ВВЕДЕНИЕ
12 Июня в нашей стране отмечается праздник «День России». В 2022 году мне удалось попасть на данное мероприятие. Там в обязательном порядке включили гимн Российской Федерации. Внимательно слушая слова, в моей голове появились вопросы о происхождении гимна. Все лето я изучала информацию, смотрела документальные фильмы, искала заметки в книгах по данной теме.
Также, когда я впервые пришла учиться в музыкальную школу, то у видела на стене в кабинете текст гимна. Тогда я ещё не совсем понимала, что это, но сейчас, перечитывая строки можно отметить глубокий смысл каждого предложения.
Ни для кого не секрет, что сейчас, каждое утро понедельника в школах начинается с прослушивания гимна России и поднятия флага. Моя школа не стала исключением. Обучающиеся первой смены выходят на линейку, поднимают флаг и слушают гимн. Стоит заметить, что уже после 2 месяцев такой традиции ребята стали лучше знать слова гимна, а кто-то уже выучил его наизусть.
Каждая страна имеет три государственных символа: герб, флаг и гимн. Наша страна – ни исключение. Слова в гимне отображают политическое устройство, мировоззренческое и духовное устройство страны, прославляют державу или правителя.
В своей исследовательской работе я решила подробно изучить историю гимна России, а точнее кто написал слова для этой легендарной песни, в какое время был написан гимн, каким был первый гимн нашей страны, знает ли современное поколение слова гимн.
Актуальность
В настоящее время, по-нашему мнению каждый человек, который проживает в нашей стране должен знать слова и историю нашего гимна. Это позволит нам сохранить историю и ценности нашей родины для передачи их следующим поколениям. Зная гимн России, люди смогут помнить о трагичных и великих битвах, ход событий которых также описан в гимне, чтить людей, погибших за её славу. Данная песня может служить одним из главных инструментов для пробуждения патриотизма в сердцах людей.
Цель проекта – изучить историю гимна России, сделать анализ текста и создать собственную карманную карточку с гимном России.
Задачи:
Ознакомиться с историей гимна;
Сделать опрос, чтобы анализировать знания сверстников о гимне;
Создать карманную карточку с гимном России и апробировать её;
Сделать вывод.
Гипотеза: мы предполагаем, что гимн России имеет огромную историческую ценность, это не просто песня, которая восхваляет нашу страну, а интересный пример, по которому можно рассмотреть историю страны и ценности людей.
Объект исследования: история гимна
Предмет исследования: гимн России
Методы исследования: анализ, синтез, тестирование, моделирование, сбор информации
1. Теоретическая часть
1.1 История гимна
Изучив материал в интернете, мы узнали, что гимн – хвалебная песнь. Но государственный гимн какой-либо страны имеет более широкое понятие. Гимн - торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
Первый неофициальный российский гимн появился ещё в конце XVIII века. Песня называлась «Гром Победы, раздавайся!» и была написана Гаврилой Романовичем Державиным. Гимн был быстро изменен, так как в большей части возглавлял Екатерину Великую, а не державу.
В 1816 году Александром I был подписан указ, в соответствии с которым при встрече иностранных гостей использовали мелодии и стихи «Молитва русских». Этот гимн продержался в нашей стране до 1833 года. Автором произведения был Василий Андреевич Жуковский.
Произведение «Коль славен наш Господь в Сионе» было гимном страны с 1856 по 1917 год. Данный гимн был убран, пришедшими к власти большевиками, из-за того, что он был не таким светским, как предыдущий. Но он не был единственным гимном, который исполняли в то время. Песнь «Боже, Царя храни!» была утверждена Николаем I, данный гимн любили не все, ведь он перекликался с европейскими и получил много нехороших откликов со стороны советов.
После революции Петр Лаврович Лавров создал русские слова для мелодии Клода Жозефа Руже де Лиля, так и появился известный гимн под названием «Рабочая Марсельеза». Текст имел отношение к революции, при этом сохранял идеи большевиков.
С 1918 по 1944 годы в РСФСР и СССР звучал «Интернационал». Произведение являлось официальным государственным гимном. Текст боролся с буржуазией, царизмом и провозглашал коммунизм. Слова для этого гимна были написаны французскими поэтами.
В 1944 году композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Сергеем Владимировичем Михалковым был написан новый гимн. В то время Иосиф Сталин вспомнил о своём прошлом увлечении «написании стихов» и достаточно сильно подкорректировал текст. Именно Иосиф Виссарионович стал автором первых и знакомых нам всех строчек «Союз нерушимый республик свободных». Этот гимн впервые прозвучал 1 января 1944 года.
В 1961 году состоялся XXII съезд КПСС, на котором было принято решение оставить гимн, но без Сталина и строки «Мы армию нашу растили в сраженьях». Такая версия гимна была актуальна до декабря 1991-го года.
«Патриотическая песня», написанная Михаилом Ивановичем Глинкой в 1833 году, была утверждена депутатами, как гимн РСФСР еще в составе СССР. Союз распался. Авторы предлагали много стихов, предпринималось огромное количество попыток утвердить текст гимна, но все было безуспешно. Эта мелодия не стала государственным символом, а кто-то даже путал её еще с одним известным произведением Глинки «Славься!»
1.2 История создания современного гимна России
10 Марта 1999 года в Государственной Думе началось рассмотрение закона «О государственном гимне Российской Федерации». Нужный вариант искали долго.
Все вновь пришло к мелодии Александра Васильевича Александрова. А вот над текстом работало 12 групп. Все предложения президент слушал лично и остановился на слова Сергея Михалкова. Владимир Владимирович оценил ритмичность, схожую с гимном СССР и отметил глубокий смысл слов. Это действительно так, ведь новый гимн подмечает сплоченность страны, стремление к светлому и прекрасному будущему.
С 22 Марта 2001 года в Российской Федерации официально действует и охраняется законом гимн. А 25 декабря 2000 года Президент подписал законы о трех государственных символах. С этого момента герб, флаг и гимн нашей страны остаются неизменными.
.
2. Практическая часть
2.1. Опрос школьников
Одной из целей моего проекта являлся опрос школьников на знание истории гимна нашей страны.
Мною было опрошено 100 учеников с 5 по 11 класс.
3ч. – 5 класс
8ч. – 6 класс
25ч. – 7 класс
31ч. – 8 класс
13ч. – 9 класс
15ч. – 10 класс
5ч. – 11 класс.
1. Знаете ли вы слова Гимна России? Именно так звучал первый вопрос в моем опросе. Я получила следующие ответы:
Я посчитала данный результат достаточно хорошим, ведь процент людей, знающих гимн нашей страны составляет 87% и возраст ребят, которые выбрали такой ответ отличается между собой. То есть мы можем сказать, что в каждой возрастной группе опрошенных есть люди, знающие гимн страны. К сожалению, 7 ребят всё-таки не знают гимн, а 6 человек имеют представление только о припеве.
2. Вопрос: «Считаете ли вы знание Гимна обязательным для каждого гражданина России?»
На этот вопрос мы получили следующие ответы:
10% Считают, что все граждане России не должны знать гимн нашей страны, а 90 ребят такое мнение не поддерживают.
3 Вопрос: «Хотели бы вы изменить Гимн нашей страны?»
На этот вопрос 89 ребят ответили «Нет», а 11 хотели бы внести некоторые изменения.
4. Вопрос: «Считаете ли вы, что действующий Гимн России отражает духовный, политический и культурный статус нашей страны?»
На этот вопрос ребята ответили также, как и на предыдущий. Я думаю, что именно та группа, которая в прошлом вопросе ответила, что хотела бы изменить гимн нашей страны, как раз и считает, что в нем не отображены все ценности нашей страны. Потому что результат выглядит следующим образом:
5. Вопрос: «Ты бы хотел знать историю нашего гимна?»
Я была несомненно рада результатам данного опроса. Считаю, что эти показатели полностью оправдывают актуальность нашей темы.
6. Вопрос: «Хотели бы вы иметь материал, с помощью которого можно быстро вспомнить и повторить текст гимна?»
На этот вопрос ребята также дали положительные ответы. Поэтому мы задумались над созданием собственной карточки для повторения гимна.
2.2 Создание собственной карточки с гимном
Получив результаты голосования, мы принялись работу над собственным материалом.
Создавая собственный материал, мы учитывали следующие факты:
• Дизайн
• Наличие современных технологий
• Удобство в использовании
В специальном приложении мы создали дизайн нашей будущей карточки. Текст гимна нашли в интернет-источниках. Для того, чтобы наша карточка отличалась от тех, что используют в дневнике и других учебных материалах, мы решили добавить в неё современные технологии. Так, с помощью QR кода, расположенного на нашей карте и камеры своего смартфона, вы сможете прослушать гимн.
Этот материал мы распечатали в типографии, и я раздала его своим друзьям, одноклассникам, для того чтобы они в нужно ситуации легко могли вспомнить текст гимна.
Карточки мы раздали ребятам месяц назад, но недавно решили узнать, помогают ли они им вообще. И все ребята, сказали, что такие карточки им очень нравятся, а также многие их одноклассники попросили такие карточки.
Заключение
В результате нашего исследования мы глубоко изучили историю гимна, а точнее в каком году был установлен первый гимн в нашей стране, кто является автором и композитором настоящего гимна, и как менялась данная торжественная песня на протяжении многих лет.
Провели голосование среди школьников и узнали их мнение об истории нашего гимна. Проанализировав их ответы, мы создали собственный материал с эксклюзивным дизайном, полезной информацией и с использованием современных технологий.
Считаем, что цель нашего исследования достигнута, а задачи выполнены.
Список ресурсов
Сергей Михалков: Гимн России для детей
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
https://my.sfu-kras.ru/node/701#:~:text=%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%20%D0%A0%D0%A4%20%E2%80%94%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%2D%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5,%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5.