Исследования рынка труда молодёжи в России: анализ и особенности

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследования рынка труда молодёжи в России: анализ и особенности

Давлетбаев А.А. 1
1ГБОУ БКК ПФО имени Героя России А.В. Доставалова (кадетская школа)
Бабушкин А.Ю. 1
1ГБОУ БКК ПФО имени Героя России А.В. Доставалова (кадетская школа)
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

После 14-ти лет я стал задумываться о возможности получения первого опыта работы. Я изучил различные вакансии, специфику выполняемых задач, возможности карьерного роста и уровень заработной платы. Для меня стали интересными различные исследования в области занятости молодежи и ее позиций на рынке труда в России, поиск ответов на вопросы о том, почему при трудоустройстве могут возникнуть проблемы, каковы ожидания работодателей, почему молодежь не может найти работу и др.

В связи с чем, целью моей работы является изучение особенностей рынка труда молодежи в России и разработка предложений по его совершенствованию.

Для ее осуществления мне нужно решить следующие задачи:

1) изучить нормативную базу в области трудового законодательства;

2) выявить особенности молодежного рынка труда в России;

3) проанализировать молодежный рынок труда и провести аналитические исследования;

4) внести предложения по повышению уровня трудоустройства молодежи и разработать законодательные инициативы.

Для написания своей работы и достижения поставленной цели я использовал как нормативную базу в СПС «Консультант +», аналитические исследования в журналах и статьях, а также изучал статистические материалы и данные специализированных сайтов hh.ru, Работа в России и др.

Гипотеза моего исследования состоит в том, что молодежный рынок труда специфичен и требует особых методов его регулирования с учетом цифровизации экономики, пандемий и других социально-экономических последствий.

Научная новизна моего проекта состоит в разработке законодательных новелл в области регулирования рынка труда молодежи, а также моих предложений для мотивации молодежи.

1. Нормативно-правовое регулирование рынка труда

В Российской Федерации права молодежи в трудовых отношениях достаточно широки и закреплены в основных правовых актах нашего государства – Конституции и Трудовом кодексе. По общему правилу трудовой договор может заключаться с работниками, достигшими 16 лет. Хотя при выполнении определенных требований, установленных трудовым законодательством Российской Федерации, трудовой договор может заключаться и с более младшими соискателями работы.

Ключевым документом, регулирующим в правовом поле, рынок труда в России и в ее субъектах, является Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»1, который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Помимо вышеуказанного закона, рабочие отношения также регламентируются Трудовым и Гражданским кодексом.

Трудовой Кодекс Российской Федерации 2 – это основной правовой регулятор трудовых отношений в России, который устанавливает основные права и обязанности работника и работодателя, дает понятия времени труда и отдыха, регулирует порядок предоставления защиты нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов сторон. Все иные акты трудового законодательства не должны противоречить положениям ТК РФ.

В Трудовом Кодексе выделена отдельная Глава 42, она регулирует трудовые отношения с молодёжью до 18 лет. В частности, в данном документе приведен перечень работ, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет, особенности прохождения медицинских осмотров, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, гарантии, нормы рабочего времени, особенности оплаты труда и др.

Мы провели анализ вышеуказанных нормативных документов и представили в таблице 1 особенности правового регулирования труда молодежи в возрасте до 18 лет.

Таблица 1 – Особенности регулирования трудовых отношений молодежи в возрасте до 18 лет в нормативной базе Российской Федерации

Правовой статус подростков в возрасте от 14 до 16 лет

Правовой статус подростков в возрасте от 16 до 18 лет

Продолжительность рабочего времени

Не более 24 ч в неделю

Не более 35 ч в неделю

Продолжительность рабочего времени в течении учебного года

(в свободное от учебы время)

Не более 12 часов в неделю

Не более 17,5 часов в неделю

Продолжительность рабочей смены:

- ежедневно

Не более 5 часов в день

Не более 7 часов в день

- при совмещении учебы и работы

Не более 2,5 часов в день

Не более 4 часов в день

Продолжительность отпуска

Не менее 31 дня в любое время года

Все нормы сформулированы в ключевых документах: Конституция Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Вместе с тем, определенные нормы создают ограничения для работодателей при приёме на работу молодых ребят. Так, например, медицинские осмотры за счёт работодателя, отсутствие испытательного срока, нелогичные запреты на отдельные виды работы для подростков, увольнение только с согласия Государственной инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних, обязанность работодателя за свой счёт переобучить увольняемых детей-сирот, найти им другую работу.

Эти меры отталкивают работодателей от несовершеннолетних работников и мешают молодым ребятам найти гарантированную и защищенную работу. 

2. Особенности молодежного рынка труда в России

В последние годы Росстат отмечает непрерывное снижение численности российской молодежи в возрасте 15–29 лет (2007 г. – 34,6 млн.чел., 2021 г. - 22,6 млн чел.). Доля молодежи названного возраста в общей численности населения страны уменьшилась с 25% в 2007 г. до 14% в 2020 г. (рис. 1).

Рис. 1 Динамика доли молодежи в общей численности населения Российской Федерации в 2007–2020 гг. 3

Демографический прогноз Росстата показывает, что в десятилетней перспективе многолетняя тенденция уменьшения доли молодежи в численности населения страны сменится ее заметным ростом – до 17,1%, при этом 12,0% составит «младшая возрастная группа» 15–24 года.

Одновременно к 2030 году произойдет трансформация возрастной структуры молодежи: наиболее многочисленными станут возрастные группы 15–19 лет и 20–24 года (37% и 33% соответственно), в то время как доля старшей возрастной группы (25–29 лет) сократится с 40% в 2020 г. до 30% в 2030 г.

Образовательный уровень российской молодежи непрерывно растет и превышает среднероссийские показатели за счет высокого охвата общим и профессиональным образованием (табл. 2).

Таблица 2 - Образовательная структура российской молодежи, %

Показатели

Доля лиц с соответствующим уровнем образования, %

Профессиональное образование

Общее образование

Не имеющие образования

Высшее и неполное высшее образование

Начальное и среднее профессиональное образование

Среднее полное образование

Остальные виды общего образования

2010

2020

2010

2020

2010

2020

2010

2020

2010

2020

Население РФ в целом

27,4

25,6

36,8

36,1

18,2

16,1

17

21,4

0,6

0,8

Население в возрасте 20–24 года

40

38,2

33,3

35

18

20,9

8,3

5,5

0,4

0,4

Население в возрасте 25–29 лет

42,1

45,2

33,8

36,2

14,8

13,2

8,3

5,1

1

0,3

Данные таблицы 2 показывают, что среди молодых людей в возрасте 20–24 года в 2015 г. 73,2% имели профессиональное образование, а в возрасте 25–29 лет – 81,4%, что заметно выше среднероссийских показателей (61,7%). Почти каждый второй молодой человек 25–29 лет имеет высшее образование.

Статистика регистрируемого рынка труда в России также показывает усложнение ситуации с молодежной безработицей в период пандемии вируса COVID-19. Так, по данным Роструда, в целом по Российской Федерации в 2020 году возросла доля молодежи 16–29 лет (особенно 20–29 лет) в структуре зарегистрированных безработных (табл. 3).

Таблица 3 - Доля безработной молодежи в структуре зарегистрированных безработных (в целом по Российской Федерации)

Год

16–19 лет, %

20–24 года, %

25–29 лет, %

2019

1,8

6,2

9,1

2020

1,8

8,4

12,8

Январь – июнь 2021

1,4

6,2

10,4

При этом, если в результате относительного восстановления российского рынка труда (в том числе под влиянием комплекса государственных мер поддержки занятости) в январе – июне 2021 года доля безработной молодежи стала уменьшаться и даже вышла на уровень 2019 года в младших возрастных группах (16–24 года), средняя продолжительность поиска работы молодыми безработными 16–29 лет продолжает расти.

По данным Роструда, в среднем по России в 2019 году она составляла 4 месяца, в кризисном 2020 году возросла до 4,6 месяцев, а в первом полугодии 2021 года превысила эти показатели и составила 5,1 месяца.

Острота традиционной проблемы первого рабочего места, профессионального старта молодежи, получившей образование, возросшая в 2020 году, не снижается в 2021 году (табл. 4).

Таблица 4 - Соотношение резюме и вакансий в сегменте профессионального старта российских порталов поиска работы

Сегмент профессионального старта

Headhunter

Работа в России

Июль 2019

Июль 2021

Июль 2021

Резюме (тыс. ед.)

451,8

1397,8

1977,0

Вакансии (тыс. ед.)

49,7

107,5

428,7

Напряженность (резюме/вакансии)

9,1

13,0

4,6

По данным портала Headhunter, коэффициент напряженности в сегменте стартовых вакансий за два года (с докризисного июля 2019 г. до июля 2021 г.) возрос более чем в 1,4 раза и составил 13 соискателей на одну вакансию.

На портале «Работа в России» в июле 2021 г. стартовых вакансий было представлено существенно больше (в 4 раза), однако напряженность, а значит, и возможность трудоустройства, достаточно высока – 4,6 претендента на одно рабочее место.

3. Аналитические исследования в области молодежного рынка труда. Собственный опыт.

Я имею собственный опыт на молодежном рынке труда.

При изучении выбора места работы и сферы работы в период моих летних каникул, я руководствовался следующими мотивами – это личные предпочтения, зарплата и «живая» работа (не скучная).

Поэтому выбрал работу официантом в Загородном клубе «Фазенда».

Работа для меня носила интерес в плане зарплаты (1200 руб./ смена + чаевые), проживание на территории клуба, льготы при пользовании услугами для меня и членов моей семьи и отсутствии монотонности.

Из минусов отмечу напряжённый график, особенно в период банкетов и крупных мероприятий, отсутствие транспорта для поездки на работу и обратно и нерегулируемый график работы.

В целом, опыт работы позволил мне получить навыки личностного общения с людьми разных психологических типов, побороть неуверенность и получить навыки работы в специализированных профессиональных программах общепита, а также стать финансово независимым на летний период.

Для интереса я провёл опрос своих одноклассников и получил аналогичную картину (приложение 2 - анкета).

Для ребят моего взвода мотивы при выборе работы были следующие:

личные предпочтения и склонности (77% опрошенных),

хорошая зарплата (45% опрошенных),

интересная и содержательная работа (41% опрошенных).

Выяснилось, что 23% опрошенных при выборе профессии ориентируются на свои возможности и способности. На 18% респондентов наибольшее влияние оказали СМИ, востребованность профессии на рынке труда, ее престижность, полезность результата профессиональной деятельности. Только 4,5% опрошенных подростков при выборе профессии учитывают свое состояние здоровья, мнение родителей, учителей, одноклассников или товарищей.

Кроме того, я решил изучить свои профессиональные ориентиры и посмотреть, правильно ли я выбрал свое направление обучение в кадетском корпусе – социально – экономическое направление (приложение 3), используя методику оценки профессиональных интересов и способностей.4 

В результате анкетирования я выяснил, что мои предпочтения сформировались на уровне 2 группы, где я набрал 13 баллов. Это группа «человек-техника». То есть мне нравится все, что связано с техникой и управлением. Для выполнения такой трудовой деятельности необходимо иметь пространственнообразные представления, уметь оперировать объектом в уме – техническое мышление, достаточный уровень концентрации и переключения внимания, зрительно-моторной 3 координации. Необходимы также ловкость движений, ручная умелость, техническая осведомленность и сообразительность.

Я считаю, что я правильно выбрал свое направление обучения в кадетском корпусе.

В ходе изучения темы моего проекта я выявил причины нежелания работодателей оформлять трудовые отношения с молодыми людьми в возрастной категории 14 – 18 лет.

Для этого я провел небольшой эксперимент в г. Ишимбай.

Я обратился к 8-ми частным работодателям (ООО Хозмастер, ООО «Ишимбайский хлеб», ИП Сапирова Х.Т., ИП Шаньгин В.А., ИП Макарова С.Х., ИП Туктаров И.С., ИП Темникова Ю.Г., ИП Арсланбаева Л.Х.) с целью моего временного трудоустройства на эти предприятия.

Это предприятия в области общепита, торговли и оказания услуг по ремонту и мойке автомобилей.

Сначала я говорил, что хочу трудоустроиться, а потом уже пояснил, что провожу исследование. Результат оказался следующим – ни один из руководителей этих предприятий не захотел меня взять на работу, даже временную. В беседе с ними я выяснил, что основной причиной их нежелания трудоустраивать детей является сложность процедуры оформления и увольнения.

Кроме того, предприниматели указали ряд других причин (таблица 5).

Таблица 5 – Причины отказа приема на работу подростков

работодателями г. Ишимбая

(по результатам собственных исследований)

Названные причины отказа

Пояснение работодателя

Необходимость оплаты за медицинский осмотр

Дополнительные расходы, у подростков нет квалификации, долго не работают

Особое внимание к предприятию со стороны Государственной инспекции труда

Не всегда можно точно соблюдать все нормы, подросток может самостоятельно принять решение о выполнении работ, которые ему запрещены

Необходим постоянный контроль

Ребёнок не является материально-ответственным лицом, часто безответственно относится к обязанностям.

Высокая ответственность

С группой детей должен быть взрослый, приходится специалиста отвлекать от основной работы

Производительность труда не высокая

Уровень оплаты труда практически как у взрослых, а эффект низкий

Вместе с тем, ряд работодателей Ишимбайского района отметили, что им нужен несовершеннолетний работник, потому что всегда периодически появляется мелкая работа, для которой держать взрослого не выгодно, поэтому приходится кому-то добавлять эту обязанность, или снимать на время с основной работы (например, сортировка тары, подборка упавших с конвейера овощей, уборка территории).

Также я побеседовал с сотрудниками Центра занятости Ишимбайского района.

Выяснилось, чтопредприятия района работу для подростков предлагают мало. С ЦЗН сотрудничают около 5 предприятий района. Предлагаются работы: покраска (но не пахнущей краской и не в помещении); уборка мусора, приборка, прополка, сбор урожая, мелкий ремонт, фасовка и раскладка товара в магазине; курьерская работа.

Очевидно, что обозначенные проблемы не могут быть решены оперативно, а требуют долгосрочного подхода и программных мер поддержки.

4. Предложения по развитию молодежного рынка труда

В 2022 году в Государственную Думу был внесен законопроект, предполагающий возможность трудоустройства детям, достигшим 14 лет. Закон вступит в силу с 1 марта 2023 года.

Сейчас, согласно Трудовому кодексу РФ, подростку, достигшему 14-лет, необходимо получать разрешение от органов опеки, вне зависимости от того, имеет ли он родителей или является сиротой. Новый законопроект разделил случаи, в которых 14-летнему школьнику понадобится только одно согласие — от родителей или от органа опеки и попечительства.

Также, в действующем законодательстве не предусматривается конкретный порядок получения вышеуказанного согласия и применяются общие нормы Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Теперь дети, которые находятся под опекой, будут получать электронное разрешение через сайт государственных услуг.

Кроме того, в случае принятия законопроекта, подросткам будет легче получить работу благодаря тому, что им не нужно будет проходить медицинский осмотр, если они уже посещали его несколько месяцев назад.

Эти меры должны облегчить трудоустройство на работу, а работодателю – не бояться принимать на работу подростков.

Я предлагаю внести изменения в отдельные статьи федеральных законов и нормативных документов (табл.6,7,8).

Таблица 6 - Предложения по внесению изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации

Статья

Формулировка

Действующая

редакция

Предложение

Ст. 267 «Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет»

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время, но не ранее чем через 60 календарных дней непрерывной работы.

Ст.266 «Медицинские осмотры лиц в возрасте до 18 лет»

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования

Таблица 7 - Предложения по внесению изменений в Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья

Формулировка

Действующая

редакция

Предложение

Ст. 9, п. 6

Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

О работниках - детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны сообщить в органы службы занятости.

Органы службы занятости осуществляют профессиональную ориентацию, направляют для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, организовывают трудоустройство лиц данной категории в той же или другой организациях.

Таблица 8 - Предложения по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет"

Код работ

Название работ, подлежащих

Корректировке (исключить ограничение)

1183

Обрубщик сучьев

1191

Тракторист

1213

Укладчик пиломатериала, деталей и изделий из древесины (в соответствие с нормами поднятия тяжести)

1490

Сортировщик бумажного производства, занятый на сортировке обрезков тряпья и макулатуры

1577

Раскройщик материалов в кожгалантерейном производстве

   

Кроме того, я изучил опыт Республики Башкортостан по стимулированию работодателей в приёме на работу несовершеннолетних лиц – подростков. Таких работодателей субсидируют, то есть возмещают им расходы в связи с наймом этой категории граждан.

Эти меры организованы в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 №362 «О государственной поддержке в 2022 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан»5.

Механизм трудоустройства в рамках указанного Постановления я представил в виде рисунка 2.

Рис. 2 – Механизм трудоустройства подростка в рамках Постановления Правительства РФ от 18 марта 2022 г. N 398 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362

Так, за 2022 год около 20 тыс. подростков нашли себе официальный способ заработка. При этом, ребята работают в разных сферах: уборка, благоустройство и озеленение территорий, помогают одиноким и пожилым людям, ухаживают за памятниками, в т.ч. воинам Великой Отечественной войны.

В рамках данного Постановления Центры занятости помогают подобрать подходящую работу для подростков на условиях срочного трудового договора.

Зарплата устанавливается на уровне не ниже минимального размера по Республике Башкортостан или 15 973,5 руб. в 2022 году.

Кроме того, подростки получают материальную поддержку от Центра занятости в сумме 2,5 тыс. руб.

Заключение

В целях повышения заинтересованности работодателей в трудоустройстве подростков я предложил внести изменения в нормативные документы, а именно:

- в Трудовом кодексе ввести необходимость проведения медицинского осмотра подростков за счет средств Фонда социального страхования, а не за счет работодателя;

- предоставлять отпуск после отработки подростком не менее 2—месяцев, а не в любое время;

- обучение и переподготовку детей, в т.ч. детей-сирот осуществлять не за счет работодателя, а за счет средств Центров занятости;

- разрешить подросткам работать по таким направлениям, как тракторист, укладчик пиломатериала, деталей и изделий из древесины (в соответствие с нормами поднятия тяжести), обрубщик сучьев при обучение технике безопасности.

Кроме того, внести изменения в Налоговый Кодекс, где:

1. Стимулировать работодателей для принятия на работу молодежи, то есть предоставлять льготы по налогам.

2. Предоставлять налоговые льготы по зарплате тем работникам либо доплаты, которые будут работать с несовершеннолетними, то есть наставникам.

Также, в целях повышения закрепляемости молодых специалистов после обучения и осознанного выбора профессии предлагаю:

1. На базе Центров занятости создать лаборатории профориентации, где подростки будут проходить обязательное профильное тестирование и получать рекомендации по выбору профессии и месту трудоустройства.

2. Ввести специальные курсы для выпускников «Как искать работу», на которых будут обсуждаться различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, помочь изучать правила поведения при поиске вакансии, составления резюме и прохождения собеседования.

3. Вернуть механизм обязательного трудоустройства после окончания обучения по принципу «распределения» на ведущие предприятия отрасли.

4. Нужно пересмотреть сроки подачи заявления на сдачу ГИА до 1 апреля, это даст подростку возможность пройти профтестирование и осознанно подойти к выбору предметов.

5. Предусмотреть сдачу дополнительных экзаменов по выбору, если в процессе подачи документов в ВУЗы подросток понял, что ошибся с выбором профиля.

В процессе выполнения работы мною проведены следующие практические исследования:

- анкетирование одноклассников;

- опрос сотрудников Центра занятости;

- анализ своих профессиональных предпочтений;

- эксперимент по устройству на работу на малых предприятиях г. Ишимбая;

- свой опыт работы в период каникул;

- разработан алгоритм помощи подростку при выборе работы и трудоустройстве.

Считаю, что поставленная цель работы достигнута. Гипотеза о специфичности молодежного рынка труда доказана.

Список литературы

Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Консультант–Плюсhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/.

Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция) // Консультант–Плюс /https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция) / Консультант-плюс // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/.

Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" от 30.12.2020 N 489-ФЗ (последняя редакция) / Гарант / https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/.

Постановление Правительства РФ от 18 марта 2022 г. N 398 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362.

Антоночева А. Молодёжь на рынке труда в современной России //https://amgpgu.ru/upload/iblock/371/vnosamu_2014_2_livshits.pdf.

Бизин С.В. Стратегический анализ региональной молодежной политики и оценка кадровой обеспеченности региона // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2022.

Забелина О.В, Асалиев А.М., Дружинина Е.С.Проблемы молодежного сегмента российского рынка труда и новые акценты политики поддержки занятости молодежи // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 9. – С. 985-1002. – doi: 10.18334/et.8.9.113473.

Забелина О.В., Асалиев А.М., Дружинина Е.С. Проблемы молодежного сегмента российского рынка труда и новые акценты политики поддержки занятости молодежи // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 9. – С. 985-1002. – doi: 10.18334/et.8.9.113473.

Климова Н. В., Касьянова Т. И. Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения // https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55529/1/978-5-7996-2231-2_078.pdf.

Кот В.В. молодежный сегмент рынка труда: специфика, мониторинг, основные направления регулирования // http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2016/5/Economic-theory/Kot_Kuzmina.pdf.

Соловьева Д. А., Семина Л. А. Проблема занятости молодежи в России // Актуальные исследования. 2021. №18 (45). С. 73-76. URL: https://apni.ru/article/2330-problema-zanyatosti-molodezhi-v-rossii.

Соломин И.Л. Анкета «Ориентация». (Опросник профориентации. / Методика оценки профессиональных интересов и способностей. / Тест Соломина И.Л.) //  https://psycabi.net/testy/372-anketa-orientatsiya-i-l-solomin-oprosnik-proforientatsii-metodika-professionalnykh-interesov-i-sposobnostej-test-solomina-i-lhttps://psycabi.net/testy/372-anketa-orientatsiya-i-l-solomin-oprosnik-proforientatsii-metodika-professionalnykh-interesov-i-sposobnostej-test-solomina-i-l.

Электронный ресурсы https://ufa.hh.ru/article/28924.

Приложение 1

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

«Мои предпочтения при выборе профессии»

1. Ваши ключевые предпочтения при выборе профессии:

личные предпочтения и склонность

зарплата

рекомендации

интересная работа

престиж профессии

2. Выбрали ли вы свою будущую профессию?

да

нет

в процессе выбора

3. Что вы знаете о своей будущей профессии? (для тех, кто уже выбрал профессию – не более трех вариантов)

1) предмет, содержание, условия труда

2) профессионально важные качества

3) где можно получить эту профессию

4) спрос на профессию на рынке труда

5) все вышеперечисленное

6) ничего.

4. В будущем я, скорее всего, предпочту (один вариант):

1) небольшой, но стабильный доход

2) много работать и много получать

3) мало работать и мало получать

4) возможность высокой прибыли с риском все потерять

5) не думаю об этом.

5. Какие профессии сегодня популярны среди подростков? (напишите свой вариант):_____________________________________________

Приложение 2

Методика оценки профориентации подростка

Инструкция: «Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 — вовсе нет; 1 — пожалуй, так; 2 — верно; 3 — совершенно верно).

Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

Группа

         

Итого по группе

1

Обслуживать людей

0

1

2

3

 

Заниматься лечением

0

1

2

3

Обучать, воспитывать

0

1

2

3

Защищать права и безопасность

0

1

2

3

2

Управлять людьми

0

1

2

3

 

Управлять машинами

0

1

2

3

Ремонтировать оборудование

0

1

2

3

Собирать и налаживать технику

0

1

2

3

Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи

0

1

2

3

Заниматься строительством

0

1

2

3

3

Обрабатывать тексты и таблицы

0

1

2

3

 

Производить расчеты и вычисления

0

1

2

3

Перерабатывать информацию

0

1

2

3

Работать с чертежами, картами и схемами

0

1

2

3

Принимать и передавать сигналы и сообщения

0

1

2

3

4

Заниматься художественным оформлением

0

1

2

3

 

Рисовать, фотографировать

0

1

2

3

Создавать произведения искусства

0

1

2

3

Выступать на сцене

0

1

2

3

Вышивать, вязать

0

1

2

3

5

Ухаживать за животными

0

1

2

3

 

Заготавливать продукты

0

1

2

3

Работать на открытом воздухе

0

1

2

3

Выращивать овощи и фрукты

0

1

2

3

Иметь дело с природой

0

1

2

3

Обработка результатов.

Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в 5 групп. В каждой группе необходимо подсчитать суммарное количество баллов. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов.

В зависимости от того, в какой группе испытуемый набрал максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность к соответствующему типу профессий:

1) профессии типа «человек – человек».

2) профессии типа «человек – техника».

3) профессии типа «человек – знаковая система».

4) профессии типа «человек – художественный образ».

5) профессии типа «человек – природа».

Интерпретация результатов.

1) Максимальный суммарный балл – в 1 группе. Испытуемый имеет склонность к профессиям типа «человек – человек». Это профессии, связанные с общением, с обслуживанием людей.

К ним относятся:

а) профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитар, фельдшер, психолог и т.п.);

б) профессии, связанные с обучением и воспитанием (учитель, тренер, воспитатель и т.п.);

в) профессии, связанные с бытовым обслуживанием (официант, продавец, проводник и т.п.);

г) профессии, связанные с правовой защитой (юристы, милиционеры и т.п.);

д) профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

е) профессии, связанные с руководством людьми, коллективами.

Для всех этих профессий необходимы умение налаживать и поддерживать контакты с людьми, направленность личности на деятельность в области межличностных отношений, общительность, легкость вступления в общение, эмпатия (способность к сопереживанию), высокий уровень социального интеллекта (способность адекватно воспринимать и оценивать человека), эмоциональная устойчивость, умение управлять собой и другими людьми; чистота, четкость и эмоциональная выразительность речи, а также самообладание, выдержка, чувство такта, организационные умения.

2) Максимальный суммарный балл – во 2 группе.

Испытуемый имеет склонность к профессиям типа «человек – техника».

Это технические профессии – самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип.

К нему относятся:

а) профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород (машинист бульдозера, бурильщик, инженер по горным породам и т.д.);

б) профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов (столяр, оператор швейного оборудования, станочник, инженер-технолог (по специализации) и т.п.);

в) профессии по производству и обработке металла, металлической сварке, монтажу машин, приборов, оборудования (плавильщик металла и сплавов, токарь, фрезеровщик, оператор станков с ЧПУ, слесарь-механик и т.п.);

г) профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, технологических машин, транспортных средств (слесарьремонтник, наладчик технологического оборудования, инженер-механик и т.п.);

д) профессии по монтажу и ремонту зданий, сооружений, конструкций (электросварщик, слесарь-судоремонтник, инженер-строитель, архитектор);

е) профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов (электромонтажник, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер электронной техники);

ж) профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов (радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, слесарь-электрик, инженер-электрик, инженер связи и т.п.);

з) профессии, связанные с применением подъемно-транспортных средств, управлением ими (водитель, техник-механик, инженер по транспорту).

Для выполнения такой трудовой деятельности необходимо иметь пространственнообразные представления, уметь оперировать объектом в уме – техническое мышление, достаточный уровень концентрации и переключения внимания, зрительно-моторной 3 координации. Необходимы также ловкость движений, ручная умелость, техническая осведомленность и сообразительность.

3) Максимальный суммарный балл – в 3 группе. Испытуемый имеет склонность к профессиям типа «человек – знаковая система». Это профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками.

Внутри этого типа профессий по форме знаковых систем выделяются следующие классы профессий:

а) оперирование вербальными знаковыми системами: в словесной форме (лингвисты, историки, философы; корректоры, редакторы; библиографы, инженеры по научно-технической информации; архивариусы).

б) оперирование абстрактно-формализованным знаком (математический язык): (математики, астрономы, физики, химики; бухгалтеры, кассиры, статистики, стандартизаторы; системные администраторы, программисты, операторы).

в) оперирование наглядно-схематическими знаковыми системами (чертежники, картографы, аэрофотосъемщики, штурманы, диспетчеры-операторы).

г) Профессионал типа «Ч-З» должен обладать хорошо развитым вниманием (концентрацией, переключением, распределением и устойчивостью внимания), вербальной памятью (память на знаки, символы, слова), развитым математическим и словесно-логическим мышлением, а также такими качествами, как аккуратность, усидчивость, добросовестность.

4) Максимальный суммарный балл – в 4 группе. Испытуемый имеет склонность к профессиям типа «человек – художественный образ». Это творческие специальности. Представители профессий этого типа занимаются эстетическим преобразованием окружающего мира, вносят в него красоту и гармонию.

Сюда относятся:

а) профессии, связанные с созданием художественных ценностей (художники, композиторы, писатели, артисты и т.п.);

б) профессии, связанные с репродуцированием художественного образа с помощью различных средств и орудий труда (маляр, парикмахер, резчик, декоратор, закройщик, модельер, ювелир и т.п.).

в) Для профессий этого типа важны специальные способности (танцевальномузыкальные, художественные, вокальные и т.п.).

Необходимы художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

5) Максимальный суммарный балл – в 5 группе. Испытуемый имеет склонность к профессиям типа «человек – природа». Это профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, охраной природы.

К ним относятся:

а) профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог, метеоролог, биолог, ботаник, океанолог и т.п.);

б) профессии, связанные с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник, агроном и т.п.);

в) профессии, связанные с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар, селекционер и т.д.);

г) профессии, связанные с охраной природы (эколог, лесник, инспектор рыбоохраны и т.п.).

В профессиях этого типа требуется наличие наблюдательности, которая необходима и при уходе за растениями и животными, и при изучении природных 4 факторов, и при поиске полезных ископаемых. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью личности, направленной на внешний мир.

Необходима также любовь к природе, всему живому, способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, умение менять цели в зависимости от условий, а также выносливость, терпеливость к недостатку комфорта в работе.

Если набрано одинаковое количество баллов в 3 и более группах, склонности испытуемого к выбору определенного типа профессий не выражены.

1 Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция) // Консультант–Плюс /https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/

2 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Консультант–Плюсhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/

3 Забелина О.В, Асалиев А.М., Дружинина Е.С.Проблемы молодежного сегмента российского рынка труда и новые акценты политики поддержки занятости молодежи // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 9. – С. 985-1002. – doi: 10.18334/et.8.9.113473.

4 Анкета Ориентация, И.Л. Соломин (Опросник профориентации. / Методика оценки профессиональных интересов и способностей. / Тест Соломина И.Л.) //  https://psycabi.net/testy/372-anketa-orientatsiya-i-l-solomin-oprosnik-proforientatsii-metodika-professionalnykh-interesov-i-sposobnostej-test-solomina-i-lhttps://psycabi.net/testy/372-anketa-orientatsiya-i-l-solomin-oprosnik-proforientatsii-metodika-professionalnykh-interesov-i-sposobnostej-test-solomina-i-l

5Постановление Правительства РФ от 18 марта 2022 г. N 398 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362

Просмотров работы: 941