Как устроен кукольный театр?

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как устроен кукольный театр?

Лобанова И.О. 1Лобанов С.О. 1
1МБОУ "ЦО-гимназия №1"
Белоглазова Н.А. 1
1МБОУ "ЦО-гимназия №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Все дети любят театр кукол! И он начинается из детства. В нём нет ширмы, декораций, специально изготовленных кукол и заранее написанных сценариев. Он существует просто в окружающем нас мире и в нашем воображении. Но как он богат и разнообразен! Вот в песочнице мальчишки строят крепости, стены которых штурмуют отважные солдатики. Девочки отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, вместе с ними смеются и плачут. С этих игр и начинается кукольный театр. Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей.

Кукольный театр не оставит равнодушным ни одного ребенка. На сцене оживают куклы и дети с интересом наблюдают за движением маленьких героев. Сколько труда и фантазии кто-то вложит в эти спектакли с игрушечными актёрами! Но как же появляется то живое существо, которое ходит, разговаривает в волшебном кукольном спектакле? А можно ли сделать кукольный театр своими руками? Сложно ли это? Мы решили исследовать это на деле в ходе выполнения творческого проекта.

Объектом нашего исследования стал кукольный театр, предметом - технология изготовления кукольного театра, а свою проектно-исследовательскую работу мы решили назвать «Как устроен кукольный театр?».

Актуальность проекта: кукла играет важную роль в жизни не только ребенка, но и взрослого человека. Театр кукол – это не только спектакль, это ролевая игра со зрителем. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, учатся дружить, помогать, сопереживать. Дети всегда с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. А взрослые, используя игру, учат детей общаться и познавать новое.

Практическая значимость работы состоит в том, что она помогла нам узнать много нового, попробовать себя в разных профессиях. Также, материалы исследования могут быть использованы на уроках технологии, истории культуры, литературы, сценарий - в постановке кукольного спектакля.

Методы исследования:

беседа, анализ литературы, интернет-ресурсов;

моделирование;

описание, обобщение полученной информации.

Цель нашего исследования:

Создание кукольного театра своими руками и организация театральной постановки.

Задачи:

Узнать об истории театра кукол.

Выяснить, какие бывают виды кукол.

Продумать сценарий кукольного представления.

Сделать декорации.

Смастерить кукол.

Показать театральную постановку.

Проанализировать и обобщить полученные данные.

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Из истории кукольного театра

Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Ученые считают, что именно Египет является родоначальником кукольного театра. В 1904 году в Египте производились археологические раскопки, которые позволили найти самый древний из известных нашим современникам кукольный театр, происхождение которого относят к XVI в. до нашей эры. Это мистерия Озириса-Изиды, суть которого заключалась в простом представлении: сначала появлялась Изида (богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания), горевавшая по своему убитому брату и мужу Озирису (бог земледелия, плодородия, мертвых, жизни, воскресения и растительности.). Во втором действии велись поиски тела погибшего ее супруга, которого бросили в Нил. Затем убитый находится и вдова оплакивает его тело, а далее бог-отец Ра воскресил Озириса. Радость от воскрешения сопровождалась исполнением торжественных гимнов. Впоследствии данное представление XVI в. до нашей эры повторится еще не единожды, однако в главных ролях окажутся Христос (вместо Озириса) и его мать Мария (заменившая Изиду).

Одна из вариаций появившихся на заре становления кукольных театров - это теневой театр. Он ассоциировался с неким магическим заклинанием. Бытовало мнение, будто мёртвые покровительствовали и помогали живым. Чтобы мёртвые пришли, готовили кукол, в которые те вселялись. А души умерших многие люди видели в образе тени.

В России же кукольный театр произошел от языческих, обрядовых культов. Например, весной славяне выносили соломенные чучело, являвшееся образом смерти, сжигали его или бросали в реку, приветствуя приход весны и тепла песнями. Таким образом в обрядах зарождались элементы театра.

По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, другие - с запада. Принесённое ими искусство перемешивалось, что в итоге порождало новые формы, которые со временем воспринимались как "своё" искусство, и становилось им.

Главным героем кукольного театра всегда был и остается Петрушка. Вместе с кукольным театром, он так же проходил изменения и в итоге приобрел отличительные черты в разных странах мира.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет его забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.

Жизнь народных кукольников, бродячих актеров, была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.

В других странах тоже были куклы, похожие на нашего Петрушку. Такие же длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по-разному: в Англии —Панч, во Франции —Полишинель, в Италии — Пульчинелла, в Германии — Кашперле и Гансвурст, в Чехословакии — Кашпарек, в Турции — Карагёз.

Кашпарек (Чехославакия) Петрушка

Панч (Англия) Полишинель (Франция)

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность и трусость.

Государственные кукольные театры в нашей стране были созданы только после Октябрьской революции 1917 года. А сейчас их свыше ста. Это настоящие театры, в которых работают актеры, художники, мастера кукол. Есть в Москве театр, спектакли которого любят все: и взрослые, и дети. Это Государственный центральный театр кукол. Его создатель и руководитель — народный артист СССР Герой Социалистического Труда С. В. Образцов. Сергей Владимирович посвятил всю свою жизнь любимому делу — искусству кукольного театра.

В нашем городе тоже есть Государственный театр кукол. Он ведет отсчет своей многолетней истории с 1937 года. Театр работает в самых разных жанрах: на его афишах мюзиклы, скоморошины, клоунады, драма, кукольный балет, детская опера, шоу ростовых кукол, интерактивные спектакли-игры, мобильные спектакли для одного зрителя и уличных представлений. Каждый год появляется новый новогодний спектакль и обязательно – эксклюзивная интермедия у ёлки. Актёры великолепно владеют куклами всех существующих на сегодняшний день систем: классическими и штоковыми марионетками, перчаточными и тростевыми куклами, тантамаресками, планшетными, ростовыми, масками, используют элементы «театра теней».

Каждый год появляется 4-5 новых спектаклей, а всего их в репертуаре более шестидесяти. За сезон театр даёт в среднем 380 представлений для 42 тысяч зрителей, маленьких и взрослых, работает как в стационаре, так и на выездах.

Кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети. Появляется все больше кукольных самодеятельных коллективов при школах, центрах детского творчества.

1.2. Виды театральных кукол

В современных кукольных театрах используются три основные системы кукол.

1. Театр верховых кукол (перчаточные, тростевые, мимирующие), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток, ростовые куклы, паркетные), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3. Театр срединных кукол (настольный театр, театр вертепа, театр теней, платковые куклы), управляемых на уровне актёров-кукловодов. Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.

Теперь разберем их более подробно.

К театру верховых кукол относятся:

перчаточные куклы

Обычно голова куклы надевается на указательный палец, одна ручка — на средний, а другая — на большой. Таких кукол многие называют у нас Петрушками, но это тоже совсем не совсем правильно. Ведь куклы этой системы есть во многих странах. Правильно называть их перчаточными или куклами на пальцах.

Разновидностью перчаточных кукол являются пальчиковые. Пальчиковые куклы - это фигурки различных персонажей, одевающихся на пальчики.

тростевые куклы

Ими, так же как и куклами на пальцах, актер-кукловод играет из-за ширмы. Кукол держат за центральную палку, которая проходит через всю куклу. К этой палке прикреплены голова и плечи куклы, а к плечам — руки. Актер управляет руками куклы с помощью тоненьких палочек-тростей, прикрепленных обычно к локтям или кистям кукольных рук.

мимирующие куклы

Это кукла сделанная из мягких материалов (трикотина, латекса и т.п.)

Куклы, которые приводятся в движение нитками. Пальцы актера располагаются в голове куклы и управляют ее глазами, ртом, носом.

Театр низовых кукол представлен:

куклами-марионетками

Куклы этого типа управляются множеством нитей. Нити прикреплены к голове, спине, рукам и ногам куклы, поэтому она очень подвижна. Она умеет бегать прыгать и даже стоять на голове или ходить на руках. Актер держит в руках специальное устройство, к которому сведены все нити.

ростовыми куклами

Ростовая кукла - это вид анимационного костюма для актера, который выполняет развлекательный или рекламный сюжет. Ростовая кукла может быть разного размера и объёма, или же изготавливается непосредственно по фигуре актёра. Ростовые куклы часто применяются в киноиндустрии и в спортивных мероприятиях (например, талисман команды). При изготовлении ростовых кукол применяют различные тканевые и поролоновые материалы, обеспечивая устойчивый каркас куклы а также комфортные условия для работы аниматора (актёра).

паркетными или планшетными куклами,

Паркетная (или планшетная) кукла - это театральная кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.

И, наконец, театр срединных кукол. Это:

настольный театр

Простой и доступный вид домашнего театра. Спектакль разыгрывается на любой плоской поверхности. В качестве «сцены» подойдет как обычный пол или стол, так и, например, коробка, обклеенная цветной бумагой или разрисованная красками (фломастерами). Куклы для настольного театра можно изготовить из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты, поролона, проволоки, а также стаканчиков из-под йогурта, наклеив на них нарисованные изображения персонажей. Очень симпатичные куколки получаются из носового платка или квадратного куска материи. Подойдут и обычные домашние куклы малыша – средних размеров, с выразительной внешностью, лучше – в одежке, которую можно менять. Кстати, встречаются наборы резиновых или деревянных игрушек-персонажей детских сказок – они тоже хорошо подходят для этого вида домашнего спектакля.

театр вертепа

Вертепный театр представляет собой большой ящик, внутри которого располагается сцена, обычно двухъярусная. Деревянные куклы снизу прикрепляются к проволоке, с помощью которой вертепщик их передвигает по прорезям в полу. Название связано с первоначальными изображением сценок из Библии о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Со временем репертуар стал расширялся и вертеп превратился в народный театр.

театр теней

Театром теней принято называть представления, где сценой служит двухмерное пространство белого экрана, изготовленного из ткани или промасленной бумаги. Действующие лица изображаются куклами, обязательно плоскими. Зрители отделены от кукол экраном, который подсвечивается сзади источником света. Тень, проецируемая на экран, является способом выражения художественного образа и средством эстетического воздействия на зрителей.

платковые куклы

У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью-костюму куклы. Основа имитации платья куклы - треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода.

Также в современных спектаклях мы можем встретить, как вместе с куклами играют и сами актёры. Например, возьмем спектакль о приключениях Гулливера. Роль лилипутов исполняют куклы, а самого Гулливера может играть актер.

1.3. Рождение театральных кукол.

Рождается театральная кукла в голове режиссера — а появляется на свет — в бутафорском цехе. Свое появление на свет театральная кукла обязана большому количеству людей. Над сказочным персонажем трудится не один десяток человек. Из рук художника эскиз попадает в скульптурный цех. Именно там изготавливается голова для куклы. На первоначальном этапе она вылепливается из пластилина, затем делается гипсовый слепок. Окончательный этап скульптурного цеха — слепок из гипса обволакивается в папье-маше. После чего будущая звезда сцены попадает к художнику по росписи. От мастеров кистей и красок будущие актеры спешат в бутафорскую мастерскую. Именно там они приобретают мягкие ножки и ручки, а также наряжаются в сценический костюм.

Окончательный этап в изготовлении театральной куклы — мастерская механика. Тут оживают тряпичные актеры. В мастерской механики игрушка обретает трость и скелет, которые превращают куклу в настоящего актера. Пластилин, гипс, папье-маше, краски, ткань и трость — это и есть секрет настоящей театральной куклы. В руках актеров, чьи лица не видят зрители, маленькие театральные герои оживают.

1.4. Изготовление ширмы и декораций для спектакля.

Театральные декорации – незаменимый атрибут любой постановки, который придаёт ей особую атмосферу и шарм. Постановки кукольного верхового театра не являются исключением.

Одним из основных элементов декораций для кукольного театра является ширма. Конструкции этого атрибута уже более 100 лет. В геометрическом понимании это вертикально расположенная поверхность, над верхним краем которой играют куклы и за которой скрыты актеры.

Старые народные кукольники пользовались для своих представлений несложными ширмами небольших размеров. Актер чаще всего был один, и, следовательно, кукол на ширме могло появляться не более двух одновременно. Декоративного оформления в большинстве случаев не было.

Если с течением времени в устройстве ширмы и происходили какие-либо конструктивные изменения, то они делались главным образом в целях облегчения ширмы при переноске или для большей устойчивости. Роль игрового пространства выполнял все тот же небольшой по длине передний верхний край ширмы — грядка.

Советский театр кукол проделал по линии развития сценической техники огромный путь. Самые ранние ширмы советских кукольных театров отличались от ширмы старых русских народных кукольников только большей длиной грядки. Такие ширмы существуют во многих кукольных театрах и по сей день и служат для постановки наиболее простых спектаклей.

Ширмы для кукольного театра разделяются на стационарные и выездные. Стационарные ширмы сооружают, когда у коллектива есть свое постоянное помещение для выступлений, а выездные – когда нет постоянного места для выступления, и много приходится выступать вне аудитории.

К созданию ширмы для спектакля необходимо подойти основательно, так как это – самый главный элемент декорации кукольного верхового театра. В некоторых стационарных кукольных театрах строится единая ширма, постоянная для всех спектаклей. Но это бывает сравнительно редко. Чаще всего ширмы делаются разборными и складными. Необходимость в этом вызывается главным образом тем, что все кукольные театры, даже те, у которых есть стационар, дают большое количество выездных спектаклей. Кроме того, многие кукольные театры для разных постановок делают разные ширмы, руководствуясь теми или иными требованиями спектакля.

Среди основных характеристик, которыми она должна обладать, выделяют:

·прочность;

·легкость;

·несложное изготовление;

·портативность;

·возможность быстро собрать и разобрать;

·изобразительные характеристики.

Очень важным параметром является высота ширмы, так как должна полностью скрывать находящихся за ней актеров — участников спектакля, поэтому высота ее рассчитывается в зависимости от роста последних. Актеры обычно стоят за ширмой во весь рост — это наилучшее положение для работы с куклой.

4.5 Как пишется сценарий

Для того чтобы создать сценарий кукольного спектакля необходимо учесть возраст ребёнка. Это поможет подобрать сказку, которая будет ему понятна; Также необходимо рассчитать длительность спектакля, чтобы не утомить зрителя.

Обычно сказки рассказываются кем-то, поэтому диалогов или монологов в них очень мало. Конечно, можно ввести рассказчика, но тогда спектакль не будет сильно отличаться от прочтения иллюстрированной книги. А кукольный спектакль – это все-таки волшебство, где герои оживают и сами говорят и живут.

Поэтому можно заменить описание. Например вместо фразы «Жили были Дед и Баба» на диалог:

Дед: «Бабка, а Бабка, утро наступило, давай уж завтракать».

Бабка: «Слезай Дед с печи, да иди есть калачи».

Вместо текста «Посадил Дед репку» на монолог: Дед: «Посажу-ка я репку».

Если в тексте говорится о длительном действии: «И пошла она через лес», то текст лучше поменять на движение куклы по сцене под музыку, песню или монолог героя: «По лесной тропинке я пойду и для бабушки любимой я цветы найду. Вот ромашка, а вот незабудки – положу я их в корзинку и дальше поспешу». То есть происходит либо движение героев на сцене, либо идёт их диалог или монолог.

Если есть возможность, то хорошо бы запланировать музыкальное сопровождение. Музыка подбирается согласно действию или образу персонажа, дополняя его. Музыкальные фрагменты лучше расположить сразу в нужном порядке. Если фрагмент повторяется, то его следует записать требуемое число раз, чтобы не искать и не прерывать спектакль. Одно включение должно плавно перетекать в другое. Использовать можно и магнитофон, и синтезатор с программой, компьютер или мощный планшет.

В сценарии реплика нового персонажа записывается с новой строки так: вначале имя персонажа, двоеточие, курсивом пометка о музыкальном сопровождении, текст героя. Если при этом планируются перемещение персонажа или какие-либо действия, то это прописывается курсивом (или в скобках).

Дополнением будут декорации. Их эскиз можно набросать и приложить к сценарию. Обязательно в тексте нужно пометить, в какой момент декорации следует сменить (если это необходимо).

Если без слов автора просто не обойтись, можно ввести Петрушку (или Лесовичка, или любого другого персонажа подходящего по смыслу к конкретному произведению), который вначале пригласит всех в сказку, по ходу будет давать пояснения, а в конце попрощается. Конечно, ведущим может быть и взрослый, но персонаж лучше.

Глава II. Практическая часть.

Итак, мы узнали много о кукольном театре, о том, как он появился, как устроен и как происходит подготовка к представлению. Пришло время применить все изученное на практике и попробовать самостоятельно поставить спектакль.

2.1. Написание сценария.

Подготовку к собственному спектаклю мы начали с выбора произведения. Мы решили показать спектакль по русской народной сказке "Лиса и Заяц" (см. Приложение 1). Это сказка о злой и хитрой Лисе и о том, что настоящие друзья всегда придут на помощь. А также о том, что самым смелым может быть даже самый маленький в лесу Петушок, а трусом Собака, и даже Медведь. То есть смелость зависит не от роста и силы, а от упорства и терпения.

Зная правила написания сценария, мы переработали сказку и написали свой сценарий (приложение 2).

2.2. Создание кукол для спектакля.

После того как мы написали сценарий будущего спектакля пришло время создать персонажей нашей сказки. У нас получилось 6 героев: Заяц, Лиса, Собака, Медведь, Петух, Сорока.

Для их создания мы нашли подходящие картинки, распечатали их в нужном формате, вырезали и наклеили на картон (для прочности), а чтобы наши герои могли двигаться, приделали им тросточки, которыми будем управлять.

2.3. Изготовление ширмы и декораций для спектакля.

Постановка кукольного театра невозможна без соответствующих декораций. В театре кукол основная декорация - это ширма. Для своего театра мы изготовили настольную ширму. Её основу сконструировали родители, а мы сделали ширму красивой при помощи ткани и липкой бумаги.

Любой спектакль становится интереснее, красочнее, если он оформлен декорациями. Декорация - художественное украшение предмета или помещения. По декорациям зрители узнают время и место действия. Художественно выполненные декорации создают настроение, ярче раскрывают происходящие на сцене события.

В качестве декораций нам понадобятся: 2 избушка (лубяная и ледяная), солнце.

2.4. Подготовка к постановке спектакля.

И вот все готово, а сколько подготовительной работы потребовалось для спектакля: написать сценарий, смастерить кукол, ширму, декорации.

И начались репетиции представления. Было сложно отработать навыки движения куклы и взаимодействие героев друг с другом.

Мы работали дружно, весело и с большим интересом, поэтому наш театр получился очень красивым, а представление понравилось всем зрителям. Многие ребята подходили и спрашивали, как мы сделали куклы, а мы с удовольствием делились своими знаниями и умениями.

Нас пригласили выступить перед ребятами в детском саду, значит наш труд не напрасен. В дальнейшем мы планируем создавать новые куклы для театра, осваивать новые техники их изготовления и устраивать театральные представления. Ведь театр кукол, созданный своими руками, не менее интересное увлечение, чем компьютерные игры, и хорошее средство раскрытия своего таланта и способностей в творчестве.

Глава III. Заключение.

Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол — особый вид театрального представления, в котором вместо актеров действуют куклы. Куклы в нашем театре, декорации и ширма - особенные, сделанные своими руками. В отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, театральная постановка не только реально видима, но и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Театр - искусство коллективное. У каждого из нас была своя роль и свои обязанности, с которыми мы успешно справлялись. Мы научились работать с книгами и находить нужную информацию в интернете. Мы были художниками и дизайнерами, режиссёрами и актёрами - кукловодами. Нам удалось создать свой театр кукол и организовать представление, а это значит, что цель, поставленная нами в начале проектной деятельности, – достигнута. Это был очень интересный и новый опыт для нас.

На этом этапе наша работа завершена. Работу с театральными куклами мы решили продолжить. Следующим этапом работы мы для себя определили написание собственного оригинального сценария.

Список использованных источников информации:

1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М.

2. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.

3. Интернет-энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org/wiki

4. Греф А. «Техника театра кукол». Издание Всероссийского Центра художественного творчества, 2003г.

5.Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.

6.http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)

7.http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол).

8. http://teatrkukol71.ru/

Приложение 1.

Лиса и заяц.

(русская народная сказка)

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, у зайца — из мягкой липовой коры — лубяная. Пришла весна. У лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-прежнему. Вот лиса и попросилась к нему переночевать, да его из избушки и выгнала.

Идёт по дороге зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

— Гав-гав! Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

— Не плачь, зайчик! Я тебе помогу.

Пошли они к избушке. Собака говорит:

—Иди, лиса, вон!

А лиса им с печи говорит:

— Как выскочу, как выпрыгну, так вам не поздоровится!

Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идёт по дороге, плачет. Ему навстречу медведь:

— О чём, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

— Не плачь, я тебе помогу.

— Нет, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и тебе не выгнать.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избушке. Медведь как закричит:

— Иди, лиса, вон!

А лиса им с печи отвечает:

— Как выскочу, как выпрыгну, так вам не поздоровится!

Медведь испугался и убежал.

Идёт опять зайчик по дороге, плачет ещё сильнее. А ему навстречу петух с косой:

— Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

— Пойдём, я тебе помогу.

— Нет, петух, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и медведь не выгнал, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Подошли они к избушке. Петух тут затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку! У меня коса остра.

Уходи из дома, лиса!

Лиса услышала, испугалась и говорит:

— Обуваюсь...

Петух опять затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку! У меня коса остра.

Уходи из дома, лиса!

Лиса опять говорит:

— Одеваюсь...

Петух в третий раз затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку! У меня коса остра.

Уходи из дома, лиса!

Тут лиса выбежала из избушки и прочь убежала. Стали петух с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.

Приложение 2.

Сценарий спектакля "Лиса и заяц"

Действующие лица:

Заяц

Лиса

Собака

Медведь

Петух

Сорока

Сорока:

В Сказке может все случится

Наша сказка впереди.

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке – заходи!

(На сцене две избушки – ледяная и лубяная. Светит солнце, из ледяной избушки выскакивает Лиса и избушка начинает таять, опускаясь вниз. Лиса смотрит на свое жилье, потом смотрит на избушку Зайца и направляется к ней. Стучит. Заяц впускает Лису, а через какое-то время сам выскакивает на улицу и плачет. Уходит к краю сцены)

Сорока: — Жили-были Лиса да Заяц. У Лисы была избенка ледяная, у Зайца — лубяная. Пришла весна красна — у Лисы избенка растаяла, а у Зайца стоит по-старому. Вот Лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала.

(Заяц подходит к краю сцены, а навстречу ему Собака)

Собака:— Гав-гав! О чем, зайчик, плачешь?

Заяц: — Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у Лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Собака: — Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу.

(Оба поворачиваются и идут к избушке Зайца)

Собака: — Поди, лиса, вон!

Лиса (из избушки): — Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

(Собака пугается и убегает. Зайчик снова плачет и идет к краю сцены. Навстречу выходит Медведь)

Медведь: — Что, зайчик, плачешь?

Заяц: — Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Медведь: — Пойдем, я твоему горю помогу.

Заяц: — Нет, медведь, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.

Медведь: — Нет выгоню!

(Оба идут к избе зайца).

Медведь: — Поди, лиса, вон!

Лиса (из избушки): — Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

(Медведь убегает. Зайчик снова плачет и идет к краю сцены. Навстречу выходит Петух с косой на плече)

Петух:— Ку-ка-ре-ку! О чем, зайчик, плачешь?

Заяц: — Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Петух: — Пойдем, я твоему горю помогу.

Заяц: — Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.

Петух: — Нет, выгоню!

(Оба идут к избе зайца).

Петух: — Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон!

Лиса (из избушки):— Обуваюсь...

Петух: — Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон!

Лиса (из избушки):— Одеваюсь...

Петух: — Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон!

(Лиса в страхе выбегает из дома. Зайчик и Петух радуются)

Сорока: - И стали они жить поживать, да добра наживать! Ну а Лису они больше не видели.

Все вместе: - Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!

Просмотров работы: 433