Информационно-познавательная научная работа на тему "Навык самодисциплины в период дистанционного обучения"

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Информационно-познавательная научная работа на тему "Навык самодисциплины в период дистанционного обучения"

Кун Н.В. 1
1МОУ"СОШ№48" города Копейск. Челябинская область
Колгин С.И. 1
1МОУ"СОШ№48"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В 2020 году, через два месяца после обнаружения первого случая заболевания вирусом COVID-19 российские школьники были вынуждены обучаться дистанционно. И я не был исключением. Поначалу такой вид обучения не вызывал у меня положительных эмоций: уроки проходили в онлайн-формате, образовательные платформы были перегружены, а самое главное - я не мог видеть своих одноклассников и общаться с ними вживую.

В сентябре этого же года обучение вновь перешло на очный формат. Я часто вспоминал то спокойное время и довольно гибкий распорядок дня. В моей голове всплывали мысли о достоинствах и недостатках онлайн-обучения. Я начал узнавать о нём подробнее: читать статьи, просматривать сайты, изучать отзывы.

Как оказалось, такой вид обучения широко распространен в современном мире: все больше школьников переходит на домашнее обучение, регистрируясь в онлайн-школах; блогеры разрабатывают курсы, на которых делятся своими знаниями; запускается немалое количество самых разных марафонов, записываются видеоуроки. Мне стало интересно, насколько же эффективен такой формат обучения. Я решил, что мне необходимо выяснить, какие его главные плюсы и минусы и почему так много людей отдают предпочтение получению знаний в интернете.

Актуальность

В наше время, когда мир крутится вокруг цифр и инновационных технологий, абсолютно любую информацию можно найти в интернете, а также приобрести новые знания и навыки. В большинстве образовательных учреждений студент имеет возможность обучаться заочно, как и любой профессионал может пройти курс по повышению квалификации в онлайн-формате. Такой вид обучения сильно экономит драгоценное время, ведь его не нужно тратить дорогу. Именно поэтому образование онлайн набирает популярность не только среди молодёжи, но и среди старшего поколения.

Цель проекта – выявить главные плюсы и минусы образования онлайн, выяснить его главную проблему и найти способ ее решения.

Задачи:

Ознакомиться с форматом онлайн-обучения и выявить его главные плюсы и минусы;

Провести анкетирование среди обучающихся и выяснить главную проблему онлайн-образования;

Найти и разработать решение проблемы;

Проанализировать и систематизировать полученную информацию;

Сделать вывод.

   Методы исследования: сбор информации, анкетирование, анализ, систематизация, обобщение.

Гипотеза – мы предполагаем, что формат онлайн-обучения имеет ряд преимуществ, но его главная проблема – потребность к самодисциплине.

Объект исследования: образование онлайн и самодисциплина учащегося.

Предмет исследования: плюсы и минусы обучения в интернете.

РАЗДЕЛ 1. Основная часть

Дистанционное обучение — это форма обучения, представляющая собой взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, содержащая все компоненты учебного процесса и реализуемая с помощью интернет-технологий.

В 21 веке онлайн-обучение начало набирать обороты. Открываются онлайн-школы, создаются курсы, проводятся марафоны. Для организации дистанционного обучения многие образовательные учреждения создают учебные порталы. Все больше школьников делают выбор в пользу этой формы образования. Но почему же? На этот вопрос нам предстоит найти ответ. Давайте разберемся, когда появилась дистанционная форма обучения и как она распространилась на столь масштабном уровне.

Появление дистанционного обучения в России

В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях. Эта модель подразумевала заочное обучение, когда преподаватель и студент не видели друг друга.

На начальном этапе дистанционное образование проходило по следующей схеме. В начале курса проводились установочные лекции, присутствие на которых являлось обязательным. Предоставлялось описание курса и выдавались необходимые материалы. На протяжении указанного срока, студент самостоятельно изучал информацию по курсу.

Эта система активно развивалась в Советском Союзе, но с его распадом развитие дистанционного образования в нашей стране пошло на спад. Во многом это произошла из-за кризисных явлений в экономике и политике. Тем не менее и в 90е годы прошлого века в нашей стране были определенные этапы в развитии дистанционного обучения. Так, в 1993 году в России был открыт филиал ЕШКО. Эта программа позволяла удаленно изучать английский язык с помощью кассет. По итогам прохождения курса выдавался сертификат. Многих привлекала эта система, так как она была новой, необычной и более интересной, чем изучение языка на курсах.

Следующим этапом развития дистанционного образования стало подписание меморандума с ЮНЕСКО. Благодаря этому появилось содействие в развитии дистанционного образования. Это предполагало более серьезную систему образования и основательный фундамент для рассматриваемой сферы.

Таким образом, в 2004 году множество проектов в дистанционном обучении принесли свои плоды и начали намечаться новые перспективы.

В 2005 году Россия смогла выйти на международный уровень в сфере программ дистанционного образования. Именно тогда международная ассоциация ADL — AdvancedDistributedLearning сделала официальное заявление о том, что закончены испытания Российской системы дистанционного обучения. Было признано соответствие системы Redclass международному стандарту SCROM 1.2. Таким образом, эта система стала первой, признанной на международном уровне.

Сегодня дистанционное обучение организовано с помощью интернет-технологий. Дети общаются с учителем по видеосвязи, делают задания онлайн на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте. 

В современной России дистанционное обучение является несамостоятельной формой получения образования, а способом организации учебного процесса — с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. 

В марте 2020 года в период пандемии COVID-19 Министерство просвещения Российской Федерации разработало, опубликовало и направило в регионы методические рекомендации по организации дистанционного обучения. Помимо этого, было организовано создание специальных видеокурсов для учителей по организации онлайн-уроков.

По прогнозам экспертов, в будущем искусственный интеллект позволит создавать для каждого индивидуальную программу, а виртуальная и дополненная реальность — учиться быстрее и эффективнее.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Чтобы получить полноценное образование или овладеть новыми навыками, уже не обязательно лично посещать школу. Можно выбрать между дистанционным и очным обучением. Очный формат кажется более привычным, а онлайн обучение современным и удобным. У онлайн-формата есть как достоинства, так и недостатки. Давайте рассмотрим их поближе.

Плюсы дистанционного обучения

Учеба из любой точки мира.

Удаленный формат обучения позволяет путешествовать, но при этом не пропускать занятия. Главное, чтобы имелось устройство и интернет.

Размеренный темп работы.

Ученик может выбрать комфортный для себя темп работы, несколько раз пересматривать запись урока и разъяснять непонятные моменты.

Индивидуальное отношения преподавателя к каждому ученику.

Преподаватель видит статистику каждого ученика, его работы и ошибки, ведь платформы дистанционного обучения позволяют следить за успеваемостью детей. Это позволяет понять, в чем трудности конкретного ученика и помочь ему разобраться с темой.

Более интересное и насыщенное обучение.

Учитель не отвлекается на других детей и не тратит время на наведение дисциплины. Урок проходит по плану и исключительно по теме. Если заниматься в онлайн-школе, то при желании темы можно проходить наперед.

Экономия времени.

Не нужно тратить время на дорогу, сборов в школу. Чаще всего в онлайн-школах нет перемен, ведь урок можно посмотреть в записи. Это освобождает большое количество времени, которое можно потратить на хобби и общение с друзьями.

Возможности для людей с инклюзией

Один из самых больших плюсов дистанционного образования — его доступность для людей с ограниченными возможностями. Они могут проходить обучение в колледже или университете, осваивать современные востребованные профессии, не выходя из дома, найти в будущем работу и повысить качество своей жизни.

Минусы дистанционного обучения

Нехватка общения со сверстниками.

Если у ребенка мало друзей вне школы, он постоянно сидит дома, то ученик практически не коммуницирует со сверстниками.

Нехватка практики.

На некоторых предметах очень важна практика, которую сложно осуществлять в домашних условиях без специального оборудования.

Необходимость разбираться в цифровых технологиях.

Чтобы зайти на урок или сдать домашнее задание, важно уметь пользоваться технологиями. Это очень проблематично для тех, кто не ладит с техникой.

Технические ограничения

Стабильный интернет и техническое обеспечение — первые в списке недостатков дистанционной формы обучения. Особенно трудно приходится жителям отдалённых округов и российской глубинки.

Отсутствие мотивации и самодисциплины.

Особое внимание хочется уделить именно этой проблеме. Отсутствие контроля,

на первый взгляд, это кажется плюсом дистанционки, но на самом деле требует от учащегося высокой мотивации и ответственности. Именно этого не хватает, современным молодым людям. Отсутствие ответственности и самодисциплины мешает полностью погрузиться в процесс обучения, особенно если лекции идут в записи.

Далеко не каждый школьник может учиться без постоянного контроля. Нужно планировать время самому и заниматься регулярно. Это действительно сложно: контролировать время, бороться с отвлекающими факторами. Так как эта проблема широко распространена в нашем обществе, я решил, что мне необходимо найти способ ее решения.

1.3. Что такое самодисциплина

Самодисциплина –это развитие полезных привычек для управления собой. На практике это может выглядеть так: очень хочется почитать новости в Инстаграмм или ВКонтакте, но вы идете и делаете уроки, одолеваете большое желание развалиться на диване и посмотреть фильм, но вы преодолеваете себя и идете на тренировку.

Полезный навык самодисциплины можно развивать. Прочитав книгу по развитию, самодисциплине, я собрал несколько правил:

Поставить себе цель

Основа самодисциплины – мотивация. Она создается от видения, куда двигаться и зачем. Нужно определить цель на день, неделю, месяц. Например:

-Мотивация закончить четверть без троек.

-Задача на неделю: написать дополнительный реферат по биологии, так как выходит спорная оценка за четверть.

-Задачи на день- практика: стараться ежедневно записывать задачи на день.

Возможно сразу что-то будет не получаться, где-то не сможете распределить свои силы или время, где-то форс мажор, где-то дополнительная нагрузка, которая от вас не зависит. Но эта привычка поможет заниматься именно тем, что нужно, а не всем подряд.

Сложности побеждаются «кусочками»

Внутренняя мотивация и постановка целей — это хорошо, но как только появляются препятствия, многих на этом этапе ждет провал. Что бы этого не случилось, научитесь решать проблемы «кусочками». Что это значит? Вы берете одно дело на сегодня и делите его на несколько «поддел».

Например: мне нужно сделать уроки на завтра, я расписываю:

-математика до 11:00

-русский до 12:00

-литература до 13:00

Если дел много, и они все сложные – разбейте их по приоритетам. Начните с самого важного и сложного.

Радость от достижений

Поделитесь своими достижениями с родителями, и договоритесь о награде за победу над собой. Например: у вас получилось вовремя вставать в течение первой недели, заправлять постель и делать качественную домашнюю работу по составленному плану и награда –торт, кино или катание на коньках.

Постоянство усилий

В процессе любого длительного дела всегда есть искушение остановиться, бросить, избежать. Такие искушения не помогут достигать успехов. Поэтому при любом деле будьте начеку, держите все под контролем, старайтесь быть постоянным до конца. Если уже вы поддались искушению отвлечься, то займитесь менее важным делом, которое тоже было запланировано.

Найдите замену старым привычкам

Для повышения самодисциплины иногда нужно отказаться от старых вредных привычек. Если вы решили изменить себя и начать новую жизнь, став дисциплинированным, постарайтесь найти замену своим старым привычкам.

Например: что бы рано вставать, нужно отучить себя «бродить» по соцсетям до поздней ночи.

Восстановление после неудач

Это важное правило для всех людей. Все мы неидеальны, и все ошибаются. Уясните, что ошибки – часть процесса. Самая жесткая дисциплина воспитывается самыми сильными запретами и большими ошибками. Но не сдавайтесь. На выходе вы будете более терпеливым, более адаптированным, более дисциплинированным.

Приведу несколько примеров развития самодисциплины:

Начать работу над собой можно с ежедневной 15- минутной зарядки. Сложно 15 минут, начните с 5-ти, а потом постепенно увеличивайте нагрузку и время.

Чтобы настроиться на работу, нужно взять за правило – делать одно дело, а не несколько одновременно.

Например, когда вы собираетесь писать статью, не нужно параллельно смотреть новости или фотографии.

Положительным примером развития навыка будет, когда человек берет за правило читать полезную книгу каждый день по 30 минут.

Приучение себя вставать раньше на полчаса, чем обычно, чтобы успеть выгулять собаку и не опоздать на работу.

Выстраивание биологических ритмов – стараться ложиться спать не позже 23:00 и вставать не позже 7:00, чтобы успевать делать многое за один день.

РАЗДЕЛ 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование

Чтобы выяснить, как школьники относятся к дистанционному обучению и с какими проблемами они сталкиваются, обучаясь онлайн, я провел анкетирование среди своих одноклассников.

Учащиеся ответили на следующие вопросы:

Нравится ли вам формат дистанционного обучения? 

Хотели бы вы перейти на домашнее обучение? 

Часто ли вы делаете домашнее задание в последний момент? 

Часто ли случается такое, что вы не успеваете сделать все свои дела на дистанционном обучении? 

Занимаетесь ли вы с репетиторами онлайн? 

Замечаете ли вы экономию времени на дистанционном обучении? 

Считаете ли вы, что вам удается рационально распоряжаться временем? 

Есть ли у вас знакомые, обучающиеся на домашнем обучении? 

Планируете ли вы свой день?

В анкетировании приняли участие 27 школьников.

Изучив бланки ответов, мы получили следующие результаты:

На первый вопрос 96% опрошенных ответили «Да», и только 4% ответили отрицательно.

67% учеников хотели бы перейти на домашнее обучение, в то время как 33% предпочитает ходить в школу.

67% учащихся часто делает задание в последний момент. 33% выполняет его заранее.

56% опрошенных часто не успевает сделать все свои дела, обучаясь дистанционно. У 44% такое случается нечасто.

Из общего числа опрошенных только 30% занимаются с репетиторами онлайн. 70% предпочитает присутствовать на занятии или обходиться без репетиторов.

85% замечает экономию времени на дистанционном обучении. 15% не согласно с этим.

Нас поразило то, что только 30% опрошенных могут сказать, что распоряжаются своим временем рационально, в то время как 70% считают иначе.

У 52% есть знакомые, обучающиеся на домашнем обучении. 48% не имеют таких знакомых.

Как оказалось, только 19% учеников планируют свой день. 81% этого не делает.

Как показал результат анкетирования, формат дистанционного обучения набирает популярность среди подростков. Многие хотят перейти на домашнее обучение, видят в нем определенные преимущества, но немногие занимаются с репетиторами онлайн. Тем не менее, больше половины опрошенных знакомы с человеком, обучающимся из дома, что доказывает нарастающую распространенность такой формы обучения.

Проанализировав результаты анкетирования, мы сделали вывод, что большинство школьников сталкиваются с проблемой пустой траты времени и плохой самодисциплины. С целью решения данной проблемы, мы решили разработать планер - эффективный помощник в вопросах организации времени.

2.2. Создание планера

В своей повседневной жизни, особенно после прочтения книги по самодисциплине, я стал постоянно использовать планер: расписывать задачи, которые надо выполнить за определенный срок; распорядок дня; хранить в нем свои мысли, а также предстоящие мероприятия и важные события. Несмотря на то, что сейчас в магазинах огромное количество самых разных ежедневников, к сожалению, мне еще не удавалось найти идеальный блокнот, который подходил бы мне по всем параметрам и был бы максимально удобным. Именно поэтому мы решили создать свою версию планера, рассчитанного на один месяц (Приложение 1).

Для начала, я просмотрел все свои предыдущие блокноты и выделил те фишки, которые показались мне наиболее удобными и эффективными. Затем, я дополнил список теми вещами, которых мне так не хватало в готовых ежедневниках.

Далее, я приступил к созданию электронной версии блокнота. Для работы я выбрал программу «Canva», которая идеально подходит для разработки различных дизайнов и макетов.

Первым делом я создал свою уникальную обложку, затем приступил к содержанию.

На первой странице мы сразу же видим имя владельца планера. Затем, нас встречает небольшое приветствие и полезный прием, который позволяет повысить продуктивность и эффективность. Его я подчеркнул из книги знаменитого американского писателя по вопросам личной эффективности и продуктивности Дэвида Аллена «Как привести дела порядок: в школе и не только».

На следующей странице видим расписание уроков – то, что непременно должно находиться перед глазами у каждого ученика.

Далее – разворот, посвященный целям. Всем известно, что мотивация – это одна из главных составляющих успеха, и именно визуальный осмотр своих целей позволяет школьнику держать в голове, зачем он трудится и побуждает к дальнейшим действиям.

Ну и какой планер обойдется без разворота «Планирование месяца», где человек может расписать ближайшие планы на предстоящий месяц.

Разворот «Дедлайны» позволяет контролировать сроки сдачи определенных работ и не расслабляться в неподходящий момент.

В «Планах на день» мы записываем ключевые задачи на этот день и свое расписание, чтобы не держать ненужную информацию в голове и не загружать мозг. Это необходимо, чтобы не забыть важные задачи и быть максимально продуктивным и активным на протяжении всего дня.

Мною было принято решение сделать пару разлинованных страниц в конце планера, чтобы ученик мог в любое время записать свои идеи и мысли или сделать другие заметки.

После разработки планера в электронном виде, мы отнесли имеющийся материал в типографию, где нам создали готовый продукт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21 век – это время, когда в России активно распространяется формат онлайн-обучения. Впервые в нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. Сейчас образование онлайн имеет как достоинства, так и недостатки. Но несмотря на все минусы, все больше школьников хочет перейти на домашнее обучение в связи со значительной экономией времени.

Однако главная проблема – потребность к постоянной дисциплине. Это подтвердил результат проведенного анкетирования. Чтобы частично решить проблему и облегчить жизнь школьникам мы разработали собственный планер – эффективный помощник в вопросах организации времени. Считаем, что вышеизложенным мы подтвердили гипотезу нашего проекта.

Нельзя ответить однозначно, как лучше получать образование, ведь это зависит от способностей и особенностей характера каждого человека, но нужно развивать в себе такие качества, как самодисциплина, самосовершенствование, чтобы при любых изменениях быть готовым учиться, работать как в коллективе, так и удаленно.

Работать с этой темой оказалось очень интересно. Информационную составляющую нашего проекта можно использовать на уроках обществознания. Продукт поможет школьникам организовать свой досуг и проводить свой день более эффективно и продуктивно.

Список литературы

Маслакова, Е. С. История развития дистанционного обучения в России / Е. С. Маслакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249/ (дата обращения: 13.03.2022).

Как привести дела в порядок — в школе и не только / Дэвид Аллен, Майк Уильямс, Марк Уоллас. Пер. с англ. Е. Куприяновой ; [научн. ред. Д. Иншаков]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 256 с., ил.

Иные электронные ресурсы:

https://vogazeta.ru/articles/2020/4/17/distant/12609-distantsionnoe_obuchenie__plyusy_i_minusy

https://www.unicraft.org/blog/4649/plusy-i-minusy-online-obucheniya/

https://skysmart.ru/distant/info/plyusy-i-minusy-distancionnogo-obucheniya-v-shkole

Приложение 1.

Просмотров работы: 58