Насилие в семье - социальная проблема современного российского общества

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Насилие в семье - социальная проблема современного российского общества

Мельникова П.Д. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 Копейского городского округа
Шпакова Е.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 Копейского городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Преобразования, которые осуществляются в России сегодня, обострили многие проблемы, в том числе и социальные. В последнее время особую актуальность приобретает проблема семейного насилия. Эта тема не принималась, замалчивалась и отвергалась обществом, что породило множество заблуждений и неверных представлений

Социальная актуальность проблемы совершенно очевидна. По данным, которые приводились в Госдуме и Всемирной организации здравоохранения в 2021 году, регулярным избиениям родителями подвергается около 2 млн детей; примерно 50 тыс. ежегодно уходят из дома в бродяжничество, не вынеся жестокого обращения и постоянных конфликтов, более сорока миллионов детей до 18 лет по всему миру были подвержены различным видам насилия [8, c. 131]. Для 10 % этих детей становится летальный исход, а для 20 % детей - самоубийство. Более 50% детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. По исследованиям центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном 60-70 % таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца)[4]. Они отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами, которые подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям. Практически всегда, убегая из дома, дети не ходят в образовательные учреждения или появляются там эпизодически. Выявлен рост таких явлений, как «беспризорные дети», «безнадзорные дети», «детское бродяжничество» и т.д. В обиход вошли такие понятия, как «социальное сиротство» и «дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию». Иначе говоря, эта беда не только разрушает моральные и нравственные основы общества, но и становится силой, угрожающей безопасности человека и будущему страны.

Терпимость ко всякому роду насилия - это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Мы привыкли видеть в печати, на телевидение и в кино, разного рода насилие, и стали относится к нему спокойно, не замечать. Поэтому, в данной сложившейся ситуации, политика, проводимая государством по пресечению насилия в отношении детей в рамках семьи особенно значима.

Исходя из сказанного, целью нашего исследования является изучить проблему насилия в современной российской семье.

Объект исследования: насилие в современной российской семье и его формы

Предметом исследования: общественное мнение по поводу актуальности проблемы насилия в современной российской семье

Гипотеза: Насилие порождает насилие, жестокость порождает жестокость. Насилие над ребенком в семье сегодня - социальная проблема общества и государства завтра.

В соответствии с целью исследовательской работы можно выделить следующие задачи:

1.Изучить основные подходы к проблеме насилия

2.Рассмотреть основные виды, причины и факторы насилия в семье.

3.Охарактеризовать социальные последствия для подростков, подвергающихся насилию в семье.

4.Рассмотреть нормативно правовые основы по данной теме.

5.Изучить влияние социальных последствий насилия на социализацию подростка как личности в обществе.

6.На основе полученных данных провести анализ и обработать полученные результаты.

Методы исследования: анализ научной литературы по данной проблеме исследования, тестирование, анкетирование, диагностика, анализ статистических данных и материалов периодической печати; подбор диагностических методик, наблюдение, беседа.

Научная значимость исследовательской работы заключается в обоснования необходимости социальной работы с подростками, подвергшимися насилию в семье

Практическая значимость исследовательской работы состоит в разработке, конкретных предложений по работе с подростками, подвергшимися насилию в семье. Материалы исследовательской работы могут быть использованы для работы социального педагога и классных руководителей с подростками подвергшихся насилию в семье.

Перспективы дальнейшего исследования: Разработать и апробировать конкретные предложения по работе оказания социальной помощи подросткам, пережившим насилия в семье, направленную на успешную адаптацию его в обществе и рассмотреть более подробно законодательную базу по данной проблеме.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ НАД ПОДРОСТКОМ И ВЛИЯЮЩИХ НА НЕЁ ФАКТОРОВ

1.1 Освещение проблемы в научной литературе.

Современный мир столкнулся с огромным числом проблем: наркомания, ВИЧ – инфекции, преступность, демографический кризис. На этом фоне проблема семейного насилия не кажется самой пронзительной и злободневной. Однако на самом деле - это самая актуальная и серьезная проблема на сегодняшний день. Хочется думать, что в своей семье дети всегда, как в надежном убежище смогут укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира, найти защиту и поддержку в любви тех, с кем они поддерживают самые близкие отношения. Однако для многих подростков желание обрести семейный покой оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

Социальная проблема насилия - большая область, которая исследуется в мировой научной литературе последние тридцать лет (Д. Левинсон, Дж. Кабрин, Д. Финкелхор, К. Брон, Э.Миллер, и др.). В отечественной науке этот вопрос начал рассматриваться в науке сравнительно недавно. (Сафронова Т.Я., Соколова Е.Т., Цимбал Е.И. и др.).

Этой проблеме посвящен ряд исследований проведенных в разных странах и хотелось бы отметить наиболее ценные из этих работ. В 2005 Бергер провел исследование, в котором анализирует проблему соотношения низкого уровня доходов родителей и физического насилия над детьми, в котором основной акцент делается на неполных семьях [11, c. 29]. Бельский, основываясь на своих исследованиях, утверждает, что именно социальная изоляция родителей является основной причиной проявления агрессии и насилия над детьми. Причем под социальной изоляцией он понимает не отсутствие связей с друзьями или соседями, а недоступность социальной поддержки со стороны официальных государственных институтов [12, c. 35].

Иранский исследователь Мухаммадхани в своем исследовании приходит к выводу, что существует непосредственная связь между общим состоянием здоровья родителей, уровня их жизни и экономического благосостояния и проявления насилия над детьми. Также это исследование показало, что на уровень насилия влияют также ряд других факторов, таких как уровень образования родителей, их подверженность стрессам, пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также профессии родителей [4, c. 145].

В 1980 году Бельский предложил экологическую модель, для объяснения факторов влияющих на насилие над детьми и предлагает рассматривать эти факторы в четырех уровнях:

1)Индивидуальный уровень — такие как биологические, психологические и другие личные особенности.

2)Уровень семейных факторов или уровень микросистем — в этот уровень входят такие факторы как семейные конфликты, неполные семьи, последствия развода родителей, количество членов семьи и др.

3)Уровень социальных факторов — на этом уровне принимаются во внимание влияние макросистемы на семейное насилие посредством таких факторов как социально-экономический статус семьи, доступ к социальным благам, уровень безработицы и др.

4) Культурный уровень — на этом уровне действуют такие факторы, как уровень религиозности родителей, принята в обществе система ценностей и отношений к детям и т д [12, c. 35].

Проанализировав идеи вышеупомянутых ученых, можно сказать, что каждый из них прав, утверждая, что семейное насилие явление сложное, зависящее от многих факторов. Но несмотря на всю важность и актуальность проблемы насилия, до сих пор не существует единого видения данной области в социологических исследованиях.

В настоящее время представители различных теоретических направлений сходятся в признании негативного влияния насилия на формирование личности, психики и поведения подростка и считают, что насилие, совершенное по отношению к нему, по своим последствиям относится к самым тяжелым социальным и психологическим травмам.

Изучение феномена насилия в семье над подростками по-прежнему порождает больше вопросов, чем ответов, и не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой насилия, имеются ответы.

1.2. Насилие в семье - один из факторов, влияющих на социальную адаптацию подростков.

Термин «насилие», согласно словарям С. И. Ожегова и Ушакова может быть истолкован как: «1) принуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы; 2) принудительное воздействие на кого-либо; 3) притеснение, беззаконие».

Семейное насилие – это система поведения человека, целью которого является достижение власти и контроля над близкими ему людьми. Во многих странах семейное насилие рассматривается как серьёзная социальная проблема и входит в сферу интересов различных социологов и ученых.

Под определением «насилие» понимают меру воздействия, которая может причинить вред физическому или психическому здоровью человека, а также угрозы совершения таких актов: принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.

Особенностью насилия в семьи, является то, что в отличие от негативов, происходящих во внешней среде, домашнее насилие не является единичным случаем. Это процесс регулярно повторяющийся, длящийся иногда по несколько десятков лет. Таким образом, мы видим, что насилие не минутный выплеск ярости, а хладнокровно обдуманный стиль поведения, для того, чтобы полностью контролировать жизнь того, кто подвергается насилию. Это факт воздействия человека посредством уничтожения его личного «Я» через физическую жестокость, морально-психологическое подавление и сексуальное насилие. Чаще всего жертвами насилия в семье становятся наименее защищённые члены-дети, женщины, инвалиды, старики.

Насилие в семье появилось не сегодня. И если мы обратимся к истории, то увидим, что совсем ещё недавно насилия в быту в Советском Союзе официально "не существовало". Как правило, изучение этого феномена сводилось только к рассмотрению физического насилия в соответствии со статьями Уголовного кодекса.

В условиях современной России, экономическая и социальная нестабильность, вызвала рост криминала и появление насилия по отношению к подросткам. Кроме того, и влияние СМИ, пропагандирующих насилие в телевизионных фильмах, новостных программах тоже внесло свою лепту в распространение насилия. Поэтому, появление различных девиантных форм поведения по отношению к подросткам в условиях современного общества является естественным.

В последние годы по инициативе дамских коллективных организаций, с 1993 года, в печати стали появляться первые публикации, посвященные проблеме роста насилия в семье. После этих публикаций общественность наконец-то узнала, что 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. После подобных публикаций, митингов и требований в стране официально утвердили следующее - насилие в семье есть и это наказуемо. Но, к сожалению, все свелось только к физическому насилию. Ситуация не изменилась и по сей день. Всем понятно, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми остается одной из самых актуальных и заставляет искать все новые варианты решения – это национальная беда и трагедия.

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка, в том числе любое бездействие, приводящее к риску причинения серьезного вреда. Выделяют 4 основных вида насилия:

1/Физическое насилие

- это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений подростку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. И подобный вид насилия над подростками проявляется как: удары по лицу, тряски, толчки, затрещины, удушения, пинки, заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; избиение ремнем и веревками, нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

2/Пренебрежение основными нуждами подростка (моральная жестокость)

- это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию подростка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Причинами неудовлетворения основных потребностей подростка могут служить: отсутствие соответствующего возрасту и потребностям подростка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие заботы и присмотра за подростком; отсутствие внимания и любви к подростку и др.

3/Эмоциональное (психологическое) насилие

однократное или хроническое психическое воздействие на подростка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у подростка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Психолого-социальным насилием над подростком являются: угрозы в адрес подростка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; лишение подростка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к подростку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у подростка психическую травму; преднамеренная изоляция подростка, лишение его социальных контактов; вовлечение подростка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

4/Сексуальное насилие

американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его, по крайней мере, на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с подростками. К данному виду насилия относятся: любой телесный контакт с половыми органами подростка, а также ласки эрогенных зон; сексуальная эксплуатация подростка для порнографических целей или вовлечение в проституцию; демонстрация эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции подростка.

Существует ряд факторов, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье. К ним относят:

 неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех

 молодые семьи (где родители не достигли совершеннолетия)

 семьи с патриархально-авторитарным укладом

 наличие в семье лица больного алкоголизмом, наркоманией

 проживание в семье лица, вернувшегося из мест лишения свободы

 безработица, постоянные финансовые трудности

 семьи со сложным психологическим климатом

 теснота жилплощади и скученность членов семьи

 статус беженцев, вынужденных переселенцев

 семьи, имеющие ребенка с умственными и физическими недостатками

 семьи, имеющие детей с гиперактивным поведением

 семьи с низким уровнем культуры и образования

Сами по себе эти факторы не являются признаками жестокого обращения. Но семьи с подобными признаками, нуждаются в более пристальном контроле со стороны специалистов, так как все это значительно повышает угрозу жестокого обращения.

1.3. Законодательство об ответственности за жестокое обращение с детьми

Сегодня существует большая сеть ведомств, занимающихся решением проблем в семье (службы семьи, материнства и детства, учреждения здравоохранения, образования, бюро судебно-медицинской экспертизы, правоохранительные органы, прокуратура, суд, духовенство). Каждое имеет централизованное руководство, но нет спланированной стратегии в координации работы этих ведомств. Главная проблема - отсутствие четко скоординированного взаимодействия всех ведомств и неполное и некачественное оказание помощи.

Обращаясь в учреждения обслуживания семьи и детей, человек может получить психологическую, психотерапевтическую, юридическую, медицинскую помощь, но виновник этой ситуации может уйти от ответственности. Одной из трудностей при решении проблемы насилия в семье является сложность выявления случаев насилия, которая обусловлена несколькими основными факторами:

1) по сложившейся в России традиции многие подобные случаи не признаются членами семьи как насилие, а объясняются теми или иными причинами (воспитанием, защитой интересов семьи и другими);

2) очень многие ведут политику «не выносить сор из избы». При сложившемся стереотипе мышления члены семьи таким образом бояться ее опозорить;

3) подавляющее большинство населения не знает, куда можно обратиться и грамотно, на законных основаниях получить защиту;

4) также существует огромное количество сопутствующих этому побочных факторов: финансовые, психологические зависимости, давление родственников, сохранение семьи только ради ребенка.

Поэтому возникает необходимость повышения информированности населения о различных случаях насилия и о грамотных способах защиты.

Право родителей на воспитание детей является наиболее важным среди родительских обязанностей. Родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной, уголовной, гражданско-правовой.

Административная ответственность: Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ). Вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, влечет административное наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 6.10 КоАП РФ). Рассмотрение дел по указанным статьям относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность: Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложены обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, предусмотрена уголовная ответственность. Родители могут быть привлечены к уголовной ответственности за действия, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Р. Ф.: ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства) ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117УК РФ (истязание), ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст. 131 УК РФ (изнасилование); ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135 УК РФ (развратные действия) ст. 125 УК РФ (оставление в опасности); ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному); ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий), ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

Гражданско-правовая ответственность: Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь негативные последствия для родителей в виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ). В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность родителей и организаций, в которые был помещен несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, за вред, причиненный несовершеннолетним (ст. 1073-1075 ГК РФ). К дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми, в соответствии с административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

1.4. Социальные последствия насилия в семье над подростками

Разнообразные проявления насилия над детьми имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического и экономического устройства. Долгое время в нашем обществе старались обходить молчанием эту проблему. Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их зависимым, подчиненным положением от взрослых, а также физической, психической и социальной незрелостью. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их последствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза его жизни или даже смерть.

Подростки, пережившие насилие в семье отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами. Им некому рассказать о своих проблемах и эмоциональных переживаниях. Зачастую они очень одиноки, озлобленны на всех окружающих их людей, и отсюда возникают сложности общения даже со своими сверстниками. Такие подростки не признаются себе и окружающим, что у них проблемы, связанные с насилием в их семье и упорно отказываются от какой-либо помощи. Насилие в семье по отношению к подросткам ведет к появлению многих проблем, как в жизни пострадавших, так и в самом обществе. Социальные последствия жестокого обращения с детьми проявляются не сразу и носят серьезный характер, влияя на последующую жизнь ребенка. Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий – вред для ребенка и вред для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социальной адаптации. У них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиции, чтобы завоевать авторитет в школе и т. п. Решение своих проблем такие дети часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с появлением у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, воровству и другим уголовно наказуемым поступкам. Таким образом, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Для общества последствия насилия над детьми проявляются, прежде всего, в потере человеческих жизней в результате убийств детей или их самоубийств; кроме того, это потеря полноценных работоспособных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, их низкого уровня образования и профессиональной подготовки, криминального поведения. Это и потеря в их лице, будущих родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости и насилия в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ О СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ПОДРОСТКОВ.

2.1. Изучение мнения обучающихся, учителей и родителей МОУ СОШ №21 г. Копейска по проблеме семейного насилия и о социальных последствиях насилия в семье на социальную адаптацию подростков.

Объект исследования – обучающиеся, учителя и родители МОУ СОШ №21 г.

Предмет исследования – мнение обучающихся, учителей и родителей МОУ СОШ №21 г. Копейска в возрасте от 11 до 75 лет по проблеме семейного насилия и о социальных последствиях насилия в семье на социальную адаптацию подростков

Гипотеза исследования: если семейное насилие в семье присутствует, то оно является следствием отсутствия взаимопонимания, уважения и любви.

Рабочие гипотезы:

1.По мнению обучающихся в случае проявления агрессии ответная агрессия, в большинстве случаев, служит адекватным ответом на ситуацию.

2.В случае факта семейного насилия не целесообразным является обращение в правоохранительные органы, т.к. семейное насилие – это исключительно внутрисемейное дело.

Проведенное исследование имело целью изучение мнения обучающихся, учителей и родителей МОУ СОШ №21 г. Копейска в возрасте от 11 до 75 лет по проблеме семейного насилия и о социальных последствиях насилия в семье на социальную адаптацию подростков

Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1/выяснить уровень осведомлённости по проблеме семейного насилия опрошенных;

2/узнать мнение опрошенных об этой проблеме;

В качестве метода исследования, было выбрано анкетирование респондентов – в котором используется специально оформленный список вопросов (Приложение 1).

В опросе для настоящего социологического исследования приняли участие 200 человек в возрасте от 11 до 75 лет.

Анализ проведённого исследования

Результаты исследования:

1.Среди опрашиваемых 192 респондента (96 %) знакомы с проблемой насилия в семье, и всего лишь 8 респондентов (4 %) указали на свое незнание о существовании данной проблемы (Приложение 2, диаграмма 1).

2.Среди причин семейного насилия указывались такие причины как «отсутствие любви и уважения, взаимопонимания» (192 респондента (96%)) – этот вариант ответа приводился практически во всех анкетах, - затем следовала «невоспитанность», «плохое воспитание», «отсутствие понятия духовности, чести, нравственности и морали» (45 респондентов (22,5%)); указывались также «пьянство», «вредные привычки» (80 респондентов (40%), «материальная зависимость» (8 респондентов (4%); некоторые не смогли ответить на данный вопрос (8 респондентов (4%) (Приложение 2, диаграмма 3).

3.Многие из опрошенных считают, что чаще всего семейному насилию подвергаются женщины, так ответили 197 респондентов (98,5 %). 187 человек ответили, что это дети (93,5 %). 80 граждан посчитали, что чаще семейному насилию подвергаются пожилые люди (40%). (Приложение 2, диаграмма 4).

4.56 человек (28%) считают, что терпение и прощение – это те вещи, которые могут помочь в ситуации семейного насилия. 144чел. - считают такое поведение недопустимым (72%) (Приложение 2, диаграмма 5).

5.Большинство участников исследования (147 респондентов (73,5%)) считают, что проблема семейного насилия вышла за рамки личной и стала актуальной для государства и общества в целом. Однако, 53 респондента (26,5 %) всё так же считают этот вопрос личным (Приложение 2, диаграмма 6).

6. В своих ответах наиболее часто под семейным насилием отметили побои, так ответили 144 респондента (72%). Несколько меньше выбрали систематическую нецензурную брань (75человек (37,5%)) и физические наказания детей (60 человек (30%)). Большинство опрошенных жителей г.Копейска не считает насилием запрет заниматься тем или иным делом (36 человек (18%)). Около половины считают, что пьянство и угроза физического воздействия – это тоже своего рода проявления насилия (96 человек (48 %) (Приложение 2, диаграмма 7).

7.На вопрос о целесообразности обращения за помощью 147 опрошенных указали на необходимость этих действий (73,5 %), 18,5 % - ответили отрицательно (37 человек), 16 респондентов затруднилось ответить – 8% (Приложение 2, диаграмма 9). При этом среди мест, где жертвам семейного насилия могла бы быть оказана помощь указывались: «милиция» – 45,5 % (91 респондент), «психолог» – 26,5 % (53чел.), «социальные организации» – 18,5% (37чел.) (при этом не указывалось в какие именно социальные организации), «суд», «к друзьям / родственникам» по 9,5 % (19чел.) (Приложение 2, диаграмма 10).

8.Среди методов предотвращения насилия в семье были перечислены следующие: «на насилие отвечать насилием» - 18,5 % (37человек), «с детства закладывать уважение к людям, тактичность» 37 респондентов - 18,5%; к наиболее встречающимся ответам была отнесена «беседа, разговор» - 56 % (112чел.). Такие радикальные ответы как «привлечение к уголовной ответственности» практически не приводились (Приложение 2, диаграмма 11). Говоря об эффективности этих мер, большинство участников исследования затруднились дать ответ: 176чел.-88 %, оставшиеся 24 - 12 % предположили, что это самая действенная мера при решении сложившейся ситуации (Приложение 2, диаграмма 12).

9.Анализ причины поведения в конфликтных ситуациях, а также отношение к агрессивным способам решения конфликтных ситуации, показал, что 54,5 % - 109 участников исследования, не согласны с тем, что необходимо отвечать агрессией на агрессию, 27% - 54 опрошенных - высказались «не всегда», а - 18,5% (37 респондентов) согласились с данным высказыванием (Приложение 2, диаграмма 13).

10. К наиболее частым способам решения конфликтов в своей семье участники исследования отметили: «разговор» - 45,5 % (91чел.), «осмысление проблемной ситуации», «понимание друг друга», «общее решение» - 40 % (80чел.), «взаимные уступки» - 30,5 % (61чел.); а 13 опрошенных - 6,5 % высказали такую точку зрения, как «не создавать их», а также предположили эффективной «помощь врача» (Приложение 2, диаграмма 14).

Итак, в результате анкетирования были выявлено, что лишь небольшое количество не знает о существовании проблемы семейного насилия и сталкивалось с данной проблемой. Одна из главных причин семейного насилия, по мнению участники исследования, – это отсутствие любви и взаимопонимания в семье. Чаще всего подвергаются семейному насилию, по мнению опрошенных, женщины и дети. Большинство участников исследования считают, что терпеть и прощать семейное насилие нельзя, а также, что проблема семейного насилия вышла за рамки личной и стала актуальной для государства и общества.

К сожалению, мало кто из опрошенных указал, что в случаях проявления насилия в семье, необходимо обращаться за помощью. И еще меньше выбрали милицию среди мест, где жертвам семейного насилия могла бы быть оказана помощь. Из этого можно сделать вывод, что большинство опрошенных плохо информированы о том, куда можно обратиться в случае наличия насилия в семье, о существовании так называемых телефонов доверия, знают не больше 5% и считают беседу способом избегания семейного насилия, но её эффективность оценить не могут.

В ходе проведённого исследования гипотезы подтвердились.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В человеке изначально заложен гуманизм, но постепенно в нем развивается жестокость, которая особенно проявляется в период взросления. Откуда и почему берется это стремление к насилию над ближним? Человек убивает самого себя под воздействием факторов окружающей его среды. И свое личное «Я» становится для него намного дороже, чем самые близкие люди. Изначально в ребенке заложена неопределенность. С одной стороны в нем, можно, развить добро и милосердие, с другой стороны – жестокость и насилие. В настоящее время проблема социального благополучия детей в условиях семьи является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Статистика показывает, что дети-жертвы, вырастая, в 7 раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками, в 10 раз больше совершают попытки суицида. Они составляют 60-70 % беглецов из дома, 68% детской проституции приходится на них. От насилия в России ежегодно страдают два миллиона детей. И эта статистика касается лишь грубого физического воздействия. Количество семей, где к детям применяют более изощренное насилие - психологическое либо экономическое - никто не считал. Насилие в семье в течение длительного времени вредит социальному благополучию детей. Результатом его воздействия может стать заниженная самооценка ребенка, и в будущем ему будет трудно доверится кому-нибудь из страха злоупотребления и боли. Таким образом, дети, перенесшие жестокое обращение, обычно попадают в изоляцию и могут демонстрировать достаточно – агрессивное поведение, если кто-то пытается приблизиться к ним. Кроме того, такие дети обычно имеют больше проблем в образовательных учреждениях, чем те, кто воспитываются в семьях, свободных от насилия. Подростки, перенесшие жестокое обращение, подвержены повышенному риску психологических и социальных проблем, в том числе депрессии, алкоголизму, и зависимости от психоактивных веществ. Также среди них чаще всего встречаются люди, совершающие суицидные попытки. Такие дети, также испытывают сложности с контролем своих эмоций и поведения. Они менее популярны, более конфликтны и более социально отвергаемыми, чем их обычные сверстники. Для подростков, перенесших жесткое обращение, социализация осуществляется через негативный опыт, при отсутствие поддержки. Они часто усваивают пренебрежение, манипуляцию и другие проблемные модели поведения в качестве способов избежания жестокого обращения; могут научиться эксплуатировать, унижать и терроризировать. Исследования показали, что решение многих проблем семейного насилия возможно путем повышения уровня информированности о насилие в семье и его социальных последствиях. Тема насилия всегда неприятна и пугает, особенно если речь идет о детях. Но говорить об этом важно и нужно для того, чтобы каждый человек мог помочь, при необходимости распознать насилие и сообщить в соответствующие службы. Дети составляют особую группу риска, так как во всем зависимы от взрослых (родители, воспитатели, учителя), находятся в их власти.

В своем исследовании мне удалось изучить основные подходы к проблеме насилия, рассмотреть основные виды, причины и факторы насилия в семье и дать характеристику социальным последствиям для подростков, подвергающихся насилию в семье. Также были рассмотрены нормативно правовые основы по данной теме и изучено влияние социальных последствий насилия на социализацию подростка как личности в обществе. В ходе исследования работы мне удалось выяснить уровень осведомлённости по проблеме семейного насилия, систематизировать и оформить полученный материал в единое целое. Цель поставленная в работе полностью достигнута, гипотеза подтверждена.

Терпимость ко всякому роду насилия - это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Мы привыкли видеть в средствах массовой информации, на телевидение и в кино, разного рода насилие. Стали относится к нему спокойно, и не замечать. Поэтому, в данной сложившейся ситуации, политика, проводимая государством по пресечению насилия в отношении детей в рамках семьи особенно значима.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алиев К.Б. Типология потерпевших от насильственных преступлений // Состояние и тенденции насильственной преступности в РФ. Сборник научных трудов. - М.: - 1993, с. 89-95.

Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми. - М., 1997.-133

Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника // Автореф. ... доктора пед. наук. - М., 1991. - 32 с.

Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 416 с.

Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации. 2001". - М.: Синергия, 2001.-159 с.

Гурко Т.А. Трансформация института семьи // Социологические исследования. 2009. № 10.

Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия: Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Питер, 2003. - 247с.

Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья: стратегии выживания // Семья в России. 2008. № 3-4.

Насилие в семье: Как бороться с ним государству: Нынешний статус и необходимые улучшения. / Пер. с англ. - М.: Глас, 1999. - 191 с.

Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: На уч.-метод. пособие / Л.С. Алексеева и др. - М.: Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания, 2012. - 134 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений.- 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 728 с.

Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. - М.: "Плэйт", 2004. - 112 с.

Социальные работники за безопасность в семье. Учебное пособие. / Под ред. Либоракиной М.И. Шапиро Б.Ю. и др. - М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 2010. - 144 с.-144

Тархова Л.П. Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели. — М.: Изд-во «Знание», 1997. - 254 с.

Ткач Л.Т. Семейные взаимоотношения и их роль в формировании личности ребенка // Вестник Приднестровского университета. - 1996. - № 2. —С. 81-84.

Предотвращение насилия в семье / Под ред. Захаровой Ж. А. – М: Оргсервис. – 2005. – С. 5.

Сошникова И. В. Насилие в семье: социальные предпосылки и факторы риска // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 20 (201). – С. 170 .

Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru

Приложение I. Анкета

Уважаемый респондент!

Данный опрос проводит учащаяся 9 класса МОУ СОШ №21 г. Копейска. Целью исследования является изучение мнение обучающихся, учителей и родителей МОУ СОШ №21 г. Копейска в возрасте от 11 до 75 лет по проблеме семейного насилия и о социальных последствиях насилия над подростками в семье. Опрос является конфиденциальным, результаты будут использованы в исследовательской работе в обобщенном виде.

Ваш пол___________ Ваш возраст______________

Известно ли Вам что-нибудь о насилии в семье?

Да

Нет

Сталкивались ли Вы с насилием в семье?

Да

Нет

Как Вы думаете, в чем состоят основные причины насилия в семье?

_______________________________________________________________________

Как Вы считаете, кто чаще подвергается семейному насилию?

_______________________________________________________________________

Терпение и прощение – те вещи, которые могут помочь в ситуации семейного насилия – разделяете ли Вы это утверждение?

Да

Нет

Как Вы считаете, насилие в семье является сугубо личной проблемой или проблемой общественности и государства?

_______________________________________________________________________

Что, по вашему мнению, включает в себя понятие «семейное насилие»? (возможно несколько вариантов ответа)

Побои

Физическое наказание детей

Систематическая нецензурная брань

Запрет заниматься тем или иным делом

Другое

На Ваш взгляд, целесообразно ли обращаться в какие-либо инстанции за помощью? Если да, то куда, по Вашему мнению, можно обратиться?

_______________________________________________________________________

Существуют ли, на Ваш взгляд, меры по устранению насилия в семье? Являются ли эти меры эффективными?__________________________________

Согласны ли Вы, что агрессией нужно отвечать на агрессию?

Да

Нет

Не всегда

Какие наиболее характерные для Вас способы разрешения конфликтных ситуаций в семье?______________________________________________________

Благодарим Вас за участие в исследовании!

Приложение II.

Диаграмма 1.Известно ли Вам что-нибудь о насилии в семье?

Диаграмма 2.Сталкивались ли Вы с насилием в семье?

Диаграмма 3.Как Вы думаете, в чем состоят основные причины насилия в семье?

Диаграмма 4.Как Вы считаете, кто чаще подвергается семейному насилию?

Диаграмма 5.Терпение и прощение – те вещи, которые могут помочь в ситуации семейного насилия – разделяете ли Вы это утверждение?

Диаграмма 6.Как Вы считаете, насилие в семье является сугубо личной проблемой или проблемой общественности и государства?

Диаграмма 7.Что, по вашему мнению, включает в себя понятие «семейное насилие»?

Диаграмма 8. Испытывали ли Вы хотя бы раз насильственные действия (брань, угрозы, физические действия и так далее) со стороны членов своей семьи?

Диаграмма 9. На Ваш взгляд, целесообразно ли обращаться в какие-либо инстанции за помощью?

Диаграмма 10.Куда, по Вашему мнению, можно обратиться в случае семейного насилия?

Диаграмма 11. Существуют ли, на Ваш взгляд, меры по устранению насилия в семье?

Диаграмма 12.Являются ли существующие меры по устранению насилия эффективными?

Диаграмма 13.Согласны ли Вы, что агрессией нужно отвечать на агрессию?

Диаграмма 14.Какие наиболее характерные для Вас способы разрешения конфликтных ситуаций в семье?

Приложение III

Основные факторы риска

Приложение IV

Обращение к родителям от детей!

 

МЫ - ПРОТИВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ!

ДОРОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ!

Каждый ребёнок думает и верит, что в своей семье он, как в надежном убежище, сможет укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало ему вне дома, он надеется найти защиту и поддержку у тех, кого он любит и кому он верит.

А это вы, дорогие родители!

Для кого-то фраза «Дети — это наше будущее» покажется избитой и банальной, но она имеет глубокий смысл. Дети — это воплощение и реализация желаний и надежд взрослых, которые в последнее время из-за большой занятости не замечают детских переживаний и проблем. И это становится нормой и бичем нашего современного общества.

С ребенком всегда можно договориться, найти общий язык без применения спецсредств и насилия. Ведь это разрывает отношения между детьми и родителями. Заканчивается это уходами из дома, употреблением алкоголя и табачных изделий, уличной жизнью.

«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.

Прежде чем обидеть — посчитай до ста.

Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».

В последнем случае лучше сосчитать до миллиона — тогда Вы (отец или мать) окончательно остынете, и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного (или чужого) ребенка!

Родители, пожалуйста, учитесь владеть собой! Выдержка! Выдержка! И еще раз выдержка! Ведь никакая оценка в школе не стоит здоровья ребенка!

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьёз,

Даже если они провинились.

Ничего нет дороже слез,

Чем с ресничек родных скатились…

       
Просмотров работы: 2301