Введение
Говорят, «Дети – цветы жизни». Только порой эти цветы облетают или вянут. Очень часто мы в жизни видим, что дети не могут реализовать свои права. Такое положение дел навело нас на ряд мыслей и рассуждений, которые мы решили использовать для своего исследования. Работу над проблемой защиты прав детей мы начали еще в прошлом году, результатом которой стало создание исследовательской работы на тему «Защита прав несовершеннолетних в суде». Уже тогда было понятно, что это очень важный вопрос современности, который требует нового разрешения. Именно поэтому после защиты проекта было принято решение о продолжении исследовательской работы по данной проблеме.
Опираясь, главным образом, на теоретический материал прошлой исследовательской работы, мы постараемся еще глубже проанализировать ювенальное право в нашем законодательстве.
Цель данного исследования: выяснить, какие существуют меры по защите прав ребенка, и применение данных мер в судебной практике.
Задачи:
Выяснить, какие права есть у несовершеннолетних согласно правовым документам: Конвенция о правах ребенка, Пекинские правила, Кодексы законов РФ (Семейный кодекс, Уголовный, Административный, Гражданский);
Проанализировать, как и какие права несовершеннолетних могут быть нарушены в современное время;
Проанализировать, какие меры предпринимает правительство РФ по защите несовершеннолетних;
Сделать вывод о том, достаточно ли принято мер по полноценной защите прав несовершеннолетних в судах.
Темой исследовательской работы стало изучение прав несовершеннолетних и их защита в судах.
Объект исследования: права несовершеннолетних.
Предмет исследования: правоприменительная практика по защите прав ребенка в суде.
Гипотеза: может ли ребёнок защитить свои права, если в стране не разработана ювенальная юстиция?
Чтобы найти нужный материал, мы воспользовались поисковыми системами и каталогами серверов Интернета, энциклопедиями и статьями научных журналов, а также обратились за советом к представителю правовой системы Российской Федерации с целью узнать, какова же структура и деятельность правовой системы в нашей стране, как проходит судебный процесс.
В исследовании были использованы следующие методы: анализ литературы, аналогия, анализ нормативно-правовой базы, дедукция, информационный поиск, статистический анализ.
Актуальность исследования
Права ребенка – это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребенка и российскому закону – это лица, не достигшие 18 лет.). На сегодняшний день необходима не просто декларация прав ребенка, а необходимо создать все условия, чтобы эти права работали. Нужны меры, гарантирующие разностороннее развитие ребенка, включающие правовое образование детей. Актуальность определяется тем, что правовые аспекты проблем защиты и реализации прав ребенка, в том числе правового положения детей, нуждаются в определенном переосмыслении. Нам представляется необходимость в разработке нового правового документа, который будет отражать права, обязанности, санкции и защиту в отношении подрастающего поколения. Сейчас написать и предложить законодательный проект я не могу в силу своего возраста и неопытности, но изучить, с чего все начиналось, и в каком это состоянии сейчас, я могу. Поэтому моя исследовательская работа имеет свою актуальность в настоящее время и будет иметь в будущем.
ГЛАВА 1. Правовые основы обеспечения защиты прав и свобод несовершеннолетних в России
Согласно Конституции Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (3). Гражданин в возрасте от 18 лет может обратиться в государственные органы за защитой своих прав при их нарушении, а что делать гражданам, не достигшим возраста 18 лет?
Ребенок в силу своего возраста мало что знает о своих правах и обязанностях. Зачастую этим пользуются взрослые, привлекая несовершеннолетних к совершению неправомерных действий или намеренно не выполняя своих обязанностей по отношению к несовершеннолетним на правах родителя или опекуна. Отсюда возникает вопрос: как наше правительство реагирует на подобные деяния?
На основе теоритического материала прошлой исследовательской работы и привлекая другие нормативно-правовые акты мы дадим ответы на ряд вопросов данной проблемы.
. Конституционные права и свободы несовершеннолетнего
За основные источники изучения прав несовершеннолетних в прошлой исследовательской работе были взяты Конвенция ООН «О правах ребенка», Пекинские правила, федеральные акты нашего законодательства (Конституция, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях). Проанализировав, какие существуют права граждан, не достигших совершеннолетнего возраста, и какие меры должны применяться для их защиты, можно выделить в правовых документах такие права детей как: право на жизнь; право на имя; право на гражданство; право знать своих родителей и право на их заботу; право на индивидуальность; право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями; право свободно выражать свои взгляды; право свободно выражать свое мнение; право на свободу мысли, совести и религии; право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний; права на личную жизнь; право на семейную жизнь; право на неприкосновенность жилища; право на честь и репутацию; право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию; право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми; право жить и воспитываться в семье; право неполноценного ребенка на особую заботу; право на доступ к услугам системы здравоохранения; право на пользование благами социального обеспечения; право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка; право на образование; право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком; право на отдых и досуг; право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни; право на защиту от экономической эксплуатации; право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи; право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе (2).
Конвенция Организации Объединенных наций «О правах ребенка», принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, считается основным документом, защищающим ювенальное право на международном уровне. Россия, как страна-участница, уважает и обеспечивает все права, предусмотренные Конвенцией «О правах ребенка», за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. Принимает все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, прописанных в Конвенции. Таким образом, в основных федеральных актах российского законодательства должны быть указаны все права несовершеннолетних, прописанные в Конвенции о правах ребенка. Проанализировав, такие правовые документы, как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ, мы убедились о наличии официально зафиксированных прав несовершеннолетних граждан в нашем законодательстве. Это может говорить о серьезных намерениях нашего государства защищать права и интересы граждан, не достигших совершеннолетнего возраста. Несмотря на то, что Конституция РФ напрямую не разделяет права и обязанности совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, положения данного нормативно-правового акта направлены на закрепление и защиту прав и обязанностей как детей, так и взрослых.
1.2. Нарушение прав и интересов несовершеннолетнего
Самым первым институтом социализации человека является семья. Так как несовершеннолетними являются граждане, не достигшие 18 лет, они находятся на воспитании своих родителей. Несовершеннолетние в силу своего возраста могут не знать своих прав и методы их защиты, чем в современное время пользуются взрослые. Родители могут не думать и не осознавать, что своими привычными действиями нарушают права своего ребенка. Именно поэтому большинство случаев с нарушением прав связано с наказаниями детей в условиях воспитания. Родители наказывают детей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми и даже поднимают на них руку. К нарушению прав ребенка могут привести такие действия как: лишение свободы движения (ограничение свободы), применение физического насилия к ребенку, унижение достоинств ребенка, угрозы в адрес ребенка, ложь и не выполнение взрослыми своих обещаний, отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами, целенаправленную порчу имущества, отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи. Мы считаем, что нарушением прав ребенка будет уход одного родителя из дома или развод родителей, так как ребенок теряет право на воспитание в полной семье, на общение с обоими родителями, на внимание и заботу.
Самыми распространенными действиями, которые приводят к нарушению прав несовершеннолетних, являются злостное (намеренное) уклонение от оплаты алиментного содержания и нецелевое использование средств материнского капитала. Таким образом, самые распространенные нарушения связаны с имущественным правом.
Нарушения прав несовершеннолетних совершаются не только в семье, но и за ее пределами: в школе и других образовательных организациях, учреждениях здравоохранения, на улице. Подобные правонарушения могут быть сопряжены с жестоким обращением, применением насилия или агрессии в отношении ребенка. Нарушения прав детей часто вовлекают их в антиобщественный образ жизни, включая совершение преступлений. Любое нарушение прав несовершеннолетних порождает ответную реакцию: равнодушие и жестокость. Любое безнаказанное правонарушение в отношении ребенка ведет к его психическим отклонениям. Подростки, подвергавшиеся насилию, переносят его на взрослых, сверстников, на животных. Постоянно растет число убийств и тяжких преступлений среди подростков, в том числе отличающихся особой жестокостью и глумлением над потерпевшими. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Каждый четвертый беспризорный и безнадзорный ребенок имеет отклонения в психике, среди них - психопатия, алкоголизм, олигофрения, эпилепсия, шизофрения. Значительная часть заболеваний связана с условиями жизни несовершеннолетних, постоянно подвергающихся плохому обращению. У таких детей складывается убеждение, что грубость и жестокость являются нормой поведения людей. Часто несправедливое отношение вызывает у ребенка желание отомстить любой ценой, что ведет к совершению преступлений. Ежегодно в результате нарушения прав детей они попадают в «группу риска», которая представляет собой возможность вовлечения в преступную деятельность, проституцию, наркоманию.
Мы считаем необходимым отдельно сказать о нарушениях прав ребенка на неприкосновенность личности и защиту от жестокого обращения. Эта проблема остается весьма актуальной. Так, согласно опросу директоров школ и организаций профессионального образования, проведенному в нескольких регионах России, 72,9% этих должностных лиц приходилось принимать меры для защиты детей от безразличного отношения к ним родителей, а 32,2% защищали несовершеннолетних от физического насилия (5). При этом ежегодно 40 тыс. родителей лишаются родительских прав. Заметим, что понятие «жестокое обращение с детьми» включает все формы физического и психического насилия, причинение побоев, нанесение оскорблений, невнимательное и небрежное обращение, эксплуатацию, сексуальные посягательства на ребенка.
Особого внимания заслуживает право детей на половую неприкосновенность. Результаты выборочных исследований показывают, что несовершеннолетние составляют более 37% жертв половых преступлений (5). За последние годы значительно увеличилось число действий сексуального характера с лицами, не достигшими 16-летнего возраста (в 30,8 раза), развратных действий (в 3,6 раза). По данным МВД России, количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, а интернет-материалов - в 25 раз. По оценкам независимых экспертов, объем подобных ресурсов достиг более 300 млн. веб-страниц. При этом средняя посещаемость одного сайта составляет около 30 тыс. человек в месяц. Исследования ведущих криминологов показывают, что возраст жертв сексуальных посягательств колеблется от 4 до 15 лет, чаще всего подвергаются насилию дети от 3 до 9 лет (5). Причем каждый год число подобных преступлений увеличивается.
На основе статистических данных можно сделать вывод о частом нарушении прав несовершеннолетних в современное время. В нашем законодательстве, а точнее в Семейном кодексе Российской Федерации (11), указывается возможность несовершеннолетних на защиту своих прав и интересов. Но в реальное время мало кто из несовершеннолетних, чьи права были серьезно нарушены, пользуется этой возможностью, например, пишет в органы опеки или обращается в суд. Так же обратиться с заявлением о нарушении прав ребенка могут:
один из родителей;
другой родственник;
сосед;
преподаватель;
иное физическое лицо.
В жизни такие заявления от несовершеннолетних или других лиц очень редко поступают в органы опеки, в суд. Поэтому, довольно часто ребенок остается без защиты государства, что в дальнейшем приводит к негативным последствиям, несмотря на то, что в нашем законодательстве предусмотрены меры по защите прав и интересов несовершеннолетних граждан.
1.3. Органы государственный власти и должностные лица, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних в современной России
В принципе большинство европейских стран считает, что для защиты прав несовершеннолетних нужна ювенальная юстиция. Этого требует и Конвенция о правах ребенка. В нашем государстве попытки создания ювенального института были в 1990-е и в 2000-е годы. Ювенальная юстиция подразумевала создание в стране системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними.
В 2000-е годы в Государственную Думу поступил законопроект №38948-3 (Приложение 1) с Пояснительной запиской к законопроекту (Приложение 2). Модели своего ювенального института у нашего государства не было, поэтому за основу была взята модель европейского ювенального института, которая сильно противоречила принципам российского законодательства. Ювенальная юстиция в Европе напрямую связана с проектом замены института семьи на институт соцпатроната. Поэтому возникает вопрос: кому мешает семья? Семья мешает там, где человека хотят взять под тотальный контроль, разрушив его личность. Данный законопроект был отклонен в третьем чтении Государственной Думы. Официальный отзыв Правительства Российской Федерации (Приложение 3) и Заключение на проект федерального конституционного закона № 38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (Приложение 4) в полной мере позволяют нам судить о причинах отмены в дальнейшем рассмотрении законопроекта. С тех пор больше не было подобных предложений. Если в России не была установлена ювенальная юстиция, то есть ли возможность защиты у несовершеннолетних?
В нашем законодательстве указаны возможности защитить права и интересы несовершеннолетних, значит, предусмотрены определенные государственные меры, которые направлены на пресечение нарушений, на защиту и на поддержку прав несовершеннолетних. Для того, что бы определить, какие конкретно меры принимает государство для защиты несовершеннолетних граждан, необходимо выяснить, в полномочия каких государственных органов входит защита интересов несовершеннолетних.
К числу субъектов, участвующих в осуществлении, охране и защите прав ребенка как в судебном порядке, так и во внесудебном порядке, относятся:
Родители (один из них);
Лица, заменяющие родителей (опекун, попечитель, приемный родитель, патронатный воспитатель, усыновитель);
Органы опеки и попечительства;
Инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Прокурор;
Уполномоченный по правам ребенка;
Уполномоченный по правам человека;
Фактические воспитатели;
Лица, обнаружившие подкинутого, подброшенного ребенка.
Основной государственной мерой по защите прав детей является создание определенных государственных органов, деятельность которых направлена на поддержание, воспитание и защиту несовершеннолетних.
Основным правовым документом нашего законодательства, закрепляющим и разъясняющим взаимоотношения между родителями и детьми, является Семейный кодекс Российской Федерации. Семейное законодательство устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений родителей и иных лиц (11). Осуществляют защиту прав ребенка от таких злоупотреблений:
орган опеки и попечительства;
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
прокуратура;
органы внутренних дел;
суд.
Орган опеки и попечительства – это орган, который занимается защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка от злоупотреблений родителя и ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данный орган осуществляет защиту имущественных, жилищных и личностных интересов ребенка. Любое лицо, которому стало известно о возникновении реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего ребенка, должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства. После получения информации о нарушении прав ребенка орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры для защиты прав и интересов несовершеннолетнего. В функции органа входит защита прав ребенка, обеспечение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дача заключения о целесообразности лишения родительских прав, участие в судебных заседаниях по делам о защите прав ребенка и в исполнении решений суда, а также посещение семьи, пребывание детей в которой представляет угрозу их жизни и здоровью.
Защитой прав и интересов ребенка также занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. В их компетенцию входит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранений причин, способствующих совершению преступлений, помощь в реабилитации детям, которые оказались в тяжелой или опасной для них жизненной ситуации. К обязанностям комиссии можно отнести: предъявление в судебный орган искового заявления о лишении и ограничении родительских прав; обеспечение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних детей; контроль за воспитанием, развитием и содержанием ребенка.
Прокуратура, как орган по защите прав и интересов ребенка, вправе: подавать в суд исковое заявление о лишении или же ограничении родительских прав, а также иск о восстановлении имущественных или личных прав несовершеннолетнего ребенка; предъявлять в суд постановление об отмене усыновления; присутствовать на судебных заседаниях по делам о защите прав несовершеннолетнего. Основными направлениями деятельности прокуратуры в сфере защиты прав детей являются: надзор за исполнением законодательства о социальной защите детей, об образовании, об охране их жизни и здоровья; пресечение случаев жестокого обращения с ребенком; предъявление в суд требований о лишении родительских прав; предъявление в суд требований об ограничении родительских прав.
Вывод: органы внутренних дел принимают участие в принудительных мероприятиях, связанных с защитой детей. Например, участвуют в отобрании детей из неблагополучных семей или разыскивают лиц, которые уклоняются от исполнения решения суда. Поэтому мы еще раз обратимся к законодательству, для того чтобы увидеть все, что может быть связано с правами ребенка и их защитой.
ГЛАВА 2: Меры по защите прав несовершеннолетних
Судебный процесс с участием несовершеннолетнего
В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд. Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя. Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией. В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка. В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).
Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:
ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.
Таким образом, проанализировав информационно-правовую базу, нам удалось выявить права несовершеннолетних, которые часто нарушаются в современное время, узнать и разобраться, какие существуют государственные учреждения, занимающиеся ювенальным правом. Выяснили, что при нарушении прав ребенка несовершеннолетний сам может обратиться в соответствующие органы за помощью, одним из которых является суд. На примере одной ситуации мы хотели бы поподробнее рассмотреть, как и каким образом происходит защита несовершеннолетних в суде.
Рассмотреть все ситуации у нас пока не получится, но одну ситуацию мы можем подробно разобрать. При работе над ситуацией мы хотели бы выяснить, каким образом проходит судебное разбирательство с участием несовершеннолетнего, и насколько часто подобные разбирательства случаются в судебной практике.
За основу примера была взята реальная ситуация, все личные данные были изменены.
Ситуация: Семья Z, состоящая из мужчины, женщины и несовершеннолетнего подростка возраста 11 лет, была участницей религиозной секты. По уставу религиозной секты в семье устанавливались жесткие правила взаимоотношений между членами семьи. По установленным правилам детям запрещалось посещать образовательные учреждения (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, высшие учебные заведения), членам семьи запрещалось пользоваться услугами здравоохранения, в семье устанавливалось воспитание с применением физического и морального насилия по отношению к детям. Так же семья вынуждена отказываться от всех «социальных удобств» (квартира с хорошим ремонтом, коммунальные услуги).
После вступления семьи в данную религиозную секту, несовершеннолетний перестал посещать учебное заведение. После нескольких попыток классного руководителя вызвать родителей подростка в школу для выяснения причин длительного отсутствия обучающегося на учебных занятиях администрация учебного заведения была вынуждена отправить данные сведения в ОПДН МВД и КПН. После нескольких проверок семьи на предмет надлежащего содержания и воспитания ребенка было направлено заявление в органы опеки и попечительства с требованием изъятия несовершеннолетнего из семьи и лишение родительских прав его законных представителей. Ребенок был немедленно изъят из семьи, в суд был направлен иск о лишении родителей родительских прав.
Изложение фактов:
1. Несовершеннолетний перестал посещать учебное заведение;
2. Отправление заявления в ОПДН МВД и КПН администрацией учебного заведения;
3. Выявление несоответствий с надлежащим содержанием и воспитанием ребенка;
4. Заявление в органы опеки и попечительства с требованием изъятия несовершеннолетнего из семьи и лишение законных представителей ребенка родительских прав;
5. Изъятие ребенка из семьи и помещение его в специализированное учреждение;
6. Направление искового заявления в суд.
Участники судебного процесса: Органы опеки и попечительства, законные представители несовершеннолетнего, прокурор, представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора (Представитель специализированного учреждения), свидетели (представители КПН и ОПДН МВД, классный руководитель несовершеннолетнего, директор школы).
Стороны судебного процесса: Органы опеки и попечительства (истец), законные представители несовершеннолетнего (ответчики).
Нарушения:
1.Насильственное вступление в секту, пропагандируемую жестокое взаимоотношения между ее членами и физическое и моральное насилие;
2.Нарушение права на образование;
3.Нарушение права на пользование услугами здравоохранения;
4.Нарушение права ребенка на воспитание в любви и заботе;
5.Нарушение права проживания в благоприятных условиях;
6.Нарушение права на достойный уровень жизни;
7.Нарушение права на полноценное и всестороннее развитие;
Стадии процесса:
Подача органами опеки и попечительства искового заявления в суд;
Принятие искового заявления судьей и возбуждение гражданского дела;
Проведение подготовки к судебному разбирательству;
Назначение судебного разбирательства;
Проведение судебного разбирательства;
Вынесение решения по гражданскому делу.
Особенности судебного разбирательства: участие несовершеннолетнего в судебном разбирательстве, заслушивание мнения несовершеннолетнего.
Нормативно-правовые источники:
Семейный кодекс РФ ст. 65, ст. 69;
Пленум Верховного суда РФ постановление от 27.05.1998 №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;
Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей от 20.11.1989 года;
Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей от 20.11.1959 года.
Вывод: на основе приведенной ситуации нам удалось разобраться в том, как выявляется нарушение прав ребенка, через какие инстанции проходит данное сообщение и как осуществляется судебный процесс с участием несовершеннолетнего. Как мы выяснили, нарушение прав ребенка в современное время происходит постоянно и у ребенка есть возможность самостоятельно обращаться за помощью в специальные государственные учреждения, только несовершеннолетние не знают о такой возможности или не хотят защищать свои права. Отсюда появляется факт, что дети становятся объектами судебных процессов, а не субъектами
Заключение
На основании цели и задач, которые мы поставили себе в начале работы, нам удалось выделить основные права несовершеннолетних, ознакомиться с ситуациями по нарушению прав и интересов ребенка. В ходе исследования познакомились с деятельностью государственных органов, участвующих в осуществлении, охране и защите прав ребенка как в судебном порядке, так и во внесудебном порядке. Выявили, какие существуют меры по защите прав ребенка и как это происходит. Мы смогли дать ответ на главный вопрос нашей работы: в нашей стране отсутствует ювенальное право, так как оно противоречит принципам российского законодательства, но в нашем законодательстве предусмотрены и осуществляют свои полномочия специализированные государственные учреждения по защите прав и интересов несовершеннолетних. Таким образом, у несовершеннолетних граждан Росси есть возможность отстоять свои права в условиях отсутствия ювенального права. Только такой возможностью несовершеннолетние пользуются редко, поэтому выступают в судебных процессах в роли объекта, а не субъекта.
Список используемых источников и литературы
Защита прав несовершеннолетних детей// https://la-advokat.ru/blog/zaschita-prav-nesovershennoletnih-detej/
Конвенция о правах ребенка// ООН// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
Конституция Российской Федерации// статья 2// http://kremlin.ru/acts/constitution
Наиболее распространенные нарушения прав детей// 2015// https://mr-kobjajskij.sakha.gov.ru/informatsija-dlja-svedenia-i-obsuzhdenija/prokuror-razjasnjaet/naibolee-rasprostranennye-narushenija-prav-detej
Наиболее распространенные нарушения прав детей// Муниципальное образование «Ситтинский наслег»// 2019// https://sitte.sakha.gov.ru/razjasnenija-prokuratury/naibolee-rasprostranennye-narushenija-prav-detej
Ответственность за нарушение прав ребенка// Zakonsovet.com//2019//https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-detej/otvetstvennost-za-narushenie.html
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел/ статья 21// Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"// https://base.garant.ru/12116087/b5dae26bebf2908c0e8dd3b8a66868fe/
Полномочия прокурора в сфере защиты прав несовершеннолетних// https://admtabrn.ru/index.php/informatsiya-ot-prokuratury/943-polnomochiya-prokurora-v-sfere-zashchity-prav-nesovershennoletnikh
Права и обязанности родителей в сфере образования ребенка// Управление МВД России по Хабаровскому краю// https://27.мвд.рф/Pravovoe_informirovanie/Pravovaja_pomoshh_detjam/права-и-обязсти-род-в-сфере-образова
Права ребенка и их защита в России: общеоретический анализ доктор юридических наук// Абрамов.В.И// 2007// 455 с.// https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003064474?page=44&rotate=0&theme=white
Семейный кодекс Российской Федерации// статья 56// http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102038925
Серия «образование. Педагогические науки»// Вестник ЮУрГУ// 2018//Т. 10, №4. С. 6-14//https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-problemy-prav-rebenka-i-ego-zaschity/viewer
Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС)// Государственная Дума Федерального Собрания российской Федерации// 2023//https://sozd.duma.gov.ru/bill/38948-3
Что такое ювенальная юстиция и почему с ней борются родители//Российская газета - Федеральный выпуск: №29(6005)// 2013// https://rg.ru/2013/02/12/uvenalnaia.html
Приложение № 1
Проект
Вносится депутатами Государственной Думы В.И.Зоркальцевым, Е.Ф.Лаховой, Г.Н.Махачевым, Е.Б.Мизулиной, А.В.Чекисом, А.В.Чуевым, Т.В.Ярыгиной
Проект № 38948-3
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон
«О судебной системе Российской Федерации»
Статья 1
Внести в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 1, ст. 1) следующего дополнения:
1. Включить статью 22-1, изложив ее в следующей редакции:
«Статья 22-1. Ювенальные суды.
1. Для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специализированных судов создаются ювенальные суды.
2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, хотя бы одним из участников которых является ребенок, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.».
2. Пункт 1 статьи 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» после слов «по рассмотрению» дополнить словами «уголовных,».
Статья 2.
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Приложение № 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального Конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон "О судебной системе Российской Федерации"
Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних объясняется наметившейся в последние годы тенденцией к росту и "омоложению" подростковой преступности. Противоправная деятельность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла почти в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. Настораживает, что 80 % правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.
Наряду с увеличением количества дел, рассматриваемых судами, нехватки судей, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а это примерно 12% от общего количества, дела в отношении несовершеннолетних не рассматриваются в течение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливого решения суда в следственных изоляторах.
Есть ли способ решения этой чрезвычайно острой проблемы? Субъекты законодательной инициативы видят возможность изменить такое положение только путем создания в системе судов общей юрисдикции специализированных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов, которые в целях обеспечения более ранней профилактики преступности рассматривают дела о детях, находящихся в ситуации опасности, еще не совершивших правонарушение или преступление.
Слушая дела детей-правонарушителей, ювенальный суд рассматривает ребенка не как объект для репрессий, а как субъект реабилитации.
Система ювенальной юстиции решает проблему конкретного ребенка в конкретной жизненной, ситуации, что в конечном итоге позволяет решать проблемы детей вообще.
Судебное решение специализированного ювенального суда становится основанием для законной общественной деятельности в отношении судьбы ребенка, рассмотренной в конкретном судебном заседании.
Ювенальный судья, имеющий специальные знания в области детской психологии и реабилитологии, обеспечивает принятие оптимального судебного решения, направленного на социализацию ребенка -
правонарушителя и защиту прав ребенка, находящегося в социально опасном положении.
Введение ювенальной юстиции обеспечивает практическую реализацию существующих статей 28, 25 УПК РФ и 75, 76 УК РФ, дает судебную перспективу, развивает досудебные и внесудебные процедуры реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальные суды (1910 год). В свое время эта система считалась одной из наиболее передовых.
Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних - требование времени. Так, в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка (часть 3 статьи 40) и замечаниями Комитета ООН по правам ребенка от 08.10.1999 года в отношении государств-участниц ООН четко сказано:
"6. Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия...".
Важно подчеркнуть, что создание ювенальных судов, а также подготовка предложений и финансово-экономического обоснования создания специализированных составов (судов) в системе судов общей юрисдикции уже во втором квартале 2002 года предусмотрено в пункте 6 принятой Правительством РФ федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы и утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 года .№805.
Предполагается, что реформирование российской судебной системы в отношении несовершеннолетних будет осуществляться в три этапа:
Первоначальный этап - разработка и принятие Федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный Закон Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации"; второй этап - разработка и принятие Федерального конституционного закона "О ювенальных судах в Российской Федерации";
третий, завершающий этап - разработка и принятие Федерального закона общей направленности "Об основах системы ювенальной юстиции".
Представленный законопроект направлен на выполнение первоначального этапа реформирования судебной системы в отношении несовершеннолетних, поскольку в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" создание судов, не предусмотренных данным законом, не допускается. Специализированные федеральные суды могут учреждаться только путем внесения изменений и дополнений в указанный закон.
Законодательная инициатива подготовлена с учетом замечаний Правительства Российской Федерации, изложенных в официальном отзыве от 20 декабря 2001 года (№ 7243п-П4), в части приведения его в соответствие с пунктом 3 статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", закрепляющем понятие ювенальных судов в качестве специализированных судов для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних.
В целях соблюдения концептуальной логики Закона ''О судебной системе 'Российской Федерации" статья 22-1 переименована в статью 26-1 и изложена в уточненной редакции в соответствии с высказанными пожеланиями Правительства РФ.
Что касается замечания в отношении того, что в представленном законопроекте не установлены принципы образования ювенальных судов, то данный вопрос будет разрешен в процессе второго этапа реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних - при разработке специального Федерального конституционного закона "О ювенальных судах в Российской Федерации".
Реализация Федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" на данном этапе не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Приложение №3
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКВА
V Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
На №2.12-17/2152 от 16 ноября 2001 г.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального конституционного закона
"О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон
"О судебной системе Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы
В.И.Зоркальцевым, Е.Ф.Лаховой, Г.Н.Махачевым,
Е.Б.Мизулиной, А.В.Чуевым, Т.В.Ярыгиной
Правительством Российской Федерации рассмотрен проект федерального конституционного закона.
Данным законопроектом предусматривается создание ювенальных судов для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних.
По законопроекту имеются следующие замечания.
В уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном законодательстве не используется понятие «ребенок». Непонятна функциональная нагрузка этого понятия и его процессуальное значение, возрастные параметры, применимые к категории несовершеннолетних. С такой формулировкой нельзя согласиться.
Включение статьи 22-1 в Федеральный конституционный закон
«О судебной системе Российской Федерации» нецелесообразно, поскольку
законопроектом не установлены принципы образования ювенальных судов, а
система судов в Российской Федерации определена и регламентируется
статьей 4 данного Закона. В частности, в пункте 3 статьи 4 Закона
предусмотрены лишь специализированные суды, составляющие систему
федеральных судов общей юрисдикции, а не специальные. Реализация данного ^ ^ 3- yb^^
Государственная Дума ФС РФ У ДО
Дата 21.12.2001 Время 09:40
дополнения безусловно потребует внесение изменения и дополнения в статью 4 Закона, что не предусмотрено законопроектом.
- В проекте не определены также принципы формирования и размещения ювенальных судов, что не позволяет рассчитать предполагаемые объемы расходов из федерального бюджета. В то же время, в пояснительной записке к законопроекту утверждается, что его реализация не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. Необходимость дополнительных затрат обусловлена увеличением численности судей и работников аппаратов судов, затратами на их содержание и обеспечение. Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 805 от 20 ноября 2001 года, предусмотрены мероприятия по подготовке предложений и финансово-экономического обоснования создания специализированных ювенальных составов (судов) в системе судов общей юрисдикции со сроком выполнения во II квартале 2002 года, но на предлагаемые цели не выделены средства из федерального бюджета.
Кроме того, вопрос о создании ювенальных судов следует рассматривать в комплексе с общей проблемой формирования ювенальной юстиции, частью которой призвана стать система специализированных ювенальных составов (судов), что должно найти отражение в Концепции судебной и правовой реформы.
С учетом устранения отмеченных недостатков до первого чтения законопроект может быть поддержан Правительством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.Матвиенко
Приложение №4
на проект федерального конституционного закона № 38948-3
«О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»
(в части создания ювенальных судов)
Проект федерального конституционного закона № 38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» был одобрен Государственной Думой в первом чтении 15 февраля 2002 года. Указанный законопроект предусматривает создание ювенальных судов для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Проблема, связанная с процессуальными аспектами рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних, представляется весьма актуальной, и ее решению бесспорно необходимо уделить особое внимание на законодательном уровне. При этом данное решение должно основываться на детальном анализе причин, препятствующих реализации на практике уже существующих правовых норм в рамках действующей судебной системы.
В частности, представляется принципиально важным развивать институт специализации судей по рассмотрению ими различных категорий дел, также необходимо совершенствовать практику рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних с привлечением к участию в процессе педагогов и детских психологов. При этом совершенствование технологии рассмотрения указанной категории дел должно осуществляться в комплексе с развитием превентивных и реабилитационных мер, направленных на социальное сопровождение несовершеннолетних, то есть одновременно с созданием условий благополучного и гармоничного развития детей. Вместе с тем, все системные меры, направленные на защиту прав несовершеннолетних и обеспечение их социального благополучия, должны основываться на недопустимости необоснованного вмешательства в жизнь семьи.
Таким образом, разделяя позицию о необходимости совершенствования ювенальных технологий, Комитет обращает внимание на то, что при рассмотрении представленного законопроекта в первом чтении отмечались концептуальные замечания, требующие уточнения, дополнительного обсуждения и доработки.
В частности отмечалось, что предлагаемая авторами законопроекта система специализированных судов не имеет четкой структуры ювенальных судов, а их компетенция определена крайне расширительно.
Из текста законопроекта не ясно, идет ли речь о формировании «в системе судов общей юрисдикции» организационно обособленной подсистемы специализированных ювенальных судов по аналогии с военными судами или о выделении в структуре уже действующих судов общей юрисдикции специализированных судей, составов и коллегий по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних.
Кроме того, законопроект не содержит достаточно четкого определения круга дел, подсудных ювенальным судам. Процессуальным законодательством в число участников процесса включены, например, потерпевший и свидетель по уголовным делам, третьи лица в гражданских делах. Отнесение к подсудности ювенальных судов всех дел, хотя бы одним из участников в которых является несовершеннолетний, представляется неоправданным расширением их подсудности.
Со времени одобрения представленного законопроекта в первом чтении соответствующие уточнения и изменения не внесены.
Также следует отметить, что отсутствие законопроектов о ювенальных судах и основах ювенальной юстиции (которые должны были бы рассматриваться в совокупности с представленным законопроектом) не позволяет проанализировать в полной мере задачи, функции ювенальной юстиции, систему ювенальных судов и их компетенцию.
Исходя из вышеизложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству полагает необходимым предложить Государственной Думе данный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета « » сентября 2010 года.
Председатель Комитета В.Н.Плигин