Деньги и их роль в нашей жизни

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Деньги и их роль в нашей жизни

Гингуляк К.Э. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП", с. Головчино
Лысенко Виктория Анатольевна, Лубяная Юлия Григорьевна 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП", с. Головчино
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

 

Сегодня мы все живем в эпоху глобализации, ее называют сетевая эпоха. Современные мессенджеры со всех сторон нас учат жить успешными и богатыми. А вы задумывались всегда ли мы грамотно обходимся с нашими финансами и доходами?

Деньгами нам платят, ими мы обмениваемся и платим за купленные товары или блага. Но многие из нас не задумываются об их сути. Чтобы правильно управлять своим бюджетом, распределять деньги и обращаться с ними, необходимо знать о них много аспектов: инфляция, виды денег, валюты и многое другое. Всё это важная часть денежной системы, понять которую способен не каждый. Именно поэтому я и выбрал эту тему, чтобы объяснить роль денег в экономике и нашей жизни

Актуальность темы ;

Актуальность данной темы заключается в том, что современный мир охвачен денежными отношениями полностью и абсолютно. Проведённое исследование так же доказывает, что каждый из нас так или иначе интересуется тем как устроены деньги и как их можно реализовать с выгодой для себя. Деньги в современном мире стали самостоятельной силой. Они решают множество проблем в различных сферах жизни (экономических, политических, социальных, военных, криминальных и т.д.). Фактически, деньги в современном мире являются главным средством превращения человеческой общности в цивилизованное общество.

Гипотеза:

Иcходя из вышесказанного я предполагаю, что деньги это уникальный товар, который постоянно трансформируются, усовершенствуются, но при этом не теряют своей значимой роли в обществе.

Цель работы:

В ходе проектной деятельности, изучить феномен денег, выяснить какую роль деньги играют в жизни человека и общества в целом.

Задачи:

Изучить историю происхождения денег.

Проанализировать какие деньги использовались раньше.

Выяснить какие функции выполняют деньги.

Определить из чего состоит денежная масса.

Узнать, как инфляция влияет на покупательную способность денег.

Методы работы: знакомство с теоретической литературой и цифровыми образовательными ресурсами, процессом создания буклета.

Объект исследовательской деятельности: изучение литературы о истории происхождение денег, о функциональной роле денег в обществе; предмет - создание буклета.

Практическая значимость работы заключается в освоении процесса и технологии создания буклета, а также в том, что он будет представлять некую экономическую ценность в повышении финансовой грамотности.

Глава 1. История происхождения денег

История создания денег непосредственно связана с потребностью к систематизации. Когда-то кочевое племя не нуждалось в универсальном эквиваленте – хватало обыкновенного бартера. Но население росло. Запомнить, кто и сколько кому должен, было нереально. Письменности и сложного счета (не на пальцах) еще не появилось. Поэтому, племена решили вместо ведения долгов в уме приравнять их к камушкам. Или к красивым морским раковинам. Так появились первые деньги, как способ запоминать долги.
Вскоре такая система регистра, которая отдалено напоминала денежные взаимоотношения, начала появляться повсюду. Многие племена океанских островов по сей день пользуются ракушками вместо денег. Но этот способ хорош лишь только для небольших племен или общин. Но с началом появления больших социальных групп, каменные деньги не были подходящим вариантом – нужен был универсальный материал.
Так, в Римской Империи возникло решение использовать золото как деньги в виде штампованных кусочков круглой формы. В то же время появился термин "Монета" – в честь одного из эпитетов богини Юноны – в этой ипостаси, она являлась покровительницей купцов. Универсальные деньги появлялись по всей территории огромной Римской империи.[2,стр 98]
Еще через много веков чиновники китайского императора решили записывать эквивалент золота на бумажный листик (первые фиатные деньги). А в конце средневековья на севере Италии возникают современные банки. Так в истории появились деньги, банки, банкноты и возник золотой стандарт (обеспеченность валюты золотом).[2]

1.1 Определение денег

Деньги – это особый вид товара, который имеет максимальную ликвидность, служащий всеобщим эквивалентом для всех остальных товаров.[1.10]

При этом специфичность денег заключается в том, что они не несут какой-либо потребительской ценности. Однако они являются универсальным средством обмена – на них можно купить всё необходимое.

Так же они являются: инструментом для обмена товаров и услуг; позволяют измерить ценность, то есть стоимость любых продаваемых предметов; являются мерой измерения труда, а также измерения материальной ценности производимых товаров, а также услуг.

1.2 Функции денег

Деньги выполняют определённые функции в нашей жизнедеятельности, среди которых выделяется 5 их функций:

Мера стоимости. Деньги позволяют оценивать стоимость товаров путем установления цен

Средство обращения. Деньги играют роль посредника в процессе обмена

Средство платежа. Функция денег, позволяющая времени платежа не совпадать со временем оплаты, то есть когда товары продают в кредит

Средство накопления и сбережения. Способность денег участвовать в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения

Функция мировых денег. Проявляется во взаимоотношениях между экономическими субъектами: государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах

Глава 2. Виды денег

Деньги имеют несколько видов, в данном проекте рассматривается лишь 4 вида. Однако стоит отметить, что это не все существующие виды и подвиды, которые признаёт экономика.

2.1 Товарные деньги

Товарные (вещественные, натуральные, действительные) деньги — деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью. Такие товары могут использоваться не только в качестве денег: например, золотую монету можно переплавить в ювелирное украшение. Именно такими деньгами являются все товары, которые выступали эквивалентами на начальных этапах развития товарного обращения, а также металлические деньги.

Разные товары и сегодня выполняют функцию денег в специфических условиях. Например, сахар в периоды экономических кризисов или оружие и боеприпасы в местах вооружённых конфликтов. В условиях голода и инфляции продукты длительного хранения могут стать средством накопления для зажиточных людей.

Но постепенно товарные деньги уходят из оборота. Они неудобны для частого обращения, так как слишком тяжелы, неделимы или портятся при хранении. Но самое главное — они слишком дороги в изготовлении. Ведь стоимость их изготовления должна соответствовать их номиналу, иначе натуральные деньги не будут выполнять функцию идеального товара, выступающего эквивалентом стоимости других товаров. В то же время с развитием экономики потребность в деньгах увеличивается, что делает денежную систему государства слишком дорогой. Стоимость денег в такой экономике всегда сопоставима с размерами ВВП, то есть слишком много ресурсов направляется не на производство товаров и услуг, а на производство денег, что сокращает общий производственный потенциал страны.

В настоящее время товарные деньги используются как средство сбережения и для коллекций.

2.2 Бумажные деньги

Символические платежные средства применяют во всех странах мира. Примерно 70% граждан России на вопрос о том, какие виды денег существуют в наше время в бумажном виде, начнут перечислять все номиналы рублей. Такой ответ не будет верным. Бумажными деньгами называют все средства, имеющие стоимость намного ниже собственного номинала. В их список входят: банкноты; чеки; казначейские билеты; векселя; облигации и другие виды ценных бумаг.

К последней категории относятся юридически заверенные бумаги, подтверждающие имущественные права владельца на определенные ресурсы. Это может быть определенная денежная сумма или какой-нибудь номер счета. Ценные бумаги доступны для оборота, документированы, стандартизированы, ликвидны и всегда признаются государством. В случае необходимости владелец может их реализовать и получить вознаграждение в иностранной или отечественной валюте.

2.3 Металлические деньги

Металлические деньги — это денежные средства, выпущенные и находящиеся в обращении в форме монет.

Металлические деньги делятся на два основных вида:

полноценные (выполнены преимущественно из благородных металлов);

неполноценные (для производства монет используется в основном алюминий и его сплавы).

Неполноценные металлические деньги применяются в качестве разменной монеты

Специалисты обращают внимание, что государство выпускает разменные металлические деньги с так называемым принудительным курсом, то есть специально присваивает им завышенную нарицательную стоимость. Например, в России производство монеты номиналом 2 рубля обходится государству всего-то в 79 копеек.

2.4 Банковские деньги

Банковские деньги — финансовые инструменты, соответствующие средствам на депозитах в банках и других финансовых учреждениях (например, чеки). Используются для безналичных расчётов.

На заре появления банковских денег, банки для внутренних операций использовали собственную единицу расчёта, одна из первых – банковский флорин. Это позволило в 18-м веке избежать платы за выдачу депозитов, выдачи стали редкими, чему способствовало и то, что вскоре хранение серебра в банке и возможность его получения обратно стало облагаться платой.

Глава 3. Инфляция

Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс — снижение общего уровня цен — называют дефляцией.[3, данные ЦБ РФ]

Об изменении цен в экономике дают представление различные показатели ценовой динамики — индексы цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (т.е. стоимости «потребительской корзины»). Выбор ИПЦ в качестве основного индикатора инфляции связан с его ролью как важного показателя динамики стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения — простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.[3, данные ЦБ РФ]

Периоды, за которые измеряется ИПЦ, могут быть различными. Наиболее распространены сравнения уровня потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце, соответствующем месяце предыдущего года, декабре предыдущего года.

Статистическое наблюдение за ценами, необходимые расчеты и публикацию данных об ИПЦ в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики.

Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорято повышении инфляции, во втором — о ее снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Рассмотрим их на примере ускорения роста цен. Если уровень спроса на товары и услуги превышает возможности предложения по его удовлетворению, говорят о проинфляционном влиянии факторов со стороны спроса. В отдельных случаях на опережающий рост спроса могут повлиять слишком доступные кредиты, ускоренный рост номинальных доходов экономических субъектов. Часто эти источники избыточного спроса называют «монетарными факторами инфляции» — давлением на цены в связи с созданием излишнего количества денег.

Инфляция может расти и тогда, когда дисбаланс на рынке товара или услуги возникает по причине недостаточного предложения, например, из-за неурожая, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа, действий монополиста.

Высокая инфляция означает понижение покупательной способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, настроениях в обществе. Обесценение доходов сужает возможности и подрывает стимулы к сбережению, что препятствует формированию устойчивой финансовой основы для инвестирования. Кроме того, высокой инфляции сопутствует повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами. Все вместе это отрицательно влияет на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом — на условия для устойчивого развития экономики.[3, данные ЦБ РФ]

Глава 4. Почему мы до сих пор используем деньги?

На данный момент не придуман способ заменить деньги. Возврат к бартеру или изменение характера денежных единиц невозможен, даже больше, это вызовет глобальный экономический кризис, которого ещё не знала наша история. В свою очередь мало кто ищет им замену, многие стараются совершенствовать их оборот, развивать их роль в экономике и реализовывать их с максимальной выгодой и пользой. Даже если замена и будет найдена, то это ждёт нас не скоро. Деньги имеют свои минусы и преимущества, но отказаться от них мы пока что не в силах. Сейчас это наиболее удобное и развитое средство обмена, платы и стоимости.

Практическая часть

Чтобы удостовериться в том, что современному человеку необходимо знать, что из себя представляют деньги, мною среди моих сверстников было проведено исследование, для выявления финансово грамотных среди них.

Среди 20 учащихся был проведён опрос. Результаты ответов представлены ниже.

Вопрос 1: Считаете ли вы себя финансово грамотным?

ДА

НЕТ

18

2

По результатам опроса 18 из 20 опрошенных считают себя финансово грамотными. Лишь 2 респондента ответили НЕТ. Ответы на этот вопрос демонстрируют уверенность опрошенных в своих знаниях.

Вопрос 2: Чем в РФ представлена денежная масса?

КУПЮРЫ

МОНЕТЫ

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

11

4

4

1

По результатам опроса 11 из 20 опрошенных выбрали вариант №1, по 4 респондента выбрали варианты №2 и №3, вариант №4 был выбран только одним респондентом.

В свою очередь стоит отметить, что большинству опрошенных потребовалось дополнительное уточнение вопроса – истолкование понятия “денежная масса” и для чего она нужна.

Вопрос 3: Где лучше хранить деньги?

Дома

В банке

Под процент

В других валютах

5

5

2

8

По результатам опроса 8 из 20 опрошенных выбрали вариант №4. Варианты №1 и №2 были выбраны 5 и 5 респондентами соответственно. Вариант №3 выбрало лишь 2 респондента.

Результаты ответа на этот вопрос показывают различная в мнении опрошенных. Вариант №4 продвигается в массовой культуре и соц.сетях как наиболее надёжный, однако речь здесь идёт скорее о криптовалютах, которые могут легко разорить не знающего человека, а устойчивые и привычные валюты являются устойчивым способом хранения денег, но лишь в руках финансово грамотного человека. Вариант №2 и №3 был выбран респондентами которые достаточно осведомлены в вопросах хранения денег.

Вопрос 4: Предположим, что в месяц вы зарабатываете 30000 рублей, сколько по вашему мнению каждый месяц нужно откладывать в резерв?

5%

10%

15%

20%

4

10

4

2

По результатам опроса 10 из 20 опрошенных выбрали вариант №2, вариант №1 выбрало 4 респондента, вариант №3 так же 4 респондента, вариант №4 2 респондента.

Во многом результаты опроса зависят от личных потребностей опрошенного и его умения экономить или откладывать.

Вопрос 5: Кто определяет покупательную способность денег?

Государство

Экономика

Индекс цен

12

6

2

По результатам опроса 12 из 20 опрошенных выбрали вариант №1, 6 респондентов выбрали вариант №2, вариант №3 был выбран только 2 респондентами.

Результаты данного вопроса свидетельствуют о финансовой грамотности опрошенных.

Выводы

На основании проведённого исследования и опроса, можно заявить, что в ряде экономических сфер большая часть респондентов образована недостаточно. Развитие финансовой грамотности в школьном возрасте необходимо, для того, чтобы каждый из нас чётко осознавал как обращаться с деньгами, знал все их тонкости и проблемы. Ведь финансово грамотный человек не позволит себе обеднеть или потерять большую часть своего бюджета. Что во многом позволит каждому из нас жить свободнее и на более высоком уровне.

Исходя из поставленных перед началом исследовательской работы задач, можно сформулировать следующие выводы. Деньги как особый товар использовался еще до нашей эры. В разные исторические периоды деньги имели разную форму, но тем не менее не теряли своей значимости как эквивалент обмена (товар – деньги-товар). Я узнал, что деньги выполняют различные функции: обмена, платежеспособности, сбережения, измерения. В ходе исследования я изучил формулу Фишера ,которая отвечает на многие экономические вопросы ,показывает зависимость выпуска денежной массы от валового продукта. Современное время требует знаний в сфере финансовой грамотности, человек обязательно должен следить за покупательной способностью рубля, чтобы грамотно вести свой бюджет.

Заключение

В ходе проектной деятельности, гипотеза была подтверждена - деньги постоянно трансформируются, усовершенствуются, но при этом не теряют своей значимой роли в обществе.

Всю нашу историю деньги были и остаются важной частью нашей жизни. Буквально двигатель возможностей и желаний. В данном проекте были изучены не все аспекты связанные с деньгами. Это поистине огромная сфера экономики, которая активно изучается, совершенствуется и изменяется. Однако этот проект даёт ответы на вполне себе типичные и насущные вопросы, с которыми каждый из нас сталкивается или по крайней мере когда-нибудь сталкивался с ними. Какие ещё существуют виды денег? Почему дорожают товары из-за мифической инфляции? Ответы на эти и другие вопросы были даны в проекте. Обладая знаниями об этом, мы можем более ответственно относиться к деньгам и их роли, иметь более широкие познания о инфляции и как действовать в случае экономического кризиса вызванного ею или даже предугадывать когда он может грянуть. Деньги это действительно уникальный товар, который со временем трансформируется и усовершенствуется.

Деньги прошли длительный и сложный путь развития от обычных товаров широкого потребления современным электронным деньгам. Каждое изменение формы денег предопределялось высшим уровнем развития общественных отношений и существенным осложнением требований рынка к денежному эквиваленту. Переломным моментом в развитии форм денег стала демонетизация золота, в результате которой закончилась эпоха полноценных денег и началась эпоха неполноценных денег. На сегодня не полноценные деньги полностью взяли на себя, и успешно выполняют большинство денежных функций, в первую очередь средству обращения, средства платежа и меры стоимости. В тоже время есть основания утверждать, что функцию средства нагромождения стоимости частично продолжает выполнять золото, о чем свидетельствует накопление больших запасов золота в государственной и частной собственности. Также деньги играют большую роль не только на развитие личности, но и на общество в целом, что можно проследить в их основных функциях. Особое значение в настоящее время деньги приобретают как денежный капитал и как инструмент регулирования экономики, так как благодаря развитию кредитных отношений происходит существенное усложнение не только структуры, но и сущности денег.

Список литературы

Геращенко В. В. Россия и деньги. Что нас ждёт? — М.: Астрель: Русь-Олимп, 2009.http://galyautdinov.ru/post/dengi-istoriya-vidy-funkcii

2. Мэттингли Г. Монеты Рима. С древнейших времён до падения Западной Империи. — М.: Collector's Books, 2005.

3. Мюррей Р. Государство и Деньги. — 1964

4./https://cbr.ru/hd_base/infl/

Приложение №1

Показатели инфляции стран G20 на конец августа 2022 года.[4]

Страна

Текущий %

Предыдущий %

Изменение %

Япония

2.6

2.4

+0.2

Китай

2.7

2.5

+0.2

Саудовская Аравия

2.7

2.3

+0.4

Швейцария

3.4

3.4

0

Индонезия

4.94

4.35

+0.59

Австралия

6.1

5.1

+1

Франция

6.1

5.8

+0.3

Южная Корея

6.3

6

+0.3

Сингапур

6.7

5.6

+1.1

Индия

6.71

7.01

-0.40

ЮАР

7.4

6.5

+0.9

Германия

7.5

7.6

-0.1

Канада

7.6

8.1

-0.5

Италия

7.9

8

-0.1

Мексика

8.15

7.99

+0.16

США

8.5

9.1

-0.6

ЕС

8.9

8.6

+0.3

Бразилия

10.07

11.89

-1.82

Великобритания

10.1

9.4

+0.71

Нидерланды

10.3

8.6

+1.70

Испания

10.8

10.2

+0.6

Россия

15.1

15.9

-0.8

Аргентина

71

64

+7

Турция

79.6

78.62

+0.98

Приложение 2

Вопрос 1: Считаете ли вы себя финансово грамотным?

По результатам опроса 18 из 20 опрошенных считают себя финансово грамотными. Лишь 2 респондента ответили НЕТ. Ответы на этот вопрос демонстрируют уверенность опрошенных в своих знаниях.

Вопрос 2: Чем в РФ представлена денежная масса?

По результатам опроса 11 из 20 опрошенных выбрали вариант №1, по 4 респондента выбрали варианты №2 и №3, вариант №4 был выбран только одним респондентом.

В свою очередь стоит отметить, что большинству опрошенных потребовалось дополнительное уточнение вопроса – истолкование понятия “денежная масса” и для чего она нужна.

Вопрос 3: Где лучше хранить деньги?

По результатам опроса 8 из 20 опрошенных выбрали вариант №4. Варианты №1 и №2 были выбраны 5 и 5 респондентами соответственно. Вариант №3 выбрало лишь 2 респондента.

Результаты ответа на этот вопрос показывают различная в мнении опрошенных. Вариант №4 продвигается в массовой культуре и социальных сетях как наиболее надёжный, однако речь здесь идёт скорее о криптовалютах, которые могут легко разорить не знающего человека, а устойчивые и привычные валюты являются устойчивым способом хранения денег, но лишь в руках финансово грамотного человека. Вариант №2 и №3 был выбран респондентами которые достаточно осведомлены в вопросах хранения денег.

Вопрос 4: Предположим, что в месяц вы зарабатываете 30000 рублей, сколько по вашему мнению каждый месяц нужно откладывать в резерв?

По результатам опроса 10 из 20 опрошенных выбрали вариант №2, вариант №1 выбрало 4 респондента, вариант №3 так же 4 респондента, вариант №4 2 респондента.

Во многом результаты опроса зависят от личных потребностей опрошенного и его умения экономить или откладывать.

Вопрос 5: Кто определяет покупательную способность денег?

По результатам опроса 12 из 20 опрошенных выбрали вариант №1, 6 респондентов выбрали вариант №2, вариант №3 был выбран только 2 респондентами.

Результаты данного вопроса свидетельствуют о финансовой грамотности опрошенных.

Просмотров работы: 3254