Родительское отношение в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Родительское отношение в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Кошеварова А.А. 1
1МБУДО "Центр "Радуга" г. Волгодонска
Бердник М.Д. 1
1МБУДО "Центр "Радуга" г. Волгодонска
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследованияпроблемы родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья / инвалидностью, обусловлена широкой распространенностью данного явления. Такие семьи представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Роль семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья неизмеримо растет. Семейное воспитание, межличностные отношения детей и родителей накладывают большой отпечаток на будущее ребенка. Родительское отношение - один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.

Семья и семейные отношения играют важную роль в формировании личности ребенка с первых минут его жизни. В семье закладываются основы личности, во взаимоотношениях с родителями ребенок учиться общению, межличностному взаимодействию, осваивает поведенческие навыки. Рождение ребенка с нарушениями в психическом и физическом развитии является сильнейшей психологической травмой для родителей, так как многие дети не способны соответствовать образу современного ребенка. Зачастую, отношение к неполноценным людям и семьям с детьми-инвалидами носит негативный характер, что усугубляет положение их в обществе. По мнению исследователей, большинство семей не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами, связанными с появлением в семье ребенка с ОВЗ. Личностные особенности родителей определяют их отношение к дефектам и нарушениям в развитии ребенка. К личностным переживаниям, связанным с проблемным состоянием ребенка, у многих родителей добавляются чувства вины, стыда, тревожности, смущения за ребенка, опасение проявления негативизма со стороны окружающих людей. [7, 20].

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков [12]. Родительское отношение – это социальная установка отношений к детям. Взаимопонимание в вопросе родительского отношения к трудностям ребенка является не только важным условием его развития, воспитания, социальной адаптации, но и успешной подготовкой ребенка к взрослой жизни и включение его в социум. Наличие противоречий и сложностей в воспитании негативно отражается на личностном развитии ребенка, на его здоровье и благополучие.

Статистика свидетельствует, что в настоящее время растет количество семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии. Изучением проблемы детско-родительских отношений и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья занималисьД.М. Болдуин, Д. Элдер,С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Я. Варга, А. Г. Московкина, М.М. Семаго, А.С. Спиваковская, Е.М. Мастюкова и др. [5, 7, 8, 14,17].

Я являюсь волонтером и помощником педагога на развивающих и коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые проводятся в Центре дополнительного образования «Радуга» г. Волгодонска. Зачастую, я наблюдаю непонимание и трудности в межличностных взаимоотношениях родителей с их «особенными» детьми. Для более успешного развития ребенка особенно важен благоприятный психологический климат в семье и взаимопонимание всех ее членов. Меня заинтересовала данная проблема, что и определило выбор темы исследования.

Цель исследования: выявить особенности родительских отношений в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: особенности родительского отношения в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза исследования состоит в том, что родительское отношение в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отличаются от родительского отношения в семье здорового ребенка.

Задачи исследования:

Проанализировать литературу и источники информации по теме, рассмотреть содержание и типы родительских отношений в семье.

Раскрыть особенности родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Провести анкетирование родителей с помощью диагностических методик.

Систематизировать полученные результаты, провести сравнительный анализ, сделать вывод.

Разработать план мероприятий совместной деятельности детей и родителей.

Характеристика методов исследования: поисковый метод; теоретический анализ литературы и других источников; эмпирические методы: тест - опросник родительских отношений А. Я. Варга и В. В. Столина; опросник «Анализ семейной тревоги» Э. Эйдемиллера, В. Юстицкиса; проектный рисуночный тест «Моя семья»; статистический метод.

Практическая значимостьработы состоит в том, что:

в ходе исследования выявлены данные об особенностях родительского отношения, которые могут быть использованы специалистами, психологами и педагогами в работе с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;

предложены мероприятия по организации совместной деятельности детей и родителей и улучшению детско – родительских отношений.

База исследования: МБУДО «Центр «Радуга» г. Волгодонска, Ростовской области.Выборку составили 30 человек: 15 родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, 15 родителей, воспитывающих здорового ребенка.

Объем работы: 19страниц основного текста, 5 таблиц, 3 рисунка, 21 наименования списка литературы, 8 приложений.

Основная часть исследования

Особенности семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями

Семья и семейные отношения играют важнейшую роль в формировании личности ребенка. С самых первых минут жизни ребенка родители приобретают статус жизненно важных фигур, обеспечивают основные потребности, его физическая жизнь напрямую зависит от них. С.Л. Рубинштейн [14] говорил: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям он способен устанавливать».

Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите [3]. Включение детей с ОВЗ в социум является для их родителей одной из важнейших задач. По мнению исследователей, большинство семей не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами, связанными с появлением в семье ребенка с особенностями в развитии. Понимание родителями ребенка невозможно без осознания ими адекватного отношения его к здоровью и воспитания. Взаимопонимание в вопросе родительского отношения является важным условием гармоничного развития, воспитания, обучения, интеграции детей в социум.

Появление ребенка с нарушением в развитии для большинства семей становится трагедией. М.М. Семаго [16] выделил особенности семей, имеющих детей с патологией: нарушение внутрисемейных отношений, что иногда приводит семью к распаду; нарушение репродуктивного поведения, характерного для данного типа семьи; нарушения взаимодействия с социумом, близкими людьми, медиками, специалистами и педагогами. Некоторые родители отказываются признавать необратимость диагноза, связанные с ним проблемы и вытекающие последствия. После постановки диагноза (ОВЗ или ребенок-инвалид) у большинства родителей возникают такие реакции, как:

Отрицание. Родители не верят в наличие нарушений в развитии у ребенка, часто игнорируют его особенности и дают ему задачи не по его возможностям, отказываются от помощи психолога или специалиста.

Родительский гнев. Родитель часто проявляет защитную реакцию в виде гнева, который возникает от чувства безысходности, беспомощности, разочарования в своем ребенке, в самом себе, своей семье.

Чувство вины. Родители полностью уверены в том, что ребенок родился «особенным» по их вине. Они испытывают страдания, впадают в депрессию и теряют интерес к социальной жизни.

Эмоциональная адаптация. В меньшинстве родители полностью принимают болезнь и особенности развития своего ребенка, готовы сотрудничать со специалистами и обсуждать все проблемы.

Рождение ребенка с ОВЗ нарушает весь обычный ход жизни семьи и вызывает у родителей стрессовое состояние. Исследователи описывают жизненный цикл в семьях, который характеризуется переживанием ряда специфических фаз [2]:

«Ток» - состояние потерянности и страха перед будущим;

«Отрицание» - родители отрицают дефект и сохраняют надежду на лучшее;

«Хроническая печаль» - депрессивное состояние, связанное с реальным осознанием возникшей ситуации;

«Зрелая адаптация» - осознание родителями проблем ребенка и постепенная адаптация к новым условиям жизни.

Можно выделить личностные особенности родителей с ребенком с ОВЗ, которые определяют их отношение к нарушениям ребенка: родители серьезно озабочены проблемами и нарушениями в развитии ребенка; родители бездействуют и ничего не предпринимают для возможной помощи ребенку; родители не осознают проблемы и не обращают внимания на недостатки детей. Рождение ребенка с нарушениями в развитии часто осложняется проблемами взаимоотношения в семье: другие дети и члены семьи оказываются лишенными внимания; происходит отдаление родителей от родных и близких, друзей и знакомых; семья попадает в группу риска; семья отказывается иметь еще детей из-за страха повторения проблемы; ребенок с ОВЗ требует от родителей большего внимания и времени, чем здоровый ребенок; в таких семьях часто происходят внутрисемейные конфликты, что часто приводит к ее распаду [21].

По мнению многих авторов, родители детей  с  особенностями в развитии сталкиваются с рядом существенных проблем: изолированность родителей от общественности; страх и опасение за отношения ребенка со сверстниками; сомнения в способностях его обучения в школе; уединение родителей с проблемами своих детей. Такие семьи отличаются отсутствием сплоченности, закрытыми и случайными коммуникациями. Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с равнодушием и безразличием, непониманием и пренебрежением со стороны окружающих людей. Ребенку с особенностями развития отказывают в общении, не принимают в совместные игры, провоцируют насмешками [7, 8].

По мнению авторов, в семье с нестандартным ребенком особая роль отводится матери. М.Н. Гуслова описывает основные критерии отношения матери к ребенку с ограниченными возможностями здоровья: она любит ребенка и принимает его таким, какой он есть; она любит, но не принимает ребенка; она не любит, но принимает своего дитя; мать не любит и не принимает ребенка. В семье ребенок осваивает навыки общественной и трудовой деятельности, но многие матери стараются отгородить своего «особенного» ребенка от физических усилий, чутко реагируют на его капризы, стесняются ребенка и ограничивают общение с окружающими людьми.

Семья ребенка с ограниченными возможностями является главным звеном в системе удовлетворения его потребностей, воспитания, социализации, обучения, профориентации [2]. Проблемы таких семей значительно увеличиваются, так как возникают непреодолимые задачи, связанные с финансовыми, материально-бытовыми, жилищными проблемами. Матери в таких семьях лишены возможности полноценно работать. Также возникают сложности обучения и реабилитации ребенка, полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания. Очень низка и правовая самостоятельность семьи, родители плохо ориентируются в законодательстве.

Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, можно условно поделить на две группы по отношению к проблеме: семья с конструктивным отношением и позитивными установками, как результат принятия проблемы и адаптации всех ее членов; семья с деструктивным отношением, которое имеет разрушительный характер и препятствует процессу реабилитации и социализации ребенка. Согласно мнению авторов [7, 14], в меньшинстве семьи проявляют оптимальный эмоциональный контакт и устанавливают партнерские отношения между родителем и ребенком. Чаще семьи с ребенком ОВЗ демонстрируют излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком или наоборот, излишнюю концентрацию на ребенке, которая проявляется в чрезмерной заботе и установлении отношений зависимости, в чрезмерном вмешательстве в мир ребенка, в стремлении ускорить развитие ребенка. Это неудивительно, длительный и постоянный стресс оказывает негативное воздействие на психику родителей и способствует формированию в семье травмирующих жизненных стереотипов и новых жизненных ценностей: рушатся надежды на выздоровление ребенка и счастливое будущее семьи.

Наличие ребенка с ограниченными особенностями здоровья оказывает деформирующее влияние и на взаимоотношения между родителями внутри семьи. Их жизнь сопряжена с глубокими переживаниями и стрессами, что влияет на психологическое здоровье родителей. Такие родители отличаются раздражительностью, эмоциональной нестабильностью, часто находятся в состоянии депрессии и постоянной тревожности. Личностные особенности родителей определяют их отношение к дефектам и нарушениям в развитии ребенка. Семейная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от качества детско-родительских отношений. 

1.2 Содержание и типы родительских отношений в семье

Тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, влияющих на формирование характера ребенка и особенности его поведения. Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов и общение, особенностей восприятия личности ребенка и понимание его поступков. Родительское отношение - один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье [11,12].

Стиль воспитания рассматривается как стиль взаимоотношений с ребенком в семье, основанный на эмоциональном контакте, заботе и опеке, контроле, запретах и характере руководства поведением ребенка. Современные авторы выделяют шесть основных стилей воспитания: авторитарный, либеральный, опекающий, демократичный, отчужденный, хаотичный. В отечественных и зарубежных психологии достаточно много исследований и классификаций стилей семейного воспитания, в основе которых рассматриваются различные критерии внутрисемейных взаимоотношений. Рассмотрим некоторые классификации (более подробные характеристики стилей родительского отношения и семейного воспитания предложены в приложение 1).

Психолог Д.М. Болдуин выделил два стиля семейного воспитания:

демократичный стиль с высокой степенью общения между родителями и детьми и верой в успешную самостоятельную деятельность ребенка;

контролирующий стиль с предъявлением к детям жестких требований, дисциплинарных мер и значительных ограничений поведения.

Д. Элдер на основе родительского контроля выделяет семь стилей общения и взаимодействия родителей с детьми: автократичный, авторитарный, демократичный, эгалитарный, разрешающий, попустительский и игнорирующий стили.

Д. Баумринд [5] выделила три стиля родительского отношения по эмоциональности и способу контроля:

авторитетные родители с высоким уровнем контроля, но с теплыми отношениями с ребенком;

авторитарные родители с высоким уровнем контроля, установлением жестких требований и прохладными отношениями с детьми;

либеральные родители с низким уровнем контроля и теплые отношениями.

В классификации отечественного ученого Л.Г. Саготовской [15] выделено шесть типов родительских отношений:

чрезвычайно пристрастное отношение к ребенку, уверенность, что дети являются самым «важным» в жизни;

безразличное отношение к ребенку, к его интересам;

эгоистическое отношение к детям, ребенка считают рабочей силой семьи;

отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;

отношение к ребенку как помехе в личных делах и карьере;

уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.

В психологической литературе наиболее распространенной является типология отношений родителей к детям, предложенная исследователем и психотерапевтом А.Я. Варга:

«Принятие». Это тип позитивного эмоционального отношения к ребенку: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему.

«Отвержение». Это тип негативного отношения к ребенку: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

«Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения: родитель заинтересован в делах ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему.

«Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

«Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля над поведением ребенка. Четко просматривается авторитаризм.

«Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия.

В современной психологии семьи представлены два крайних типа: семьи, в которых отношения строятся на основе любви и принятия; семьи, в которых отношения строятся на неприятии и отторжении ребенка. Спиваковская [17] рассматривает четыре типа воспитания в комбинации крайних значений:

1. Теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем над его поведением. Такие родители принимают активное участие в жизнедеятельности ребенка и руководят его поведением и развитием.

2. Теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы. Родители не менее заинтересованы в судьбе своего ребенка, но, как правило, руководствуются интересами самого ребенка.

3. Холодное разрешающее воспитание, при котором недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы.

4. Холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, преследованию любого самостоятельного поступка. Зачастую такое воспитание может привести к психологической травме и нарушению эмоционально-волевого развития личности ребенка.

По критерию распределения ролей подчинения и уровня конфронтации во взаимодействии родителей и детей А.П. Петровский выделяет пять типов семейных отношений: диктат; опека; конфронтация; мирное сосуществование на основе невмешательства; сотрудничество [9].

Большинство отечественных авторов уделяют внимание изучению степени свободы ребенка в семье, или тому, как родители регулируют его поведение, как оценивают его реальные возможности. Ребенок с ОВЗ, как и здоровый ребенок, способен под влиянием должного воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Исследователи разделяют семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями на четыре группы [5,11]:

1. Родители отличаются излишне заботливым отношением к ребенку, гиперопекой, ограничением социальных контактов. Сверхзабота не позволяет ребенку развивать самоконтроль, что приводит к зависимости его от семьи.

2. Семьи характеризуются холодным общением, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, родители излишне внимательны к результатам лечения ребенка. Это ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, порождает комплексы и неуверенность в своих силах.

3. Родители отличаются проявлением сотрудничества, устойчивым интересом к организации воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, поощряют детскую самостоятельность, верят в собственные успехи детей.

4. Семья характеризуется репрессивным стилем семейного общения, установкой на лидерство, ограничением прав ребенка, жесткими требованиями, его наказанием. У детей отмечается агрессия, плаксивость, раздражительность, не редко осложняется их психическое и физическое состояние.

В современной психологии семьи представлены два крайних типа [8]:

Семьи, в которых отношения строятся на основе любви, уважения и принятия. Такие родители проявляют нежность и заботу к своему чаду, уделяют много внимания его воспитанию и образованию, принимают активное участие в его жизни, строят возможные перспективы его будущего.

Семьи, в которых отношения строятся на неприятии и отторжении ребенка. Такие родители не желают принимать на себя обязательства заботы и воспитания ребенка, не удовлетворяют его потребностей, невнимательны и часто жестоки по отношению к нему, безучастны к будущей судьбе ребенка и его социализации в обществе.

Анализ исследований отечественных и зарубежных авторов, изучение особенностей воспитания в семьях, позволил придти к выводу, что формирование личностных качеств детей во многом зависит от стиля воспитания и взаимодействия в их семье. Родительское отношение составляет важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы, влияние стиля семейного воспитания на формирования личности ребенка является очень важной и актуальной проблемой.

Практическая часть исследования

2.1. Организация эмпирического исследования

Цель исследования: выявить особенности родительского отношения, в семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

Гипотеза: мы предполагаем, что родительское отношение в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отличается от родительского отношения в семье со здоровым ребенком.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Подготовительный этап – выделение групп, подбор методик для исследования родительского отношения.

2. Конструктивный этап – проведение эмпирического исследования

3. Заключительный этап – обработка полученных данных и их интерпретация; обобщение результатов исследования.

Исследование проводилось на базе МБУДО «Центр «Радуга» г. Волгодонска. Выборку составили 30 семей со схожими признаками (состав семьи, возраст матерей). Были выделены две группы: А – группа семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья; Б – группа семей, воспитывающих здорового ребенка (Приложение 2).

В соответствии с задачами исследования были подобраны методики:

Тест - опросник родительских отношений (А. Я. Варга и В. В. Столин) [13].

Цель: выявление родительского отношения, родительских установок, и наклонностей родителя к определенному стилю воспитания.

Инструкция: испытуемым предлагается ответить на вопросы опросника, состоящего из 61 утверждения (Приложение 3).

Шкалы: принятие-отвержение, социальная желательность, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, отношение к неудачам ребенка.

Опросник «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис) [13].

Цель: выявить общий фон переживаний индивида, связанный с его позицией в семье, с тем как он воспринимает себя в семье.

Шкалы: В-вина, Т-тревожность, Н-напряженность, уровень общей семейной тревожности.

Инструкция: испытуемым предлагается выбрать один из предложенных вариантов ответов опросника, состоящего из 21 пункта-утверждения, соответствующий отношению к данному утверждению (Приложение 4).

Рисуночный тест «Моя семья» (проективный тест)

Цель: диагностика внутрисемейных отношений

Шкалы: благоприятная семейная ситуация, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности, враждебность в семейной ситуации.

Инструкция: обследуемому предлагается нарисовать «Свою семью» на листе белой бумаги А4 (прилагаются цветные карандаши). Далее проводится интерпретация рисунков: сюжет, последовательность расположения и размер объектов, величина пространства и т.д. (Приложение 5)
Анализ результатов исследования

Особенности родительского отношения по методике А.Я.Варга и В.В. Столина(Таблица 1, рисунок 1) (Приложение 6).

Таблица 1. Особенности родительского отношения

Шкалы

Особенности родительского отношения %

Основная группа А

Группа сравнения

Б

Принятие - отвержение

36

68

Социальная желательность

41

63

Симбиоз (единение - дистанция)

43

58

Гиперсоциализация (авторитарный контроль)

69

41

Инфантилизация (отношение к неудачам ребенка)

71

38

Согласно результатам диагностики в семьях с детьми с ОВЗ (группа А) преобладает «отвержение». То есть родитель воспринимает своего ребенка неспособным, с дурными наклонностями и испытывает к нему злость, досаду, раздражение и обиду. Также мы можем наблюдать низкий уровень социально-желательного образа, по шкале «симбиоз» - не заинтересованность родителей в делах ребенка и межличностную дистанцию в общении с ним. По шкале «гиперсоциализация» в семьях с ОВЗ отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, навязывание своей воли. Также мы видим различия между группами по шкале «инфантилизация», определяющую личную и социальную несостоятельность ребенка. Все это указывает на нарушения родительского отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1).

Рис.1. Диаграмма показателей уровня родительского отношения

Анализ семейной тревоги по методике Э. Эйдемиллера, В. Юстицкиса (таблица 2, рисунок 2) (Приложение 7)

Таблица 2. Анализ семейной тревоги (ACT)

Шкалы

группа А

группа Б

1

вина

9

1

2

тревога

25

9

3

напряженность

29

8

4

общая семейная тревожность

63

18

В ходе сравнения полученных показателей мы убедились, что в группе А семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ: вина (9 баллов), тревога (25 баллов), напряженность (29 баллов), общая семейная тревожность (63 балла) показатели выше, чем в группе Б семей, воспитывающих здорового ребенка. Анализ семейной тревоги показал, что семьи воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями подвержены сомнениям, страхам, опасениям в семейной ситуации. Также этим семьям присуще чувство беспомощности и ощущение неспособности изменить ход событий.

Рис.2. Диаграмма показателей уровня семейной тревоги.

Для достоверности различий между группами А (семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья) и группой Б (семьи, воспитывающие здорового ребенка), полученные данные по методикам «Особенности родительского отношения» и «Анализ семейной тревоги» были обработаны методами математической статистики при использовании U критерия Мана - Уитни (таблице 3, таблица 4).

Таблица 3. Результаты статистического анализа различий

в группах по методике «Особенности родительского отношения»

Название шкал

Выборка

Сумма рангов

U-критерий  Манна-Уитни

р - уровень 

значимости

1.

Отвержение-принятие

Группа А

125,5

5,5

Различия значимы

Группа Б

329,5

2.

Социальная желательность

Группа А

123

3

Различия значимы

Группа Б

342

3.

Симбиоз

Группа А

321

24

Различия значимы

Группа Б

144

4.

Гиперсоциализация

Группа А

304

41

Различия значимы

Группа Б

161

5.

Инфантилизация

Группа А

304

41

Различия значимы

Группа Б

161

Анализируя данные математической обработки, представленные в таблице 3, мы видим, что различия уровня признака в сравниваемых группах семей с ребенком с ОВЗ и семей со здоровым ребенком статистически значимы, а значит и достоверны.

Таблица 4. Результаты статистического анализа

различий в группах по методике «Анализ семейной тревоги»

Название шкал

Выборка

Сумма рангов

U-критерий  Манна-Уитни

р - уровень 

значимости

1.

Вина

Группа А

292,5

52,5

Различия значимы

Группа Б

172,5

2.

Тревожность

Группа А

322,5

22,5

Различия значимы

Группа Б

142,5

3.

Напряженность

Группа А

329

16

Различия значимы

Группа Б

136

4.

Общая семейная тревожность

Группа А

338,5

6,5

Различия значимы

Группа Б

126,5

Анализируя данные математической обработки, представленные в таблице 4, можно отметить, что различия уровня признака в сравниваемых группах А и Б статистически значимы и достоверны.

Рисуночный тест «Моя семья» (таблица 5, рисунок 3) (Приложение 8)

Таблица 5. Особенности внутрисемейных отношений

Признаки

Группа А

%

Группа Б

%

1.

Благоприятная семейная ситуация

37

75

2.

Тревожность в семейной ситуации

43

19

3.

Конфликтность в семье

37

18

4.

Чувство неполноценности в семейной ситуации

35

13

5.

Враждебность в семейной ситуации

24

5

Анализируя данные, представленные в таблице 5, можно увидеть, что в группе А недостаточно благоприятная семейная ситуация (37%), тогда как в группе Б наблюдается благоприятная семейная ситуация (75%). Также в группе А, семьи с ребенком с ОВЗ, преобладают такие показатели как: тревожность в семейной ситуации (43%), конфликтность в семье (37%), чувство неполноценности в семейной ситуации (35%), враждебность (24%). Все это оказывает значительное влияние на неблагополучие в семье.

Рис.3. Результаты рисуночного теста «Моя семья»

2.3 Возможности помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями

Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке и всесторонней помощи. В нашем центре организуется летняя оздоровительная площадка «Особенное лето», в рамках которой можно реализовать совместные досуговые мероприятия с целью укрепления детско - родительских отношений. В совместной деятельности необходимо помочь родителям осознать собственное отношение и возможно, изменить стиль восприятия своего ребенка. Мы разработали примерный план мероприятий для родителей с детьми с ограниченными возможностями:

Подбор семейных и ролевых игр «Детки – матери»

Фотосессия «Наша крепкая семья» и выставка работ

Подвижные игры «Веселые старты»

Беседы «Дети как дети» с психологом (чаепитие)

Особенные дети – особое общение»

Спортивные мероприятия «Наша дружная семья», «Веселые старты»

Сказкотерапия для детей и взрослых (как читать сказки «особенным» детям)

Театрализованные посещения «День рождения», «Новый год» и т.д.

Мастер-класс «Изготовление игрушек» (совместная творческая работа)

Мастер-класс «Завтрак для ребенка» (делимся опытом)

Творческая гостиная (совместная творческая работа)

Мероприятие с использованием арттерапии (релаксация, совместный отдых)

Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, вынуждены постоянно решать социальные проблемы, они нуждаются в информационной поддержке. На данном этапе своей исследовательской работы я разрабатываю информационные буклеты для родителей с целью повышения их информативности и компетентности.

Заключение

Статистика свидетельствует, что в настоящее время растет количество семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии. Проблема детско – родительских отношений является актуальной, особенно в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках нашего исследования мы изучили и проанализировали литературу и другие информационные источники по проблеме воспитания, особенности родительского отношения в семье с детьми с ОВЗ. Мы подробно рассмотрели различные стили воспитания и их классификацию. Далее, с помощью диагностических методик были выявлены особенности родительского отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. Мы выявили следующие показатели родительского отношения к ребенку с ОВЗ: преобладает «отвержение» и дистанция в общение, это означает, что родители воспринимают своего ребенка неприспособленным и неудачливым. По большей части эти родители испытывают к ребенку досаду, раздражение, обиду, они не достаточно заинтересованы в делах ребенка. Родители «особенного» ребенка постоянно ощущают тревогу, стремятся к «инфантилизации», лишают самостоятельности и приписывают ему личную и социальную несостоятельность. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. У родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, есть ощущение чувства неполноценности в семейной ситуации. Также следует отметить, что в таких семьях наблюдается неблагоприятная семейная ситуация, повышена общая семейная тревожность родителей, обусловленные во многом ощущением вины.

Итак, цель нашего исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение: родительское отношение в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья отличается от родительского отношения в семье со здоровым ребенком:

- в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, преобладает отвержение, социальная дистанция, гиперсоциализация, инфантилизация; чувство вины, напряженность и общая семейная тревожность;

- в семье с ребенком с ОВЗ наблюдается неблагоприятная семейная ситуация, тревожность и конфликтность, чувство неполноценности в семейной ситуации.

В перспективе мы надеемся поступить на факультет психологии и продолжить углубленное изучение проблем семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии.

Список литературы

Бабич Е. Г., Тактаров В. Г. Совладающее поведение в семье: социально-психологические особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Издатель: Директ-Медиа, 2015.

Болдина М. А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями // Гаудеамус. 2006. №10.

Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. — М., 2000.

Дашков и Ко. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации. Издатель:, 2014

Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С., Пермякова А.А., Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация. - М., 2014. С.16-25.

Лидерc А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. — Москва-Обнинск. ИГ-СОЦИН, 2004. 294 с.

Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье. Под ред. В.И. Селиверстова. – Москва : Прометей, 2015. - 252 с.

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 2000.— 256 с.

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: «Знание», 1981. - С.80-95.

Пирманова Б. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Central Asian Academic Journal of Scientific Research. 2022. №3.

Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А. А. Бодалева, И. М. Карлинской, В. В. Столина. М., 1988.

Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1999. — 720 с.

Саготовская Л. Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. — Томск, 1971. — С. 64.

Семаго М.М. Особенности коррекционной работы с семьей ребенка с отклоняющимся развитием // Школа здоровья. 1996. № 3. С. 41-54.

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 65 с.

Семьеведение / под ред. П.Я. Циткилова. Ростов н/Д: Пегас, 2002.

Тулегенова С.Ю. Тезисы конференции. Психологические проблемы современной российской семьи. 2 часть, М., 2005. - 360 с.

Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.

Федосеева О. А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 344-346.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Стили семейного воспитания:

отечественная и зарубежная классификация

Критерии классификации

Стиль семейного воспитания / типы родительских отношений

Параметры/краткая характеристика

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПО ДЖ. БОЛДУИНУ

Родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная поддержка

1.

Демократический стиль

Высокая степень вербального общения между родителями и детьми. Включенность детей в обсуждение семейных проблем; готовность родителей прийти на помощь и вера в успех самостоятельной деятельности ребенка; стремление родителей к объективному взгляду на ребенка. 

2.

Контролирующий стиль

Значительные ограничения поведения детей, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. При этом родители могут предъявлять детям требования жестко, последовательно и постоянно, а дети воспринимают эти требования как справедливые.

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПО Д. ЭЛДЕРУ

Уровень родительского контроля, уровень родительского давления

1.

Автократичный стиль

Полноправная власть родителей над детьми без необходимости обсуждать или объяснять свои решения, тотальный контроль и подавление воли ребенка.

2.

Авторитарный стиль

Высокий уровень контроля, право родителей принимать решения, но допустимо для ребенка возможность высказывания своего мнения без права голоса.

3.

Демократичный стиль

Умеренный уровень контроля предполагает совместное обсуждение важных решений родителями и детьми.

4.

Эгалитарный стиль

Характеризуется абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети не только в равной мере участвуют в принятии решений, но и несут одинаковую ответственность за них.

5.

Разрешающий стиль

Низкий уровень контроля, полная свобода действий ребенка с требованием от него ответственности за поступки.

6.

Попустительский стиль

Отсутствие контроля характеризуется полной бесконтрольной свободой действий ребенка.

7.

Игнорирующий стиль

Полное отсутствие контроля и интереса к жизни ребенка, его нуждам и потребностям

СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ПО Д. БАУМРИНД

Способ контроля, эмоциональная насыщенность родительского отношения

1.

Авторитетные родители

Высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии детей, теплые отношения с детьми. Как результат - инициативные, общительные, добрые дети; социально адаптированы, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

2.

Авторитарные родители

Высокий уровень контроля: родители устанавливают

жесткие требования и правила, требуют неукоснительного их выполнения. Родители мало общаются с детьми, отношения холодные и отстраненные. Дети раздражительны, замкнуты, боязливы и угрюмы, склонны к конфликтам.

3.

Снисходительные (либеральные) родители

Низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. Дети - импульсивные, агрессивные.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПО Э.Г. ЭЙДЕМИЛЛЕР

Эмоциональная включенность родителей в жизнь ребенка;

Степень контроля и заботы; понимание родителями содержания возрастных и индивидуальных потребностей

1.

Гипопротекция

Недостаток опеки и контроля над поведением детей, доходящий иногда до полной безнадзорности. Скрытая гипопротекция при формально присутствующем контроле, реальном недостатке внимания, тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка.

2.

Доминирующая гиперпротекция

Обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.

3. Потворствующая гиперпротекция.

Воспитание по типу «кумир семьи», потакание желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание. Непомерно высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству, недостаточное упорство на собственные ресурсы.

4.

Эмоциональное отвержение

Игнорирование потребностей ребенка, не редко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», каким должен быть.

5.

Повышенная моральная ответственность

Не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, ответственности, чувства долга. Настойчивые ожидания успехов в сочетании с игнорированием реальных потребностей ребенка, его интересов, не вниманием к его психофизическим особенностям.

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ ПО Г. КРАЙГУ

Уровень контроля, внутрисемейные отношения

1.

Авторитетный стиль

Родительская позиция основана на доверии к ребенку, но уровень контроля высокий. В семье дружеские отношения, дети уверенны в себе, способны к самореализации и самоконтролю.

2.

Авторитарный стиль

Тотальный уровень контроля, ребенок в семье становится боязливым, раздражительным, агрессивным и зависимым.

3.

Либеральный стиль

Низкий уровень контроля и доверительные отношения внутри семьи. Поведение детей не регулируется, предоставляется самостоятельность, дети становятся активными и творческими личностями.

4. Индифферентный стиль

Отсутствие контроля, максимальный уровень свободы детей, родители уделяют мало времени ребенку, который может вырасти антисоциальной личностью.

ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПО Л.Г. САГОТОВСКОЙ

Эмоциональность и личная включенность родителей в отношения с детьми

Чрезвычайно пристрастное отношение

Уверенность родителей в том, что дети – главное в их жизни.

Безразличное отношение

Нейтральное отношение к ребёнку, игнорирование его существования, полная незаинтересованность его жизнью.

Эгоистическое отношение

Родители считают ребенка основной рабочей силой семьи

4. Отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности

Отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности

5. Отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах

Родитель уверен в том , что из за ребенка он теперь не сможет нормально жить, работать и развиваться.

6. Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей

Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ ПО Е.П. АЛЕКСЕЕВОЙ И Л.П. КИБАРДИНОЙ

Уровень воспитания, контроля

1.

Воспитание по типу «Золушки»

Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям.

 

2.

Воспитание постоянной опекой

Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. 

3.

Воспитание по типу кумира семьи

При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти.

4.

Воспитание равнодушием

Ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, в семье мало любви и ласки. Никто не занимается воспитанием ребёнка, его поведением, нравственной стороной.

5.

Воспитание подарками

Родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. 

6.

Воспитание доверием

Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ ПО А.В. ПЕТРОВСКОМУ

Уровень контроля, внутрисемейная ситуация

1.

Диктат

Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнения ребенка, лишение его права голоса при решение вопросов к нему относящихся

2.

Опека

Тактика опеки предполагает постоянную заботу, ограждение от трудностей, участие во всех вопросах жизнедеятельности ребенка. Это препятствует развитию самостоятельности, инициативы, ответственности.

3.

Невмешательство

Минимум требований, правил, норм поведения.

4.

Паритет

В семье существует единая система ценностных ориентаций,общая цель совместных видов деятельности, для взаимоотношений членов семьи характерны взаимопомощь, поддержка, открытость и доверительность отношений. 

5.

Сотрудничество

В семье существует единая система ценностных ориентаций, общая цель совместных видов деятельности, длявзаимоотношений членов семьи характерны взаимопомощь, поддержка, открытость и доверительность отношений. 

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ ПО В.В. СТОЛИНУ

Уровень эмоционального отношения

1.

Принятие

Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы.

2.

Кооперация

Родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него.

3.

Симбиоз

Родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным.

4.

Авторитарная гиперсоциализация

Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.

5.

Маленький неудачник

Родители приписывают своему ребенку социальную Несостоятельность и всегда уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети проявляют неуспешность и неумелость.

6.

Отвержение

Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. 

Приложение 2

Список семьи

Группа А (семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ)

Семья

Состав семьи

Возраст

матерей в среднем

Статус ребенка

1

Белинские

Полный

27-34

ОВЗ

2

Гарлукович

Полный

27-34

ОВЗ

3

Долженко

Полный

27-34

ОВЗ

4

Егиазарян

Полный

27-34

ОВЗ

5

Игнатовы

Полный

27-34

ОВЗ

6

Козловы

Полный

27-34

ОВЗ

7

Кулешовы

Полный

27-34

ОВЗ

8

Мараковы

Полный

27-34

ОВЗ

9

Потаповы

Полный

27-34

ОВЗ

10

Родионовы

Полный

27-34

ОВЗ

11

Стрела

Полный

27-34

ОВЗ

12

Федоренко

Полный

27-34

ОВЗ

13

Шелудько

Полный

27-34

ОВЗ

14

Шамаевы

Полный

27-34

ОВЗ

15

Штрафины

Полный

27-34

ОВЗ

Группа Б (семьи, воспитывающие здорового ребенка)

Семья

Состав семьи

Возраст

матерей

в среднем

Статус ребенка

1

Архиповичи

Полный

27-34

здоровый

2

Древаль

Полный

27-34

здоровый

3

Зверевы

Полный

27-34

здоровый

4

Заикины

Полный

27-34

здоровый

5

Кляпиковы

Полный

27-34

здоровый

6

Калюжные

Полный

27-34

здоровый

7

Морозовы

Полный

27-34

здоровый

8

Нестеренко

Полный

27-34

здоровый

9

Скляренко

Полный

27-34

здоровый

10

Сероусовы

Полный

27-34

здоровый

11

Скаргины

Полный

27-34

здоровый

12

Тарасюк

Полный

27-34

здоровый

13

Трайдак

Полный

27-34

здоровый

14

Федорчук

Полный

27-34

здоровый

15

Фатеевы

Полный

27-34

здоровый

Приложение 3

Методика диагностики родительских отношений (ОРО)

А. Я. Варга и В. В. Столина

Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал: принятие – отвержение ребенка; кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; маленький неудачник.

Текст опросника

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

Я всегда сочувствую своему ребенку.

Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

Я уважаю своего ребенка.

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

Мой ребенок часто мне неприятен.

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

Я жалею своего ребенка.

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения моего ребенка.

Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

Мой ребенок часто меня раздражает.

Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

Я не доверяю своему ребенку.

За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

Я восхищаюсь своим ребенком.

Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Шкала «Принятие — отвержение»

* Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

* Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала «Кооперация»

* Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

* Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала «Симбиоз»

* Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

* Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

* Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

* Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала «Маленький неудачник»

* Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

* Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Приложение 4

Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT; Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис)

«Анализ семейной тревоги»

Ф.И.О. ________________Возраст _______________Состав семьи____________

Предлагается членам семьи самостоятельно заполнить опросник. Он содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждение пронумерованы, такие же номера есть в бланке, в приложении.Читайте по очереди утверждение опросника. Если согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны – зачеркните этот же номер. Если трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье. Отметьте свой ответ на бланке. В опроснике нет «правильных» и «неправильных» утверждений. Отвечайте так, как чувствуете.

Тест отпросника

Знаю, что члены моей семьи часто бывают, недовольны мною.

Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.

Я многого не успеваю сделать.

Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в нашей семье.

Часто чувствую себя беспомощным (беспомощной).

Дома мне часто приходится нервничать.

Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).

Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой).

Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.

Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.

Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.

Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще очень много сделать.

Нередко чувствую себя лишним (лишней) дома.

Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

Мне кажется, если бы я вдруг исчез (исчезла), то никто бы этого не заметил.

Идешь домой и думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое.

Как подумаю о своих делах, начинаю волноваться.

Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями.

Часто бывает - хочу сделать хорошо, а получается - плохо.

Мне многое не нравится, но стараюсь этого не показывать.

1

4

7

10

13

16

19

 

2

5

8

11

14

17

20

 

3

6

9

12

15

18

21

 

С = ____________/14

Интерпретация результатов:

За каждый согласие с утверждением начисляется 1 балл. Сумма баллов подсчитывается отдельно по каждой из трех шкал.

Исследуемые параметры:

1. Шкала В – вина (семейная вина члена семьи)неадекватное ощущение индивидом ответственности за все отрицательное, что происходит в семье. К шкале относятся следующие утверждения: 1, 4, 7, 10, 13,16,19. Наличие семейной вины диагностируется при пяти согласиях.

2. Шкала Т – тревожность (семейная тревожность члена семьи) — ощущение, что ситуация в семье не зависит от собственных усилий обследуемого. К шкале относятся следующие утверждения: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. Наличие семейной вины диагностируется при пяти согласиях.

3. Шкала Ннапряженность (семейная напряженность) — ощущение, что выполнение семейных обязанностей представляет собой непосильную задачу для индивида. К шкале относятся следующие утверждения: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.Наличие семейной вины диагностируется при пяти согласиях.

После подсчета баллов по отдельным шкалам вычисляется сумма баллов по обобщенной шкале (вина + тревожность + напряженность), на основании чего делается вывод об уровне общей семейной тревожности: С = вина (баллы) + тревожность (баллы) + напряженность (баллы).

Если общий уровень семейной тревожности С превышает 14 баллов, то констатируется для этого члена семьи превышение семейной тревожности.

Приложение 5

Рисуночный тест «Моя семья

Исторически возникновение методики «Рисунок семьи» связано с развитием проективной психологии, в частности с развитием интереса к рисуночным методикам, который особенно возрос после выхода в свет работ К. Маховери Дж. Бака. Рисуночные тесты приобрели большую популярность среди психологов в 40-50-х гг. XX века. Впервые применение методики «Рисунок семьи» для психологического обследования семейных взаимоотношений было показано в работах В. Вольфа.  Анализ рисунков опирается на следующие параметры:

последовательность изображения членов семьи,

пространственное расположение членов семьи,

состав нарисованной семьи по сравнению с реальной семьёй,

отличия между графическими репрезентациями в величине и других деталях.

Дальнейшие исследования по изучению рисунка семьи опирались на схему, предложенную В. Вольфом, при этом в новых работах отмечались модификация инструкции и расширение диапазона интерпретируемых показателей.

Инструкция:встандартной методике «Рисунок семьи» обследуемому дают лист белой бумаги, карандаши и ластик, и просят его изобразить свою семью. Во время выполнения методики исследователь фиксирует любые проявления невербального поведения обследуемого, а также следит за последовательностью рисования персонажей. После выполнения задания обследуемого просят идентифицировать нарисованные фигуры, далее с ним проводится беседа в свободной форме, в которой исследователь задаёт уточняющие вопросы по рисунку. По описанию рисунка обследуемым и другим показателям исследователь делает вывод об атмосфере в семье, о взаимоотношениях между членами семьи. Существует иной способ применения данной методики. Чаще такой вариант её выполнения применяется во время семейного консультирования. Исследователь проводит данную методику не только с ребёнком, но и с обоими родителями, что помогает оценить различные точки зрения на то, как семейные отношения воспринимаются матерью, отцом и ребёнком. Таким образом, сопоставление полученных результатов даёт наиболее содержательную информацию о семейных взаимоотношениях и детско-родительских отношениях.

Таблица. Показатели интерпретации кинетического рисунка семьи

 

Семейная

ситуация

Критерии /показатели

Балл

1.

Благополучная

семейная

ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи / присутствуют все члены семьи

1

2. Все члены семьи соединены руками/взялись за руки

2

3. Адекватные размеры фигур (членов семьи) пропорционально друг друга

1

2

4. Отсутствие показателей враждебности;

/ улыбки на лицах

1

2

5. Ребенок в рисунке похож на родителей (выделяется формами или цветом, одеждой, выражением лица)

1

2

6. Ребенок расположен в центре/ между родителями

2

7. У фигур хорошо прорисованы кисти рук/ступни ног

1

2

8. В рисунке использованы светлые/красочные/сочные цвета, хорошее качество линии

1

2

9. Фигуры стоят на земле, полу /опора

2

2.

Тревожная семейная ситуация

1. Слишком близко друг к другу расположены все члены семьи / в обнимку

1

2. На рисунке присутствуют арки, крыши и детали, накрывающие фигуры

2

3. Мелкие размеры фигур

2

4. У фигур отсутствуют ступни ног

2

5. Ребенок нарисован ближе / теснее / или прижавшись к матери

1

6. У фигур слишком большие / выразительные / тщательно прорисованные глаза

1

2

7. Преобладание в рисунке темных тонов (черного, серого, коричневого, фиолетового)

2

8. Присутствует штриховка, мазки, размытость линий

1

9. В рисунке уделено больше внимания предметам, одежде, окружающей обстановке

1

3.

Конфликтность

в семье

1. Каждый член семьи в отдельности / не все члены семьи держатся за руки

1

2

2. Ребенок нарисован крайним, последним /в последнюю очередь

2

3. У фигур отсутствуют кисти рук / основных частей тела/ лицо без глаз, носа, рта

2

4 . Выраженная /неадекватная величина отдельных фигур /членов

1

5. Выделение отдельных фигур

1

6. В рисунке использованы черные, коричневые, серые цвета

1

7. Фигуры на рисунке отображены в неблагоприятных условиях (плохая погода, темный фон)

2

8. У фигур руки раскинуты в сторону

1

9. Не идентифицирован / слабо идентифицирован пол ребенка

1

4.

Чувство

неполноценности

в семейной

ситуации

1. Расположение фигур на нижней части листа

2

2. Члены семьи на большом расстоянии от ребенка

1

3. Ребенок нарисован непропорционально маленьким/

непропорциональные части тела ребенка

2

4. Ребенок смотрит в другую сторону / части его тела повернуты в другую сторону

2

1

5. Маленькие фигуры, мелкий размер рисунка

1

6. Фигуры нарисованы одним «цветом» / вся фигура (части тела и одежда) одним цветом

1

7. Фигуры «висят» в воздухе (не стоят на земле, полу)

1

8. Преобладание в рисунке темных тонов

1

9. Присутствие на рисунке облаков, туч, дождя, звезд, воды

1

2

5.

Враждебность

в семейной

ситуации

1. Агрессивная позиция фигуры / какого-либо члена семьи

2

2. Поднятые руки у членов семьи

1

3. У фигур(ы) нарисованы зубы или открытый рот

1

4. Деформированная фигура/часть тела

1

5. У фигур непропорционально большие руки / длинные кисти / пальцы удлиненные, подчеркнуто вырисованные

1

6. В рисунке преобладает красный цвет

2

7. В рисунке присутствует сильный нажим карандашом, излишняя прорисованность линий

1

8. На рисунке присутствуют элементы клетки (предмет, одежда, другие детали), острые предметы

1

9. Другие возможные признаки

1

Приложение 6

Показатели «Особенности родительского отношения» по методике ОРО А.Я. Варга и В.В. Столина

Группа А (семьи с ребенком ОВЗ)

Отвержение

Социальнаяжелательность

Симбиоз

Гиперсоциализация

Инфантилизация

1

7

0

6

5

6

2

8

2

7

6

7

3

18

2

6

5

6

4

10

2

7

7

7

5

12

0

6

4

5

6

13

0

7

4

4

7

5

1

6

4

3

8

15

1

7

6

6

9

16

0

6

6

6

10

10

2

7

6

7

11

9

2

5

5

5

12

8

1

5

5

4

13

7

3

4

6

3

14

14

3

6

6

4

15

20

4

7

7

4

Группа Б (семьи воспитывающие здорового ребенка)

Отвержение

Социальнаяжелательность

Симбиоз

Гиперсоциализация

Инфантилизация

1

24

6

3

4

1

2

23

5

4

4

3

3

20

3

5

5

2

4

25

7

6

6

4

5

26

6

3

4

5

6

28

7

4

3

0

7

24

7

2

4

2

8

21

6

0

3

1

9

16

5

5

6

6

10

18

4

4

5

1

11

19

5

5

2

2

12

30

7

5

2

3

13

23

4

6

1

4

14

24

6

5

0

5

15

27

7

4

5

5

Приложение 7

Показателианализа семейной тревоги по методике Э.Эйдемиллера, В.Юстицкиса.

Группа А (семьи с ребенком с ОВЗ)

Вина

Тревога

Напряженность

Общаясемейнаятревожность

1

1

2

3

6

2

1

2

3

6

3

0

1

2

3

4

0

1

1

2

5

1

2

1

4

6

0

1

2

3

7

0

2

1

3

8

1

1

2

4

9

1

2

2

5

10

1

2

2

5

11

0

2

2

4

12

1

2

2

5

13

1

1

2

4

14

1

2

3

6

15

0

2

1

3

Группа Б (семьи со здоровым ребенком)

Вина

Тревога

Напряженность

Общаясемейнаятревожность

1

0

1

1

2

2

0

1

1

2

3

0

0

0

0

4

0

1

1

2

5

0

1

1

2

6

0

0

0

0

7

0

0

0

0

8

0

1

0

1

9

0

0

0

0

10

1

1

1

3

11

0

1

1

2

12

0

1

1

2

13

0

1

1

2

14

0

0

0

0

15

0

0

0

0

Приложение 8

Результаты оценки рисунка «Моя семья»

Группа А (семьи с ребенком с ОВЗ)

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

Рис. 1

7

6

6

2

7

Рис. 2

1

2

10

8

0

Рис. 3

6

4

6

6

5

Рис.4

3

1

3

4

6

Рис.5

5

2

7

8

4

Рис.6

8

9

3

0

2

Рис.7

5

6

7

7

2

Рис.8

9

2

0

3

2

Рис.9

8

12

2

4

2

Рис.10

10

13

2

2

2

Рис.11

6

4

2

4

0

Рис.12

10

4

5

3

2

Рис.13

9

6

3

4

0

Рис. 14

5

12

10

6

1

Рис. 15

3

7

6

8

6

Группа Б (семьи со здоровым ребенком)

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

Рис. 1

14

5

2

4

0

Рис. 2

16

2

3

0

1

Рис. 3

17

1

1

1

0

Рис.4

10

8

3

2

1

Рис.5

16

2

1

0

0

Рис.6

6

2

5

4

2

Рис.7

13

1

1

2

0

Рис.8

17

1

1

1

0

Рис.9

16

2

1

0

0

Рис.10

12

2

1

3

0

Рис.11

14

1

2

1

1

Рис.12

6

6

4

2

2

Рис.13

9

1

3

2

1

Рис. 14

15

3

6

1

0

Рис. 15

10

2

1

3

0

Приложение 9

Диагностический материал (рисунки)

Группа А (семьи с ребенком с ОВЗ)

Рис 1. К каждому из членов семьи одинаковое отношение, благополучная семья, мать не выделяет « любимчиков», иногда у матери бывает депрессивное настроение, появляется желание опустить руки, но оно быстро пропадает. Принятие всех детей. Жена видит мужа в виде главного агрессора. Есть скрытая агрессия к окружающим. Отец глава семьи, младшая дочь – обуза. У матери чувствуется любовь по отношению к членам семьи.

Рис 2. Мама является главой семьи, семья стоит не на первом месте. Младшего ребенка считает не самостоятельным, не делает особого акцента на него. Не принятие детей, агрессия по отношению к мужу. Каждый член семьи предоставлен сам себе, нет связи между мамой и семьей. В семье царит неблагополучная обстановка.

Р ис 3. Мать делает акцент в сторону мужа. Ребенка с ОВЗ считает обузой и не принимает его, но при этом чувствует свою ответственность за него. На свою дочь не делает акцента, она больше сближена с отцом. Мать всячески пытается привлечь внимание мужа. Гиперопека над ребенком с ОВЗ со стороны матери. Отец – глава и опора семьи.

Рис 4. Мать делает акцент на сына. Дочь и отец расположены отдельно от семьи. Тяжелые отношения с мужем. Отец глава семьи. Ребенок с ОВЗ является главным в жизни матери, но при этом она считает его обузой и не таким как все. Муж считает, что ребенок с ОВЗ родился таким из за жены. Мать испытывает агрессию к дочери или считает дочь агрессивной.

Рис 5. Все члены семьи предоставлены сами себе, нет общности. Мать испытывает напряжение к самой себе. Тоска из-за того что ребенок не такой как все. Отец не принимает участия в воспитании, флегматичен. Мать пытается уберечь ребенка от внешнего мира и не обращает внимания на мужа. Неблагоприятная обстановка в семье, напряжение между членами семьи. Мать несколько агрессивна и враждебна.

Рис 6. Мама пытается наладить отношения с ребенком, но все тщетно. Чувствует свою вину и тревогу за ребёнка. На рисунке отсутствует член семьи: отец. Мать мечтает, что ребенок будет разговаривать с ней. Считает ребенка не таким как все, потому что она не может разговаривать. Дочь неохотно идет на контакт с мамой и ведет себя агрессивно по отношению к матери.

Р ис 7. Депрессивное отношение в семье. Холодное отношение к детям и тотальный контроль всех их решений. В семье нет главного, каждый предоставлен сам себе. Напряженная конфликтная обстановка в семье. Неблагополучная ситуация в семье.

Рис 8. Мать и отец больше сближены друг с другом больше, чем с детьми. Отношение к дочери предвзятое. Сына считают обузой, отношение неопределенности к нему. Но в большее количество времени в семье царит дружелюбная, может наигранная атмосфера.

Рис 9. Мама больше внимание уделяет детям, а не мужу. Отец не принимает участия в воспитание детей, но является главой семьи. Мать считает ребенка с ОВЗ не таким как все, несостоятельным, не способным, присутствует гиперопека. Мать хочет отгородиться от внешнего мира со своей проблемой. В целом хорошие отношения в семье, иногда могут быть бытовые ссоры с мужем.

Рис 10. Повышенное чувство тревожности и вины со стороны матери, отгороженность по отношению к членам семьи. Мать не принимает ребенка с ОВЗ и видит себя виноватой в том, что ребенок родился таким. Она чувствует себя отдельно от семьи, очень малозначимой особой.

Рис 11. Мать больше отдает себя сыну, чем остальным членам семьи. Отец и дочь предоставлены самим себе. Сын тянется к сестре, но та не принимает его. Отец не принимает участия в воспитание детей, но при этом является главой семьи. Неблагополучные отношения в семье.

Рис 12. Хорошая семья, одинаковое отношение к каждому члену семьи. Бывают как хорошие дни, так и мелкие бытовые ссоры. Мать не выделяет любимчиков среди всех членов семьи. Глава семьи не четко выражен, обязанности разделены между мужем и женой. Ребенка не выделяют, его считают таким как и другие дети. Есть напряжение и тревожность в семье.

Рис 13. В семье повышен уровень тревожности. Желание огородиться от всего мира, стеснение и не желание показывать своего ребенка на людях, страх осуждения. Депрессивное настроение. Больше внимания уделено окружающему миру, вещам, предметам, а не своей семье.

Р ис 14. Гиперопека со стороны матери. пассивная агрессия всех членов семьи. неблагоприятная обстоновка в семье. Повышенное чувство тревожности. Отец принимает незначительное участие в воспитание ребенка.

Рис 15. Вполне благоприятная обстановка в семье, но мать проявляет иногда агрессивное поведение и тревожность. Также со стороны матери наблюдается инфантилизация.

Группа Б (семьи со здоровым ребенком)

Рис 1. Благополучная семья, но с повышенным чувством тревожности со стороны матери к дочке. В некоторых ситуациях присутствует агрессивность членов семьи. Конфликты матери и дочери.

Рис 2. Хорошие отношения в семье. Мать уделяет каждому внимание. Не разделяет детей. Хорошие отношения с любящим мужем. Бытовые ссоры быстро решаются. В семье царит любовь и понимание. Дети растут без гиперопеки, все обязанности разделены поровну. Благополучные отношения в семье.

Рис 3. Благополучная семейная обстановка. Скрытое чувство тревожности со стороны матери, отец является главой семьи. Мать в некоторых ситуациях излишне контролирует сына.

Рис 4. Благополучная семья с равным разделением обязанностей. Иногда дети предоставлены сами себе. В семье есть конфликт со старшей дочерью.

Рис 5. Благоприятная семейная обстановка. Скрытое чувство агрессии со стороны родителей, уделяют внимание материальному благополучию.

Рис 6. Благополучная семья. Без тревожности, агрессии и повышенной конфликтности.

Рис 7. Благоприятная семейная обстановка. Без тревожности, агрессии и повышенной конфликтности.

Рис 8. Повышенное чувство тревожности в семье. Все члены семьи предоставлены сами себе. Но в целом благоприятная семейная ситуация.

Р ис 9. В семье больше внимания уделяют дочери. В целом благоприятная обстановка в семье, но есть некоторая неуверенность в семейной ситуации.

Рис 10. Благоприятная семейная обстановка. Без тревожности, агрессии и повышенной конфликтности.

Рис 11. Благоприятная семейная обстановка. Без тревожности, агрессии и повышенной конфликтности.

Рис 12. Благоприятная семейная обстановка. Без тревожности, агрессии и повышенной конфликтности.

Рис 13. Благоприятная семейная обстановка. Без тревожности, агрессии и повышенной конфликтности.

Рис 14. Благоприятная семейная обстановка. Без тревожности, агрессии и повышенной конфликтности.

Рис 15. Благоприятная семейная обстановка. Без тревожности, агрессии и повышенной конфликтности.

Просмотров работы: 1895