Учитель – профессия дальнего действия, самая главная на Земле!

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учитель – профессия дальнего действия, самая главная на Земле!

Ли В.А. 1
1МАОУ гимназия №177
Новоселова Ю.Ю. 1
1МАОУ гимназия №177
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Учитель — это профессия от Бога. Это не профессия, а призвание. Как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам.

За открытиями ученых, за достижениями профессоров и ученых деятелей всегда стоят учителя. В каждом из нас всегда хранится частичка души, подаренная нам учителями. Поэтому тема нашей проектной работы актуальна.

Профессия учитель очень важная и востребованная во все времена, но в последнее время наблюдается снижение взаимопонимания и уважения между учителем и учениками и их родителями это и является проблемой нашей работы. В рамках решения указанной проблемы была определена тема проекта: «Учитель – профессия дальнего действия, самая важная на Земле!». В соответствии с ней были определены: объект и предмет исследования и поставлена цель данного проекта.

Объект: Профессия учитель.

Предмет: Важность и значимость профессии учитель.

Цель: Ознакомить учеников с важностью профессии учитель, для повышения взаимопонимания и уважения к данной профессии.

На основании цели можно выдвинуть следующую гипотезу, которая и будет рассматриваться в течение данного исследования.

Гипотеза: если показать ученикам важность и незаменимость профессии учитель, то можно повысить значимость и уважение к профессии учителя в каждой школе страны. На основании цели и рабочей гипотезы были сформулированы следующие Задачи проекта:

1. Познакомиться с информационными источниками по данной теме;

2. Изучить статистические данные по данной проблеме проекта;

3. Провести социологический опрос;

4. Создать продукт - календарь для учителей;

5. Предоставить продукт педагогическому коллективу гимназии 177 собрать отзывы, и сделать выводы;

Для решения поставленных задач в данном проекте использовались общенаучные методы исследования:

теоретические методы исследования: анализ интернет источников. Вся полученная информация систематизировалась, обобщалась и классифицировалась.

эмпирические методы − метод опроса: анкетирование педагогов гимназии №177. После чего осуществлялась обработка и сравнение результатов анкетирования.

Теоретическая значимость заключается в том, что делается попытка обобщить и систематизировать информацию о профессии учитель.

Практическая значимость состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в разных школах страны, в рамках различных мероприятий. например: День учителя. По результатам исследования создан календарь для учителей гимназии 177 с детскими рисунками и уважительными цитатами родителей.

Представленные задачи определили план работы над проектом, который проходил в пять этапов.

На поисковом этапе происходило определение тематического поля и темы проекта. Выбор был осуществлен сознательно, так как данная тема интересна и актуальна для учителей гимназии, что показал опрос проведенный среди педагогов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия №177 города Екатеринбурга. Так же на данном этапе был осуществлен анализ интернет источников с информацией о профессии учитель (история, востребованность профессии).

На аналитическом этапе был составлен алгоритм достижения цели проекта и продуман проектный продукт. Проектным продуктом было решено создать календарь дя учителей.

На практическом этапе была рассмотрена информация о статистических данных востребованности учителей. В данный период была представлена теоретическая часть проекта, которая была высоко оценена. В связи, с чем данный проект был продолжен и разработана его практическая часть.

На презентационном этапе проведена презентация исследования проведен конкурс рисунков в 3д классе по теме «Учитель – профессия дальнего действия, самая важная на Земле!», родители составили цитаты, которые отражают любовь и уважение к профессии -учитель. Сделаны выводы о результатах исследования.

На контрольном этапе создан календарь на тему «Учитель – профессия дальнего действия, самая важная на Земле!», осуществлена презентация данного продукта педагогическому коллективу гимназии 177, по отзывам учителей дана высокая оценка продукта проектной работы.

Структура работы. Проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объём работы составляет страниц.

Глава1.Теоретическая часть.

История профессии учитель.

Профессия учителя имеет богатую историю, одну из главных ролей в которой сыграла Древняя Греция. В то время учителя давали детям знания по арифметике, чтению, грамоте, а также творческим направлениям. Юноши 12-16 лет могли заниматься в палестрах — частных гимнастических школах с бассейнами, залами для разных видов спорта, борьбы и беговыми дорожками. Учитель в таких заведениях именовался педотрибом (др.-греч. Παιδοτρίβης — «тренирующий ребенка»). Афинских мальчиков 16-18 лет из семей с достатком обучали в гимнасиях, где они исследовали литературу, политику, философию и занимались физическими упражнениями. [1]

На Руси активное развитие образования связывают с Крещением, произошедшем в 988 году. Грамоте обучали на дому у священников, позже — в школах Новгорода, Суздаля, Смоленска и других крупных городов. Развитие образования однако было заторможено монголо-татарским нашествием.

В «Стоглаве» — собрании решений постановлений Стоглавого Собора 1551 года — говорилось, что лишь духовное лицо с определенным образованием может стать учителем. Интересно, что тогда учителю приходилось вести все предметы. Его помощником выступал староста.

Большие изменения в учительскую работу и развитие учебных заведений внесли 18 век и реформы Петра I. В 1701 открылась Школа математических и навигацких наук в Москве, заработали учебные заведения, где профессии получали инженеры, работники канцелярий, переводчики, медики и др. В начале 18 века развивались также начальные цифирные школы. Знаменитая Академия наук открылась в 1725 году, а в 1726 году стала функционировать первая в стране Академическая гимназия в Петербурге.[2]

1764 год стал еще одной значимой датой для развития образования: открылось первое женское учебное заведение — Воспитательное общество благородных девиц. В 1779 году появилась первая в России учительская семинария. Ее основали при Московском университете. Историческим моментом стало открытие в Петербурге в 1804 году учительского института. В 1834 году Положение о порядке производства в чины по гражданской службе приравняло учителей, педагогов вузов, гимназий к гражданским служащим. В скором времени стране потребовалось больше учителей в связи с отменой крепостного права и развитием земских школ. Во второй половине 19 века учительские семинарии и школы стали самым распространённым типом педагогического учебного заведения. Проект их устройства был описан знаменитым педагогом Константином Ушинским. Среди известных педагогов, работавших в учительских семинариях: Прасковья Чепелевская, Альберт Пинкевич и Петр Афанасьев.[3]

В советское время для преодоления дефицита педагогов заработали учительские курсы, важную роль стали играть и педагогические техникумы. В 1920 году в столице открылась Академия трудового просвещения, а в 1923 — Индустриально-педагогический институт им. Карла Либкнехта. Учителей стали готовить и на педагогических факультетах, заработавших в вузах страны. 1930 год ознаменовался внедрением всеобщего обязательного бесплатного образования, а 1936 год — введением регулярной аттестацией учителей.[4]

Сегодня в России педагогическое образование вошло в тройку самых популярных у абитуриентов направлений, говорится в исследовании НИУ «Высшая школа экономики»: в 2021 году направление «Педагогическое образование» заняло третью строку после «Здравоохранения» и «Информатики и вычислительной техники». В настоящее время учителей и педагогов страны готовят 440 колледжей и 229 вузов. Для поддержки и развития сферы, российское правительство утвердило Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 г. Документ предполагает развитие сети психолого-педагогических классов, введение унифицированных подходов к подготовке педагогов, развитие системы непрерывного педагогического образования, модернизацию системы целевого обучения, а также меры по закреплению в профессии молодых педагогов и др.

Таким образом можно сделать вывод, что профессия учитель актуальна и важна для человечества с древних времен и по сей день. [5]

Востребованность профессии учителя.

Профессия учитель востребована всегда. Спрос на учителей и педагогов школьного образования сохраняет устойчивость, и такие специалисты востребованы в любом населенном пункте.

По статистическим данным РАНХ и ГС на территории Росси не хватает более 250 000 учителей, на Урале - 10000 учителей, в г. Екатеринбурге - 500 учителей (данные 2022г.) [9]

Причины такой ситуации у нас в стране разные, но одна из них - это снижение статуса учителя: взаимопонимания и уважения со стороны учеников и родителей.

Какой он современный учитель?

Это отчасти психолог, методолог, наставник и друг, который учит предметным навыкам и проводит воспитательную работу. К нему приходят за знаниями, советом и поддержкой.

Учитель выполняет важную миссию — он помогает формировать навыки, передает важные знания и мотивирует учащихся к развитию. Чтобы справиться с ответственной задачей, педагог должен обладать эмпатией, быть терпеливым и объективным, с пониманием относиться к поступкам и словам учеников. Также иметь развитые коммуникативные навыки, быть открытым и доброжелательным, чтобы найти общий язык с ребятами и лучше доносить свои мысли. Еще важны лидерские качества и умение оказывать влияние, удерживать внимание и использовать креативный подход в обучении.

Работать учителем — значит постоянно участвовать в жизни класса, это одна из немногих специальностей, которую приравнивают к призванию. [6]

Педагог должен не только учить, но и постоянно повышать свою квалификацию, осваивать и внедрять новые методы обучения, совершенствовать подачу материала.

Учитель - профессия, которая всегда считалась одной из самых почетных, уважаемых и ответственных. Очень важно сохранять статус учителя, проявлять уважения и взаимопонимание, так как учитель не только осуществляет обучение детей, он воспитывает будущее поколение великой страны. Ученики повзрослеют и станут учеными, инженерами, политиками, предпринимателями, прославляющими свою страну, свой край, свой родной город. Человеколюбие, духовность, патриотизм – качества, которые учитель передает своим ученикам вместе со знаниями. Учитель создает будущее своей страны.[7]

Поэтому можно сделать вывод, что профессия учитель востребованная, важная и интересная. Для учителя очень ценно уважительное отношение учеников и родителей.

Учитель: сегодня, завтра и вчера.

Вопрос статуса учителя всё больше волнует мировую общественность, так как активно распространяются резкие высказывания с попыткой обесценивания этой профессии в обществе [8]. 

Рассмотрим примеры и факты отношения к профессии учитель в разных странах:

- Педагогам из Франции и Бразилии разрешено самим создавать свой гардероб.

Никаких ограничений при этом педагогам не выдвигается.

– Италия считается страной самых опытных учителей, средний возраст педагога составляет 49 лет, а вот в Сингапуре, наоборот, средний возраст учителей – 36 лет. Стоит отметить, что образование в Сингапуре считается очень престижным, равно как и в Финляндии. Эти страны уже несколько лет занимают лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования.

– Страна, в которой педагог пользуется наименьшим уважением – Израиль. Ученики относятся к учителю с пренебрежением, во время урока они свободно могут спать, хамить педагогу, мусорить в классе или игнорировать замечания взрослого. 9]

– По статистике самые высокие оклады получают учителя в Люксембурге, Германии, Швейцарии. Их оклады выше средней зарплаты по стране.

– В Японии есть педагоги, которые преподают необычный предмет – любование природой, проводят такие занятия на улице. Задача педагога – научить детей наблюдать за изменениями в природе, а также за поведением животных и птиц. Всё достаточно серьезно – в конце года дети сдают экзамен по этой дисциплине.

– В Бангладеш учителя работают в плавающих классах. И это вовсе не роскошь, а необходимость. В Бангладеш наводнения – частое явление, ученики в это время не могут добраться до места учебы. Учителя на лодках забирают учеников из домов, в лодках же и проходит обучение, после занятий детей развозят обратно по домам. [10]

Таким образом можно сделать вывод, что тема нашего исследования актуальна и для мировой общественности.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Входное анкетирование

Проанализировав информацию, я решила узнать есть ли такая проблема в нашей гимназии.

На практическом этапе работы, мною было проведено входное интернет-анкетирование на тему «Легко ли быть учителем!».

Анкета была создана при помощи Google-формы. Она расположена по https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeJUsrwW0x14tsJSgN9vdoaoj55Mzx8wTDmr3rLp5wzN2yU5Q/viewform?usp=sf_link.

Цель анкетирования: узнать об отношение к своей профессии учителей МАОУ гимназия № 177, выявить положительные стороны и проблемы.

Анкета включала в себя с четыре вопроса (с выбором одного ответа) по исследуемой теме.

По результатам этого опроса можно сделать следующий вывод: Все учителя любят свою профессию, но есть проблема, которую мы поможем решить.

2.2. Разработка календаря для учителей

Для создания календаря мы распланировали свою работу:

На первом этапе я провела внеклассное мероприятие «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле!», познакомила одноклассников с профессией учитель ее историей, значимостью и важностью, а также обсудили вместе с классным руководителем о проблемах в этой профессии. (Приложение 1)

После обсуждения было принято решение о создании совместного продукта – календаря для учителей.

На втором этапе я и мои одноклассники нарисовали рисунки вложили в них любовь и уважение, а наши родители подобрали цитаты, которые отражают значимость, почетность и уважение к профессии УЧИТЕЛЬ. (Приложение 2,3)

На следующем этапе мы разместили календарь в учительской, продемонстрировали календарь учителям гимназии и собрали много положительных отзывов о нашем продукте.

Поэтому можно сделать следующий вывод наш продукт помогает решить проблему, вызывает теплые чувства у учителей гимназии 177. (Приложение 4).

Заключение

В рамках моей работы цель проекта: «Ознакомить учеников с важностью профессии учитель, для повышения взаимопонимания и уважения к данной профессии» была достигнута. Поставленные задачи выполнены: была изучена и проанализирована информация из разных источников, сайты о востребованности профессии учителя и статистические данные; был создан календарь для учителей, оформленный рисунками детей и высказываниями известных людей, был предоставлен учителям гимназии 177.

Гипотеза: «если показать ученикам важность и незаменимость профессии учитель, то можно повысить значимость и уважение к профессии учителя в каждой школе страны» была подтверждена.

Была решена проблема проекта: «Снижение взаимопонимания и уважения между учителем и учениками и их родителями».

В дальнейшем планирую продолжать работать над данной темой – расширить круг мероприятий для учителей:

- организация флешмоба на День Учителя

- проведение различных акций, посвященных любимым учителям (конкурс рисунков, поделок, видеороликов)

- поделиться опытом на сайте школы и в социальны сетях

Список использованной литературы

https://venevlib.ru/

https://koi.tspu.ru/koi_books/Yarkina/istoriya.htm

https://proprof.ru/karera/o-professiiakh/professiia-uchitel

https://academia.interfax.ru/ru/interview/articles/9662/

https://rsv.ru/blog/chem-zanimaetsya-uchitel-preimushhestva-i-nedostatki-

professii/

https://www.profguide.io/professions/teacher.html

https://cyberleninka.ru/article/n/missiya-uchitelya-vchera-segodnya-zavtra

https://ug.ru/vchera-segodnya-zavtra/

ttps://www.gazeta.ru/social/2021/07/14/13733882.shtml

https://peremena-perm.ru/stati/2020/49/interesnye-fakty-ob-uchitelyah-raznyh-stran

Приложение 1

Проведение внеклассного мероприятия

Создание рисунков

Подбор высказываний для календаря.

Приложение 3

Демонстрация календаря для учителей.

Отзывы учителей о календаре.

Просмотров работы: 2314