Буллинг в школьной среде

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Буллинг в школьной среде

Привольная Е.Д. 1
1ГБУ ДО "Республиканский дворец детского творчества им.Б.Е.Кабалоева"
Гаглойты Д.В. 1
1ГБУ ДО "Республиканский дворец детского творчества им.Б.Е.Кабалоева"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема буллинга в школьной среде появилась еще в 1905 году. Именно тогда и была опубликована работа К. Дьюкса о насилии в школе. Свое первое анонимное исследование Дан Ольвеус провел в 1980-ых годах в Норвегии и Швеции. Опрос показал, что 15% детей систематически сталкиваются с травлей; 9% являются жертвами травли; 7% агрессорами; 2% принимают обе роли. А в 1973 г. автор опубликовал книгу «Мальчик для битья и школьные хулиганы». Эту книгу Д. Ольвеус он написал на основе своего исследования, она оказывает большую заинтересованность людей к проблеме буллинга.

В настоящее время в России, эта проблема широко распространена. Ни для кого не секрет, что в 21 веке сфера Интернета быстро и стремительно развивается. Интернет служит средством поиска информации, и вдобавок является средством связи. Через интернет происходит так называемый кибербуллинг. Это направление травли представляет наибольшую опасность, ведь обидчик чувствует большую безнаказанность и не видит последствия своего поступка.

Буллинг в какой-то степени можно сравнить с конфликтом. Единственное различие между ними это: неравные силы (в конфликте у двух сторон равные силы; в буллинге сила на стороне обидчика), повторяемость действия (буллинг в отличие от ссоры повторяется регулярно),

возникновение (конфликт появляется случайно и сопровождается бурными сдерживаемыми эмоций; травля – это намеренное регулярное унижение одного человека другим человеком или группой людей), решение (конфликт всегда можно уладить, травлю же следует прекратить).

Актуальность работы: В современном мире, в суете школьных будней, многие взрослые и дети к буллингу относятся не серьезно и не придают ему большого значения.

Цель работы: Изучить проблемы и последствия буллинга, найти от него средства защиты.

Гипотеза: Я предполагаю, чтопроблема распространения буллинга среди подростков не изучена.

Задачи:

- Познакомиться с понятием «Буллинг»;

- Изучить типы и виды буллинга;

- Выяснить, как буллинг влияет на настоящее и будущее ребенка;

- Провести анкетирование среди своих сверстников;

- Сопоставить полученные данные;

- Найти средства защиты от буллинга.

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает. В буллинге всегда есть три действующих лица: Агрессор (тот, кто инициирует насилие или подключается к нему), жертва (тот, на кого направлено насилие) и наблюдатели или свидетели  (те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её). Главная цель агрессоров – не один раз обидеть жертву, а изводить её систематически, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например: словесные оскорбления, используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней, отбирают или портят вещи, заставляют совершать неприятные действия, толкают, кидают в неё предметы).

1. Буллинг. Типы и виды буллинга.

Буллинг– это запугивание, травля, агрессивное отношение одного человека (или целой компании) к другому. Он может выражаться по-разному: от неприличных шуток и оскорблений до избиения. С буллингом связаны переживания страха, замкнутости, вины, стыда, беспомощности, ненависти, отчаяния, и эти переживания очень мало обсуждаются.

Чаще всего агрессорами (агрессор – тот, кто «атакует» с помощью провокаций границы жертвы) являются ученики шестых - восьмых классов. Дети только учатся социуму и не до конца понимают, что такое поведение и действия недопустимы. Подростки отличаются бесстрашием, особой жестокостью и редко когда признают свою вину. Они довольно жестоки по своей природе и у них еще не выработались сдерживающие эмоции, механизмы.

Основная цель агрессоров – запугать жертву, унизить, подчинить, а также повеселиться, издеваясь над жертвой, ограничить в действиях, самовыражении и любом другом проявлении свободы личности.

Выделяют несколько типов буллинга:

- физический;

- психологический;

- социальный;

- вербальный;

- кибербуллинг.

Физический буллинг -это самая банальная и распространенная форма буллинга. Главный признак физического буллинга – применение физической силы для унижения, подчинения, контроля над жертвой. Как правило, агрессор сильнее и крупнее сверстников и использует свою силу как средство контроля и унижения одноклассников. Пинки, удары, шлепки, пощёчины, подножки, нежелательные прикосновения - всё это физическая травля. Также к физической травле относится порча имущества или действия, при которых жертве был нанесен физический вред.

Психологический буллинг - агрессор изводит свою жертву без прямого физического контакта. Его цель – вывести человека из себя, лишить эмоционального равновесия, с помощью слов. К психологической травле относятся: пугание, угрозы, травля, издевательства, изоляция и отвержение, слухи, сплетни. 

Социальный буллинг - это может быть бойкот, полнейший игнор – как во время занятий или на переменах, так и после школы, изгнание из группы. По статистике, именно бойкоты становятся самым тяжелым испытанием для ребят, а слишком продолжительная социальная изоляция нередко приводит к мыслям о суициде. Его цель – изолировать жертву от общества.

«Социальный буллинг — это неприметный вид травли, который сложно заметить со стороны, поскольку всё протекает внутри детского коллектива и, как правило, участники ситуации стараются не афишировать её. Игнорирование, сплетни, слухи, подчёркнутое пренебрежение, обманы, обидные выдумки — такая травля направлена на подрывание авторитета жертвы и понижение её социального статуса. Такой вид травли чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. Булли могут демонстративно замолкать, пересаживаться в столовой подальше от жертвы, отказываться сидеть с ней на уроках, распространять про неё порочащие слухи и т. д. Чаще всего такой вид буллинга практикуют школьники 6-9 классов, но иногда и взрослые люди могут заниматься чем-то подобным на работе, изводя коллег». [1]

Вербальный буллинг (словесный) – этот вид буллинга в школе разнообразен, он может проявляться, как прямыми угрозами и оскорблениями, так и ироничными, внешне безобидными, но всё-таки травмирующими замечаниями. Словесную травлю сложно выявить, потому что у ребёнка обычно не бывает доказательств. Дети, подвергшиеся вербальному буллингу, часто замыкаются в себе, становятся капризными или имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать взрослым об обидных словах, произнесенные в их адрес, но, к сожалению, как показывает практика, им никто не верит.

Кибербуллинг - это новая разновидность школьной травли, которая происходит в виртуальном пространстве. Такое преследование может выражаться в унизительных сообщениях в мессенджерах, электронной почте, соцсетях; компрометирующих фото или видео с последующим шантажом и оскорблениями. Для виртуальной травли вовсе необязательно обладать физической силой. Достаточно дружить с современными гаджетами и программами – и тогда до жертвы можно добраться в любое время, где бы она ни находилась. Анонимность, которую дает интернет, обеспечивает полную безнаказанность, а потому именно кибербуллинг отличается особой жестокостью. Жертва не может себя чувствовать в безопасности даже у себя дома.

Кибербуллинг вызывает такую же сильную тревогу у детей, как и травля в «реальном» мире.

1.2 Влияние буллинга на психологическое состояние ребенка.

Запугивание – это очень серьезная проблема с тяжелыми последствиями, как для жертв буллинга, так и для самих хулиганов, и для молчаливых свидетелей эмоционального и физического насилия. Частично проблема буллинга заключается в культуре безразличия и бездействия коллектива, когда насмешки, травля, унижения, преследование и физическое насилие среди детей не считалось чем-то опасным. Взрослые, родители и учителя считают хулиганство естественным для детей, оправдывая себя тем, что дети «так играют», а мальчишки «всегда дерутся».

‍ Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. «С травлей в школе должен разбираться не один ребёнок, а все стороны — родители, учителя, сам школьник, психологи и, возможно, инспектор, который курирует школу. Мы должны научить ребенка игнорировать буллеров и полностью дистанцироваться от таких людей, не обращать на них внимание. Если это социальные сети, то заблокировать страницы людей, с которых поступают агрессивные сообщения» - сказала психолог МБОУ СОШ №25 Гамаонова Залина Валерьевна.

Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста, ведь последствия от буллинга могут нанести непоправимый вред здоровью ребенка.

«Согласно исследованию Мировой Организации Здравоохранения, в России, ежегодно 3 миллиона детей в возрасте от 8 лет подвергаются травле в школе. Есть интересный факт, что Россия является самой развитой страной по случаям кибербуллинга в мире». [2]

На всех участников буллинга ситуация влияет по разному:

- Жертвы буллинга постоянно чувствуют себя в опасности. Даже если над ними не издеваются прямо сейчас, им кажется, что это может начаться в любую минуту. По мнению учёных, жертвы буллинга постепенно начинают верить, что с ними действительно что-то не так. Они чувствуют себя одинокими, но не пытаются найти новые хобби или завести друзей. Им сложно доверять людям. У ребёнка возникают проблемы со сном, может развиться энурез, болит голова или живот. Постоянный стресс влияет на иммунную систему и негативно воздействует на способности ребенка. В результате он часто болеет и плохо учится.

- Агрессоры буллинга получают опыт безнаказанности, иллюзию собственной силы и абсолютной правоты. «Агрессора обычно воспринимают в коллективе как авторитетного и уважаемого человека. Но сам он не уверен в себе и собственном месте в коллективе. Агрессор использует насилие, чтобы самоутвердиться за чужой счёт, и внутренне очень боится потерять лидерские позиции». [3]

- Наблюдатели буллинга стоят в стороне и делают вид, что ничего не происходит, не пытаются остановить насилие. Постепенно такие дети и подростки перестают жалеть жертву и ожесточаются. Насилие становится для них нормой. Очевидцы травли часто испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Они испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя.

«Бездействие свидетелей не является пассивным. Когда наблюдающие издевательства дети внешне ничего не делают, внутри они активно делают выбор: либо игнорировать события, либо притворяться, что это не имеет к ним никакого отношения, либо посмотреть на издевательства с интересом и, иногда, с удовольствием. Независимо от того, что происходит, наблюдение без попыток пресечь издевательства становится вредным и для самих свидетелей. Безмолвное потворство насилию, наблюдение неприглядных сцен, которые каждый ребенок примеряет на себя, точно также оказывает травмирующее психику действие». [4]

2. Средства защиты от буллинга

По мнению подростков травля чаще всего происходит: за  внешний вид, национальную принадлежность, успеваемость в школе и материальные ценности. При этом, считают атмосферу в своей школе дружелюбной.

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

По мнению клинического психолога (МГУ имени М. В. Ломоносова) Елены Трушиной: «Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. В этом случае важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога. После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

- «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.

- «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.

- «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.

- «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.

- «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

‍ Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

‍ Ребёнок же, в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.

Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).

Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.

Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.

Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет». [5]

Чтобы подросток мог сосредоточиться на учебе и получал от посещения школы удовольствие, ему в обязательном порядке нужно научиться защищать себя. И всячески противостоять буллингу в процессе столкновения с ним. Об этом говорит социальный педагог, медиатор Привольная Елена Викторовна:

- «Сначала нужно обязательно обратиться за помощью к взрослому. Иногда ребенок не в состоянии сам за себя постоять, но это не значит, что он по жизни «слабак». Бывает что ребенку необходимо поддержка, и он пойдет дальше и сделает верный шаг. Никогда нельзя падать духом! Никогда! Я считаю, что всегда нужно давать отпор! Главное - победить свой страх и не держать это в себе.

Чаще всего те, кто занимается буллингом, собираются компаниями, то есть по отдельности, они мало что из себя представляют. Это такие слабохарактерные люди, которые хотят на фоне других детей показать, что они чего-то стоят. Собравшись в кучку, они друг перед другом бравируют, пытаются найти слабого и на нем отыграться, чтобы самим показать, что они какие-то «герои». Чаще всего они трусоваты, иначе бы они не собирались в кучки и так бы не задевали своих одноклассников. Пока они не собирались, на них никто не обращал внимания.

Эта ситуация не будет решена, пока не повлечет общественной огласки взрослых. Уже после, я уверенна, они не будут никого обижать, начнут понимать, что могут ими заинтересоваться и родители, и комитет по несовершеннолетним, и социальный педагог, и полиция. Рычагов очень много.

Если над ребенком кто-то пытается издеваться, надо сразу кричать о помощи. Безвыходных ситуаций не бывает. Всегда можно помочь и решить проблему, но об этом должен знать взрослый человек. А вот если уже взрослый будет равнодушен, это конечно, совершенно другая тема. И это, кстати, уголовная статья «оставление в опасности».

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход. Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам».

Заключение

Долгие годы травля считалась в детских коллективах, чем-то вроде «сама пройдет» или «до свадьбы заживет». Но в настоящее время это носит серьезный характер. Учитывая многие трагические последствия для детей и взрослых, очень важно обратить пристальное внимание на тему буллинга, от этого зависит жизнь и здоровье, как детей, так и общества в целом.

Важно рассказывать о буллинге, о ее последствиях, предупредить ее и вовремя ликвидировать. К сожалению, полностью искоренить буллинг и кибер-буллинг невозможно, но это не значит, что взрослые должны игнорировать это явление, отстраняться и не принимать никаких решений.

Задача взрослого – не только поддержать ребенка, попавшего в трудную ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими, дать верные советы, как себя вести в той или иной ситуации. Ведь в жизни случается много ситуаций, в которых без обид, столкновений с жестокостью невозможно. Именно, поэтому, важно научить ребенка противостоять агрессорам и не уподобляться им.

Разъяснительные беседы с детьми должны производиться не только родителями, но и учителями, психологами школы.

В ходе своей работы, проводя анкетирование, я знакомила учащихся с проблемой буллинга на основе фильма Марии Кравченко «Светлячок». Это подростковая драма о страхе быть непринятым и о том, как не потерять себя в жестоком мире подростков.

По сюжету Света Василькова («Светлячок», как называет её мама) переезжает из деревни в город, чтобы учиться в хорошей школе. Появление новенькой, которая даже в жару ходит в красной шапке и кажется чересчур улыбчивой и наивной, сразу меняет привычную жизнь класса. Будущая «элита общества», как они сами себя называют, вынуждена взглянуть на себя со стороны и обнаружить не самые лучшие черты. Принимает новенькую только один одноклассник Вадим Сурков, за внимание которого давно борется Женя – красотка и лидер своей компании. Ради любви Женя решается на жестокие поступки.

Просмотрев этот фильм и проанализировав все данные я пришла к выводам:

1) если ты подвергался когда-либо буллингу, это не значит, что нужно опускать руки, менять себя из-за слов в свой адрес. Нужно оставаться собой и не прятать свой характер за маской. Найдутся люди, которые будут тебя ценить и любить таким, каким ты являешься на самом деле.

2) не стоит унижать человека за его внешний вид, стиль, это никогда не приведет к хорошему. Каждый из нас отличается, каждый из нас имеет право выглядеть так, как ему хочется. Нельзя самовыражаться за счет унижения других людей, это не делает буллера сильным человеком, а наоборот, это показатель слабости и внутренних комплексов, которые агрессор усердно пытается скрыть.

3) нельзя ставить себя выше какого-либо человека, мы все равны, вне зависимости от места рождения, материального состояния. Просто у кого-то что-то выходит лучше, чем у остальных, но это не повод принижать человека.

В школах, необходимо проводить классные часы с детьми, чтобы они знали, что такое буллинг, какого бывает ребятам, которые подвержены травле в школе. Это важно, чтобы школьники не становились агрессорами, а если становились свидетелями буллинга - не проходили мимо, а смогли оказать помощь.

Список используемой литературы:

Аверьянов А. И. Буллинг как вызов современной школе / Педагогика, психология и социология. - 2013. - № 18. - С. 45-46

Ольвеус Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? М., 2009. 263с.

Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / "Семья и школа". - 2006. - №11. - с 15-19

Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012.— 264 с.

Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004

Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.

С.В.Кривцова. «Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных» 2011г.

Корзун С.А., Страпко О.В. Буллинг как форма проявления агрессии в подростковом возрасте. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 8. С. 107-111.

Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. ТГПУ. № 6 (18). С. 151-154.

Интернет ссылки:

https://blog.school-olymp.ru/travlya-v-shkole/

https://childdevelop.info/articles/conflict/746/

https://4gdkp.by/tsentry/56-stranichka-psikhologa-yuniks/471-bulling-ili-travlya-sredi-sverstnikov

https://trends-rbc-ru.turbopages.org/turbo/trends.rbc.ru/s/trends/social/62cd32e79a79470ca418bd15

https://foxford.ru/?_ga=2.94320799.347063636.1670520072-683146259.1670520072

Приложения

Проведя опрос о буллинге среди своих сверстников, в первую очередь узнала о том, что 27% жалуются на психологическую агрессию, на физическую – 15%, на вербальную – 35 % и на кибербуллинг – 23%.

С агрессией в школе сталкивались 59% подростков. Из них 10% рассказывали об этом родителям, 19%  - друзьям, 5% — учителю, а 25% предпочитали молчать. В опросе приняло участие всего 97 человек.

Просмотров работы: 192