Обязанности ребенка в семье. Были. Есть. Будут

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Обязанности ребенка в семье. Были. Есть. Будут

Ширинкина А.А. 1
1МБОУ "ВОК" СП Школа 1
Шешукова О.В. 1
1МБОУ "ВОК" СП Школа №1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Обществознание

«Обязанности детей в семье. Были. Есть. Будут.»

Выполнила:

Ширинкина Авелина Андреевна,

5 «Б» класса

МБОУ «ВОК» СП Школы №1

Руководитель:

Шешукова Ольга Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МБОУ «ВОК» СП Школы №1

Верещагино -2023

Оглавление

I. Введение  

II. Теоретическая часть.

1.Что такое обязанность? Значение слова «обязанность».

2.Классификация обязанностей в зависимости от возраста.

3.Домашние обязанности детей в разные времена.

4.Какие обязанности в семье имеют дети в зарубежных странах.

5. Роль детских обязанностей в жизни и воспитании.

III. Практическая часть.

1.Сравнительный анализ обязанностей детей в разные исторические периоды.

2.Анализ и сравнение обязанностей детей в нашей стране с обязанностями зарубежных детей.

3.Опрос родственников разных возрастных категорий.

4. Анализ художественных произведений. Как в литературе отражены детские обязанности по дому.

5.Анкетирование одноклассников.

6.Детский труд .Отражение в искусстве.

IV. Литература.

V. Приложение.

Введение

В стремительно развивающемся мире, многие семьи испытывают трудности. Жизнь наполнена разными событиями и делами. Нашим родителям в таком жизненном ритме нередко приходится очень трудно. Успеть приготовить завтрак всей семье, собрать детей в школу или детский сад, содержать в порядке дом и многое другое. В нашей семье есть определенные правила. Эти правила помогают нам всем, а особенно облегчают жизнь моих родителей. Я говорю об обязанностях, которые есть у каждого члена нашей семьи.

Актуальность моей работы заключается в том что в настоящее время дети и подростки очень хорошо знают свои права но почему- то забывают о самых простых своих обязанностях.

Цель: изучить обязанности детей в разные исторические периоды, сравнить насколько изменились детские обязанности, дать рекомендации своим сверстникам.

Гипотеза: если мы возьмем на себя часть домашней работы, то окажем значительную помощь своим родителям.

Методы исследования: изучение литературы, опросы анкетирование.

Что такое обязанность? Обязанность, в моем понимании- это какое-либо поручение. Заглянем в официальный источник- «Толковый словарь». В толковом словаре С. И. Ожегова дано такое толкование:

Обязанность-1.то, что подлежит безусловному выполнению кем-л. (по общественным требованиям или по внутренним побуждениям)

2.Служба, круг действий, связанных с исполнением какой-л. должности.

Обязанность — Обязательство, долг, должность, необходимость, повинность, призвание. Словарь синонимов.

Мы понимаем, что обязанности у всех разные. У взрослых одни, у детей другие. Я решила изучить научные статьи, относящиеся к этому вопросу. В разных источниках нашла много интересной информации. Например ,в обязанности мамы входит: забота о семье и детях, сохранение семейного очага, уюта, воспитание детей, доброта , нежность. У папы свои обязанности: защита семьи, выполнение более тяжелой работы. Какие же обязанности можно выделить для детей? Конечно, это: учеба в школе, помощь родителям, соблюдение и поддержание порядка в своей комнате.

Всегда ли дети имели в семье свои обязанности? Это был следующий вопрос, ответы на который мне пришлось найти, прочитав интересную литературу и, использовав ресурсы интернета. Оказывается, обязанности у детей в семье были с самого начала человечества.

Древний мир, то есть первобытный мир.

Воспитание в общине было коллективным, всеобщим, стихийным, Дети были общими, принадлежали всему роду, с детства активно участвовали в жизни всей общины. В труде и повседневном общении с взрослыми они приобретали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять религиозные обряды.

Разделение труда на стадии первобытного общества основывались на разделении труда между мужчинами и женщинами (женщина – мать и хранительница семейного очага, мужчина – добытчик и воин). Поэтому и мальчики вместе с взрослыми мужчинами отправлялись на охоту и рыбную ловлю, изготавливали орудия труда и оружие, защищали племя от врагов. Девочки, в свою очередь, с опытными женщинами занимались собирательством, готовили пищу, шили одежду, оберегали очаг и т. д.

В Древней Руси очень часто лет с 10-12 детей уже отправляли подрабатывать. Для мальчика выбор был больше, чем для девочек: он мог стать пастухом, вступить в промысловую артель или уйти получать какую-либо специальность «в люди». Девочки обычно к этому возрасту были уже опытными няньками, которые получали свой первый опыт, тренируясь на сна младших братиках и сестричках, поэтому их чаще всего нанимали смотреть за детьми люди, которые были более состоятельными.. В любом случае, любой подросток, едва выйдя из младенческого возраста, уже мог приносить домой деньги, внося таким образом вклад в общий семейный бюджет.

Родительский авторитет в семье тех времен был очень велик. Все, что родители поручали, выполнялось обязательно. Обсуждению или пререканию не было места.

Еще до семи лет мальчиков уже учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также делать нехитрые, но нужные дома поделки: игрушки младшим, да и себе самому тоже, плести корзины и короба, ну и, конечно, лапти. Девочки выполняли свои обязанности, но каждая должна была уметь прясть пряжу, и делали они это постоянно. Уже с 3-4 лет будущей хозяйке выдавались веретено и прялка, и она с ним не расставалась практически всю свою жизнь.

Следующая историческая эпоха, которая привлекла мое внимание, это период СССР. Как изменилось отношение к семейным обязанностям ребенка в это время. Самым главным в воспитании детей в этот период была строгость, строгость во всем. Каждый ребенок после уроков должен был обязательно посещать различные кружки и секции. Детей всеми силами приучали к самостоятельности. В 7 лет, например, ребенок должен был ходить в магазин за молоком и хлебом, и это было нормально в то время. Также осталась обязанность старших присматривать за младшими. А если семья жила в сельской местности, то их обязанности очень сильно отличались от городских детей. Дети, также как и когда-то крестьянские дети, ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также делать нехитрые, но нужные дома поделки: игрушки младшим, да и себе самому тоже, плести корзины и короба, ну и, конечно, лапти. Все это приносило родителям большое облегчение.

Современный мир. Конечно, многое изменилось, но обязанности детей в семье остаются и в настоящее время и являются неотъемлемой частью семейной жизни. Детские обязанности стали более облегченными, стали соответствовать возрасту.

Я решила сравнить домашние обязанности детей в разные исторические периоды. Результат сравнительного анализа представлен в таблице.

Период

Первобытное общество

Древняя Русь

СССР

Россия( современное общество)

мальчики

Охота, рыбалка, изготовление орудий труда и оружия, защита общины

Ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также делать нужные для дома поделки: игрушки младшим, плести корзины и короба, ну и, конечно, лапти.

Присматривать за младшими, носить воду в дом, дрова, ухаживать за домашними животными

Прибирать свои вещи, выполнять несложные поручения родителей, уход за домашними животными.

девочки

собирательство, приготовление пищи, шитье одежды, оберег очага и т. д.

Присмотр за маленькими детьми, прясть пряжу, выполнять несложную работу по дому.

Присматривать за малышами, уборка дома, несложное приготовление пищи.

Уборка дома, присмотр за младшими, уход за комнатными растениями и домашними животными.

Вывод: с развитием общества домашние обязанности детей стали облегчаться, дети перестали выполнять тяжелую работу, основной обязанностью в современном обществе стала учеба в школе и несложные домашние дела.

Интересным вопросом для меня стало то, какие обязанности в семье выполняют дети в других странах мира. Нужную информацию я нашла в интернете. Многое меня удивило.

В некоторых странах мира ребенку практически все разрешается, а вот в других у детей существуют самые обязанности, которые следует выполнять неукоснительно.

В Таиланде дети воспитывают друг друга и трудятся. В этой стране старшие дети присматривают за младшими, и дети разного возраста постоянно находятся вместе будь то за играми или же за несложной работой. Детям могут предложить такие виды деятельности, как, к примеру, чистка овощей или сортировка фруктов. Причем, дети постарше становятся своеобразными модераторами, а дети помладше стажёрами. Поэтому тайские дети рано становятся самостоятельными.

В Англии с 2-3-летнего возраста ребенок обязан посещать преподавателей хороших манер и искусства. Это могут быть специальные курсы при детском саду. Ребенок обязан обучиться поведению за столом, поведению в обществе. Главное в английской семье не прихоти ребенка, а комфорт мамы и папы. Поэтому с раннего детства ребенок обязан самостоятельно следить за своими вещами, ухаживать за домашними питомцами, делать уборку дома, ходить за продуктами в магазин.

Для детей во Франции характерно раннее взросление и самостоятельность. Дети по закону могут находиться дома одни, самостоятельно ходят в школу и делают покупки. Ребенку с самых малых лет постоянно предлагается чем-то помочь родителям: добавить сливки в кофе, принести тарелку с хлебом, выключить свет и т.п.

Анализируя всю изученную информацию можно сделать вывод о том, что обязанности ребенка в семье могут не только облегчить жизнь родителей, но и приучают детей с раннего возраста к самостоятельности и ответственности.

Исследование 2

Чем отличаются обязанности ребенка по дому в нашей стране и за рубежом.

Обязанность

Зарубежные страны

Россия

Уход за домашними животными

Обязательно

По желанию

Уборка дома

Обязательно

иногда

Покупка продуктов

Обязательно

иногда

Уход за родителями

Обязательно

иногда

Приготовление пищи

Обязательно

По желанию

Вывод: исходя из полученных данных ,можно сделать вывод о том, что в некоторых зарубежных странах дети становятся самостоятельными намного раньше, чем мы.

Иссследование 3

В ходе выполнения своих исследований я провела опрос среди своих близких родственников. Вот какие обязанности по дому они выполняли, будучи детьми.

Мама: следить за младшей сестрой, готовить еду, выносить мусор.

Папа: помогать папе в домашних делах, присматривать за братом, колоть дрова.

Бабушка: следить за младшими братьями и сёстрами, кормить лошадь, корову, поросят, готовить еду, делать уборку в доме.

Дедушка: помогать родителям в поле, на сенокосе, выполнять другие обязанности по хозяйству.

Вывод: чем старше поколение, тем сложнее и труднее были их обязанности в семье.

Исследование 4

Среди одноклассников я провела анкетирование. Ребятам предлагалось ответить на несколько вопросов.

Часто ли вы помогаете своим родителям?

Вы это делаете по своему желанию или вас просят родители?

Какие постоянные обязанности есть у вас в семье?

Ответственно ли вы относитесь к своим обязанностям?

Любите ли вы помогать своим родителям?

Результаты анкетирования можно рассмотреть в диаграммах.( Приложение 1)

Анализ художественных произведений

Автор

Название

Герои(дети)

Обязанности

Русская народная

Гуси-лебеди

Аленушка, Иванушка

Аленушка- следить за братом, убираться, развлекать брата.

Николай Некрасов

Крестьянские дети

Ваня

Следить за младшими сестрами братьями, запрягать лошадей, огород.

Николай Некрасов

Мороз, красный нос

Заготовка дров

Детский труд в произведениях искусства.

Картина Эдварда Генриа Поттаста «В саду»

Василий Григорьевич Перов «Тройка»

Владимир Егорович Маковский «Пастушки»

Во многих художественных фильмах и мультфильмах можно найти эпизоды, как дети выполняют свои домашние обязанности.

Вывод

Проведя свое исследование, могу сделать заключение о том, что дети должны помнить не только о своих правах ,но и учиться ответственно выполнять свои обязанности. Даже незначительная помощь по дому облегчит жизнь ваших родителей, а у вас появится больше времени на общение и совместное провождение времени.Выполнение обязанностей по дому развивает у детей многие навыки, необходимые для успешной взрослой жизни. Младшие дети, выполняя простые задания (например, складывая одежду или заправляя кровать), развивают координацию и навыки моторики. Выполнение обязанностей по дому также повышает способность ребенка следовать инструкциям, а также планировать и организовывать свои дела. Дети также учатся управлять своим временем. Таким образом наша гипотеза подтверждена.

Приложение

Приложение 1

Литература

https://kulturologia.ru/

https://nashideti.temaretik.com/2466025665559267469/neobychnye-obyazannosti-detej-v-raznyh-stranah/

https://fishki.net/3108014-esty-takoe-slovo-nado-chto-objazany-delaty-deti-v-raznyh-stranah-mira.html

https://infourok.ru/polozhenie-rebenka-v-pervobitnom-obschestve-i-v-obschestvah-s-tradicionnoy-kulturoy-3929477.html

Просмотров работы: 312