Влияние социального интеллекта на уровень конфликтности

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние социального интеллекта на уровень конфликтности

Алексеев И.А. 1
1МБОУ "Лицей №177" Ново-Савиновского района города Казани, класс 4А
Харина А.А. 1Ахметзянова А.Р. 2
1МПГУ
2МБОУ "Лицей 177" Ново-Савиновского района г. Казани
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Люди существуют друг для друга»

Римский император Марк Аврелий.

Римский император был по-своему прав. В действительности, ежедневно каждый из людей сталкивается друг с другом, взаимодействует. Думаю, что никто не смог бы долго продержаться, оставшись единственным человеком во Вселенной. Поэтому, существует социум, в котором просто необходимо развиваться. Именно поэтому мы учимся, совершенствуемся, узнаём что-то новое и интересное. А что на счёт понимания? Понимания самих себя, окружающих и их поступков, причин и следствий того или иного действия. Я задался данным вопросом и наткнулся в домашней библиотеке на понятие социальный интеллект, как способность понимать себя и окружающих. Меня заинтересовала данная тема, и как оказалось, это относительно новое понятие в психологии. Стало интересным и изучение возрастных особенностей этого явления. Неужели дети в начальных классах могут проявлять и даже развивать социальный интеллект? Вопросов накопилось уже не мало. А ответов в книгах становилось всё меньше. Кроме того, второе понятие исследования пришло само собой. Ни для кого не секрет, что в последние года увеличился рост девиантного (отрицательного) поведения школьников. Новости о конфликтах и агрессии всё чаще всплывают на экранах телевизора. Но могут ли дети с высоким уровнем социального интеллекта контролировать ситуации вокруг себя, не допускать конфликтов и понимать поведение окружающих или самих себя?

Объект: социальный интеллект учеников 4 класса.

Предмет: влияние социального интеллекта на уровень конфликтности учеников 4 класса.

Цель: изучение влияния социального интеллекта на конфликтность учеников 4 класса.

Задачи:

Осуществить теоретический анализ литературы на тему социального интеллекта и конфликтности.

Подобрать методики по выявлению уровня социального интеллекта и уровня конфликтности у детей 4 класса.

Найти взаимосвязь между социальным интеллектом и конфликтностью.

Сделать выводы.

Гипотеза: я предполагаю, что чем выше уровень социального интеллекта, тем ниже будет уровень проявления конфликтности.

Методы исследования: метод теоретического анализа, экспериментальное исследование, с помощью подобранных методик, анализ и представление полученных результатов.

Структура: работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Социальный интеллект и конфликтность

Социальный интеллект, как качество человека

Впервые понятие «Социального интеллекта», было опубликовано в 1920 году в американском журнале «Harper’s Magazine». Автором статьи был Э. Торндайк, который описывал Социальный интеллект - «как способность добиваться успеха в ситуациях, способность управлять мужчинами и женщинами, вести себя мудро в человеческих отношениях». После этого, исследования в этом направлении продолжаются лишь в США. И лишь спустя долгое время, ещё ни один психолог будет давать своё определение этой «способности». [3]

Дж. Гилфорд, был немного новатором. В своей статье он описывал социальный интеллект как – понимание поведения других людей и самого себя. То есть то, как мы стараемся понять, что происходит с нами и с окружающими нас людьми. [2]

Л. Росс, рассматривал социальный интеллект как попытки понять того, почему происходит то или иное действие внутри себя или же вокруг. [5]

Таким образом, я понимаю, что все исследования сводятся к тому, что социальный интеллект - это знания, навыки и умения, которые помогают человеку успешно взаимодействовать с окружающими.

Интересным подходом я посчитал методику Басса-Дарки в модификации Г. Резапкиной. По их мнению, социальный интеллект имеет несколько составляющих:

Самосознание - способность осознавать свои эмоции, мотивы и потребности.

Саморегуляция - способность управлять своими эмоциями.

Эмпатия - умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Коммуникабельность - общительность, доброжелательный интерес к людям, готовность к сотрудничеству.

Самомотивация - способность ставить перед собой цели и достигать их.[9]

Поэтому я решил использовать именно их методику выявления уровня социального интеллекта, с изучением 2х составляющих: саморегуляции и коммуникабельности.

Изучив несколько подходов к определению социального интеллекта, я начал изучение функций и задач этой способности. К основным функциям социального интеллекта, можно отнести следующие:

способности к предвидению результатов своего поведения и поведения окружающих;

способности к пониманию своего поведения и поведения окружающих;

способности выстраивать эффективные коммуникации;

способности управлять эмоциями и сопереживать;

способности организовывать и убеждать других людей;

способности запоминать имена и лица других людей, а также правила поведения в определённой группе.

Если же говорить о возрастных проявлениях, то более качественное распределение сделала О.Б. Чеснакова.

Началом развития социального интеллекта, как такового, автор считает возраст 3-х – 4-х лет.

В 3 года, у ребёнка появляется способность планирования. В 4 года ребёнок начинает понимать что такое обман (он учится обманывать и понимает что могут обманывать его). С 5 до 9 лет ребёнок начинает понимать, что другие люди могут вести себя не так как он. Дружба в понимании ребёнка представляется в виде положительных или нейтральных отношений с детьми, которые его окружают. С 9 до 12 лет у ребёнка появляется способность понимать чувства других людей. Он понимает, что его действия могут стать причиной действий других людей. Дружба в этом возрасте строится на взаимных интересах и предпочтениях с другими детьми. В этом же возрасте проявляется первая конфликтность, агрессия и непонимание, потому что возникает дисбаланс в мышлении. С 12 до 15 лет у ребёнка появляется понимание о том, что о нём думают другие. Дружба в этом возрасте обусловлена взаимным учётом потребностей и состояний. В данный период ребёнок начинает понимать значимость доверительных отношений. С 15 лет подросток научается понимать ценности, идеи и представления других людей. Дружба в этом возрасте базируется на взаимопонимании, взаимопомощи, но при этом проявляется взаимная независимость. [8]

Таким образом, мы понимаем, что именно в 4 классе у ребёнка проявляется социальный интеллект, он начинает выстраиваться, также как и его конфликтность, агрессия.

Конфликт и конфликтность

В литературе посвященной проблеме детских конфликтов существует много направлений исследования. Но, не смотря на это, проблема девиантного поведения всё ещё на высоком уровне, особенно в образовательных учреждениях. Как уже говорилось раннее, это нарастающая тенденция. Давайте разберёмся с основными понятиями и определениями в этом направлении.

По словарю С.И.Ожегова конфликт – «это столкновение, серьезное разногласие, спор».[4] В Советском энциклопедическом словаре конфликт рассматривается «как столкновение сторон, мнений, сил». В.Л. Цветков определяет конфликт, как «отношение между субъектами взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений». [7]

Таким образом, конфликт – это ситуация, в которой взаимодействие между участниками приводит к столкновению или противоборству мнений, мотивов и других факторов. Тогда, что же такое конфликтность и почему именно это понятие мы рассматриваем в данном исследовании.

Конфликтность – это свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в конфликты. [6]. То есть, мы рассматриваем не определённую ситуацию, а свойство личности, которое приводит к возникновению таких ситуаций.

Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух (и более) лидеров и их группировок за первенство в классе. А также конфликты в отношениях с одноклассниками, причиной которых является особенность возраста - формирование морально - этических критериев оценки сверстника и связанных с этими требованиями к его поведению. То есть, возникновение конфликтных ситуаций в школьном возрасте, напрямую зависит от уровня конфликтности каждого субъекта.

Заключительной стадией конфликта всегда является его разрешение. Оно тоже может быть различным, в зависимости от выбранного способа. Их отличают 5 основных:

Соперничество. При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало. Он идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами товарища, не дорожит сохранением отношений с ним. Действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию.

Компромисс. В этом случае конфликтующие между собой школьники идут на взаимные уступки. Компромисс отличается двоякой направленностью - на результат и на сохранение отношений. Оба ребенка не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере.

Уход. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими интересами, так и взаимоотношениями. Стратегия малопродуктивная, но при несущественных трениях избегание - приемлема. Причина конфликта завтра будет забыта, а неприятного столкновения просто не было.

Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Стратегия бывает очень вредной, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы и вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и иначе: ребенок сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя благородную жертвенность.

Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве - добиться максимального взаимного выигрыша. [1]

Выводы по 1 главе:

Социальный интеллект, хоть и имеет различные исследования, всё равно не достаточно изучен в науке. Определения различны, но суть остаётся одной – это способность понимать других людей, способность понимать себя, причины поведения и реакции.

Именно в 4 классе у детей начинает формироваться социальный интеллект, как осознанная способность, то есть они начинают задумываться о том, почему поступили так или иначе они сами или с ними. В этом же возрасте появляется осознанное отрицательное поведение (агрессия, конфликтность и другое).

Конфликт – это ситуация, в которой взаимодействие между участниками приводит к столкновению или противоборству мнений, мотивов и других факторов. А вот конфликтность – это черта характера, которая приводит к частому возникновению конфликтов. Существует несколько методов их решения.

Глава 2. Исследовательская часть

Исследование, направленное на изучение влияния социального интеллекта на уровень конфликтности автор начал с определения этапов и процесса:

Подбор методики для определения уровня социального интеллекта и уровня конфликтности.

Проведение эксперимента по подобранным методикам.

Анализ полученных данных.

1 этап. Подготовительный.

Как уже говорилось раннее, одной из самых интересных методик является система Басса-Дарки в модификации Г. Резапкиной. Она включает в себя несколько шкал оценивания. За основу автором была выбрана такая составляющая социального интеллекта, как саморегуляция - способность управлять своими эмоциями. Потому что именно она тесно связана с конфликтностью. По итогу проведения этого опросника, мы должны получить выявление 3х уровней социального интеллекта: средний, низкий или высокий.

Методик по изучению уровня конфликтности оказалось больше, поэтому мной был выбран отечественный опросник О.Л. Гончаровой, так как именно он может быть использован при работе с детьми начальной школы. Результаты этой методики также будут представлены на 3х уровнях: низкий, средний и высокий. Вопросы методик и интерпретация результатов представлены в приложении №1.

2 этап. Проведение эксперимента.

На данном этапе приняли участие 29 учеников 4 класса – мои одноклассники. Опрос проводился конфиденциально, я получил только результаты с ответами на вопросы. Их результаты представлены ниже в таблице №1.

Таблица №1. Сравнительные результаты опросников.

№ученика

Уровень саморегуляции (соц.интеллекта).

Уровень конфликтности

 

Высокий

Низкий

 

Низкий

Высокий

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Низкий

Высокий

 

Высокий

Средний

 

Низкий

Средний

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Высокий

Низкий

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Высокий

Низкий

 

Высокий

Низкий

 

Низкий

Низкий

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Низкий

Высокий

 

Высокий

Низкий

 

Средний

Средний

 

Высокий

Низкий

 

Средний

Средний

 

Низкий

Высокий

 

Низкий

Высокий

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Высокий

Низкий

Результат подтверждающий гипотезу (высокий соц.интеллект = низкая конфликтность)

Результат, подтверждающий гипотезу в обратном направлении (низкий соц.интеллект = высокая конфликтность).

3 этап. Анализ результатов

Исходя из результатов таблицы, мы можем видеть, что у учеников с высоким уровнем саморегуляции – низкий уровень конфликтности (№1, 10, 15, 16, 21, 23, 29). Также, замечена взаимосвязь между средним уровнем саморегуляции и конфликтности – таких учеников, оказалась большая часть (№3,4,8,9, 11,12,13,14,18,19,22,24, 27, 28). Кроме того, интересным результатом мне показалось то, что у учеников с низким уровнем саморегуляции высокая конфликтность – что тоже подтверждает гипотезу, но в обратном направлении (№2,5,20,25,26).

Таким образом, наглядно видно, что ученики полностью подтвердили гипотезу – высокий социальный интеллект, на примере саморегуляции, сопровождается низким уровнем конфликтности. А это говорит нам о том, что уже в 4 классе дети могут понимать себя, свои эмоции, контролировать их и тем самым, избегать конфликтные ситуации.

По итогу полученных результатов, мной было принято решение о создании листа рекомендаций для повышения уровня социального интеллекта совместно с психологом. Данные рекомендации помогут ученикам начальной школы развивать свой эмоциональный интеллект, в частности саморегуляцию, которая, как показало исследование, напрямую влияет на конфликтность. Рекомендации содержат несколько практических упражнений, которыми теперь я пользуюсь сам. После ознакомления с результатами исследования, такие упражнения могут использоваться друзьями, одноклассниками. (Приложение №2).

Выводы по 2 главе:

На первом этапе исследования, было принято решение рассматривать социальный интеллект, как саморегуляцию, так как именно она тесно воздействует на уровень конфликтности.

Результаты опроса одноклассников показали, что высокий уровень социального интеллекта действительно имеет прямую взаимосвязь с низким уровнем конфликтности. Кроме того, что гипотеза была подтверждена, я заметил и другую закономерность – низкий социальный интеллект ведёт за собой высокую конфликтность.

По итогам успешного исследования, мной было принято решение создать лист рекомендаций по развитию социального интеллекта, в частности саморегуляции, совместно с психологом, который будет включать в себя практические упражнения, которые сможет выполнить каждый ребёнок.

Заключение

Чаще всего ответом на вопрос о том, кто такой человек, мы получаем ответ, что это биосоциальное существо. И в это понятие вложен ответ на многие вопросы. Социальный – значит существующий в обществе, связанный с жизнью других людей. И находясь в постоянном окружении людей, существует необходимость понимать мотивы действий, думать о последствиях и представлять реакцию не только других, но и себя. В этом и состоит способность социального интеллекта. Его можно и нужно развивать. И как показал анализ литературы – есть несколько возрастных особенностей, но именно в начальной школе начинает зарождаться это явление, нам лишь остаётся его не упустить.

Социальный интеллект, как необходимость, влияет на множество эмоций и внутренних характеристик человека, в том числе на конфликтность. Важной составляющей является саморегуляция – желание и способность управлять своими эмоциями.

Исследовательский эксперимент показал, что существует прямая зависимость: чем выше уровень нашей саморегуляции, тем ниже мы проявляем себя в конфликтной ситуации. И наоборот: чем ниже уровень социального интеллекта, тем выше конфликтная составляющая. Таким образом, я достиг своей цели, выполнил целый ряд задач и подтвердил гипотезу. Самым главным итогом исследования можно считать разработанный лист рекомендаций, который содержит в себе практические упражнения, развивающие социальный интеллект уже в возрасте 8-12 лет.

Исследование в области психологии стало для меня новым опытом, но интересным и наполненным. В планах есть продолжение исследования, с целью изучения влияния социального интеллекта на другие внутренние черты характера человека или сравнении влияния в разном возрасте. Кроме того, я считаю важным поделиться результатами исследования с одноклассниками и другими знакомыми.

Список источников

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. / Конфликтология- 6-е изд., испр. и доп. - Москва

Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления / Дж. Гилфорд, A.M. Матюшкина. - М. : Эксмо

Лунева, О. В. Социальный интеллект как категория социальной психологии/ О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение.- 2010.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - М. : Мир и Образование, Оникс, 2011

Росс, Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии/ Л. Росс, Р. Нисбетт.- М.: Аспект Пресс, 1999

Уманский Л.И., Психология организаторской деятельности школьников : [Учеб. пособие для пед. ин-тов] / Л. И. Уманский. - Москва : Просвещение, 1980

Цветков В. Л. Психология конфликта. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017

Чеснокова, О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте/ О.Б. Чеснокова//Познание. Общество. Развитие. - М.: ИП РАН,1996

Ясюкова, Л.А. Социальный интеллект детей и подростков/ Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина.- М.: ИП РАН, 2017.

Приложение

Приложение №1. Методики исследования.

Методика Басса – Дарки в модификации Г. Резапкиной.

1. Когда я испытываю давление со стороны, то обычно сопротивляюсь и не соглашаюсь.

Да

 

Нет

 

2. Я наблюдаю за своими эмоциями: замечаю, когда радуюсь, а когда расстроен.

Да

 

Нет

 

3. Если меня что-то расстроило, я быстро прихожу в себя и пытаюсь найти то, чему можно радоваться.

Да

 

Нет

 

4. Я стараюсь не застревать на отрицательных эмоциях.

Да

 

Нет

 

5. Я обычно быстро прихожу в себя после неожиданного огорчения.

Да

 

Нет

 

6. Я могу влиять на свое настроение.

Да

 

Нет

 

7. В общественных местах или транспорте я с интересом рассматриваю незнакомых людей.

Да

 

Нет

 

8. Мне нравится много общаться даже с не очень знакомыми людьми.

Да

 

Нет

 

9. Мне нетрудно попросить незнакомого человека о помощи.

Да

 

Нет

 

10. Обычно я чувствую себя комфортно даже в компании незнакомых людей, например, когда гуляю с новой компанией.

Да

 

Нет

 

11. В долгой дороге я могу начать общаться с попутчиками.

Да

 

Нет

 

12. У меня много друзей, которые могут общаться со мной даже когда я в плохом настроении.

Да

 

Нет

 

Обработка результатов по шкале саморегуляция - способность управлять своими эмоциями. Ответ «да» - 1 балл. Ответ «нет» - 0 баллов.

0 – 5 баллов - низкий уровень.

6 – 8 баллов - средний уровень.

9 – 12 баллов – высокий уровень.

Методика выявления уровня конфликтности О.Л.Гончаровой.

Доставляет ли тебе удовольствие доказывать свою точку зрения, спорить?

Да

 

Нет

 

Тяжело ли тебе удержаться от плохих слов в твой адрес?

Да

 

Нет

 

Прислушиваетесь ли вы к мнению других?

Да

 

Нет

 

Ты долго думаешь о плохом, что тебе сказали?

Да

 

Нет

 

Считаешь ли ты себя вспыльчивым человеком?

Да

 

Нет

 

Считаешь ли ты себя спокойным человеком?

Да

 

Нет

 

Свойственна ли тебе агрессия?

Да

 

Нет

 

Можешь ли ты применить физическую силу к людям, если они не согласны с тобой?

Да

 

Нет

 

Трудно ли тебя вывести из себя?

Да

 

Нет

 

Стараешься ли ты избегать споров?

Да

 

Нет

 

Считаешь ли ты, что договориться – это лучший способ разрешения спора?

Да

 

Нет

 

Считаешь ли ты, что спор – это лучший способ разрешения конфликта?

Да

 

Нет

 

Обработка результатов.

Ответ «да» - 1 балл. Ответ «нет» - 0 баллов.

0 – 4 баллов - низкий уровень.

5 – 8 баллов - средний уровень.

9 – 12 баллов – высокий уровень.

Приложение №2. Лист рекомендаций по развитию социального интеллекта.

1 упражнение. «Дневник эмоций»

Задача данного упражнения заключается в том, чтобы ты записывал все чувства и эмоции, которые испытываешь в течение дня, разделяя на положительные и отрицательные. Можно использовать такой формат:

Положительные, радостные

Я сегодня чувствовал\а

Это произошло, когда…

Чтобы это повторилось, мне нужно сделать…

     

Отрицательные, расстроенные

Я сегодня чувствовал\а

Это произошло, когда…

Чтобы это НЕ повторилось, мне нужно сделать…

     

Важно понимать, что в какой момент ты почувствовал радость или грусть и подумать над тем, чего стоит или не стоит делать в следующий раз.

2 упражнение. Придумай по - другому

Часто мы не обращаем внимание на ситуации, которые происходят каждый день, но сейчас давай вспомним, что обычно ты делаешь, когда:

Когда мне поставили плохую оценку, я обычно

 

Когда мне делают подарок, я обычно

 

Когда мой друг приходит на встречу или в школу расстроенным, я обычно

 

Когда я поссорился с родителями, я обычно

 

Когда я вижу, что кто – то ссорится, я обычно

 

А теперь подумай ещё раз, можно ли отреагировать по – другому или ты всё правильно делаешь? Ответ запиши в формате «Я бы мог…» или «Я сделаю как обычно»

Если бы мне поставили плохую оценку, я бы мог …

 

Если бы мне сделали подарок, я бы мог …

 

Если бы мой друг пришёл на встречу или в школу расстроенным, я бы мог …

 

Если бы я поссорился с родителями, я бы мог

 

Если я вижу, что кто – то ссорится, я бы мог …

 
Просмотров работы: 188