Панк как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве», Диссертация. М. 2003 г. - 189 с.

2. Бабахо В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? / В.А. Бабахо //Общественные науки и современность, 1996г. №3.

3. Резухина Е. В. Подростковые и молодежные субкультуры: психологический аспект. [Электронный ресурс] / Резухина Е. В. // URL: http://www.valeocentre.ru/12_9.html

4. Д. Райзман, Н. Глейзер, Р. Денни «Одинокая толпа: изучение изменения американского характера» 1950г.,

5. Психология развития, Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2008г

6. Клычникова А.Е. Причины возникновения и типология молодежных субкультур [Электронный ресурс] / Клычникова А.Е., Николенко К.В. // URL: http://www.rusnauka.com/2_ANR_2010/Philosophia/4_56814.doc.htm.

7. Верная А. Субкультуры [Электронный ресурс] / Верная А. // URL: www.subcult.ru

8. Энн Пирсон-Смит, «Готы», «Лолиты», «Дарты вейдеры» и коробка с маскарадными костюмами: исследование феномена косплея в Юго-Восточной Азии / Энн Пирсон-Смит // Теория моды. №10, зима 2008-20098

Просмотров работы: 563