Шахматы и мышление

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Шахматы и мышление

Алексеев А.А. 1
1МБОУ "Лицей №177" Ново-Савиновского района города Казани
Харина А.А. 1Добровольская Е.И. 2
1МГПУ
2МБОУ "Лицей 177" Ново-Савиновского района г. Казани
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности»

Б. Франклин.

Каждый день мы находимся в непроизвольном поиске чего – то нового и интересного. Одной из таких находок стала для меня игра в шахматы, о которой я уже не раз слышал, но до недавнего времени не играл. Мне потребовалось не так много времени, чтобы разобраться с правилами и научиться ставить шахматные фигурки. Но чем больше я играл, тем больше размышлял о том, сколько ходов можно сделать и какие способы победы существует. Это напомнило мне ежедневный выбор, когда задумываешься о том или ином решении, которое необходимо принять на уроках, в школе, с друзьями.

Так и появилась тема исследования, личный интерес к игре и функциям, которые она развивает. Изучив интересную литературу, я узнал, что шахматы не просто игра, а целая стратегия, которую просто необходимо изучить. Значит ли это, что они влияют на наше мышление?

Кроме того, как оказалось, недавно вышел общероссийский проект «Шахматы в школе». Согласно цели этого проекта, школы могут вводить занятия игры в шахматы в расписание учеников. Я думаю, что такое решение, принятое на государственном уровне связано с влиянием этой игры. Но действительно ли это так?

Объект: игра в шахматы.

Предмет: влияние игры в шахматы на логическое мышление и успеваемость учеников 3 класса.

Цель: изучение влияния игры в шахматы на логическое мышление и успеваемость учеников 3 класса с дальнейшей тенденцией развития данной игры.

Задачи:

Осуществить анализ литературы и источников на тему игры в шахматы и логического мышления.

Подобрать методику определения логического мышления.

Провести анкетирование по выявлению шахматистов в классе и распределение их на группы.

Провести эксперимент на выявление взаимосвязи между логическим мышлением, успеваемостью и игрой в шахматы.

Сделать выводы.

Гипотеза: я предполагаю, что чем больше опыт у учеников игры в шахматы, тем выше будет уровень логического мышления и успеваемость.

Методы: метод теоретического анализа, эксперимент, анализ успеваемости и представление полученных результатов.

Структура: работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Шахматы и логическое мышление

1.1 Шахматы: история и основы

«Не хотел бы я жить в мире, в котором не ценят шахматы»

Рик Янси, из книги «Бесконечное море.

Шахматы в переводе с персидского языка означает «властитель умер». Шахматы – это настольная логическая игра, со специальными 32-мя фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников. Цель игры поставить сопернику – мат. Шахматы не появились в жизни людей такими, какими мы их знаем сейчас. Их древний предок — индийская игра чатуранга — лишь отдаленно напоминал современную игру. Сложно сказать, в каком точно году придумали эти шахматы. Историки полагают, что примерно в 600-м н. э. Существует несколько преданий о том, каким образом индийский народ придумал шахматы. По одному из них, во дворец к радже пришел шах и принес с собой деревянные фигурки. Раджа был возмущен, ведь обычно ему приносили золото. И тогда шах ответил, что в данном случае мудрость и есть золото. Эта история объясняет и современное название игры — шахматы. Когда раджа угрожал королю, он говорил: «Шах!», что в переводе с персидского и означает «Король!». А когда он побеждал короля, то кричал: «Шах мат!», или «Поражение королю!».

История этой игры достаточно богатая и интересная. После Индии игра начала распространяться по всей Азии, переходя в Европу и на другие континенты. Нынешние правила достаточно сильно отличаются от тех, которые были придуманы века назад. Но, самым интересным остаётся то, что во все времена в шахматы играли самые влиятельные люди, это была игра остроумия и знаний. [6]

В Древнюю Русь шахматы, скорее всего, проникли с Востока в 9 - 10 веках. На это указывает сохранение на Руси восточных названий фигур в отличие от искажений и переделок, характерных для Западной Европы. Шахматам уделяли внимание русские цари: Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I. Петр I даже издал указ «…повелеваю ввести шахматы, которые служат для военных полезным занятием, для ученых приятным препровождением времени, а у всякого молодого человека развивает размышление и ум»

В конце 18 и начале 19 века в России начали создаваться первые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги. Они упоминались в русском фольклоре - сказках и былинах. Шахматы в России были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Они были любимым досугом А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.[1]

1.2 Влияние шахмат

Как уже говорилось раннее, шахматы были игрой для интеллигенции и высших сословий. Но почему? В первую очередь, это связано с тем, что шахматы влияют на развитие человека. А вот каким образом, я решил разобраться подробнее.

Тем, кто никогда не играл в шахматы профессионально, трудно представить, как огромен простор для решений в этой игре. На первый взгляд, кажется, что правила просты: каждая фигура ходит по одной схеме и выполняет свою задачу, пространство ограничено шахматной доской. Представить всю сложность и многообразие игры можно по «числу Шеннона»: в 1950 году американский математик Клод Шеннон оценил, сколько вообще существует уникальных шахматных комбинаций. Вышло 10¹²⁰. Но если брать только разумные стратегии, то вариантов меньше: всего 10⁴⁰, поясняет математик Джеймс Грайм, уже наш современник. Согласно «числу Шеннона», когда шахматист делает ход, он выбирает не менее чем из 30 возможных вариантов — и так раз за разом. Причем ему приходится не только думать о своей стратегии, но и предвидеть ходы противника, который тоже каждый раз выбирает из 30 вариантов. [2]

Таким образом, стало понятно, что шахматы высокоинтеллектуальная игра в случае обдумывания своего хода и хода соперника. Получается, что шахматы имеют свои функции и ряд задач, которые необходимо выполнить:

Развитие логики и пространственного воображения

В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного, интуитивного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек.

Развитие памяти

Необходимость рассчитывать различные варианты, а значит и удерживать в голове информацию о тех вариантах, что уже рассчитаны и их результатах, и тех вариантах, что еще требуют расчета и обдумывания - все это тренирует оперативную память. Также игра способствует развитию долговременной памяти. Уже обладая небольшими практическими знаниями, шахматист в своей партии использует предыдущий опыт.

Развитие целеустремленности

Любой стратегический план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается у ребенка от игры к игре и в конечном итоге формирует целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.

Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса - вполне обычное явление для большинства людей. Регулярные шахматные партии вырабатывают умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.

Развитие творческих способностей и возможностей

Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются практически в каждой партии. Одним из важнейших достоинств шахматной игры является то, что шахматы могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активным досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме иногда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. [5,6]

1.3 Критерии: логическое мышление и успеваемость

Ежедневно мы сталкиваемся с большим количеством задач и действий, которые требуют от нас быстрого и незамедлительного решения. В таких случаях в работу включается мышление человека, но необычное, а логическое. Именно оно позволяет думать абстрактно, то есть погружаться вовнутрь определённого момента и представлять различные исходы и варианты развития событий. Логическое мышление – это такой мыслительный процесс, во время которого человек использует рассуждение, понятия и конструкции, их можно доказать и из них можно сделать выводы. [3]

Таким образом, развитие логического мышления просто необходимость для любого человека. А что же касается успеваемости?

Успеваемость является показателем освоения программы, предназначенной для определенного возраста. При проверке знаний, умений и навыков школьников большое значение имеет их объективная оценка, при этом во всех школах должен быть единый подход к определению качества успеваемости. В этом смысле важно, чтобы учителя придерживались тех общих критериев, которые должны лежать в основе оценки знаний учащихся. Суть этих критериев в наше время заключается в количестве баллов:

Балл «5» выставляется за такие знания, когда: ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала, выделяет в нем главные положения, осмысленно применяет полученные знания на практике. Балл «4» выставляется тогда, когда: ученик выявляет знание материала, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя, умеет применять полученные знания на практике. Балл «3» выставляется за знания, когда: ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя. Балл «2» выставляется тогда, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки. Балл «1» выставляется за полное незнание учеником пройденного материала. [7]

Выводы по 1 главе:

Шахматы – это логическая настольная игра, которая предполагает различные варианты процесса, но главная цель – поставить «Шах» Королю. История этой игры достаточно богата, но даже в прошлые века, существовала тенденция того, что в неё играла знать, аристократы и высшие сословия.

Игра в шахматы оказывает достаточно широкое влияние на ребёнка и человека в целом. Существует целый ряд функций, которая выполняет эта игра: развитие памяти, реакции, логики, творческих возможностей.

Для изучения уровня влияния игры в шахматы были выбраны такие критерии как логическое мышление - мыслительный процесс, во время которого человек использует рассуждение, понятия и конструкции, их можно доказать и из них можно сделать выводы и успеваемость - показатель освоения программы, предназначенной для определенного возраста.

Глава 2. Исследовательская часть.

В самом начале исследовательской части, я решил провести анкетирование среди одноклассников, чтобы разделить их на группы по уровню игры в шахматы. Я заранее знал, что в моём классе есть ребята, которые уже давно занимаются этим делом, а есть те, кто ни разу не играл. Анкетирование состояло из 3х вопросов, в нём приняло участие 31 человек – подробные результаты и вопросы можно посмотреть в приложении №1.

После проведения анкетирования, у меня получилось сформировать 4 группы по уровню игры в шахматы. 1 группа – ребята, которые никогда не играли в шахматы (9 человек), 2 группа – ребята, которые играли несколько раз (5 человек), 3 группа – ребята, которые имеют опыт до 1 года (13 человек), и 4 группа – так называемые профессионалы, с опытом более 1 года игры (4 человека).

Я разделил исследование на этапы:

Подбор методики для изучения уровня логического мышления.

Проведение выбранной методики со своими одноклассниками.

Анализ успеваемости одноклассников.

Сравнительный анализ всех полученных результатов.

1 этап. Подбор методики.

Важным этапом является подбор методики, я изучил несколько, но выбор пал на опросник для младших школьников Э.Ф.Замбацявичене на определение логического и умственного развития. Он состоит из 3 заданий, которые представляют собой выбор лишнего и обобщение. Результаты данного опросника будут представлены в 3х уровнях: низкий, средний и высокий. Подробности данного этапа представлены в приложении №2.

2 и 3 этапы. Проведение исследовательского эксперимента.

После выбора методики автор провел эксперимент, в котором приняли участие 31 человек. Результаты представлены я решил представить сразу в сравнительной таблице №1, после получения уровня успеваемости всех участников.

Успеваемость я решил узнать у каждого одноклассника, задав вопрос о том, какие оценки ими были получены за 1 и 2 четверть. В таблице будут представлены такие показатели как: отличник (только «5), ударник (оценки «4» и «5), троечник (наличие оценки «3» хотя бы за 1 четверть).

Таблица №1. Сравнительные результаты исследования

№ ученика

Уровень логического и умственного развития

Успеваемость

1 группа участников (не играли в шахматы никогда)

№5

Средний

Троечник

№6

Средний

Троечник

№7

Средний

Ударник

№9

Средний

Троечник

№12

Низкий

Троечник

№20

Средний

Ударник

№26

Средний

Троечник

№28

Средний

Троечник

№31

Низкий

Троечник

2 группа участников (играли в шахматы несколько раз)

№1

Средний

Троечник

№15

Средний

Троечник

№16

Средний

Ударник

№23

Средний

Троечник

№27

Средний

Троечник

3 группа участников (опыт игры от нескольких месяцев до 1 года)

№2

Высокий

Ударник

№3

Высокий

Ударник

№4

Высокий

Ударник

№10

Средний

Троечник

№11

Средний

Троечник

№13

Средний

Ударник

№14

Высокий

Ударник

№17

Высокий

Ударник

№21

Средний

Троечник

№22

Средний

Ударник

№25

Высокий

Ударник

№29

Высокий

Ударник

№30

Средний

Ударник

4 группа участников (профессионалы, с опытом более 1 года)

№8

Высокий

Ударник/отличник

№18

Высокий

Ударник

№19

Высокий

Ударник

№24

Высокий

Ударник

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Отличник - «5»

Ударник – «4»

Троечник - «3»

4 этап. Анализ полученных результатов.

Исходя из результатов таблицы, мы можем видеть, что 1 и 2 группа учеников, ребята, которые никогда не занимались шахматами или играли несколько раз, все имеют низкий и средний уровень логического мышления. Высокий уровень у таких ребят даже не представлен. Кроме того, большинство из этих ребят являются троечниками. А вот у учеников, с опытом игры несколько месяцев (3 группа) уже есть высокий уровень логического мышления, и большинство ребят уже являются ударниками. Интересным и самым важным результатом я считаю показатели 4 группы ребят, которые имеют опыт игры более 1 года. Все они имеют высокий уровень логического мышления, учатся только на 4 и 5. Таким образом, подтвердилась моя гипотеза и игра в шахматы действительно положительно влияет на логическое мышление и даже успеваемость учеников.

Выводы по 2 главе:

Исследовательская часть началась с разделения учеников 3 класса на группы по уровне игры в шахматы. Так образовались 4 основные группы: 1 группа – ребята, которые никогда не играли в шахматы (9 человек), 2 группа – ребята, которые играли несколько раз (5 человек), 3 группа – ребята, которые имеют опыт до 1 года (13 человек), и 4 группа – так называемые профессионалы, с опытом более 1 года игры (4 человека).

Я решил взять за основу исследования методику Э.Ф.Замбацявичене на определение логического и умственного развития, которую прошли 31 человек. Также, был сделан анализ успеваемости каждого ученика.

Исследовательский эксперимент показал, что ученики 1 и 2 группы имеют низкий и средний уровень логического мышления, в своём большинстве эти ученики являются троечниками. А вот ребята 3 и 4 группы имеют высокие показатели опросника и именно они учатся на оценки «4» и «5».

Заключение

Шахматы называют игрой Королей. Теперь эта фраза приобрела для меня новый смысл. Шахматы уже давно поселились в сердцах людей, в своё время они были выбором дворянства и даже предопределяли чью – то судьбу не меньше, чем дуэли.

Сейчас шахматы имеют не меньше значения в жизни людей. Конечно с их помощью уже не принимаются жизненно важные решения, но они приобрели новый уровень в нашем мире.

Всё это связано с тем, что шахматы имеют различные функции, которые оказывают положительное влияние на наш разум. Развивают память, заставляют включаться в работу оба полушария головного мозга человека. Но самой интересной функцией для меня ещё в начале исследования стало влияние на развитие логического мышления. Логическое мышление – это такой мыслительный процесс, во время которого человек использует рассуждение, понятия и конструкции, их можно доказать и из них можно сделать выводы. И это действительно так, как показало данное исследование. Шахматы оказывают положительное влияние не только на наше мышление, но и на успеваемость учеников.

Итогом исследования можно считать выявленную закономерность – ученики, имеющие определённый опыт игры в шахматы (от нескольких месяцев) имеют более высокие показатели уровня логического мышления и учатся на «4» и «5». И наоборот, ученики, которые никогда не брали в руки шахматные фигурки или играли несколько раз – имеют низкие и средние показатели логического развития, кроме того, их успеваемость в большинстве случаев остаётся на уровне троечников.

Таким образом, я могу сказать о том, что гипотеза полностью подтвердилась, а цель была достигнута, как и выполнены все поставленные задачи в самом начале.

Если размышлять о планируемом продолжении исследования, мне было бы интересно узнать о влиянии шахмат на другие человеческие способности – такие как память. Кроме того, хотелось бы донести итоги исследования до своих одноклассников и друзей, с целью агитации данной игры. При поддержке руководства школы, мы смогли бы создать школьную секцию по игре в шахматы и даже устраивать соревнования.

Список литературы

Гик Е.Я. /Беседы о шахматах : Кн. для учащихся / Москва : Просвещение, 1985.

Князева В.В. /Азбука шахматиста. Книга для чтения родителей с детьми / Москва, 1990.

Левитес, В.В. /Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. 2006.

Пожарский В.А. /Шахматы : начальная школа: Ростов н/Д : Феникс, 2016.

Пожарский В.А. /Шахматы : Путь к мастерству: Учебник : / Ростов н/Д : Феникс 2013.

Тимощук Н.В. /История в шахматах / Москва: 2008.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31 мая 2022г.

Приложение

Приложение №1. Анкетирование одноклассников

Вопросы анкетирования

1.Ты когда - нибудь играл в шахматы?

 Да  Нет

2.Если да - сколько раз/месяцев/лет ты этим занимаешься?

 Несколько раз Занимался несколько месяцев (до 1 года)  Занимаюсь больше 1 года

3.Если нет – тебе бы хотелось научиться играть в шахматы?

 Да  Нет

Подробные результаты анкетирования

Рисунок №1. Рисунок №2.

Приложение №2. Методика Э.Ф.Замбацявичене

1 задание. Выбери правильный ответ в скобках

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).

 2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)

7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София) 

2 задание. Зачеркни лишнее в строчке

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

 2. Река, озеро, море, мост, болото

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

4. Польша, Австралия, Москва, Норвегия, Япония

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

 6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3 задание. Что это? (Напишите общее название слов в одной строке)

1. Метла, лопата – это ____________________

2. Окунь, карась - это ____________________

3. Лето, зима - это ____________________

4. Огурец, помидор - это ____________________

5. Сирень, шиповник - это ____________________

6. Шкаф, диван - это ____________________

7. День, ночь - это ____________________

8. Слон, муравей - это ____________________

9. Июнь, июль - это ____________________

10. Дерево, цветок - это ____________________

Обработка результатов

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Затем они суммируются.

23 – 30 баллов – высокий уровень

11 – 22 балла – средний уровень

1 – 10 баллов – низкий уровень

Просмотров работы: 229