Актуальность проекта – большинство современных детей растет и развивается в мире гаджетов, на которых сосредоточено их внимание, приковывая ребят к мониторам смартфонов и ноутбуков. Это все приводит к снижению двигательной активности, снижая заинтересованность к физическим упражнениям и играм.
Проблема исследования – любой вид спорта включает в себя тренировочный процесс и соревновательную часть. Зачастую не все дети могут справиться с эмоциональной нагрузкой при проигрыше, так как игра один на один.
Цель работы – показать, что проигрыш может помочь детям выработать навык преодоления, эмоциональную устойчивость
Задачи: 1) изучить историю возникновения тенниса, а также узнать, что такое теннис, и как он развивался.
2) определить в чём смысл игры в теннис, и что необходимо для игры в теннис.
3) ознакомиться с интересными фактами и рекордами, которые связанны с рассматриваемым видом спорта.
4) проанализировать успехи теннисных школ в Республике Башкортостан
Методы – работа с литературой, интернет-ресурсами, интервью с тренером.
Практическая значимость определяется тем, что её можно будет использовать на уроке физической культуры.
БОЛЬШОЙ ТЕННИС – ОЛИМПИЙСКИЙ ВИД СПОРТА
Большой теннис – это олимпийский вид спорта. Игра заключается в том, что на противоположных сторона корта встречаются 2 (или 4) игрока и пытаются сделать так, чтобы противник не смог отбить пас ракеткой.
История тенниса насчитывает несколько тысяч лет. Впервые в большой теннис начали играть европейские монахи, для развлечения во время религиозных церемоний. Тогда мяч отбивали и подавали рукой. Вскоре появились кожаные перчатки, которые в свою очередь были заменены специальной ручкой для эффективного удара и подачи мяча. Так родилась первая ракетка. С развитием ракетки теннисный мяч также претерпел массу частых изменений. Первый мяч был деревянным, потом появились кожаные, наполненные целлюлозой мячи [1].
Теннис на территории российской империи появился примерно в то же время, как и на территории Британии. Есть предположения, что императорская семья подсмотрело это развлечение у королевской семьи Англии, но информация по этому поводу не подтверждена.
В 80-х годах 19-го века создавались первые клубы лаун-тенниса, а первое официальное соревнование прошло спустя 30 лет – в 1903 году в Санкт-Петербурге. В конце 19 века в имперской России существовало всего лишь 9 залов для игры в теннис, а уже спустя 15 лет их количество увеличилось в 5 раз. Сперва корты делались из деревянных настилов, которые с течением времени совершенствовались, но после революции 1917 года большевики стали считать эту игру уделом богатых и свели на нет развитие тенниса в России. Только в середине 30-х годов прошлого века интерес к игре вернулся на уровень дореволюционного и продолжил развиваться в поступательном направлении.
Теннисная федерация в СССР была создана только в 1956 году, а первые игроки под эгидой федерации смогли принять участие в международных соревнованиях уже в 1958 году. С тех пор игроки из России принимают участие во всех профессиональных турнирах [2].
Первое обнаруженное упоминание о теннисе в Республике Башкортостан относится к 1910 году. В газете «Уфимский край» от 21 июля 1910 года было опубликовано фото: «В Ушаковском саду барышни не без изящества играют в лаун-теннис» [3]. А строительство первых уфимских кортов в Ушаковском саду и саду имени Аксакова связывают с именами купцов Куликова и Виденеева. Позже, в 20-е годы, на месте нынешнего стадиона «Динамо» были построены 4 открытых корта. Директором стадиона был в ту пору Михаил Алексеевич Баринов, которого заслуженно называют основателем современного башкирского тенниса. 1977 год принято считать началом возрождения тенниса в республике. Это произошло вскоре после ввода в эксплуатацию Дворца тенниса в парке им. И. Якутова и организации в нём спортивной детско-юношеской школы. Инициатива принадлежала председателю Федерации тенниса А.И. Цадкину. Его стараниями в республике были собраны лучшие тренерские кадры. Школу тогда возглавила Заслуженный тренер Молдавии (а в последствие Заслуженный тренер России) Рогова Наталья Леонидовна. 15 раз она становилась чемпионкой Молдавии, в 1959 году ей присвоено звание мастера спорта СССР. Наталья Леонидовна воспитала плеяду талантливых игроков: МСМК Лютрову (входила в 10 лучших теннисисток России, участвовала в матчах Кубка Федерации) МС Смирнова, Курицыну, Шестакова, но лучший ученик по праву считается ЗМС – Андрей Черкасов (бронзовый призер Олимпийских игр в Барселоне, двукратный обладатель Кубка Кремля, победитель и призер многих международных турниров) [4]. В 1994 году Рогова была признана лучшим детским тренером России.
Сегодня теннисом в Башкортостане занимается около 2 тысяч человек из них около тысячи детей и юниоров. Основной кузницей кадров является РСДЮШОР по теннису. Школа располагает базой из семи закрытых теннисных кортов с покрытием “Хард”. C 2009 года введено в эксплуатацию 4 открытых корта с искусственным покрытием. В 1993-1995 годах РСДЮШОР неоднократно становилась победителем Кубка России среди ДЮСШ, клубов и академий. В 2004 году сборная девушек выиграла Командное первенство России до 18 лет [5]. В 2008 году воспитанница уфимской школы Елена Чалова впервые за всю историю тенниса в Республике стала Чемпионкой России среди женщин. Также в 2008 году Монова Полина выиграла первенство России до 18 лет, а юная Ольга Шкундина стала бронзовым призёром командного Первенства Европы и вошла в сборную России среди девушек до 12 лет.
В 2008 году на праздновании 100-летия Федерации тенниса России наша РСДЮШОР по теннису была признана лучшей детско-юношеской школой России, а федерация была отмечена как самая динамично развивающаяся федерация тенниса в России и получила гранд от Банка Москвы [3].
Одним из ярких представителей современной теннисной школы РБ является Игорь Кудряшов, который привез российский кубок спустя 25 лет. В 2020 г. он занял первое место на кубке Европы в составе сборной России. Кроме того, стоит отметить, что в РБ систематически проводятся турниры в поддержку теннисистов колясочников [3].
Большой теннис – довольно-таки увлекательная и непростая игра, как может показаться на первый взгляд. Кроме интенсивной физической нагрузки в теннисе нужна смекалка, ведь неслучайно эту игру считают интеллектуальной. Как и в любой игре, в большом теннисе существуют свои правила. В целом смысл игры в теннис состоит в том, чтобы оппонент не сумел отразить удар соперника, положенный на его поле. Теннис может быть одинарным и парным. Одинарный теннис делится на мужской и женский. А вот парный может быть как мужским и женским, так и смешанным, когда две пары (мужчина и женщина) соревнуются друг с другом.
Казалось бы, простая игра с мячом и ракеткой давно превратилась в многомиллиардную индустрию. Неудивительно, что этот вид спорта сопровождается интересными событиями и рекордами. Интересные факты могут «подогреть» интерес к игре. Приведем в пример некоторые из них:
1) самый длинный матч в истории тенниса длился 11 часов 5 минут. Так долго играли между собой француз Николя Маю и американец Джон Изнер. Матч длился три дня. В итоге, победу в этом матче одержал Джон Изнер;
2) если теннисист во время матча в порыве злости ломает ракетку, судьи за это дают штраф. Тем не менее это не остановило российского теннисиста Марата Сафина. В сезоне 1999 года только во время официальных турниров он сломал 48 ракеток;
3) ситуация, когда теннисист одерживает победу, не потеряв ни одного очка, называется «золотым сетом». Подобные выигрыши не редкость на низко рейтинговых турнирах с нестрогим судейством. «Золотой сет» сыграла лишь одна теннисистка Ярослава Шведова. Спортсменка «красиво» обошла Сару Эрони в 2012 году. А вот среди мужчин единственный «золотой сет» на турнире высшего уровня World Championship Tennis сыграл Билл Скэнлон в 1983-м году;
4) Новак Джокович одержал 43 победы подряд. После победы в финале Кубка Дэвиса в 2010 году серб набрал небывалую силу. 43 беспрерывных победы в матчах, где его соперниками были Надаль, Маррэй и многие другие звёзды большого тенниса, принесли Джоковичу множество почётных титулов [6];
5) у австралийского теннисиста Сэмюэля Грота самая быстрая подача — 263,44 км/ч.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
На сегодняшний день в Республике Башкортостан работает более 20 теннисных школ, из них 5 находятся в городе Уфа. Ежегодно в двери теннисных школ приходят более 2000 тысяч детей в возрасте от 4 до 6 лет, однако вступительные отборочные экзамены начинаются с 7 лет.
Ежегодно на одно место в теннисной школе претендует примерно 5 детей. В таблице 1 представлена статистические данные по количеству детей, обучающихся в Федерации Тенниса Республики Башкортостан.
Таблица 1 – Статистические данные по количеству детей, обучающихся в Федерации Тенниса Республики Башкортостан
Пол |
Возраст |
|||
7-10 лет |
11-15 лет |
16-18 лет |
18-35 лет |
|
Мужской |
50% |
40% |
35% |
30% |
Женский |
50% |
50% |
40% |
35% |
Таким образом, исходя из таблицы 1, можно сделать вывод, что с возрастом количество обучающихся мужского и женского пола в Федерации Тенниса Республики Башкортостан имеет тенденцию к снижению. Данный факт можно объяснить тем, что не все дети могут справиться с эмоциональной нагрузкой при проигрышах во время игр.
Кроме того, стоит отметить различие в мотивации и интересе в физических действиях и спорте у различных полов, которые заметны с раннего детства. Данные различия перечислены в таблице 2 [7].
Таблица 2 – Психологические аспекты, иллюстрирующие различия между мужчинами и женщинами
аспект |
мужчина |
женщина |
1 |
2 |
3 |
Предпочтительная интенсивность игр и занятий |
Активные игры соревнования Пассивные или спокойные игры, с меньшей мышечной активностью |
Активные игры соревнования Пассивные или спокойные игры, с меньшей мышечной активностью |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
Волнение |
Мужчины страдают от волнения реже, чем женщины. Они реагируют с меньшей чувствительностью, нетерпеливостью и, часто, менее нервно |
Женщины страдают от волнения чаще, чем мужчины. Они реагируют с большей чувствительностью, нетерпеливостью и, часто, более нервно |
Принятие решений |
Более уверенные |
Менее уверенны |
Уверенность |
Больше уверенности в себе |
Меньше уверенности в себе, нет чувства безопасности. Больше переживают о своём здоровье. Беспокоятся о потере женственности |
Однако, стоит отметить, что девочки обладают большим желанием учиться во время тренировок, они более дисциплинированы и обладают большей способностью смешиваться с группой и становиться её частью. Они в большей степени нуждаются в тренере, более открыты и благодарны за совет. К тому же исследования показали, что спортсменки более старательны и щепетильны, чем спортсмены.
Также стоит отметить, что примерно из 1000 обучающихся Федерации Тенниса Республики Башкортостана только 2 становится Чемпионом России.
Кроме того, было проведено исследование среди учащихся 4 класса Ордена дружбы народов гимназия № 3 имени А. М. Горького. Одноклассникам было предложено заполнить анкеты, отметив свои ответы на вопросы на специально приготовленном бланке (Приложение А).
В ходе опроса было выявлено, что примерно 56% обучающихся занимается спортом (17 человек), из них 51% более 5 раз проигрывало в различных соревнованиях. Также было выявлено, что из 30 человек только 14 систематические занимаются спортом, причем 5 человек из них занимаются в нескольких секциях (рисунок 1).
Рисунок 1 – Статистика посещения спортивных секций учеников 4Д класса
В ходе исследования было выявлено, что большая часть детей все же занимается спортом, однако было выявлено отсутствие систематичности и регулярности посещения секций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проектной работе была выявлена история происхождения игры в теннис, как в неё играют и что для этого необходимо. Было выявлено, что теннис – полезный вид спорта, которым могут заниматься абсолютно все люди. Теннис не может навредить. Он, напротив, прибавляет здоровье, закаливает характер и знакомит с новыми друзьями!
Кроме того, в ходе исследования было выявлено, что многим детям нравится спорт, однако отсутствует систематичность в занятиях. Стоит отметить, что детям необходимо проявлять интерес к различным видам спорта, так как спорт дает уверенность в своих силах, закаляет детей в стремлении к успехам, решительности, выдержке и дисциплинированности.
Предположение, что не все дети могут справиться с эмоциональной нагрузкой при проигрыше, и, как следствие, уходят из спорта, подтвердилась исходя из вышеперечисленного исследования на основе школы Федерации Тенниса Республики Башкортостан.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
https://sportsfan.ru/sports-academy/summer-sports/tennis/history-of-tennis.html (дата обращения 13.09.2022);
https://metaratings.ru/sports-terms/istoriya-razvitiya-bolshogo-tennisa-v-rossii-i-mire/ (дата обращения 15.09.2022);
http://fptrb.ru/history/ (дата обращения 13.09.2022);
https://maxpark.com/community/3462/content/937473 (дата обращения 20.09.2022);
https://juniortennis.ru/news/nadezhdy-i-razocharovaniya-ufimskogo-tennisa/ (дата обращения 20.09.2022);
https://www.professionalsport.ru/blog/2015/07/06/samye-yarkie-rekordy-v-tennise (дата обращения 15.09.2022);
https://tennis-i.com/tennisnaya-entsiklopediya/treneram/osobennosti-podgotovki-tennisistok.html (дата обращения 20.09.2022)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Занимаетесь ли Вы спортом?
Каким видом спорта Вы занимаетесь?
Как часто Вы занимаетесь спортом? (более 3-4 раз в неделю, 1-2 раза в неделю)
Как часто Вы проигрывали в соревнованиях?