Влияние неблагополучия семьи на формирование и развитие личности

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние неблагополучия семьи на формирование и развитие личности

Стельмина М.И. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 Копейского городского округа
Шпакова Е.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 Копейского городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

«Все мы родом из детства.

Все - хорошее, и плохое – человек получает в семье.

      Вырасти в действительно здоровой семье

– вот настоящая удача из удач»

 (Робин Скиннер)

Семья - это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями. Во все времена семья являлась неким показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. Одним из предназначений семьи является воспроизводство нового поколения и воспитание его. Маленький человек в своей семье усваивает нормы и правила человеческого поведения, идет его приобщение к культуре. Семья воспитывает будущую личность, будущего полноправного участника общественных отношений, который будет вершить историю своей страны и общества, в котором он живет. Кризисы, возникающие в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных.

Актуальность проблемы состоит в том, что все большее распространение получают неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Причины семейного неблагополучия далеко не так просты, как кажется на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике, и социальной сферы России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между её членами, и прежде всего между родителями и детьми. Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков. Как результат, количество попавших в «группу риска» постоянно увеличивается. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ход процессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации, которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества.

Статистика показывает, что вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении прав родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей, в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие. Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. У детей из неблагополучных семей было обнаружено: в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 4 раза больше вероятность отклоняющегося поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками.

Целью нашего исследования является изучение и анализ влияния неблагополучной атмосферы в семье на формирование и развитие личности ребенка.

Объект исследования: неблагополучные семьи и дети из неблагополучных семей

Предмет исследования: особенности влияния неблагополучия семьи на формирование и развитие личности ребенка

Задачи исследования:

обобщить и проанализировать научную литературу по проблеме влияния неблагополучия семьи на формирование и развитие личности ребенка;

провести анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье;

охарактеризовать пути влияния семейного неблагополучия на формирование и развитие личности ребенка и выявить основные виды и причины отклонений

описать особенности личностного развития ребенка в неблагополучной семье;

проанализировать процесс социализации формирования и развития детей в благополучных и неблагополучных семьях.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования, обобщение, опрос, анкетирование и т.д.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней раскрыта сущность, выявлены особенности процесса формирования и развития личности ребенка в неблагополучной семье.

Практическая значимость работы заключается в том, что, материалы исследовательской работы могут быть использованы социальным педагогом и классным руководителем на занятиях при работе в школе с подростками из неблагополучных семей.

Гипотеза: Семейное неблагополучие приводит к жизненному риску ребенка, порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций и формирует различные формы отклоняющегося поведения подростков

Новизна работы: Попытка объединить в единое целое исследования авторов, ранее изучавших эту тему.

Дальнейшие перспективы: Разработать и апробировать конкретные предложения по работе оказания социальной помощи подросткам из неблагополучных семей, направленную на успешную социализацию и адаптацию его в обществе.

Глава 1 Теоретические основы влияния семейного воспитания на формирование и развитие личности ребенка.

1.1. Неблагополучная семья в современном обществе: понятие, характеристики, классификация, виды и типы

Согласно «Педагогическому энциклопедическому словарю», семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Она выступает первичным коллективом, в котором человек получает представления о жизненных целях и ценностях, первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи:

1.социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность),

2.социально-психологический статус (благоприятный психологический климат),

3.социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и

4.ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).

В России в настоящее время происходят серьезные социально - экономические изменения, влияющие на формирование семей и семейных отношений.  Масштабное распространение получает такой феномен, как неблагополучная семья. Причины возникновения таких семей разные, но все они, по словам Л.Б.Шнейдер, «становятся следствием порождения неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами» [14.С.94].

Неблагополучная семья - это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены [30].

В.М. Целуйко под неблагополучной понимает такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети [28].

Под неблагополучной (дисфункциональной) семьей Г.И. Гайсина понимает семью, которая не справляется или игнорирует выполнение своих основных, особенно воспитательных, функций. Это семья, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка [5].

В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи. Главной социально - педагогической характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие проявлений любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, соблюдения его прав и защиты интересов, вследствие чего ребенок не развивается как личность, значит он не социализируется.

Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьева и другие. Исследователи изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных. Основные подходы к классификации типов неблагополучных семей представлены в таб.1. (Приложение 1.)

В.М. Целуйко разделяет неблагополучные семьи на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия и вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) [28]. ( Приложение 1.)

Главной отличительной чертой первой группы семей является то, что формы семейного неблагополучия ярко выражены, они проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе. ( Приложение 2.)

Среди явно неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма или наркомании, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Конфликтными называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи друг к другу[28]. Часто в таких семьях страдает личность ребенка, так как он постоянно испытывает психологическую и эмоциональную напряженность, что сказывается на его дальнейшей судьбе.

Главной отличительной чертой второй группы семей является то, что формы семейного неблагополучия скрыты от посторонних глаз, в то время, когда внутри семьи царит эмоциональное отчуждение как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений.

В.В. Юстицкис в своей классификации семейных союзов выделяет «недоверчивую семью», «легкомысленную семью» и «хитрую семью». Именно этими названиями он обозначает определенные формы скрытого семейного неблагополучия. ( Приложение 1.)

Приведенная выше типология не означает, что существуют лишь две группы неблагополучных семей, это только основные. Однако можно добавить еще одну разновидность, которая условно называется семья «пограничного характера», так как переход ее из благополучных семей в список неблагополучных происходит незаметно. В эту категорию семей можно отнести:

-семьи с недееспособными членами;

-семьи с детьми-инвалидами;

-семьи с нарушением структуры семейных ролей (Приложение 3.)

Таким образом, выделяют различные категории неблагополучных семей, каждая из которых пагубно влияет на социализацию ребенка, что в дальнейшем отрицательно сказывается на его физическом, интеллектуальном, социальном, психическом развитии [16].

Хотелось бы сказать, что внешне вполне благополучные семьи также могут оказаться неблагополучными в отношении к своим детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что может сформировать у детей гипертрофированные потребности или, напротив, не сформировать эмоциональные связи детей с родителями, совместные положительные эмоциональные переживания, что препятствует к развитию нравственных качеств.

1.2 Факторы семейного неблагополучия

Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской любви и внимания.

Л.Б.Шнейдер выделяет основные факторы, влияющие на появление неблагополучных семей: «разногласия между родителями и отсутствие четких дисциплинарных требований в семье; психические нарушения и криминальное поведение родителей; низкий социальный статус семьи и плохие жилищные условия» [14.С.644]. Еще одной причиной может быть отвержение и деморализация семей. М. Ратнер указывает еще на низкий социальный статус района. Он считает, что «в основе этого явления лежит целый комплекс причин. Одна из них заключена в том, что в районах с низким социальным статусом сосредотачиваются "трудные семьи", поскольку это единственные районы, в которых они могут найти жилье».

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи. Можно выделить три группы причин:

1.Причины микросоциального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.

2.Причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

3.Причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов). Эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологией, мной рассматриваться не будет в силу своей особой специфики.

Среди причин социально-экономического характера можно назвать падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей; сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; нерешенная жилищная проблема и новые коллизии с жильем в связи с его приватизацией; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов; усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

Среди причин семейного неблагополучия необходимо отметить в первую очередь нарастание отчуждения между детьми и родителями. Нередко родители самоустраняются от детей, не выполняют своих воспитательных функций, ориентируясь главным образом на внесемейные интересы. Таким образом, факторы семейного неблагополучия напрямую влияют на характер формирования и развития личности ребенка в неблагополучной семье.

Глава 2 Исследование влияния неблагополучия семьи на формирование и развитие личности ребенка

2.1. Выявление подростков из неблагополучных семей

Нами было проведено исследование группы подростков с проблемами в поведении, обучающихся 8-9 классов.

Целью данного исследования является: изучение и анализ влияния неблагополучной атмосферы в семье на формирование и развитие личности ребенка.

Гипотеза исследования: Семейное неблагополучие приводит к жизненному риску ребенка, порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций и формирует различные формы отклоняющегося поведения подростков.

В качестве базы исследования выступили 30 учащихся 8-9 классов МОУ СОШ № 21 г. Копейска.

В ходе исследования мы использовали следующие методики: опрос, анкетирование (опросник), наблюдение и тест "Рисунок семьи" (на диагностику тревожности, конфликтности, чувство неполноценности, враждебности, агрессии). Инструментом комплексного диагностирования стал разработанный нами опросник (приложение 3). Он предназначен для исследования семейного благополучия и положения подростка в семье. Опросник состоит из 26 вопросов, ответы на которые могут выявить межличностные отношение в семье.

На основании материалов опросника был разработан вариант социального паспорта-карты для социального педагога, в котором систематизируются данные о ребенке. На каждого подростка из неблагополучной семьи был заведен социальный паспорт, где указывались личные данные подростка, данные родителей, их место работы, жилищные условия (Приложение 4). Опыт работы с опросниками и социальными паспортами показал, что получаемые в качестве положительных ответы на пункты 11-17 паспорта проявляют некоторые признаки неблагополучия ребенка, которые должны быть подвергнуты более тщательному исследованию.

Сложность задачи состояла в том, что необходимо было точно развести детей из благополучной группы и подростков из неблагополучных семей. Для этого использовалась анкета социального педагога. Она заполняется на ребенка в случае подозрение на беспризорность подростка. Созданный исследовательский инструментарий позволяет корректно провести диагностику неблагополучия детей, выявить детей, требующих повышенного внимания со стороны профессионалов.

Нами также было проведено совместно с психологом школы тестовое исследование «Рисунок семьи», с целью выявить взаимосвязь внутрисемейных отношений (глазами ребёнка) и эмоционального состояния ребёнка.. Идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р.Бернса, С.Кауфмана.

Методика «Рисунок семьи» помогает проникнуть в эмоционально-психологический климат семьи, характер взаимоотношений детей и родителей, выявляет отношение ребёнка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нём тревожные и конфликтные чувства. Ситуация в семье, которую родители оценивают как положительную, может быть воспринята ребёнком совершенно противоположно. «Рисунок семьи» относится к немногим методикам, которую в силу относительной простоты можно применять в изучении семьи. (Приложение 4)

2.2. Сравнительный анализ процессов социализации детей в неблагополучных семьях. Методы диагностики, анализ и интерпретация результатов.

В ходе нашего исследования среди 30 опрошенных детей к группе подростков из неблагополучных семей были отнесены 10человек. Для того чтобы познакомиться с образом жизни десяти подростков, имеющих отклонения в поведении, из неблагополучных семей, состоялись беседы с классными руководителями и педагогами, обучающими этих подростков, а также в течение двух месяцев велось постоянное наблюдение за всеми десятью подростками, которые вошли в экспериментальное исследование, были посещены уроки, где данная группа подростков наблюдалась в процессе обучения. Все это позволило получить более полную информацию о данных подростках.

Чтобы выявить, какие отклонения присутствуют в поведении у учащихся 8-9 классов, проживающих в неблагополучных семьях, были проведены беседы с классным руководителем, учителями-предметниками, социальным педагогом, а также психологом, которые постоянно работают с этими подростками, изучены характеристики этих учащихся, а также использованы свои личные наблюдения. Неблагополучную семью можно описать следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения вреда семье. Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье – это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии. Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у подростков.

Отсутствие материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности семьи. По результатам наблюдения неблагополучных семей мы выделили особенности воспитания в данных семьях: Родители не создают условия для нормального развития детей: отсутствуют нормальные жилищно-бытовые условия (санитарно-гигиеническая запущенность, неорганизованный быт; отсутствие контроля за успеваемостью и поведением подростка; режима дня). Результаты обследования жилищно-бытовых условий показали, что практически все учащиеся живут в семьях, где родители чаще, чем в обычных семьях, злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни и воспитанию своих детей не уделяют внимания, относятся к ним с безразличием. Такое поведение родителей очень сильно влияет на отклонение в поведении подростков. Психологическая обстановка в таких семьях очень тяжелая, между детьми и родителями нет атмосферы взаимопонимания и доброжелательности. Во всех обследуемых нами семьях родители не развивают познавательные интересы детей: не слушают вместе с детьми радиопередачи (телепередачи) и не обсуждают их; не читают книги, не ходят с детьми на совместные прогулки и т.д. Родители не оказывают помощи в организации домашнего полезного труда и не видят недостатков в воспитании своих детей. Причины недостатков в неблагополучных семьях:

1/злоупотребление алкоголем, низкий материальный уровень, санитарно-гигиеническая запущенность;

2/низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;

3/частое отсутствие контроля;

4/неправильная оценка подростка;

5/переоценка воспитательных возможностей семьи и другие причины.

В ходе бесед было выявлено, что данные подростки очень часто сбегают с уроков, имеют слабые знания по всем предметам, грубят учителям, отказываются от выполнения заданий, предложенных учителем на уроке, конфликтуют между собой, многие отказываются принимать участие в общественной жизни школы, курят, большинство подростков уже пробовали употребление спиртных напитков и наркотических веществ.

Сопоставляя данные, которые были получены от учителей, социального педагога, а также из собственных наблюдений, с данными, полученными от учащихся, мы пришли к выводу, что подростки, имеющие отклонения в поведении, склонны скрывать информацию о себе. Так, например, они скрывают, что курят, пропускают занятия, употребляют алкоголь и наркотические вещества. В результате анализа «Рисунок семьи», анкетирования, опроса и бесед мы получили следующие данные: (Прил. 7)

1.Высокий уровень 2.Средний уровень 3.Низкий

Рис.1 Диаграмма результатов «Благоприятная ситуация в семье»

Как видно на рисунке 1, высокий уровень ощущения благоприятной ситуации в семье продемонстрировали всего 6 % детей, в то время как средний и низкий уровень показали 52% и 42%, соответственно. Мы предполагаем, что лишь небольшое количество детей данной выборки чувствуют повышено благоприятную атмосферу в семье за счет того, что,

в целом, в неблагополучной семье

недостаточно гармонично распределены роли. В то же время, достаточно большое количество испытуемых продемонстрировали средний уровень, что указывает на компенсацию одного из членов семьи либо кем-то из прародителей.

Рассматривая диаграмму показателей по уровню конфликтности в семье на рисунке 2 видно, что 4% испытуемых получили высокий уровень проявления конфликтности, 50% - средний уровень и 46% низкий уровень конфликтности. Из чего можно сделать вывод, что в основном конфликтность в семье

1.Высокий уровень 2.Средний 3.Низкий уровень Рис. 2. Диаграмма результатов «Конфликтность в семье»

распределилась на среднем и низком уровни у детей из неблагополучных семей.На основе этого можно сделать следующий вывод: из-за того что в семье возникла проблема выбора и смены стиля воспитания, из-за чего родители постоянно ссорятся – это всё приводит к серьёзным конфликтам в семье.

Далее перейдем к рассмотрению результатов, полученным по следующему комплексу данной методики – чувству неполноценности.

 

1. Высокий 2. Средний 3.Низкий

Рис. 3.Диаграмма результатов «Чувства неполноценности» Как видно на рисунке 3. -3% испытуемых получили высокий уровень чувства неполноценности, 21% - средний уровень и 76% низкий уровень чувства неполноценности.

В результате проведенного исследования были выявлены типы отклонений в поведении подростков из неблагополучных семей. (Прил. 8)

Если ребенок из благополучной семьи испытывает трудности в овладении школьной программой, то родители, заинтересованные в успехах своего ребенка и уделяющие достаточно внимания его воспитанию сразу идут на сотрудничество со школой, консультируются с учителем, занимаются с ребенком дома, помогают ему адаптироваться в школе. Что нельзя сказать о родителях из неблагополучной семьи, такие родители не только не помогают своему ребенку в преодолении трудностей в обучении, но и своим безразличием, а порой и жестоким обращением, своим асоциальным поведением только усугубляют его положение в школе. Такой ребенок достаточно сильно отличается от своих сверстников, испытывает насмешки со стороны одноклассников, по поводу отсутствия хорошей одежды, дорогих игрушек, канцелярских принадлежностей, это также усиливает дискомфорт ребенка в школе и толкает подростка к асоциальным формам поведения – воровству, вымогательству, бродяжничеству и т.д. Подросток не участвует в общественной жизни, уклоняется от присутствия на общеобразовательных мероприятиях. В результате наблюдения за подростками в данных семьях были выявлены следующие факторы негативного влияния неблагополучной семьи на развитие подростка:

1. Нарушение поведения – в 50% неблагополучных семей: бродяжничество, агрессивность, хулиганство, аморальные формы поведения, неадекватная реакция на замечания взрослых.

2. Нарушение развития подростков – в 60% неблагополучных семей: уклонение от учебы, низкая успеваемость, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, недоедание.

3. Нарушение общения – в 50% неблагополучных семей: конфликтность с учителями, сверстниками, агрессивность со сверстниками, частое употребление ненормативной лексики, суетливость и /или гиперактивность, нарушение социальных связей с родственниками.

 

Таким образом, основываясь на полученной информации о наблюдаемых нами детей из неблагополучных семей, можно говорить о несостоятельности родителей как воспитателей будущего самостоятельного

члена общества, поскольку они заняты собственными переживаниями, не прилагают усилий в оказании подростку посильной помощи в учебе, не проводят совместно свободное время, часто игнорируют ребенка, практически не занимаются его воспитанием. Итак, результаты нашего исследования подтвердили мнение педагогов и социологов о том, что неблагополучная семья является серьезным фактором, оказывающим влияние на формирование отклоняющегося поведения подростков. И этот фактор следует учитывать при организации работы с подростками в условиях общеобразовательной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей. Семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют - достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношения - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д. Итак, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на социализации подростка. При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения. Общение таких подростков носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Подростки испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития подростков.

В результате исследования мы выяснили, что неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми влекут за собой отклоняющее поведение подростка. При этом были выполнены задачи исследования:

- были подобраны и реализованы методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка;

- выявлены типичные особенности поведения подростков из неблагополучной семьи;

- составлены опросник по выявлению подростков с отклоняющим поведением и классификации типов неблагополучных семей

- составлены таблицы для классных руководителей семьи с явной (открытой) формой неблагополучия, их характеристика и семьи «пограничного характера»

-дан сравнительный анализ процессов социализации детей в неблагополучных семьях

-систематизированы наиболее распространенные типы отклонений поведения подростков из неблагополучных семей

И на основе исследований сделаны следующие выводы:

Окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Известный русский педагог П.Ф. Лесгафт обратил внимание на то обстоятельство, что ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности.

Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Итак, мы приходим к выводу, что социальная деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства подростков родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

Следствием неблагополучия семейного воспитания подростков довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Поставленная в исследовании цель – изучение и анализ влияния неблагополучной атмосферы в семье на формирование и развитие личности ребенка – достигнута.

Выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что семейное неблагополучие приводит к жизненному риску ребенка, порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций и формирует различные формы отклоняющегося поведения подростков - подтвердилась.

«Ничто не действует в малых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей!»

Н.И. Новиков

Список литературы:

Антонян Ю. М., Саличев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. - М., 1983.

Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида [Текст] / Е.Ю. Бикметов // Социол. исслед. - 2007. - №9. - С. 86-92.

Дементьева, И.Ф. Издержки социализации детей в неблагополучной семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. - 2011. - №6. - С. 99-106.

Дивицына, Н.Ф. Характеристика основных функций семьи [Текст] / Н. Ф. Дивицына // Семьеведение. Курс лекций для вузов. - М.: Изд-во Владос, 2006. - С. 51-62.

Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И.Гилинский // Человек и общество.- Вып.9.- 2002.- С.67

Иванова, Н. Неблагополучные семьи как причина трудной жизненной ситуации детей [Текст] / Н. Иванова // Социальная педагогика. - 2008. - №2. - С. 25-34.

Иванова, Н.П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики [Текст] / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Социальная педагогика. -2010.№3. - С. 97-108.

Кузнецова, Л.В. Семья как воспитательная среда ребенка [Текст] / Л.В. Кузнецова, А.А. Буданцова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №12. - С. 84-89.

Курбатов, А.В. Социализация подростков в современном обществе / А. В. Курбатов // Педагогика. - 2009. - №3 - С. 62-65.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.

Садриев, М. Воспитание гражданина - дело семейное [Текст] / М. Садриев // Бельские просторы. - 2007. - №6. - С. 163-171.

Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт. - сост. Т.А. Шишковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 336 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Хуснутдинова, З. Неблагополучная семья - угроза обществу / З. Хуснутдинова // Бельские просторы. - 2005. - №3. - С. 189-193.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 272 с.

Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254.

Юсупова, Х.Г. Семья как важнейший социальный институт / Х.Г. Юсупова // Начальная школа. - 2009. - №7. - С. 17-19.

Приложение I.

Таблица 1 Классификации типов неблагополучных семей

Ф. И. О. автора

Типы неблагополучной семьи

Характеристика

В. В. Зикратов

1. С недостатком воспитательных ресурсов.

Семьи с низким уровнем развития родителей, неполные семьи.

2. Конфликтные семьи.

Семьи с напряженной обстановкой между родителями.

3.Нравственно неблагополучные семьи.

У членов таких семей наблюдаются различия в мировоззрении, в принципах организации семьи, в ущербном стремление достичь своих целей по отношению к другому.

4.Педагогически некомпетентные семьи

Семьи с устаревшим представлением о воспитании и развитии ребенка.

Г. П. Бочкарева

1.Семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой.

Семьи, в которых родители грубо, неуважительно относятся к детям, подавляют их волю.

2.Семьи, где родители при внешнем неблагополучии безразличны к потребностям ребенка.

Семьи, с отсутствием эмоциональных контактов между родителями и детьми.

3.Семьи с нездоровой нравственной атмосферой.

Ребенок вовлекается в аморальный образ жизни, усваивает социально нежелательные потребности.

Л. С. Алексеева

1.Конфликтные семьи.

Семьи с уровнем повышенной вербальной агрессии.

2.Аморальные семьи

В таких семьях ежедневно возникают семейные сцены, общаются на повышенных тонах. Поведение членов семьи противоречит приятным в обществе нормам

3.Педагогически некомпетентные семьи

Семьи с невысокими психолого-педагогическими знаниями

М. А. Галагузова

Семьи с низким социальным статусом.

Семьи со сниженными способностями к существованию, не справляются с возложенными на нее обязанностями. Процесс воспитания в таких семьях протекает медленно трудно, мало результативно, медленно.

В. М. Целуйко

1.Семьи с явной формой неблагополучия

Это асоциальные проблемные семьи с аморально-криминальным поведением: конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

2.Внешнереспектабельные семьи

Образ жизни таких семей не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают негативное влияние на личностное формирование детей.

В. В. Юстицкис

1.«Недоверчивая» семья.

Характерная черта в такой семье — повышенная недоверчивость, настороженность по отношению к окружающим. Члены такой семьи считают всех недоброжелательными или равнодушными, а их намерения - враждебными. Такая позиция родителей формирует у ребенка тоже недоверчивое отношение к людям, развивается подозрение, агрессивность.

 

2.«Легкомысленная» семья.

Отличительная черта семьи — беззаботное отношение к будущему, стремление к сиюминутному удовольствию, живут сегодняшним днем. Дети из таких семей вырастают слабовольными, неорганизованными. У них отсутствуют принципы, волевые качества, часто совершают проступки по причине бездумного отношения к жизни.

 

3.«Хитрая» семья.

В таких семьях ценят прежде всего предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Члены таких семей порой легко переступают дозволенные границы. Стремятся использовать окружающих в своих целях, умеют произвести впечатление на нужного им человека, пренебрежительно относятся к таким качества человека как трудолюбие, терпение, настойчивость. Дети в такой семье вырастают авантюристами, нравственные оценки поступков сдвинуты[28].

В каждой из видов этих семей возникает основная масса социальных и психологических проблем нашего общества. А так же они оказывают негативное влияние на формирование личности ребенка.

Приложение II.

Таблица 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия и их характеристика

Формы неблагополучной семьи

Характеристика данного типа

1.Конфликтная семья

наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

2.Аморальная семья

семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).

3.Педагогически несостоятельная семья

семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.

4.Асоциальная семья

семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося поведения.

Таблица 3. Семьи «пограничного характера»

Семьи с недееспособными членами.

Среди них, в свою очередь, можно выделить семьи с родителями-инвалидами или хронически больными взрослыми членами семейной группы. Семейная обстановка в таких случаях становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не отразиться на формировании его личности. Зачастую такие семьи испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра и предоставлены сами себе.

Семьи с детьми-инвалидами

характеризуется: отрицанием дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза; чувством гнева, беспомощности, безысходности; сохранением брака лишь формально из чувства долга перед больным ребенком; необоснованным чувством вины, муки, переживания со стороны родителей; чувством стыда из-за рождения больного ребенка, боязнью осуждения окружающих, иногда - обвинением врачей, педагогов; проявлением к ребенку гиперопеки; эмоциональной адаптацией; частым разводом. Вследствие чего ребенок страдает чувством неполноценности, психическими расстройствами, он стает более чувствительным, ранимым, часто волнуется, жалуется и плачет.

Семьи с нарушением структуры семейных ролей.

В этих семьях происходит перераспределение межличностных ролей в семье, и психологический климат в ней резко ухудшается. Иногда кто-то в семье вынужден принять на себя такую социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи, а порой проигрываемая одним из членов семьи роль травматична для других, а не для него самого. Классификация:семья-крепость;семья-театр;семья-санаторий;семья с антисексуальной идеологией.

Приложение III.

Опросник по выявлению подростков с отклоняющим поведением

 1. С кем проживает ребенок (мать, отец, приемные родители, мачеха, отчим, бабушка, дедушка, опекун)?

2. Материальное положение семьи (крайне низкое, ниже среднего, среднее, достаточно высокое, высокое).

3. Жилищные условия семьи (отдельная квартира, коммунальная квартира, общежитие).

4. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то).

5. Кто из родственников бывает с ребенком в течение дня (отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи, няня).

6. Продолжительность рабочего дня матери (с _ до __ ; не работает).

7. Продолжительность рабочего дня отца (с _ до __ : не работает).

8. Посещает ли ребенок секции, кружки, если да, то отводит ли его кто-нибудь или он делает это самостоятельно?

9. Если ребенок заболел и ему необходимо каждый день посещать поликлинику, его кто-нибудь отводит или он делает это самостоятельно?

10. Часто ли ребенок не ночует дома?

11. Вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков).

12. Вредные привычки отца (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков).

13. Часто ли в доме устраиваются праздники (1 раз в месяц. 1 раз в неделю, чаще чем 1 раз в неделю)?

14. Имеет ли мать инвалидность, связанную с ограничением передвижения?

15. Имеет ли отец инвалидность, связанную с ограничением передвижения?

16. Употребляет ли подросток спиртное?

17. Употребляет ли подросток наркотики?

18. Состоит ли подросток на учете у участкового инспектора?

19. Состоит ли подросток на учете в КДН?

20. Часто ли подросток приходит в школу без тетрадей?

21. Часто ли подросток приходит в школу грязный?

22. Приходит ли подросток в школу с синяками?

23. Часто ли подросток дерется?

24. Пьет ли подросток в присутствии родителей?

25. Употребляет ли подросток наркотики в присутствии родителей?

26. Занимается ли подросток попрошайничеством?

Приложение IV

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ

1. Ф.И.О. ребенка.

2. Домашний адрес(место регистрации и место жительства)

3. Возраст, дата рождения.

4. Школа, класс _____

5. Образование матери:

1 Незаконченное среднее2 Среднее 3 Среднееспециальное 4 Высшее

6. Образование отца:

1 Незаконченное среднее2 Среднее 3 Среднее специальное 4 Высшее

7. С кем проживает ребенок (подчеркнуть):

1 мать

2 отец

3 приемные родители

4 мачеха

5 отчим

6 бабушка

7 дедушка

8 опекун

9 братья, сестры

8. Материальное положение семьи:

1 крайне низкое

2 ниже среднего

3 среднее

4 достаточно высокое

5 высокое;

9. Жилищные условия семьи:

1 отдельная квартира

2 коммунальная квартира

3 общежитие

10. Условия жизни подростка:

1 отдельная комната

2 уголок в общей комнате

3 свой письменный стол

4 отдельное спальное место

5 общая кровать с кем –то;

11. Часто ли подросток пропускает занятия по неуважительным причинам?

1 Да 2 Нет 3 Относительно редко;

12. Часто ли подросток приходит в школу без школьных принадлежностей?

1 Да 2 Нет 3 Относительно редко;

13. Выглядит ли подросток неухоженным:

1 приходит в школу грязный

2 приходит в школу в порванной одежде

3 приходит в школу голодный;

14. Есть ли признаки насилия над ребенком в семье:

1 синяки 2 затравленный взгляд 3 страх при повышении голоса

15. Занимается ли подросток попрошайничеством:

1 Да 2 Нет

16. Существуют ли у родителей подростка проблемы (алкоголизм, асоциальное поведение):

1 Да 2 Нет

17. Часто ли подросток не выполняет домашние задания:

1 Да 2 Нет 3 Относительно редко

Приложение V.

Тест «Рисунок семьи».

Цель тестового исследования: диагностика внутрисемейных отношений, выявить взаимосвязь внутрисемейных отношений (глазами ребёнка) и эмоционального состояния ребёнка.

Материалы для работы: лист белой бумаги, ручка, карандаши, ластик.

Инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникает вопрос «что нарисовать?», следует лишь ещё раз повторить инструкцию. При опросе нужно выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребёнок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Ребёнку задаётся 4 ситуации: 2 из них выявляют негативные чувства к членам семьи, 2 – позитивные. 1.Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал  с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из конструктора дом, и тебе не везёт. Кого ты позовёшь на помощь? 4. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? Для интерпретации также надо знать: возраст исследуемого ребёнка; состав его семьи; иметь сведения о поведении ребёнка в семье, школе.

Основные критерии, по которым можно более подробно оценить особенности внутрисемейных отношений: 1. Отсутствие на рисунке одного из членов семьи; 2. отсутствие на рисунке самого автора; 3 .пространство листа – это аналог жизненного листа; 4. расположение членов семьи, особенности их взаимодействии; 5. последовательность и особенности рисования членов семьи; 6. неодушевлённые предметы, изображённые на рисунке; 7. размер изображаемого персонажа или предмета; 8. прорисовка частей тела; 9. изображение на рисунке других людей.

Анализ результатов рисунков осуществляется по следующим показателям:

- эмоциональное напряжение и дистанция;

- наличие уровня тревожности и агрессивности;

- наличие беспокойства у детей от отношения к ним взрослых.

На основе этих показателей выявляем взаимосвязь между взаимоотношением в семье и проявлением агрессии.

Мы пытались предположить, учитывая все особенности каждого рисунка (как расположены родители по отношению друг к другу и к ребенку, есть ли под ногами почва, выражение лиц, окружение рисованных героев и, конечно же, как они изображены), какой тип взаимоотношений существует в данной семье. Результаты оказались очень любопытными. Одни дети рисовали себя в центре, между родителями, под ногами у них чувствовалась реальная опора, светило солнышко, а люди улыбались. Такая картина производит весьма благоприятное впечатление, и можно предположить, что такой тип семьи -демократический, где ребенку тепло и комфортно. Но были рисунки в полную противоположность первым: человечки висели в воздухе (знак неуверенности),ребенок оказывался ближе к какому-то одному родителю, не улыбающиеся или даже недовольные лица — ребенок, так олицетворявший свою семью, явно испытывает в ней дискомфорт. И были даже такие дети, которые, когда их попросили нарисовать свою семью, изображали то, как они гуляют во дворе, свою любимую кошку в домашнем интерьере и со спины сидящих перед телевизором родителей. Это явно говорит о преимуществе в такой семье попустительского стиля родительского поведения по отношению к ребенку и эмоционально холодных отношений.

Итак, проведя такое исследование, можно многое узнать о
внутрисемейной атмосфере каждого ребенка, о том, какой стиль родительского поведения присутствует в данной семье и как ощущает себя ребенок в такой семье, испытывает комфорт или, напротив, дискомфорт в семье с близкими людьми, а так же в обществе, что сказывается на степени адаптации ребенка в системе межличностных отношений.

   

Приложение VI

Сравнительный анализ процессов социализации детей в неблагополучных семьях.

1.Высокий уровень 2.Средний 3.Низкий

Рис.1 Диаграмма результатов «Благоприятная ситуация в семье»

1.Высокий уровень 2.Средний 3.Низкий

Рис. 2. Диаграмма результатов «Конфликтность в семье»

 

Рис. 3.Диаграмма результатов «Чувства неполноценности»

1.Высокий уровень

2. Средний уровень

3. Низкий уровень

Таблица 4 - Сумма баллов . Результаты, полученные по тесту КРС

Код учащегося

Благоприятная семейная ситуация

Конфликт ность

Чувство неполноценности в семейной ситуации

1

С.Артем

0,4

0,7

0,2

2

Ч.Андрей

0,6

0,3

0,3

3

Ж.Дарья

0,7

0,6

0,1

4

К.Настя

0,7

0,1

0,2

5

Е. Таня

0,4

0,7

0,2

6

А.Саша

0,6

0,3

0,3

7

М.Алеша

0,7

0,6

0,1

8

С.Люба

0,7

0,1

0,2

9

Я. Семен

0,4

0,7

0,6

10

Ф.Степан

0,6

0,7

0,7

Результаты, полученные по КРС, показывают, что признаки у всех представителей обследования находятся в промежутке от 0 до 1 баллов, т.е. не ярко выражены.  

Приложение VII

Таблица 5. Типы отклонений поведения подростков из неблагополучных семей

Типы отклонений

Подростки из неблагополучной семьи

Отрицательное отношение к учебе. Пропуски уроков, прогулы школы

Часто прогуливают школу, но категорически отрицательное отношение к учебе нет. Прогулы чаще связаны с примыканием к асоциальным группам

Школьная успеваемость

В младших классах показатель намного выше, чем в подростковом возрасте. Педагогическая запущенность в более легкой форме связана с потерей интереса к учебе

Взаимоотношения с учителями

Повышена конфликтность, часто нарушают дисциплину на уроке. Стремится показать свою независимость

Совершение противоправных поступков

Совершения противоправных поступков мотивированы улучшением материального благополучия и самоутверждением подростка

Побеги из дома, бродяжничество

Связаны с тяжелыми условиями жизни подростка в семье, грубостью и безразличием со стороны взрослых, а также с примыканием к асоциальным группам

Употребление алкоголя, табака и наркотических веществ

Практически все исследуемые подростки пробовали алкоголь и курят. Беседы показали, что наркотические вещества не употребляют. Учитывая информацию, полученную от инструктора ОПДН, некоторые подростки употребляют наркотические и психотропные вещества

Просмотров работы: 712