Введение
XXI век изменил наш быт почти полностью. Тысячелетняя традиция ручного творческого труда ушла, у наследников этой традиции возник серьезный пробел в воспитании вкуса и гармонии. Богатство русского народа громадно. Веками копилось оно, и вкладывали люди в него не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Уходило и терялось многое, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает неповторимый, дивный лик народа, творчество которого надо изучить, сохранить и передать следующим поколениям [7].
Я родилась в многодетной семье, доброй традицией нашей семьи стало изготовление сказочных костюмов на праздники. С самого раннего детства Сказка приходила в мой дом. (Приложение 1) Мне нравились русские народные костюмы, особенно короны русских красавиц – кокошники. Я захотела сама заглянуть в сокровищницу русской культуры, изучить ее и поделиться своими знаниями с друзьями, воплотить сказку в быль, показать, что русская культура уникальна и современна.
И я поставила перед собой цель: рассказ о культуре и быте русского народа при помощи костюмов.
Для этого мне надо решить следующие задачи:
- познакомиться с бытом русской деревни;
- изучить историю формирования русского народного костюма;
- создать образовательный лэпбук «Русская народная культура и быт»;
- сшить русские народные костюмы для кукол;
- вместе с мамой сшить детские костюмы в русских народных мотивах;
- 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России, обозначить для себя этапы изучения русской культуры;
- повысить уровень знаний о традициях и культуре русского народа;
- рассказать о культуре русского народа, показать красоту русского костюма и принести русский народный костюм в культурную жизнь и образовательный процесс.
Гипотеза: народной русской культуре есть место в современном мире.
Идея проекта:
Раскрытие творческого потенциала школьников в сфере литературы, художественного искусства, народного творчества, получение ими знаний о традициях и культуре русского народа с помощью народного русского костюма. Автор проекта в красочных русских костюмах пела, танцевала, проводила мастер-классы, рассказывала о русской культуре ученикам и гостям нашей школы в очном формате и на онлайн-платформах. Именно при такой подаче информации и взрослые, и дети проявляли искренний и неподдельный интерес к родной культуре. Таким образом, происходила успешная интеграция культурной самобытности в современное пространство. Проект долгосрочный, им был охвачен широкий круг участников: педагоги и ученики нашей школы, их родители, жители хутора Степановский, деятели культуры, гости нашего поселка.
ГЛАВА 1. История формирования русского народного костюма
1.1 Изменение традиционной русской одежды под влиянием историко-географических условий.
Велико и разнообразно культурное наследие русского народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей. Во все времена русские люди стремились к красоте: они расшивали узорами одежду, украшали резьбой домашнюю утварь и свои жилища, Создавая простые предметы, они вкладывали не столько свои умения, сколько свою душу.
Радость, праздничность – это самая характерная черта русского народного творчества. Трудно себе представить, что такое светлое, радостное искусство, как народный костюм родилось в низкой, полутемной избе, под руками мастериц, в полном смысле задавленных тяжелой жизнью. Очень нелегкая была жизнь у русской крестьянской семьи в прошлые века. Тяжелейшая работа в поле весной, летом и осенью. Нужно было вспахать и засеять землю, посадить овощи, заготовить на зиму сено для скота и дрова для обогрева и приготовления пищи. Собрать урожай и сделать запасы на зиму. И у мужчин и у женщин дел и забот всегда было много. Вставали крестьяне с первыми лучами солнца, а ложились уже затемно и так на протяжении долгих лет.
Зато, какими долгожданными были праздники! К ним готовились, крестьяне одевали свою лучшую, праздничную одежду. Насколько тяжела и безрадостна была жизнь, настолько хотелось в праздник окружить себя весельем, яркой красотой. Показать свои наряды, свое мастерство в шитье и в украшении одежды. [1] Климатические условия России оказали огромное влияние на формирование русских одежд. Смена времен года обусловила появление как теплых, закрытых одежд, так и легких летних. В основном для пошива использовали льняные ткани, шерсть, сермяга (домотканая ткань).
Самой древней одеждой славян, по мнению историков и этнографов, была рубаха. Она защищала людей от зноя, в зимние холода на нее одевали меховую и шерстяную одежду. Рубаха непосредственно соприкасалась с телом человека, поэтому ей приписывали магические свойства. Достаточно было заполучить рубашку врага, чтобы напустить на него «порчу». Так появились некие символы, формулы добра на вороте, защищающем шею, подоле, касающемся ног, и самое главное – на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми. Знаки добра наносились, конечно же, разноцветными нитями – вышивка, ткачество, кружево, да так, чтобы тайный смысл не сразу стал ясен всем. [4] Шло время, отодвигались старые верования, исчезала из рисунков колдовская сила, и оставалась красота, понятная и близкая.
Все одежды домонгольского периода отличались относительной простотой кроя и самих тканей, но в то же время изобиловали навесными украшениями, надетыми поверх одежды. Основными предметами украшения были перстни, браслеты, бусы, серьги. Период Киевской Руси историки называют периодом расцвета культуры. Однако дальнейшее развитие русской культуры было приостановлено в XIII в. нашествием монголов. Монголо-татарское иго тяжело отразилось на судьбах русского народа. Борьба с монгольским владычеством не прекращалась в течение двух веков. Освободившись от завоевателей, Русь начала объединяться под властью московских князей, образовав в XV в. централизованное Русское государство. Расширились его границы, наладились экономические и торговые связи с другими странами. К XVI в. сформировалось служивое дворянство, поддерживающее царскую власть. Расширился круг торговых связей с Византией, Ираном, Италией, Англией, Голландией. [7]
Вплоть до начала XVIII века русский традиционный костюм удовлетворял все слои русского общества: его носили крестьяне, ремесленники, купцы, бояре и цари. Реформы Петра I принесли в Россию новый костюм европейского образца, который был сначала привилегией царя и его окружения, а впоследствии стал обязательным и для столичных чиновников. К началу XIX века новая европейская одежда стала основной одеждой горожан всех сословий. Традиционному костюму сохранили верность лишь крестьяне, вплоть до конца XIX века. (Приложение 2)
1.2 Особенности традиционного русского наряда по назначению
Многовековым укладом на Руси было установлено, какую одежду и когда носить. Одежда могла рассказать о человеке многое, какого он возраста и сословия, женатый или холостой, откуда он родом, чем занимается. Для работы в поле и дома – повседневный костюм, праздничный – для церковных и светских праздников, трудовых праздников: день начала сенокоса, день выгона скота, день первой борозды.
Также одежда была обрядовой: свадебная, молельная, похоронная. Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные сорочки, сарафаны, рубахи и юбки. Чем больше сундуков – тем богаче считался хозяин.
Кроме того, различна была одежда и по семейному положению: старушечья, женщины среднего возраста, молодой женщины (до рождения первенца), девичья.
Русская народная одежда была многослойна. В деревне многие вещи люди для себя делали сами, а крестьянка, которая долгими вечерами готовила себе праздничную одежду, была настоящим художником. [5]
Детей до 5 – 7 лет обычно одевали одинаково. Мальчики и девочки носили рубахи, сшитые из родительских обносков, либо донашивали одежду старших детей. Рубаху подпоясывали, только в подростковом возрасте одежда мальчиков дополнялась штанами, а девочкам разрешали носить дешевые украшения, в праздники они могли дополнять рубаху сарафаном или юбкой.
Для молодежного костюма было уместно обилие украшений. Девушки надевали кольца, браслеты, серьги, бусы, зарукавья, кулоны, ожерелья. Носили наспинные украшения, зонтики, перчатки, зеркальца.
Юноши носили шейные платки, кулоны, цепочки, кольца. Дополняли тростями, часами, брелоками.
Девичьи волосы воспринимались как символ невинности, красоты. Им полагался головной убор, позволявший видеть девичью косу.
Замужние женщины обязательно носили головные уборы, которые полностью закрывали волосы, которые укладывали узлом или заплетали в две косы. В мужском костюме отличия были, в основном в манере ношения. Женская и мужская одежда была значительно менее украшена, чем молодежная.
В одежде стариков половые различия в одежде стирались. Ее шили из ткани белого или темного цвета, украшений к ней не полагалось, не полагалось старикам и праздничного костюма.
Солдатки, вдовы и вдовцы носили белую и черную одежду без украшений.
Старые девы не могли носить одежду замужних женщин, они покрывали голову платком, косу плели, как девушки. Они не могли надевать кокошник, повойник, сороку, носить поневу. Они могли носить только белую рубаху, темный сарафан и нагрудник. [6]
Венчальная одежда отличалась временем изготовления (накануне больших праздников), могла отличаться орнаментом или цветовой гаммой, обязательно присутствовало полотенце.
Женская похоронная одежда «смертная», состояла из рубахи, сарафана, платка, чулок. Изготавливалась из белого холста вручную, стежки были на лицо изделия, узлы не завязывались.
Женская молёная одежда обычно состояла из темно- синего или черного сарафана, белой рубахи, пояса и платка, заколотого под подбородком.
Костюм показывал достаток и социальный статус хозяина. Костюм бедняка отличался от костюма его более зажиточного соседа или купца количеством вещей, обилием и ценностью украшений, шился из более дешевых тканей. [6]
1.3 Особенности традиционного русского наряда в различных регионах
Россия имеет обширные территории, на которых различное природное окружение и сырье, разнообразные климатические и географические условия, разный хозяйственный уклад и уровень развития регионов. Многие территория замкнуты в своем развитии, а многие подвергались набегам кочевников, либо влиянию других государств.
Поэтому в России возникло многообразие форм и вариантов одежды, которые, при наличии общих черт, не создали единого национального костюма. Да это и понятно. Множество этнических групп отличаются способом постройки и украшения своего жилья, говором, обрядами и обычаями, песнями. Более того, традиционный костюм разнится у жителей разных губерний, уездов, волостей и даже деревень. Поэтому говорить о «едином» русском костюме невозможно.
Многие исследователи и этнографы выделяют четыре четко выраженных комплекса народной одежды:
1) рубаху с поневой и головным убором сорокой;
2) рубаху с сарафаном и кокошником;
3) рубаху с юбкой – андараком;
4) платье – кубельком [7]
Рубаха присутствовала во всех случаях жизни, но редко носилась отдельно, чаще всего в южных районах сверху одевалась понева, а в северных и центральных – сарафан.
Комплекс одежды с понёвой включал в себя рубаху, передник «занавеску», понёву, пояс, нагрудник, головной убор сороку, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка или кожаную. Этот костюм преобладал в южных губерниях: Курской, Воронежской, Тамбовской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской, частично Смоленской. (Приложение 3)
Понева - юбка, состоящая из трех полотнищ ткани, собранная на талии пояском (гашником), ее носили только замужние женщины. Могла быть сшитая или распашная, состоящая из отдельных полотен. В основном была красного, синего или черного цвета в клетку. Она могла быть повседневной и праздничной.
Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи, сарафана, головного убора на жесткой основе типа кокошника, душегреи, кожаной, по преимуществу, обуви. Он бытовал на севере Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири, на Алтае, на Русском Севере. Распространился в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Новгородской, Костромской, Тверской, Ярославской губерниях. (Приложение 4)
Комплекс одежды с юбкой-андараком включал в себя рубаху с прямыми поликами и отложным воротником, шерстяную полосатую юбку, корсетку, широкий пояс, головной убор типа кокошника. Вероятно, он появился в Южной России в XVI–XVII вв. и был принесен сюда из-за литовского рубежа, откуда вербовались служилые люди.( Приложение 5)
Андарак - юбка из 5-7 полотнищ. Верхний слой собирался складками и застегивался спереди или на левом боку.
Комплекс одежды с кубильком (кубельком) был характерен для одежды донских казачек и частично для казачек Северного Кавказа. Это приталенное платье, надетое на рубаху. Его носили с длинными штанами в XVII – первой половине XIX в. Считается, что заимствован он был у народов Северного Кавказа. (Приложение 6)
Мужской костюм имел намного меньше различий, чем женский. Мог включать в отдельных регионах вязаные рубахи, вышитые жилеты, шляпы с искусственными цветами, пряжками или мелкими кисточками. [6]
ГЛАВА 2. Рассказ о культуре и быте русского народа с помощью костюма.
2.1 Изготовление лепбука «Русская культура» и пошив кукольных костюмов «Хозяйка медной горы»
Что бы приобщить детей к истокам русской народной культуры, я решила создать лэпбук «Русская культура» и сшить русские национальные костюмы на кукол. Именно в таком формате детям легче знакомится к русской культурой, я продумала содержание лэпбука и приступила к созданию.
Для работы я приготовила деревянный чемоданчик, ткань, тесьму, клей, ножницы, картон, бумагу, магнитную ленту, металлическую пластину, пластиковые кармашки, двухсторонний скотч. Этапы создания данного лепбука можно посмотреть в Приложении (Приложение 7).
Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса к русским народным традициям, на развитие воображения, логического и творческого мышления, речи, памяти, расширение кругозора.
Лепбук адаптирован к разному возрасту учеников, содержит задания и для младших школьников и для учеников старших классов. Работать с ним можно в форме игры, беседы, викторины.
Уникальный лэпбук представляет собой чемоданчик и содержит:
- кармашки, в которых собраны карточки «Блюда национальной кухни» и «национальные инструменты»;
- книжку – гармошку «Народные ремесла»;
- магнитная игра «Расставь предметы в русской избе» (предметы быта на магнитной основе, русская изба изнутри);
- книга «Убранство русской избы»;
- мини-реферат «Кокошник - забытая корона русских красавиц»;
- многоступенчатая книжка «Национальный костюм», содержащая элементы мужского и женского русского костюма;
- книжки – малышки «Предметы быта», «Обычаи и традиции»;
- гармошечка «Сведения о частушках»;
- сани сокровищ «Пословицы и поговорки» и «Иллюстрации к русским народным сказкам»;
- интеллектуальные задания «Великие русские».
Лэпбук возможно использовать в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также и в самостоятельной деятельности детей.
Идею создания костюмов для кукол я почерпнула из сказок П.П. Бажова и решила сшить костюмы Хозяйки Медной горы и Данилы Мастера. Я приготовила ножницы, ткани различные, тесьму, бисер и бусины, нитки, иголки, бумагу для выкроек и приступила к пошиву. Этапы создания костюмов можно увидеть в Приложении (Приложение 8)
2.2 Создание костюма по мотивам дымковской игрушки и костюма купеческой дочери.
Изучая быт русского народа, национальные ремесла, прикасаясь к русской культуре через полотна художников и через произведения писателей, мы вместе с мамой, решили создать несколько костюмов в русском народном стиле, которые можно было бы использовать в современное время в образовательном и творческом процессе.
Идея одного костюма была навеяна дымковской игрушкой, а на создание следующего костюма нас вдохновили произведения Сергея Тимофеевича Аксакова и иллюстрации к сказкам Ивана Билибина и Лидии Ионовой (Приложение 9). Были изготовлены костюмы по мотивам хохломской, мезенской росписей и другие.
Наблюдая, как мама шьют сценические костюмы, я всегда хотела научиться рукоделию. Что бы создать костюм надо уметь рисовать, выкраивать, сметывать детали, шить вручную и на швейной машинке, вышивать, вязать, склеивать, отглаживать, а главное, надо уметь творчески и не стандартно мыслить! Пришло время поучаствовать во всех этапах работы по созданию костюма вместе с мамой.
Приступаем к работе. Первоначально были созданы эскизы. Приготовили инструменты и материалы:
- бумага, карандаши, калька;
- ткани: габардин, парча, атлас, бифлекс;
- тесьма, вьюнок, ленты атласные, бусины, пайэтки;
- ножницы, иголки, булавки, мел;
- швейная машина;
- гладильная доска, утюг.
Фото создания костюмов в Приложении 10.
2.3 Интеграция моих костюмов в образовательный процесс и культурную жизнь.
Костюм, по мотивам дымковской игрушки, я сначала одела на новогодний праздник. Костюм сразу заинтересовал детей и педагогов. Дети спрашивали, что обозначает мой костюм, проявили интерес к дымковской игрушке, я с удовольствием рассказывала о русских народных ремеслах. В ярком и красочном костюме «Дымковской барышни» я приходила на различные школьные мероприятия. (Приложение 11)
Стиль дымковского костюма понравился нашему хореографу, Галимовой Ольге Николаевне. Она придумала танец «Дымковский сувенир» и воплотила идею в жизнь. Костюмы для этого танца на творческий коллектив пошила мама. В составе ансамбля танцевали моя сестра, мой брат и я. Танцевальный коллектив «Радость» с этой постановкой стал лауреатом районных фестивалей «Передай добро по кругу» и «Радуга детства». (Приложение 12) Ученики в этих костюмах приносят русский народный колорит в различные праздники и мероприятия, проводимые в школе: «Святочные гуляния», «Широкая масленица», спектакли и др. (Приложение 13)
Лэпбук «Русская народная культура и быт», куклы в русских национальных костюмах и костюмы в русских мотивах отлично вписались в учебный процесс. Они стали отличными помощниками при проведении уроков литературы, окружающего мира и изобразительного искусства, для знакомства с народными русскими сказками, сказаниями и былинами, бытом, ремеслами и др. Используются во внеурочной деятельности для знакомства с творчеством С. Аксакова, П. Бажова. Задания из лэпбука стали интересны ученикам разных классов. Дети с интересом рассматривали кукол в костюмах. (Приложение 14)
Я приходила на мероприятия в народных русских костюмах. Русский женский костюм многослойный, показывала и рассказывала ребятам, из каких элементов состоит костюм, и какую информацию можно прочитать о человеке по его одежке. Когда учебный процесс проходил в дистанционном формате, я записала видео экскурсию «Народный русский костюм». (Приложение 16)
1 октября 2021 года исполнилось 230 лет со дня рождения Сергея Тимофеевича Аксакова. Была подготовлена выставка с биографией писателя, описание аксаковских мест, презентация «Волшебный сундучок». К ребятам в классы приходила купеческая дочка «Настенька» из сказки «Аленький цветочек», рассказывала о Сергее Тимофеевиче, проводила викторины, читала с учениками сказки Аксакова, знакомила их с иллюстрациями к произведению разных художников, а потом сами ребята создавали свои иллюстрации к сказке. (Приложение 15)
Чем больше я знакомилась с народной русской культурой, тем больше понимала, насколько она богата и насколько мизерны мои знания. 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России. Я решила в течение года знакомиться с новыми гранями русской культуры и рассказать об этом ребятам. В начале 2022 года я, с помощью мамы, подготовила переносные стенды «Окошко в историю», «Россия – культурная сокровищница» «Кокошник-корона русских красавиц», «Русская культура и быт в живописи» и др. Был изготовлен макет русской избы, внутреннее и внешнее убранство. Подготовлены тематические выставки. (Приложение 17). Подготовила презентацию и выступила перед одноклассниками, показывая красивейшие места современного хутора Степановского и листая неизвестные страницы истории нашего поселка (Приложение 18).
В феврале 2022 года к ребятам из первых и вторых классов я приходила в гости в новом костюме Золотой Хохломы. Дети первых классов узнали секреты русской сказки, а второклассникам я рассказала о народных промыслах. Свои выступления я дополняла красочной презентацией, ребята отвечали на вопросы викторины, но особенно детям нравилась выставка. Многие из них впервые видели прялку, гусли, самовар, деревянную посуду (Приложение 19).
К ребятам из четвертого класса тоже пришла сказочная девочка – «Золотая Хохлома» в запоминающемся костюме, посмотрев красочную презентацию, они заглянули в историю народных промыслов, узнали о хохломской росписи. Школьники изучили азы хохломской росписи и расписали декоративные досточки. (Приложение 20)
12 июня ежегодно отмечается важный государственный праздник Российской Федерации - День России! 10 июня 2022 г. для воспитанников площадки кратковременного пребывания "Солнышко" состоялась квест-игра под открытым небом "Преданья старины глубокой. Культура и быт русского народа". Ребят встречала купеческая дочкам «Настенька» и рассказала об истории народного костюма. Была организована веселая и познавательная игра на пяти станциях-полянках. Ребята познакомились с особенностями устройства русской избы, историей национального костюма, прикоснулись к истокам культуры русского народа, исполнили русские народные песни, соревновались в исполнении скороговорок. Отряды были отмечены грамотами. (Приложение 21)
Я занимаюсь в вокальном ансамбле русской песни нашей школы «Задоринка», который радует прекрасным исполнением композиций не только наших учеников, но и гостей школы. Я собрала сведения об истории казачьей песни и с друзьями записала видеоролик «Где песня льется, там весело живется. Казачьи песни». (Приложение 22)
Я занимаюсь в кружке народного танца. Танцевальный коллектив «Радость» (руководитель Галимова О.Н) нашей школы передал творческую эстафету театру танца «Млечный путь» (руководитель Янева И.В.). В своих выступлениях мы с ребятами дарим нашим зрителям хорошее настроение и несем красоту русского костюма. Достойно выступая на площадках различных уровней, мы рассказываем языком танца о народной культуре. (Приложение 23).
В октябре 2022 года в школе была организована акция «Живопись о народной культуре». Продолжая изучать культуру и быт русского народа, наши ребята знакомились с репродукциями картин известных художников в школе, затем они обсуждали сюжеты полотен вместе с родителями дома. (Приложение 24)
Продолжая акцию «Живопись о народной культуре», в нашей школе для ребят были проведены познавательные беседы «Кокошник - корона русских красавиц» и «Одежда, доспехи и оружие богатырей на Руси», а затем прошли мастер – классы, где девочки расписывали кокошники, а мальчики украшали колчаны для стрел. (Приложение 24)
По русской традиции дорогих гостей нашей школы встречаем круглым, пышным караваем и рассказываем о русской культуре! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! МЫ ВСЕГДА ВАМ РАДЫ!
Наши гости: Савинова Т.Л. - Вице-губернатор, зам. председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике, министр здравоохранения Оренбургской области,
Шмарин В.Н. - глава МО Оренбургский район,
Слабоспицкая М.В. - зам. главы МО по социальным вопросам, начальник управления образования Оренбургского района,
Евдокимова Т.В. – глава МО Степановский сельский совет и многие др. (Приложение 25)
Заключение.
Насколько огромны просторы нашей Родины, настолько и разнообразны местные стили русского народного костюма. Структура художественной формы сложна и многозначна. Каждый костюм неповторим, мы привыкли костюм связывать с достатком людей, трудно представить во дворцах, обставленных дорогой мебелью и предметами искусств, людей в рваных, грязных и неприглядных одеждах. Но еще труднее представить себе, что в избе крестьянина, иногда и топившийся по-черному, где люди часто ютились вместе с ягнятами, телятами и курами, не только создавалось, но и жило «чудо чудное, диво дивное» - народный русский костюм!
Создавала его женщина, работавшая не разгибая спины, отдавая все силы на заботу о семье, хозяйстве, доме. И только долгими зимними ночами, при тусклом свете лучины, отдавая всю душу, вкладывая настоящий талант художника, своими руками каждая крестьянка воплощала жажду прекрасного. Насколько разителен был контраст между неприглядной, тяжелой жизнью, убогим жилищем и праздничным костюмом.
Насколько велика сила русского костюма, что однажды прикоснувшись к этой сокровищнице, поняв ее связь с древнейшими истоками, обычаями, обрядами, уже не можешь оторваться от нее. Чем больше погружаешься в изучение русского костюма, чем пристальнее взгляд, тем крепче нить, связывающая нас с предками. Образ костюма становится источником, который раскрывает законы красоты, и сокровенные тайны русской души. Костюм превратился в звено, связующее художественное прошлое, настоящее и будущее.
Работая над данным проектом, я, начав изучать русский костюм, погружалась в историю нашей Родины, делилась своими знаниями со своими родными, одноклассниками, соседями. Народный костюм для меня стал золотой нитью, вплетенной в народную культуру.
Все поставленные задачи я выполнила, достигла своей цели. Я поделилась своими знаниями о русской культуре и быте, мои костюмы заняли достойное место в образовательном процессе и творческой жизни. Моя гипотеза подтвердилась: народная русская культура интересна ребятам и взрослым, в современном мире ей есть место! И теперь я точно знаю, что мое исследование продолжается и впереди ждет еще много новых встреч, задач и открытий!
Список использованных источников:
Громыко М.М. Мир русской деревни, - М.: Молодая гвардия, 1991, - 269 с.
Кислуха Л.Ф. Народный XIX – начало XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». – М.: Северный поломник, 2006, - 276 с.: ил.
Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно – конструкторский источник творчества: Моноггр.- М.: Легпромбытиздат, 1994, - 272 с.: ил.
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси, - М.: Академический Проект, 2013, - 806 с.
Сахаров И. Сказания русского народа. Том 2, - М.: Институт русской цивилизации, 2013, - 929 с.
Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия, - СПб.: Искусство – СПБ, 2006, - 400с., ил.
Тимошенко Л.Г. Русский народный костюм: областные особенности: учебное пособие/ под ред. В.Н. Куровского. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2012, 104 с.
Приложения.
Приложение 1. Сказочные костюмы нашей семьи.
Приложение 2. Элементы народного русского костюма.
Приложение 3.Комплекс одежды с понёвой. Южнорусский костюм
Женский праздничный костюм Воронежской области. Праздничные костюмы Рязанской губернии
Праздничные костюмы Орловской и Тверской губернии Свадебный женский и мужской костюмы Воронежской
Приложение 4. Комплекс одежды с сарафаном. Северорусский костюм
Женский праздничный костюм Псковской и Нижегородской области.
Рубахи-долгорукавки и распашные сарафаны (праздничный костюм Вологодской области) Женский костюм Ярославской губернии
Круглый сарафан Забайкалья и праздничный женский сарафан Симбирской губернии.
Свадебная мужская рубаха центральных областей России и Свадебный женский костюм Курской губернии
Приложение 5. Комплекс одежды с юбкой-андараком.
Приложение 6. Комплекс одежды с кубильком (кубельком).
Приложение 7. Этапы создания лэпбука
Приложение 8. Костюмы «Хозяйки Медной горы» и «Данилы мастера»
Приложение 9. Идеи для создания костюмов. Дымковская игрушка. Иллюстрации Ивана Билибина и Лидии Ионовой.
Приложение 10. Фото создания костюмов.
Приложение 11. «Дымковская барышня» на различных школьных мероприятиях
Приложение 12. Танцевальный коллектив «Радость».
https://disk.yandex.ru/i/qFeJFSlb8NMSmA
Приложение 13. Праздники и мероприятия.
Приложение 14. Лэпбук в школе.
Приложение 15. Мероприятия к 230-летию С.Т. Аксакова.
https://vk.com/wall-156910047_18381?w=wall-156910047_18381
Приложение 16. Видео экскурсия «Народный русский костюм»
https://youtu.be/zenf3-2uKT0
Приложение 17. Переносные стенды и макеты https://vk.com/orendruzhba?w=wall-156910047_20589
Приложение 18. Презентация «Окошко в историю. Гуляя по милому хутору, листаем страницы истории».
https://disk.yandex.ru/i/nwz-bqtrdh78oQ
Приложение 19. «Секреты русской сказки» и «Народные промыслы»
Приложение 20. Уроки хохломской росписи
Приложение 21. Квест-игра под открытым небом "Преданья старины глубокой».
https://vk.com/orendruzhba?w=wall-156910047_24298
https://disk.yandex.ru/i/ynS0RvKqeHuo1A
Приложение 22.«Где песня льется, там весело живется. Казачьи песни».
https://disk.yandex.ru/i/8w974OqI3b6nPg
Приложение 23. Театр танца «Млечный путь»
https://disk.yandex.ru/i/ZQFqpGakAtaf8g
Приложение 24. Акция «Живопись о народной культуре».
Приложение 25. Встречаем дорогих гостей.